Действие нпа во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие нормативных актов во времени

Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»11, если в федеральном законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрание Законодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»12, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента установлено, что акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства Российской Федерации.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Коллективные договоры и соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в силу со дня подписания их сторонами либо со дня, установленного в них. Стороны имеют право продлить их действие на срок не более трех лет (ст.43, 48 ТК РФ).

Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с: 1) истечением срока его действия; 2) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; 3) отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникающих до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст.12 ТК РФ).

Действие нормативных актов в пространстве. Правовое пространство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием «территория». Имеется в виду территория государства – Российской Федерации; территория субъектов Федерации; территория конкретной организации. В соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон Российской Федерации. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории.

Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах конкретной организации.

Пространственно действие нормативных актов о труде заключается в том, что они распространяются в пределах конкретной организации.

Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ о труде, следует иметь в виду, что они распространяются также на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом, ибо понятие «территория Российской Федерации» не исчерпывается только земельно-территориальными, морскими и воздушными границами, а определяется также и международно-правовыми актами. Далее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это, например, предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой миграции.

Действие нормативных актов о труде по категориям работников. Трудовое законодательство России, как известно, характеризует принцип единства и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных отраслях народного хозяйства; работников бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и т.п.).

Статья 11 Трудового кодекса РФ посвящена сфере действия трудового права.

В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: независимо от организационно-правовой формы работодателя трудовое законодательство распространяется на всех работников и на все организации, если между ними был заключен трудовой договор.

Это означает, что Трудовой кодекс РФ, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, акционерами.

Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.

Последовательное применение данного правила исключает произвольное толкование вопроса о юридической природе договоров, регулирующих трудовые отношения.

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

Вместе с тем в целях обеспечения приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест определены условия и порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (Указы Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» и от 29 апреля 1994 г. № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы»)13.

Общие нормы не применяются только в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования. Эта дифференциация осуществляется Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Все эти нормы выделены в отдельную часть ТК РФ – четвертую часть, которая включает 16 гл.(гл.40-55): гл.40 – «Общие положения»; гл.41 – «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями»; гл.42 – «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»; гл.43 – «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организация»; гл.44 – «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству»; гл.45 – «Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев»; гл.46 – «Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах»; гл.47 – «Особенности регулирования труда работников, работающих вахтовым методом»; гл.48 – «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей

– физических лиц»; гл.49 – «Особенности регулирования труда надомников»; гл.50 – «Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; гл.51 – «Особенности регулирования труда работников транспорта»; гл.52

– «Особенности регулирования труда педагогических работников»; гл.53 – «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей»; гл.54 – «Особенности регулирования труда работников религиозных организаций»; гл.55 – «Особенности регулирования труда других категорий работников».

Особенности отдельных категорий труда отдельных категорий работников содержатся также в федеральных законах.

Так, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 120 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» представляет право совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества, если исполнительные органы образуются общим собранием акционеров, принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа, общества (директора, генерального директора)14.

Общие нормы трудового права конкретизируются и дополняются не только в законах или иных нормативных актах, но и в локальных актах и соглашениях применительно к различным категориям работников, занятых в отдельной организации, отрасли, регионе и т.п. (режим труда и отдыха, нормы об оплате и охране труда и др.). С возрастанием значения локально-договорного регулирования должен увеличиться и объем специальных норм в локальных актах, среди которых главное место занимает коллективный договор, и в соглашениях всех видов (генеральных и региональных, отраслевых и др.).

В ряде случаев такая дифференциация определяется необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (например, для работников транспорта) и установить более высокую ответственность за правонарушения в сфере труда.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Определите понятие источника трудового права.

2. Назовите известные вам виды источников трудового права.

3. Что такое система источников трудового права, какие акты входят в эту систему?

4. В чем заключаются особенности системы источников трудового права?

5. Как разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений?

6. Дайте общую характеристику Трудового кодекса РФ как квалифицированного источника трудового права.

7. Какова роль локальных нормативных актов и соглашений в регулировании правовых актов?

8. Какова роль локальных нормативных правовых актов и соглашений в регулировании условий труда, в чем особенности формирования этих актов?

9. Каково значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ по трудовым спорам?

10. Определите действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по категории работников.

11. Раскройте соотношение общих и специальных норм трудового права.

1. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. ЛГУ, 1985.

2. Бару М.И. Унификация и дифференциация норм трудового права // Советское государство и право. 1971. № 10.

3. Безина А.К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань, 1989.

4. Бочарникова М.А. Законодательство о труде субъектов Российской Федерации // Право и экономика. 1995. № 3-4; 1996. № 21/22.

5. Глазырин В.В. ГК и регулирование трудовых отношений // Право и экономика. 1995. № 5-6.

6. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права // Екатеринбург, 1997.

7. Горшенин К.П. Кодификация законодательства о труде. М., 1967.

8. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1996. № 1.

9. Иванов С.А. Применение Конвенций МоТ в Россия в переходный период // ГП. 1994. № 8, 9.

10. Лебедев В.М. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия // ВВС РФ. 1996. № 2.

11. Орловский Ю.П.О сфере действия трудового права в современных условиях // Право и экономика. 1995. № 7.

12. Смолярчук В.И. Источник советского трудового права // М., 1978.

13. Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. № 4.

14. Шебанова А.И. Размышления о реформе трудового законодательства в Российской Федерации // Академия труда и социальных отношений. Научно-информационный журнал. 1994. № 5.

Действие нормативных правовых актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу : 1) либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие; 2) либо с момента их принятия; 3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

В зависимости от вида нормативного правового акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования. Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядка государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.

Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие : а) издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; б) вследствие принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта, противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую лицу.

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Это означает на практике следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершения преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя к моменту рассмотрения дела он был уже отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания.

В российском праве обратную силу имеют законы, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность либо иным образом улучшающие положение лиц, совершивших правонарушение. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом. Например, действие ст. 835 ГК РФ распространено на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, которые возникли ранее и сохранены на момент введения в действие второй части ГК РФ.

По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную часть ее или предназначены для действия за пределами страны.

Акты федеральных органов государственной власти распространяются, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией Российской Федерации понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы; территория, занимаемая посольствами. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе.

Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если это прямо оговорено при принятии конкретного нормативного акта. Так, введение особого режима деятельности государственных органов и средств массовой информации, предусмотренного Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", возможно только на тех территориях, где в установленном порядке объявлено чрезвычайное положение. Правотворческий орган довольно часто в самом акте указывает местность (например, районы Крайнего Севера, зона чернобыльской аварии), за пределами которой акт теряет свое регулирующее воздействие.

В то же время граждане Российской Федерации, совершившие преступления за границей, в случае предания их суду Российской Федерации несут ответственность не по законам места совершения преступления, а по УК Российской Федерации.

Действие нормативных актов по кругу лиц. Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц - это значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.

В одних случаях различия в действии норм права по лицам предопределены уже различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, например, нормы обязательного на всей территории России избирательного Закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда .

Специфика различных отраслей хозяйства обусловливает появление норм, действие которых распространяется лишь на работников данной отрасли. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативные акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение. Так, уголовную ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ) могут нести только должностные лица, признанные таковыми в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ.

Общим принципом российского законодательства является то, что под его действие подпадают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России - это обязанность исключительно ее граждан. Поэтому предписания Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. адресованы только гражданам Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. иностранные граждане не могут принимать участия во всенародном голосовании. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности). На таких лиц (а это - послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т.д.) не распространяются Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Все нормативно-правовые акты действуют в определенных пределах, очерченных во времени, в пространстве и по кругу "охватываемых" этими актами лиц. Установление этих пределов-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Определяя границы действия нормативных актов во времени, Г.Ф. Шершеневич писал, что "закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении"*(762).

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается - с момента утраты им юридической силы.

Что считается "моментом вступления" нормативно-правового акта в силу? Как определяется и с чем ассоциируется этот момент? В государственно-правовой теории и практике разных стран и времен нет единого ответа на эти вопросы. Ибо в одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения. Таковыми являются, например, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в разных странах в чрезвычайных или иных экстремальных ситуациях. Таковыми были в СССР и союзных республиках - субъектах федерации постановления Правительства.

В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования). В соответствии, например, с законодательством Италии законы и регламенты каждой из палат Парламента вступают в силу на пятнадцатый день после их опубликования, если в них не предусмотрено иное. Что же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу на следующий день после их опубликования*(763).

В бывшем СССР законы, нормативные указы и постановления Президиумов Верховных Советов всей страны и союзных республик вступали в силу в срок до 10 дней после их опубликования.

Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", принятый в июле 1994 г., вступил в силу сразу же "со дня официального опубликования".

Наконец, в третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов определяется либо самими актами, либо указывается в других специально изданных актах для введения их в действие. Например, в ряде указов Президента РФ прямо указывается на то, что они вступают в силу с момента их опубликования или подписания. В частности, Указ "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" от 24 мая 1994 г. вступил в силу "с момента его опубликования", а Указ "Об отмене квотирования и лицензирования поставок и услуг на экспорт" от 23 мая 1994 г. вступил в силу "с момента его подписания"*(764).

В специально изданных актах (постановлениях Правительства, распоряжениях Президента и т.д.) указываются сроки вступления в силу таких правовых документов, как Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (приняты постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г.), Положение о министерстве юстиции Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г.), Таможенный кодекс Российской Федерации (введен в действие постановлением Верховного Совета РФ от 18 июня 1993 г.) и др.

Сроки вступления в силу различных актов далеко не одинаковы. И это вполне понятно, ибо сами акты, в отношении которых устанавливаются эти сроки, весьма различны. Вполне логичным является предположение, многократно подтвержденное государственно-правовой практикой разных стран, в соответствии с которым "начальный момент действия закона может быть сознательно отсрочен ввиду особой важности и сложности закона"*(765).

Для более сложных и более важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу должен быть гораздо большим, чем для всех других нормативно-правовых актов*(766). Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее емких и сложных нормативно-правовых актов.

Важное значение имеют не только сроки, но и способы "вступления в силу" или "введения в действие" нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно по всей территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие. В России, Франции, Германии и ряде других стран раньше это была весьма распространенная практика, обусловленная невозможностью (технически, организационно ввиду отсутствия современных средств связи) одновременного обнародования принимаемых нормативно-правовых актов.

Во Франции, например, длительное время действовал специальный декрет (от 5 ноября 1870 г.), в соответствии с которым каждый вновь изданный закон вступал в силу не одновременно по всей территории страны, а постепенно, по округам. Причем в каждом округе он начинал действовать лишь через день после поступления по почте в главный город округа очередного номера журнала "Journal officiel", в котором излагалось содержание данного акта.

Однако даже тогда, когда во многих странах, в силу объективных причин, широко была распространена практика постепенного введения в действие закона, преимущество все же признавалось за системой одновременного вступления в силу закона на всей территории государства. При этом отмечалось лишь одно "неудобство", а именно - что при установлении "слишком краткого срока" возникало опасение, что закон или иной нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет ознакомлено население. С другой стороны, при определении слишком длительного срока введения в действие закона возникала чреватая негативными последствиями необходимость оставлять данный нормативный акт долгое время без действия.

Вывод, к которому приходили правоведы того времени относительно преимуществ и недостатков системы одновременного и постепенного вступления в силу законов, сводился к тому, что "сравнительная ценность той и другой систем обусловливается величиною государства и культурою страны"*(767). В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Система одновременного (по всей территории) введения в действие закона получила повсеместное и неоспоримое признание.

Когда прекращается действие закона? Каким образом закон утрачивает юридическую силу? Согласно сложившейся практике это происходит в результате следующих обстоятельств.

Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативного акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период, и при других обстоятельствах.

Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение того, каким образом и в силу каких причин совершается отмена законодательных актов. Так, в Декрете "Общие положения о законе" Италии, действующем еще с 1942 г., особо поясняется, что "законы отменяются последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона"*(768).

В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Конституции России 1993 г., вступившей в силу "со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования", а именно - 12 декабря 1993 г., одновременно прекратилось "действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года с последующими изменениями и дополнениями"*(769).

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, что в случае возникновения, например, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменен или изменен.

Презумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других странах. Например, законодательство Италии предусматривает, что "закон предписывает лишь на будущее: он не имеет обратной силы"*(770). Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.

Исключением из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение. В отдельных случаях обратная сила закона признается в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.

Кроме ограничения действия закона во времени существуют также общепризнанные границы действия законодательных актов в пространстве, на определенной территории. По общему правилу, в соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства законы, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на этой же государственной территории.

Под государственной территорией при этом понимается часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.

На всю территорию государства распространяются, например, конституционные и обыкновенные законы. Так, согласно действующей Конституции России "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации" (п. 2 ст. 4).

Однако законы, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать лишь на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. Таковыми могут быть, например, указы Президента или постановления Правительства России, касающиеся определенных районов или всего Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской аварии, и др.

Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать, в соответствии с заключенными соглашениями, отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых других отраслей права.

В современных условиях широкого развития экономических, политических, торговых, финансовых и иных связей между государствами особую значимость приобретает возможность применения норм международного права к внутригосударственным отношениям. В связи с этим Конституция РФ, например, устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае, "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ст. 15).

Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств. Например, в Конституции Испании говорится, что "международные договоры", заключенные в связи с установленными требованиями после их официальной публикации в Испании, являются составной частью внутреннего законодательства"*(771). Это означает, что они применяются для регулирования отношений, возникающих на территории Испании на тех же основаниях и в том же порядке, что и нормативно-правовые акты, возникающие внутри самого государства.

Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с непосредственной целью распространения их предписаний на граждан данного государства. При этом государство, наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно, как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, должно принимать меры не только к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства. Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации", например, прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям всячески содействовать тому, чтобы "гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами", установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. Им вменяется в обязанность защищать права и законные интересы граждан, а "при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации"*(772).

В том случае, когда гражданин РФ является одновременно гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство, он пользуется не только покровительством России, но также и покровительством "своего" нового государства. Двойное гражданство, а, следовательно, и двойное покровительство допускается, согласно Конституции РФ (п. 1 ст. 62), лишь в одном из двух случаев, а именно - если такая возможность предусматривается федеральным законом или же это предусмотрено соответствующим международным договором России. Конституция РФ особо акцентирует внимание на том, что наличие у гражданина России иностранного гражданства "не умаляет его прав и свобод" и "не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства", если иное не предусмотрено в федеральном законе или международном договоре*(773).

Законодательство России, равно как и других стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам.

Так, согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности "наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом и международными договорами Российской Федерации" (п. 3 ст. 62).

В соответствии с Конституцией Италии правовое положение иностранцев и лиц без гражданства "определяется законом согласно нормам международного права и международных договоров" (ст. 10).

Конституция и текущее законодательство Швеции безоговорочно "уравнивает в правах" иностранцев и лиц без гражданства со шведскими гражданами лишь в определенных вопросах. А именно - в вопросах защиты от принуждения участвовать в собраниях "с целью формирования мнений, или в демонстрациях..."; защиты от смертной казни, телесного наказания и пыток, а также от медицинского воздействия в целях принуждения или вопреки его желанию; права на судебную проверку лишения свободы в связи с преступлением или подозрением в совершении преступления; защиты от обратной силы наказания и "от обратной силы иного правового воздействия за преступления"; защиты от привлечения к суду "в определенных случаях"; защиты "от недоброжелательного отношения по признаку расы, цвета кожи и этнического происхождения или по признаку пола"; права на профессиональные меры борьбы и права "на возмещение при экспроприации или на основе аналогичных распоряжений".

Что же касается других вопросов, то иностранцы и лица без гражданства уравниваются со шведскими гражданами с определенными изъятиями и оговорками. Последние в обязательном порядке должны "вытекать из особых предписаний закона".

Аналогичная практика существует и в других странах. В России, например, в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан последние пользуются рядом прав и свобод, которые по существу неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме. Они не могут быть назначены и занимать определенные государственные должности - прокурора, судьи, нотариуса и др. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, такие, например, как обязанность несения воинской службы, которая является "долгом и обязанностью" лишь гражданина Российской Федерации (п. 1 ст. 59 Конституции РФ). Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России, а также их административной и уголовной ответственности в законодательстве РФ установлен и осуществляется ряд специальных правил.

Особое положение в России занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и, в значительной части, гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, к которым поступают требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомо признавать подобного рода дела неподведомственными.

На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилий, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.


Похожая информация.


Действие нормативного правового акта - порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Дей­ствие, т.е. «жизнь» нормативного правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.

А. Действие нормативного правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).

1. Момент введения в действие чаще всего указывается в со­путствующем акту документе - постановлении о введении (о по­рядке введения) нормативного правового акта в действие или в самом акте. Делается это так.

а) Называется конкретная дата введения нормативного право­вого акта в действие. Чаще всего срок между принятием норма­тивного акта и вступлением его в силу не превышает одного-трех месяцев. Но если для реализации нормативного правового акта нет еще социально-экономических, финансовых условий или тре­буется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативного правового акта и вступлением его в силу может быть значительными. Например, Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц пра­воохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. вступил в силу по истечении десяти дней со дня его офи­циального опубликования. Однако статьи 6 (личная охрана, ох­рана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств ин­дивидуальной защиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только 1 января 1996 г. А ст. 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 г.

б) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента опубликования. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о

религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. был опубли­кован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 29 сентября 1997 г. и с этого же момента вступил в силу; Феде­ральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Россий­ской Федерации» от 21 июля 1997 г. был опубликован 28 июля 1997 г. в «Собрании законодательства Российской Федерации» и с этого дня вступил в силу.

в) Нормативный правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий. Примером такого порядка введения в действие нормативного правового акта является уже упоминавшийся выше Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих орга­нов». Таким же является и Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., в котором введение в действие

ч. 2 ст. 33 (о финансировании судов на основе нормативов) ста­вится в зависимость от последующего принятия и вступления в силу соответствующего федерального закона.

г) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента его принятия. Это относится прежде всего к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания .

Этот порядок введения в действие нормативных правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. По­лучить же достоверную информацию о содержании нормативного правового акта можно лишь после его официального опубликова­ния. Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают - промежуток времени хотя бы в несколько дней между ними всегда будет.

Это своего рода «период бездействия», ибо акт формально всту­пил в силу, а реально (до публикации) действовать не может. На­пример, постановление Государственной Думы «О неотложных мерах по стабилизации положения на фармацевтическом рынке

Российской Федерации» было принято 18 сентября 1998 г., а опуб­ликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации» 5 октября 1998 г. Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу и этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования.

д) Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу не­нормативные (индивидуальные) акты Президента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содер­жащие сведения, составляющие государственную тайну, или све­дения конфиденциального характера.

Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным опубликованием не должно превышать десяти дней.

2. Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Феде­ральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов; актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. и Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.

Нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Россий­ской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие норматив­ный характер, и акты Правительства Российской Федерации, за­трагивающие права, свободы и обязанности человека и гражда­нина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов ис­полнительной власти, а также организаций, вступают в силу одно­временно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их,первого официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их офи­циального опубликования.

3. Порядок постепенного вступления в силу (введения в дей­ствие) нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имею­щих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имею­щих ограничительный гриф и предназначенных строго определен­ным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента полу­
чения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотвор­ческого органа обусловливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.

Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопро­сов, связанных с введением в действие нормативных правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов ор­ганов исполнительной власти, требует совершенствования суще­ствующая процедура. Целесообразно издание единого закона о разработке, опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов, действующих на территории России.

Прекращают, свое действие нормативные правовые акты:

а) по истечении срока, на который были приняты; б) с изме­нением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты пе­риода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).

Об отмене устаревших нормативных правовых актов чаще всего говорится во вновь принятом и вступающем в силу акте. Это наиболее распространенный способ отмены прежних предпи­саний. Редко какой закон, указ, постановление, приказ не содер­жит пункта, указывающего на акты или положения, утрачиваю­щие силу в связи с введением в действие нового нормативного пра­вового акта. Например, в последней статье Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 г. названы два закона Россий­ской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации, утрачивающих силу.

Отмене устаревших нормативных правовых предписаний не­редко посвящаются специальные акты. Таково постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении и призна­нии утратившими силу решений Правительства Российской Фе­дерации в связи с принятием Конституции Российской Федера­ции» от 27 декабря 1994 г. № 1428, где признаны утратившими силу 76 актов Правительства либо их отдельных положений. По­становлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу 17 постановлений быв­шего Совета Министров РСФСР.

С действием нормативных правовых актов во времени связано понятие обратной силы закона (точнее - нормативного правово­го акта). По общему правилу, «закон обратной силы не имеет (lex ad praeteriam non valet - лат.)», т.е. распространяет свое дейст­вие только на те отношения, которые возникли после введения

£ его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людь­ми, между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативного правового акта.

Данное правило нередко фиксируется во вновь принятом юри­дическом правовом акте и формулируется словами: «Настоящий закон (кодекс, устав и проч.) применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие». Примером может слу­жить ст. 72 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 г., ст. 147 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г. и др.

Есть некоторые исключения из общего правила. Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет обрат­ную силу (действует как бы «назад») в том случае, если он устра­няет наказуемость деяния или смягчает наказание. Именно так применяют некоторые нормы УК, который значительно сокраща­ет применение смертной казни за отдельные виды преступлений и полностью исключает ее по отношению к женщинам.

Обратная сила новому закону может быть придана также пря­мым указанием законодателя. Например, часть первая ГК РФ вступила в силу с 1 января 1995 г., однако в ст. 11 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г. говорится: «Дейст­вие статьи 234 Кодекса (приобретательская давность) распростра­няется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 ян­варя 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса». Действие нового Кодекса, таким образом, рас­пространено на отношения, которые возникли до 1 января 1995 г.

Б. Действие нормативного правового акта в пространстве. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативные правовые акты действуют безраздельно на всей территории госу­дарства. Однако есть акты ограниченного территориального дей­ствия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах).

В состав российской государственной территории входят на­ходящиеся в пределах государственных границ: а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой); б) воды, включая территориальные воды - примы­кающую к берегу часть моря, не превышающую двенадцати мор­ских миль; в) воздушное пространство.

К государственной территории (условной территории) прирав­ниваются территории посольств, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком россий­

ского государства, кабели и трубопроводы, продолженные в от­крытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к терри­тории государства повсеместно, а невоенные морские и воздуш­ные суда - соответственно только в водах и воздушном простран­стве своего государства в открытом море и воздушном простран­стве над ним.

На государственной российской территории и территории, ус­ловно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее пра­вовой системы. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила международного договора».

В. Действие нормативных правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативные правовые акты в Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан нашего государства, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативные правовые акты дей­ствуют лишь в отношении определенных граждан.

Например, воинские законы касаются только военнослужа­щих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Край­него Севера имеет в виду только граждан, работающих и прожи­вающих в этих регионах, законодательные предписания об ответ­ственности должностных лиц применимы только к этой категории граждан и т.д.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и по кругу лиц пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». К тому же, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

I. Вступление в силу нормативных правовых актов

Действие закона, равно как и любого иного нормативного правового акта, начинается с момента вступления его в силу.

В государственно-правовой теории и практике признано, что в современной России нормативные правовые акты вступают в силу в связи со следующими факторами:

а) с момента, указанного в самом акте или акте, его сопровождающем, путем указания на конкретную (календарную) дату (например, Уголовный кодекс РФ вступил в юридическую силу с 1 января 1997 г.);

б) в связи с иными обстоятельствами, указанными в акте («с момента подписания», «с момента опубликования», «с момента принятия», например, Конституция РФ) и т.д.;

в) по истечении определенного срока после их официального опубликования.

Существенно следующее: ситуацию «истечение определенного срока» регулирует специальный Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (от 25 мая 1994 года). Обратим внимание на содержательные положения этого закона.

1. Соответственно ст. 2 данного акта датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Датой принятия иных (текущих) федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуют не позднее 10 дней после их принятия.

3. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Собрании Законодательства Российской Федерации» или в «Парламентской газете».

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и т.д. вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Действие нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ регулируются специальным Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно­правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Обратим внимание на следующие положения.

1. Нормативные правовые акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

2. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования. Иные акты правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу через 10 дней после их опубликования.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных правовых актах.

Прекращение действия нормативных правовых актов

Законы, также как и иные нормативные правовые акты, прекращают свое действие с момента утраты ими юридической силы.

Согласно сложившейся практике, это происходит в результате следующих обстоятельств.

1. В результате истечения срока действия закона или иного нормативного правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такие акты издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории на определенный срок.

2. В результате прямой отмены действующего нормативного акта, другим актом, изданным компетентным государственным органом. Например, Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской об административных правонарушениях» (принят 20 декабря 2001 г. - СЗ РФ, 2002. № 1. Ст. 2) признал утратившими силу сразу 137 законов и других актов, связанных с вопросами административной ответственности.

3. В результате замены действующего нормативного правового акта другим актом, фактически устанавливающим в данной области новые принципы и нормы регулирования. Так, в связи с принятием Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г.) одновременно прекратила действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г.

4. Прекращение действия нормативного правового акта может наступить в связи с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых он был принят. Известно, что с распадом СССР утратили силу все акты, устанавливающие систему, полномочия союзных государственных органов.

Рассмотрение действия нормативного правового акта во времени предполагает рассмотрение еще двух понятий «обратная сила нормативного правового акта» и «переживание нормативного правового акта».

Обратная сила закона. С действием закона во времени связаны вопросы их обратной силы.

Существует общее правило, что все нормативные правовые акты действуют после принятия только на будущее. Они не распространяют свое действие на отношения, существовавшие до их вступления в силу (то есть не имеют обратной силы, ретроспективного действия). Однако из этого правила есть исключения. В некоторых случаях закону может быть придана обратная сила, то есть его нормы станут распространяться на отношения, существующие до принятия такого акта.

Обратная сила - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативного правового акта на обстоятельства, имевшие место до его принятия.

Существенно то, что обратная сила нормативного правового акта используется в определенных исключительных случаях. Во- первых, тогда, когда законодатель по необходимости придает обратную силу нормативным правовым актам или отдельным их предписаниям, предусматривая такую возможность в самих нормативных правовых актах. Во-вторых, обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом. В ст. 54 Конституции РФ по этому поводу сказано: «Закон, устанавливающий или

отягчающий ответственность обратной силы не имеет... Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Итак, обретение законом обратной силы, т.е. исключение из общего правила имеет место:

1. Если указание на это содержится в самом акте.

2. Если данный акт устраняет или смягчает уголовную или административную ответственность.

Следует подчеркнуть, что в уголовном, административном праве, предусматривающих штрафные санкции, обратная сила закона не может приводить к установлению или усилению наказания за деяния, совершенные до принятия соответствующего закона. Придание обратной силы закону используется в основном в гражданском праве.

Существует также такое понятие, как «переживание закона», т.е. закон, утративший юридическую силу по специальному указанию нового закона признается действующим применительно к отношениям, возникшим или существовавшим во время его действия. На практике это означает, например, что суд во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона.

Действие нормативных правовых актов в пространстве.

Право действует не только во времени, но и в пространстве. Очевидно, законодатель, разрабатывая новые нормативные правовые акты, учитывает их пространственные возможности, пределы. Лица, организации, реализующие (применяющие) предписания правовых актов также принимают во внимание их пространственные параметры. С этим связано определение территориальной юрисдикции (в процессуальном праве) и др.

Действие нормативного правового акта в пространстве - это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.

В пространстве нормативные правовые акты в зависимости от своего вида могут быть:

а) общегосударственными, распространяются на всю территорию страны;

б) региональными (действующими на территории субъектов РФ);

в) местными, действующими на территории муниципального образования;

г) локальными, действующими в пределах предприятий, организаций (ИТУ, воинской части и т.д.);

д) распространяющимися на территорию, указанную в самом нормативном правовом акте (например, районы Крайнего Севера);

е) предназначенные для действия за пределами государства.

Под территорией Российской Федерации понимается: часть

суши, которая определена государственной границей: внутренние воды; двенадцатимильные прибрежные территориальные морские воды (12 морских миль примерно 22 км); воздушное пространство над территорией государства, доступное обычным летательным аппаратам (самолетам); воздушные суда Российской Федерации, гражданские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; военные корабли в любом месте; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

Объектами, приравненными к государственной территории, признаются трубопроводы, подводные кабели, недра в пределах государственной границы, континентальный шельф, космические объекты.

Действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Этот принцип означает: во-первых, в пределах границ государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории (например, территории посольств) и лица (например, дипломатические представители), на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Во-вторых, нормы, содержащиеся в Федеральных законах могут применяться за пределами Российской Федерации в отношении российских граждан. В-третьих, при рассмотрении определенных категорий юридических дел допускается применение иностранного законодательства (например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок), по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Итак, по пространственному (территориальному) критерию все нормативные правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть и акты, действие которых распространяется за пределами страны.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

Данный аспект действия нормативных правовых актов предполагает выяснение вопроса о том, кому адресуются, предназначаются предписания, содержащиеся в этих актах, т.е. определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Существенно то, что порядок действия нормативных правовых актов по кругу лиц определяется правовым статусом соответствующих субъектов. В соответствии с этим критерием действие нормативных правовых актов по лицам определяется так:

1) нормативные правовые акты, действующие в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, находящихся на территории государства (Конституция РФ);

2) акты, действующие только в отношении российских граждан (Закон о выборах Президента РФ);

3) нормативные правовые акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства);

4) акты, действующие в отношении субъектов, обладающих специальным (профессиональным) правовым статусом (адвокаты, военнослужащие, сотрудники ОВД, врачи и т.д.);



Просмотров