Договор аренды по 44 закону. Каким способом закупать услуги по аренде нежилых помещений. Как заключить контракт с единственным поставщиком на аренду нежилого помещения, здания или сооружения

При проведении электронного аукциона по 44-ФЗ иногда случается так, что закупочная комиссия отклоняет все заявки участников. Такое происходит в том случае, если их вторые части не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. В соответствии с частью 13 статьи 69 упомянутого закона, аукцион в этом случае признается несостоявшимся. Что делать заказчику в таком случае? Пункт 2 части 8 статьи 83 закона 44-ФЗ дает ему право определить поставщика путем запроса предложений. Но прежде необходимо внести изменение в план-график, а при необходимости и в план закупок.

Когда вносить изменения в план-график?

Четкого срока, когда необходимо изменить план-график на том основании, что электронный аукцион признан несостоявшимся, закон 44-ФЗ не устанавливает. Из этого следует, что указанные изменения в план-график можно внести в любой момент. На практике это будет зависеть от того, когда заказчик планирует проводить запрос предложений. Обратите внимание, что при проведении запроса предложений после несостоявшегося электронного аукциона закон запрещает изменять объект закупки.

Когда объявлять и проводить запрос предложений?

Часть 14 статьи 21 закона 44-ФЗ требует, чтобы изменения в план-график были внесены не позже чем за 10 дней до размещения извещения о закупке в ЕИС. Аналогичный вывод следует и из пункта 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика (постановление Правительства РФ от 05.06.15 № 554). Таким образом, заказчик объявляет запрос предложений (размещает извещение в ЕИС) после несостоявшегося электронного аукциона не ранее, чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Когда изменения в план-график утверждены, в течение трех дней документ нужно разместить в ЕИС. Это следует из части 15 статьи 21 закона 44-ФЗ. Таким образом, между внесением изменений в план-график и размещением обновленного документа в ЕИС может пройти до трех дней. В связи с этим указанную норму закона можно растолковать двояко:

  • трехдневный срок, отведенный на размещение измененного плана-графика в ЕИС, входит в 10 дней, которые нужно выждать до объявления новой закупки методом запроса предложения (то есть 10 дней отсчитываются с даты утверждения плана-графика);
  • десятидневный срок до объявления новый закупки отсчитывается с даты размещения плана-графика в ЕИС.

Специалисты рекомендуют придерживаться второго подхода, то есть выждать 10 дней после размещения в ЕИС измененного плана-графика, и только после этого объявлять новую закупку. Такой подход следует из принципов, на которых базируется законодательство о закупках - открытости и прозрачности. Они предполагают, что любое заинтересованное лицо должно получить свободный доступ к информации о закупках. ЕИС же является инструментом реализации указанных принципов. Упомянутый выше 10-дневный срок предназначается для того, чтобы проинформировать контролирующие органы о том, что в плане-графике заказчика произошли изменения, и дать возможность поставщикам подготовиться к новой закупке.

Тот факт, что 10 дней должны быть исчислены именно от даты размещения измененного плана-графика в ЕИС, подтверждают и в Минэкономразвития (письма от 21.09.16 № Д28и-2477 и от 17.02.16 № ОГ-Д28-1814). О том же говорит и правоприменительная практика ФАС и арбитражных судов.

Между размещением извещения о запросе предложения и проведением самой процедуры в соответствии с частью 3 статьи 83 закона 44-ФЗ должно пройти не менее пяти дней.

Выводы

Итак, подытожим сказанное выше. Если электронный аукцион признан несостоявшимся, и заказчик планирует провести запрос предложений, то алгоритм его действий должен быть следующим:

  1. Внести изменения в план-графики - в любое время после признания аукциона несостоявшимся.
  2. Разместить новый план-график в ЕИС - в течение трех дней после утверждения.
  3. Разместить в ЕИС извещение о проведении запроса предложений - не ранее, чем через 10 дней после публикации нового плана-графика в ЕИС.
  4. Провести запрос предложений - не ранее, чем через 5 дней после размещения извещения о его проведении в ЕИС.

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.


Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с , при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).ст. 92 , кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке; 2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе; 3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии.

Статья 71. последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке; 2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление единственному участнику такого аукциона; 3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком второй части этой заявки единственного участника такого аукциона и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает данную заявку и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявки единственного участника такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии.

Что делать, если аукцион не состоялся

Внимание

Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ) (см.

Статья 71 44-фз — последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

В случае, если на участие в аукционе не было подано ни одной заявки, он признается несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона №44. Рассмотрим последствия такого развития событий и что будет делать заказчик дальше.

Важно

Сроки рассмотрения заявок и публикации протоколов После того, как заказчиком получено уведомление от оператора электронной площадки об отсутствии участников, должен быть составлен и подписан соответствующий протокол (пример оформления — прокол по аукциону с реестровым номером 0328300032814000496). Многие спорят, о том нужен ли он в данной ситуации вообще.

Ответ однозначен — нужен! Протокол может быть опубликован вплоть до дня окончания срока рассмотрения первых частей заявок, определенного извещением. Однако, как правило, появляется на площадке гораздо раньше.

Что делать, если закупка не состоялась

Инфо

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика. Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации.

При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93). В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч.

10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Ведь работа заказчика по определению поставщика/подрядчика/исполнителя продолжается, и очень часто бывает так, что сделать все нужно как можно быстрее. Прежде, чем провести аукцион повторно или организовать вместо него запрос предложений, нужно внести изменения в план-график и план закупок.
С момента публикации таких изменений на Портале госзакупок www.zakupki.gov.ru до момента размещения нового извещения должно пройти не менее 10 дней. В случае, если это требование нарушено заказчиком, потенциальный участник повторного электронного аукциона/запроса предложений вправе обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу.

Например, 1 ноября 2016 года аукцион признали несостоявшимся из-за отсутствия заявок. Этот факт подтверждает протокол от 1 ноября 2016 года.

В этот же день заказчик вносит изменения в план закупок и план-график, публикует их на Портале.

Аукцион не состоялся, не подано ни одной заявки

Правовед.RU 668 юристов сейчас на сайте

  1. Предпринимательское право
  2. Тендеры, контрактная система в сфере закупок

Добрый день! Аукцион не состоялся, не подано ни одной заявки. Сумма НМЦК до ста тысяч. Возможно провести данную закупку у единственного поставщика по ч.
4 ст. 93 ФЗ 44? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Если на аукцион не подано ни одной заявки, возможно ли продлить срок подачи заявок?
  • Есть ли возможность повторить аукцион, если не подана ни одна заявка?

Ответы юристов (2)

  • Все услуги юристов в Москве Помощь в получении банковской гарантии для обеспечения заявок по 44-ФЗ и 223-ФЗ Москва от 15000 руб. Комплексное сопровождение тендеров Москва от 10000 руб.

ФЗ)следует: Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ) 11 Участник электронного аукциона, признанный победителем в результате уклонения от заключения контракта первоначального победителя аукциона (ч. 14 ст. 70 44-ФЗ), уклонился от заключения контракта(ч. 15 ст. 70 44-ФЗ) Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ(ч. 4 ст.


В тоже время, в соответствии с ч.1 ст.2 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики помимо самого закона руководствуются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разработанным и утвержденным положением о закупках.

В свою очередь, Гражданский Кодекс в части 5 статьи 447 дает общее определение несостоявшихся торгов (именно торгов, а не всех процедур закупок) под которыми понимаются торги, в которых принял участие только один участник.

Помимо указанного в ч.5 ст.447 ГК РФ случая признания торгов несостоявшимися, в теории и прак тике закупочной деятельности существуют также иные основания для признания торгов несостоявшимися, в частности:
– если в установленный документацией срок не поступила ни одна заявка;
– только один участник, из подавших заявку на участие в торгах, признан участником соответствующей процедуры торгов;
– по результатам рассмотрения заявок на участие в торгах были отклонены все поданные заявки участников.

Однако, в зависимости от конкретной процедуры закупки, перечень оснований признания закупки несостоявшейся может быть намного шире. Например, при проведении торгов (открытого конкурса, аукциона) могут предусматриваться следующие основания признания торгов несостоявшимися:
1. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки;
2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все заявки
3. По результатам предквалификационного от бора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным в документации требованиям.
4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной такой заявки.
5. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в та ком аукционе всех участников закупки.
6. В течение определенного времени после начала проведения такого аукциона, ни один из его участников не подал предложение о цене договора.

Как видно из приведенных примеров, указанные основания признания торгов несостоявшимися обуславливают необходимость для заказчика выполнения определённых действий направленных, либо на проведение повторных торгов, либо на проведение новой процедуры закупок.

В теории и практике закупочной деятельности также выделяют иные основания признания торгов несостоявшимися:
1. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации;
2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации;
3. По результатам предквалификационного от бора только один участник закупки признан соответствующим установленным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям документации.
4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям документации.
5. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником.

Указанные основания, не смотря на факт признания торгов несостоявшимися, не влекут для заказчика необходимость совершения определенных действий, направленных на проведение повторных процедур торгов, иных закупок, договор в данном случае заключается с единственным участником, заявка которого соответствует требованиям документации.

01
Отличие несостоявшихся торгов от недействительных


В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными, влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Таким образом, недействительные торги, это торги, проведенные с нарушением установленных законодательством правил и порядка их проведения (например, нарушение законодательства о защите конкуренции). В свою очередь, как следует из вышеописанных ситуаций, признания торгов несостоявшимися означает, что торги проведены законно, однако по их результатам заказчик не достиг цели – проведения торгов и заключения по их результатам договора с победителем торгов.

02
Последствия признания закупки несостоявшейся


Признание процедуры несостоявшейся должно включать комплекс юридических и фактических действий, которые фиксируют юридический статус такой закупки.

От их полного и правильного оформления зависит легитимность проведения дальнейшей процедуры в упрощенном порядке.

После признания той или иной процедуры закупки несостоявшейся, заказчику целесообразно выполнить следующую последовательность действий:
1. Выявить и проанализировать причины и условия, послужившие основанием для признания закупки несостоявшейся (например, избыточные требования к участникам, некорректная начальная максимальная цена договора, недостаточный срок для подачи заявок, и.тд.).
2. Правовая оценка и принятие решения о признании закупки несостоявшейся (составление и подписание протокола, его опубликование на сайте).
3. Принятие решения о последствиях признания закупки несостоявшейся (проведение повторной процедуры, проведение иной (упрощенной) процедуры, заключение договора с единственным поставщиком).

В отличие от императивных правил и норм законодательства о контрактной системе, закрепляющих основания и последствия признания закупки несостоявшейся, Закон № 223–ФЗ дает возможность предусмотреть последствия признания закупок несостоявшимися в виде диспозитивных норм.

Иными словами в Положении можно предусмотреть возможность выбора заказчиком последствий признания закупки несостоявшейся – провести новую закупку, провести иную (упрощенную закупку) или заключить договор с единственным поставщиком на условиях несостоявшихся торгов. Для этого в Положении необходимо предусмотреть возможность выбора последствий и использовать формулировки не «обязан», а «может».

Например, по результатам несостоявшейся закупки заказчиком могут быть приняты следующие решения:
– о закупке у единственного поставщика – в случае, если проведение новых процедур закупок нецелесообразно (например, исчерпаны лимиты времени на проведение процедур закупок, проведение новой закупки независимо от формы и способа закупки не приведет к изменению круга участников закупки);
– о заключении договора – в случае, если предоставленная заявка и участник, подавший ее, соответствуют требованиям извещения, документации;
– о проведении повторной закупки любым из способов, в любой форме поименованными в Положении, которые заказчик сочтет целесообразным использовать.

03 Особенности заключения договоров по результатам несостоявшихся закупок


Особенности заключения договора с единственным участником по результатам несостоявшейся закупки:
Заказчик обязан заключить договор с единственным допущенным участником конкурентной закупки, если:
а) данный участник закупки был допущен закупочной комиссией к участию в закупочной процедуре;
б) договор заключается на условиях документации и проекта договора;
в) договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке (а для аукциона по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), или на лучших для заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров)
г) изменения в План закупок не вносятся, в еже месячный отчет данный договор включается в отчет о заключенных договоров по результатам закупки товаров, работ, услуг.

Необходимо особо обратить внимание, что по результатам несостоявшихся торгов, отказ заказчика от заключения договора с единственным участником торгов, заявка которого соответствует требованием документации, незаконен (решение и предписание УФАС по Санкт-Петербургу от 4 июня 2013 NoТ03-118/132, Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2013 по делу № А82-15815/2012).

2. Особенности заключения договора с единственным поставщиком (как способ закупки) по результатам несостоявшейся закупки:
Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшийся закупки, при условии, что такая возможность предусмотрена Положением о закупках такого заказчика, с учетом следующих особенностей:
а) заказчиком в Положении о закупке установлено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупке;
б) принятие соответствующего решение уполномоченными должностными лицами или органами управления заказчика;
в) вносятся изменения в план закупок с связи с изменением способа закупки;
г) договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся процедуры закупки заключается с учетом требований, установленных документацией о закупке – допускается незначительное (несущественное) изменение условий до говора (перенос сроков, связанных с проведением процедуры, изменение условий оплаты и.т.д.);
д) необходимость публикации в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика, проект до говора и протокола определения единственного поставщика.

04
Несостоявшиеся процедуры и отчетность


1. При заполнении ежемесячного отчета:
В случае заключения договора с единственным участником закупки по результатам несостоявшейся закупки, сведения о таком договоре включаются в ежемесячный отчет о договорах, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.

В случае заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки, сведения о таком договоре включается в ежемесячный отчет о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

2. При заполнении отчета по форме федерального статистического наблюдения № 1 – закупки «сведения о закупочной деятельности
В тех случаях, когда при проведении конкурса или аукциона заявку подал только один участник, конкурентная процедура не состоялась, а заказчик заключил договор с единственным поставщиком, в отчете должна быть заполнена одна из граф 4, 5, 6 «Конкурсы» или 7, 8, 9 «Аукционы» (в зависимости от объявленной процедуры), а не графа 10 «Закупки у единственного поставщика».



Просмотров