Деловая игра «Ты и Закон. Деловая игра «Человек и закон» (для учащихся старших классов) й этап - выполнение заданий

Лариса Николаевна Золотухина
Деловая игра «Я - гражданин России»

Цель : формировать правовую культуру, социальный опыт воспитанников; определить понимание термина «гражданин » ; формировать патриотическое сознание; развивать у детей коммуникативные умения и навыки, навыки групповой работы.

Ход игры.

I. Организационный момент. Группа делится на 2 команды. Между этими командами и проходит игра . Побеждает та из 2-х команд та, которая наберёт больше баллов в различных конкурсах. Дети читают стихи : Живём мы посреди большой России ,

Среди лугов, лесов, озёр, полей.

И есть у нас, когда бы нас спросили,

Меч для врага, объятья для друзей.

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней стремиться.

Не прерывать связующую нить –

И нам порой так нужно оглянуться.

Слово воспитателя. – Наша страна – Россия . У неё великая история и героическое прошлое. Сейчас российской общество переживает сложный этап своего становления. Ведётся интенсивный поиск новой системы ценностей, появляются новые ростки гражданского общества .

Сегодня, мы с вами проводим деловую игру «Я –ГРАЖДАНИН РОССИИ » . В этой деловой игре будет много различных конкурсов. За правильно выполненные задания вы будете получать баллы.

А оценивать вас сегодня будет компетентное жюри в составе :

II. Основная часть. 1. Конкурс «Государственные символы» . Государственный флаг. Все вы знаете о том, что государственный флаг России имеет 3 цвета : белый, синий, красный. - Что обозначают цвета государственного флага России ?

Государственный гимн. Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчке слова 2-х куплетов Государственного гимна нашей страны. Участникам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился у одной команды I куплет и припев гимна, а у другой команды – II куплет и припев гимна. Можно заработать ещё дополнительный балл, если кто-то из участников команд ответит на вопросы : - Кто является автором музыки гимна нашей Родины? - В каком году был утверждён этот гимн? (22. 03. 2001 г.)

Государственный герб. Воспитатель. У каждой страны помимо государственного флага и гимна есть ещё и государственный герб. В нашей стране есть гербы, только в разное время были они различными. Вам будут предложены сейчас несколько гербов. Вы внимательно их рассмотрите.

(За правильный ответ – 3 балла.)

СЛОВО ЖЮРИ.

2. Конкурс «Государственная власть» . Воспитатель. Основным законом нашей страны является Конституция России . Слово конституция произошло от латинского KONSTITUTIO, что в переводе обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Это Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан . В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства. Сейчас участникам обеих команд придётся выбирать правильные ответы из предложенных вариантов. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)

Президент нашей страны является : главой государства; главой правительства РФ; главой парламента РФ; Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.

Парламент России называется : Советом Федераций; Федеральным собранием; Государственной думой; Верховным советом.

Суды в России : принимают законы; проводят выборы в стране; вершат правосудие в России ; являются государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЖЮРИ.

3. Конкурс «Преступление и наказание» . Воспитатель. Если человек совершает какое-нибудь правонарушение, то обязательно за этим последует наказание. Вы знаете, что существуют различные кодексы : Трудовой, Семейный, Административный, Уголовно-процессуальный.

участникам команд необходимо выбрать наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом : Уголовное наказание. лишение свободы; ссылка; ограничение свободы; предание публичному позору; штраф; конфискация имущества. (За правильно выполненное задание команда получает – 4 балла.) Возраст : любой человек, который совершил преступление, должен быть наказан. Только вот с какого возраста начинается уголовная ответственность за данное преступление. (За правильный ответ – 1 балл.) Вот эти преступления : убийство (с 14 лет) ; причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет) ;

разбой (с 14 лет) ; вымогательство (с 14 лет) ; заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 16 лет) ; кража из квартиры (с 14 лет) ; уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности (с 16 лет) .

Обстоятельства : в жизни каждого человека могут возникнуть различного рода обстоятельства, при которых совершается то или иное преступление. Какие же это обстоятельства? отягчающее обстоятельство; смягчающее обстоятельство; освобождает от ответственности. Я вам называю различные виды преступлений. а вы называете то или иное обстоятельство : совершение преступления в группе (отягчающее) ; явка с повинной (смягчающее) ; несовершеннолетие виновного (смягчающее) ; необходимая оборона ; совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее) ; невменяемость (освобождает от ответственности) . (За правильный ответ – 3 балла.)

СЛОВО ЖЮРИ.

4. Конкурс «Наша Родина» . Стихотворение о Родине. (Читают дети.) Посмотри, как всё красиво,

Посмотри, простор какой,

Словно мать, склонилась ива,

Над уснувшею рекой.

Ветерок взметнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Над Россией солнце светит ,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней.

Воспитатель. Наша Родина самая лучшая и красивая. Её нельзя сравнивать с любой другой страной мира, потому что она одна такая. Московский Кремль – это наша Родина, Царь-пушка – это тоже наша родина, Красная площадь и собор Василия Блаженного – это тоже наша Родина. А Большой театр и Третьяковка, Университет имени Ломоносова – это наша Родина. Всё это мы называем наша Родина!

Официальное название : Россия ; Российская республика ; Республика Россия ; Российская Федерация ; РСФСР; Содружество Независимых Государств (СНГ) .

Задача обеих команд выбрать правильный ответ названия нашей страны.

Территория. Задача участников команд : выбрать из набора стран те, что граничат с Россией : США (морская) ; Япония (морская) ; Великобритания; Китай; Финляндия; Казахстан; Индия; Монголия; Белоруссия; Германия.

Население. Задача – поставить галочки напротив тех народов, которые являются основным населением в субъектах Российской Федерации . Нации : татары, башкиры, якуты, немцы, евреи, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы, чеченцы, калмыки, эскимосы, турки, узбеки. (За правильный ответ – 5 баллов.)

СЛОВО ЖЮРИ.

5. Конкурс «Гражданин России » . Воспитатель. «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан » . Это Николай Некрасов.

А возьмём нашу отечественную историю. Гражданином именовали Кузьму Минина, который организовал в Смутное время ополчение, которое изгнало поляков и подготовило почву для возрождения монархической власти.

1 представитель от каждой команды должен высказать своё мнение о том, что означает термин «Гражданин России » .

Гражданин – это человек , обладающий политической и правовой культурой, опирающейся на фундамент культуры нравственной, это человек, от политического волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее. (За правильный ответ – 5 баллов.)

6. Конкурс «Права человека» . Воспитатель. С раннего детства знакомили вас со старинными русскими и зарубежными сказками. Росли вы, становились взрослее. И никто из вас, наверное, не задумывался над тем : - Что люди могут делать и чего не могут? - Что обязаны делать и чего не обязаны? - На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… И, конечно, же поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.

О каких правах человека идёт речь в этих отрывках из литературных произведений? 1. «Колобок» Колобок, колобок! Я тебя съем!

Не ешь меня, лисичка-сестричка,

Я тебе лучше песенку спою :

(Право на жизнь и личную неприкосновенность) .

2. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде» . Балда нанимается на работу. Это значит, он воспользовался правом на … (труд) . (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду). 3. Сказка К. Чуковского «Айболит» . Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит. (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь) . 4. Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка» . В чём были ущемлены права Красной шапочки? (Право на свободу и личную неприкосновенность) . 5. Сказка Дж. Родари «Чиполлино» . В чём были ущемлены права Чиполлино? (Право на неприкосновенность частной жизни) . 6. Сказка «Кот в сапогах» . (Добровольное согласие на вступление в брак) . (За правильный ответ – 2 балла.) СЛОВО ЖЮРИ.

III. Итог занятия.

Воспитатель. Много слов мы с вами сегодня говорили о государственной символике, государственных ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.

Вот и подошло к концу время нашей деловой игры «Я –гражданин России » . Я всех благодарю за участие в игре. А теперь самое главное – мы узнаем, кто победил в нашей деловой игре . СЛОВО ЖЮРИ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОМАНД .

Основные задачи:

  • систематизировать знания учащихся по теме;
  • проверить качество усвоения пройденного материала;
  • закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
  • воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.

Форма проведения. Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

Разминка

Каждой команде предлагается дать определение понятиям. Время на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 2 балла.

Конкурс “Государственная власть”

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 3 балла.

I II
1. Президент РФ является:
а) главой государства
б) главой правительства
в) главой парламента
г) Верховным Главнокомандующим ВС РФ
1. Парламент России называется:
а) Советом Федерации
б) Федеральным Собранием
в) Государственной Думой
г) Верховным Советом
2. Исполнительная власть принадлежит:
а) Совету Министров
б) Кабинету Министров
в) Правительству РФ
2. Суды в России:
а) принимают законы
б) проводят выборы в стране
в) вершат правосудие
г) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица
3. Из каких двух палат состоит российский парламент:
а) Совет Союза прокуратуры в РФ
б) Совет Национальностей
в) Совет Федерации
г) Государственная Дума
3. Как называется глава системы
а) главный прокурор
б) ведущий прокурор
г) генеральный прокурор

Конкурс “Государственные символы России”

I. Государственный гимн России

Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по две строчке трех куплетов государственного гимна России. Командам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился весь текст гимна.

Время на выполнение задания - 1 минута. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

Правильный ответ. Текст государственного гимна РФ:

1.Россия - священная наша держава,
Россия - священная наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая-
Хранимая Богом родная земля!

3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

II. Государственный флаг олицетворяет:

а) суверенитет государства
б) природные богатства
в) историческое прошлое государства

III. Российский герб - 2-главый орел исторически связан с гербом:

а) Франции
б) Германии
в) Византии

Командам предлагается выбрать правильный ответ. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Конкурс капитанов. “Продолжи фразу”

Капитанам команд предлагаются незаконченныефразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно. Правильный ответ - 2 балла.

  1. “ Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)
  2. “ Закон суров, но / это закон /!” (древнеримское изречение)
  3. “ Высший закон- /благо народа /” (древнеримское изречение)
  4. “ Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)
  5. “ Обязанность без права есть /рабство /; право без обязанности - / анархия /”
  6. (Г.Ламене, богослов, философ)
  7. “ Свобода есть право делать все, что /дозволено законом /” (Монтескье, философ)
  8. “ Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /наилучшему обеспечению интересов ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)
  9. “ Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /уважение человеческого достоинства ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

    Конкурс “Трудовое право”

Командам предлагаются тексты с ошибками юридического характера в правовых ситуациях. Необходимо исправить ошибки и дать правильный ответ, используя КЗоТ РФ. Время на обсуждение-2 минуты. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

    1.На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за большие деньги./ ТК РФ устанавливает прием на работу с 15 лет. Несовершеннолетние не допускаются к указанным работам ./

    2.При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы, заставляя подписать контракт об обязательных сверхурочных работах./ Характеристика не требуется при приеме на работу, сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях при согласии работника ./

    3.Проявляется дискриминация при приеме на работу: женщине устанавливается меньше оклад, чем мужчине. Предпочтение отдается красивым, русским. /В оплате труда не должно быть дискриминации. Нарушены конституционные принципы права на труд ./

    4.Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов./Для таких категорий работников испытательный срок не устанавливается ./

    Конкурс “Ты - мне, я – тебе”

Команды обмениваются вопросами по теме “Государство и право”. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    Конкурс “ Человек и его права”

Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками “+” или “-” отметить согласны или не согласны с данными утверждениями. Время на выполнение задания-3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

I команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
+ + - - - - + + + +

А.Осуществление всех социально- экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.

Б. Политические права обусловлены степенью осуществления права гражданина на информацию.

В. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами.

Г. Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально развитых государств.

Д.Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.

Е. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи.

Ж. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных.

З.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов.

И.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.

К.Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера.

II команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
- - - + - + + - - -

А. Естественные права человека относятся к политическим правам.

Б. Во всех государствах, подписавших Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вводится бесплатное среднее образование.

В. Если гражданину нанесен вред от бездействия государственных органов, то государство не обязано возмещать причиненный вред.

Г. Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска.

Д. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность.

Е. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности.

Ж. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности.

З. Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства.

И. Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление.

К. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие.

Конкурс “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Во время перечисления прав и обязанностей необходимо поднять соответствующую карточку. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов.

1.Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет /.

2.Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3.Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.

4.Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

5.Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

6.Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет /.

7.Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет /.

8.Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет /.

9.Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.

10.Вправе посещать школу /с 6 лет /.

11.Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения /.

12.Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Конкурс “Уголовная ответственность несовершеннолетних”

Командам предлагается текст с ошибками. Необходимо найти ошибки и дать правильный ответ. Время на обсуждение- 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает -2 балла.

I команда:

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие-назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

а) штраф;
б) лишения права заниматься определенной деятельностью;
в) конфискация имущества;
г) пожизненное лишение свободы;
д) обязательные работы;
е) исправительные работы;
ж) арест;
з) лишение свободы на определенный срок.

II команда:

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Впервые в уголовном законодательстве в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет.

Ошибки Правильные ответы
1.16 лет 1.14 лет
2. 20 лет 2. 18 лет
3.Одно уголовно-правовое воздействие 3.Два уголовно-правовых воздействия:
а) назначения наказания;
б) принудительные меры

воспитательного воздействия

4. в, г 4.а, б, д, е, ж, з
5.Смертная казнь 5. Лишение свободы на срок не свыше
6.Специализированный детский дом 6.Специализированные воспитательные

учреждения

7.До 15 лет 7. До 8 лет

Конкурс “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.Защищать Отечество.
6.Сохранять природу и окружающую среду .
7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государства.

Деловая игра «Я и Закон»

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний;

Задачи:

Формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

Формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

Формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

Развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, смайлики, мультимедийное оборудование.

Ход классного часа:

1. Организационный момент:

Один ребенок в центре круга. Учитель произносит слова: « Все началось с того, что ребенок перестает слушаться родителей, перестает им подчиняться, стал их обманывать». После слов одевает веревку на руку ребенку и продолжает: «Ты стал, плохо учиться, начал прогуливать уроки, обманывать учителей ». И одевает веревку на вторую руку. «Связался с плохой компанией, начал курить, пить и употребить наркотики». Одевает веревку на ногу. «На все это нужны были деньги, ты стал заниматься хулиганством, мелким воровством, кражами». И одевает веревку на вторую ногу. И произносит слова: «И вот настал момент, когда ты совершаешь тяжкое преступление». И одевает веревку на тело ребенку. Веревка стягивается. И в конце связанный ребенок, который стоит в центре произносит слова: «Всё. Итог. Тебя ждет строгое наказание, разлука с близкими. Сломленная жизнь.»

Ребята как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (дети отвечают)

Да действительно, сегодня мы с вами поговорим о преступлениях, правах, обязанностях подростков и о наказаниях. А тема нашей деловой игры звучит так «Я и закон».

Ребята, вы вступили в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

И сегодняшняя наша встреча – это знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе нашего занятия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

2. Основная часть:

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

- Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

3. Игра «Ассоциации». С какими словами у вас ассоциируется слово «закон»

Закон -…………………………(порядок, безопасность, люди, жизнь и т.д.).

4. Задание

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина.

Давайте подумаем, какие вы имеем права и обязанности в 14лет

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Права и обязанности у нас есть, но есть и ответственность.

Учитель. В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.

Учитель. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении. (Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)).

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице.(преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Д евочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11.Г руппа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

Учитель. Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Притча (5 мин)

Жил мальчик, который всех обижал, оскорблял, бил. Однажды, отец дал мальчику в руки гвозди и молоток и сказал ему, когда ты захочешь кого-то оскорбить, унизить, иди и забей гвоздь в забор. Через какое-то время весь забор был в гвоздях. Тогда отец говорит сыну. Посмотри сколько гвоздей ты забил, а теперь ты иди и выдергивай эти гвозди. Когда мальчик выдернул гвозди, то весь забор был в дырах. Тогда отец говорит сыну, Представь на месте этого забора человека. Гвозди, которые ты вбивал это оскорбления, когда же ты вытащил гвозди, то все равно остались дыры.

Как вы думаете, о чем эта притча?

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Ответственность

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3 . Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Я бы хотела немного остановиться на уголовной ответственности, за какие правонарушения наступает ответственность с 14 лет.

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества

Терроризм

Захват заложника

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм

Хищение либо вымогательство наркотических веществ

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

5. Задание

Рассмотрим понятие нарушений:

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

6. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

7. Вывод.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем

Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

Меня удивило, что...

Я сделал вывод, что...

Новым для меня было...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Лениногорска Лениногорского муниципального района

Деловая игра

«Законы писаны для всех»

учитель истории МОУ СОШ №8

Деловая игра для учащихся 9 класса «Законы писаны для всех»

Цель: обобщить базисные знания школьников о государстве, праве, правах и обязанностях человека;

учить учащихся цивилизованно пользоваться своими правами, гармонично соотносить их со своими обязанностями; воспитывать гражданственность;

развивать умение грамотно излагать свои мысли, работать в группе, делать выводы, обобщения.

Эксперты: учащиеся класса (3 человека), специально подготовленные к игре, учителя.

Участники : В игре участвуют 2 команды по 7 человек из числа учащихся 9 классов. Команды создает учитель. В зале находятся учащиеся, учителя, родители.

Оборудование : компьютерная презентация «Памятные места Казани», выполненная учащимися старших классов, видеосюжет «Все на выборы» из видеоприложения к программе гражданско-патриотического воспитания «Апельсин», плакаты с изречениями о власти, государстве, законе.

Подготовительная работа : В период подготовки учитель консультирует участников, рекомендует им необходимую литературу. Для каждой команды изготавливается специальный конверт, в который помещаются задания, памятки «Правила работы в группе».

План проведения : Сообщение цели игры, объявление правил игры. Представление команд. Конкурсы. Подведение итогов.

Правила игры :

1) В игре участвуют 2 команды. Каждая команда сидит за отдельным столом.

2) Каждой команде задания передаются в письменном виде.

3) После выполнения задания, команды по очереди сообщают (в любой форме) свой ответ.

4) Ответ оценивается по шкале - за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

5) После каждого тура – паузы (художественное слово, видеозапись и т. д.)

6) Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

7) После сообщения результатов участники делятся своими мнениями об игре.

Продолжительность игры : 45 минут.

Ход игры .

Учитель – 3 мин.:

Дорогие ребята! Мы с вами живем в удивительное время. Жизнь каждого человека в обществе регулируется правилами морали, сложившимися традициями и обычаями и конечно, законом.

Замечательный французский писатель, знаток человеческих душ и характеров Оноре де Бальзак когда-то сказал: «Ничто так плохо не знаем, как должны знать: закон».

Попробуем с ним не согласиться, попробуем показать, что мы ориентируемся в законах государства.

Конкурс 1.

«Государственная власть»

«Если ты не занимаешься политикой,

то политика займется тобой».

Команды называют термины, соответствующие каждому определению. Время на выполнение задания – 5 минут. За каждый правильный вариант ответа – 1 балл.

Команда №1 .

1) Совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.________

2) Полновластие государства внутри страны и политическая независимость его на международной арене.___________

3) Простое единое государство, которое не имеет в своем составе иных образовательных образований на правах его членов.________________

4) Форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства и передается по наследству.______________

5) Сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований, которые выступают в качестве его членов.__________________

Термины: демократия, монархия, федерация, референдум, суверенитет, унитарное, форма правления, режим правления.

Команда №2.

Организация высших органов государственной власти в том или ином государстве и порядок их образования._________________ Форма правления, при которой политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства.__________ Всенародное голосование по какому-либо важному вопросу жизни государства или общества.______________ Политический режим, при котором установлены народовластие, право, свободы граждан._____________ Форма правления, при которой власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти._____________

Термины: демократия, федерация, референдум, унитарное, форма правления, режим правления, теократия, республика.

Правильные ответы:

Команда №1 – режим правления, суверенитет, унитарное, монархия, федерация.

Команда №2 - форма правления, теократия, референдум, демократия, республика.

Пауза – 6 минут

Демонстрация видеосюжета «Все на выборы». Цель: углубить знания учащихся об избирательном праве, подвести к пониманию того, что выборы - это возможность обозначить свою позицию гражданина .

Конкурс 2.

«Закон»

«У того, кто решит изучить все законы,

не останется времени их нарушать».

Гете.

Уголовное право

Командам предлагаются карточки с заданиями.

Время на выполнение задания - 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный вари­ант).

Задача команды №1: указать, какие обстоятельства являются смягчающими уголовную ответственность и какие – отягчающими её.

Обстоятельства

а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность);

б) смягчающее обстоя­тельство (уменьшает ответственность);

и) освобождает от ответственности (сни­мает ответственность);

г) никак не учи­тывается.

Правильный ответ:

совершение пре­ступления в группе (отягчающее об­стоятельство);

явка с повинной (смягчающее обстоятельство);

несовершен­нолетие виновного (смягчающее обсто­ятельство);

необходимая оборона (освобождает о т ответственности);

совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее обстоятельство );

наличие заболевания у обвиняе­мого (никак не учитывается).

Команде №2 предлагается карточка, на которой перечислены различные

Возраст

Преступления:

убийство (с 14 лет);

кража (с 14 лет);

вымогательство (с 14 лет);

заве­домо ложное сообщение об акте терро­ризма (с 14 лет);

Правильный ответ: декабря 1993г.

Команда №2.

Парламент России называется :

1) Советом Федерации

2) Федеральным собранием

3) Государственной думой

4) Верховным Советом.

Правильный ответ. 2. Федеральным собранием.

Конституция – это

1) крупный юридический акт, содержащий все законы страны

2) присяга на верность государству

3) основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей

4) общие идеологические декларации

Правильный ответ: 3. Основной закон страны.

Когда была принята ныне действующая Конституция РТ:

Что является носителем суверенитета и единственным источником власти в России:

1) парламент

2) президент

3) многонациональный народ

4) союз предпринимателей

Правильный ответ: 3. Многонациональный народ.

Обмен мнениями – 5 минут.

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Список использованной литературы

учитель истории МОУ СОШ №8

г. Лениногорска Республики Татарстан

Урок по обществознанию в 8 классе «Что такое гражданин?»

Цели:

Образовательная: обеспечить в ходе занятия закрепление основных понятий – гражданин, гражданственность, дать представление о патриотизме как о важном нравственном принципе и высоком качестве личности, основе гражданственности;

Воспитательная: способствовать формированию следующих ценностных ориентаций:

Гражданин имеет права и ответственность перед законом;

Гражданин - Отечества достойный сын!

содействовать формированию у школьников таких гражданских качеств как гуманизм, чувство собственного достоинства, социальная активность, осознание собственной значимости, уважение к окружающим, терпимость и др.

Развивающая: способствовать диагностике и коррекции гражданских качеств школьников в сфере внутриличностных и межличностных отношений.

Основные понятия : гражданин, гражданственность, гражданские права, право, обязанность, патриот, патриотизм.

Форма проведения урока : дискуссия с элементами тренинга.

Эпиграфы урока : Что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Способность быть гражданином – это и есть возможность возносить себя до целого мнения страны ()

Подготовительная работа: В период подготовки учащиеся находят характеристики гражданских качеств в толковом словаре Л. Ожегова, в словаре иностранных слов. Учитель для каждого школьника изготавливает рабочий лист участника занятия с заданиями, памяткой, словарем урока.

Оборудование: компьютер и мультимедиа – энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (2004). Портреты героев войны, известных полководцев, военачальников и др.

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока.

Вступительное слово учителя – 2 минуты:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строчки,

Главные судьбы историей стали давно.

(Демонстрируется фрагмент «Смутное время в России» из видеоприложения мультимедиа-энциклопедии – 2 минуты)

Начало 17 века на Руси. Смутное время. Иностранные интервенты в Кремле. Разруха, голод, предательство…

Нижегородский посадский староста Кузьма Минин обращается к согражданам с призывом спасти Отечество, пожертвовать ценности свои на общее дело. Ополчение движется к Москве. Под руководством Минина и Пожарского народ изгоняет интервентов.

В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остается гражданином Мининым. За что такая память? За патриотическую инициативу, обеспечивающую спасение Отечества. Поднявшись над личными интересами на уровень интересов общенародных, всей страны, посадский житель Кузьма Минин возвел себя в ранг гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Итак, сегодня мы будем говорить о «гражданине», «патриоте». Что же такое «гражданин», «гражданственность»? В чем специфика этих понятий?

Давайте обратимся к статье великого русского философа и правоведа и попытаемся дать обоснование сущности гражданина.

Групповая работа - 5 минут.

Вопрос 1 рабочего листа.

Первое, что отличает настоящего гражданина. Есть свойственное ему чувство собственного достоинства…

Второе, что отличает настоящего гражданина, - это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он есть некий ответственный, самоуправляющийся волевой центр, он есть тот истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и потому принимать участие в государственных делах.

Третье, что отличает настоящего гражданина,- этот есть то, взаимное уважение и доверие, которое связывает его с другими гражданами и с государственной властью.

И, наконец, четвертое, что отличает настоящего гражданина, - это есть умение его превращать свою свободу в добровольную лояльность. А это значит переживать и осуществлять свои… права как вменяемые самому себе обязанности, а свои … обязанности как свои драгоценные и почетные права.

Настоящий гражданин должен обладать чувством собственного достоинства,

внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину,

способностью быть истинным субъектом права,

уважительным и доверчивым отношением к другими гражданами и к государственной власти,

способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность,

воспринимать свои права как обязанности, а свои обязанности как права.

Учитель – 2 минуты: Таким образом, гражданин - это прежде всего лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Гражданин является участником правовой и политической жизни общества. Государство обращает свои законы к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям.

Ребята, каким вы представляете себе настоящего гражданина? Приведите примеры высокой гражданственности. Подобных примеров в истории много.

Предполагаемые ответы учащихся - 3 минуты:

проявил гражданское мужество. Зная, что ему грозит смертельная опасность, совершил свой подвиг. Он жертво­вал собой.

Находясь в адском плену, М. Джалиль не терял надежды вы­жить и продолжал писать свои стихи.

Учёный Кленов за мизерную заработанную плату, совершал открытия в Москве, хотя в США ему предлагали миллионы.

Н. Рубцов очень любил свою Родину и воспел её в стихах.

А. Маресьев в трудные годы войны проявил стойкость, храб­рость.

М. Шаймиев, - патриоты своей Родины. Социаль­но активные личности.

Наш мэр С. Садриев заботится о своём городе, делает его уютным, кра­сивым. Совершает гражданский подвиг.

Мой папа - гражданин. Он заботится о природе, очень активен в обществе. Я тоже принимаю активное участие в делах класса.

Учитель – 1 минута: А сейчас поработайте в группах. В течение нескольких минут подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное – объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. Затем расскажите о нем членам группы. Во время рассказа никто не должен вас перебивать. Но после его завершения пусть вам зададут вопросы. Каждому на рассказ отводится примерно по одной минуте. Можно провести конкурс на лучший рассказ. Каждая группа представляет классу победителя внутригруппового конкурса. Главное условие – рассказ пересказывает не автор, а любой другой член группы.

Групповая работа - 7 минут.

Вопрос 2 рабочего листа.

Учитель – 1 минута : А теперь в представленном списке отберите 5 черт, лучше всего отражающих настоящего гражданина и расположите их по значимости для вас. Выработайте единое мнение в группе. Назовите те качества, которые совпали с вашими, когда вы рассказывали о своих гражданских поступках. Через некоторое время представитель от каждой группы даст анализ полученных результатов. Представитель группы обязан высказать не свое личное мнение, а согласованное мнение всей группы.

Групповая работа – 7 минут.

Вопрос 3 рабочего листа.

· работоспособность

· ответственность

· смелость

· дисциплинированность

· личное мужество

· правдолюбие

· патриотизм

· чувство чести

· независимость

· самостоятельность мышления

Учитель – 1 минута : Ребята, если у вас совпало 3-5 индивидуальных качеств, то вы – настоящий гражданин. Если совпадений мало - не отчаивайтесь, потому что активная роль в формировании гражданских качеств принадлежит самому человеку, его настойчивости и стремлению к самовоспитанию. Человек может достичь любых высот (морального) совершенства, если будет целенаправленно добиваться этого. А как стать настоящим гражданином?

Групповая работа - 6 мин .

Предполагаемые ответы учащихся: Чтобы стать настоящим гражданином, необходимо

Помогать окружающим, не лгать; заботиться о природе, животных; обязательно посещать кружки; общаться с друзьями; тренировать волю; прислушиваться к мнению других людей, ес­ли есть какой-то недостаток искоренить его; расширять свой кругозор чтением книг, посе­щением музеев; познавать себя, изучать жизнь и деятельность великих людей, Грибоедо­ва А. И. и др. изучать историю своего родного города, его
достопримечательности, людей.

Учитель : Для чего необходимо развивать гражданские качества? Свой ответ обоснуйте.

Групповая работа - 4 минуты.

Предполагаемые доводы учащихся:

    «Для того, чтобы с уважением относиться друг другу. Тогда в обществе будет порядок». «Люди смогут договари­ваться между собой, и войны, конфликты прекратятся» «Чтобы стать достойным гражданином и при­нимать участие в управлении страной» «Только активный человек, имеющий прогрессивные взгляды на жизнь, стойкие убеждения способен защитить свои или чужие права и свободы» «Гражданские качества развивать необходимо для того, чтобы правильно определить своё место в обществе и приносить пользу другим» «С этими качествами легче жить» «Если человек будет всегда говорить неправду, от него отвер­нутся друзья» «Воспитывать патриотов необходимо, иначе кто будет защи­щать Родину?»

Учитель: Итак, наш урок завершен. Теперь скажите, что оказалось интересным и полезным для каждого из вас. А можете просто выразить свои чувства и пожелать что-нибудь каждому из присутствующих.

По кругу учащиеся высказывают свое мнение - 4 мин.

Учитель: Я очень благодарна вам за то, что вы так хорошо поработали. Мне понравилось вести у вас урок.

Домашнее задание : Провести самооценку гражданских качеств у себя, других членов семьи. (Вопрос 4 рабочего листа).

Литература.

Соколов: учебное пособие для учащихся 8 класса, их родителей и учителей. М.: Научно-внедренческий центр «Гражданин», 2001. Соколов: учебное пособие для учащихся 5-6 классов, их родителей и учителей. М.: Научно-внедренческий центр «Гражданин», 1996. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл. / . М.: Просвещение, 2001 Никитин А. Политика и право: учебное пособие для 9 кл. М.: Просвещение, 1996. Никитин А. Основы обществознания. 8 кл.: поурочное и тематическое планирование. М.:Дрофа, 2001.

Словарь урока:

гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями;

гражданство – это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству, оно является юридической основой обладания гражданином всей совокупностью прав и обязанностей;

обязанность – определенное действие, возложенное на кого-либо и обусловленное для выполнения;

право – возможность делать что-то в соответствии с законом;

социальная активность – деятельное отношение человека к миру;

В гражданском становлении личности важное место занимает её самодеятельность. Для того, чтобы достичь стремления учащихся к развитию, необходимо включить в этот процесс их собственные силы, добиться появления у них внутреннего стимула в достижении вперед. Для этого разработала карточки диагностики и развития гражданских качеств. Карты заполняются вначале года, в середине и в конце, что позволяет последовательно фиксировать изменения каждого школьника, а также планировать темпы индивидуального развития, акцентируя внимание на проблемах. На уроке предложила детям составить план самовоспитания гражданских качеств. Ребята включили в него следующие пункты:

Научиться защищать свои права;

Расширять свой кругозор;

Познавать себя, изучать жизнь и деятельность великих людей;

Заботиться об окружающей среде.

Общепринято считать показателем гражданской воспитанности общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях. Направленность личности можно выяснить с помощью анкеты, в которой предлагается ответить на вопросы: Какое самое большое ваше желание? Есть ли у вас цель в жизни? В чем она состоит?

Оказалось, что у большинства учащихся (35%) самое большое желание сохранить свое здоровье, получить профессию (25%). Среди обозначенных выделяются и такие: «Хочу добиться успеха в жизни и жить в достатке», «Хочу, чтобы всегда был мир на Земле». В качестве целей жизни были указаны: «Продолжить образование и найти интересную высокооплачиваемую работу» (35% и 30%). Отрадно, что проблема профессионального самоопределения для большинства учащихся находится на первом месте.

Подведу итог: роль уроков истории и обществознания, а также внеурочной деятельности по этим предметам чрезвычайно велика в развитии гражданского самосознания, первичной социализации личности. Но необходимо соблюдать одно важное условие - весь воспитательно-образовательный процесс осуществлять целенаправленно и систематично.



Просмотров