Что такое "китайская пытка". Самые необычные и ужасные пытки в истории человечества Пытки в китае

18+. Фото не для слабонервных, читая материал, вы подтверждаете что вам есть 18 лет . Мы рассмотрим смертную казнь в Китае начиная с самых древних времен и до наших дней. Китайцы очень практичный народ и по статистическим данным в этой стране смертные казни применялись чаще, чем в любой другой. По некоторым данным даже сейчас, в 21 веке, число казненных доходит до пяти тысяч за год по всей стране. При чем здесь китайская практичность? Государство не желает выделять деньги на содержание заключенных, их проще убить.


С чего все началось

Первые свидетельства о китайской системе наказаний датируются примерно 1 тыс. до н.э. В то время жестокости никто не удивлялся и самые ужасные методы умерщвления применялись к военнопленным и просто чужакам, нарушившим закон. На то были свои причины - таким изуверским способом каждый народ показывал врагам, что будет с ними совершено, если они позарятся на родной дом. При этом казни проводились на площадях, чтобы устрашить чужаков и сплотить народ. Такое вот развлечение.
Древний Китай не имел целостной судебной системы и каждый помещик выдумывал собственные методы казни, таким образом в одной провинции вам за воровство отрежут ужи, в другой стопу, а в третьей - кастрируют. В особо строгих местах могли и распилить пополам, чтобы неповадно было. Вообще Китай был очень жестокой державой, царством телесных наказаний, если по китайски "жоу син". Там отрезали части тела за любую провинность, есть документы, где говорится о том как двух женщин распилили пополам за то что они приготовили плохой рис своему господину. Перечислим самые популярные казни и наказания в древнем Китае в виде списка:

  • удаление носа, ушей
  • вырывание глаз
  • отрезание коленной чашечки, стопы, иногда кистей рук и прочих частей конечностей
  • кастрация как мужчин так и женщин
  • захоронение заживо
  • удушение
  • варение
  • распиливание пополам
  • сожжение на костре

Отрезание стоп



Удушение


Похороны заживо

И это еще не полный список, просто их действительно много, всех и не перечислить. Очень много осужденных умирало после наказаний от заражения крови. Самым ярким примером является кастрация - большая часть людей просто погибала в течение нескольких дней после этой процедуры, а счастливые выжившие никогда больше не могли вступить в половой контакт, мужчин отправляли на каторгу, а женщин в служанки какому-нибудь вельможе.

Среди всего этого разнообразия стоит упомянуть о последней придумке китайских властей - стремясь увеличить страх, нагоняемый казнью на врагов и усилить страдания осужденных, они изобрели казнь под названием "осуществить пять видов наказаний". Пленник испытывал невероятные мучения, потому что палачи выполняли целый ряд процедур в контексте одной казни. Сначала они клеймили смертника, затем отрезали сначала правую, а потом и левую стопу или ногу, и только в конце забивали тяжелыми палками. Голову было положено отделить от тела и выставить на площади чтобы народ смотрел и ужасался.




Очень часто в Китае казнили не только виновного, но и всю его семью, так как считалась что они тоже повинны в преступлении, раз позволили своему родственнику совершить его. Вариант казни виновного распространялся на детей, жен, матерей, отцов, братьев и т.д Если вам кажется, что отрезать части тела у невиновного ребенка это моветон, то древние Китайцы были с эти не согласны.

Несмотря на все ужасы, самой страшной казнью считалось обезглавливание, поскольку народ верил что в загробной жизни будешь выглядеть как при смерти, то есть, носить голову в руках. Это не очень удобно да и позорно.


VII век, времена династии Тан

Именно тогда в Китае наконец была разработана и принята к исполнению единая судебная система, и наказаний, как и казней, стало гораздо меньше по вариативности. Теперь чиновники не могли больше выдумывать все подряд, а подчинялись королевскому двору. Любые вольности на эту тему пресекались государством, особенно если это наносило осужденному травмы, несовместимые с жизнью.
Тюрьмы в те далекие времена использовались лишь для того, чтобы передержать осужденных до вынесения приговора, в тюрьму на 10 лет в то время не сажали. Дорого выходило кормить и содержать преступников. Поэтому очень плотно в историю Китая вошли различного вида колодки. Вес колодок зависел от наказания, чем сильнее провинился осужденный, тем тяжелее был вес, который мог достигать двадцати килограмм, иногда в дополнение к нему на ноги прикреплялись еще грузы. Использовались так же наручники, иногда заключенные проводили несколько месяцев с закованными руками.
Династия Тан проложила путь официальным наказаниям и разнообразие как-то поутихло.
Самой популярной пыткой для допроса стало избиение палками, при том для получения сведений использовались утяжеленные варианты, а для наказаний - облегченные палки, длина которых была около 1 метра. Использовались так же тиски для пальцев, когда осужденному медленно сдавливали пальцы колодками, пока он не сознавался. Если должного воздействия это не имело, сдавливали кисти рук, затем стопы ног и так сколько хватит воли осужденного.


Династия Цин (1644-1911)

Я сразу оговорюсь, что существует инструкция, которая наглядно показывает как следует четвертовать и пытать преступников. Не знаю, следует еще что-то говорить о жестокости судебной системы Китая еще каких-то сто лет назад.

Времена идут, а содержать преступников в тюрьмах все еще слишком дорого и зачастую для этого родственникам осужденного требовалось заплатить непомерную сумму чтобы сохранить жизнь собрату. Они частенько просили совершить смертную казнь, так как пребывание в тесной китайской тюрьме, закованным в колодки, являлось медленным смертным приговором, скорее всего осужденный все равно помрет от болезни или голода.

Рассмотрим самые популярные методы казни в те времена:

"Ли-цзя" по нашему это переводится как "клетка". Выглядели они как двухметровая клетка сделанная из бамбука или дерева, где голова осужденного закреплялась в верхней части, а ноги стояли на рейках, которые можно было постепенно убирать. Это альтернатива европейской виселице, только не надо строить больших эшафотов и сложных технических приспособлений. Все по китайски просто, а мучить человека в такой колодке можно было месяцами пока он не задыхался окончательно.





Удушение. Тут все тоже просто, смертника закрепляли у столба, накидывали веревку и два палача медленно скручивали ее концы, пока бедняга, хрипя и дергаясь, не делал последний вздох.


Распиливание. Было два варианта этой казни, обычный, когда смертника зажимали между досок и пилили от промежности вниз, до тех пор пока тот в ужасных муках не истекал кровью. И второй, способ, наполненный китайским состраданием - осужденного распиливали в районе живота поперек и он умирал гораздо быстрее чем в первом случае. Приговоренного подвешивали вниз головой, а уже потом пилили.

Лин-Чи , или "укусы морской щуки", или "смерть от тысячи порезов". Так казнили за самые жестокие преступления, поскольку процедура
могла длиться несколько часов. Смертника хорошо закрепляли у столба, иногда так что ноги не касались земли, всегда обнаженным. Палачи вооружались различными инструментами, чтобы последовательно и скрупулезно отпиливать или "отщипывать" от смертника куски. Существовала даже система мер, при которой определялось, сколько кусков и за какое время необходимо отпилить от тела бедняги. Оговорюсь, что осужденный умирал в любом случае, просто при 120 порезах это происходило очень медленно, а при 8 порезах гораздо быстрее, поскольку опиливались руки и ноги большими кусками. Были популярны: 120, 72, 36, 20 и 8 порезов.



Китай в наши дни

Даже Китайцам пришлось признать, что подобная жестокость в 21 веке неприемлема. Поэтому казнь осуществляется с помощью инъекции чаще всего, и иногда с помощью расстрела. Расстрел - это просто, это дешево, а последнее очень важно ведь казнь оплачивают родственники осужденного. Только представьте, дорогого вам человека убивают, а затем присылают счет чтобы вы оплатили его. Немыслимая для Европейцев система.

До нашей эры казни отличались особой жестокостью. Самыми «изобретательными» по части жестоких издевательств оказались китайцы, старались не отставать от них и в других странах, придумывая свои, «фирменные» казни.

Страшные китайские казни
Казни в древнем Китае отличались особой жестокостью

Китайцев по части изобретения жестоких казней, пожалуй, не смог переплюнуть никто. Один из наиболее экзотических способов наказания преступников – растягивание его над растущими побегами молодого бамбука. Сквозь человеческое тело побеги прорастали за несколько суток, причиняя этим неимоверные страдания казнимому. Именно в Китае не донёсшего на преступника человека могли разрубить пополам, там же впервые начали закапывать людей в землю живыми.
Палачи в Китае нередко пилили женщин по любому поводу. Известно, что распилены были поварихи только за то, что белизна сваренного ими риса не соответствовала цвету мудрости Хозяина. Женщин раздели и, закрепив острые пилы у них между ног, повесили за руки на кольца. Долго висеть в подтянутом состоянии они не могли, невозможно было сидеть без движения и на острие пилы. Таким образом, поварихи распилили сами себя от лона до самой груди.


Для утяжеления наказания китайские судьи применяли казнь, которая называлась «осуществление пяти видов наказания». Преступника сначала клеймили, потом ему отрубали ноги и руки, забивали до смерти палками. Голову казнённого выставляли на всеобщее обозрение на рынке.


Список самых страшных казней
В Китае устраивали ужасные казни на стадионе

Правители разных стран устанавливали смертную казнь за самые разные преступления. Нередко казни выдумывали сами судьи или палачи. Наиболее жестокими они были до нашей эры
Надо сказать, меньшей изобретательностью по части казней отличались европейские страны. Европейцы предпочитали быстрое, «небольное» умерщвление


«Наказание стеной»
В древнем Египте придумывали очень изощренные казни

Казнь под названием «наказание стеной» была изобретена в Древнем Египте. По сути, это замуровывание египетскими жрецами человека в стене подземелья. Казнимый таким образом попросту погибал от удушья.
В опере «Аида» можно видеть сцену такой казни. За совершённое государственное преступление Радомес и Аида были обречены на медленную смерть в каменной гробнице.


Распятие на кресте
Распятие на кресте - самая известная казнь

Впервые казнь путём распятия на кресте была применена финикийцами. Через некоторое время этот способ переняли у них карфагеняне, а затем и римляне.
Израильтяне и римляне смерть на кресте считали самой позорной. Часто этим способом казнили закоренелых преступников и рабов. Перед распятием человека раздевали, оставляя лишь набедренную повязку. Его били кожаными бичами либо свежесрезанными прутьями, после чего заставляли самого нести крест к месту распятия. Вкопав крест в землю у дороги за городом или на холме, человека верёвками поднимали и пригвождали к нему. Иногда осуждённому предварительно ломали голени.


Сажание на кол
Сажание на кол распространенный метод казни

Казнь путём сажания на кол изобрели в Ассирии. Таким способом наказывали жителей взбунтовавшихся городов и женщин за совершённый аборт, то есть за детоубийство.
В Ассирии казнь проводилась двумя способами. При одном варианте осуждённому колом протыкали грудь, при другом – острие кола проходило сквозь тело через задний проход. Мучившихся на коле людей часто изображали на барельефах в качестве назидания. Позже эта казнь стала применяться народами Ближнего востока и Средиземноморья.


«Корытная пытка»
Простое корыто может стать страшным оружием пыток

Одна из самых страшных пыток – «корытная пытка». Человека при этом помещали между двух пригнанных один к другому корыт, снаружи оставив только голову и ноги. Казнимого заставляли есть через силу, если он отказывался, ему кололи иглами глаза. После еды, в рот несчастного заливали молоко с мёдом, этой же смесью смазывали лицо. Корыто поворачивали к солнцу так, чтобы оно всегда светило человеку в глаза.
Через некоторое время в человеческих нечистотах заводились черви, которые заползали в кишки и ели приговорённого изнутри. Когда тот наконец умирал, и корыто снимали, под ним оказывались кишащие разными тварями внутренности. Мясо при этом уже было полностью съеденным.


Самая страшная и мучительная казнь
«Укусы морской щуки» - самая страшная китайская казнь в мире

Самая страшная казнь была придумана в Китае и применялась во времена правления династии Цин. Её название – «Лиин-Чи» или «укусы морской щуки». Так же её называли «смертью от тысячи порезов». Каждый год таким способом казнили пятнадцать-двадцать человек, причём исключительно высокопоставленных коррумпированных чиновников.
Особенность «Лин-Чи» в растягивании казни во времени. Если преступника приговаривали к полугоду или даже году мучений, палач был обязан растянуть её именно на этот период. Суть казни – в отрезании от тела человека небольших частей. Например, отрубив одну фалангу пальца, палач-профессионал прижигал рану и отправлял приговорённого в камеру. На следующее утро отрезалась следующая фаланга, и вновь производилось прижигание. Так продолжалось ежедневно.


Самоубийство считалось способом избежать страшной казни

Важно было не допустить самоубийства преступника или его преждевременную кончину. За это палач мог сам быть казнён. К концу столь изощрённой казни тело ещё недавно холёного чиновника превращалось в кусок прокопченного, вздрагивающего мяса. Физические страдания в этой казни соединялись с психологическими, моральными и статусными.

В каждой стране присутствовали свои уникальные способы наказаний и казней. Но пытки в отличались особенной жестокостью. В законах династии Цинь описывалось около 4 тысяч преступлений, за их совершением следовало жестокое наказание.

История

Во время правления династии Тан в государстве происходили важные изменения, которые затронули все области жизни. Составленное законодательство не подвергалось серьезным изменениям и просуществовало до XX века. Эти законы регулировали наказания за преступления. О пытках и известно не так много, ведь в сохранившихся источниках отсутствуют рисунки и подробные описания процесса.

Некоторые получали наказание в виде избиения бамбуковыми палками, работ на каторге или изгонялись. Но такому подвергались только люди, совершившие преступления легкой тяжести. Для других наказания были более жестокими. Осужденные на казнь подвергались пыткам. Смерть наступала раньше предполагаемой казни. Жестокость этих действий даже в настоящее время заставляет содрогнуться.


До начала прошлого века у китайских представителей закона не было понятия о презумпции невиновности и обвиняющих сторон. Полученные в процессе пыток признания, служили доказательством незаконного поступка. Этим манипуляциям подвергали не только подозреваемых, но и свидетелей нарушения. В те времена не принималось во внимание то, что человек мог согласиться со всем, чтобы его страдания прекратились. Позже стали использовать расстрел и старые казни не применяли.

Кого пытали?

Такому виду наказания подвергали всех неугодных высшим чинам людей. Такие манипуляции и убийства были обыденным делом. Как и большинство стран того периода времени, Поднебесная изобретала свои способы казней. Их распространенность объяснялась тем, что денежная компенсация или помещение в тюрьму для отбывания срока считались не достойными наказаниями. Пыткам подвергали любого нарушившего закон. В то время это были:

  • воры;
  • шпионы;
  • люди, которые не верили в Бога;
  • женщины, рожавшие детей, не имея мужа;
  • представители нетрадиционной ориентации;
  • те, кто изменил своему мужу или жене;
  • неугодные правительству люди.

Пытки женщин

В Древнем Китае провинившиеся были равны. Поэтому женщин тоже подвергали пыткам. Истязания над ними были своеобразными.

Известны следующие способы пыток:

  • при помощи пилы. Женщин приковывали руками к стене и сажали на пилу. От неудобства они начинали ерзать на конструкции и причиняли себе боль;
  • с использованием коня. Конструкция представляла бревно треугольной формы. На острие сажали женщину. Острие было снабжено шипами. От боли и дискомфорта женщина ерзала и повреждала половы органы;
  • бамбуковый кол. Такой способ казни использовали для наказания изменщиц;
  • при помощи змей. Женщину укладывали неподвижно, после чего заливали немного молока во влагалище. Змея заползала туда, чувствуя запах молока. Мучили жертву до смерти.

Разновидности истязаний

Разнообразие древних способов наказания удивляет современных людей. Хладнокровность казней поражает. В Поднебесной истязания предназначались для получения признания из человека.

Все разновидности пыток, существовавшие в Китае, перечислить невозможно, наиболее распространены следующие:

  • зажимание рук и ног;
  • кровавый орел;
  • давление на колено при помощи тисков;
  • избиение бамбуковыми палками по области икр;
  • прокалывания ногтей на конечностях при помощи тонких палочек из бамбука;
  • тигровая скамья: преступника приковывали к спинке конструкции и тянули ноги в разные стороны;
  • кровать-колодка: клали на кровать несколько человек таким образом, чтобы не было свободного пространства между ними, сверху придавливали крышкой из дерева;
  • дробление фалангов пальцев тисками;
  • надевание на ноги преступника башмаков из стали;
  • постепенное затягивание на голове обруча из металла;
  • вырезание коленных чашечек;
  • отрезание носа;
  • постановка клейма;
  • кастрация;
  • бросание в ванну с живыми угрями;
  • наказание при помощи медной статуи.

Если осужденные выживал, то его ждала смертная казнь.

Это наиболее известные китайские древние пытки, которые использовали.

Для проведения истязаний в древности имелось специальное помещение. Эта была холодная комната без окон и освещения. Источники света отсутствовали. Во время наказания жертву привязывали. Часто смерть провинившихся наступала от переохлаждения.

Самыми суровыми наказаниями были:

  • пытки водой;
  • истязания бамбуком;
  • наказание при помощи вареного мяса;
  • пытки насекомыми.

Пытка водой

Истязания водой славились своей жестокостью в древности. Орудие пытки напоминало воронку, сверху она была покрыта кожей. Такая конструкция пытки кажется безобидной. Но при пристальном рассмотрении заметны вмятины. Это отпечатки от зубов мучеников. Такой вид испытания считался наиболее гуманным. За эти характеристики таким пыткам можно было подвергать женщин.

Для осуществления этой пытки осужденного привязывали спиной к скамье. Голова человека должна находиться в приподнятом состоянии. В глотку вталкивали конструкцию и вливали туда жидкость. Истязаемый испытывал нехватку воздуха и выраженную боль от вливания капель. Продолжалась эта манипуляция достаточно долго.

Также использовали и другой вариант пыток – капающей водой. Преступника привязывали так, чтобы он не мог совершать никаких движений. Над головой подвешивался сосуд с жидкостью, в котором было узкое отверстие. Из него постоянно выткала вода на область лба жертвы. Брызги попадали на голову. Пытка каплей изводила человека. Создавалось впечатление, что капающая капля оставляет углубление во лбу.


На первой взгляд такая процедура кажется полностью безвредной. Но капающая вода служит самым худшим вариантом психологического воздействия. Со временем у заключенного развивается нервное напряжение, которое приводит к психическому расстройству.

Именно психологическое воздействие китайской пытки водой позволяло получить необходимые сведенья при проведении этой манипуляции.

Казнь бамбуком

Истязания бамбуком и водой занимают первое место по своей жестокости. Эта манипуляция известна во всем мире. Но ученые считают, что это способ устрашения людей. Документальных подтверждений о проведении казни не найдено.

Бамбук обладает рекордными темпами роста, его разновидности могут вырастать на метр за сутки. Такой способ казни использовался часто в азиатских странах.

Китайскую пытку бамбуком назначали людям, которые совершили тяжелые преступления. К таковым относили следующие:

  • шпионаж;
  • измена государству;
  • убийство или нанесение увечий высокопоставленным лицам.

Перед началом казни подготавливали бамбук. Его затачивали таким образом, чтобы его стебли напоминали острие копья. После этого жертву необходимо было подвесить в горизонтальном положении. Заточенные стебли должны были оказаться под животом или спиной. После чего растение хорошо поливали.

Из-за быстрого роста молодого растения, острые стебли в скором времени врезались в тело нарушителя. Это доставляло ему сильные мучения. Смерть была долгой.

Казнь мясом в Китае

Пытка вареным мясом кажется, на первый взгляд, не таким страшным испытанием. Но при длительном употреблении только этого продукта в пищу развивались серьезные нарушения пищеварения. В древности часто применяли такое свойство продукта. Длительность такой казни достигала месяца. Жертва в этот период испытывала сильнейшие страдания. Перед казнью необходимо было, чтоб надзиратель сварил мясо.

Преступник содержался в узкой и маленькой клетке. Человек в ней мог сидеть или лежать. Его обеспечивали питьем, а для питания давали вареное мясо. Спустя месяц экзекуции жертва погибала.

Эффективность пытки зависит от привычного типа питания. Если осужденный привык употреблять только растительные продукты, то такие перемены в диете сказывались на здоровье. Гунны или монголы не погибали от такой казни, так как мясо составляло большую часть их рациона. Мясо варили без каких-либо добавок.

Жертва погибала из-за влияния трех факторов:

  • системы организма не справлялись с таким количеством животной пищи из-за выработки малого количества ферментов. Из-за наращения пищеварения происходил сбой во всех системах организма;
  • длительное пребывание в одной позе. Этот фактор приводил к застоям в кишечнике, что мешало перевариваться пище;
  • при варке мяса образуются азотистые продукты, которые являются токсическими для организма. Это сказывается на всем организме.

Наказание насекомыми

Известна также пытка сколопендрой в ухе. Китайцы таким пыткам подвергали шпионов. Эта манипуляция также влияла на психическое состояние. Наличие насекомого в ухе доставляло человеку сильные страдания. Связано это с тем, что сороконожка выделяет жгучий яд.


Для пытки использовали сколопендру среднего размера. . В открытом пространстве сороконожка проявляла себя активно, и при попадании в ухо, впадала в бешенство.

Человека перед манипуляциями привязывали к кровати. Также фиксировали голову, чтобы преступник не смог извлечь сколопендру. После этого палач засовывал насекомое в ухо. При раздражении рецепторов уха возникало чувство рвоты и головокружение. Жертва испытывала дискомфорт. При повреждении ушного канала, насекомое могло пробраться в головной мозг.

Запрет

Страшные пытки были отменены с приходом новой власти. Но получение информации с помощью воздействия холода и побоев проводится и в XXI веке. Но постановление правительства запрещает использовать признания полученные данным способом. Принуждения запрещены государством. Но даже в настоящее время над преступниками в тюрьмах надзиратели могут издеваться.

Китайские казни и пытки отличались своей изощренностью. В КНР такие расправы полностью искоренены. Сегодня для наказаний преступников используют более гуманные способы.

Все началось с наших первобытных предков, когда у них возникла необходимость защитить свои уязвимые и непрочные социальные группы от соседних воинственных племен, наводя на последних страх. Жестокое обращение с пленниками, взятыми в результате межплеменных столкновений, должно было служить предостережением другим потенциальным врагам. Кроме того, жестокость в отношении чужаков сплачивала племя и связывала его членов узами общей ненависти. Именно по этой причине пленники вряд ли могли рассчитывать на легкую смерть, сначала им предстояло помучиться в назидание, как врагам племени, так и его членам, а уже потом умереть. Преступников старались наказать, чтобы совершать подобное впредь им было неповадно, а если же их приговаривали к смерти, то казнили каким-нибудь показательно-изуверским способом, чтобы неповадно было всем остальным. Казнь совершалась с церемониальными действами, привлекала толпы народа и превращалась в зрелищное мероприятие, нередко окруженное праздничной атмосферой карнавала. Итак, если казнь призвана служить средством устрашения, то следует организовать это мероприятие так, чтобы его воочию увидели как можно больше людей. Как ни странно, многие из тех, кто ратует сегодня за отмену смертной казни, также выступают за публичную казнь, хотя из совершенно противоположных соображений, мотивируя свою позицию тем, что чем больше людей увидит этот позорный спектакль, тем больше появится у них сторонников. Однако история показывает, что публичные казни на площадях городов, как это ни печально, только возбуждали кровожадность толпы и уж отнюдь не подвигали людей на борьбу за отмену смертной казни.

Ещё с давних времён способы расправы над преступниками в Китае были разнообразными, своей изощрённостью и жестокостью, они ужасали ум, и сердце даже порой не самых преданных гуманистов. Древний Китай был царством того, что в китайском называется “жоу син”. Слово это обычно переводится на русский как “телесные наказания”, но более точным переводом было бы “членовредительские наказания”. Для этого использовались, например, ножи и пилы. Они применялись для отпиливания конечностей, а долота и сверла были нужны для другого распространенного наказания - удаления коленных чашечек. Список этот, однако, не полон. В те времена, в I тыс. до н.э., единое законодательство еще не сформировалось, и каждый князь, каждый судья выдумывал свои расправы над преступниками и пленными.



Наиболее распространенными были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, а попавшемуся второй раз рецидивисту - и другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение. Все эти наказания упоминаются в текстах тех времен очень часто, и порою кажется, что отрезание ушей, например, играло такую роль, как в советские времена пресловутые “15 суток”. Очень широко применялась кастрация. Известно, что наказанию этому подвергали не только мужчин, но и женщин. С мужчинами все понятно, но из текстов видно, что палачи проделывали что-то и с половыми органами осужденной на это наказание женщины, хотя сущность процедуры из сохранившихся отрывков не понятна. Однако ясно, что эта неизвестная процедура была мучительной и навсегда делала для наказанной таким образом половой акт то ли невозможным, то ли очень болезненным. Кастрированных мужчин отправляли в евнухи или стражники, а женщины становились дворцовыми рабынями. Впрочем, очень заметная часть наказанных просто умирала вскоре после операции от заражения крови. Как известно, кастрации был подвергнут выдающийся китайский историк Сыма Цянь. Впрочем, для Сыма Цяня кастрация была милостью, ведь ею заменили смертную казнь.

Но время шло, и в Китае сложилась традиционная система пяти видов наказаний. Все они сводились к телесным наказаниям или каторжным работам. В отношении чиновников существовала также практика разжалования в титулах или понижения в должности, что означало автоматическое снижение материальных доходов. Штрафы или даже пребывание в тюрьме в древнем Китае наказаниями не считались. Со времен династий Суй и Тан, то есть с конца VI и начала VII века, наказания приобрели следующий вид:

1. Битье легкими бамбуковыми палками (от 10 до 50 ударов).
2. Битье тяжелыми бамбуковыми палками (от 50 до 100 ударов). При особенно ревностном исполнении, этот вид наказаний мог не только искалечить наказуемого человека, но привести к его смерти.
3. Каторжные работы на срок от 3 до 5 лет.
4. Временная или пожизненная ссылка в места, отдаленные от родины преступника на 2-3 тысячи ли. Такая ссылка часто означала военную или гражданскую службу на границе.
5. Смертна казнь. В отношении высших придворных лиц и членов императорской фамилии применялся и такой «гуманный» вид смертной казни, как пожалование права на самоубийство, который приводился в исполнение путем принятия яда или заглатывания острой золотой или металлической пластинки.


Помимо пяти основных наказаний, имелись и дополнительные наказания, например, ношение кандалов и деревянной колодки на шее (канги). Канга имела вид квадратной доски с дыркой для головы посередине, которая могла весить до 20 кг. Человек с кангой на шее не мог самостоятельно лежать и принимать пищу, так что ему приходилось уповать лишь на помощь родственников или других добрых людей. Обычно срок ношения канги составлял от одного до трех месяцев. При этом преступника выставляли на всеобщее обозрение в бамбуковой клетке.

В числе других традиционных китайских наказаний фигурируют также бичевание, клеймение и, наконец, пытки. Законы китайской империи допускали, и даже предписывали применение пыток на стадии дознания, в том числе побоев, стояния коленями на цепях или битом стекле, защемления пальцев и коленей деревянными тисками, выкручивания ушей и т.п. Вплоть до 20 века, в Китае не существовал четких представлений о сторонах обвинения и презумпции невиновности. Поэтому признание под пыткой считалось доказательством правды, да и пыткам подвергались не только обвиняемые, но и свидетелей. Так сохранилась в очерках очевидцев древней династии Вей вовсе абсурдная история. Носильщик соли и носильщик хвороста поспорили о том, кому принадлежит баранья шкура, в которой переносили грузы. Судья приказал помощникам подвергнуть шкуру пыткам, и узнать правду. Шкуру расстелили на земле и стали бить по ней палкой. Вскоре из шкуры выступили крупинки соли, и носильщик хвороста признался, что говорил неправду.

Что же касается смертных казней то виды смертной казни также не отличались однообразием. Преступников жгли на кострах, разрывали колесницами на две или четыре части, им выламывали ребра, их варили в котлах, их распинали, их разрубали пополам. Помимо обезглавливания, особой популярностью пользовалось закапывание в землю живьем. Именно таким образом расправлялись с пленными, так что и поныне археологи часто обнаруживают характерные захоронения погребенных живьем людей (с открытыми ртами, в скорченных позах, порою по десятку человек в одной могиле). Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась “осуществить пять видов наказаний”. При этом преступника следовало: “сначала клеймить, отрезать нос, отрубить левую ногу, отрубить правую ногу, и забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение”. Наконец, за особо тяжелые преступления весь род преступника подлежал уничтожению. Полагалось казнить не только виновного, но также его отца, мать, жену, наложниц, братьев (с женами), сестер (с мужьями), сыновей.

Преступника всегда вели на смерть в канге, которая превращала путь от тюрьмы и до лобного места в немалое испытание - ведь для смертников полагались утяжеленные колодки особо большого размера. Иногда женщин, осужденных за особо тяжелые преступления, не заковывали в кангу. Однако радоваться виновнице не приходилось: ведь это означало, что ее перед смертью заставят “покататься на деревянном осле”. Женщину раздевали догола и крепко связывали ей руки, а потом сажали верхом на деревянного осла с острым хребтом (иногда для надежности ее ноги прибивали к нему гвоздями). Фактически преступницу заставляли сидеть верхом на деревянном лезвии, которое под весом ее же собственного тела вонзалось осужденной в тело. От боли женщина начинала вертеться и подпрыгивать, инстинктивно пытаясь освободиться, но таким образом она только рвала себе кожу и мясо. Эти ее корчи лишь усиливали мучения преступницы и доставляли немало удовольствия зрителям. Деревянный осел был снабжен колесиками, так что его катили от тюрьмы.

Самая мучительная казнь средневекового Китая - это “медленное разрезание” (кит. линчи). Иногда европейцы именовали его “разрезанием на 1000 кусков”. Наказание “линчи” было не только самым жестоким, но и самым редким. В начале XIX века, например, к этой казни по всей стране приговаривалось в среднем 15-20 человек ежегодно. Для того, чтобы получить такой приговор, надо было совершить действительно тяжкое преступление - например, отцеубийство .

Казнь “линчи” официально вошла в китайское законодательство в XII веке, хотя применялась она с незапамятных времен. Так, в конце III в. до н.э. именно этим способом были замучены все дочери императора Цинь Ши-хуана. Новые властители не хотели, чтобы род императора уцелел, и решили отделаться от конкурентов самым надежным способом: принцы были немедленно перебиты, а принцессы (их было более двадцати, от разных наложниц) были посажены в тюрьму. Вскоре девушек приказали вывести на главную столичную площадь и там казнить, “голыми привязав к столбам и отрезав им руки и ноги”.

Сохранилось множество китайских описаний и несколько изображений этой казни. Осужденного, раздев догола, крепко привязывали к деревянному столбу. Иногда, судя по гравюрам, руки и ноги ему не связывали, так что двигать ими он мог свободно. Временами вместо столба применялся крест, и в таком случае руки стоящего осужденного привязывали к перекладине. Когда осужденный был привязан к столбу или кресту, палачи (двое или трое) готовились к работе. Главным их инструментом служили ножи и пила-ножовка. Жертве давали посмотреть на инструмент, а иногда - с шуточками объясняли, как именно палачи будут этим инструментом пользоваться. После этого палач приступал к делу: начинал отрезать у преступника куски тела. Существовало множество способов казни. Суд обычно заранее определял, сколько “резаний” должен получить преступник, то есть сколько кусков его тела должен отрезать палач. Вот как, например, полагалось сделать при “20 резаниях”: “1,2 - отрезать левую и правую брови; 3,4 - срезать мясо с левой и правой ягодицы, 5,6 - срезать левый и правый соски и мясо с груди; 7,8 - отпилить кисти рук; 8,9 - отпилить руки по локоть; 11,12 - отпилить стопы; 13,14 - отпилить ноги по колено; 15 - распороть живот; 16 - перерезать горло; 17,18 - отпилить руки по плечи; 19,20 - отпилить ноги по пах”. Как видим, смерть наступала еще в середине казни. При “8 резаниях”, которые стали чаще применяться в более позднее время соответственно казнь состояла из 8 разрезов. “20 резаний” и, тем более, “8 резаний” были самыми мягкими видами этой казни. В цинскую эпоху применялись также “36 резаний”, “72 резания” и “120 резаний”. Количество “резаний” могло быть и очень большим, известны случаи, когда за особо тяжкие преступления полагалось “3000 резаний”. В этом случае плачи обтягивали тело жертвы мелкой сеткой. Сетку стягивали потуже, и помощник палача щипцами захватывал небольшой кусочек плоти, который выступал в ячейке, и вытягивал его. После этого палач отхватывал этот кусок небольшим острым ножом. В таком случае жертве часто давали легкое обезболивающее, которое предотвращало (или, скорее, оттягивало) болевой шок, и мучения могли длиться целый день. С другой стороны, в виде милости казнь преступника часто убивали первым же ударом, так что казнили уже труп. Впрочем, даже в этом случае казнь считалась особо тяжелой. Китайцы верили, что в загробной жизни человек будет выглядеть также, как в момент смерти, и никому не хотелось ползать по загробному миру в виде обрубка с отрезанными по локоть руками и отпиленными по колено ногами.


Этим, кстати, и объясняется парадокс: относительно безболезненное казнь обезглавливанием считалась в Китае более тяжелой, чем удавление. Гравюры дают неплохое представление о том, как проводилась казнь через обезглавливание. Жертву раздевали по пояс и ставили на колени со связанными за спиной руками. После этого палач наносил удар широким мечом.

Еще одним видом казни было удавление. Виселица в Китае не применялась, и осужденного именно удавливали. Палачи медленно скручивают веревку специальными палками, постепенно удавливая осужденного. По свидетельствам очевидцев, удавление могло длиться очень долго, до часа, так как палачи временами ослабляли веревку и давали почти задушенной жертве сделать несколько судорожных вздохов, а потом опять затягивали петлю.

Но это были традиционные способы наказания. А вот Вам, на закуску, рассказ о нетрадиционных видах наказаний, которые имели место быть в древнем Китае. В числе нетрадиционных видов казни, практиковавшихся еще за несколько веков до новой эры, китайские источники упоминают такие как варка в большом медном котле, варка в малом медном котле, выламывание ребер, вырезание коленных чашечек, четвертование, подвешивание на крюк, заливание свинца в горло, и т.д., и т.п.

Это были традиционные способы наказания. А вот Вам, на закуску, рассказ о нетрадиционных видах наказаний, которые имели место быть в древнем Китае. В числе нетрадиционных видов казни, практиковавшихся еще за несколько веков до новой эры, китайские источники упоминают такие как варка в большом медном котле, варка в малом медном котле, выламывание ребер, вырезание коленных чашечек, четвертование, подвешивание на крюк, заливание свинца в горло, и т.д., и т.п.

Так называемая «китайская пытка» . Человека усаживали в очень холодной комнате, привязывали его, так, что он не мог пошевелиться или пошевелить головой, и в полной темноте ему на лоб медленно капали холодной водой. Через некоторое время человек замерзал либо сходил с ума от невыносимости увернуться от постоянного капания на тело.

Одной из тяжелых наказаний для человека было «наказание бамбуком» , когда виновного сажали на молодой бамбук и привязывали его к нему! Как мы знаем, он очень быстро растет и таким образом разрывает преступника на части. Некоторые из его китайских сортов могут за день подрасти на целый метр ввысь. Как это делается:1) ростки живого бамбука затачиваются ножом, чтобы получились острые «копья»;2) жертва подвешивается горизонтально, спиной или животом над грядкой молодого заостренного бамбука; 3) ростки бамбука вонзаются в кожу мученика и прорастают сквозь его брюшную полость, причиняя экстремально болезненную смерть. Согласитесь, такое наказание очень жестокое по отношению к человеку, чтобы он не сделал.


Пытка крысами. Эта пытка была очень популярна в древнем Китае. Как это делается:1) раздетого донага мученика кладут на стол и привязывают; 2) большие, тяжелые клетки с заразными голодными крысами кладутся арестованному на живот и грудь. Клетки открываются со дна; 3) на вершину клетки кладутся раскаленные угли, чтобы возбудить крыс; 4) пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь во плоти жертвы.

«Кулинарный» способ расправы. Осужденного долго кормили недоваренным рисом, после этого в животе у казнимого набухал и разрывался желудок и кишечник, что вызывало внутреннее кровоизлияние, что позволяло казнимому умирать долго и очень мучительно.

Ещё один «оригинальный» способ казни, дословное название "смерть от тысячи порезов" . Казненному с помощью специальных ножей наносились глубокие, небольшие надрезы. Он мог умереть от нескольких причин, либо от потери крови, либо от болевого шока, так как надрезы наносились один за другим без остановки. В конце такой казни на теле человека как правило, не оставалось ни единого живого участка кожи.

Неверных жен в Китае казнили изощренно. Женщину связывали так, чтобы она не могла пошевелиться, а ноги раздвигали, и между ног вливали молоко, после чего выпускали змею. Так как змеи очень хорошо чувствуют запах молока, они заползали в самое глубокое место женщины, от чего женщины умирали в тяжелых муках.

«Обезьяна, сбрасывающая одежду». Сначала готовили утыканный острыми иглами лист металла, сворачивали его в форме бочки иглами вовнутрь. Один из палачей обхватывал эту железную «бочку» руками, а другой брал жертву за волосы, и протаскивал через нее. Иглы разрезали плоть, в это время палач, стоящий рядом с чашкой соленой воды, неспешно кропил ею растерзанное окровавленное тело.

«Одевание плаща из пальмовых волокон». Суть пытки заключалась в том, что расплавленный черный свинец выливали вместе с кипящим маслом на спину и плечи казнённому. При этом кожа медленно трескалась и разрывалась, и во все стороны летели брызги крови, смешанные с маслом. Тело человека напоминало большой красный плащ из пальмовых волокон.

«Подвешивание вышитых шариков». Кузнецу был специально заказан небольшой меч с четырьмя или пятью небольшими крючками на лезвии. Входил он в тело человека как по маслу, но крючки цеплялись за плоть, и когда палачи выдергивали меч, в стороны разлетались куски человеческой плоти.

В Древнем Китае некоторые императоры поручали пытки детям. Детям, которые не ведают категорий добра и зла. Более того, в силу, так сказать, ангельской своей природы просто не понимают, что такое жестокость. Говорят, не было издевательств изощреннее, чем те, что совершали дети.

Пытки в Китаеотличались друг от друга жестокостью и ужасными муками, которые испытывал осужденный. К моменту смерти он уже молился о том, чтобы все поскорее закончилось. Узнав о таком способе наказания, начинаешь немного удивляться и понимать, как китайцам удается достигать поставленных целей в развитии страны.

Страх людей перед такими пытками и наказанием был настолько велик что не редко приводил к доносам и предательствам! После свержения маньчжурской династии Цин, применение пыток при допросах было запрещено указом президента Китайской республики от 2 марта 1912 года.

Наверное, рассказы о “китайских пытках” в России слышали все. Иногда – с деталями. “Пытка бамбуком”, “пытка крысой”, “промывание мозгов” -- список “китайских пыток”, о которых с давних времен рассказывают во всех подробностях, огромен. Действительно, рассказы (или, скорее, россказни) о китайских пытках распространились по Европе в конце прошлого века. Одна только проблема: большей части этих пыток в действительности никогда не существовало, или, говоря осторожнее, “их существование не подтверждается надежными материалами”.

Относится это, кстати, и к истории пыток вообще. Слишком часто авторы публикаций на эту тему опираются на всяческие сплетни и байки, которые на поверку сплошь и рядом оказываются или пропагандой, или BDSM фантазиями, или причудливой смесью того и другого. Спору нет – дыма без огня не бывает, и, скажем, испанская инквизиция представляла из себя не самое приятное учреждение. Однако страшные рассказы об Инквизиции и описания якобы применявшихся ею жутких и зачастую просто физиологически невозможных пыток часто взяты из пропагандистских брошюр протестантов – давних врагов католицизма, Испании и Инквизиции.

В конце прошлого века всяческие фантастические пытки в Европе стали приписывать китайцам. Не то чтобы Китай особо ненавидели или считали нужным вести против него пропаганду – нет, просто большая и таинственная страна, населенная странными людьми и со странными законами была весьма подходящим местом для любителей пофантазировать на BDSM темы. Особо отличились французы, в частности – очень известный в конце XIX века скандальный писатель Октав Мирбо. Его роман “Сад пыток” (1889), в котором речь идет якобы о Китае, любой человек, даже совсем слегка знакомый с китайскими законами, не может читать без улыбки. Однако этот полет садомазохистского воображения (и другие, подобные, хотя и менее известные), во многом повлияли на отношение к Китаю и сформировали миф о “китайских пытках”.

Что же, средневековые китайцы были гуманистами? Нет, конечно. Китайские палачи, может, уступали своим немецким или японским современникам, но в пытках и казнях они толк знали. Что же на самом деле представляли из себя настоящие, а не выдуманные “китайские пытки” (и “китайские казни”)? Речь пойдет только о тех пытках, существование которые не вызывает сомнений, то есть о пытках, которые упоминаются в самих китайских законах и иных документах, либо же о тех, свидетелями которых были европейские путешественники прошлых веков.

ВРЕМЕНА ДРЕВНИЕ

Китай – не только очень большая страна (на протяжении последних двух тысяч лет китайцы составляли примерно четвертую-пятую часть населения планеты), но и страна с очень древней историей. Китайское государство возникло в те времена, когда Египтом правил Тутанхамон, а главной военной державой Ближнего Востока была Ассирия. Где теперь та Ассирия и где тот фараоновский Египет? И следа не осталось, а Китай – есть.

VII век н.э., времена правления династии Тан, в истории китайских законов (и китайских пыток) является важным водоразделом. Именно тогда было составлено китайское законодательство, которое с небольшими изменениями просуществовало вплоть до конца прошлого века. О нем речь и пойдет дальше, однако для начала надо сказать немного о пытках и казнях в Древнем Китае. Правда, надо признать: знаем мы о них довольно мало, ведь от тех давних времен почти не сохранилось ни подробных описаний, ни рисунков.

Древний Китай был царством того, что в китайском называется “жоу син”. Слово это обычно переводится на русский как “телесные наказания”, но более точным переводом было бы “членовредительские наказания”. Действительно, древнекитайские законы полны таких фраз: “Для большого наказания используются доспехи и оружие (имеется в виду поход против бунтовщиков – авт.), для следующего – топоры и секиры (орудия смертной казни – авт.), для среднего наказания – ножи и пилы, для следующего – долота и сверла , для легкого – палки и плети”. Упомянутые “ножи и пилы” применялись для отпиливания конечностей, а долота и сверла были нужны для другого распространенного наказания – удаления коленных чашечек.

Список этот, однако, не полон. В те времена, в I тыс. до н.э., единое законодательство еще не сформировалось, и каждый князь, каждый судья выдумывал свои расправы над преступниками и пленными. Наиболее распространенными были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, а попавшемуся второй раз рецидивисту – и другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение. Все эти наказания упоминаются в текстах тех времен очень часто, и порою кажется, что отрезание ушей, например, играло такую роль, как в советские времена пресловутые “15 суток”.

Очень широко применялась кастрация. Известно, что наказанию этому подвергали не только мужчин, но и женщин. С мужчинами все понятно, но из текстов видно, что палачи проделывали что-то и с половыми органами осужденной на это наказание женщины, хотя сущность процедуры из сохранившихся отрывков не понятна. Однако ясно, что эта неизвестная процедура была мучительной и навсегда делала для наказанной таким образом половой акт то ли невозможным, то ли очень болезненным. Кастрированных мужчин отправляли в евнухи или стражники, а женщины становились дворцовыми рабынями. Впрочем, очень заметная часть наказанных просто умирала вскоре после операции от заражения крови. Как известно, кастрации был подвергнут выдающийся китайский историк Сыма Цянь. Впрочем, для Сыма Цяня кастрация была милостью, ведь ею заменили смертную казнь.

Виды смертной казни также не отличались однообразием. Преступников жгли на кострах, разрывали колесницами на две или четыре части, им выламывали ребра, их варили в котлах, их распинали, их разрубали пополам. Помимо обезглавливания, особой популярностью пользовалось закапывание в землю живьем. Именно таким образом расправлялись с пленными, так что и поныне археологи часто обнаруживают характерные захоронения погребенных живьем людей (с открытыми ртами, в скорченных позах, порою по десятку человек в одной могиле). Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась “осуществить пять видов наказаний”. При этом преступника следовало: “сначала клеймить, отрезать нос, отрубить левую ногу, отрубить правую ногу, и забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение”. Наконец, за особо тяжелые преступления весь род преступника подлежал уничтожению. Полагалось казнить не только виновного, но также его отца, мать, жену, наложниц, братьев (с женами), сестер (с мужьями), сыновей
Впрочем, уже в эпоху династии Хань (II век до н.э. -- II век н.э.) наказания заметно смягчились. В 167 г. до н.э. большинство членовредительских наказаний было отменено (впрочем, некоторые из них время от времени вновь появлялись в законодательстве, пока не исчезли окончательно в VII-VIII веках). На смену отрезанию носов и вырезанию коленных чашечек пришли избиение бамбуковыми палками или отправка на каторгу. Меньше стало и видов смертной казни.

Однако настоящие перемены произошли только в VII веке, в правление династии Тан. Введенная тогда система просуществовала почти полтора тысячелетия, поэтому о ней мы и поговорим (вдобавок, об этом, не столь удаленном от нас, периоде известно много больше).
ТЮРЬМЫ

Тюрьма – место неприятное, и к средневековым китайским тюрьмам это относится в полной мере. Представляли они из себя глинобитные домишки без окон, причем одну из стен заменяла деревянная решетка, через которую тюремщики могли видеть все, что происходит внутри. Как и во всех средневековых странах, в Китае в тюрьмах осужденных не держали – слишком дорогим было бы это удовольствие, ведь заключенных кормить и стеречь надо. По сути, тюрьмы в те времена играли роль нынешних КПЗ – в них находились либо подследственные, либо приговоренные к смертной казни и высылке. Смертники ожидали, когда приговор будет утвержден в столице (без этого он был недействителен), а будущие ссыльные ждали этапирования. Обычно тюрьма имела два отделения – то, что побольше, предназначалось для мужчин, а то, что поменьше – для женщин. Контакты между ними строго пресекались, хотя сами тюремщики всегда могли позабавиться с понравившейся им заключенной – на это есть немало документальных свидетельств. Теоретически это запрещалось, но сами женщины зачастую не имели ничего против.
Главная забота тюремщиков была проста – не дать заключенным убежать. Тюрьма обычно представляла из себя довольно хилое сооружение, никакой сигнализации, освещения и прочих сторожевых вышек в те времена не было, поэтому главным способом защиты от побегов были колодки. Самый распространенный тип колодки – “канга” (по-китайски “цзя”). Применялась она очень широко: в эту шейную колодку заковывали практически всех заключенных. Единственным исключением были женщины, совершившие мелкие правонарушения. Форма и размеры шейных колодок менялись с течением времени. В эпоху Цин (1644-1911) колодки представляли из себя прямоугольную доску размером метр на метр, с круглым вырезом для шеи в центре. Доска эта состояла из двух раздвижных частей и, после того, как в нее вставляли шею преступника, она закрывалась на замок. Это означало, что преступнику или преступнице приходилось все время таскать на плечах и шее нечто вроде раздвижного стола без ножек, весом примерно 10-15 кг (вес и размер зависел от тяжести преступления).
В дополнение к шейной применялись и ручные колодки, а также и металлические наручники. Замка на них не было, их просто наглухо заклепывали, вынуждая осужденного или осужденную проводить недели и месяцы со скованными за спиной руками. Были и более “серьезные” типы оков. Худшим типом была “ложе”, в которое укладывали склонных к побегу преступников. Ложе представляло из себя что-то вроде кровати, к которой осужденного прикрепляли за руки, ноги, шею и пояс. В полной неподвижности, в собственных испражнениях, терзаемый клопами и вшами, преступник проводил дни и недели. Он мог лишь благодарить судьбу, если соседи по доброте отгоняли от него крыс…

Для перевозок преступников на большие расстояния применялась специальная тележка. Представляла из себя она ящик на колесах. Преступника усаживали в ящик на корточки, причем верхняя крышка ящика имела дырку и представляла из себя знакомую нам кангу. Таким образом, преступник сидел в ящике, а голова его торчала наружу, зажатая колодкой. Понятно, что поесть без посторонней помощи он не мог, а испражняться ему приходилось под себя.

Вопреки широко распространенному мнению, китайские пытки особым разнообразием не отличались. В этом отношении китайским палачам средневековья было далеко и до их японских или западных коллег, и до своих же предшественников (в древнем Китае пыток было немало). Со времен династии Тан (VII – X века) закон признавал только три вида допустимых пыток, причем любая самодеятельность и изобретательность следователей пресекалась, особенно если она кончалась смертью подследственного.

Самой распространенной пыткой было избиение палками. Плети и кнуты в Китае также применялись, но довольно редко. Допрашиваемого клали на землю, снимали с него штаны и начинали бить палками по ягодицам и бедрам, а иногда – и по пяткам. При всей незатейливости метода, в умелых руках он был вполне эффективным, так что в большинстве случаев избиваемый сознавался. Размер и вес палок определялся инструкциями, и в разные эпохи был разным. Между прочим, для наказания применялись облегченные палки, а для пытки -- утяжеленные. В XVI-XIX веках длина палки для допросов равнялась примерно метру.

Особо упорного преступника ждали тиски для костей рук. Они представляли из себя соединенные шнурками палочки, между которых вставлялись пальцы обвиняемого. Палач сдавливал палочки – треск костей, отчаянный крик и, скорее всего, признание. Если же это не помогало, то в дело шли ножные тиски, устроенные примерно так же.

Все остальное было самодеятельностью следователей, за которую они в случае чего могли и получить от вышестоящих органов. Среди самых неофициальных пыток широко использовалась пытка водой, пресловутое “промывание мозгов”. От похожей европейской пытки она отличалась тем, что воду человеку вливали в нос, а не в рот, так что заполняла она в первую очередь легкие. Зачастую перед пыткой человека подвешивали за ноги. Изредка применялось и дыба (вертикальная, как, например, в России). Применяли в Китае и пытки огнем и раскаленным железом, однако были они немалой редкостью.

В послетанскую эпоху в Китае существовало “5 видов наказаний”: наказание малым числом ударов палками, наказание большим числом ударов палками, ближняя ссылка, дальняя ссылка, и смертная казнь. Нас сейчас интересует только смертная казнь, о ней дальше и пойдет речь.

Смертный приговор обычно утверждался в столице, причем иногда император мог и смягчить наказание. Утверждение приговора занимало немалое время, и смертнику приходилось проводить в тюрьме долгие месяцы. Наконец, приходил приговор, и наступала пора готовиться к смерти. Никаких “последних желаний” Китай не знал, и как-то утром смертника будили, чтобы отправить в последний путь.

Довольно долго в Китае существовал обычая, по которому осужденных вели на место казни совершенно голыми. Только в V веке н.э. власти решили, что вместе гнать на казнь голых мужчин и женщин – это “оскорбление нравственности”. С тех пор было решено, что осужденных надо вести на казнь одетыми. Соответствующий закон вышел в V веке, но, судя по описаниям и рисункам современников, прижился он не сразу. Еще долго жителям китайских городов приходилось наблюдать процессии связанных одной веревкой или (в более поздние времена) закованных в шейные колодки и совершенно голых мужчин и женщин, которые медленно брели к месту казни, часто – под проливным дождем или при 40-градусной жаре. В более поздние времена осужденных стали раздевать уже перед самой казнью. На большинстве гравюр времен династии Цин (1644-1911) осужденные обоего пола изображены обнаженными по пояс.

Преступника всегда вели на смерть в канге, которая превращала путь от тюрьмы и до лобного места в немалое испытание – ведь для смертников полагались утяжеленные колодки особо большого размера. Иногда женщин, осужденных за особо тяжелые преступления, не заковывали в кангу. Однако радоваться виновнице не приходилось: ведь это означало, что ее перед смертью заставят “покататься на деревянном осле”. Женщину раздевали догола и крепко связывали ей руки, а потом сажали верхом на деревянного осла с острым хребтом (иногда для надежности ее ноги прибивали к нему гвоздями). Фактически преступницу заставляли сидеть верхом на деревянном лезвии, которое под весом ее же собственного тела вонзалось осужденной в промежность. От боли женщина начинала вертеться и подпрыгивать, инстинктивно пытаясь освободиться, но таким образом она только рвала себе кожу и мясо в паху. Эти ее корчи лишь усиливали мучения преступницы и доставляли немало удовольствия зрителям. Деревянный осел был снабжен колесиками, так что его катили от тюрьмы
Самая мучительная казнь средневекового Китая – это “медленное разрезание” (кит. линчи). Иногда европейцы именовали его “разрезанием на 1000 кусков”, но это – неточное название, ведь, как мы увидим, в большинстве случаев “кусков” от человека оставалось все-таки меньше, чем тысяча. Наказание “линчи” было не только самым жестоким, но и самым редким. В начале XIX века, например, к этой казни по всей стране приговаривалось в среднем 15-20 человек ежегодно. Если учесть, что численность населения Китая тогда составляла примерно 300 миллионов, то казнь, действительно, была очень редкой. Для того, чтобы получить такой приговор, надо было совершить действительно тяжкое преступление – например, отцеубийство. Правда, во времена смут “разрезание на куски” применялось много чаще.

Казнь “линчи” официально вошла в китайское законодательство в XII веке, хотя применялась она с незапамятных времен. Так, в конце III в. до н.э. именно этим способом были замучены все дочери императора Цинь Ши-хуана. Новые властители не хотели, чтобы род императора уцелел, и решили отделаться от конкурентов самым надежным способом: принцы были немедленно перебиты, а принцессы (их было более двадцати, от разных наложниц) были посажены в тюрьму. Вскоре девушек приказали вывести на главную столичную площадь и там казнить, “голыми привязав к столбам и отрезав им руки и ноги”.

Сохранилось множество китайских описаний и несколько изображений этой казни (самая древняя из гравюр относится к? Веку). Вдобавок, свидетелями казни не раз оказывались европейские путешественники, а в самом конце прошлого века удалось даже сделать несколько фотографий.

Осужденного, раздев догола, крепко привязывали к деревянному столбу. Иногда, судя по гравюрам, руки и ноги ему не связывали, так что двигать ими он мог свободно. Временами вместо столба применялся крест, и в таком случае руки стоящего осужденного привязывали к перекладине.

Когда осужденный был привязан к столбу или кресту, палачи (двое или трое) готовились к работе. Главным их инструментом служили ножи и пила-ножовка. Жертве давали посмотреть на инструмент, а иногда – с шуточками объясняли, как именно палачи будут этим инструментом пользоваться. После этого палач приступал к делу: начинал отрезать у преступника куски тела. Существовало множество способов казни. Суд обычно заранее определял, сколько “резаний” должен получить преступник, то есть сколько кусков его тела должен отрезать палач. Вот как, например, полагалось сделать при “20 резаниях”: “1,2 – отрезать левую и правую брови; 3,4 – срезать мясо с левой и правой ягодицы, 5,6 – срезать левый и правый соски и мясо с груди; 7,8 – отпилить кисти рук; 8,9 – отпилить руки по локоть; 11,12 – отпилить стопы; 13,14 – отпилить ноги по колено; 15 – распороть живот; 16 – перерезать горло; 17,18 – отпилить руки по плечи; 19,20 – отпилить ноги по пах”. Как видим, смерть наступала еще в середине казни. При “8 резаниях”, которые стали чаще применяться в более позднее время соответственно казнь состояла из 8 разрезов.
“20 резаний” и, тем более, “8 резаний” были самыми мягкими видами этой казни. В цинскую эпоху применялись также “36 резаний”, “72 резания” и “120 резаний”.
Количество “резаний” могло быть и очень большим, известны случаи, когда за особо тяжкие преступления полагалось “3000 резаний”. В этом случае плачи обтягивали тело жертвы мелкоячеистой сеткой. Сетку стягивали потуже, и помощник палача щипцами захватывал небольшой кусочек плоти, который выступал в ячейке, и вытягивал его. После этого палач отхватывал этот кусок небольшим острым ножом. В таком случае жертве часто давали легкое обезболивающее, которое предотвращало (или, скорее, оттягивало) болевой шок, и мучения могли длиться целый день. С другой стороны, в виде милости казнь преступника часто убивали первым же ударом, так что казнили уже труп. Впрочем, даже в этом случае казнь считалась особо тяжелой. Китайцы верили, что в загробной жизни человек будет выглядеть также, как в момент смерти, и никому не хотелось ползать по загробному миру в виде обрубка с отрезанными по локоть руками и отпиленными по колено ногами.

Этим, кстати, и объясняется парадокс: относительно безболезненное казнь обезглавливанием считалась в Китае более тяжелой, чем удавление. Гравюры дают неплохое представление о том, как проводилась казнь через обезглавливание. Жертву раздевали по пояс и ставили на колени со связанными за спиной руками. После этого палач наносил удар широким мечом.

Третьим видом казни было удавление. Виселица в Китае не применялась, и осужденного именно удавливали. На гравюре XVIII века эта казнь изображена в деталях. На гравюре мы видим преступницу, которая стоит на коленях, привязанная к столбу. Язык у нее вывалился до подбородка, глаза почти вылезли из орбит, что и понятно: вокруг ее шеи обвернута веревка, концы от которой находятся в руках палачей. Они медленно скручивают веревку специальными палками, постепенно удавливая осужденную. По свидетельствам очевидцев, удавление могло длиться очень долго, до часа, так как палачи временами ослабляли веревку и давали почти задушенной жертве сделать несколько судорожных вздохов, а потом опять затягивали петлю. На другом рисунке столб, под которым раздетая до пояса осужденная стоит на коленях, имеет горизонтальную перекладину. К этой перекладине привязаны руки преступницы, которая как бы “распята” на нем.

Помимо трех “официальных” казней, существовали и неофициальные. В законодательстве они не фигурировали, однако их упоминают и западные путешественники, и, что важнее, сами китайцы. Обычно эти казни применялись при подавлении всяческих бунтов, когда местные власти особо не беспокоились о соблюдении юридических формальностей. С бунтовщиками поступали сурово (впрочем, те тоже не щадили представителей властей).

Самой распространенной из этих казней были “стоячие колодки” (“лицзя”). Они никогда не получили официального признания в китайском праве, но известны еще со времен династии Тан. Европейцы иногда называли их “клетками”. Устройство для этой казни представляло шейную колодку, которая была укреплена на четырех ножках на высоте примерно двух метров. Осужденному вставляли в колодку шею, а под ноги подкладывали кирпичи или черепицу. Вытянувшись во весь рост, осужденный ждал своей участи. Потом палач убирал один кирпич, и человек повисал с шеей, зажатой колодкой, которая начинала душить его. Стремясь избежать удушья, преступник вытягивался еще сильнее. Через некоторое время палач убирал еще кирпич, и осужденному приходилось вставать на цыпочки, чтобы только колодка не передавила ему горло. Толпа тем временем с интересом наблюдала за поединком, который обреченный вел со смертью. Палач же вынимал один кирпич за другим, и через некоторое время преступник почти висел, подвешенный в колодке за шею, и стоя буквально на кончиках пальцев.
Менее популярной была казнь распиливанием пополам. Для этого тело человека накрепко зажимали между двух широких досок, которые потом ставили вертикально, чтобы человек оказывался вниз головой. После этого доски (и зажатое между ними тело) распиливали сверху вниз длинной двуручной пилой. Поначалу зажатый между досками человек слышал лишь визг пилы, и понимал, что эта пила вот-вот вонзится в его тело. Потом пила входила в промежность, и медленно двигалась вниз, разрывая мышцы и внутренности, дробя кости. В 1925 г. В Южном Китае восставшие крестьяне так казнили попавшего им в руки местного судью и его жену. Первой между досок была зажата женщина, на мученья которой должен был смотреть муж. После того, как пила вошла ей в пах на несколько сантиметров, и доски окрасились кровью, палачи (их роль играли местные крестьянские парни) сделали получасовой перерыв на чай, и лишь потом завершили свою работу…

Кроме стоячих колодок и распиливания, изредка применялось в Китае и распятие, однако примерно после X века нашей эры эта казнь стала там редкостью. Исчезло из практики и закапывание живьем в землю, которое когда-то очень широко применялось в Древнем Китае. Известно было сожжение, хотя оно и не пользовалось такой популярностью, как в средневековой Европе или Японии. В отдельные периоды применяли и сажание на кол, хотя эта казнь (ближневосточная по своему происхождению), в Китае так и не прижилась, и упоминается она там в основном в связи с монгольским владычеством.

А как же “бамбук” или там “китайская пытка крысой”? А никак… Как и многие другие “китайские пытки”, ни в одном серьезном источнике они не описываются и, скорее всего, являются просто фантазиями западных писателей начала века.



Просмотров