Действие нормативных актов в пространстве. Действие нормативно-правовых актов в пространстве

  • 7. Понятие, сущность и признаки государства.
  • 8. Государственная власть: понятие, признаки, структура.
  • 9. Типология государства и права.
  • 10.Функции государства: понятие, содержание, классификация.
  • 11. Форма государственного правления: понятие, виды. Форма правления в рф.
  • 12. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Форма государственного устройства в рф.
  • 13. Государственно-правовой режим: понятие, классификация. Государственно-правовой режим в рф.
  • 14. Понятие и структура государственного механизма (аппарата).
  • 15. Государственный орган: понятие, признаки, классификация.
  • 16.Политическая система общества: понятие, структура, субъекты.
  • 18. Принципы права: понятие, виды, значение.
  • 19. Функции права: понятие, виды, содержание.
  • 1) Общесоциальные;
  • 2) Специально-юридические.
  • 20. Правовое регулирование: понятие и виды.
  • 22. Стимулы и ограничения в праве.
  • 23. Правовая система: понятие и структура.
  • 24. Правовые семьи в современном мире.
  • 25. Правовой статус личности: понятие, структура, классификация.
  • 26. Права и свободы человека и гражданина: понятие, классификация.
  • 27. Правовое государство: понятие и принципы.
  • 27. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
  • 28. Понятие и виды социальных норм. Технические нормы.
  • 29. Норма права: понятие, признаки, виды.
  • 30. Структура правовой нормы. Элементы нормы права и их разновидности.
  • 31. Правосознание: понятие, структура, классификация.
  • 32. Правовая культура: понятие, структура, классификация.
  • 34. Нормативные правовые акты: понятие, классификация.
  • 35. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и по юридической силе.
  • 36. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
  • 37. Юридическая техника: понятие, виды, основные требования.
  • 38. Стадии законотворческого процесса.
  • 39. Систематизация законодательства: понятие и виды.
  • 40. Система права: понятие, признаки, соотношение с системой законодательства.
  • 42. Частное и публичное право.
  • 43. Правоотношение: понятие, признаки, классификация.
  • 44. Содержание правоотношения. Субъективное право, юридическая обязанность, юридическая свобода и полномочие: понятие, структура, разновидности.
  • 45. Объекты правоотношений: понятие, классификация.
  • 46. Субъекты правоотношений: понятие, классификация.
  • 47. Правосубъектность: понятие, содержание.
  • 48. Понятие и виды юридических фактов.
  • 49. Реализация права: понятие, содержание, формы.
  • 50. Применение права: понятие, признаки, раз Реализация права: понятие, содержание, формы. Новидности.
  • 51. Пробелы в праве: понятие, причины, восполнение и преодоление.
  • 52. Юридические коллизии: понятие, виды, способы разрешения.
  • 53. Толкование права: понятие, содержание, субъекты.
  • 54. Виды толкования права.
  • 55. Понятие и виды правомерного поведения.
  • 56. Правонарушение: понятие, признаки, виды:
  • 57. Состав правонарушения: понятие, элементы, их характеристика.
  • 58. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы.
  • 59. Законность и правопорядок: понятие, содержание, соотношение.
  • 35. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и по юридической силе.

    Действие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.

    Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия.

    Вступление в юридическую силу:

    1) Называется конкретная дата введения НПА в действие;

    3) Вводится в действие с момента его принятия;

    4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение);

    5) Вступает в силу с момента его подписания;

    6) Вводится в действие поэтапно;

    7) Вступает в силу с момента получения адресатом;

    8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

    Утрата юридической силы:

    1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят;

    2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА);

    3) В связи с изменением обстоятельств, на которые НПА был рассчитан;

    4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого).

    Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

    Исключения из общего правила:

    1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;

    2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

    По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают:

    Ревизионная обратная сила – действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий;

    Простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.

    Действие НПА в пространстве:

    1) Территориальное – НПА государства распространяется на всю территорию данного государства;

    2) Экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

    Территория РФ:

    Часть суши, определенная государственной границей;

    Внутренние водоемы;

    Внешние водоемы (12 морских миль=22.2 км);

    Прилегающий континентальный шельф, воздушное пространство над территорией государства;

    Воздушные суда РФ;

    Морские суда под флагом РФ;

    Космические объекты;

    Территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

    Действие НПА по кругу лиц:

    1) Распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;

    2) НПА может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов);

    3) Действие НПА ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

    36. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

    Правотворчество – процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.

    Элементы правотворчества:

    1) Познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;

    2) Определение органа или другого субъекта, уполномоченного принять правовой акт;

    3) Выбор формы предполагаемого акта;

    4) Подготовка, принятие или изменение акта в рамках соответствующих процедур.

    Факторы, влияющие на формирование права: экономические, социальные, идеологические, политические, национальные, внешнеполитические.

    Принципы правотворчества – основополагающие начала, соблюдаемые в процессе принятия, изменения, дополнения или отмены правовых актов:

    Принцип демократизма – население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение – учитываться при разработке и принятии нормативно-правовых актов;

    Принцип гласности – правотворческая деятельность осуществляется в открытой и доступной для населения форме;

    Принцип научности – должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики;

    Принцип законности – должны осуществляться только уполномоченными компетентными органами с соблюдением требований закона;

    Принцип профессионализма – должны осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники;

    Принцип плановости – должны осуществляться по заранее продуманному плану;

    Принцип исполнимости – принимаемые нормативно-правовые акты должны иметь финансирование, кадровую базу для их исполнения.

    Виды:

    1) по субъекту: народа, государственных органов, отдельных должностных лиц, органов мест самоуправления, локальные, общественных организаций;

    2) по значимости: законотворчество, делегированное, подзаконное правотворчество;

    3)по наличию/отсутствию лоббирования: лоббируемое, не лоббируемое.

    Законотворческий процесс связан с принятием, изменением, дополнением, отменой законов.

    Закон – нормативно-правовой акт, принятий в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    Основные стадии законотворчества:

    1) законодательная инициатива – право субъектов внести законопроект на рассмотрение в законодательный орган (субъекты – Президент, депутаты ГД, члены Правительства, СФ, органы субъектов федерации, ВС РФ, ВАС РФ, КС);

    2) обсуждение – осуществляется в комитетах ГД;

    3) принятие – ГД, одобряется СФ;

    4) подписание – Президентом;

    5) обнародование закона.

    Действие нормативных правовых актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу : 1) либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие; 2) либо с момента их принятия; 3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

    В зависимости от вида нормативного правового акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования. Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

    Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

    Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядка государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.

    Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие : а) издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; б) вследствие принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта, противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую лицу.

    По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Это означает на практике следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершения преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя к моменту рассмотрения дела он был уже отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания.

    В российском праве обратную силу имеют законы, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность либо иным образом улучшающие положение лиц, совершивших правонарушение. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом. Например, действие ст. 835 ГК РФ распространено на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, которые возникли ранее и сохранены на момент введения в действие второй части ГК РФ.

    По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную часть ее или предназначены для действия за пределами страны.

    Акты федеральных органов государственной власти распространяются, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией Российской Федерации понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы; территория, занимаемая посольствами. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе.

    Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

    Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если это прямо оговорено при принятии конкретного нормативного акта. Так, введение особого режима деятельности государственных органов и средств массовой информации, предусмотренного Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", возможно только на тех территориях, где в установленном порядке объявлено чрезвычайное положение. Правотворческий орган довольно часто в самом акте указывает местность (например, районы Крайнего Севера, зона чернобыльской аварии), за пределами которой акт теряет свое регулирующее воздействие.

    В то же время граждане Российской Федерации, совершившие преступления за границей, в случае предания их суду Российской Федерации несут ответственность не по законам места совершения преступления, а по УК Российской Федерации.

    Действие нормативных актов по кругу лиц. Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц - это значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.

    В одних случаях различия в действии норм права по лицам предопределены уже различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, например, нормы обязательного на всей территории России избирательного Закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда .

    Специфика различных отраслей хозяйства обусловливает появление норм, действие которых распространяется лишь на работников данной отрасли. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативные акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение. Так, уголовную ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ) могут нести только должностные лица, признанные таковыми в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ.

    Общим принципом российского законодательства является то, что под его действие подпадают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России - это обязанность исключительно ее граждан. Поэтому предписания Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. адресованы только гражданам Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. иностранные граждане не могут принимать участия во всенародном голосовании. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности). На таких лиц (а это - послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т.д.) не распространяются Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

    Все акты нормативно-правового характера имеют территориальные границы своего действия. То есть они функционируют в определенном пространстве, что устанавливает масштабы их применения. Данная точка зрения может быть аргументирована непосредственно положениями обсуждаемых актов.

    Так, нами было установлено (см. информационные материалы и схему на рис. 1.1 в первом параграфе работы), что законы и подзаконные акты принимаются на федеральном уровне. Соответственно, юридическая сила Конституции нашего государства, федеральных конституционных законов и федеральных законов определяет их действие на всей территории Российской Федерации. При этом территорией нашей страны признаются не только территории всех ее субъектов (республик, краев, областей и т.д.), но и внутренние воды, а также территориальное море. Особо подчеркнем отнесение к ней и воздушного пространства над ними 11 См.: Статьи 15, 67, 76 Конституции РФ. .

    По территориальному критерию аналогичны рамки действия указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ и актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб и агентств). Они вступают в силу одновременно и действуют на всей территории нашего государства 22 См.: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] [ред. от 14.10.2014] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru, (дата обращения 29.01.2016).. Как, например, требования Приказа МВД России от 23 декабря 2011 г. N 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» 33 Рос. газ. - 2012. - 29 февраля. .

    Следующий территориальный уровень границ действия актов обсуждаемого вида - отдельные территории субъектов Российской Федерации (иногда их называют регионами) и муниципальных образований. На соответствующих отдельных территориях нашей страны действуют такие акты, как конституции (уставы) и законы субъектов РФ, акты высших должностных этих субъектов, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальные акты. В качестве примера можно привести Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» 11 Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2007. - N 69. .

    Интересна практика правоприменения, которая формируется из-за того, что на территории различных регионов в актах по-разному регламентируются вопросы в одной и той же сфере регулирования. В частности, С.Г. Моняк обращает внимание на эти особенности при квалификации деяний, ответственность за которые предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП). Автор отмечает, что в соответствии с данным Кодексом индивиды привлекаются к ответственности за потребление наркотических средств (ст. 20.20) и за появление в состоянии опьянения, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21) в транспортных средствах общего пользования. Однако при этом в КоАП РФ не указано, что же относится к таким транспортным средствам. А в многочисленных актах, принимаемых в различных субъектах Российской Федерации, рассматриваемый термин очень неоднозначно трактуется. Это создает ситуации, когда при совершении одинаковых действий граждане на территории одних регионов привлекаются к административной ответственности, в других регионах России - нет. Так, С.Г. Моняк подчеркивает, что, например, в г. Благовещенске Амурской области лицо, находящееся в коляске мотоцикла и совершающее вышеуказанные действия, подлежит административной ответственности по ст. 20.20 КоАП РФ. А в г. Таганроге Ростовской области «подобное деяние не может быть признано административным правонарушением…, поскольку там транспортные средства общего пользования - трамваи, троллейбусы, автобусы, …имеющие более восьми мест для сидения, не считая водителя, и предназначенные для перевозки пассажиров на условиях договора перевозки…» 11 См.: Моняк С.Г. Некоторые проблемы квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.20 и 20.21 КоАП РФ // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы II Всерос. Науч.-практ. Конф., 17 мая 2013 г. : в 2 т. / - Краснодар: Краснодар. Ун-т МВД России, 2013, т. 1. С. 45-50..

    При определении границ действия актов обсуждаемого вида в пространстве также выделяются акты, для которых характерна экстерриториальность действия - то есть распространение правовых актов субъектов правотворчества за пределы территории их юрисдикции 22 См.: Актуальные проблемы теории государства и права. С. 271..

    Одним из примеров экстерриториальности является действие в пространстве некоторых положений уголовного законодательства. Оно установлено Уголовным кодексом (УК) РФ наряду с общим правилом территориальности (когда все совершившие преступления на территории страны подлежат уголовной ответственности в соответствии с данным Кодексом). В то же время в статью 11 УК РФ включено правило о том, что лица, которые совершили преступление на любом судне, приписанном к порту РФ, находящемся вне пределов нашего государства, подлежат уголовной ответственности согласно УК РФ. Это правило применяется при условии, если иное не предусмотрено международным договором России и если вышеназванное судно находится в открытом водном, либо воздушном пространстве. Более того, в соответствии с УК РФ несут ответственность также лица, которые совершили преступления на военном корабле либо военном воздушном судне РФ - независимо от места их нахождения. Военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами нашего государства, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, также несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации 33 См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник (2-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. А.В. Бриллиантова. - М: Проспект, 2015. С. 36-38..

    Как уже отмечалось, сложности возникают и при определении границ действия актов в пространстве, когда преступное деяние совершено на территории одного государства, а последствия обнаружились на территории другого. По мнению А.Н. Игнатова, учитывая тот факт, что состав преступления как основание ответственности будет закончен только после наступления последствий, предпочтение следует отдавать действию законов места наступления таких вредных последствий. В данных ситуациях действие акта (УК РФ) в пространстве будет определяться тем, что преступления считаются совершенным на территории Российской Федерации не только в тех случаях, когда они выполнены на данной территории в полном объеме. Но, также и в тех случаях, когда приготовление либо покушение были осуществлены на территории иностранных государств, а окончены они были (в полном объеме выполнена объективная сторона формального состава преступления либо наступили общественно опасные последствия при материальном составе преступлений) на территории нашей страны.

    То есть, если вернуться к тому вопросу, который обсуждался в предыдущем параграфе, можно ответить, что в отношении виновных лиц (независимо от их гражданства), которые фальшивые российские рубли изготавливали за границей, а сбывали в России, должен действовать уголовный закон Российской Федерации, в случае их задержания на территории России 11 См.: Игнатов А.Н. Указ соч. С. 124-126; Уголовное право России. С. 36-38...

    Таким образом, в материалах данного параграфа подтверждена аргументированность выводов ученых, которые утверждают: «По территориальному критерию все нормативные правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны» 22 Теория государства и права: Учебник / Под. ред. М.Н. Марченко. - М.: Изд. «Зерцало», 2013. С. 543. .


    Действие нормативных актов в пространстве определяется:
    1) статусом органа принявшего нормативный правовой акт;
    2) видом (формой, наименованием) нормативного правового акта;
    3) предметом и методом правового регулирования.

    Федеральные нормативные правовые акты действуют в пределах границы всей территории государства.
    Территория государства – это часть земной поверхности включающая в себя сушу (землю), внутренние и территориальные воды, недра и воздушное пространство над ними в пределах установленной государственной границы.
    Пример
    ст. 4 Конституции РФ. 1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
    Экстерриториальность - (лат. ex - из, вне + лат. territorialis - относящийся к данной территории) - действие нормативных актов на участки территорий, находящихся (расположенных) за пределами (вне пределов) территории государства. Территории: летательных (космических) аппаратов, кораблей, подводных лодок, дипломатических и консульских учреждений.

    Отдельные (некоторые) федеральные нормативные правовые акты действуют только на определенной (установленной) части территории государства.
    Пример
    Земельный кодекс РФ; Водный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административном территориальном образовании".

    Нормативные правовые акты субъектов федерации действуют только в пределах границ их территорий.
    Региональные нормативные правовые акты действуют только в пределах границ территорий субъектов федерации.
    Нормативные правовые акты субъекта федерации действуют на всей его территории.
    Пример
    конституция либо устав субъекта федерации (Устав Новосибирской области). Закон Новосибирской области от 25 мая 2004 года N 180-ОЗ "Об областном референдуме Новосибирской области". Закон Новосибирской области от 12 апреля 2004 года N 175-ОЗ "О местном референдуме в Новосибирской области"

    Отдельные (некоторые) нормативные правовые акты субъекта федерации действуют на определенной (установленной) части территории субъекта федерации.
    Пример
    Закон Новосибирской области от 6 апреля 2007 года N 102-ОЗ "О некоторых вопросах организации розничных рынков на территории Новосибирской области". Закон Новосибирской области от 30 декабря 2003 года N 162-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области". Закон Новосибирской области от 15 декабря 2007 года N 186-ОЗ "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в Новосибирской области".

    Нормативные правовые акты муниципальных образований действуют только в пределах границ их территорий.
    Муниципальные нормативные правовые акты действуют только в пределах границ территорий муниципальных образований.
    Нормативные правовые акты муниципального образования действуют на всей его территории. Муниципальные нормативные правовые акты действуют на всей территории муниципального образования.
    Пример
    уставы муниципальных образований, Положение о приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности города Новосибирска, принятое решением Совета депутатов города Новосибирска от 29 апреля 2009 г. N1200, Правила благоустройства города Новосибирска, принятые решением Совета депутатов города Новосибирска от 30 июня 2006 г. N 304, Положение о публичных слушаниях в городе Новосибирске, принятое решением Совета депутатов города Новосибирска от 25 апреля 2007 г. N 562.

    Отдельные (некоторые) нормативные правовые акты муниципального образования действуют на определенной (установленной) части его территории.
    Пример
    Решение Совета депутатов города Новосибирска от 31 января 2001 г. N 397 "Об утверждении границ районов города Новосибирска", Правила содержания, охраны и воспроизводства зеленных насаждений в городе Новосибирске, принятые решением Совета депутатов города Новосибирска от 18 июня 2003 г. N 268.

    Пределы действия нормативных правовых актов в пространстве - это ограничение действия нормативного акта только той территорией, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего правотворческого органа. Эти пределы определяются на основе территориального и экстерриториального принципов.

    В соответствии с территориальным принципом действие нормативного правового акта распространяется на всю территорию в пределах государственных или административных границ деятельности правотворческого органа. Так, федеральные законы и иные нормативные акты федеральных органов власти действуют на всей территории России, акты субъектов РФ - только на территории этих субъектов Российской Федерации, а акты муниципальных образований применяются только в границах этих административных единиц.

    Характерным примером территориального принципа действия законодательного акта может служить ст. 13 Трудового кодекса Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3; СЗ РФ 2002. № 30. Ст. 3014; СЗ РФ 2002. № 30. Ст. 3033; СЗ РФ 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700. РФ о действии законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве. Согласно указанной статье правовые акты, принятые на федеральном уровне, распространяют свое действие на трудовые и непосредственно связанные с ними отношения на всю территорию Российской Федерации, если только в самих этих актах не предусмотрено иное (ч. 1 статьи). Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ (ч. 2). Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования (ч. 3). Локальные нормативные акты организаций, касающиеся вопросов регулирования трудовых правоотношений, действуют только в пределах принявших их организаций (ч. 4).

    Формулируется принцип территориальности и в Уголовном Кодексе РФ (ст.11 УК РФ), при этом допускаются иные варианты действия УК РФ в пространстве, если таковые будут предусмотрены международным договором. Согласно данной статье УК РФ распространяет свое действие на деяния, совершенные на территории РФ, в пределах территориальных вод РФ (ширина 12 морских миль), а также совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

    Так, преступление считается совершенным на территории РФ, если на территории РФ были совершены действия (бездействие) и наступили общественно опасные последствия; или если на территории РФ были совершены действия (бездействие), а общественно опасные последствия наступили за ее пределами; или если действия (бездействие) были совершены за пределами РФ, а общественно опасные последствия наступили на территории РФ.

    Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

    Таким образом, территория государства включает в себя:

    • 1. часть суши (сухопутная территория) с внутренним водным пространством (реки, озера и т.п.) в пределах границ государства;
    • 2. внутренние воды. Статья 1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833) относит к внутренним морским водам России воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат Российской Федерации согласно перечню, установленному Правительством РФ, а так же морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Под территориальным морем понимается морской пояс, прилежащий к сухопутной территории государства или его внутренним морским водам в пределах до 12 морских миль. Во внутренних водах государство в соответствии с международным морским правом в полном объеме осуществляет свои суверенные права и регламентирует порядок любых видов деятельности, в отличие от территориального моря, где суверенные права государств в определенной степени ограничены;
    • 3. воздушное пространство над территорией государства, под которым понимается пространство над сухопутной территорией и водной территорией, в том числе и над территориальными водами. Боковые пределы воздушного пространства государства ограничиваются государственными сухопутными и морскими границами. В теории международного права верхним пределом суверенного воздушного пространства предлагается считать границу между воздушным и космическим пространством на высоте 100-110 км от уровня Мирового океана;
    • 4. воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;
    • 5. космические объекты, находящиеся под флагом или гербом государства;
    • 6. так называемая "квазитерритория" (территория посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).

    В Российской Федерации континентальный шельф и исключительная экономическая зона не включаются в состав территории государства, однако нужно помнить, что по ст. 11 УК РФ его действие распространяется на преступления, совершенные в пределах континентального шельфа или в исключительной экономической зоне, иными словами, считается совершенным на территории Российской Федерации. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. С. 253-254.

    В соответствии с Конституцией РФ определяется порядок действия на территории России норм международного права. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В соответствии с федеративным устройством государства, в России действует приоритет федерального законодательства, осуществляемого органами федеральной власти в пределах их компетенции, над законодательством субъектов РФ и местными, муниципальными нормативными актами.

    Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а так же в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержаться в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. С. 95.

    Экстерриториальность действия нормативного правового акта означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территориальных границ деятельности этого субъекта.

    Иными словами, применение на территории Российской Федерации законодательства иностранных государств в некоторых случаях допускается, но лишь настолько, насколько это допускается национальным законодательством и определено в межгосударственном соглашении.

    Порядок, в соответствии с которым действие нормативно-правовых актов не распространяется на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

    Экстерриториальность выступает в форме иммунитета дипломатических консульских представителей, а также возможности применения актов уголовно-правового характера на территории другого субъекта Федерации, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. С. 254.



    Просмотров