Что такое город федерального значения определение. Севастополь – город федерального подчинения. Судебная система России

    Город федерального значения - один из шести видов субъектов РФ. Город федерального значения имеет свой устав и законодательство. В состав РФ входят два города федерального значения: Москва и Санкт Петербург. См. также: Поселения Российской Федерации Субъекты Российской… … Финансовый словарь

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Юридический словарь

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Юридическая энциклопедия

    Город федерального значения - Города федерального значения это города, имеющие статус самостоятельных субъектов Российской Федерации: Москва и Санкт Петербург. См. также Регионы России … Бухгалтерская энциклопедия

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - в РФ город, наделенный статусом субъекта Федерации. К числу таких городов отнесены Москва и Санкт Петербург (см. Субъект Российской Федерации). (Г.И.) … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 5), Г.ф.з. имеет свой устав и законодательство … Энциклопедический словарь экономики и права

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - один из видов субъектов РФ. Придание некоторым городам статуса самостоятельных субъектов федерации в нашей стране имеет исторические корни. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения Москва, Ленинград и Севастополь, особый… … Энциклопедия юриста

    город федерального значения - один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ имеет свой устав и законодательство … Большой юридический словарь

    Город федерального значения (Россия) - Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система … Википедия

    Российские города федерального значения - Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Книги

  • , Шигин Владимир Виленович. 18 марта 2014 г. в Кремле был подписан исторический договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России на правах двух субъектов Федерации - республики и города федерального значения.… Купить за 381 руб
  • Русский город Севастополь. Великое мужество, великие тайны , Владимир Шигин. 18 марта 2014 г. в Кремле был подписан исторический договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России на правах двух субъектов Федерации - республики и города федерального значения. "Мы…

Города федерального значения России список 2018 год – обновленный реестр высших субъектов Российской Федерации по состоянию на этот год.

В иерархии российского управления можно легко запутаться, ибо она не подчиняется ни единому правилу здравого смысла.

Город федерального значения – это такой статус, при котором населенный пункт наделяется правами создания собственного законодательства, имеет свою систему бюджетного распределения, и вообще, это что-то вроде попытки создания "государства в государстве".

Список городов Федерального значения РФ в 2018 году следующий:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Последний был включен в список на основании никем не признанного путинского референдума, и тут же обозначен, как город, финансирование которого на 70% осуществляется из федерального бюджета. Москва и Санкт-Петербург в этом отношении самодостаточны, и даже являются центрами с рекордным профицитом.

Что дает этот статус?

Раньше он носил название "города республиканского подчинения". В СССР в это внедряли в основном стратегический смысл, а не бюджетный. Предполагалось, что в городе будет выстроена такая административная, продовольственная и военная инфраструктура, что он может выстоять в случае военного конфликта. Например, по Москве наносится ядерный удар, а северная столица вполне себе работает.

Сегодня город федерального значения – это по большей части способ передела власти. Еще до перестройки сформировались кланы чиновничьей элиты Москвы и Санкт-Петербурга, которые было трудно подогнать под жесткую вертикаль. Да и менталитет жителей, экономика, специфика развития этих двух городов все-таки отличаются. Для миграционной политики требуется большая гибкость, что и было проделано.

С Севастополем та же песня. После аннексии Крыма, главный город полуострова нуждался в особом управлении. Экономика там так же специфичная, плюс дележ выгодных участков возле моря, который должен осуществляться под видом местной народной власти. Возможность ввести индивидуальные режимы, законы, гибкость в изменении административной политики – все это дает федеральный статус.

Будут ли новые города федерального значения?

Обязательно. Дело в том, что ближайшее десятилетие ознаменуется очередным витком в переделе власти. Соответственно, этот раздел может быть осуществлен в обмен на полномочия. Например, в регионе побеждает оппозиционная партия, либо даже люди из клана власти, которые начинают выдвигать свои требования. В обмен на какие-то уступки они могут потребовать смену статуса. Для них это выгодно, ведь большая часть нынешних чиновников лоббирует интересы бизнеса (либо сами тайно владеют, записывают на родственников и так далее). Соответственно, получение статуса открывает для них огромные перспективы.

Вероятно, следующими кандидатами на статус города Федерального значения станут Калининград, Грозный, Краснодар, Ханты-Мансийск, Владивосток. Это им позволит заниматься, например, более гибко миграционной политикой, работать над формированием бюджета.

Список новых городов федерального значения будет постоянно обновляться по мере получения новых данных.

в РФ город, наделенный статусом субъекта Федерации. К числу таких городов отнесены Москва и Санкт-Петербург (см. Субъект Российской Федерации).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

в РФ два города, имеющих статус субъекта Федерации - Москва и Санкт-Петербург. Эти города относятся к числу крупнейших по численности населения мегаполисов не только России, но и мира, а также представляют собой важнейшие центры культуры, науки, промышленности, торговли, финансов и т.д. На установление их особого статуса повлияли исторические традиции. С 14 в. вокруг Москвы происходило объединение русских земель. Санкт-Петербург строился в начале 18 в. как новая столица России, хотя и после его появления Москва сохранила за собой некоторые функции столичного города. После образования сов. государства столица была переведена из Петрограда (такое название город получил в 1914) в Москву в 1918, хотя Петроград (1924-1992 - Ленинград) всегда оставался на особом положении (вплоть до конца 1991 они именовались городами союзного подчинения). Статус субъектов Федерации Москвы и Санкт-Петербурга был закреплен фактом подписания представителями этих городов в марте 1992 Федеративного договора вместе с другими субъектами РФ. Наименование «город федерального значения» появилось в официальных документах в 1993, и Конституция РФ 1993 закрепила его за Москвой и Санкт-Петербургом. В соответствии с уставами Москвы и Санкт-Петербурга сформированы их органы государственной власти. В Москве законодательная власть принадлежит Московской городской Думе, в Санкт-Петербурге - Законодательному Собранию. Высшим должностным лицом в Москве является мэр, возглавляющий правительство и городскую администрацию, в Санкт-Петербурге - губернатор. Депутаты законодательных органов власти и высшее должностное лицо в обоих субъектах РФ избираются непосредственно горожанами- избирателями. А.С. Автономов

Контекст

18 марта президент РФ Владимир Путин уведомил Совет Федерации, Государственную Думу и правительство о предложениях Госсовета Республики Крым и Заксобрания города Севастополя о принятии их в состав Российской Федерации.

Накануне стало известно, в каком именно статусе власти этих субъектов видят себя в составе нашей страны. Особый интерес вызывает заявление и.о. главы Севастополя Дмитрия Белика: "Было бы правильным, если Севастополь оказался бы в составе РФ в качестве города федерального подчинения, как Санкт-Петербург или Москва".

Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин по этому поводу сказал: "Проблемы я не вижу в этом никакой".

В настоящее время в состав РФ входят два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Кроме того, на период аренды Россией космического комплекса город Байконур наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта РФ. Севастополь согласно всем нормам международного права может рассчитывать на получение аналогичного статуса уже сегодня.

Байконур

Особенностью такого эксклавного статуса города федерального подчинения являются двойственные правовые нормы. Например, в соответствии с договором России и Казахстана глава администрации города Байконур назначается совместным решением президентов двух стран по представлению российской стороны. На территории города действует российское законодательство, но также и казахстанское, применимое для граждан этой страны. Хотя Байконур находится за пределами Российской Федерации, на его территории работают российские структуры: российский военный суд; управление внутренних дел из состава МВД России; структуры миграционной и налоговой службы, органов образования, здравоохранения, пенсионный фонд, социальной защиты, нотариата и т.д. Даже автомобильные номера российские (94RUS).

© Юрий Данилевский

Ежегодная стоимость аренды, заключенной до 2050 года, города и космодрома Байконур составляет 115 млн.долларов. Эксплуатация космодрома обходится России примерно в 5 млрд рублей в год. Из федерального бюджета России в бюджет города Байконур ежегодно осуществляется поступление в размере более 1 млрд рублей.

Такие большие затраты при постепенном уменьшении доли численности российских граждан в населении Байконура дает основания руководству Роскосмоса неоднократно, на протяжении последнего десятилетия, предлагать вывести город Байконур из Договора аренды под управление казахстанской стороне. Возможно, подобная реорганизация будет осуществлена в ближайшие годы, тем более, что 10 декабря 2012 года глава Казкосмоса Талгат Мусабаев поднял вопрос о пересмотре «устаревшего» договора об аренде космодрома 1994 года.

XIX век

Впрочем, Севастополь заслуживает совсем иного подхода. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения - Москва, Ленинград и Севастополь, особый статус которых объяснялся их исключительным административно-политическим, экономическим или военно-стратегическим значением.

С момента самого основания Севастополя в 1783 году суверенитет над городом осуществляла Российская Империя. В 1787 органы гражданского управления переместились в Симферополь тем самым Севастополь был отделен от местного областного подчинения Таврической области и фактически причислен к военно-морским портам общегосударственного значения, подчиненным непосредственно Санкт-Петербургу.

26 июля 1893 года для Севастополя был утвержден особый герб, структура и эмблемы которого были не городского, а общегосударственного значения: щит - красного, регального цвета, как и у Москвы, за щитом - два скрещенных золотых якоря, как у крупных портовых городов, например у Петербурга, а в качестве эмблемы - грифон, т.е. родовая гербовая эмблема дома Романовых.

В 1948 году Севастополю был придан особый статус, в том числе и в связи с необходимостью ускоренного восстановления города, практически полностью разрушенного во время Великой Отечественной войны.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года № 761/2, Севастополь де-юре был выведен из состава Крымской области, став городом республиканского подчинения РСФСР.

Статус города как военно-морской базы позволял осуществлять двухуровневое финансирование его жизнедеятельности — как из бюджета РСФСР, так и из бюджета СССР. Можно также сделать вывод о том, что таким образом существовало две территориальных единицы: Крым и Севастополь.

2 декабря 1992 года юридический отдел Верховного Совета РСФСР дал заключение, что Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года не был ни изменен, ни отменен.

24 октября 1996 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла постановление N 747-II ГД, где говорится, что на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года Российская Федерация вправе осуществлять государственный суверенитет над Севастополем.

Соответственно, на момент принятия Закона Верховного Совета СССР 1954 года о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской СССР с юридической точки зрения Севастополь не являлся частью Крыма и сохранял свой статус в качестве территориальной единицы РСФСР.

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», одноименный Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года и Закон СССР от 26 апреля 1954 года по данному вопросу не содержат какого-либо упоминания о Севастополе.

Закон 1954 года не изменил установленного статуса Севастополя как города союзно-республиканского подчинения.

Кроме того, международное право требует, что подтверждается практикой Международного суда, оформление передачи государственного суверенитета на территорию в виде международного договора конкретно по этому вопросу. Венская конвенция о праве договоров определяет договор, как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом. Указ РСФСР и Постановление Президиума ВС СССР не отвечает требованиям, предъявленным международным правом к таким документам, поскольку это внутренний документ.

После 1954 года Севастополь стал финансироваться из украинского бюджета и был выделен отдельной строкой как город республиканского подчинения Украины. Таким образом, с 1954 по 1968 год Севастополь финансировался как из бюджета РСФСР, так из бюджета Украинской ССР.

25 апреля 1968 года Совет Министров РСФСР принял Постановление «О признании утратившим силу Постановления о финансировании города Севастополя».
Однако постановление Совета Министров РСФСР не может отменить Указ ПВС РСФСР от 29 октября 1948 г. Положение Конституции Украинской ССР в статье 77, которой Севастополь объявлен городом республиканского подчинения в составе Украинской ССР, не имеет юридической силы с момента принятия, т.к. принят Украинской ССР в одностороннем порядке, без принятия соответствующего решения конституционными органами власти РСФСР.

А главное, Постановление затрагивало лишь частный вопрос финансирования города, а не особенности его статуса. Таким образом, речь идет только об изменении финансирования Севастополя, а не об изменении статуса города. Статус определялся Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года, который не был отменен и продолжает действовать до настоящего времени.

В Конституции УССР 1978 года указывалось, что Севастополь является одним из двух, наряду с Киевом, городов республиканского подчинения УССР. Однако с правовой точки зрения это положение не имеет юридической силы, поскольку было принято Украинской ССР без решения органов власти РСФСР. В соответствии с положениями статьи 16 Конституции РСФСР 1937 года, которая действовала на тот момент, «территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР».



Просмотров