Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Виды уголовных наказаний

Уголовный закон действует, т. е. реализует заложенный в его нормах юридический потенциал в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении определенного круга лиц. Поэтому первейшим условием надлежащего уголовно-правового регулирования, реализации задач уголовного законодательства и соблюдения его принципов является точное установление границ действия уголовного закона во времени и в пространстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 УК "преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния". Под совершением преступления понимается как оконченное преступление, так и совершение деяний, образующих приготовление к преступлению или покушение на преступление. Действовавшим во время совершения преступления признается уголовный закон, уже вступивший в силу и еще не утративший ее. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов, к которым относится и уголовный закон, предусмотрен Федеральным законом от 14 июня 1994 года "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 октября 1999 года). Согласно данному Закону на территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в самом законе не установлен другой порядок вступления его в силу.

Закон считается вступившим в силу со следующего дня после истечения 10-дневного срока. Предусмотренный Федеральным законом от 14 июня 1994 года срок вступления законов в силу по истечении 10 дней неприменим в тех случаях, когда в самом федеральном законе установлен иной порядок введения его в действие. Так, УК, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 года, вступил в силу, как об этом было специально оговорено в Федеральном законе от 13 июня 1996 года "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации", с 1 января 1997 года, за исключением положений, для которых данным Законом установлены иные сроки введения в действие. Согласно ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 27 декабря 1996 года и 10 января 2002 года положения УК о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде обязательных работ - не позднее 2004 года, о наказании в виде ограничения свободы - не позднее 2005 года, о наказании в виде ареста - не позднее 2006 года*.

Вступивший в силу уголовный закон действует до его отмены специальным законом или замены его новым уголовным законом. С этого момента старый уголовный закон считается утратившим силу и применению не подлежит. Однако в судебно-следственной практике имеют место случаи, когда преступление было совершено еще во время действия старого закона, а расследование и рассмотрение уголовного дела об этом преступлении производятся уже во время действия нового закона. В таких случаях возникает вопрос, по какому закону должно быть квалифицировано преступление: по-старому или по-новому? Поскольку по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 9 УК, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, преступления, совершенные до вступления в силу нового закона, должны квалифицироваться по старому закону, хотя бы расследование или рассмотрение в суде и производилось уже во время действия нового закона. В этом случае к деянию, которое было совершено до вступления в силу нового закона, применяется уголовный закон времени совершения преступления, хотя он уже не действует, отменен новым законом. Такое действие старого закона называется переживанием старого, отмененного закона.

Применение уголовного закона зависит от правильного определения времени совершения преступления. Согласно ч. 2 ст. 9 УК временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Таким образом, независимо от конструкции состава преступления в уголовном законе (материальный или формальный) временем совершения преступления является время выполнения общественно опасного деяния (действия или бездействия), а потому применению подлежит уголовный закон, действовавший в этот момент. Это правило распространяется также на продолжаемые и длящиеся преступления. К продолжаемым преступлениям применяется уголовный закон, действовавший в момент совершения последнего из намеченных действий, которые в совокупности образуют состав преступления. К длящимся преступлениям применяется уголовный закон, действовавший в момент добровольного прекращения преступления самим виновным либо его пресечения правоохранительными органами.

В теоретической литературе неоднозначно решается вопрос о времени совершения преступления соучастниками - организатором, подстрекателем и пособником. Существует мнение, что для организатора, подстрекателя и пособника момент совершения преступления определяется поведением исполнителя*. Исходя из принципа личной и виновной ответственности, можно заключить, что момент совершения преступления для каждого соучастника должен определяться моментом окончания его собственных действий (бездействия). Поэтому если преступление выразилось в организаторской деятельности, подстрекательстве или пособничестве, оно считается совершенным в момент выполнения соответствующих действий (бездействия) каждым соучастником независимо от того, когда совершено преступление исполнителем.

В качестве исключения из основного принципа действия уголовного закона во времени, состоящего в том, что к преступному деянию применяется уголовный закон времени его совершения, ст. 10 УК формулирует правило об обратной силе уголовного закона. "Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, - говорится в ч. 1 ст. 10 УК, - имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание, но имеющих судимость". Принцип обратной силы уголовного закона является конституционным, так как вытекает из ст. 54 Конституции Российской Федерации.

Законом, устраняющим преступность деяния, считается закон, который не признает преступлением деяние, ранее, до его вступления в силу, считавшееся преступным. С момента вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, уголовные дела о таком деянии, находящиеся в органах предварительного расследования или судах, подлежат прекращению, а лица, осужденные за их совершение, - освобождению от наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК обратную силу имеет и закон, смягчающий наказание. Для правильного его применения большое значение имеет решение вопроса о том, какой закон следует считать более мягким. Прежде всего, уголовный закон признается смягчающим наказание, если он устанавливает более мягкий вид наказания. Уголовный закон признается более мягким, имеющим обратную силу, также в том случае, когда при равных или разных низших пределах санкций высший предел санкции в новом законе ниже, чем в прежнем. В случае одинакового максимума основного наказания более мягким признается закон, устанавливающий меньший минимум наказания. Закон с так называемой альтернативной санкцией признается более мягким, если в отличие от прежнего закона включает в качестве основного более мягкий вид наказания. Если же новый закон хотя и сохранил высший предел основного наказания, установленного прежним законом, но при этом уменьшил его низший предел либо вместо обязательной предусмотрел дополнительную меру наказания в качестве факультативной, он также признается более мягким и, следовательно, имеющим обратную силу.

При оценке строгости или мягкости нового уголовного закона следует учитывать не только его санкцию, но и иные обстоятельства, влияющие на усиление или смягчение уголовной ответственности. Это означает, что обратная сила уголовного закона связывается не только с законом, устраняющим преступность деяния, смягчающим наказание, но и с законом, "иным образом улучшающим положение лица" (ч. 1 ст. 10 УК). Так, новый уголовный закон может внести изменения в перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств, основания и условия условно-досрочного освобождения от наказания, условия погашения и снятия судимости и т. п. Если подобного рода изменения сопряжены с улучшением правового положения виновного, новый закон имеет обратную силу как более мягкий.

Обратная сила уголовного закона распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, а также на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. В соответствии с ч. 2 ст. 10 УК если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, установленных новым уголовным законом.

1. Общая характеристика действия уголовного закона во времени. Уголовный закон, как правовая реальность, действует не только в пространстве, но и в определенных временных пределах. Можно согласиться с тем, что время действия уголовного закона, его временные пределы определяются двумя основными составляющими: моментом вступления уголовного закона в силу и моментом утраты им законной силы. Поэтому время действия уголовного закона можно рассматривать как период (временной отрезок), заключенный между названными точками отсчета, когда конкретный нормативный акт осуществляет уголовно-правовое регулирование, связанное с определением преступности и наказуемости деяния и их последствиями. Определение пределов действия уголовного закона во времени имеет важное практическое значение, поскольку с этим связано решение вопроса о преступности и наказуемости деяния. В ч. 1 ст. 9 УК сформулировано общее правило: «Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Следовательно, установление пределов действия уголовного закона во времени связано в первую очередь с уяснением того, когда он вступает в силу и когда прекращается его действие. Вступление уголовного закона в силу определяется временем, с которого он становится обязательным для всех государственных органов и общественных объединений, а также и для граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Поэтому точное установление этого момента имеет важное значение. Причины, повлекшие утрату уголовным законом силы, могут быть различными, однако прекращение действия уголовного закона обычно означает юридическую невозможность использования его предписаний для регулирования новых социальных реалий. Здесь властвует новый (вновь принятый) уголовный закон и содержащиеся в нем предписания. Однако время «начала жизни» уголовного закона не всегда определяется только моментом вступления его в силу. В предусмотренных законодательством случаях принятый в установленном порядке и вступивший в силу закон может распространять свое действие на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу (обратная сила закона). Таким образом, проблема определения действия уголовного закона в° времени предполагает уяснение трех принципиальных положений: 1) о моменте вступления закона в силу; 2) о моменте утраты законом силы в полном объеме; 3) об обратной силе закона. 2 Порядок принятия и опубликования уголовного закона. В начале данной главы при характеристике признаков уголовного закона уже рассматривались некоторые процедуры принятия уголовного закона: указывались субъекты законотворческой деятельности, роль Президента РФ в придании закону юридической силы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (ст. 2). Как уже отмечалось, в соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. К сожалению, в бывшем СССР существовала практика, допускавшая применение неопубликованных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан. Было множество подзаконных нормативных актов и даже законов с грифами «не подлежит опубликованию», «не для печати», «для служебного пользования», «секретно» и т.п. Согласно ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет обязанности перед обществом, а в соответствии с Итоговым документом Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.) государства-участники должны «эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности... и поступать в соответствии с ними», с этой целью публиковать и «делать доступными все законы, административные правила и процедуры, относящиеся к правам человека и основным свободам». Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) гласит, что «законы, принятые по завершении соответствующей гласной процедуры, и административные положения публикуются, что является условием их применения. Эти тексты будут доступны для всех». Указанные положения подтверждены Парижской хартией для новой Европы (1990 г.) Порядок опубликования и вступления в силу законов и других нормативных актов в Российской Федерации неоднократно менялся. В настоящее время он регламентируется Конституцией РФ (ч. 3 ст. 15, ст. 90, 105- 108), Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»114. Как указывается в ст. 1 данного Федерального закона, на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. В ст. 3 названного Закона отмечается, что федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания (например, постановления Государственной Думы об амнистии) публикуются не позднее десяти дней после их принятия. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для их официального опубликования Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палат Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут также публиковаться в виде отдельного издания. Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» (в ред. Указа от 9 августа 1994 г.), тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система», являются официальными. В ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ установлено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. При публикации федерального конституционного и иного федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия и одобрения Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. Федеральные законы, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме (ст. 9 Закона). Установленный порядок опубликования законов направлен на то, чтобы обеспечить реальность презумпции знания населением этих актов. Презумпция знания закона опровержима, поскольку можно доказать, что то или иное лицо не имело возможности ознакомиться с данным законом в силу каких-либо особых (исключительных) обстоятельств115. 3. Порядок вступления уголовного закона в силу. Уголовные законы вступают в силу либо в обычном, либо в особом (экстраординарном) порядке. Обычный порядок вступления уголовного закона в силу выражается в том, что он начинает действовать на всей территории России одновременно по истечении десяти дней со дня его официального опубликования в изданиях, которые признаны официальными изданиями. Согласно ст. 12 Закона РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР», законы Российской Федерации должны публиковаться на государственном языке Российской Федерации, а также на государственных языках республик в составе Российской Федерации. Днем вступления закона в действие считается следующий день после истечения последних суток установленного срока. Следовательно, уголовный закон считается действующим с момента вступления его в силу и до его отмены, замены или истечения срока его действия. Только действующий закон является, по общему правилу, основанием для решения вопроса о преступности и наказуемости конкретного деяния. Преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления (ч. 1 ст. 9 УК). Любое преступление совершается в течение определенного промежутка времени. Этот период может исчисляться иногда годами или месяцами, но чаще всего характеризуется скоротечностью. Определение времени совершения преступления имеет непосредственное отношение к применению положений уголовного закона. При совершении преступления, которое отмечается скоротечностью, определение времени его совершения и уголовного закона, который подлежит применению, как уже отмечалось выше, не представляет особой сложности. Применению подлежит закон, действующий во время совершения преступления. Согласно ч. 2 ст. 9 УК РФ, временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Данное предписание отсутствовало в прежнем УК, поэтому вопрос о времени совершения некоторых видов преступлений был дискуссионным. Если преступление совершается в течение длительного времени (длящиеся или продолжаемые деяния), может оказаться, что уголовное законодательство в этот период подвергалось изменению в части, касающейся преступности и наказуемости данного деяния. Следовательно, оказывается, что одно преступление совершается в период действия нескольких уголовных законов. Временем совершения преступлений длительного характера является момент его окончания или пресечения. Соответственно и применению подлежит уголовный закон, действовавший в этот момент. Экстраординарный порядок вступления уголовного закона в силу обычно предусматривает более длительные, чем указанные выше сроки (правда, в отдельных случаях законы могут признаваться вступившими в силу с момента опубликования). Эти сроки могут указываться в самом тексте принятого закона либо в сопровождающем данный закон нормативном акте (законе о порядке введения в действие соответствующего закона). Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», УК РФ был введен в действие с 1 января 1997 г. (а он был принят, как отмечалось ранее, 24 мая 1996 г.). 4. Обратная сила уголовного закона. Исключение из общего правила действия уголовного закона во времени составляет положение о придании уголовному закону обратной силы. Обратная сила уголовного закона означает распространение его на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. В ч. 1 ст. 10 УК указывается, что обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление. И наоборот, уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Эти предписания являются воплощением и дальнейшей конкретизацией общеправовых принципов, которые изложены в ст. 54 Конституции РФ и ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. подчеркивается, что эти принципы сформулированы как императивные указания, адресованные прежде всего государству в лице соответствующих органов, которые призваны обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и от которых зависит решение вопроса, какая именно ответ ственность может наступать за те или иные правонарушения. Конституционный Суд РФ особо отмечает, что названные ранее нормативные акты не содержат норм, которые допускали бы возможность ограничения действия закрепленных в них правил в зависимости от видов правонарушений, категории лиц, их совершивших, или каких-либо иных обстоятельств. Правоприменительные органы, в том числе суды, не вправе уклоняться от применения законов, которым придана обратная сила116. Таким образом, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Придание закону обратной силы - право законодателя, однако его решения не должны умалять права человека. Согласно ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действующему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не является уголовным преступлением. Закон, устраняющий наказуемость деяния, - это нормативный акт, в соответствии с которым определенные деяния исключаются из круга преступлений. Закон признается смягчающим наказание, если в нем: 1) снижается низший или высший размер данного вида наказания; 2) устанавливается менее тяжкий вид наказания; 3) исключается из санкции статьи дополнительное наказание; 4) при сохранении более строгого вида и размера наказания предусматривается возможность назначения менее строгих наказаний. Иногда законодатель может принять уголовно-правовую норму, которая смягчает наказание, однако изменяет категорию данного преступления, переводя его в более тяжкий разряд. В связи с этим возникает вопрос о том, располагает ли новый закон обратной силой. В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 января 1995 г. № 1 «О некоторых вопросах применения судами Федерального закона от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»» отмечается, что отнесение деяния к категории тяжких преступлений не должно учитываться при решении вопроса об ответственности этого лица за совершение нового преступления117. Иными словами, новый закон обладает обратной силой, ибо смягчается санкция, однако предписание, ухудшающее положение лица (перевод преступления в более тяжкую категорию) не подлежит применению. Уголовный закон признается «иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление», если он смягчает режим отбывания наказания, расширяет возможности для применения условно-досрочного освобождения, сокращает сроки давности погашения или снятия судимости и др. В прежнем уголовном законе не был решен вопрос о пределах действия обратной силы уголовного закона, что вызывало его неоднозначное толкование в теории. В УК РФ отмечается, что обратная сила уголовного закона распространяется на лиц, совершавших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание, либо отбывших его, но имеющих судимость. Согласно ч. 2 ст. 10 УК РФ, если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. В правоприменительной практике допускается неадекватное истолкование этого положения уголовного закона. Подчас его рассматривают лишь как предписание суду снизить назначенное осужденному наказание до верхнего предела санкции статьи Особенной части УК (т.е. нового закона). Однако такое решение является лишь одним из возможных, т.е. не исчерпывает всего содержания ч. 2 ст. 10 УК РФ. В своем постановлении Конституционный Суд РФ указывает, что рассматриваемая норма «предполагает применение общих начал назначения наказания, в силу которых в такого рода случаях смягчение наказания будет осуществляться в пределах, определяемых всей совокупностью норм Уголовного кодекса Российской Федерации - не только Особенной его части, но и Общей». Он исходит из того, что истолкование ч. 2 ст. 10 УК РФ как допускающей возможность снижения наказания только до верхнего предела санкции соответствующей статьи Особенной части УК «не соответствует буквальному смыслу данной нормы и не вытекает из положений Конституции Российской Федерации, предопределяющих ее содержание и значение в системе действующего уголовно-правового регулирования». Правовая позиция Конституционного Суда РФ определяется тем, что реализация в уголовно-правовых отношениях принципов справедливости и равенства всех перед законом (и судом) должна проявляться, в частности, в том, что лица, отбывающие наказание, и лица, в отношении которых приговор выносится после вступления нового (более мягкого) закона в силу должны быть поставлены в равное положение с точки зрения решения вопроса о наказании по новому закону: оно «осуществляется с учетом как верхнего, так и нижнего предела санкции соответствующей статьи, а также указанных в Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации обстоятельств (курсив наш. - Авт.)». Это означает, в частности, что закон допускает возможность снижения назначенного осужденному наказания и ниже верхнего предела санкции, предусмотренной новым законом. Конституционный Суд РФ приходит к выводу, что только при таком (широком) истолковании ч. 2 ст. 10 УК РФ не противоречит Конституции РФ1, положения которой должны получать адекватную конкретизацию в данной уголовно-правовой норме.

Согласно ст.2 УК датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой. Уголовный закон подлежит официальному опубликованию в течение семи дней после его подписания Президентом РФ и вступает в силу по истечению 10 суток после опубликования.

Официальным опубликованием является первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации». Действие уголовного закона может быть прекращено путем его отмены либо замены другим законом Конституционного суда РФ.

Согласно УК преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления. Временем совершения преступления признается время совершения деяния (ст.9) независимо от наступления последствий. Под обратной силой закона понимается распространение нового закона на деяния, совершенные до его введения в действие. Согласно ст.10 ч.1 «уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу»

Основания деления законов на Мягкий - Жёсткий :

Сравниваются по верхней мере наказания, тот закон у кого более высокая, считается жестким.

В случае равенства нижней меры, смотрят на дополнительные наказания.

В случаях, когда новый закон создает новый состав преступления, в то время как ранее такие деяния подпадали под действие более общей нормы и влекли уголовную ответственность, необходимо сравнить санкции общей и специальной (новой) нормы. Если санкция за выделенное из общей нормы деяние мягче санкции закона, по которому квалифицировались аналогичные действия в прошлом, то новый закон имеет обратную силу, если же санкция специальной нормы более строгая, такой закон обратной силы не имеет.

В случае совершения длящихся преступлений, т.е. когда преступное состояние продолжается непрерывно, например дезертирство или незаконное хранение оружия, при изменении уголовного закона применяется новый закон, поскольку преступное деяние продолжается и после вступления этого закона в силу. Также должен решаться вопрос и при совершении продолжаемых преступлений, когда преступное деяние, направленное к одной цели и посягающее на один объект, состоит из ряда отдельных тождественных актов. Если после вступления нового закона в силу был совершен хотя бы один акт продолжаемого преступления, то применяется новый закон.

4. Действие уголовного закона в пространстве.

Под действием уголовного закона в пространстве понимается применение его на определённой территории и в отношении определённых лиц, совершивших преступление.

В науке уголовного права выделяют следующие принципы, характеризующие действие уголовного закона в пространстве:

Территориальный принцип - все преступления, совершённые на территории определённого государства, подпадают под действие уголовных законов этого государства (ст.11). Территория РФ включает ее сухопутную часть, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра в пределах государственной границы.

Согласно принципу иммунитета (правило дипломатического иммунитета), послы иностранных государств не могут быть подвергнуты уголовной ответственности, максимум воздействия – депортация из страны. На их семьи также распространяется это правило. Под иммунитетом понимается освобождение от судебной и исполнительной юрисдикции государства.

Принцип флага -ч.3 ст.11 согласно которой в отношении преступлений, совершенных на морском или воздушном судне, осуществляется юрисдикция государства регистрации такого судна. Ч.2 ст.12УК лицо, совершившее преступление на военном корабле или воздушном судне несет уголовную ответственность по УК РФ независимо от их места нахождения.

Принцип гражданства – граждане РФ подчиняются законам РФ, где бы они ни находились. Поэтому они несут уголовную ответственность за преступления, совершённые в иностранном государстве, по УК, действующему в РФ (ч.1 ст.12). Закон указывает на три условия: 1) совершенное деяние признается преступлением в государстве, на территории которого оно было осуждено; 2) если граждане РФ были осуждены по месту совершения преступления, то уже на родине, второй раз они осуждены быть не могут; 3) при осуждении данных лиц в РФ, наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершенно преступление.

Реальный принцип – если причинен вред нашему государству, то ответственность за это преступление будет наступать по нашим законам (ч.3 ст.12).

Оккупационный принцип - военнослужащие воинских частей, дислоцирующихся на территории иностранных государств, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором (ч.2 ст.12).

Принцип универсальности действия уголовного закона – существуют такие преступные действия, которые опасны не только для конкретной страны, но и для всего мира в целом (наркотики, работорговля) и для борьбы с ними нужны усилия всех государств мира, поэтому заключаются определённые международные конвенции, который и обеспечивают универсальность действия уголовного закона.

Действие уголовного закона во времени определяется в статьях 9 и 10 УК РФ. Положения этих статей базируются на положениях ст. 54 Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г.

Принципы, регулирующие действие уголовного закона во времени, можно подразделить на принцип действия уголовного закона во времени совершения преступления, принцип обратимости более мягкого уголовного закона и принцип необратимости более строгого уголовного закона (следует оговориться, что закон не называет их «принципами», это делает доктрина для облегчения понимания его содержания). Обратимся к общей характеристике названных принципов.

1) Принцип действия уголовного закона во времени совершения преступления выражен в ч. 1 ст. 9 УК РФ: преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления, т. е. никто не должен нести уголовную ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось преступлением.

Преступность и наказуемость деяния определяются нормами Общей и Особенной частей УК о преступлениях и наказаниях. При этом под «преступностью » понимается как оконченное преступление, так и приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в совершении преступления. Под «наказуемостью » имеется в виду как уголовное наказание, его виды и размеры, так и иные меры уголовно-правового характера, поскольку они также могут улучшать или ухудшать положение лица. К таким мерам следует отнести меры и последствия, связанные с той или иной категорией преступлений (ст. 15 УК), меры, определяемые в разделе IV УК РФ об освобождении от уголовной ответственности или от наказания, принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним (ст. 87 УК), принудительные меры медицинского характера (разд. VI УК) и др.

Действовавшим во время совершения преступления уголовным законом считается закон, который вступил в силу к моменту начала совершения преступления и продолжал действовать ко времени окончания преступления. Преступление признаётся совершённым во время действия данного уголовного закона, если оно началось и окончилось в промежутке между моментом вступления закона в силу и моментом прекращения его действия.

2) Принцип обратимости более мягкого уголовного закона, называемый ещё ретроактивностью , сформулирован в ч. 1 ст. 10 УК: «Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость».


Закон, имеющий обратную силу, распространяется на всех лиц, которые могут потерпеть или ещё терпят уголовно-правовые последствия, в том числе и судимость. Если же эти правовые последствия уже прекратились к моменту принятия более мягкого закона, то на лиц, их перенесших, обратная сила нового закона не распространяется. Следовательно, пределы действия закона с обратной силой ограничены определёнными временными рамками. В таких случаях может решаться вопрос о законности или обоснованности применения к лицу старого закона без учёта нового закона. Такие лица могут быть реабилитированы, если они были осуждены незаконно или необоснованно.

В случае, если в старом и в новом уголовном законе содержатся однозначные по своей юридической силе уголовно-правовые нормы, то вопрос о применении той или иной нормы должен решаться в соответствии с принципом действия уголовного закона во время совершения преступления.

В ч. 2 ст. 10 УК РФ решён следующий важный вопрос, вызвавший дискуссии в научной литературе. В ней установлено: если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. Например, лицо на основе старого закона было осуждено к лишению свободы сроком на 10 лет. Новый закон предусматривает за то же преступление наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 5 лет. Следовательно, при пересмотре дела на основе нового закона суд, руководствуясь ч. 2 ст. 10 УК РФ, вправе сократить осуждённому срок лишения свободы до 2, 3, 4 или 5 лет. При этом суд вправе освободить осуждённого и от отбывания дополнительного наказания, если оно новым законом не предусмотрено, или сократить его размеры.

3) Принцип необратимости более строгого уголовного закона заключается, как определено в ч. 1 ст. 10 УК РФ, в том, что уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, т. е. он не распространяется на деяния, совершённые до вступления в силу этого нового закона.

Справедливость и гуманность этого принципа очевидны. Гражданин должен сообразовывать своё поведение с действующим законом. На нём не лежит обязанность предвидеть принятие в будущем закона, которым его поступки могут быть признаны преступными и уголовно наказуемыми деяниями. Придание новому, более строгому уголовному закону обратной силы вызвало бы у граждан чувство постоянной опасности и тревоги за своё поведение, порождало бы у них неуверенность в совершении поступков и действий, сковывало бы их свободу. Кроме того, распространение более строгого уголовного закона на лиц, совершивших преступления до введения его в действие, противоречило бы принципу вины, согласно которому лицо может быть признано виновным в совершении только такого общественно опасного деяния, которое признавалось преступлением законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Законом, устанавливающим преступность деяния , является закон, которым признаётся преступлением деяния, ранее не рассматривавшееся в качестве преступного. Усиление наказания , предусмотренное новым законом, может выразиться в установлении за то же деяние более строгого по виду или размеру основного или дополнительного наказания. Под иным ухудшением положения лица понимается установление новым законом более тяжких последствий совершения преступления и отбывания наказания.

Действие уголовного закона в пространстве также определяется несколькими принципами:

1. Территориальный (ст. 11 УК);

2. Гражданства (ч.1 ст.12 УК);

3. Покровительственный (специального режима - ч. 2 ст. 12 УК);

4. Универсальный (ч. 3 ст. 12 УК);

5. Реальный (ч. 3 ст. 12 УК).

В соответствии с территориальным принципом, основанным на незыблемости суверенитета РФ, все лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11 УК РФ).

Территория РФ, согласно Закону РСФСР «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г., определяется как сухопутное, водное и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ. Следовательно, территорией Российской Федерации являются находящиеся в пределах её государственных границ суша, воды, недра, воздушное пространство над сушей и водами.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 УК РФ при совершении преступления на приписанных к порту воздушном, морском, речном судне, находящихся вне пределов РФ в нейтральном воздушном или водном пространстве, ответственность наступает по УК РФ. Имеются в виду гражданские самолёты, вертолёты, пароходы, яхты и т. д. В случае совершения преступления на судне в территориальных и внутренних водах или воздушном пространстве другой страны ответственность наступает по законодательству последней. К территории РФ приравниваются военные воздушные, морские и речные суда РФ вне зависимости от той территории, на которой они находятся (ч. 3 ст. 11 УК).

Преступление считается совершённым на территории РФ, если начинается оно за границей, а оканчивается в РФ. Также решается вопрос и в случае, если за границей осуществлялась организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество, а исполнитель действовал на территории РФ. Однако, если приготовление к совершению преступления за рубежом или соучастие в совершении такого преступления осуществлялись в России, ответственность наступает также по УК РФ.

Территории посольств РФ в иностранных государствах и машины послов под флагом РФ территориями РФ не являются. Вместе с тем здания посольств, автомашины послов пользуются дипломатическим иммунитетом.

В ч. 4 ст. 11 УК РФ содержится одно исключение из правил действия уголовного закона на определённой территории - вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права (в частности, в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединённых наций 1946 года, Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года, Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года).

В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства и др.

Принцип гражданства установлен в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Он предусматривает, что граждане РФ и постоянно живущие в России лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершённые ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. Невозможность повторного осуждения предопределена в ч. 2 ст. 6 УК РФ, в которой воспроизведена ст. 50 Конституции РФ. При осуждении таких лиц, наказание не может превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого преступление было совершено.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 19 апреля 2002 г. гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего ФЗ (с 1 июля 2002 г.), а также лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с указанным законом (ст. 11 ФЗ - по рождению, в результате приёма в гражданство РФ, в результате восстановления в гражданстве РФ, по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором РФ).

Лицо без гражданства, в соответствии со ст. 3 Закона № 62-ФЗ от 11.04.02 г. - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Иностранными гражданами являются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Двойное гражданство - наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 3 закона № 62-ФЗ от 11.04.02 г.). При совершении преступления лицом, имеющим двойное гражданство, в каком-либо третьем государстве вопрос об уголовной ответственности такого лица решается исходя из международного принципа «эффективного гражданства», согласно которому применяется закон того государства, на территории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу, жильё, имущество, пользуются всеми гражданскими и политическими правами.

Покровительственный принцип или принцип специального режима установлен в ч. 2 ст. 12 УК РФ. Согласно данному принципу военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершённые на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Международными договорами обычно устанавливается такой порядок, при котором за преступления, совершённые вне воинской части, ответственность наступает по законам страны пребывания, а на территории воинской части - по законам страны, к Вооружённым Силам которой относится воинская часть. Территория воинской части пользуется иммунитетом.

Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, который вытекает из международно-правовых обязательств России, связанных с участием в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (угон воздушного судна, терроризм, фальшивомонетничество, незаконный оборот оружия, наркотиков и т. д.), предусмотрен в ч. 3 ст. 12 УК РФ. Согласно данному принципу иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории РФ, совершившие преступления вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами страны, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.

В ч. 3 ст. 12 УК РФ предусмотрен ещё один принцип действия уголовного закона в пространстве - реальный. Суть этого принципа заключается в том, что иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства (апатриды), не проживающие постоянно в России, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по УК РФ за преступления, направленные против интересов РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (например, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности - ст. 280 УК, разглашение государственной тайны - ст. 283 УК, шпионаж - ст. 276 УК и др.).

Ещё несколько слов следует сказать об одном институте, регламентированном в ст. 13 УК РФ. Речь идёт о выдаче (экстрадиции) лиц, совершивших преступления вне территории РФ. В основе ст. 13 УК, по существу, также лежат принципы действия уголовного закона в пространстве. В этом случае прежде всего решается вопрос о том, где и кем совершено преступление, т. е. совершено ли оно на территории РФ или вне её пределов, гражданином РФ, лицом без гражданства или иностранным гражданином.

Главная цель экстрадиции состоит в объединении усилий различных государств в борьбе с преступностью, оказании взаимной правовой помощи в обеспечении задачи привлечения к уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления. Вопрос о выдаче регулируется национальным законодательством, а также нормами международного права.

Под выдачей понимается передача одним государством находящихся на его территории лиц другому государству, в котором они совершили преступление, для привлечения их к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В ч. 1 ст. 13 УК РФ установлено, что граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства не подлежат выдаче этому государству. Расширительное толкование этой нормы даёт основание для вывода о том, что она распространяется и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России.

Если иностранный гражданин совершил преступление на территории России, то в его выдаче может быть отказано вследствие приоритета территориальных основ действия уголовного закона в пространстве над основами гражданства. Недопустима выдача лица, если истекли, согласно УК РФ, сроки давности привлечения его к уголовной ответственности.

В Общей части УК РФ устанавливаются правила действия уголовного закона во времени и в пространстве.
Действие уголовного закона во времени (ст. 9, 10 УК РФ) заключается в том, что преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время его совершения.
Данные положения запрещают применять новый закон к деянию, которое было совершена до его вступления в силу. В соответствии с Конституцией РФ неопубликованные законы не применяются, то есть юридическую силу закон приобретает только после своего официального опубликования.
Для правильного применения уголовного закона важно уметь определять время совершения преступления.
Уголовный закон устанавливает, что временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного деяния независимо от времени наступления последствий.
В случае совершения длящегося преступления, то есть продолжающегося не-прерывно, в форме процесса (например, хранение огнестрельного оружия), при изменении уголовного закона ответственность наступает по новому (измененному) закону, так как общественно опасное деяние продолжается и после вступления его в законную силу.
Уголовная ответственность за продолжаемое преступление, когда деяние совершается рядом тождественных действий, объединенных единой целью (например, кража деталей для сборки телевизора), наступает по закону, действовавшему в момент пресечения действий виновного либо в момент окончания их самим преступником.
В виде исключения из общего правила уголовный закон предусматривает, что допускается обратная сила уголовного закона, если он устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение виновного лица. Обратная сила закона означает, что он распространяется на лиц, совершивших преступные деяния до его вступления в силу.
Такое положение обусловлено действием принципа гуманизма уголовного права. При этом УК РФ специально указывает, что уголовный закон, ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Действие уголовного закона в пространстве основано на двух принципах: территориальности и гражданства. Территориальный принцип действия уголовного закона заключается в том, что лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит ответственности по уголовному законодательству РФ (ст. 11 УК РФ).
Территорией РФ являются находящиеся в пределах ее границ: суша, водная территория, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Также территорией РФ считается находящееся в открытом водном или воздушном пространстве гражданское судно РФ; при этом военные суда признаются территорией РФ независимо от своего местонахождения.
Из данного принципа есть исключение, действующее для лиц, обладающих правовым (дипломатическим) иммунитетом. Данные лица не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия правительства страны, которую они представляют.
Принцип гражданства означает, что граждане РФ, где бы они ни совершили преступление, несут ответственность по УК РФ (ст. 12 УК РФ).
Военнослужащие РФ также несут ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором.
Однако Кодекс устанавливает, что граждане РФ несут уголовную ответственность только в том случае, если совершенное ими деяние признается преступлением в иностранном государстве и они не были за него там осуждены. При этом в случае осуждения указанных лиц назначенное им наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренного уголовным законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.
В УК РФ впервые сформулирован реальный принцип действия уголовного закона, в соответствии с которым иностранные граждане подлежат ответственности по УК РФ и в том случае, когда совершили преступление вне пределов РФ. Данные последствия наступают, если совершенные ими преступления направлены против интересов РФ, а также в иных случаях, предусмотренных международным договором.
Все вышеуказанные положения распространяются также и на лиц без гражданства (апатридов), если они постоянно проживают на территории РФ.
В УК РФ содержится принципиальное положение о том, что граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выданы иностранному государству в соответствии с международным договором РФ. При его отсутствии вопрос решается дипломатическим путем.



Просмотров