Дайте определение понятию авторское право

1) свобода творчества;

3) неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;

а) являющиеся результатом творческой деятельности;

б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко– или видеозаписи, в объемно-пространственной форме).

Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Под творчеством понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой создается качественно новый, ранее не существовавший результат обеспечиваемый индивидуальностью автора.

В рамках произведения различают охраняемые (образы и язык произведения) и неохраняемые (тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание) элементы.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

В зависимости от вида произведения различают следующие объекты авторского права:

Литературные произведения;

Драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

Хореографические произведения и пантомимы;

Музыкальные произведения с текстом или без текста;

Аудиовизуальные произведения;

Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

Фотографические произведения и произведения полученные способами, аналогичными фотографии;

Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

На оригинальные и производные (все основные охраняемые элементы оригинального произведения созданы самим автором, в производном произведении элементы частично заимствованы (переработаны) из других произведений);

Простые и составные произведения (составные произведения по подбору или расположению материалов являются результатом творческого труда)

Обнародованные и необнародованные. (Обнародование – это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.)

Специальное правовое регулирование предусмотрено ГК для следующих видов произведений производные произведения; составные произведения; программы для ЭВМ и базы данных; аудиовизуальные произведения; проекты официальных документов, символов и знаков; служебные произведения.

На правовой режим произведения также влияет способ его создания. ГК предусмотрены особенности реализации авторских прав на произведения созданные:

В рамках трудовых обязанностей работника (служебные произведения);

По заказу;

При выполнении работ по государственному или муниципальному контракту;

При выполнении работ по иному договору.

В РФ, безусловно, охраняются произведения лиц. являющихся гражданами РФ. Произведения иностранных граждан и лиц без гражданства охраняются при соблюдении одного из следующих условий;

Если произведение обнародовано на территории РФ;

Если произведение находится в какой-либо объективной форме на территории РФ.

Если этого требует международный договор, участником которого является РФ.

Возможность иметь авторские права является одним из элементов правоспособности человека, такой возможностью человек обладает с момента рождения и до смерти, независимо от возраста и состояния психики. Правом самостоятельно осуществлять свои авторские права (заключать авторские договоры) человек наделяется с 14-летнего возраста. До достижения возраста 14 лет от имени несовершеннолетних авторов выступают их законные представители: родители, усыновители или опекуны.

Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство. Авторское право в этом случае принадлежит соавторам совместно. Условиями возникновения соавторства считаются:

Создание единого творческого произведения;

Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением между ними. Если таким соглашением не предусмотрено иное, часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, может быть использована ее автором по своему усмотрению, а доходы от использования произведения распределяются между правообладателями поровну.

Распоряжение исключительным правом на произведение осуществляется соавторами совместно.

Авторами аудиовизуального произведения (теле– и видеофильма и т. п.) являются: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения.

Исключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок действия прав наследников – 70 лет после смерти автора.

Иные правообладатели – физические и юридические лица, получившие авторские права на основании закона или договора. Объем приобретенных имущественных прав определяется законом или договором.

Среди иных правообладателей выделяется новый субъект – изготовитель аудиовизуального произведения, который имеет право на указание своего имени (наименования), использование произведения и получение вознаграждения, в том числе за свободное использование аудиовизуального произведения в личных целях.

Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами, – некоммерческие организации, осуществляющие управление определенными имущественными правами авторов. Основанием для действий такой организации является договор с автором или иным правообладателем о передаче полномочий по управлению правами. Данные организации не вправе использовать объекты интеллектуальной собственности, права на которые переданы в их управление, но могут защищать соответствующие права.

Основные функции организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами:

Заключение с пользователями лицензионных договоров;

Сбор вознаграждения за использование произведений;

Распределение и выплата вознаграждения правообладателям;

Предоставление правообладателям отчетов об использовании их прав;

Формирование реестров сведений о правообладателях, правах и объектах авторских прав. Государственная аккредитация организации по коллективному управлению правами предоставляется на следующие виды деятельности:

1) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;

2) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений и др.

Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Контроль за деятельностью аккредитованных организаций осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Исключительное право на произведение первоначально возникает у автора. Исключительный характер носят все авторские права, принадлежащие самим авторам, их наследникам или иным лицам, приобретающим авторские права в силу указания закона. Если же авторские права приобретены на основании договора, то их характер (исключительный или неисключительный) определяется содержанием договора.

Авторское право предполагает, что автору предоставлены определенные возможности (правомочия), связанные с созданием творческого произведения Единое авторское право можно считать состоящим из отдельных авторских правомочий. Авторские правомочия также часто называют субъективными авторскими правами.

Исключительное право носит абсолютный характер и должно соблюдаться всеми субъектами.

Право авторства – это право признаваться автором произведения, т. е. юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и соответствующая возможность требовать признания данного факта от других лиц.

Данное право может принадлежать только создателю произведения, оно способствует доведению до общества информации об авторе и его творчестве и позволяет индивидуализировать результаты интеллектуальной деятельности.

Автор вправе требовать указания своего имени при любом способе использования произведения, причем имя автора (псевдоним) не должно искажаться. Право на имя возникает в силу факта создания произведения, но реализуется, как правило, при осуществлении права на обнародование или использование произведения. Способ указания имени определяется самим автором. При соавторстве последовательность указания имен определяется соглашением соавторов; при отсутствии такового имена, как правило, располагаются в алфавитном порядке.

Все вопросы, связанные с использованием псевдонима, решаются автором самостоятельно.

При использовании псевдонима не допускается злоупотребление данным правом, в том числе использование псевдонима в целях причинения вреда другому лицу, недобросовестной конкуренции, нарушение норм морали и нравственности.

Право авторства и право на имя неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения; охраняются бессрочно. Отказ от этих прав ничтожен.

1.Об’єктом авторського права є результати творчої діяльності. Всі результати творчої діяльності визнаються товаром, отже вони можуть бути об’єктом будь-якого право чину у цивільному обороті. Для надання охорони потрібно лише надати об’єктам такої форми, щоб їх зміст можливо було розуміти без присутності автора. Право автора визнається за твором і якщо твір знаходиться на території іншої країни, але право на захист існує лише при наявності двосторонніх договорів між країнами. Суб’єктами авторського права може бути людина, колектив людей, але може бути і юридична особа (кіностудія). Суб’єктом може бути будь яка людина. Неповнолітні мають ті ж права, що і повнолітні: право ав-торства, право на ім’я, на винагороду, але право розпоряджатися – тільки в межах, встановлених ЦК. Автор має право випустити свій твір під власним ім’ям, під псевдонімом або анонімно. Суб’єктом авторського права може стати і держава – після закінчення строку дії авторського права (50 років).

Об"єкти авторського права - це твори науки, літератури і мис­тецтва, які є результатом творчої діяльності, незалежно від призна­чення, достоїнства і змісту твору, а також від способу і форми його вираження. У національному законодавстві в галузі авторського пра­ва визначено списки таких об"єктів, які, на жаль, не є вичерпними. Авторське право поширюється на опубліковані твори, що існують в якій-небудь об"єктивній формі: письмовій, усній, звуко- або відео-запису, зображувальній, об"ємно-просторовій та в інших формах. Авторське право не поширюється на ідеї, методи, процеси, способи, концепції, принципи, відкриття або прості факти. Авторське пра­во на твір не пов"язане з правом власності на матеріальний об"єкт, в якому виражено твір. Передача права власності на матеріальний об"єкт або права володіння матеріальним об"єктом сама по собі не тягне за собою передачі яких-небудь авторських прав на твір, ви­ражений у цьому об"єкті.Твір - це результат творчої діяльності. Творча діяльність - це процес створення нового, раніше невідомого, оригінального. Отже, результат буде творчим, якщо він є оригінальним.

Твір може складатися з різних оригінальних частин. Вони, так само як і оригінальна назва твору, охороняються авторським пра­вом. Авторське право охороняє елементи змісту твору лише у тій фор­мі, в якій вони виражені у творі, а не самі по собі.

Залежно від того, чи використовувалися у процесі створення твору інші твори, всі вони поділяються на самостійні та несамостійні. Са­мостійним є твір з оригінальною формою. Несамостійний - твір, ство­рений на основі іншого твору. У ньому обов"язково повинне міститися посилання на оригінал. Якщо у несамостійному творі було викорис­тано інший твір, що охороняється авторським правом, то його на­зивають залежним. Для використання залежного твору потріб­на згода авторів використаних в ньому інших творів. Несамостійні твори поділяються на похідні твори (переклади, обробки, рефера­ти, анотації та інші) і складені твори (збірники, енциклопедії, бази даних).

Згідно з авторським правом не підлягають охороні офіційні до­кументи (закони, судові ухвали, інструкції), їхні офіційні перекла­ди, державні символи і знаки (прапори, герби, ордени, зображення на купюрах і монетах тощо). Об"єкти, що носять офіційний або дер­жавний характер, мають одну загальну особливість - вони повинні широко і безперешкодно розповсюджуватися. Обсяг і характер їх використання визначають не їх творці-розробники, не особи, які їх затвердили або яким належить право на відтворення і використан­ня, а потреби суспільства. Тому вони не можуть охоронятися автор­ським правом, що передбачає обмеження в їх користуванні.

Суб"єктами авторського права є особи, яким належить суб"єк­тивне авторське право відносно твору. Володільцями цих прав мо­жуть бути автори, їх спадкоємці, інші правонаступники. Права на твори для кожної категорії суб"єктів виникають у зв"язку зі ство­ренням творів, переходом авторських прав у спадщину, згідно з ав­торським договором.

Найважливішими суб"єктами авторського права є автори творів науки, літератури і мистецтва. Авторами визнаються особи, творчою працею яких створено твір. Авторське право у автора твору виникає відразу після досягнення творчого результату, втіленого в об"єк­тивну форму, яка забезпечує його сприйняття іншими особами. Для визнання права авторства не потрібне виконання яких-небудь фор­мальностей, чиєї-небудь згоди або якої-небудь угоди.

Авторами визнаються і автори похідних (залежних) творів, зок­рема, перекладів, переробок, копій творів образотворчого мистецтва. При цьому для виникнення авторського права на похідний твір не має значення, чи охороняється законом первинний твір. Якщо ж він охороняється законом, то повинна бути отримана згода його автора або іншого володільця прав на твір для використання створеного на його основі похідного твору.

За малолітніх (осіб, які не досягли 14 років), а також повністю недієздатних громадян авторські права здійснюють їх батьки або опікуни, як їхні законні представники. Громадяни, визнані обме­жено недієздатними, можуть здійснювати свої права лише за згодою призначених їм опікунів. Неповнолітні (особи у віці від 14 до 18 ро­ків) здійснюють свої авторські права цілком самостійно.

Авторське право на твір, створений спільною працею двох і біль­ше осіб (співавторами), належить співавторам спільно, незалежно від того, чи утворює такий твір одне нерозривне ціле або складаєть­ся з частин, кожна з яких має також і самостійне значення.

Авторське право на колективний твір належить всім авторам, незалежно від ступеня творчого внеску кожного із співавторів і ха­рактеру твору. Питання про використання колективного твору вирі­шується в усіх випадках всіма співавторами на основі одноголосності.

Колективний твір, співавторство може бути нероздільним і роз­дільним. При нероздільному співавторстві твір є одним нерозривним цілим, частини якого не мають самостійного значення. При розділь­ному співавторстві твір є єдиним, однак він складається з частин, що мають самостійне значення, і при цьому відомо, ким з авторів ство­рені ці частини. Визнання співавторства нероздільним означає, що авторські права як на твір в цілому, так і на будь-яку його частину здійснюється співавторами тільки спільно. При роздільному спів­авторстві використання колективного твору в цілому також здійс­нюється за взаємною згодою всіх співавторів. Кожний співавтор вправі самостійно, без згоди інших співавторів, розпоряджатися своєю частиною твору.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право на него действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Для авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы, срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения Для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

До 2004 г. в России основной срок действия авторского права составлял 50 лет после смерти автора, до 1993 г. – 25 лет.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

В разных странах установлены различные сроки действия исключительного права. Предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК срока действия исключительного права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленный в стране происхождения произведения.

2.ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ СМЕЖНЫХ ПРАВ

Смежные права в соответствии с ч. 4 ГК выделены в отдельный правовой институт права интеллектуальной собственности.

Предметом правового регулирования данного правового института являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Смежные права охраняются в силу факта возникновения соответствующего объекта, без регистрации и соблюдения иных формальностей.

Для оповещения о смежных правах на исполнения и фонограммы используется знак охраны смежных прав, который состоит из трех элементов – латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

С 1 января 2008 г. перечень объектов и субъектов смежных прав расширяется за счет появления правовой охраны таких новых объектов, как содержание баз данных и произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Основными источниками смежного права являются:

Конституция РФ, ГК, международные договоры

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.);

Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.);

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г).

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ

Объектами смежных прав являются

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), при условии, что форма исполнения допускает его воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы – любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение);

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;

4) базы данных (материалы, составляющие их содержание);

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Субъектами смежных прав являются: 1. Исполнитель (автор исполнения) – гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. После смерти исполнителя исключительное право на установленный срок переходит к его наследникам. 2. Изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Согласно установленной Гражданским кодексом презумпции, изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке, пока не доказано иное. Исключительное право изготовителя фонограммы переходит к его наследникам или иным правопреемникам в пределах установленных сроков действия. 3. Организация эфирного или кабельного вещания – юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений). 4. Изготовитель базы данных – лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. 5. Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Сегодня существует огромное количество разнообразных произведений искусства, литературы, научных разработок и прочих объектов интеллектуальной собственности. У каждого из них есть свой автор. Разумеется, никто из создателей не хочет, чтобы его произведение или разработка была скопирована кем-то. Сегодня ситуация такая, что авторское право находится под охраной закона. Однако далеко не все, в том числе сами создатели, знают, что нужно предпринять для обеспечения защиты. Из статьи вы узнаете, что такое авторское право, кто является его носителем и как его защитить.

Общие сведения

Итак, что такое авторское право в объективном смысле? Оно представляет собой комплекс гражданско-правовых норм, регламентирующих отношения по признанию принадлежности и охране произведений науки, искусства, литературы, определению режима использования объектов.

Что такое авторское право в субъективном смысле? Это юридические возможности создателя объекта по его использованию. Законодательство устанавливает ряд условий, при которых авторство распространяется на произведение или разработку. В первую очередь, объект должен являться результатом творческого труда. Во-вторых, понятие авторского права применяется только к тем продуктам интеллектуальной деятельности, которые существуют в объективной форме.

Нормативная база

Официально отношения, связанные с авторским правом, регламентировались ФЗ № 5351-1 от 1993 г. В 2004 г. нормативный акт был откорректирован. С 2014 г. Закон "Об авторском праве в РФ" утратил силу. В настоящее время все отношения в этой сфере регулируются Гражданским кодексом. Кроме ГК, источниками авторского права признаются Конституция, УК, КоАП, правительственные постановления, отдельные Указы Президента.

Творческий аспект

Его понятие не раскрывается в нормах. Представляется, что творческой можно назвать умственную (интеллектуальную, мыслительную) деятельность, итогом которой является создание индивидуально-определенного произведения науки, литературы либо искусства.

В некоторых изданиях наличие творческого аспекта связывается с оригинальностью или новизной.

Суть авторского права состоит в обеспечении защиты произведения. При этом достоинства и назначение объекта значения не имеют. Если в произведении присутствуют оригинальные и неоригинальные элементы, на последние авторские права не распространяются.

Форма выражения

В ГК предусмотрен примерный перечень форм, в которых может выражаться произведение искусства, науки, литературы:

  • Письменная. Произведение может быть представлено в виде нотной записи, рукописи, машинописного документа и пр.
  • Устная. Создатель произведения может публично его исполнить, произнести и пр.
  • Видео- или звукозапись.
  • Объемно-пространственная. Речь о скульптурах, моделях, сооружениях, макетах и пр.

Обычно объективную форму произведению придают с помощью материальных носителей: бумаги, диска, холста и пр. Соответственно, на него распространяется право собственности. Оно не зависит от авторского права на произведение.

Важный момент

По сути, авторское право возникает вне зависимости от того, было обнародовано произведение или нет. Обнародованием признается действие, посредством которого результат творческого труда становится доступным для общества. Оно должно осуществляться исключительно с согласия автора.

Наиболее распространенными формами обнародования считаются опубликование, публичное исполнение или демонстрация, передача в эфир и пр.

Объекты

В законодательстве закреплен примерный перечень продуктов интеллектуального труда, на которые распространяет действие авторское право.

В число объектов, согласно первому пункту 1259 статьи ГК, входят произведения:

  • Литературы.
  • Музыкально-драматические, драматические, музыкальные, сценарные, хореографические.
  • Дизайна, графики, скульптуры, живописи.
  • Аудиовизуальные.
  • Сценографического и декоративно-прикладного искусства.
  • Архитектуры, садово-паркового дизайна, градостроительства.
  • Фотографического искусства.

Исключения

О них говорится в 6 пункте 1259 статьи ГК. К объектам авторского права не относят:

  • Официальные документы. Речь о законах, судебных постановлениях, административных актах и их переводах.
  • Госсимволы и знаки (ордена, гербы, флаги, банкноты и пр.).
  • Информационные сообщения о событиях и фактах.

Не распространяется авторское право на методы, системы, идеи, процессы, принципы, концепции, открытия. Это положение имеет особое практическое значение. В соответствии с ним, объектом авторского права являются элементы формы, а не содержания произведения. К примеру, в рассказе к числу первых относят последовательность изложения, художественные образы, язык. Элементами содержания, в свою очередь, являются сюжет, тема и пр. Следовательно, создатель рассказа на них не приобретает авторского права. Другие субъекты могут использовать такую же тему или сюжет и написать свое литературное произведение. Оно не будет считаться производным.

Сфера действия

Охрана произведений зависит не только от их объективной формы и творческого характера, но и от гражданства создателей, места нахождения и обнародования объектов. Для уяснения этого вопроса обратимся к законодательству.

В соответствии с 1256 статьей ГК, авторское право действует в отношении всех произведений, как обнародованных, так и нет, находящихся на территории России в какой-либо объективной форме. Гражданство создателей и их преемников значения при этом не имеет.

На практике такое понятие как "международное авторское право" не используется. На объекты, находящиеся за рубежом, авторство признается за гражданами РФ и их преемниками. Если создателями являются иностранцы, то основания для приобретения прав закрепляются в международных соглашениях. Россия является участником нескольких двусторонних договоров о взаимной защите авторского права, охране интеллектуальной собственности с Австрией, Китаем, Венгрией, Арменией, Швецией и рядом других государств.

Субъекты

Владельцами авторских прав являются непосредственные создатели произведений, а также их преемники. К числу последних относят наследников, лиц, которые приобрели права по договору. В круг субъектов входят также работодатели и иные участники гражданско-правовых отношений.

Особенности регистрации

Права появляются у автора в силу факта создания произведения. Регистрировать его, в принципе, необязательно. Какого-то иного специального оформления также не требуется. Однако создатель может провести регистрацию авторского права добровольно для обеспечения подтверждения принадлежности произведения. Для этого можно обратиться к нотариусу, в общественную или государственную организацию. Как правило, в России процедура проводится в Авторском сообществе РФ.

Как выглядит знак авторского права?

Многие видели обозначение авторства на различных носителях, на сайтах в Интернете. Знак авторского права выглядит как небольшой кружок, внутри которого находится латинская буква "с" (Copyright), радом с ним указывается наименование (имя) правообладателя, а также год первого обнародования произведения. К примеру, 2017 "ФБ".

Наличие знака не влечет юридических последствий (признания или приобретения права). Он служит только для уведомления пользователей об обладателе прав и о первой публикации произведения.

Соавторство

Некоторые произведения создаются несколькими людьми совместно. В таких случаях соавторы приобретают права вне зависимости от того, является ли результат их деятельности неразрывным целым или состоит из элементов, имеющих самостоятельное значение.

Каждый участник создания произведения может использовать ту часть, автором которой он является, по собственному усмотрению, если другое не закреплено соглашением. Если объект является неразрывным целым, то ни один соавтор не может запретить другому его использование без достаточных оснований.

Создатель произведения вправе:

  • Признавать себя автором.
  • Использовать произведение самостоятельно или разрешать им пользоваться другим лицам под именем создателя, псевдонимом или вовсе без какого-либо обозначения (анонимно).
  • Обнародовать результат творческой деятельности в любой форме.
  • Защищать произведение от искажений.

Кроме этого, создатель вправе отозвать разрешение на использование объекта, выданное ранее. Однако в этом случае он обязан компенсировать пользователю убытки: реальный ущерб и недополученные доходы. Если произведение обнародовано, создатель должен публично объявить о его отзыве из общего доступа. Вместе с этим он может изъять все экземпляры произведения (за свой счет). Указанные правила, однако, не распространяются на продукты интеллектуального труда, предназначенные для служебного пользования или входящие в состав сложного объекта, а также на программы для ЭВМ.

Допустимые действия

  • Воспроизводить произведение - изготавливать его экземпляры.
  • Публично показывать.
  • Распространять экземпляры - продавать или отчуждать иным способом.
  • Импортировать оригинал или копии.
  • Исполнять публично.
  • Передавать в эфир.
  • Переводить, аранжировать, переделывать, перерабатывать иным способом.
  • Реализовывать проект (архитектурный, садово-ландшафтный, градостроительный).
  • Открывать доступ к произведению неограниченному кругу субъектов.

Нюансы

Автор архитектурного проекта, утвержденного заказчиком, может потребовать своего участия в его реализации, разработке строительной документации или в непосредственном возведении сооружения/здания, если другое не закреплено в договоре.

Если копии произведения, опубликованного на законных основаниях, введены в оборот путем продажи, последующее их распространение допускается без согласия создателя и выплаты ему вознаграждения. Право распространять экземпляры посредством предоставления их в прокат имеет автор вне зависимости от того, кто является их собственником.

Особенности отчуждения

На основании 1293 статьи ГК, при продаже или иных сделках, совершаемых автором с оригиналом произведения живописи или иного изобразительного искусства, публичной перепродаже, в которой продавцом, посредником, покупателем является галерея, магазин, художественный салон или другая аналогичная организация, создатель вправе рассчитывать на вознаграждение. Оно исчисляется в виде процентов от стоимости объекта. Размер отчислений, порядок, условия их выплаты устанавливаются Правительством.

Ограничения

При использовании объектов интеллектуального права необходимо соблюдать баланс интересов автора и общества. Для этого в законодательстве закрепляются определенные ограничения авторского права.

В соответствии с 1273 статьей ГК, без согласия автора и выплаты ему вознаграждения разрешается воспроизведение произведения, обнародованного на законных основаниях, в личных целях. Это правило не распространяется на использование:

  • Архитектурных проектов сооружений/зданий.
  • Баз данных и их элементов.
  • Программ для ПК.
  • Книг и нотных текстов.
  • Видеозаписей в местах, открытых для публичного посещения или в которых присутствует большое количество субъектов, не являющихся членами обычного круга семьи.
  • Аудиовизуальных произведений на профессиональном оборудовании, не предназначенном для домашнего использования.

Особые случаи

В ГК предусматривается возможность использовать произведения без согласия создателя и выплаты вознаграждения, но с указанием автора и источника заимствования. Речь, в частности, о:

  • Цитировании в переводе и оригинале в полемических, научных, информационных, критических целях произведений, обнародованных законно. Данное правило распространяется в том числе на воспроизведение отрывков из журнальных/газетных статей в виде обзоров печати.
  • Использовании произведений и их частей в качестве иллюстраций в теле-, радиопередачах, изданиях, видео-, звукозаписях учебного характера. Воспроизведение должно осуществляться в объеме, оправданном поставленными целями и задачами.
  • Использовании в прессе, эфире произведений, опубликованных законно в журналах и газетах, по текущим социальным, политическим, экономическим, религиозным проблемам.
  • Воспроизведении публичных речей, обращений, докладов и пр. в объеме, соответствующем информационной цели. Авторы в таких случаях сохраняют за собой право опубликовать такие произведения в сборниках.
  • Воспроизведении/сообщении для публичного сведения в обзорах событий средствами кинематографии, фотографии.
  • Использование без получения прибыли произведений, выполненных рельефно-точечным шрифтом или иными методами для слепых и обнародованных законно. Исключение составляют объекты, специально созданные для воспроизведения указанными способами.

В законодательстве предусматриваются возможности для иных ограничений, в том числе предполагающие выплату вознаграждения автору.

Срок авторского права

О нем говорится в 1281 статье ГК. Согласно норме, исключительные права действуют на протяжении всей жизни создателя произведения. После его смерти они сохраняются за автором в течение 70 лет. Исчисление этого срока начинается с 1 января года, идущего за годом смерти.

Бессрочно действуют права на защиту репутации, имя и авторство.

Некоторые произведения могут обнародоваться анонимно. В этом случае авторское право будет действовать 70 лет с 01.01 года, идущего за годом опубликования. Аналогичный период действует и в отношении произведений, обнародованных под псевдонимом. Если в течение 70 лет автор раскроет сведения о себе или будут отсутствовать сомнения в его личности, применяется общее правило, приведенное выше.

Отдельно оговаривается срок действия прав соавторов. Оно сохраняется на протяжении всей жизни участников создания и в течение 70 лет после смерти субъекта, пережившего остальных. Исчисление начинается по общим правилам - с 01.01 года, идущего после смерти.

Если автор являлся жертвой политических репрессий и впоследствии был реабилитирован, но после своей смерти, срок действия прав начинается с 1 января года, который следует за годом реабилитации. Для создателей произведений, работавших во время ВОВ или участвовавших в ней, период защиты прав увеличивается на 4 года.

Дополнительно

После истечения срока действия авторских прав произведения становятся общественным достоянием. Это означает, что любой субъект может использовать их по своему усмотрению в рамках закона. Произведения, никогда не находившиеся под защитой на территории РФ, также признаются общественным достоянием.

Использование таких объектов осуществляется без отчисления авторского вознаграждения. Вместе с тем пользователи должны соблюдать права на имя и неприкосновенность произведений. Объекты, признанные народным достоянием, но необнародованные, могут быть опубликованы любым лицом. Исключения составляют случаи, когда эти действия противоречат воле создателя, выраженной в письменном виде. К примеру, автор может установить запрет в завещании, дневниках, мемуарах, письмах и пр.

Законодательство допускает переход исключительных прав по наследству.

Составители

Авторы сборников и прочих аналогичных произведений обладают правом на подбор и расположение сведений и материалов, осуществленных ими и представляющие продукт интеллектуального труда. Составитель реализует предусмотренные законом возможности при условии соблюдения интересов авторов каждого объекта, использованного им в своей деятельности. Создатели таких продуктов интеллектуального труда, в свою очередь, могут обособленно воспроизводить их и распоряжаться ими иным способом, если другое не оговорено в соглашении.

Переводчики

Они, как и авторы иных произведений, созданных в произвольной форме, обладают авторским правом на основании 1 пункта 1260 статьи. Указанные субъекты могут осуществлять переделку, перевод, аранжировку и иную обработку объекта. При этом не допускается нарушение авторских прав лиц, чьи произведения были ими использованы.

Права переводчиков и создателей других продуктов интеллектуального труда, выполненных в произвольной форме, не мешают другим субъектам переводить или перерабатывать те же произведения.

Аудиовизуальные произведения

  • Сценаристы.
  • Режиссеры-постановщики.
  • Композиторы.

Соглашения на создание аудиовизуальных произведений могут предусматривать передачу авторами исключительных прав изготовителю (продюсеру) на воспроизведение, публичное исполнение, распространение, передачу в эфир, иное обнародование, дублирование, субтитрирование текста. Данная процедура регламентируется положениями 1240 статьи ГК. В норме закреплены особенности использования продукта интеллектуального труда в составе сложного произведения.

Изготовитель аудиовизуального контента может указать свое наименование или имя при любом его использовании либо требовать этого указания. Аналогичной возможностью обладает создатель произведения, предназначенного для служебного пользования.

Что такое авторское право? Какой срок действия у авторских прав, и какие существуют ограничения по использованию трудов интеллектуальной собственности? Какую ответственность несут за нарушение авторского права? Ответы на эти вопросы Вы найдете в нашей статье.

Авторское право - есть совокупность законодательных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и дальнейшим использованием произведений науки, литературы и искусства. В содержание авторских прав включены несколько правомочий:

  • право авторства;
  • право на имя (дает возможность публиковать произведения под своим именем или псевдонимом, а также анонимно);
  • право на опубликование в любых издательствах;
  • право на защиту произведения от любых искажений.

Автору произведения принадлежат личное и имущественное право, последнее носит исключительный характер и является своего рода правом собственности. На основании этого имущественного права автор может распоряжаться собственным произведением по своему усмотрению, а также разрешать выполнять другим лицам такие действия, как:

  • воспроизведение и распространение экземпляров произведения;
  • публично показывать и исполнять произведение в театрах и концертных залах;
  • осуществлять перевод произведения на другие языки;
  • осуществлять переработку произведения и т.д.
Выполнение любых этих действий без согласия на то автора произведения является нарушением авторских прав и влечет за собой административную и уголовную ответственность. Исключением являются случаи, когда в силу закона произведение может быть использовано без согласия владельца авторских прав.

Срок действия авторского права

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти. Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти. В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу. Авторы произведений - участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования. Окончание срока действия авторского права, а также факт отсутствия защиты трудов на территории РФ означает, что произведение приобретает статус общественного достояния.

Право авторства, право на имя и защиту репутации автора, равно как и право на неприкосновенность произведения, охраняются бессрочно.

Ограничения в авторских правах

Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  1. цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
  2. использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
  3. воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
  4. воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
  5. воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.

Ответственность за нарушение авторского права

Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан - от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических - от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:

  • невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;
  • издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;
  • не указание имени автора произведения;
  • плагиат - выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;
  • контрафакция - незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;
  • пиратство - несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.

АВТОРСКОЕ ПРАВО - раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, т. е. результатов творческой деятельности; один из видов так называемых прав интеллектуальной собственности, или исключительных прав. Авторское право определяет права автора произведения, его правопреемников, основания возникновения и порядок осуществления субъективных авторских прав, их защиту от нарушений, базирующиеся на них обязательственные отношения.

Законодательство об авторском праве стало формироваться после изобретения в 15 веке И. Гутенбергом печатного станка, однако первые нормы закрепляли исключительно права издателей и защищали их от недобросовестной конкуренции. С развитием книгоиздания и книготорговли авторы добились защиты своих интересов. Первый известный закон в этой сфере - Статут королевы Анны (1710, Великобритания). В 18-19 веках большинство европейских стран приняли собственное авторское законодательство. Особенностью возникновения и развития авторского права в России являлась его тесная связь с цензурным законодательством. Первый закон, закрепивший права авторов на использование литературных произведений, появился в 1828 году в качестве специальной главы Цензурного устава.

В процессе формирования законодательства сложилось два основных подхода к сущности авторского права - континентальный (droit d’auteur) и англосаксонский (copyright). Для первого характерно признание личного характера авторских прав, что выражается в наличии широкого спектра неимущественных прав, а также в отсутствии требования соблюдения формальностей для возникновения охраны произведения; второй ориентирован на коммерческое использование результата творческого труда, признание прав на него не только у его создателя, но и у лиц, оказавших автору техническое, организационное и финансовое содействие, а также зависимость предоставления охраны произведения от выполнения формальностей (регистрации произведения, депонирования его экземпляров в специальных организациях и пр.).

Авторское право в России . Конституция Российской Федерации относит принятие норм авторского права к компетенции Федерации. В России действует Закон «Об авторском праве и смежных правах» 1993 (в редакции 2004 года).

К объектам, охраняемым авторским правом, относятся существующие в объективной форме (дающей возможность восприятия третьими лицами) произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинств, способа выражения, а также от обнародования произведения. Охрана предоставляется не только «традиционным» произведениям (литературным, драматическим, аудиовизуальным, музыкальным, музыкально-драматическим; произведениям изобразительного искусства и тому подобное), но и производным (переводы, аранжировки, инсценировки, рефераты, резюме и т.п.) и составным (антологии, энциклопедии, компиляции и тому подобное) произведениям независимо от того, охраняются ли произведения, лёгшие в основу составных и производных результатов творческой деятельности. Закон содержит лишь примерный перечень видов объектов авторского права (среди них — программы для ЭВМ и базы данных); он полно перечисляет только виды произведений, не охраняемых авторским правом (произведения народного творчества, официальные документы, государственные символы и знаки, информационные сообщения). Авторское право не распространяется на идеи, принципы, системы, способы, методы, концепции, открытия и факты, которые могут охраняться при помощи норм патентного права или иных отраслей. Охрана не требует оформления или соблюдения каких-либо формальностей.

Первоначальным субъектом авторского права является автор - физическое лицо, творческим трудом которого произведение создано: только ему предоставляется полный объём прав. Юридическое лицо не может быть автором. Если произведение создано совместным творческим трудом нескольких лиц, они являются соавторами; им совместно принадлежат авторские права на произведение в целом, а их взаимоотношения могут определяться соглашением между ними. Права соавторов различаются в зависимости от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. К субъектам авторского права относятся также правопреемники автора, в том числе по авторскому договору (ими могут быть и юридические лица); к ним переходит только часть прав автора - имущественные права. Субъектами авторского права являются и лицензиаты - лица, получившие по лицензии право использования произведения в определённых ею пределах.

Субъективные права авторов закон делит на неимущественные и имущественные. К неимущественным относятся: право авторства (право признаваться автором произведения); право на имя (право обозначать при использовании произведения своё подлинное имя, вымышленное имя - псевдоним или выступать без обозначения имени - анонимно); право на обнародование произведения (право открытия всеобщего доступа к нему); право на защиту репутации автора (на защиту произведения от искажения или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора). Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (пока не доказано обратное). Автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, к которым относятся права на: воспроизведение (изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме); распространение (продажа, сдача в прокат и пр.); импорт; публичный показ (экспонирование картины на выставке и т.п.); публичное исполнение (например, в театрах, концертных залах); передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения по кабелю; перевод; переработку; применение дизайнерского, архитектурного, градостроительного, садово-паркового проектов. Автор может распорядиться своим произведением, передав право его использования другому лицу (правопреемнику) или предоставив такое право в определённых пределах и сохранив его в целом за собой (выдать лицензию). За разрешение на использование и за само использование произведения автор имеет право на вознаграждение. Действие прав автора ограничивается во времени: они возникают с момента создания произведения и действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (изъятия специально оговариваются в законе). По истечении срока охраны имущественных прав автора произведение попадает в так называемую сферу общественного достояния и может быть использовано любыми лицами без чьего-либо согласия, но при условии соблюдения личных неимущественных прав - права авторства и права на имя, а также прав на защиту репутации автора или неприкосновенность произведения (эти права охраняются бессрочно).

Закон может устанавливать исключения из имущественных прав в отношении, как правило, обнародованных произведений - случаи использования произведений без согласия автора и выплаты вознаграждения или использования произведения без согласия автора, но с выплатой вознаграждения. К первым относятся ситуации, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей в области образования, науки, информации и т.п., нужд органов суда и следствия, обеспечения доступа к культурным ценностям лиц с ограниченными возможностями, а также в официальных и религиозных целях. Вторая группа является, по сути, компромиссом в тех областях использования, где личный контроль автора за эксплуатацией произведения затруднён или невозможен - частное копирование, передача в эфир или по кабелю, механическое воспроизведение и тому подобное. Для упорядочения таких ситуаций, использования и сбора причитающегося вознаграждения создаются организации по коллективному управлению имущественными авторскими правами (первая известная авторская организация - Общество драматических авторов и композиторов было создано во Франции в 1777 году при непосредственном участии П. Бомарше).

Взаимоотношения автора (правообладателя) с пользователем произведения определяются, как правило, авторским договором. Один вид авторского договора - договор об уступке - предусматривает передачу прав на использование произведения, другой вид - лицензионный договор - предусматривает выдачу разрешения на использование произведения в определённых пределах (с сохранением прав автора). Закон выделяет разновидности лицензии - исключительную, по которой использование в обозначенных пределах разрешается только лицензиату, и неисключительную. Авторский договор считается передающим неисключительные права, если в нём не предусмотрено иное. Договор предполагается возмездным, за некоторыми исключениями (например, воспроизведение в личных целях), он должен быть заключён в письменной форме.

Особый порядок использования установлен для служебных произведений, к которым отнесены произведения, созданные в порядке выполнения служебной обязанности или служебного задания. Права на такие произведения принадлежат автору, но используются они без заключения авторского договора, при сохранении за автором права на обнародование произведения. Исключительное право их использования принадлежит, как правило, работодателю.

Международная охрана авторских прав. В 1-й половине 19 века многие страны заключили двусторонние соглашения о взаимной охране авторского права, но создание международной системы защиты прав творцов связано с появлением Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886). Конвенция не только закрепляла принципы международного авторского права (например, принцип предоставления иностранным авторам национального режима), но и содержала нормы фактически прямого действия, необходимые для включения в национальное законодательство страны-участницы, причём эти нормы не только устанавливали высокий уровень охраны интересов автора, но и были ориентированы на государства континентальной системы права. Это создавало препятствия для полноценного участия стран англосаксонской традиции в международной охране авторских прав. Задачу сближения двух подходов к авторскому праву и создания универсальной системы охраны интересов творцов выполнила Всемирная конвенция об авторском праве (1952), которая установила менее строгие требования для присоединяющихся стран.

Россия также участвует с 1995 года в Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного использования (1971). В 1996 году был заключён многосторонний Договор по авторскому праву, специально направленный на охрану авторского права в сети Интернет (Россия не участвует).

а) преодоление территориального характера авторских прав: права автора на художественное или иное произведение, возникшее в одном из участвующих государств, признаются и охраняются на территории других государств;

б) охрана определённого объёма авторских прав. Авторам охраняемых произведений предоставляется национальный режим, то есть права, предусмотренные собственным законодательством, и сверх того права, предусмотренные договором. Наибольший объём авторских прав содержит Бернская конвенция;

в) ограничение действия авторских прав во времени. Права автора охраняются в течение всей его жизни и после смерти. Минимальный срок охраны произведения после смерти автора составляет 50 лет, однако во многих странах установлены иные сроки: например, 25 лет в Алжире, на Кубе, в Ливии; 30 - в Иране, Никарагуа; 60 - в Бразилии, Испании; 70 - во Франции (в отношении музыкальных произведений), Германии, Израиле; 75 в Мексике; 80 - в Колумбии и Гвинее; 99 - в Кот-д’Ивуаре. В некоторых странах установлены особые сроки охраны имущественных прав в определённых ситуациях. Так, в российском законодательстве особые сроки действуют в отношении произведений, созданных в соавторстве, впервые выпущенных в свет после смерти автора анонимных произведений, а также в случаях, если автор произведения был репрессирован и реабилитирован посмертно или работал во время Великой Отечественной войны, или участвовал в ней;

г) установление условий охраны авторских прав: охрана либо в силу самого факта создания (опубликования) произведения, без выполнения каких-либо формальностей, либо при условии выполнения определённых действий (например, регистрация, депонирование экземпляров и пр.). В государствах, где специальные требования к авторскому праву не установлены, на всех экземплярах произведения помещается так называемый знак охраны (состоящий из трёх элементов: первой буквы слова copyright в окружности, имени автора или наименования правообладателя и года первого выпуска произведения в свет), означающий, что любые формальности выполнены.

Авторские права граждан Российской Федерации за границей в подавляющем большинстве государств признаются лишь при участии Российской Федерации и этих государств в международных соглашениях или на началах взаимности. Авторские права иностранцев в Российской Федерации определяются внутренним российским законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В сфере авторского права действуют несколько международных организаций, наиболее известными из которых являются Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и ЮНЕСКО. Содействие в защите прав российских авторов, оказание им консультационных услуг и правовой помощи по охране авторских и смежных прав за рубежом может оказывать Российское авторское общество.

Лит.: Сергеев А. П. Авторское право России. СПб., 1994; он же. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 2003; Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции. М., 1998.

Г. К. Дмитриева, Е. Э. Чуковская.

Автор, создавая свое произведение самостоятельно, исходит из своего видения сюжета и формы реализации идеи. Поэтому произведение появляется на свет обладающим оригинальностью и отличающимся по своей уникальности от другого схожего произведения по сюжету или теме. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Основное требование ГК РФ заключается в том, что данные объекты должны быть выражены в какой-либо объективной форме – письменной, устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ).

Обнародование либо необнародование произведения зависят только от воли автора. Если автор решил оставить произведение неизвестным широкому кругу читателей, то такая воля должна быть четко им выражена и в этом случае произведение не должно публиковаться.

Соответственно следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и, в частности, идею, тему, сюжет произведения, а также отдельно концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты авторское право не охраняет. Таким образом, можно по-разному описать один и тот же сюжет. Однако такие произведения могут быть связаны с другими, или основываться на них, например, к таким произведениям относятся переводы, обработки, составные произведения.

Закон также ничего не говорит о способах и критериях, пользуясь которыми можно определить, является ли творческое начало в произведении достаточным для того, чтобы оно охранялось авторским правом, также закон не раскрывает понятие творчества. Однако данный критерий является очень важным для признания охраноспособности произведения. Часто такие вопросы возникают по отношению к произведениям, выраженным одним или несколькими словами – названиям, заголовкам, афоризмам и др. Например, название "Чебурашка" является произведением, так как создано путем творчества Э. Н. Успенского.

Объекты авторского права не подлежат государственной регистрации, но при желании автор может их зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). В случае если объект прошел государственную регистрацию, то и все договоры, связанные с ним, будут подлежать регистрации в Роспатенте.

Объекты авторского нрава

Гражданский кодекс РФ (ст. 1259) не дает четкого определения понятия произведения, но закрепляет открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права.

  • 1. Литературные произведения. К ним относятся произведения, выраженные в любой символьно-словесной форме (художественные, научные и другие книги, рукописи, стихотворение, лекции и т.д.).
  • 2. Драматические и музыкально-драматические произведения , сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения.
  • 3. Произведения изобразительного искусства. Особенности их правового режима определены в ст. 1292–1293 ГК РФ. Исходя из положений ст. 1293 ГК РФ, при передаче исключительного права на произведение изобразительного искусства за автором остается право следования (см. подпараграф 3.4 .3).

4. Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. В научной литературе произведениями декоративноприкладного искусства считаются художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека.

Нельзя не упомянуть и о произведениях народного творчества. Они исключены из объектов авторского права, поскольку в силу своей "древности" в большинстве случаев не имеют автора, действия исключительных прав истекли, в связи с чем произведение находится в общественном достоянии. К таким произведениям относятся кустарные промыслы и произведения народного декоративно-прикладного искусства. В тоже время, если автор произведения известен, то такое произведение попадает под действие авторского права.

В случае если фольклор, положенный в основу рекламы или другого произведения, перерабатывается благодаря творческому труду, то авторы производных произведений (переработок и т.п.) приобретают соответствующие авторские права. В тоже время другие лица могут использовать тот же фольклор в своей деятельности, но такое использование должно обладать оригинальностью и не пересекаться с переработанным произведением других лиц.

  • 5. Произведения архитектуры. Права на данные объекты регулируются ст. 1294 ГК РФ. Специфика правового режима данных объектов выражается, прежде всего, в наделении их авторов дополнительными правами:
    • правом на осуществление авторского контроля над разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта;
    • правом требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.
  • 6. Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. К последним можно отнести, например, голографии, телеиммерсию, слайды и т.п.

Любое использование данных объектов должно сопровождаться получением разрешения от автора либо иных правообладателей. Однако для данных объектов предусмотрены случаи их использования без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения.

7. Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

Объектом охраны в данном случае выступает творческий труд автора карты, плана и т.д.

Статья 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ "О геодезии и картографии" определяет, что исключительные права на результаты геодезической и картографической деятельности признаются и осуществляются в соответствии с ГК РФ.

В Постановлении Правительства РФ от 03.08.2012 № 793 "О распоряжении исключительным нравом РФ на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии".

8. Производные произведения. Произведение, созданное на основе уже существующих произведений, относится к производным. Оно представляет собой переработку другого произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки музыкальных произведений, киносценарии по чьим- либо романам и т.д.).

При переработке произведения должно быть получено разрешение его автора или иного правообладателя. При этом ГК РФ предусматривает случаи, при которых испрашивания такого разрешения не требуется. Однако такая переработка должна обладать творческим характером и появиться на свет только благодаря самостоятельной творческой деятельности лица.

Правообладатель может передать права на перевод, как вид переработки произведения на один язык одному лицу, а права на использование данного произведения в постановке или фильме – другому. В этом случае и первый, и второй субъекты будут обладать самостоятельными исключительными и неимущественными правами на созданные ими производные произведения.

Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Авторские права признаются за переводчиком вне зависимости от правомерности перевода, а вот реализовать эти права такой автор может только с разрешения авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке, авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Данные права должны быть получены автором до момента реализации возникших исключительных прав у автора производного произведения. О необходимости получать разрешение автора на перевод и иную переработку, а также на включение результата творческой деятельности в качестве части составного произведения говорится в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Бернская конвенция).

9. Составные произведения. В таких произведениях охраняется творческий труд но подбору или расположению материалов, вне зависимости от того, являются ли положенные в его основу произведения объектами авторского права. В результате такого труда рождаются сборники и другие подобные составные произведения.

Под охрану подпадают структура сборника и творческий труд но подбору материала, вводная статья и все те материалы, которые позволили сборнику стать уникальным. Но необходимо помнить, что к автору-составителю не переходят права авторов отдельных статей или материалов, из которых состоит сборник. Права на произведения, вошедшие в составное произведение, охраняются независимо от авторского права на сборник, возникшего у составителя. Сохраняемые за авторами права на произведения, вошедшие в сборник, позволяют использовать авторам эти произведения независимо от издания в целом. Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, могут передать эти исключительные права издателю, составителю или другим лицам, либо эти исключительные права могут перейти к издателю или к составителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Следует отметить, что не всякий сборник является объектом авторского права, поскольку не всякая деятельность по его составлению носит творческий характер. Так, например, авторским правом не будут охраняться сборники правовых актов, расположенных по времени их издания. Однако сборники правовых актов, которые созданы творческим трудом, являются охраноспособными (например, если в них предложена удобная схема поиска материала, указаны всевозможные ссылки на историю создания акта и практику применения и т.д.).

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий.

10. Письма , дневники и другие документы личного характера. Такие объекты, с одной стороны, являются записями, содержащими персональную информацию, информацию о частной (личной и семейной) жизни лица, а с другой – творческим трудом автора, поэтому правовая охрана данным РИД определяется исходя из этих положений. Они охраняются нормами Конституции РФ и защищаются нормами Уголовного кодекса РФ (УК РФ) о неприкосновенности частной жизни, которая состоит из личной и семейной тайны, Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и другими нормативными актами. В соответствии с этими законами в случае отсутствия согласия автора писем на опубликование, такие действия не могут быть выполненными и будут считаться противозаконными.

Среди писем выделяют письма в редакцию. В отличие от писем частного характера они могут быть опубликованы редакциями газет и журналов (за исключением случаев, когда в письмах содержится запрет на публикацию). В соответствии со ст. 42 Закона от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

11. Название произведения , персонаж произведения. Авторские права распространяются на часть произведения, на сто название, персонажей, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ, т.е. эти выражены в какой-либо объективной форме. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 28.09.1999 № 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.

Ярким примером являются созданные Э. Успенским образ и название героя мультфильма "Чебурашка". В данном случае охраняться будут и описание образа, и название персонажа.

Э. Успенский творческим трудом переделал существовавшее слово "чебурахнуться" и описал своего героя.

  • 12. Форма изложения новости , события журналистами. В данном случае охраняется творческий труд по изложению новости, события журналистами. Сами по себе новости как произошедшие события творческим характером не обладают, но рассказ о них журналиста в случае приложения его творческого труда становится объектом авторского права. Охраняется сама форма изложения сюжета, т.е. творческий подход подачи материала обществу. Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.) неоригинальны, представляют собой простое, механическое, нетворческое изложение событий и фактов и потому авторским правом не охраняются. Исключение указанных объектов из числа охраняемых основывается на нормах Бернской конвенции: "охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации" (п. 8 ст. 2).
  • 13. Официальные документы исключаются из-под правовой охраны авторских произведений, хотя они и создаются определенными физическими лицами и в порядке выполнения служебных обязанностей. Исключением они являются но той причине, что говорить об авторах можно на стадии первого чтения, далее они становятся коллективным трудом лиц, участвующих в обсуждении, например, законопроектов. Кроме того, они изначально предназначены для широкого использования, которое должно быть беспрепятственным и оперативным. Поэтому с того момента, когда они получают официальный статус (утверждаются соответствующим государственным органом) они не охраняются авторским правом.

До того как закон, судебное решение, перевод, флаг, герб, знак и т.п. будут утверждены или приняты в качестве официального или государственного документа, символа или знака, они существуют как произведения науки, литературы и искусства и охраняются авторским правом. Право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику) (ст. 1264 ГК РФ).

Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.

При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющие подготовку официального документа, разработку официального символа или знака.

После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика. Однако сам разработчик в дальнейшем имеет право указывать себя в качестве автора законопроекта или официального символа.

14. Оригинал произведения. Правовой режим оригинала произведения предусматривает отчуждение автором оригинала рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного, в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное (ст. 1291 ГК РФ). В то же время, если отчуждение оригинала произведения проводится его собственником, не являющимся автором произведения, но обладающим исключительным правом на произведение, то исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное (ч. 2 сг. 1291 ГК РФ).

Если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

  • демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения;
  • воспроизводить оригинал этого произведения в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции;
  • передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Правила об отчуждении оригинала произведения и исключительного права на произведение, относящиеся к автору произведения, распространяются и на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1291 ГК РФ).

В свою очередь автор произведения изобразительного искусства обладает правом требования от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, которое является и правом доступа. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору (ст. 1292 ГК РФ).

15. Программы для ЭВМ. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Программа для ЭВМ охраняется как литературное произведение. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации программы для ЭВМ или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Авторские права распространяются на все виды программ для ЭВМ, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, алгоритм, выражающий последовательность операций, которые должны привести к определенному функциональному решению.

Если программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (но заказу), исключительное право на такую программу или базу данных принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком ие предусмотрено иное (ст. 1296 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1297 ГК РФ, если программа для ЭВМ или база данных создана при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали ее создание, исключительное право на такую программу или базу данных принадлежит подрядчику (исполнителю). Договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком может быть предусмотрено иное.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, которая осуществляется по желанию правообладателя.

Согласно ст. 1262 ГК РФ правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может зарегистрировать такую программу или базу данных в Федеральной службе но интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Существует возможность регистрации названия программы как товарного знака, если такое название обладает уникальностью и данный товарный знак предполагается использовать для определенной группы товаров.

Не подлежат государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Если лицо желает зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных, то оно может подать заявку на государственную регистрацию в Роспатент. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для ЭВМ устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

При положительном результате проверки Роспатент вносит программу для ЭВМ в Реестр программ для ЭВМ, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации (см. Приказ Роспатента от 26.03.2004 № 41 "Об изменении формы свидетельства на официальную регистрацию программы для ЭВМ, формы свидетельства на официальную регистрацию базы данных, формы свидетельства на официальную регистрацию топологии интегральной микросхемы") и публикует сведения о зарегистрированной программе для ЭВМ в своем официальном бюллетене.

В случае если программа для ЭВМ или база данных зарегистрированы, то государственной регистрации подлежат:

  • договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ;
  • переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора.

Сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ, считаются достоверными, пока не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

16. База данных – это представленная в объективной форме, например, на диске, совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), представленных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Воспроизведение баз данных или их существенных частей запрещено (подп. 2 п. 1 ст. 1273 ГК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 1270 ГК РФ под переработкой базы данных понимаются любые ее изменения, в том числе перевод с одного языка на другой, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Использование базы данных должно разрешаться правообладателем. Лицам, правомерно владеющим экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных, разрешено без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения:

  • 1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и храпение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
  • 2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что она предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные выше, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.


Просмотров