Что такое Конституция? Определение и характеристика. Чем конституция отличается от других законов

Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, установление «. Это значит, что Конституция — это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан.

Конституция — это главный закон государства , он обладает самой высшей юридической силой. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.

История развития конституции

Происхождение слова «конституция» отправляет нас в далекое прошлое, в древние века. Еще Спарта и Древние Афины имели свои неписаные конституции. В Англии в 1215 году Первым Конституционным Актом явилась «Великая Хартия вольностей». В средние века была создана конституция (Основной Закон) и действующий до сих пор в Сан-Марино. Он был принят в 1600 году, но базой его считается «городской устав», который принят был в 1300 году. В более позднее время в 1529 году появляется конституция «Статус Великого Княжества Литовского» (дополнена в 1566 и 1588 годах). Но писаной первой конституцией считается Конституция США, образованная в 1787 году и действующая до нашего времени с поправками.

В каждом государстве своя принятая (писаная и неписаная) Конституция. У конституции нет срока действия. Она подлежит изменению (внесению поправок), дополнению, а иногда и переизданию, когда общество стоит на пороге перемен.

В Российской Империи с 1832 года действовали «Основные государственные законы «, но в результате появления Манифеста, который был издан по поручению Николая II и назывался «Об усовершенствовании государственного порядка», законы претерпели большие изменения. И в результате этих изменений с 1906 года с 23 апреля они считаются первой Конституцией России.

В Российской Федерации, в ее истории действовало 5 конституций:

  1. 1918 год — Конституция РСФСР, принятая после «переворота» в октябре.
  2. 1925 год — Конституция РСФСР — объединение в СССР с независимыми республиками.
  3. 1937 год — Конституция РСФСР, принятая при Сталине.
  4. 1978 год — Конституция РСФСР, принятая при Брежневе.
  5. 1993 год — Конституция РФ — первая Конституция Демократической России, действующая и ныне.

Виды конституций

В разных государствах конституции имеют отличия между собой. Принято разделять виды конституций:

  • Писаная конституция — это единый и единственный акт. Могут иметь место дополнительные акты, но формально это единая конституция.
  • Неписаная конституция — это совокупность законов (обычных). Они не соединены в единый акт, и возможно существование других источников, наделенных высшими юридическими правами.
  • Дарованная конституция — вводится в действие актом, который подписал глава данного государства (император), без согласования с народом.
  • Народная конституция — принятая на референдуме, либо высшим органом власти;
  • Гибкая конституция — это главный закон, который можно изменить, как обычный закон в государстве.
  • Жесткая конституция — главный закон, который можно изменить через более сложный порядок, чем обычный закон. Большинство конституций (писаных) можно отнести к жестким.

Также конституции делятся на:

  1. Юридические — это все виды конституции (народные, писаные или неписаные, гибкие или жесткие) — все они обладают юридическими правами.
  2. Фактические — это государственно-общественные отношения, закрепленные в юридической конституции.
  3. Реальная конституция — в ней закрепленные законы — это действительность, а фактические и юридические тождественны.
  4. Фиктивная конституция — в ней закреплены законы или которых нет в действительности, или они отличаются от конституционных законов.

Изменение Конституции

Изменения и внесение поправок в основной закон государства напрямую связаны с общественной жизнью, с ее переменами, с расстановкой политических сил. Пересмотр некоторых положений Конституции РФ, в которых назрели перемены, предусмотрен 9 главой Конституции РФ и Федеральным Законом от 4 марта 1998 года . В нем говорится о порядке принятия поправок к Конституции РФ.

Поправки могут вносить только президент страны, Государственная Дума, правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ.

Но не все главы Конституции подлежат внесению поправок в указанном порядке. Речь идет о пересмотре положений 1,2 и 9 глав Конституции РФ. Он не может состояться в выше указанном порядке, но если все-таки 3/5 голосов депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации поддержат предложение о пересмотре положений этих глав, то Конституционное собрание РФ или подтверждает неизменность Конституции РФ, или рассматривает проект новой Конституции РФ, и проект выносится на народное голосование.

Чем конституция отличается от закона

В отличие от конституционных законов, законы, изданные в стране, не должны нарушать основ Конституции . Она является фундаментом всего текущего законодательства в государстве. И если некий закон не подчиняется этому правилу, то он является антиконституционным. Об этом сказано в статье 15 Конституции РФ. Изданные законы должны быть опубликованными официально. Законы, которые не опубликованы, не применяются.

Закон — это правило, которое регламентирует жизнь только в определенной сфере и,возможно, только локально, в то время, как Конституция действует на всей территории государства. Закон издается органом, наделенным такими полномочиями. На Федеральный закон президент РФ может наложить вето, и закон не будет принят. В отношении конституционных законов президент не имеет такого права. Конституция действует, пока не принят новый проект. Закон отменить проще — издается новый закон или у старого закона заканчивается срок действия.

Конституция стабильна. И принятие новой Конституции ведет к кардинальным переменам в обществе.

Правовая система в государстве выстраивается вокруг основного закона страны, в качестве которого чаще всего выступает конституция. Чем этот документ отличается от других НПА? Почему так важно ставить его на отдельное место в иерархии юридических документов?

Определение

Конституция – это основной закон страны, который определяет основные права, свободы и обязанности лиц, пребывающих на территории государства, его общественно-политическое устройство, судебную систему и другие важные нормы. В иерархии законов данный правовой акт занимает центральное звено и является базисом, на который опираются остальные законы.

Закон – это система правил, регламентирующих определённую сферу жизни общества или государства. Каждый нормативный правовой акт издаётся законодательным органом и ратифицируется в соответствующем порядке. Действие закона прекращается при его отмене либо принятии другого НПА, который вводит иные правила.

Сравнение

Главное отличие конституции от иных нормативных правовых актах – в её юридической силе, которая является наивысшей. Ни один НПА не должен ей противоречить, иначе он автоматически считается ничтожным. При этом законы, как правило, обладают прямым действием: на них можно ссылаться, отстаивая свои права. Конституция в России – это лишь нормативный базис, однако нормы, в ней заложенные, в толковании и уточнении не нуждаются.

При этом закон может быть как федеральным, так и местным. Круг субъектов также может ограничиваться при издании НПА. Конституция распространяется на всю территорию РФ, а также на всех субъектов.

Выводы сайт

  1. Юридическая сила. Конституция обладает наивысшей силой в государстве, а остальные акты выстраиваются в определённой иерархии.
  2. Действие. Конституция не обладает прямым действием (хотя её нормы не нуждаются в дополнительном толковании), являясь базисом правовой системы, а остальные законы – имеют.
  3. Территория. Конституция распространяет своё действие на всей территории России, в то время как законы могут быть федеральными и локальными.
  4. Круг субъектов. Конституция обязательна для всех людей, а многие законы распространяются на узкие социальные слои.
  5. Прекращение действия. Конституция остаётся главным НПА страны до тех пор, пока не принят и не ратифицирован иной документ. Отмена закона значительно проще – либо принимается новый акт, либо старый утрачивает силу.

Сравнивая Конституцию 1977 года и Конституцию 1993 года мы видим, что произошли изменения в отношении мировой и отечественной политики.

Во – первых в определении государства:

СССР - Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. СССР - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.

РФ - Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Во – вторых в определении власти:

СССР - вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

В РФ единственным источником власти является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

В – третьих в определении собственности:

В СССР - Основу экономической системы составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В – четвертых в определении гражданства:

В СССР установлено единое союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР. Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.



В РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В – пятых в области прав граждан:

Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В – шестых в области государственной идеологии:

В СССР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. (Статья 6.)

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.



В – седьмых в отношении религии:

Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви.

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В – восьмых в области социальной защиты:

Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту.

В РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В – девятых в области образования:

Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

В РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно.

1) Имеет учредитель­ный характер . В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем су­веренитета и единственным источником власти.

2) Обладает высшей юридической силой . Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применя­ется на всей территории России. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Основному за­кону.

3) Имеет всеохватыва­ющий характер . Конституция РФ распространяется на все сфе­ры жизни общества (экономическую, социаль­ную, политическую, духовную), в рамках кото­рых она регулирует базовые основы обще­ственных отношений.

4) Является основой для всех иных источников права . Принципы и положения Конституции РФ игра­ют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства РФ.

5) Отличает особый порядок охраны . Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является её гарантом. Конституционный суд РФ – это орган, специ­альной задачей которого является правовая ох­рана Конституции РФ.

6) Характеризует осо­бый, усложнённый по­рядок пересмотра и внесения поправок . Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным собра­нием. Внесение же поправок направлено на из­менение глав 3–8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Кон­ституции РФ: Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/ 5 членов СФ или депутатов ГД.

Функции Конституции РФ. (Наименование функции. Её сущность)

1) Политическая . Определяет устройство гос-ой власти в РФ, закрепляет политическое многообразие.

2) Правовая . Выступает ядром правовой системы РФ, учреждает основополагающие правовые положения, являющие­ся исходными и определяющими для различных отрас­лей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласован­ный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежа­щее правовое регулирование общественных отноше­ний с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчинённых нормативных правовых актов гос-ва.

3) Гуманистическая . Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой сис­темы гос-ва общепризнанные принципы и нормы международного права.

4) Учредительная . Устанавливает определённый порядок в гос-ве, создаёт систему институтов и органов власти РФ.

5) Мировоззренчес­кая . Способствует формированию правового сознания населения – совокупности знаний о праве, взгля­дов на право, отношений к праву и оценок права.

Конституционный строй РФ – это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавли­ваемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конститу­ционно-правовыми актами государства.

Принципы (основы) конституционного строя РФ. (Наименование принципа. Его содержание)

1) Суверенитет народа . Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и корен­ными интересами. Народ принимает реальное участие в управлении делами общества и гос-ва.

2) Признание человека, его прав высшей цен­ностью . Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью гос-ва.

3) Федерализм (См. 4.15. Федеративное устройство России (с. 311 –313). Децентрализация гос-ой власти, обеспеченная разграничением властных полно­мочий между РФ, её субъектами и органами местного самоуправления.

4) Республиканская форма правления . Избрание или назначение высших органов власти на определённый срок; сфера компетен­ции органов власти – разграничена.

5) Разделение властей . Законодательство, исполнение законов и конт­роль за соблюдением законности осуществля­ются относительно независимыми друг от друга органами гос-ой власти при невме­шательстве и строгом разграничении их полно­мочий.

6) Правовое гос-во . Установление верховенства закона в обще­ственной жизни, существование системы соци­ального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищённость личности и обеспечи­вающих ей активное и беспрепятственное ис­пользование конституционных прав и свобод.

7) Демократическое гос-во . Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.

8) Социальное гос-во . Создание экономических и юридических усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека, осуществление ком­плекса мер по поддержанию социально неиму­щих групп.

9) Светское гос-во . Отсутствие государственной религии; ни одно вероучение не признаётся обязательным или предпочтительным.

10) Политический плюрализм . Установление запрета на признание какой-ли­бо идеологии в качестве официальной (гла­венствующей). Утверждение в обществе политического много­образия, провозглашение свободы политичес­ких мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции. Осно­ва для утверждения в стране многопартийности.



11) Многообразие и рав­ноправие форм соб­ственности . Признание различных форм собственности (го­сударственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы.

5.5. Законодательство РФ о выборах (См. 4.10. Избирательная кампания в РФ).

Основные понятия : избирательное право, активное избира­тельное право, пассивное избирательное право.

Избирательное право – совокупность юридических норм, регу­лирующих порядок выборов представительных органов и вы­борных должностных лиц государства, а также органов местно­го самоуправления: 1) Активное . Право избирать (с 18 лет). 2) Пассивное . Право быть избранным.

Избирательное право является частью конституционного права.

Особенности выборов в России:

1) Отсутствие минимального порога явки избирателей в день го­лосования для признания выборов состоявшимися.

2) Пропорциональная избирательная система при выборах депу­татов в ГД, мажоритарная избирательная систе­ма при выборах Президента РФ.

3) Процентный барьер для прохождения партий в ГД: 7% – барьер для формирования фракции; от 6–7% го­лосов избирателей – 2 мандата; 5% – 1 мандат.

4) Выборы глав субъектов РФ органами законодательной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ.

5) В выборные органы местного самоуправления может быть из­бран гражданин, достигший 18 лет.

Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Виды конституций
писаная неписаная
существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции) существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)
реальная фиктивная
адекватно отражает реальное конституционное строение не соответствует фактическим условиям, является декларативной
народно-суверенная (договорная)(Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.) октроированная (фр. octroyer - жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Функции конституции

Наименование функции Ее сущность
Политическая Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие
Правовая Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства
Гуманистическая Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права
Учредительная Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти
Мировоззренческая Способствует формированию правового сознания населения - совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

=> Принятие новой конституции

Конституция Российской Федерации - это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Этапы конституционного развития России

Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов - 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.

Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.

Особенности Конституции РФ

Особенности, обусловливающие центральное место Конституции РФ в правовой системе Их подтверждение
Принимается народом (или от его имени) 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ
Имеет учредительный характер В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства
Обладает высшей юридической властью Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону
Имеет всеохватывающий характер Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений
Является основой для всех иных источников права Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней
Отличает особый порядок охраны Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ - это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции
Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ : Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1 / 5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3 / 5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2 / 3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей. Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3-8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2 / 3 субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3 / 4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2 / 3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

Преамбула

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел

№ главы Название главы Конституционные статьи Предмет регулирования
Основы конституционного строя 1-16 Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии
Права и свободы человека и гражданина 17-64 Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина
Федеративное устройство 65-79 Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации
Президент Российской Федерации 80-93 Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности
Федеральное Собрание 94-109 Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса
Правительство Российской Федерации 110-117 Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству
Судебная власть 118-129 Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ
Местное самоуправление 130-133 Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления
Конституционные поправки и пересмотр Конституции 134-137 Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

Второй раздел

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.



Просмотров