Что такое органы местного самоуправления муниципального образования. Понятие местного самоуправления

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Вконтакте

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление , не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические , прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо , однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями . В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:


На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов . Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: , спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.


Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность . Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава


Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы , иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.


Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные .

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.


Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • голосование;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным . Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования


Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.


Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много . Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета , касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.


Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений , устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

Полезное видео


При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Как указывается в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Мест­ное самоуправление - это самостоятельная форма реализации народом сво­ей власти. Его органы не являются структурным подразделением государственного механизма управления (ст. 12 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления неразрывно связаны с государственными органами, и в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, могут наде­ляться отдельными государственными полномочиями, т. е. участвовать в осуществлении государственных функций. Реализация переданных полномо­чий подконтрольна государству.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» систему органов местного самоуправления образует совокупность негосударственных образований, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления.

Итак,органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

К органам местного самоуправления в Российской Федерации относят­ся:

1. Представительные органы местного самоуправления (которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т. п.). Они избираютсягражданами соответствующей территории.

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы насе­ления и принимать от его имени решения, действующие на территории му­ниципального образования.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального образования обладает правом юридического лица.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

В качестве санкции за принятие неконституционных решений предусматривается роспуск представительного органа муниципального образования, т. е. принудительное досрочное прекращение его полномочий. Основанием роспуска является неисполнение представительным органом муниципального образования решения суда об отмене принятого им нормативного правового акта, признанного судом противоречащим (полностью или отдельными положениями) Конституции РФ, федеральным законам, уставу муниципального образования.



Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу регионального закона о его роспуске. Однако этот закон о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня его подачи. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в случае:

Принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определённом уставом муниципального образования;

Вступления в силу решения соответственно Верховного Суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, с том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

Преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечёт досрочное прекращение полномочий его депутатов.

2. Главы муниципальных образований, иные выборные должностные ли­ца местного самоуправления.

Глава муниципального образования – это высшее должностное лицо муниципального образования, наделённое уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2 и более 5 лет.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

Либо избирается на муниципальных выборах представительным органом муниципального образования из своего состава, либо, в случае избрания на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

В случае формирования представительного органа муниципального района исполняет полномочия его председателя;

Не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Глава муниципального образования не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, депутатом законодательных органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности и муниципальные должности. Он не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчётен населению и представительному органу муниципального образования. Свои полномочия осуществляет на постоянной основе.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

Его смерти;

Отставки по собственному желанию;

Отрешения от должности.

3.Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

Их структура и порядок образования предусматривается в уставе му­ниципального образования. К ним можно отнестиисполнительные органы местного самоуправления - местные администрации, которые образуются во всех муниципальных образованиях. Местная администрация состоит из гла­вы администрации, иных должностных лиц администрации, структурных под­разделений администрации.

Общие принципы организации муниципальной службы и основы правово­го положения муниципальных служащих в Российской Федерации устанавли­вает Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»1.

Исполнительные органы муниципального образования осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в целях организации выполнения законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечения законных прав и интересов всего населения в границах муниципального образования.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В неё могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации может быть:

Глава муниципального образования;

Лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Условия контракта для главы местной администрации утверждаются представительным органом в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и региональными законами.

Контрольный орган муниципального образования – новый орган в системе местного самоуправления, который создаётся на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ». В соответствии с уставом муниципальное образование вправе самостоятельно избрать название, а также одну из моделей создания и организации деятельности своего контрольного органа. Законодательством предусматриваются следующие варианты:

Контрольный орган реализует финансово-контрольную функцию представительного органа местно самоуправления и подотчётен ему;

Контрольный орган реализует финансово-контрольную функцию администрации муниципального образования и ей подотчётен;

Контрольный орган является самостоятельным органом местного самоуправления, не находящимся в подчинении ни у одного из муниципальных органов.

Контрольный орган может быть сформирован на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования1.

Значимая роль в системе местного самоуправления отводится органам территориального общественного самоуправления, которые образуются на­селением, проживающим в районе и городе (советы, комитеты микрорайо­нов, жилищных комплексов).

В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование организационной структуры местного самоуправления.

В каждом регионе России, в каждой области, городе, селе есть местное самоуправление. Это местная власть, неподотчетная государству, которая существует для улучшения жизни народа и им избирается. Органы местной власти разделены на исполнительно-организационные и представительные (законодательные).

Органы местного самоуправления есть в каждом регионе, области, городе, селе и т. д. Они не являются государственными, но также обладают властью и полномочиями. Можно сказать, что все вопросы управления определенной единицей страны ложатся на плечи местных властей. Конечно, органы местного самоуправления подчиняются всем государственным законам и Конституции. Однако они имеют право по собственному усмотрению вводить законы конкретного региона.

Понятно, что местные депутаты или главы администраций стоят несравнимо ближе к народу, чем Госдума и президент. Благополучие жителей каждого населенного пункта зависит от местной власти. Поэтому так важно разбираться в устройстве системы местного самоуправления, знать, какие в ней существуют органы, чтобы иметь представление, куда обратиться.

Местные органы решают вопросы благоустройства городских территорий. Даже за асфальт во дворе дома ответственен муниципалитет, в то время как за состояние дома отвечает управляющая компания. Вопросов, которые граждане хотели бы задать местным управленцам, действительно бывает очень много.

Какими органами представлено местное самоуправление

В каждом муниципальном образовании местная власть обязательно включает следующие органы:

1) представительный орган (городская дума), состоящая из депутатов, которых выбирает народ;

2) глава муниципального образования (высшее должностное лицо, которого выбирает народ);

3) исполнительно-распорядительный орган (местная администрация), выполняет распоряжения главы администрации и государственной власти;

4) возможно наличие других местных органов, если об этом говорится в уставе муниципального образования.

Главы думы и администрации являются должностными лицами местного самоуправления. У них есть полномочия принимать решения о том, как будет организована деятельность каждого такого органа, управляющего муниципалитетом. Городская дума формируется из депутатов, за которых на выборах голосует местное население. Таким образом оно непосредственно решает, кому доверить благополучие своей жизни.

За что ответственен представительный орган (дума) власти

Самое, пожалуй, важное, что нужно знать об этом органе - его работа контролируется самим населением, перед населением он должен отчитываться о своей деятельности. Этим местная дума отличается от Государственной, которая подотчетна правительству России.

Городская дума занимается распределением местного бюджета, а также принимает решение о его размере. При этом дума должна руководствоваться тем соображением, что местный бюджет не может быть ниже минимального, установленного государством, но и при слишком завышенной планке суммы могут возникнуть трудности. Дума решает, какие будут муниципальные предприятия, сколько денег они будут брать за свои услуги. Полный перечень полномочий местного представительного органа в каждом конкретном муниципалитете будет свой.

Представительный орган управляет жизнью поселения, опираясь на местный устав. В каждом муниципальном образовании России есть свой устав, в котором прописаны основные законы и порядок местного самоуправления. В этот главный документ региона могут вноситься изменения, касающиеся даже самой структуры органов. Структура органов может быть изменена, если такое решение примет городская дума. Прописан в уставе и может изменяться и срок полномочий местных органов власти. Вступить в силу такое решение может только начиная с нового созыва муниципальной думы.

Что делает местная администрация

Местный исполнительно-распорядительный орган (администрация) формирует ее глава. Его задачей, в первую очередь, становится контроль за соблюдением в муниципальном образовании законов РФ и законов вышестоящих органов субъекта страны, к которому принадлежит (например, город должен подчиняться общим для области законом, утвержденным областными властями).

Председатель ответственен за качественное выполнение тех полномочий, которые в муниципалитет делегировало государство. Он организует работу администрации, ведет статистику подведомственного региона, встречается в приемные часы с населением и многое другое.

Примеры органов местного самоуправления

В разных городах РФ органы местного самоуправления, сохраняя в целом одинаковую структуру, подчас имеют разные названия. Поэтому местным жителям бывает затруднительно определить, что есть что. Попробуем разобраться на конкретных примерах некоторых городов. Возьмем, допустим, Нижний Новгород. Здесь местные власти решили не изобретать велосипед, поэтому представительный орган в древнерусском городе называется Городская дума, а исполнительно-распорядительный - Администрация Нижнего Новгорода.

В другом городе с древней историей, Ярославле, отличились большей оригинальностью. Представительный орган назвали Муниципалитет. То есть горожанин, пытаясь найти городскую думу, может не догадаться, что ярославские депутаты заседают в Муниципалитете. Вообще же это слово является синонимом определения «муниципальное образование».

Принципы местного самоуправления

Если местное самоуправление так самостоятельно, имеет свой устав, который способно подвергать изменениям, то что составляет общие и единые начала для самоуправления во всей стране? Оказывается, наличие общих принципов.



В самом общем смысле самоуправление - это самостоятельное, без вмешательства извне улаживание тем или иным сообществом собственных дел.

Сообщества могут быть территориальными, производственными, научными, студенческими, иными, относительно формализованными коллективами, решения которых принимаются всеми их членами или уполномоченными органами и относительно обязательны для каждого члена данного коллектива.

Согласно ст. 126 Гражданского кодекса РФ муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества , которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности . Государство не отвечает по обязательствам муниципальных образований.

Местное самоуправление осуществляется двояким образом. Во-первых, непосредственно населением путем выборов, референдумов , сходов, собраний и конференций граждан и в других формах прямой демократии . И, во-вторых, через органы местного самоуправления - представительные, исполнительно-распорядительные, контрольные и др.

Местное самоуправление в своей деятельности исходит из интересов населения. В теоретическом плане не должно быть расхождений между интересами демократического, социального, правового государства , для которого человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и интересами местного самоуправления. Однако на практике между органами этого государства и органами местного самоуправления в данной, конкретной ситуации противоречия случаются нередко, поскольку оценка одних и тех же дел разными уровнями власти и управления не может быть одинаковой.

Местное самоуправление при решении вопросов местного значения учитывает исторические и иные традиции. Именно местная власть имеет все возможности принять во внимание в своих решениях огромное разнообразие природно-географической и экономической специфики, уклад жизни людей, их язык, культуру, бытовые и национальные особенности.

Приведенное определение в известной степени корреспондирует эталонному для современного европейского демократического государства определению местного самоуправления, содержащемуся в Европейской хартии местного самоуправления, которая подписана и Российской Федерацией. Под местным самоуправлением здесь понимается право и реальная способность органов местного самоуправления (в более точном, хотя и неофициальном, переводе на русский с английского и французского первоисточников - не "органов местного самоуправления", а "местных сообществ". - В.В.) регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами.

Данные положения не исключают обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.

Это определение не ограничивается правом органов местного самоуправления самостоятельно принимать решения, но указывает на реальную способность это делать. Это весьма важная черта в характеристике местного самоуправления, предполагающая, что о реальном существовании местного самоуправления можно говорить лишь тогда, когда его правовая модель воплощается в жизнь. Данная идея актуальна для оценки современного российского местного самоуправления, эффективности его функционирования.

Россия делает лишь первые шаги на пути, обозначенном различными, подчас весьма привлекательными, по канонам демократии, правовыми, в том числе конституционными, установлениями об организации и деятельности местного самоуправления. Местное самоуправление в нашей стране пока не обладает в полной мере возможностями для реализации этих установлений.

Усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осуществления слились воедино, предпринимаются федеральными и региональными органами государственной власти , а также органами местного самоуправления. Однако цель будет достигнута, когда решение получат многие политические, социально-экономические и культурно-цивилизационные проблемы, выдвинувшиеся перед новой Россией. Надо учитывать, что местное самоуправление в развитых демократических государствах утверждалось в течение не одного столетия. Российскому же самоуправлению в его современном понимании от роду всего несколько лет. И, возможно, пройдет не одно десятилетие, пока оно крепко станет на ноги.

Американский историк Стивен Коэн писал еще на заре перемен в нашей стране, что невозможно "занять" демократию другой страны... Ни одна политическая система ни в одной стране не будет стабильной, если она не рождена в самой этой стране на ее почве как результат развития собственной политической культуры.

Политическая жизнь в России, состояние местного самоуправления доказывают правильность этой мысли. Сейчас вряд ли есть смысл анализировать российскую модель местного самоуправления с точки зрения восприятия ее как "своей", вычислять, что в ней от англосаксонской, французской, немецкой или скандинавской моделей. Остается фактом, что наша модель в своем правовом оформлении немало заимствовала из зарубежного опыта, хотя многие органы муниципальных образований, как бы они ни назывались, по содержанию и стилю своей деятельности до сих пор связаны с традициями, к сожалению, не всегда самым лучшими, местных Советов народных депутатов . Российское местное самоуправление не может быстро оторваться от корней советской системы.

Поэтому так ощутимо кое-где сопротивление местного "материала" новым формам организации власти на местах.

На нынешнем этапе местное самоуправление в России являет собой довольно пеструю картину - по темпам продвижения вперед к конституционной модели устройства местной власти. Наиболее видной общей чертой местного самоуправления, знаменующей сдвиг к утверждению демократической цивилизованной местной власти, является осуществление выборности его важнейших органов, наличие прежде всего выборных представительных органов, наделенных правом решения главных вопросов местной жизни. Во всем другом движение вперед неравномерно в разных регионах, на разных уровнях самоуправления.

Примечательная особенность состояния важнейшего института народовластия заключается в том, что сегодня местное самоуправление выступает как самоуправление его органов (к тому же не всегда оптимально выполняющих свои функции), а не самого населения, как это должно быть по определению. Члены местных сообществ слабо вовлечены в решение самоуправленческих дел. Ими заправляют во многих местах исключительно органы местного самоуправления, связанные с населением через выборы .

Причем наибольших результатов в разных сферах местной жизни - жилищно-коммунальном хозяйстве, жилищном строительстве , благоустройстве, образовании, здравоохранении и других добиваются органы местного самоуправления в крупных и средних городах. Здесь наиболее развита инфраструктура, шире пообъектный состав муниципальной собственности и возможности финансового маневра. В Нижнем Новгороде, Омске, Томске, Иркутске, Челябинске, Свердловске, Саратове и ряде других городов муниципалитеты успешно осваивают новые экономические рычаги управления, умело распоряжаются муниципальной собственностью, используя рыночные отношения и развивая внешнеэкономические связи.

Политико-социальное и функциональное назначение местного самоуправления

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя

Будучи одной из основ конституционного строя, местное самоуправление служит важным устоем жизни нашего общества и государства, закрепленных в Конституции РФ.

В ряду основ конституционного строя местное самоуправление следует рассматривать как фундаментальный институт, в значительной мере определяющий сущностное содержание российского государства как демократического, правового и социального государства . В главе Конституции об основах конституционного строя о местном самоуправлении говорится в связи с осуществлением народом своей власти, формами собственности , в том числе на землю, ролью самоуправления в системе управления обществом. Эти нормы, как и все нормы данной главы Основного закона, имеют особую юридическую силу - законодатель обязан следовать данным нормам при дополнении или изменении остального текста Конституции. Другие нормы Конституции о местном самоуправлении развивают нормы, определяющие местное самоуправление как одну из основ конституционного строя.

Значение местного самоуправления как одной из основ конституционного строя наиболее ярко выражается в том, что оно наряду с другими конституционными институтами воплощает демократические идеи нового российского государства.

В местном самоуправлении заложен огромный демократический потенциал.

Европейская хартия местного самоуправления подчеркивает, что именно на местном уровне наиболее непосредственным образом может быть обеспечено участие граждан в управлении государственными делами.

Демократия не исчерпывается участием граждан в управлении. Это еще и гласность, свобода обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законным образом его учета в актах и действиях соответствующих органов. Местное самоуправление способствует этому.

Демократия - это еще и внутреннее ощущение гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни. Местное самоуправление может гарантировать это, поскольку располагает широчайшим спектром способов и форм приобщения граждан к решению насущных жизненных проблем.

Иногда в реестре услуг прямо указывается их стоимость.

Чаще органы местного самоуправления нормативы стоимости услуг определяют в отдельном документе. В некоторых субъектах Федерации (например, в Московской области) нормативы стоимости предоставления государственных и муниципальных услуг определяются Законом субъекта Федерации, причем действующим только в предстоящем году, а затем обновляемым. Здесь, с одной стороны, устанавливаются расчетные показатели финансового обеспечения услуг за счет средств бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований в расчете на одного жителя Московской области или на единицу измерения при оказании отдельных услуг. Эти нормативы касаются социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, системы дорожно-мостового хозяйства, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также содержания органов местного самоуправления области. Конкретные цифры бюджетов обозначены для муниципальных услуг, связанных с организацией предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (начального общего) образования по основным общеобразовательным программам; предоставлением дополнительного образования; предоставлением общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципальной единицы, отдыха детей в каникулярное время. Речь идет также об услугах по оказанию медицинской помощи, услугах в области культуры, дорожного хозяйства и др. Часть нормативов является общей для всех муниципальных образований, за некоторыми исключениями. Другие расчетные показатели общей стоимости услуг определяются с учетом различных поправочных коэффициентов по методике, утверждаемой законом Московской области в годовом бюджете.

В ряде случаев, когда речь идет об оказании муниципальной услуги, имеющей характер документальной информации, в порядок оказания услуг входит стандарт оказания услуги, который содержит общее описание услуги, органа, предоставляющего услугу, исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения услуги, информацию о сроке оказания услуги и ее платности, способы получения информации о порядке предоставления услуги, в том числе через сеть "Интернет ".

Стандартизация и регламентирование муниципальных услуг предполагает разработку и утверждение муниципалитетом административных регламентов предоставления этих услуг. В регламентах описывается последовательность действий при предоставлении муниципальной услуги, максимальный срок выполнения действия, формы и порядок контроля за совершением действия, способ фиксации результата этого действия, порядок обжалования действия и др.

Кроме того, к позитивным моментам порядка оказания муниципальных услуг относится мониторинг и оценка качества предоставляемых услуг. Они позволяют выявить проблемы в организации предоставления услуг, определить их качество и на этой основе сделать выводы для улучшения всей практики предоставления услуг.

Как это установлено в ряде муниципалитетов, мониторинг и оценка качества предоставления услуг проводятся с помощью социологических опросов, специализированных личных интервью в местах предоставления услуг. Решения органов местного самоуправления в ряде случаев включают содержание актов, которые дают возможность оценить качество инфраструктуры, связанной с предоставлением услуг, удовлетворенность компетентностью и вежливостью, результатами полученной услуги, распространение фактов взимания дополнительной оплаты услуги и т.д.

Системные процедуры оказания муниципальных услуг не получили широкого распространения, но сама тенденция к их все большему внедрению и улучшению, безусловно, заслуживает одобрения. Эти процедуры конкретизируют главные функции местного самоуправления, которые заключаются в обеспечении конституционных прав гражданина, создании достойных условий жизни местных сообществ и каждого их члена. Они поворачивают муниципалитеты лицом к нуждам и потребностям жителей городов и сел. Будучи оформлены решениями органов местного самоуправления, они, конечно, не могут сыграть определяющей роли в решении проблем непосредственного жизнеобеспечения граждан, но их роль не следует преуменьшать. Системное применение процедур оказания муниципальных услуг ясно высвечивает роль органов местного самоуправления как организаторов и поставщиков услуг, в которых нуждается местное население.

Улучшению предоставления услуг может существенно послужить перевод их на систему электронных информационных коммуникаций. Пока эта система в муниципалитетах внедряется очень медленно. Впереди крупные городские муниципальные образования. Например, в г. Перми жители могут записываться в очередь к врачу прямо из дома по Интернету. Таким же способом можно записаться в читальный зал библиотеки, в школы, детские сады. Однако такого опыта пока нет в подавляющем большинстве городских округов и муниципальных районах.

Существенным резервом совершенствования порядка предоставления муниципальных услуг служит объединение группировки их предоставления.

Согласно постановлению Правительства РФ от 3 октября 2009 г. N 796 органам местного самоуправления должны создавать в каждом муниципальном образовании (надо полагать, первым делом в городских округах - крупных или средних по размерам территории и муниципальных районах) многофункциональные центры предоставления муниципальных услуг, т.е. муниципальные учреждения в целях организации централизованного предоставления муниципальных услуг. На базе таких центров должно предоставляться не менее 50% услуг по социальной поддержке населения; регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя: регулирование предпринимательской деятельности.

Центр, обычно, должен располагаться в отдельном здании либо в части отдельно стоящего здания. Помещения центра, предназначенные для работы с заявителями, как правило, находятся на нижних этажах здания и имеют отдельный вход. Муниципальные услуги предоставляются центром разными способами - путем приема и выдачи документов, осуществляемых сотрудниками центра с предварительной передачей документа для исполнения в орган местного самоуправления или в организацию, участвующую в предоставлении муниципальных услуг; путем приема, обработки и выдачи документов (информации), осуществляемых без передачи документов в иные органы и организации с использованием информационных систем органа местного самоуправления или организации, участвующей в предоставлении муниципальных услуг; путем приема, обработки, выдачи документов (информации), осуществляемых в центре сотрудниками органа местного самоуправления или организации, участвующей в предоставлении муниципальных услуг. Для этих сотрудников организуются специальные рабочие места.

Внутренняя политика в РФ реализуется на двух уровнях. Ее осуществляют органы государственного и местного самоуправления. На втором уровне формируются исполнительные структуры муниципального значения. Государственное и местное самоуправление отличаются кругом полномочий, сферами их распространения. Муниципалитеты формируют самостоятельное направление реализации внутренней политики РФ. Они независимы от федеральных структур и неподотчетны им. Рассмотрим далее общие принципы организации местного самоуправления.

Основные сведения

Местная власть и самоуправление выступают в качестве одной из форм выражения волеизъявления населения страны. Оно реализуется на уровне МО - в сельских и городских поселениях, городах или их отдельных районах. Местное самоуправление решает вопросы, касающиеся жизни МО. Причем ключевую роль в этом играют граждане, проживающие в пределах конкретного муниципалитета. Волеизъявление населения выражается на выборах, референдумах, собраниях, и пр.

Какие вопросы решает местное самоуправление?

Конституцией, федеральными, региональными законами, а также Уставами МО определен круг проблем, отнесенных к ведению территориальных структур. Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, следует в первую очередь отметить, что в функции административно-территориальных единиц входят распоряжение, владение и пользование их собственностью. Соответственно, в полномочия территориальных структур входит реализация мероприятий по содержанию и эксплуатации нежилого и жилищного фондов. Они определяют перечень объектов, отнесенных к той или другой категории, категории граждан, которые могут получить их в аренду, пользование или собственность. Муниципальные устанавливают порядок предоставления объектов, а также правила их эксплуатации. При этом нормативные предписания должны соответствовать федеральным законам. В качестве ключевых объектов собственности выступают земля, жилые здания, образовательные, культурные учреждения, предприятия здравоохранения, торговли, промышленности и бытового обслуживания.

Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, необходимо отметить важнейшую обслуживающую функцию уполномоченных структур. В их обязанности входит обеспечение надлежащего состояния коммуникационных сетей. В частности, речь об электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, водоотведении и канализации. Кроме этого, в задачи структур входят дорожное строительство и содержание трасс, связывающих разные населенные пункты в границах конкретного МО. Нельзя не упомянуть и о том, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере благоустройства территории. В задачи структур входят озеленение улиц, содержание садово-паркового хозяйства.

Финансовый контроль

Далеко не многие знают, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере бюджетного обеспечения. Между тем для надлежащей реализации своих полномочий каждое МО должно иметь на это необходимые средства. В качестве источников доходов выступают:

  1. Сборы и налоги, штрафы, часть государственных отчислений, предусмотренных в ФЗ и Уставе.
  2. Поступления от приватизации либо сдачи в аренду имущества.
  3. Отчисления с прибыли промышленных, обслуживающих, торговых и прочих предприятий.
  4. Дотации.

Общая организация местного самоуправления

Структура системы определена в законодательстве формально. В соответствии с ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации состоит из выборных (избираемых непосредственно гражданами) либо образуемых представительным институтом МО структур. Они наделяются собственными полномочиями. Эти территориальные структуры не входят в систему государственных органов. Для них определяется конкретный перечень направлений работы. Местное самоуправление реализуется на территории всей страны. Границы МО изменяются и устанавливаются по законодательству субъектов РФ.

Виды территориальных структур

Выше мы рассмотрели, какие вопросы решает местное самоуправление в целом. Однако в его структуре образуются службы, учреждения и предприятия, которые наделяются полномочиями в конкретных сферах. Органы территориального самоуправления представляют собой уполномоченные институты МО, образованные для реализации административных функций в пределах его границ в целях развития экономики, социально-культурной сферы, обеспечения интересов населения. Среди основных структур следует выделить:


Обязательным считается наличие выборных структур и администрации. Последняя выступает в качестве исполнительно-распорядительного института. Правила создания, круг и срок полномочий, подконтрольность и подотчетность местных органов определяются в Уставе МО. Наименования территориальной администрации и ее главы, представительной структуры устанавливаются региональным законодательством. При этом учитываются культурно-исторические традиции населенного пункта.

Представительная структура

Местное самоуправление включает в себя выборный институт, наделенный правом представлять интересы граждан и принимать от их имени постановления и прочие нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию МО. Представительная структура включает в себя депутатов. Они выбираются гражданами, проживающими на территории МО по принципу всеобщего, прямого, равного, тайного голосования. Структура считается сформированной при избрании не меньше 2/3 от установленного в Уставе общего числа депутатов.

Направления деятельности

В лице представительных структур местное самоуправление решает проблемы, касающиеся:

  1. Принятия Устава МО, внесения в него дополнений/изменений.
  2. Утверждения бюджета и отчетности по его исполнению.
  3. Установления, изменения и отмены сборов и налогов на территории МО.
  4. Принятия программ и планов развития населенного пункта, утверждения отчетов по их реализации.
  5. Определения порядка распоряжения и управления имуществом, составляющим собственность МО.
  6. Контроля реализации территориальными структурами и их должностными лицами своих полномочий.
  7. Порядка принятия решений, связанных с созданием, ликвидацией учреждений и предприятий МО, а также установления тарифов на их услуги.
  8. Определения правил материально-технического обеспечения работы уполномоченных структур.
  9. Участия МО в организациях межмуниципального взаимодействия.

Прочие полномочия представительных структур устанавливаются ФЗ, а также региональными законами и Уставами.

Глава МО

Это высшее муниципалитета. Глава МО наделяется полномочиями Уставом и является подконтрольным населению и представительной структуре. К его ведению относятся проблемы территориального значения, утверждение приказов о назначении служащих в администрацию. В законодательстве предусматривается порядок досрочного прекращения полномочий главы в случае отставки по личному желанию, отзыва избирателями и в ряде иных ситуаций.

Администрация

Местное самоуправление в Российской Федерации может осуществлять отдельные гос. полномочия. Они определяются ФЗ и региональными нормативными актами. Эти полномочия передаются в первую очередь администрации МО. В качестве руководителя может выступать непосредственный глава муниципалитета либо лицо, назначаемое на эту должность по контракту. Он, в свою очередь, заключается по результатам конкурса. Срок полномочий руководителя определяется в Уставе. утверждается представительным территориальным органом. В нее могут входить функциональные (отраслевые) и прочие отделы.

Права территориальных структур

Вопросы, решаемые органами местного самоуправления, зачастую не терпят отлагательств. В этой связи у уполномоченных структур должны быть соответствующие полномочия, позволяющие устранить те или иные проблемы в кратчайшие сроки. Российское местное самоуправление наделяется рядом прав, которые передаются:


В качестве важнейшего направления реализации функций выступает издание обязательных для исполнения нормативных актов. К ним, в частности, относят постановления и решения, содержащие правила поведения граждан и должностных лиц на территории МО. За невыполнение либо нарушение предписаний предусматривается ответственность.

Особенности распоряжения собственностью

В полномочия местного самоуправления входят:

  1. Управление казной МО - единым нераспределенным денежным фондом.
  2. Определение порядка пользования лесов, водных объектов и земельных участков.
  3. Контроль деятельности муниципальных предприятий.

Уполномоченные структуры вправе:


Дополнительно

Правовая основа функционирования местных органов устанавливается Конституцией в ст. 130-133 и 12, ФЗ, региональном законодательстве. В Уставах МО могут предусматриваться различные должности, в том числе главы администрации и представительных структур. Руководитель муниципалитета может избираться населением, проживающим непосредственно на его территории. Глава МО может также выдвигаться представительным органом из состава своих членов. Избранный населением руководитель вправе председательствовать на заседаниях законодательной структуры, если это предусматривается в Уставе. Продолжительность полномочий главы и выборных лиц представительного органа не может составлять менее двух лет.

Ответственность

Территориальные структуры подконтрольны в первую очередь населению. Они также несут ответственность перед государством в порядке, установленном в законодательстве. Она наступает по решению соответствующей судебной инстанции при нарушении уполномоченной структурой положений Конституции, ФЗ, региональных нормативных актов или Устава МО. Должностные лица привлекаются к ответственности и в случае неисполнения ими либо ненадлежащего исполнения отдельных гос. полномочий. Глава региона вправе издать нормативный акт о снятии с поста главы МО в порядке, определенном законодательством. Это допускается при выявлении нарушений в работе должностного лица по результатам проверки. Период, в который он утверждается, не может быть меньше 1 мес. с даты вступления в действие последнего судебного решения, выступающего в качестве основания для его принятия. Надзор за исполнением положений Конституции и законодательных актов территориальными структурами и их служащими осуществляется прокуратурой и прочими уполномоченными федеральными органами. В нормах предусматривается возможность обжалования действий/бездействий, постановлений и иных юридических документов, изданных территориальными структурами.

Заключение

Местное самоуправление выступает в качестве связующего звена между населением и государством. Ключевой задачей территориальных структур выступает обеспечение благоприятных условий для населения, проживающего на территории МО. Для ее реализации местные органы наделяются соответствующими полномочиями. Вместе с этим территориальные структуры несут ответственность в первую очередь перед гражданами.



Просмотров