Что такое миграция населения ъ. Виды миграционных движений. Трактовка понятия «миграция». Виды миграций

от лат. "мигро" - перемещаюсь, переселяюсь) - перемещения групп населения на большие расстояния. В археологии различают длительные, постепенные М. (напр., перемещения раннепалеолитического человека в Евразию) и относительно быстрые, собственно М. Первой крупной М. было расселение человека из внеледниковых территорий в области, которые ранее были заняты ледником. Она была вызвана резкими изменениями температуры на Земле, которые привели к таянию ледника и крупной засухе (см. экологические кризисы) в местах, где в основном концентрировалось население Евразии в период ледниковья.

Как показали раскопки, несколько ранее, в палеолите, человек не только заселил районы Крайнего С. нашей страны, но и из Сибири, через Берингов пролив, проник уже в С. Америку, заселил весь Американский материк и позднее из Ю. Америки через океан на плотах прошел на острова Океании и Полинезии.

Ученые долго не могли понять, как это люди каменного века, не имея даже лодок, попали на острова, удаленные от материка на тыс. км. Эту проблему попытался разрешить норвежский ученый Тур Хейердал. С помощью лиан он связал плот из бальзовых деревьев и со своими товарищами отправился на нем в океан, рассчитывая, что ветер и течение принесут его к затерянным в океане островам. Это было опасное путешествие. Плавание длилось 104 дня, и, наконец, ученые попали на острова Тихого океана. Так был установлен один из способов передвижения первобытных людей.

Переселения совершались и в более поздние времена. Напр., на з. берегу Норвегии условия жизни более благоприятны, чем в безлесной Исландии, однако, несмотря на это, уже с конца IX в. начинается переселение в Исландию норвежцев. Успевшие испытать всю трудность борьбы за существование.

суровом климате с., они предпочли борьбу с еще более суровой и негостеприимной природой скученности жизни на территории своей родины.

Потомки их пошли еще дальше и отважились проникнуть на в. берег Гренландии, климатические условия которой были очень тяжелые. Следует отметить, что в начале мезолита климат на территории нашей Родины был близок к теперешнему климату Исландии и Гренландии. Мезолитические охотники не задерживались долго на одном месте. Поэтому так трудно найти стоянки этого времени. Они обычно имеют небольшие размеры и при раскопках содержат меньше находок, чем стоянки охотников на мамонта палеолита. В XIX в. такие стоянки еще не были открыты, и потому-то ученые даже думали, что Европа, покинутая охотниками на мамонтов и с. оленей, оставалась несколько тыс. лет необитаемой (до прихода сюда земледельцев и скотоводов). Раскопки последних лет и выявление мезолитических стоянок показывают, что, наоборот, в это время происходит заселение всей территории С. Европы.

Поиски пищи стали более активными и разнообразными: охотились на большое число животных, более усердно собирали и растительную пищу. В связи с тем что уровень океана поднимался и заливал сушу, больше внимания было уделено берегу моря как источнику пищи. Только далеко на с. послеледниковое потепление принесло, несомненно, благоприятные перемены. Сокращение ледника и подъем суши, освобожденной от тяжелого льда, позволили заселить берега с.

морей. Следы поселений появились на Британских островах. На побережье моря следы поселений прерывались, т.е. одна кратковременная стоянка охотников отделена от другой территорией совершенно необитаемой, причем эти поселения полностью совпадают с атлантическими и арктическими берегами Финляндии и тянутся на 2 тыс. км вплоть до Белого моря. Селились только на берегу, не проникая в глубь материка. Все это можно объяснить только одним - заселение берегов моря шло в условиях движения по морю людей, привыкших к морской охоте и ловле рыбы. Особую роль в эту эпоху приобретает освоение рек и озер.

Здесь, в особенности на озерах, закладываются основы для оседлых поселений неолитического времени, главным занятием жителей которых было рыболовство.

Позднее, также из-за экологического кризиса, происходили М. в Ю.

Двуречье (в VI-VII тыс. до н.э.), арийских племен в С. Индию (IV-II тыс. до н.э.), "народов моря" (ок. XII в. до н.э.), кельтов в 3. и Ю.-В. Европу (I тыс. до н.э.), греч. колонизация (VIII-VII вв. до н.э.), были "великие переселения народов" - германских, славянских и других племен (в IV-VII вв.), болгаров и угров на Дунай и Балканы (VII-IX вв.), арабские завоевания (VII-VIII вв.), монгольские (в XIII в.) и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МИГРАЦИИ

миграции населения (от лат. migro - перемещаюсь, переселяюсь),- перемещения групп населения на значит. расстояния. На различных этапах истории человечества вызывались разными причинами и носили разнообразный характер. М. играли важную роль в заселении континентов и стран мира и в формировании состава их жителей. Уже в эпоху раннего палеолита люди расселились по континентам Старого Света. Отступление ледника позволило человеку проникнуть в Сев. р-ны Евразийского материка. К ранним М. относится также проникновение человека из Сев.-Вост. Азии в Америку и из Юго-Вост. Азии в Австралию. Процесс расселения носил в это время характер постепенного освоения отдельными первобытнообщинными коллективами новых, ранее необитаемых территорий. Крупные М. происходили в период разложения первобытнообщинного строя и становления клас. общества. Крупнейшими из этих М. были: переселение семитских народов в Двуречье (3-е тыс. до н. э.), арийских племен в Сев. Индию (по-видимому, между 4-м и 2-м тыс.), "народов моря" (в числе к-рых были и предки греков) в Вост. Средиземноморье (ок. 12 в. до н. э.), расселение кельтов по Зап. и Юго-Вост. Европе (2-я пол. 1-го тысячелетия до н. э.). Крупнейшие М. 1-го тыс. н. э.: переселение герм., слав. и др. племен - т. н. Великое переселение народов (4-7 вв.), морские М. норманнов (конец 8 - нач. 11 вв.), "аспаруховых болгар" на Балканский п-ов (7 в.), угров-мадьяр на Ср. Дунай (9 в.), расселение арабов по странам Бл. Востока и Сев. Африки в результате арабских завоеваний (7-8 вв.), сопровождавшееся ассимиляцией местного населения. Центром распространения мн. миграционных волн в древности и в средние века была Центр. Азия, скотоводческие племена к-рой длит. время сохраняли кочевой образ жизни (см. Кочевничество), - напр. передвижения гуннов (хунну) на рубеже древности и средневековья, позднее монгольские завоевания 13 в., переселения тюркских племен и т. д. Из М. в Африке одним из наиб. значит. было продвижение предков банту из стран Экваториальной Африки в Вост. и Юж. Африку в 1-м тыс. н. э., в Америке - М. индейцев. М. этого периода происходили чаще всего в уже заселенные земли, сопровождаясь сложным процессом взаимодействия местного и пришлого населения - воен. столкновениями, завоеваниями, иногда разрушением одних и образованием других гос-в, формированием новых народов. Если складывающийся в результате М. антропологич. тип определялся гл. обр. первоначальным количественным соотношением компонентов, то на судьбы яз. и культуры мигрантов воздействовали более разнообразные факторы: уровень обществ. развития пришлого и местного населения, создающиеся между ними политич. взаимоотношения, тип х-ва и т. д. Мн. бурж. ученые склонны объяснять появление и распространение новых элементов культуры прежде всего М. Марксистская наука не отрицает важной роли М. в ист. процессе (хотя в 30-40-е гг. она недооценивалась). Однако сходство элементов культуры далеко не всегда связано с М., a может быть результатом сходных стадий в социально-экономич. развитии народов. Напротив, сходства и изменения в антропологич. типе, смена языков, как правило, предполагают имевшие место М. Ранние М. были связаны с определенными формами х-ва, соответствовавшими низкому уровню производит. сил (собирательство, охота, кочевое скотоводство, примитивные формы земледелия - переложная система) и сопровождавшимися относит. перенаселением; именно оно в первую очередь вынуждало избыточное население "...совершать те полные опасностей великие переселения, которые положили начало образованию народов древней и современной Европы" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 568). На эти естеств. причины в процессе разложения родоплеменного строя и зарождения клас. общества "накладывались" причины социального характера (разорение части соплеменников и др.). М. этого времени представляли собой, как правило, необратимые передвижения целых этнич. коллективов, сохранявших в процессе М. свои обществ. связи и структуру. Такого рода М. (иногда выделяемые как М. в узком, собств. смысле слова) в период развитого клас. общества прекращаются. Вынужденная эмиграция при рабовладельч. строе, вызывавшаяся относит. перенаселением, принимала форму основания колоний (см. Колонии античные, Колонизация). При капитализме М. происходят под влиянием экономич. неустойчивости, безработицы, разорения мелких производителей, а также по политич. и религ. мотивам (напр., М. из Европы в Америку в 16-18 вв.); М. из стран Европы сопровождался иногда и захват колоний (напр., M. испанцев и португальцев в страны Лат. Америки, М. французов в Сев. Африку, голландцев, позднее англичан - в Юж. Африку и др.). Маркс указал на принципиальное отличие докапиталистич. М. от М. эпохи капитализма в ст. "Вынужденная эмиграция": если ранние М. вызывались недостаточным развитием производит. сил, давлением "...избытка населения на производительные силы...", то в условиях капитализма "не народонаселение давит на производительные силы, а последние давят на народонаселение" (там же). Гл. причиной М. становится переселение в поисках работы из одного р-на в др., из деревни в город и за пределы страны. В 19 в. гл. миграционный поток, помимо М. из деревни в город, шел из европ. стран в Америку (гл. обр. в США и Канаду), отчасти в Австралию. Всего с нач. 19 в. до 1914 из Европы выехало св. 50 млн. чел. (из них ок. 1/3 вернулось). Эти М. были связаны гл. обр. с бурным развитием капитализма, возникновением явлений относит. перенаселения, разорением мелких крестьян и ремесленников и появлением армии безработных. До 70-х гг. 19 в. осн. массу переселенцев составляли выходцы из Зап. и Сев. Европы, с конца 19 в. - из стран "новой эмиграции" (Италия, Австро-Венгрия, Россия и др.). После отмены крепостного права развернулось переселенчество в России (за 1861-1914 в Сибирь и др. азиат. р-ны переселилось св. 5 млн. чел.). С 1918 по 1939 из Европы за океан выселилось ок. 9 млн. чел. (ок. половины - в США), в 1946-57 - ок. 5,4 млн., в 1957-61 - еще ок. 1,5 млн. (более всего из Италии, Испании). В последующие годы эмиграц. поток из Европы за океан сокращается. Значит. М. связаны с событиями 1-й и 2-й мировых войн, с политич. событиями послевоен. лет (раздел Индии, образование гос-ва Израиль и др.). М. внутри СССР связаны преим. с индустриализацией, с пром. и с.-х. освоением новых р-нов, носят в известной мере организованный характер, преследуя цели более рационального размещения производит. сил, широкого освоения природных богатств слабозаселенных р-нов страны. Лит.: Маркс К., Вынужденная эмиграция, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,2 изд., т. 8; Население мира, М., 1965 (глава М. населения); Плетнев Э. П., Междунар. М. рабочей силы, М., 1962; Переведенцев В. И., Совр. М. населения Зап. Сибири, Новосибирск, 1965; Migrations, в кн.: Encyclopaedia of the Social sciences, (v. 9-10), N. Y., p. 420-441 (приводится большая лит.). См. также лит. при ст. Народонаселение, Колонизация, а также при ст. о крупных М. (Великое переселение народов и др.). С. А. Арутюнов, Москва.

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Заочный факультет

(дистанционная форма обучения)

Экономика и социология труда

Контрольная работа №1

1. Миграция населения: понятие и виды.

Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграции населения.являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции населения. сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции населения. имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. Прикладное значение имеют исследования миграции населения. для целей общеэкономического и регионального планирования, использования трудовых ресурсов.

Положительным моментом в миграции является расселение народов: определенная численность и плотность населения - необходимые предпосылки для развития каждой страны. Хотя нельзя преувеличивать роль плотности населения и устанавливать прямую связь между нею и уровнем социально-экономического развития. Наконец, некоторые государства (США, Австралия, Канада, Израиль) практически созданы мигрантами.

В наше время миграционные процессы в мире довольно интенсивны, хотя многие страны и вводят ограничения на въезд.

В переводе с латинского migratio означает перемещение, переселение. Миграцию населения рассматривают в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграция населения представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле означает “переселение”. Миграция населения в широком значении слова - любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

Виды миграций.

Миграция населения в широком смысле охватывает четыре вида перемещений: безвозвратные, маятниковые, эпизодические, сезонные. Перечисленные виды специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует самые разные цели.

Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией населения в строгом значении слова, т.е. перемещение населения, которое ведёт к его территориальному перераспределению. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: Во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства. Они в большинстве своём имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отраслей с сезонным характером производства.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населённых пунктах, и их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде. Статистика ООН признаёт мигрантами лиц, проживающих на новом месте более 6 мес. Иногда к миграциям населения относят туризм, курортные поездки, паломничество и др., что, однако, неправильно, ибо здесь нет смены места жительства.

Миграция населения увеличивает качественно и количественно трудовые ресурсы тех поселений, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. Маятниковая миграция населения создаёт условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Эпизодические миграции населения представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодических миграций населения весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграций превосходит все остальные. От сезонных миграций эпизодические не отличаются ни своей продолжительностью, ни целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми.

Все виды миграций населения тесно взаимосвязаны. Для населения, участвующего в перемещениях, один вид миграции населения может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграция населения порой бывают предшественниками безвозвратной миграции населения, так как они создают условия (в первую очередь - информационные) для выбора постоянного места жительства.

Каждый из названных видов миграции населения может рассматриваться двояко: как межтерриториальное и межпоселенное перемещение.

В межтерриториальных миграциях населения обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские, внутри- и межрайонные. В меж поселенных миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т.е. между городами и посёлками городского типа; внутри сельской местности, т.е. между сельскими поселениями, а также между сельскими и городскими поселениями, причём в одном случае это сельско-городское миграционное движение, а в другом - городско-сельское. Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией. По данным Всесоюзного выборочного обследования населения 1985 г., основными направлениями миграции в СССР были переезды из сёл в города (40%) и из городов в города (34%). Переезды из одной сельской местности в другую составили 19%, а из города в село - 7%.

миграция преступность криминологический борьба

Миграция -- это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Такое перемещение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция).

В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, национального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер. Миграционные процессы, если они крупномасштабны, имеют существенные последствия для государства, а поэтому всегда находятся в центре внимания не только миграционных служб, но и социальных работников.

Мигранты -- это люди, которые в большей или меньшей степени попадают в ситуацию маргинализации в силу потери своих «территориальных корней».

Привязанность к определенному местопребыванию оказывает влияние на соматическое и психическое здоровье человека, его этику, чувство хозяина, восприятие природы, а также внутреннего пространства (чувство дома).

У человека возникают многие потребности и естественно-антропологические права. Среди последних право на жилье, определение этнической принадлежности, право на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право обеспечения на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Всеобщая Декларация прав человека

Приведенная цитата из Всеобщей Декларации прав человека как раз и характеризует естественно-антропологические, или, как их чаще недостаточно точно называют, социальные, права. И все они в немалой степени реализуются благодаря наличию такого условия, как территориальность, т. е. возможность оседлого проживания в определенном месте, в кругу близких людей, определенном жилище.

Для мигрантов, таким образом, характерно добровольное или вынужденное изменение (потеря) прежней территориальности, что влечет за собой, как правило, временное или постоянное «поражение» многих из перечисленных, а также ряда других прав. Эти изменения болезненно оборачиваются для физического и психологического здоровья, духовности (чувства достоинства), профессиональной активности (трудоустройства по специальности) вынужденных мигрантов.

Основные виды миграций:

по направлению миграций: внутренние (внутри одной страны) и внешние миграции (переселение в другую страну). При этом различаются эмиграция -- выезд из страны и иммиграция -- въезд в страну.

по характеру: добровольные и принудительные,

по продолжительности: постоянные и временные,

по территориальному охвату: межконтинентальные и внутриконтинентальные.

Причин, заставляющих людей перемещаться, довольно много: экономические, политические, семейно-бытовые, религиозные.

В соответствии с этим понятием основными формами миграции являются:

  • · стационарная, когда люди переселяются на новое место жительства на постоянной основе, получают прописку, устраиваются на работу и т. д.;
  • · сезонная, связанная с временным переездом для выполнения конкретных народнохозяйственных задач (различные промыслы: рыбные, старательские и т. п.);
  • · маятниковая, когда люди совершают ежедневные переезды от места работы к месту жительства и обратно;
  • · эпизодическая, связанная с временной переменой места жительства на период, зависящий от целей приезда (командировки, туристические поездки, посещение родных и близких, поездки для отдыха и другие личные цели).

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Когда говорят о преступности мигрантов, то имеют в виду всю совокупность преступлений, совершаемых мигрантами. Специфика таких преступлений определяется особенностями самих групп мигрантов и их положения в обществе.

По мнению большинства демографов (повторюсь), миграция - процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

До недавнего времени миграция выступала как преимущественно позитивное явление, способствующее развитию и расширению производства, культурному обмену и т. д. В настоящий период она, стимулируемая в ряде регионов политикой дискриминации русских и других некоренных этносов, приобрела характер вынужденных переселений. По данным Федеральной миграционной службы России, в середине 90-х годов каждый четвертый мигрант являлся беженцем или вынужденным переселенцем. При этом большое число мигрантов прибывали на новое место жительства без официальной регистрации.

Неблагоприятные формы массовых вынужденных миграций связаны с тем, что лица, вытесняемые с мест постоянного жительства межнациональной напряженностью, переходящей в некоторых регионах в открытые конфликты, вынуждены покидать жилье, оставляя и большую часть нажитого имущества. П.Каныгин В.И., Кузнецов А.П. Миграционные процессы и преступность: криминологический анализ.

Значительные потоки мигрантов оказывают существенное влияние на криминологическую ситуацию соответствующих регионов, создают дополнительные трудности для оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов. В этих условиях особое криминологическое значение приобретает проблема приезжих.

Криминологи всегда выделяют контингенты преступников-приезжих - лиц, совершивших преступления не по месту жительства. Их выделение осуществляется с помощью сопоставления двух критериев - места совершения преступления и места постоянного проживания преступника. При их несовпадении лицо, совершившее преступление не на своей территории, относится к категории преступников-приезжих. Хотя все они - мигранты, но не все мигранты относятся к категории приезжих, так как значительная часть стационарных мигрантов-переселенцев, получивших жилье и прописку, по формально-юридическому подходу уже относятся к местным жителям.

Преступность мигрантов характеризуется высокой латентностью. Она фиксируется именно как преступность мигрантов только в случае раскрытия преступлений и обнаружения виновных лиц, то есть после того, как устанавливается, что виновный - мигрант. Однако криминалистами всегда отмечалась значительная сложность выявления и раскрытия совершаемых приезжими преступлений, именно приезжими, так как осевшие в каком-то месте и прожившие там определенное время мигранты: во-первых, ассимилируются, включаются в те отношения и образ жизни, которые имеют место на данной территории, во-вторых, бывают уже достаточно изучены в криминологическом аспекте (известны факты и направленность их противоправных деяний, криминогенные связи и т. п.).

Вклад мигрантов в преступность разных регионов различен. Он определяется прежде всего масштабами самого потока приезжих, который, как правило, тем выше, чем крупнее населенный пункт. Сверхкрупные города с их широким спектром возможностей всегда были наиболее привлекательны для приезжих. В Москве, например, доля приезжих среди всех преступников достигает почти 1/3.

Массив мигрантов неоднороден по своему составу, по мотивации и целям приезда, длительности пребывания, демографическим, этническим, социальным характеристикам. Следовательно, различны и направления воздействия различных групп мигрантов на криминологическую ситуацию. Это свидетельствует о необходимости выделения среди мигрантов отдельных групп, различающихся по ряду существенных признаков, а именно:

граждане данного государства;

иностранные граждане и подданные;

лица без гражданства.

В числе иностранцев и лиц без гражданства криминологами отдельно изучаются: а) традиционно иностранные граждане и подданные и б) те, которые стали таковыми сравнительно недавно вследствие распада, трансформаций государства или ряда государств.

Криминологами фиксируются не столько количественные особенности преступности мигрантов, сколько качественные. Для мигрантов, особенно приезжих, характерно совершение преступлений, требующих высокого криминального профессионализма и организованности. Этим особенно отличается преступность иностранцев и лиц без гражданства. Так, в России в 1995 году общая доля иностранцев и лиц без гражданства в числе преступников составляла 2%. Но в числе выявленных участников банд их было более 8%, нарушителей правил о валютных операциях - 8%, фальшивомонетчиков - 7,8%, мошенников - 10%, участников преступлений, связанных с производством и оборотом наркотиков, - 5,2%, лиц, совершавших разбои, - 4%. При этом их доля значительно ниже средней в числе воров, лиц, совершивших умышленные тяжкие телесные повреждения, хулиганов и ряда других категорий преступников, чья антиобщественная деятельность в меньшей мере связана с организованностью и профессионализмом. Среди иностранцев весьма высок уровень организованной преступности. Удельный вес преступлений такого рода составляет 65-70%.

Весьма сходен с этим и характер преступности мигрантов, являющихся гражданами РФ. Он объясняется увеличением числа преступников-"гастролеров", лиц, не занятых общественно полезным трудом, не имеющих постоянных легальных источников доходов, рецидивистов. Для них преступная деятельность зачастую становится основным средством существования. Их доля в России в середине 90-х годов также была значительно выше средней (8%), а в числе бандитов - 27%, мошенников - 20%, фальшивомонетчиков - 19%, участников наркопреступлений - 13%.

Судя по данным криминологических исследований в России, от иностранцев преступники-приезжие - граждане РФ отличаются, во-первых, более высокой долей участия в совершении тяжких преступлений (8%), в том числе убийств (11%), распространения оружия (12%), и, во-вторых, более ярко выраженной корыстной ориентацией, о чем свидетельствует их высокая доля в числе грабителей (11%), вымогателей (10%), субъектов разбоя (15%), лиц, занимающихся незаконной торговой деятельностью (14%). При этом доля приезжих граждан РФ, так же как и иностранцев, была ниже в числе воров (7,5%), хулиганов (5%), лиц, виновных в умышленных тяжких телесных повреждениях (7%), и некоторых иных преступлениях.

Негативные последствия миграционных процессов сказываются на росте численности лиц, не имеющих определенного места жительства.

С ростом количества таких лиц возрастает и доля их в числе преступников. Хотя для них в меньшей степени, чем для других категорий мигрантов, характерны организованность и профессионализм преступной деятельности, однако в общем числе преступников их доля тем выше, чем выше степень тяжести совершаемых преступлений, уровень применяемого насилия. В числе преступников, использующих в своей антиобщественной деятельности организованность и профессионализм, доля лиц без определенного места жительства, как правило, значительно ниже. Их преступность чаще носит примитивный характер и направлена на удовлетворение сиюминутной потребности в алкоголе, добычу легкой наживы и т.п.

Преступники без определенного места жительства, так называемые бомжи, - это особая категория мигрантов, около 60% которых ранее судимы, большинство злоупотребляют алкоголем или являются хроническими алкоголиками; многие страдают серьезными соматическими и психическими заболеваниями. Налицо глубокая социальная, нравственно-правовая и психологическая деградация личности. Поэтому сам факт существования такой категории лиц представляет значительную угрозу безопасности и здоровью населения. Кроме того, само наличие и увеличивающаяся численность лиц, утративших место жительства, являются весьма значимым индикатором, свидетельствующим об ухудшении социальной и криминологической ситуации в стране.

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С МИГРАЦИЕЙ

Преступность приезжих детерминируется всем комплексом обстоятельств, обусловливающих сохранение преступности в стране. Этим же обстоятельствам принадлежит ведущее, базовое место и в причинном комплексе данной преступности. Они являются как бы фундаментом указанного комплекса, на который наслаиваются и с которым взаимодействуют специфические обстоятельства, возникающие у мигрантов, особенности их положения, жизнедеятельности.

Итак, назовем три линии детерминации преступности приезжих:

  • · во-первых, комплекс причин и условий, влиявших на формирование личности до возникновения проблемной жизненной ситуации, обусловившей факт миграции;
  • · во-вторых, причины и условия, действовавшие в проблемной жизненной ситуации, зачастую определяющие факт и цели миграции;
  • · в-третьих, комплекс обстоятельств, оказывающих влияние на мигрантов после их приезда в тот или иной населенный пункт.

Специальные исследования преступности мигрантов дают новые яркие подтверждения тому, что неблагополучие в экономической, политической, социальной и духовной сферах приводит к неразрешимым противоречиям, проблемам и конфликтным ситуациям, стимулирующим рост уровня криминализации общества. Среди населения возникают и ширятся слои, живущие за чертой бедности, бездомные, безработные, разочарованные в защищаемых законом ценностях и готовые на любые, в том числе антиобщественные, способы обеспечения своих потребностей, оказывающиеся в острых стрессовых ситуациях и испытывающие разные психологические воздействия, например, алкоголя, наркотиков и т. п.

В ряду неблагоприятных последствий экономического и политического кризиса стоит и вынужденная миграция населения, несущая с собой целый ряд негативных факторов, вплоть до потери части генофонда нации.

В России Федеральная миграционная служба регистрировала к середине 90-х годов в качестве беженцев и вынужденных переселенцев ежегодно около 200 тыс. человек.

Вынужденные миграции чаще всего связаны с утратой мигрантами своего прежнего социального статуса, потерей жилья, работы. В местах прибытия наиболее острыми для них являются проблемы жилья, трудоустройства. Последняя особенно обострилась в условиях безработицы. Такие миграции резко отличаются от вызванных производственной необходимостью организованных переселений, например, в регионы страны, испытывающие недостаток в трудовых ресурсах. В последних случаях мигранту, как правило, гарантировались место работы, зарплата и жилье. В отличие от них беженцы и вынужденные переселенцы, уже понесшие значительные экономические и социальные потери, в местах своего переселения тоже оказываются в худших условиях, что весьма осложняет процесс их адаптации.

Эти внешние факторы социальной среды взаимодействуют с характеристиками самих вынужденных мигрантов. Почти все они находятся в психологическом состоянии стресса. Как отмечала Федеральная миграционная служба России, даже среди тех, кто преодолел все сложности и благополучно устроился на новом месте, около 70% сохраняют ощущение психологической травмы.

По этим объективным и субъективным причинам мигранты являются наиболее уязвимым объектом для всякого рода негативных влияний, и если сами и не совершают преступлений, то легко становятся их жертвами.

Нельзя игнорировать то обстоятельство, что массовое прибытие вынужденных мигрантов в первое время ухудшает и условия жизни коренного населения, обостряя социальные конфликты между местными жителями и приезжими. В местах своей концентрации мигранты осложняют жилищную ситуацию, проблему безработицы, повышают нагрузку на всю инфраструктуру соответствующего региона, что затрудняет работу транспорта, предприятий бытового обслуживания и других отраслей хозяйства. Например, мэры ряда городов России, принимавшие каждый год от 1 до 2 тыс. беженцев, затрачивали на устройство таких лиц средства бюджета, вынуждая тем самым сокращать жилищное и другое строительство. Неудивительно, что, по данным опроса жителей 13 регионов России, каждый десятый высказался вообще против приема мигрантов и каждый второй - против приема мигрантов некоренной национальности.

В связи с этим возникает и проблема вторичных миграций - движения беженцев и вынужденных мигрантов, не сумевших устроиться по первому месту прибытия. Все это обостряет ситуацию, повышает уровень социальной напряженности и конфликтности в обществе, способствует росту криминогенности как мигрантов, так и коренного населения. Так, противоречия и конфликты мигрантов с местными жителями стимулируют объединение и тех и других по национальному, земляческому и иным признакам, что способствует межгрупповым конфликтам, возникновению специфических криминальных формирований, разного рода конфликтам, разрешаемым в преступных формах.

Вместе с тем даже самые неблагоприятные условия, в которые может попасть мигрант после приезда, не влекут с неизбежностью его противоправного поведения. Существенны устойчивые личностные характеристики человека, сформированные прежними условиями жизни. Следовательно, специфика причин и условий преступности приезжих заключается не столько в социальных условиях и социальной среде, в которую они попадают после приезда, сколько во взаимодействии трех выделенных ранее линий детерминации, а также в том, как они проявляются у разных категорий мигрантов. В одних случаях определяющей оказывается первая линия детерминации (например, у маятниковых мигрантов, преступников-"гастролеров" и других лиц, прибывших с криминальными намерениями). В других случаях острые проблемные ситуации до и после приезда усугубляют друг друга, как, например, у беженцев, вынужденных мигрантов, у лиц, ранее судимых, утративших нормальные социальные позиции, жилье, социально полезные связи, у лиц, не имеющих определенного места жительства, постоянных источников дохода. В тех же случаях, когда мигрируют лица с социально одобряемыми целями, связанными, например, с работой, командировками или туризмом, отдыхом, лечением, главной детерминантой их антиобщественного поведения может оказаться проблемная ситуация, складывающаяся у названных лиц после их приезда.

Заслуживает внимания так называемая коммерческая миграция. К середине 90-х годов в России в нее включалось до 10 млн. человек в год. Предпринимательские интересы граждан России приводили к увеличению потоков таких мигрантов. Это также связано с участием страны в международной рыночной системе, получением иностранных инвестиций, программами сокращения безработицы, стимулирования производства и увеличения налоговой базы. Таким образом, среди приезжих увеличивается и доля иностранных граждан.

Преступность мигрантов увеличивается и в условиях, когда на территории страны оказывается все больше иностранцев, бегущих из стран с террористическими режимами, охваченных войнами, социальными потрясениями, а также из отсталых стран, с более низким жизненным уровнем населения.

Россия в соответствии со ст. 63 Конституции РФ и нормами международного права предоставляет многим из таких лиц политическое убежище. Кроме того, ее территория используется для транзита из азиатских в европейские государства. Фиксировался рост числа иностранцев, незаконно проживающих без документов, с просроченными визами, различных скитальцев из Сомали, Афганистана, Турции, Вьетнама, Китая, Индии и т. д. Беспорядочный, конспиративный, бесконтрольный поток таких мигрантов, зачастую нарушающих правила въезда, представляет серьезную криминологическую проблему.

В детерминации преступности мигрантов весомы роли конкретной ситуации, в которой они оказываются после приезда, а также отсутствие четкой системы учета и регистрации иностранцев с момента пересечения ими государственной границы и контроля за передвижением по стране.

Указанные категории иностранных граждан, не имея жилья и средств к существованию, объединяясь в криминальные группы по национальному, интернациональному принципу, вносят нередко заметный вклад в развитие транснациональной преступности. При этом развиваются такие опасные виды преступности, как незаконный вывоз рабочей силы, продажа женщин в сексуальное рабство, подделка документов на въезд и выезд, торговля детьми, контрабанда, взятие заложников, похищение людей и др.

Обстоятельства объективного и субъективного характера, возникающие у мигрантов после приезда, определяют третью линию детерминации, которая прежде всего связана с проблемой их адаптации в новых условиях. Она осложняется практически полным отсутствием социального контроля и социальной помощи таким лицам. Довольно типичным примером является положение транзитных пассажиров, которым трудно, особенно при отсутствии достаточных средств, нормально устроиться, и порой по нескольку ночей приходится ночевать на вокзалах, что существенно повышает степень их виктимности и вероятности возникновения криминогенных ситуаций. О третьей линии детерминации преступности мигрантов позволяют судить: 1) характеристики временного места жительства и возможности жилищно-бытового устройства разных контингентов приезжих; 2) материальные возможности удовлетворения потребностей, возникающих в период временного проживания; 3) характеристики ближайшего окружения, микросреды, в которой проводится большая часть времени; характер деятельности приезжего в городе.

Сложность анализа причин и условий, способствующих преступности приезжих, заключается главным образом в неоднородности их массива. Следовательно, надо уметь видеть в нем различные категории приезжих и связанные с ними наиболее типичные ситуации, возникающие у них после приезда. Так, лица, командированные для исполнения служебных обязанностей, приехавшие с коммерческими, творческими и иными аналогичными целями, оказываются, как правило, совершенно в иной ситуации, чем лица, прибывшие после отбытия наказания и утратившие жилье, пытающиеся восстановить свои жилищные права, или преступники-"гастролеры", прибывшие с криминальными целями.

Ситуации, возникающие у организованных туристов, лиц, приехавших с целью навестить близких родственников, трудно сравнить с ситуациями транзитных пассажиров, ищущих возможности устроиться на одни-трое суток до переезда по месту назначения, или тем более бродяг, не имеющих определенного места жительства, и т. д

ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ, СВЯЗАННОЙ С МИГРАЦИЕЙ

Сложности борьбы с преступностью приезжих определяются прежде всего разнородностью контингента мигрантов. С одной стороны, общие меры безопасности населения, применяемые повсеместно, призваны обеспечить правопорядок, охрану прав и законных интересов любых граждан, находящихся на территории страны. Поэтому чем выше уровень безопасности населения, тем соответственно выше и уровень защищенности приезжих, иностранцев и других подобных лиц. С другой стороны, интересы борьбы с преступностью и ее профилактики требуют специфических подходов к разным контингентам населения, в том числе к мигрантам.

При этом, поскольку на криминологическую ситуацию влияют количественные и качественные параметры потока приезжих, постольку интересы охраны правопорядка предполагают как сокращение по возможности или оптимизацию количества приезжих, так и создание надлежащих условий их пребывания, снижающих вероятность возникновения криминогенных ситуаций.

Достижение этих целей возможно только путем совершенствования политической, экономической и духовной жизни общества, т. е. мерами, относимыми криминологической наукой к общепрофилактическим. То, что борьба с преступностью зависит в первую очередь от проведения эффективной политики реформ в России, а уже затем от состояния специально-предупредительной и правоохранительной деятельности, особенно ярко доказывается анализом преступности мигрантов.

Без общесоциальных мер, только специальными, нельзя успешно нейтрализовать негативные последствия миграции. Так, дополнительные рабочие места могут успешно и стабильно создаваться только на базе роста производства, успешной социально-экономической политики.

В то же время изложенное не исключает признания важности специальных межгосударственных миграционных программ. Именно они способны обеспечивать разрешение большинства проблем, связанных с миграцией и особенно вынужденной миграцией населения.

Закон о беженцах и вынужденных переселенцах, а также целый ряд специальных нормативных актов способны давать положительный эффект только при наличии соответствующих экономических и социальных гарантий их осуществления.

Таким образом, фактор повышенного притока приезжих должен учитываться как в широком аспекте - при регулировании социально-экономического развития страны, региона; города, так и в более узком - при управлении процессом борьбы с преступностью.

Особо следует подчеркнуть общепрофилактическое значение надлежащего обслуживания приезжих. Существует масса нерешенных проблем, создающих для приезжих ряд материальных, организационных и психологических трудностей. Они могут быть связаны, например, с недостатками транспортного и иного обслуживания, слабой социальной помощью нуждающимся в ней приезжим, слабой материальной базой их временного бытового устройства и т. д. Последнее обстоятельство существенно тормозит строительство специальных гостиниц вблизи вокзалов для транзитных пассажиров и других лиц, приехавших на короткие сроки, развитие частного гостиничного хозяйства, создание единой службы централизованного размещения иногородних, централизованной справочной службы для приезжих и многие другие полезные инициативы, общепрофилактическое значение которых весьма значимо.

Общепрофилактические меры одинаково важны как для местного населения, так и для разных контингентов приезжих, в том числе иностранцев. Но для иностранцев наряду с этим важно прежде всего правовое регулирование их пребывания на территории страны.

Основы правового статуса иностранцев на территории Российской Федерации определяются прежде всего Конституцией России (ст. 62 и 63). В ст. 62 Конституции РФ, в частности, сказано, что "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации", в числе которых, например, правовое положение иностранцев, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом от административной и уголовной юрисдикции нашей страны.

Требуют согласованного решения проблемы беженцев, вынужденных и других категорий мигрантов с целью пресечения незаконной миграции и оказания помощи вынужденным мигрантам. Поэтому, например, заслуживает внимания межгосударственный акт (типа конвенции) об оказании правовой помощи, регулирующий перемещение граждан стран - участников СНГ с пересечением границ, учет таких перемещений и порядок контроля.

Приоритет общепредупредительных мер еще не означает их первоочередности; напротив, такие меры должны сочетаться и взаимодействовать одновременно с мерами специально-предупредительными и правоохранительными.

При этом равенство перед уголовным законом иностранцев и лиц без гражданства и в случае охраны их бизнеса, и в случае совершения ими преступлений не исключает, а, наоборот, предполагает дифференциацию профилактических, оперативно-розыскных, процессуальных и иных мер воздействия. В России они по-разному применяются в отношении граждан стран СНГ, других стран, входивших ранее в состав СССР, или стран дальнего зарубежья, в составе которых различаются страны Америки, Европы, Ближнего и Дальнего Востока и другие с их дальнейшей более глубокой дифференциацией.

В настоящее время основу специально-предупредительных мер, направленных на оказание всесторонней помощи иностранным гражданам и осуществление контроля за их пребыванием, составляет административно-правовая деятельность подразделений полиции общественной безопасности и Паспортно-визовой службы органов внутренних дел. Хотя оказание помощи иностранным гражданам в осуществлении их прав и законных интересов реализуется в деятельности всех структурных звеньев системы МВД, тем не менее Паспортно-визовая служба в соответствии с приказом МВД России координирует их работу по участию в обеспечении контроля за соблюдением правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ, руководствуясь в своей деятельности помимо законов и нормативных актов МВД Положением о Паспортно-визовой службе МВД РФ, утвержденным приказом № 124 1993 года МВД России.

Специально-профилактическая роль Паспортно-визовой службы определяется самим характером ее функций, в число которых входит: выдача паспортов, осуществление прописки и выписки, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, выдача им документов на право проживания, оформление разрешений на въезд в РФ и выезд за границу и т. д.

Большое профилактическое значение имеет проведение такой службой совместно с другими подразделениями органов внутренних дел различных комплексных специальных мероприятий: рейдов, патрулирования, целевых оперативно-поисковых мероприятий по выявлению иностранцев, у которых отсутствуют законные основания пребывания в России, проверки соблюдения паспортного режима и т. д. Основной задачей данных мероприятий является: выявление иностранцев, не соблюдающих порядок регистрации, проживающих по просроченным или недействительным документам, не соблюдающих порядок передвижения и выбор места жительства, и других тому подобных категорий. О лицах, претендующих на получение убежища, органы МВД в срочном порядке информируют Миграционную службу России для принятия ею соответствующего решения.

Сила профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики. Единство системы профилактики диктует необходимость их взаимодействия как по вертикали - с вышестоящим звеном системы, так и по горизонтали - с аналогичными и другими органами в различных регионах, не являющимися вышестоящими. Именно второй вид координации и взаимодействия заключает в себе наиболее широкие неиспользованные в практике возможности борьбы с преступностью приезжих. Весьма важным в этом отношении является проведение совместных мероприятий, обмен оперативной и иной информацией, проведение координационных и иных совещаний с целью выработки единых согласованных действий в заданных направлениях и т. д. Собольников В.В. Миграционная преступность и ее предупреждение Особое значение в борьбе с преступностью приезжих играет, например, взаимодействие правоохранительных органов со службой внешней разведки, миграционной службой, рядом других государственных органов.

Для активизации противодействия преступности, связанной с иностранцами, в большинстве органов внутренних дел субъектов Федерации были созданы специальные подразделения уголовного розыска. Это дало свои положительные результаты. Вместе с тем для повышения эффективности их функционирования, как показала практика, важно не допускать целого ряда недостатков по раскрытию и расследованию преступлений мигрантов; повышать уровень подготовки и специализации сотрудников, непосредственно занятых борьбой с преступностью, связанной с иностранцами; решать проблему переводчиков при раскрытии и расследовании преступлений и многие другие.

Особую помощь в борьбе с преступностью иностранцев, особенно носящей транснациональный характер, оказывает Интерпол. Он осуществляет прямые контакты с зарубежными коллегами по вопросам розыска преступников, экстрадиции и другим правовым проблемам. Кроме того, национальное бюро Интерпола содержит богатый банк информации, которая в определенной мере может быть использована и правоохранительными органами, ведущими борьбу, с преступностью иностранцев, и в отношении иностранцев.

Важным условием достижения положительных результатов в борьбе с преступностью мигрантов является уровень информационного обеспечения такой деятельности. К сожалению, в России долгие годы отсутствовал даже статистический учет преступности приезжих. Постепенно он расширялся, но медленно избавлялся от многих недостатков: неполноты, нестабильности, исключающей возможности сравнения; ведомственного характера, приводящего к несопоставимости ряда данных, и др.

Крайне отрицательно на состоянии борьбы с преступностью мигрантов сказывается отсутствие глубоких научных разработок проблем борьбы с преступностью приезжих и даже публикаций на данную тему.

Вместе с тем эта проблема, наиболее заметно актуализировавшаяся в последние годы, требует повышенного профилактического внимания и соответственно не только полной, но даже "избыточной" информации для ее дальнейшей разработки.

Следовательно, необходимо создание единого централизованного банка данных, содержащих всю информацию, требующуюся органам, ведущим борьбу с преступностью вообще и с преступностью мигрантов в частности. Для этого целесообразно осуществить прежде всего разработку системы показателей, всесторонне характеризующих:

  • · преступность приезжих с учетом отдельных регионов и, мест ее наибольшей концентрации, отдельных отраслей и объектов, периодов их наибольшей активизации;
  • · преступников-приезжих с выделением различных контингентов, требующих дифференцированного профилактического подхода;
  • · обстоятельства, способствующие преступности мигрантов;
  • · состояние правоохранительной и иной деятельности, направленной на борьбу с такого рода преступностью.

Рассмотрение профилактики преступности как области социального управления предполагает необходимость ее планирования. Возможны два пути: 1) создание специальных планов (программ), направленных на борьбу с преступностью приезжих; 2) включение указанных мероприятий в планы, программы, преследующие общие цели борьбы с преступностью.

Примером первого варианта планирования может быть разработанная на 1993-1995 годы Межведомственная программа борьбы с преступностью, связанной с иностранными гражданами, в которой были предусмотрены мероприятия по предупреждению такой преступности, укреплению сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран и т. д.

При осуществлении программно-целевого подхода к планированию реализация основной цели включает постановку ряда подцелей, в число которых входит и борьба с преступностью иностранцев и других приезжих. Данная подцель требует постановки и решения конкретных задач, указанных в соответствующем разделе программы. Такая программа является примером второго варианта планирования. Реализация и осуществление любого варианта плана, программы требует значительного материального и ресурсного обеспечения.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, следует выделить несколько приоритетных направлений борьбы с преступностью мигрантов: совершенствование законодательства в целях адекватного складывающимся социально-экономической, политической и криминальной ситуациям регулирования въезда, выезда, пребывания и передвижения мигрантов по территории страны; предоставление им различных статусов (беженец, вынужденный переселенец и т. д.); разработка действенного правового механизма реализации на практике конкретных норм, включающих меры социальной помощи мигрантам и социального контроля за ними. Наряду с этим необходим комплекс активных наступательных мер, опирающихся на всестороннюю и полную информацию, оформленных в виде комплексной Государственной или межведомственной программы, обеспеченной экономическими ресурсами, использующей все возможные средства научного и практического поиска путей повышения эффективности борьбы с преступностью в условиях новой социально-экономической политики.

миграция россия трудовой государственный

Трактовка понятия «миграция». Виды миграций

Несмотря на все возрастающий интерес к миграции населения, до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единого подхода к формулировке этого понятия. В отечественной литературе насчитывается около 40 определений понятия миграция, но из всего многообразия формулировок выделяется одно, сформулированное Рыбаковским Л.Л. в 1987 г., которое довольно прочно устоялось не только в научной, но и в учебной литературе.

Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) - процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения.

Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.

К другим признакам миграции относят функциональный признак, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки.

По временному признаку выделяются временная, или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции.

По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину). Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков.

По форме организации миграция населения делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР.

Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн. немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.

По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические, или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические, вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые.

Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища.

В зависимости от того, обменивается ли данная территория населением с другими, различают открытое и закрытое население. Примером открытого населения может служить населения любого района или города. Абсолютно закрытым является только население всего земного шара. В прошлом закрытым было население многих изолированных районов, отдельных островов и даже целых континентов. Социально - экономический прогресс разрушил замкнутость отдельных территорий, но все же и сейчас население многих стран с незначительным объемом внешней миграции практически близко к закрытому.

Процесс передвижения населения через международную границу либо в пределах страны. Миграция охватывает любой вид перемещений, независимо от их продолжительности, состава и причин; миграция включает передвижение беженцев, перемещенных лиц, выселенных людей и экономических мигрантов. см. также совокупная/чистая миграция

Отличное определение

Неполное определение ↓

МИГРАЦИЯ

от лат.Migratio - переселение Миграция населения - перемещение людей, связанное с изменением места жительства и места работы. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (возвратная или безвозвратная). Трудовая миграция, или миграция рабочей силы, представляет собой движение трудоспособного населения с целью трудоустройства. Субъектами внутренней трудовой миграции являются граждане РФ и лица, находящиеся в России на законных основаниях, осуществляющие перемещения на ее территории. Субъектами внешней трудовой миграции являются лица, которые занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются (трудящиеся-мигранты). На Федеральную миграционную службу России возложены формирование и реализация политики РФ в области миграции населения и координация этой работы в РФ. Вопросы трудовой миграции граждан РФ за границу и иностранных граждан в РФ регулируются соглашениями (договорами), заключаемыми РФ. Политика РФ по привлечению иностранной рабочей силы обеспечивает приоритетное право граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" утв. Положение, в котором определены условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в РФ иностранной рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории РФ (см. Условия труда иностранных граждан и лиц без гражданства). Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. ратифицировано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г., распространяющееся на участников СНГ. Это Соглашение открыто для присоединения к нему других государств.

Соглашение регулирует основные направления сотрудничества в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц (работников) и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств (сторона выезда) и осуществляют свою деятельность в организациях всех форм собственности на территории другого государства в соответствии с его законодательством (сторона трудоустройства) на условиях трудового договора. Соглашение не применяется к беженцам, вынужденным переселенцам, к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам, к лицам, приезжающим с целью получения образования. Порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования устанавливаются стороной трудоустройства исходя из действующего на ее территории законодательства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений. Каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или на русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами. При окончательном выезде трудящегося-мигранта из стороны трудоустройства работодателем ему выдается справка или иной документ, содержащий сведения о продолжительности работы и о заработной плате помесячно.

Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке стороны трудоустройства и на русском языке в соответствии с трудовым законодательством стороны трудоустройства. Договор вручается работнику до его выезда на работу. Работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством стороны трудоустройства. Если трудовой договор (контракт) расторгнут в связи с ликвидацией или реорганизацией организации, сокращением численности или штата работников, на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации для высвобождаемых по указанным основаниям работников, предусмотренные законодательством стороны трудоустройства. В этом случае трудящийся-мигрант подлежит возвращению в сторону выезда за счет средств работодателя. Трудовой договор (контракт) не может передаваться одним работодателем другому. Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. или (и) двусторонними соглашениями.



Просмотров