Что такое расходные обязательства бюджетов. Действующие и принимаемые расходные обязательства

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ формирование расходов бюджетов независимо от их уровня осуществляется на базе минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг, предоставляемых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет бюджетных средств. Существенным элементом социальных стандартов являются минимальные социальные нормы, дифференцированные по территории.

Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

1) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

2) заключения РФ договоров (соглашений);

3) предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе: а) субвенций бюджетам субъектов РФ на исполнение расходных обязательств в связи с осуществлением ими отдельных государственных полномочий РФ и б) субвенций бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ.

Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства РФ исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:

1) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ;

2) осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения;

3) предоставления из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением их отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;

4) осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ.

Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. В случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, расходные обязательства субъекта РФ могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Органы государственной власти субъекта РФ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

Принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения;

Осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

Заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений).

Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев), с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Реестр расходных обязательств РФ ведется в порядке, установленном Правительством РФ. Реестр расходных обязательств субъекта РФ ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Реестр расходных обязательств субъекта РФ, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, представляются в Министерство финансов РФ. Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган субъекта РФ.

Реестры расходных обязательств служат одним из оснований при исполнении этих обязательств. Для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году устанавливаются предельные объемы подлежащих расходованию денежных средств, т. е. бюджетные ассигнования.

Бюджетные ассигнования предусматривается направлять на:

1) оказание государственных (муниципальных) услуг (обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений; предоставление субсидий некоммерческим организациям; закупка товаров, выполнение работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд и др.);

2) социальное обеспечение населения (предоставление социальных выплат гражданам либо ассигнования на приобретение товаров, работ, услуг);

3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц. Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом (решением) о бюджете с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований;

4) предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности. Ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности предусматриваются в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий;

5) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и из местных бюджетов. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: а) категории и (или) критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий; б) цели, условия и порядок предоставления субсидий; в) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг;

6) предоставление межбюджетных трансфертов (межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ; межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования, называются дотациями);

7) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

8) обслуживание государственного (муниципального) долга;

9) исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) – резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций. В расходной части бюджетов бюджетной системы РФ запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) не может превышать 3 % от утвержденного законами (решениями) общего объема расходов. Средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно‑восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 % утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.

В ходе исполнения бюджета могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, требующие непредусмотренных бюджетом расходов. В Бюджетном кодексе определен порядок решения подобных проблем. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Есть некие общие правила исполнения расходных обязательств:

Расходное обязательство публично-правового образования исполняется за счет:

1.собственных доходов (всœе доходы, кроме субвенций),

2.источников финансирования дефицита бюджета.

1.Расходные обязательства РФ – в случаях установленных ФЗ предусматривается возможность исполнения расходных обязательств РФ за счёт средств бюджетов ГВФ РФ.

2.Расходные обязательства субъектов РФ - в случаях установленных ФЗ о деятельности территориальных ГВФ и законами субъектов РФ предусматривается возможность исполнения расходных обязательств субъекта РФ за счёт средств бюджетов территориальных ГВФ.

3.Расходные обязательства, возникающие при осуществлении переданных полномочий – оно исполняется за счёт и в пределах субвенций от публично-правового образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ передало государственное полномочие. Собственные доходы соответствующее публично-правовое образование использовать не обязано.

*Задача. Есть какая-то льгота. Должна она выплачиваться или нет? Первый вопрос, который себе задаем – какой акт является основанием для выплаты этой суммы ФЛ? Далее смотрите основанием возникновения какого расходного обязательства является данный акт. В случае если закон субъекта – расходное обязательство субъекта. В случае если акт федерального уровня – расходное обязательство РФ.

Проблемы с переданными полномочиями . Есть некая социальная выплата͵ предусмотренная ФЗ, следовательно, возникает расходное обязательство РФ перед определœенной категорией граждан. Далее РФ передает полномочия по осуществлению этих выплат на уровень субъекта. В связи с передачей полномочий принимается соглашение о передаче полномочия (основание передачи субвенции) и передается субвенция. Далее субъект должен будет установить некое правовое регулирование в целях реализации переданного полномочия, к примеру, порядок осуществления выплат (не обязательно закон, должна быть и подзаконный акт). Этот акт и будет основанием для установления расходного обязательства субъекта РФ перед теми же гражданами. По этой причине, в случае если гражданин, которому должны выплачивать эту выплату, её не получает, он пойдет взыскивать. А с кого? У нас возникает сложная система из 3 расходных обязательств: первое расходное обязательство – на основании ФЗ обязательство РФ перед гражданином, второе – РФ перед субъектами по предоставлению субвенции, возникшего на основании соглашения о передаче полномочий, третье – субъекта перед гражданином по осуществлению выплаты в его пользу. Когда мы будем решать с кого взыскивать с РФ или с субъекта (расходное обязательство есть и той и другого по выплате гражданину), мы должны учитывать правило ст. 85 БК – расходное обязательство, возникающее при осуществлении переданных полномочий, исполняется исключительно за счёт и в пределах субвенций публично-правового образования передавшего соответствующее полномочие. Будем выяснять, передала ли РФ субвенции в полном объёме и правильно ли она использовалась? В случае если РФ всё передала, то взыскивать нужно с субъекта. В случае если РФ не передала вообще или передала в недостаточном объёме (всё было использовано по целœевому назначению, но средства закончились) – взыскивать нужно с РФ, субъект не обязан за счёт своих собственных средств исполнять это расходное обязательство (хотя может использовать, запрета нет, но вернуть их потом из бюджета РФ не получится, такое не предусмотрено БЗ).

Реестр расходных обязательств (ст.87)

- это свод оснований возникновения расходных обязательств. Т.е. указывается конкретный пункт, статья акта͵ реквизиты договора или соглашения.

Свод оснований возникновения расходных обязательств с оценкой объёмов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Именно реестр основополагающий акт при составлении проекта бюджета.

На федеральном уровне реестр ведет МинФин РФ, на уровне СПб – Комитет финансов.

ПП РФ от 16.07.2005 № 440,

Приказ МинФина РФ от 19.04.2012 №49Н (порядок предоставления реестров субъектов, МО на уровень федерации)

ПП СПб от 12.07.05 №1007 ʼʼо реестре расходных обязательств СПБʼʼ

Понятие ʼʼбюджетное ассигнованиеʼʼ (ст.6)

Это предельные объёмы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения расходных обязательств, подлежащих исполнению в текущем финансовом году обязанностей публично-правовых образований предоставить средства соответствующего бюджета ФЛ или ЮЛ, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права.

*ранее существовало понятие ʼʼформы расходов бюджетовʼʼ, данный перечень содержался в ст.69. В дальнейшем законодатель отказался от этого понятия, сейчас в ст.65 представлены виды бюджетных ассигнований. По сути это почти тоже самое. Перечень закрытый. Только с помощью этих видов (8 видов) бюджетных ассигнований возможно осуществление расходов.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на :

оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в т.ч. ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

2. (см. текст в предыдущей редакции)

социальное обеспечение населœения;

предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

5.предоставление межбюджетных трансфертов;

6.предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причинœенного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Бюджет служит источником денежных средств для обеспечения оплаты расходных обязательств соответствующего публично-правового образования.

То есть расходное обязательство – это обязанность выплатить деньги из бюджета на определенные цели или за определенные услуги.

Основные виды расходных обязательств:

Публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации)

Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом , подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации , за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

Гражданско-правовые обязательства – это расходные обязательства перед физическим, юридическим лицом, другим публично-правовым образованием, субъектом международного права, размер или порядок расчета которых указан в договоре (например, трудовом), государственном (муниципальном) контракте. Эти обязательства закреплены законами и положениями в виде полномочий и функций органов власти (казенных учреждений), однако объем обязательств этими законами и положениями не определен. Объем устанавливается через заключение государственных (муниципальных) контрактов и трудовых соглашений. Требования к объему, качеству, условиям, порядку и результату оказания услуг формулируются в государственном (муниципальном) задании. Для этого вида обязательств предварительно нужно определить возможности (лимиты) их принятия и исполнения, т.е. они могут и должны быть лимитированы бюджетной сметой.



К гражданско-правовым обязательствам относятся также все затраты, которые производятся для того, чтобы обеспечить предоставление государственных услуг. Например, ремонт, зарплата учителя. Ее, размер указан в трудовом договоре, а не в НПА.

Государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), казенными учреждениями, иными юридическими лицами (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

ЭТАПЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ (В ЧАСТИ ВЫПЛАТ)

Любое расходное обязательство имеет несколько «жизненных» этапов. Эти этапы, согласно Бюджетному кодексу, считаются этапами исполнения бюджета по расходам.

Этапы исполнения бюджета по расходам (в части выплат) (статья 219 БК РФ «Исполнение бюджетов по расходам) :

o Принятие бюджетных обязательств;

o Подтверждение денежных обязательств;

o Санкционирование оплаты денежных обязательств;

o Подтверждение исполнения денежных обязательств.

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»). Выплаты по расходным обязательствам запланированы в законе (решении) о бюджете. Расходное обязательство становится бюджетным с первого января, когда вступает в силу закон о бюджете.

1. Принятие бюджетных обязательств:

  • Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (за исключением публичных нормативных обязательств) в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств –гражданско-правовые обязательства ;
  • Получатель принимает бюджетные обязательства по исполнению публичных нормативных обязательств после предусмотрения в законе (решении) о бюджете, ином правовом акте, соглашении бюджетных ассигнований на исполнение бюджетных обязательств в пределах доведенных до получателя бюджетных средств в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Т.е. расходное обязательство превращается в принятое бюджетное обязательство после того, как в законе (решении) о бюджете, сводной бюджетной росписи предусматриваются средства для его исполнения, а также при заключении получателем бюджетных средств государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной сметой. «Момент превращения» зависит от вида расходного обязательства.

Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

2. Подтверждение денежных обязательств - составление платежных и иных документов (документы исполнения: счет-фактура и пр.), необходимых для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, составление платежных документов.

Т.е. бюджетное обязательство переходит в денежное после того, как получатель бюджетных средств подтвердит свою обязанность уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства, в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки (подпишет документы исполнения) или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Например, составит платежное поручение на оплату услуг.

3. Санкционирование оплаты денежных обязательств. Составленные п/п должны быть проверены на соответствие плановым показателям, на наличие денег на счетах, на правомерность сделки. После всех этих проверок платежки могут быть санкционированы к оплате, то есть одобрены финансовым органом или Федеральным казначейством (в зависимости от того, кто выполняет полномочия по санкционированию). Санкционирование – это просто разрешительная подпись, которая разрешает дальнейшее движение документа.

  • Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств;
  • Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований (т.е. без предварительного доведения до конкретных получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на их принятие, т.к. бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств установлены непосредственно законом и подлежат исполнению в силу закона).

Санкционированные к оплате платежные документы отправляются в банк. На основании этих документов банк списывает деньги с единого счета бюджета на расчетный счет получателя.

4. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Рис.3.1. Процедура исполнения бюджета по расходам в разрезе основных видов расходных обязательств

Выплаты из бюджета совершаются не только в рамках расходов бюджетов, но и в рамках выплат по кредитам и другим привлеченным источникам.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (в части выплат из бюджета) осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса. Санкционирование оплаты денежных обязательств подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (Статья 219.2. Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета) .

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ формирование расходов бюджетов независимо от их уровня осуществляется на базе минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг, предоставляемых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет бюджетных средств. Существенным элементом социальных стандартов являются минимальные социальные нормы, дифференцированные по территории.
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:
1)принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
2)заключения РФ договоров (соглашений);
3)предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе: а) субвенций бюджетам субъектов РФ на исполнение расходных обязательств в связи с осуществлением ими отдельных государственных полномочий РФ и б) субвенций бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ.
Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства РФ исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:
1)принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ;
2)осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения;
3)предоставления из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением их отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;
4)осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ.
Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. В случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, расходные обязательства субъекта РФ могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Органы государственной власти субъекта РФ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения;
осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений).
Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев), с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Реестр расходных обязательств РФ ведется в порядке, установленном Правительством РФ. Реестр расходных обязательств субъекта РФ ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.
Реестр расходных обязательств субъекта РФ, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, представляются в Министерство финансов РФ. Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган субъекта РФ.
Реестры расходных обязательств служат одним из оснований при исполнении этих обязательств. Для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году устанавливаются предельные объемы подлежащих расходованию денежных средств, т.е. бюджетные ассигнования.
Бюджетные ассигнования предусматривается направлять на:
1)оказание государственных (муниципальных) услуг (обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений; предоставление субсидий некоммерческим организациям; закупка товаров, выполнение работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд и др.);
2)социальное обеспечение населения (предоставление социальных выплат гражданам либо ассигнования на приобретение товаров, работ, услуг);
3)предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц. Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом (решением) о бюджете с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований;
4)предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности. Ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности предусматриваются в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
5)предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и из местных бюджетов. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: а) категории и (или) критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий; б) цели, условия и порядок предоставления субсидий; в)порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг;
6)предоставление межбюджетных трансфертов (межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ; межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования, называются дотациями);
7)предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
8)обслуживание государственного (муниципального) долга;
9)исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций)– резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций. В расходной части бюджетов бюджетной системы РФ запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) не может превышать 3% от утвержденного законами (решениями) общего объема расходов. Средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно#x2011;восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.
В ходе исполнения бюджета могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, требующие непредусмотренных бюджетом расходов. В Бюджетном кодексе определен порядок решения подобных проблем. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.



Просмотров