Что такое конфликт ролей. Ролевое поведение и ролевые конфликты


Человек ежедневно вступает в коммуникации, знакомится с новыми людьми.

В ходе общения порой возникает недопонимание , которое приводит к .

Если при этом индивид выполнял определенные обязанности, инцидент считается ролевым. Психологи называют определенные виды ролевых конфликтов, каждый из которых обладает некоторыми особенностями.

Понятие

Ролевым конфликтом называют ситуацию, когда человек выполняет определенную социальную роль , но она не отвечает его интересам или внутренним установкам, либо индивид просто не справляется с возложенными на него обязанностями, которые предполагает та или иная роль.

Психологи называют ролью реализацию себя в обществе согласно своим сильным сторонам, личностным качествам.

Если роль все больше не нравится человеку, внутри копятся негативные эмоции , появляются определенные установки. Индивид испытывает стресс, который перерастает в кризис. В итоге человек может отойти от роли.

К примеру: человек не хочет быть учителем, но обстоятельства заставляют его работать по этой профессии. Он занимается нелюбимым делом, выполняет роль, которая ему не нравится .

В результате он или смирится со своим положением, либо найдет другую работу, перестанет исполнять роль учителя.

Причины возникновения и смысл

Причинами возникновения данных конфликтов являются:


Как правило, сформированные устои в обществе, правила оказывают давление на человека . Если роль требует выполнения сложных действий и человек с ними не справляется, возникает не только внутренний конфликт — переживания, но и внешний, когда появляется осуждение обществом.

Действия индивида оцениваются окружающими и порой очень осуждаются, что только усиливает ролевой конфликт.

Ролевые конфликты появляются из-за противоречий между ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

Однако ролевые конфликты порой необходимы индивиду, чтобы разобраться в себе и понять, соответствует выбранная роль или нужно ее изменить.

О социальных ролях человека в этом ролике:

Классификация

Психологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

Специалисты также выделяют ситуационно-ролевой конфликт . Он бывает, когда индивид оказывается в новой для себя роли, но ее выполнять не может, так как помнит о старой роли.

Человек привыкает к новым обязанностям и не готов сразу проявлять себя в полной мере .

Примеры и способы разрешения

Известно немало ролевых конфликтов, которые затрагивают не только взрослых, но и подростков . Разрешить такие ситуации возможно, если приложить определенные усилия.

Карьеристка

Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина .

Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери .

Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.

Чтобы решить эту ситуацию, необходимо распределить некоторые обязанности по дому между мужем и детьми , если женщина одна не справляется, либо самой женщине необходимо увидеть в роли жены и матери больше преимуществ.

Вероятно, эти роли ей не очень нравятся, надо показать их ей в положительном свете : устроить семейные праздники, пикники, сделать подарок своими руками, показать заботу.

Тогда эта роль понравится ей больше, она захочет проявлять себя больше в кругу семьи.

Особенно помогут ей маленькие победы в роли жены или матери , а именно вкусно приготовленный обед, значительная помощь детям при выполнении домашнего задания, рукоделие. Это обязательно оценят родные, что непременно обрадует женщину.

Подросток

Еще один пример такого конфликта — взрослеющий молодой человек .

Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и общество требует от него определенной серьезности.

Окружение может оказывать давление , касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют.

Получается, что он не выполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися с обществе понятиями.

Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы . Придет время, человек сам неосознанно будет выполнять роль, соответствующую возрасту.

Он сам решит определенные вопросы , избежит внутреннего кризиса и стрессовых ситуаций. Иногда молодым людям требуется время, чтобы найти себя и примерить определенную роль.

Порой она становится совсем неожиданной даже в кругу семьи. Тем не менее, выбор должен осуществить индивид только сам, без оказываемого на него давления.

Смена профессии

Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности .

Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.

Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям : он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества.

Чтобы решить проблему, человеку дают время , так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.

Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.

Как избежать?

Чтобы избежать ролевых конфликтов, следует помнить о нескольких принципах: все-таки развивается, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет решить проблему.

Ролевые конфликты случаются часто: они могут появиться не только у взрослых, внутренне зрелых людей, но и у подростков, которые только учатся примерять на себя новые роли, свыкаются с ранее неизведанным, учатся вести себя в обществе определенным образом.

Справиться с такими ситуациями вполне возможно. Основная ошибка , которую допускают индивиды — это попытка решить проблему самостоятельно, без обращения за помощью к близким из-за страха недопонимания.

Приняв во внимания определенные обстоятельства, изучив себя и поговорив с родными, человек намного быстрее придет к конструктивному решению и внутренний конфликт будет улажен. Если же с этим не бороться, преодолеть кризис и стресс не удастся.

В видео кратко и ясно говорится о сути ролевого напряжения и ролевого конфликта:

Любую социальную роль можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного и устойчивого совпадения. Наши роли обусловлены в первую очередь ожиданиями людей по отношению к носителю данного статуса. Поэтому достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время и способности. И если кто-то плохо исполняет свою роль или исполняет ее не в соответствии с нашими ожиданиями, то этот человек вступает в ролевой конфликт. С другой стороны, ролевой конфликт может быть обусловлен тем, что каждый человек в современном обществе исполняет в течение одного дня несколько ролей, требования которых противоречат друг другу. Ролевой конфликт это рассогласование между не сочетающимися требованиями различных ролей у данного индивида . Ролевые конфликты бывают

1. внутриролевые,

2. межролевые и

3. личностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтамотносятся те, при которых требования одной и той же роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. Обычным способом разрешения этого внутриролевого конфликта в семье является некоторое перераспределение функций, когда на отца возлагаются обязанности строго оценивать поведение и наказывать детей, а на мать - смягчать горечь наказания, утешать ребенка. При этом подразумевается, что родители едины в том, что наказание справедливо.

Межролевые конфликтывозникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли у данного индивида. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта. Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.


Личностно-ролевые конфликтывозникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: не по Сеньке шапка.

Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная роль не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности, реализовать свои жизненные устремления. Оптимальным представляется такое соотношение между личностью и ролью, при котором на работе к человеку предъявляются высокие, но посильные требования, предлагаются сложные, но разрешимые для него задачи.

Для снижения ролевой напряженности и регулирования ролевых конфликтов используют следующие основные стратегии:

¨ рационализация – целенаправленный (иногда бессознательный) поиск неприятных сторон, аспектов желаемой, но недостижимой роли;

¨ разделение ролей – временное изъятие из практики одной из ролей и выключение ее из сознания личности;

¨ регулирование ролей – осознанное и преднамеренное поведение, с помощью которого индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им какой-либо социальной роли;

¨ непрерывная социализация – постоянная подготовка к исполнению все новых и новых социальных ролей.

Главное, что следует помнить при анализе ролевого конфликта, связано с социальными механизмами взаимодействий в группах. Все взаимоотношения между ролями регулируются нормами поведения, складывающимися в группах. НОРМЫ – это правила и стандарты поведения, регулирующие взаимодействие между ролями в группе, а также между членами групп и их ролевыми функциями. Если данный ролевой конфликт вызван несформированностью ролевых требований, то основное внимание следует уделить уточнению роли, приведению отдельных ее элементов в соответствие друг с другом (рационализация роли). Это достигается лучше всего через уточнение или дополнение групповых норм. В других случаях следует решать проблему через уточнение иерархии ролей в группе или системы ценностей и целей группы.

Множественность социальных ролей, исполняемых человеком, противоречивость ролевых требований и ожиданий - это реальность современного динамичного общества. Для успешного разрешения частных житейских проблем и серьезных конфликтов полезно разобраться в соотношении социальных ролей и личности. Ошибочными здесь являются две крайние позиции. Первая сводит личность к множеству исполняемых ею ролей, растворяет без остатка все проявления личности в ролевом поведении. Согласно другой позиции, личность - это нечто независимое от социальных ролей, то, что человек представляет сам по себе. В действительности имеет место взаимодействие роли и личности, в результате которого ролевое поведение несет более или менее значительный отпечаток личности, а исполняемые роли оказывают влияние на характер человека, на облик личности.

Индивидуальность личности проявляется в выборе социальных ролей; в своеобразном характере осуществления социальных ролей; в возможности отказа от выполнения неприемлемой роли.

Деятельность человека в определенной роли оказывает обратное влияние на его личность. Например, работа врача требует от человека помимо других качеств стремления и умения внушить пациентам уверенность в благоприятном исходе лечения, работа инженера - заботы о надежности и безопасности техники. Степень влияния роли на личность зависит от того, какую ценность она представляет для человека, насколько он идентифицирует себя с ролью. Поэтому появление речевых и мыслительных штампов можно наблюдать не только в профессиональной деятельности увлеченного педагога, но и в быту, на досуге. Одержимость своей профессией может привести к гипертрофированному развитию определенных качеств и некоторой деформации личности. Так, роль руководителя, предписывающая распоряжаться, приказывать, контролировать и наказывать, может привести к повышенному самомнению, высокомерию и другим негативным личностным свойствам.

Поэтому признаками зрелой личности являются не только самостоятельный, осознанный выбор социальных ролей, их добросовестное и творческое осуществление, но и определенная автономия, социальная дистанция между ролью и личностью. Она оставляет человеку возможность взглянуть на свое ролевое поведение со стороны, оценить его с точки зрения личных, групповых и общественных интересов и внести необходимые уточнения, а в крайних случаях отказаться от недостойной роли.

Введение…………………………………………………………….……...3

1.1. Конфликт и его виды…………………………………………………4

1.2. Социальный статус и социальная роль……………………………...9

1.4. Типы ролевых конфликтов……………………………………….…13

1.5. Особенности ролевого конфликта……………………………….…14

Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов………………………….….16

2.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….16

2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….21

Заключение………………………………………………………………..24

Список источников литературы………………………………………...25


Общественная жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты.

Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов.

Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как ненормальное явление: сбой в работе, препятствие для реализации стратегических целей.

Отрицательное восприятие целиком обосновано, так как любой конфликт несет в себе заряд огромной разрушительной силы: поднимается процесс нормального функционирования предприятия, разрушаются отношения между людьми, нередко задачи решения конфликта сопровождается увольнением части сотрудников. Однако, отсутствие конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это показатель развития, фактор динамической стабильности организации.

Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.

Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь то роль начальника, менеджера или подчиненного.

Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.

Глава 1. Понятие ролевого конфликта

1.1. Конфликт и его виды

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения.

Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое выражается через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними.

Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимозависимых структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликта.

Выделяют различные виды и типы конфликтов. Главные среди них внутриличностные и межличностные (рис.1).

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновения внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может израсходовать много сил и времени, а значит, стремительно возрастает эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может быть неконтролируемым.

Типы конфликтов

Рисунок 1

Примерами являются конфликты "плюс-плюс", "плюс-минус", "минус-минус".

Конфликты "плюс-плюс" предполагают выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда поехать отдыхать или что купить (машину какой марки). Следует отметить: выбор происходит из двух благоприятных вариантов, однако необходимость выбора может быть настолько сложной и мучительной, что будет сопровождаться стрессовыми ситуациями.

Конфликты "плюс-минус" - это конфликты притягивания и отталкивания, принятия решения, когда каждый из вариантов может иметь и положительные, и отрицательные следствия, а выбрать надо один, с учетом решения общей задачи.

Например: в конфликте руководителя с подчиненным увольнение

подчиненного возникает для руководителя как альтернатива: увольнения невыгодного подчиненного (положительный аспект) и необходимость поиска нового сотрудника, работника для выполнения поставленной задачи (отрицательный аспект). В данном случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего, но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то следствия такого решения могут в скором времени отрицательно сказаться на результатах, тогда конфликт из внутриличностного перерастет в конфликт из подчиненным, то есть в межличностный.

Любой конфликт выполняет как положительные (конструктивные), так и отрицательные (деструктивные) функции. Несмотря на довольно четкое их деление в теоретическом плане, на практике бывает нелегко провести границу между конструктивностью и деструктивностью конкретного конфликта. Это обусловлено такими причинами:

Тяжело вообразить обобщенную оценку положительных и отрицательных следствий конфликтного взаимодействия;

Степень конструктивности и деструктивности конфликта может изменяться на разных стадиях его развития;

Конфликт может оцениваться как конструктивный для одной из сторон-конфликта, и как отрицательный - для другой стороны;

Конструктивность и деструктивность конфликта можно рассматривать как относительно основных участников, так и относительно социального окружения.

Положительным, функционально полезным результатом конфликта считается решения той проблемы, которая породила разногласия и вызвала столкновенье, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к преимуществу.

Конфликт есть способом выявления и фиксации разногласий, а также проблем в обществе, организации, группе. Конфликт свидетельствует о том, что эти разногласия уже достигли наивысшего предела, и потому необходимо принять немедленные меры относительно их устранения. Таким образом, любой конфликт выполняет информационную функцию, то есть предоставляет дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

Конфликт есть формой решения разногласий. Его развитие оказывает содействие устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к его возникновению.

Конфликт оказывает содействие снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает "выпустить пар", разрядить обстановку.

К отрицательным, дисфункциональным последствиям конфликта принадлежат неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения назревших проблем, нарастания враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, послабление сплоченности коллектива и т.п..

Социальное деструктивное влияние конфликта оказывается на разных уровнях социальной системы и выражается в конкретных следствиях. Кроме непосредственных участников, в конфликте могут пострадать и те, кто их окружает.

Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития предприятия и его персонала. Больше того, он может вызвать стагнацию и кризис развития.

Конфликт может сопровождаться нарастанием в организации расположений духа пессимизма.

Одной из разновидностей внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения разных своих ролей, которые вдобавок противоречат одна одной. Стоит вопрос выбора, что выполнять.

Также ролевой конфликт может включать противоречие между разными ролями разных сотрудников организации.

Например: мастеру производственного участка прислано указание от начальника цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастеру давались противоречивые указания, причем одновременно.

Данный конфликт в результате может быть сведен к конфликту "минус-минус", поскольку мастера поставлен перед проблемой выбора: что делать, чье указание выполнять, за счет чего это делать.

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества.

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов:

а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями);

б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями);

в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Все ролевые конфликты можно разделить на две большие группы:

1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик - реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);

2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях).

Внешние и внутренние конфликты могут переходить друг в друга. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек "загоняет" конфликт вовнутрь. Наоборот, если он начинает строить свое поведение в соответствии с собственной Я-концепцией и по внутреннему побуждению "сбрасывает" с себя неугодную роль, то внутренний конфликт переходит во внешний.

Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.

Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль.

Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).

Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название "внутренней эмиграции".

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.

Могдалёв Евгений и Цвирко Евгений

Доклад посвящённый некоторым аспектам межличностных отношений в студенческой группе, конфликтным ситуациям и рекомендаций к их решению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Доклад по УД «Обществознание»

Тема: Ролевые конфликты в студенческой среде (на примере группы студентов первого курса ОМ-1201)

Могдалёв Евгений и Цвирко Евгений студенты I курса группы ОМ – 1201

специальность «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

Руководитель: Лариков В.Н.,

преподаватель ПЦК СД

Южно-Сахалинск 2014г.

  1. Введение
  2. Понятие «социальная роль»
  3. Ролевые конфликты
  4. Литература

1.Введение

Однажды мы посмотрели кино, в котором группа студентов согласилась поучаствовать в одном эксперименте, а именно, одни стали «заключёнными», а другие их «охранниками», это всего лишь фильм, но в нём эти студенты очень быстро стали «играть» полученные роли по-настоящему и это привело к очень большому, кровавому разбору. Заинтересовавшись этим фильмом мы узнали, что такой эксперимент действительно был, его провёл учёный-социолог Ф.Зимбард. Он был проведён в Стэнфордском университете. В подвале факультета психологии они решили организовать небольшую экспериментальную... «тюрьму». За 15 долларов в день наняли два десятка эмоционально устойчивых, физически крепких студентов. Испытуемые во всех смыслах были нормальными, демонстрируя не только законопослушность, но норму по всем предложенным психологическим тестам. Этих студентов произвольно разделили на две группы: «охранников» и «заключенных». Каждой группе были предписаны определенные правила поведения. Случайный характер отбора в группы изначально гарантировал отсутствие каких-либо различий между индивидами, попавшими в разные группы. Кроме того, «охранники» не получили никаких подробных инструкций по исполнению своих обязанностей. Им только сказали: «Вы должны следовать закону и поддерживать в тюрьме порядок, не обращая внимания на жалобы «заключенных». Применение какого-либо насилия по отношению к «заключенным» запрещено».

Лишь незначительное время потребовалось для того, чтобы «охранники» привыкли к своим новым ролям, а «заключенные» приняли их власть и смирились с ней. Очень скоро основными формами взаимодействия «охранников» с «заключенными» стали приказы, оскорбления, обидные сравнения, вербальная и физическая агрессия и откровенные угрозы. Каждый из «охранников» в течение эксперимента проявлял насильственное, авторитарное поведение. Что же касается «заключенных», то после робкой попытки «восстания», жестко подавленной охранниками, они полностью смирились со своими пассивными ролями. И даже в тех случаях, когда охрана впоследствии проявляла открытую агрессию, они уже не выказывали никакого сопротивления.

Эксперимент наглядно продемонстрировал то, как быстро индивиды осваивают новые роли, но не только это, ведь в эксперименте участвовали нормальные среднестатистические люди, которые просто поменяли роли поведения и просто произошла трагедия, трагедия обычных людей.

Мы заинтересовались этой проблемой, проблемой ролей и всего что с ними связанно. Рассмотрев ряд литературных и интернет источников, мы поняли, что данная проблема достаточно хорошо раскрыта исследователями социологами и психологами, например работы Ерина С. И. Она присутствует в каждом учебнике по «Социологии» и особой дисциплине конфликтов «Конфликтологии». Это свидетельствует о важности данного явления в обществе. Ведь каждый участник общественного процесса обладает набором стереотипных ролевых представлений, почерпнутых из жизни, литературы, искусства и средств массовой информации. И если вернутся к началу нашего исследования, то там были и представления о ролях охранника и заключенного. Собственный опыт студентов также неизбежно вобрал в себя взаимоотношения, в которых один из участников обладает властью, а другой зависит от него в полной или значительной степени (отношения «родитель - ребенок», «преподаватель - студент» и т. д.). Эти стереотипы позволили студентам без труда в короткий срок освоить роли, которые вроде бы были очень нехарактерны их личным и индивидуальным качествам.

Для нас, студентов первого курса техникума эта проблема известна не понаслышке, мы сами являемся такой проблемой. Поэтому мы решили разобраться в этой теме, теме ролевого поведения, конфликтов связанных с ним и попытаться дать им какую-либо оценку. Она очень важна, потому что именно на первых курсах происходит формирование коллектива, что приводит к постоянным конфликтам как внутри группы, так и с преподавателями.

В связи с этим мы рассмотрим само понятие ролевого конфликта. На примере группы ОМ-1201 постараемся выявить причины возникновения этих конфликтов. И попытаемся дать рекомендации в решении ролевых проблем.

Проводя исследования в данном направлении, мы наблюдали за поведением наших одногруппников, провели небольшое анкетирование и взяли интервью у нескольких студентов занимающих разные ролевые позиции в нашей группе.

2.Понятие «социальная роль»

Ну и начнём с самого первого – обозначения различных используемых понятий. Социальная роль это определённые действия, которые должен совершать индивид (или группа) и связанно это понятие с другим социальным термином - социальным статусом. Если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, солдат, жена), то социальная роль - выполняемые ими в данной позиции функции {81, с. 3} Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нём нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах). Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и ролью, между ролевыми ожиданиями и ролевым исполнением - одна из причин, так называемых статусно-ролевых конфликтов . Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей {91, с. 3}.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

От человека с тем или иным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определённого поведения. В подобных конфликтных случаях расхождения между социальным статусом ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям, а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей (например, отчисление студента). Ещё одна причина статусно-ролевых конфликтов-противоречие между различными статусами-ролями. Дело в том, что многочисленные статусы и роли людей часто в жизни сложно переплетаются и иногда становятся несовместимыми друг с другом, например, прокурор берёт взятки, у мужа есть любовница, студент имеет высокий личный статус в группе, но низкий по обучению. Всё это неизбежно ввергает человека в состояние разлада с самим собой и другими людьми и нуждается в урегулировании. Эти явления приводят к такому интересному явлению, как - ролевая напряженность – роль человека предъявляет противоречивые требования и это мешает ее выполнять (студент успевает по математике, но не успевает помогать членам своей группы и это приводит к конфликту) {456, c. 2}.

3.Ролевые конфликты

Выявив все эти особенности, мы попытались разобраться, что же происходит в нашей группой и неужели ситуация у нас настолько тяжёлая? Наблюдая за студентами группы мы обнаружили следующие – в группе происходит очень большое число ролевых конфликтов, которые мешаю нормальному функционированию её, как нормального учебного коллектива, это проявляется в следующем:

1. Непринятие ролевого поведения других людей («Он не такой, каким должен быть в моём нашем представлении»).

2. Непринятие собственного ролевого поведения другими («Я все делал правильно, для преподавателя, непонятно, почему это их (группу) не устраивает»).

3. Невозможность одновременно удовлетворить ожидания разных людей («Не могу угодить всем (и группе и педагогам)»; «Нужно выбирать: либо нравиться учителям, либо – одногрупникам»).

4. Невозможность выполнять роль, которая не соответствует своей Я-концепции («Не нашел своего призвания»; «Не могу больше быть таким, каким меня хотят видеть»).

5. Несовместимость различных ролей («Не могу быть одновременно и тем, и этим»).

6. Противоречивость или несовместимость различных требований к выполнению какой-либо роли (ролевая неоднозначность) («Когда невозможно выполнить все требования, тогда хорошим будут считать лишь послушного, а я не такой»).

7. Недостаточность ресурсов для выполнения какой-либо роли (ролевая перегрузка) («Со временем наступила эмоциональная усталость, и учёба пошла на спад»).

Для того чтобы лучше понять ситуацию, которая происходит в группе мы провели два небольших опроса. Нужно было выделить самого популярного по учебной деятельности и по физической (неформальной). Вот эти вопросы: «С кем бы Вы сидели за партой во время экзамена по математике?» и «С кем бы Вы пошли ночью в городской парк, мимо нетрезвой компании?».

Первый опрос выявил трех явных лидеров в сфере обучения

  1. Дмитрий С. – 12 голосов;
  2. Евгений М. – 9 голосов;
  3. Алексей Ф. – 5 голосов.

Второй опрос так же выявил трех лидеров, но в неформальном общении, которые, так или иначе, пользуются авторитетом в группе

  1. Сергей О. – 13 голосов;
  2. Евгений Ц. – 7 голосов;
  3. Владислав Ч. – 6 голосов.

После проведенных опросов, мы решили побеседовать с некоторыми студентами группы и узнать их мнение по сложившийся ситуации в группе. Студенты небыли выбраны случайно. Первым был опрошен студент из сформировавшейся группы лидеров Сергей О. Он рассказал следующее: « В нашей группе постоянно происходят конфликты между студентами, которые я стараюсь погасить, но не всегда это получается, как в случае с Владиславом Ч. И Кириллом Д. (Кирилл Д. один из студентов с самым низким статусом в группе), Владислав старается постоянно задеть или «уколоть» Кирилла, порой дела доходили чуть ли не до драк, которые тут же пресекались мной, Евгением Ц. и Евгением М. Мы стараемся поддержать его и помочь ему. Что же касается остальных студентов, то я считаю, что нашу группу можно назвать организованной и дружелюбной, но, конечно же, стоит продолжать развиваться и сделать нашу группу еще лучше».

Вторым был опрошен тот самый Кирилл Д.: «Я очень устал от постоянного прессинга со стороны студентов в группе. У меня тут не так много друзей как хотелось бы, но я не унываю. Мне постоянно оказывает поддержку только Сергей О. Относительно других студентов и ситуации в группе я могу сказать только одно, все они очень недружелюбны».

Ну а третьим был опрошен студент Алексей Ф., он рассказал нам в общих чертах об отношениях среди студентов (студент со средне репутацией в группе): « Я считаю, что отношения среди студентов оставляют желать лучшего, нам не хватает таких качеств как взаимовыручка, понимание, поддержка, и т.д. конечно их можно заметить среди некоторых студентов, но все же не по всей группе как хотелось бы. У нас есть некоторые студенты, которые стараются помочь нашей группе, сделать ее более дружелюбной и отзывчивой, возможно у них что то и получиться, к ним прислушивается большинство студентов, в том числе и я. Это Сергей. О, Евгений Ц. и Евгений М.»

Исходя из полученных данным мы попытались выработать некие рекомендации, которые будут полезны как нашей группе, так и другим:

  1. Участие максимального количества студентов группы в мероприятиях техникума, группы.
  2. Помощь студенту группы в трудный для него момент в техникуме(конфликтные ситуации со студентами других групп техникума).
  3. Сохранение репутации студента (не выносить то что происходит в группе за пределы группы, репутация студента до техникума не имеет значения для группы).
  4. Определить способности каждого члена группы и раскрыть их на благо группы.
  5. Недопущение оскорбления студентов группы, которые чем либо отличаются от основной массы студентов группы.
  6. Помощь морально подавленному студенту лидерами группы.

Всё это поможет в создание благоприятной обстановки для общения членов коллектива между собой с целью предотвращения конфликтов, поддержка сотрудничества. Поможет в предотвращения и профилактики конфликтов. Они укрепят и взаимное уважение, и доверие в группе, и позволят улучшить отношения и повысить учебные показатели среди студентов. А это то, чего нам всем так не хватает!

4.Литература

1. Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. - Ярославль, 2000г.

2.Социология. Энциклопедия. // Сост. Грицанов А.А. Абушенко Г.В. и др. Минск, изд. «Книжный дом», 2003г.

3.Фролов С.С. Основы социологии. М.: «Юристь», 1997г.

4. Ролевой конфликт.{Электронный ресурс}// http://www.psyera.ru

5.Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой/ {Электронный ресурс}// http://www.psihologia.biz



Просмотров