Что такое честь и достоинство определение. Соотношение категорий "честь" и "достоинство"

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности - «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь - это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве - в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовский Государственный Технический Университет

по дисциплине «Этика»

Тема: «Честь и достоинство»

Выполнила: Студентка гр. Ф-31

Булатова Д.А.

Проверила: Терехова Г.Л.

Тамбов 2011

    Понятие чести и достоинства.

    Честь и достоинство в истории этической мысли.

    Достоинство, гордость, гордыня.

Честь – внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе! Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства само уважения.

И только потом достоинство должно получить общественное признание.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку с стороны его социального окружения (класса, нации, коллектива, сословия). Поэтому обычно речь ведётся о воинской, женской, профессиональной чести, т.е как о специализированный качествах, присущих представителям данной среды.

Понятие достоинства более универсально. Оно подчёркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам и которое должны уважать другие. Итак, честь - это оценка с позиции общества, группы, достоинство – оценка с точки зрения общечеловеческой.

Чувство чести вызывает желание возвысится в определённой среде, в которой человек хочет иметь почести. Чувство собственного достоинства основано на признании морального равенства между людьми. Достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

Достоинством человек наделён с момента появления на свет, его можно воспитывать с юных лет. Честь приобретается на протяжении всей жизни. Различие чести и достоинства проявляется, когда речь идёт о соблюдении прав и свобод человека: мы можем не оказывать человеку честь, уважение, почёт, но обязаны считаться с его человеческим достоинством.

Высшим проявления человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам. Человек, охваченный жаждой обогащения, раб карьеры и денег – лишён чувства собственного достоинства. Тот, для кого государственная или общественная деятельность является лишь ареной его личного честолюбия – не имеет чести в глазах общества и рискует потерять своё человеческое достоинство.

Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого человека. Мириться со злословием, жульничеством – значит не уважать себя и других. Поэтому говоря о чувстве собственного достоинства, помним, что его имеем не только мы.

Между честью и достоинством существует взаимная корреляция (согласованность). Она проявляется в таком психологическом явлении как самооценка.

При высокой адекватной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести. Однако, не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие.

При низкой адекватной самооценке человек знает свои возможности, свой «потолок », не претендует на многое и не испытывает разочарования от несбывшихся надежд.

Если оценка неадекватна, начинаются сложности. Если человек имеет о себе заниженную самооценку, у него развивается неуверенность в себе, он излишне скромен, ориентирован на средний результат. Его скромность может прейти в самоуничижение.

При завышенной самооценке человек явно переоценивает свои достоинства, развивается претенциозность – ожидание и требование к себе особого уважения без всяких на то оснований. Преувеличение собственного достоинства ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям. Человек становится подозрительным, всюду видит покушающихся на его честь и достоинство. Это малоприятные и конфликтные люди.

Понимание смысла чести и достоинства у людей разное. Нередко возникают такие феномены как псевдочесть и лжедостоинство. Они связаны с корпоративной моралью, отличающейся от общепринятых норм и ценностей. Например, в криминальном мире свои лжедостоинства. Вор в законе никогда не работает, не идёт на «мокрое» дело. Лжедостоинство может возникнуть и по причине неграмотности – незнания, что хорошо, а что плохо, (например, украсть и не попасться в среде некоторых дворовых мальчишек) или в результате сомнительного выбора (выбор в качестве идеала «крутого» киногероя). Честь и достоинство относительно независимы. Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства. Оклеветанный, обесчещенный человек может вести себя по разному: 1) может пересмотреть своё поведение и увидеть, что он и впрямь не достойно вел себя и считать, что надо пережить это бесчестие и впредь изменить своё поведение. 2) может внешне согласиться, а внутренне начнёт мстить или, наоборот, упиваться собственным самоуничижением. 3) может вообще не принять к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось. 4) может, потеряв честь, сохранить достоинство, при этом возможна активная защита чести. Например, в дореволюционной армии России сорвать с офицера эполеты означало лишить его чести, но не достоинства. Он мог восстановить свою честь примерной службой. 5) очень благородно умение с достоинством принять бесчестие. Таких людей называют великомучениками. Это многие христианские святые. Это семья Романовых.

Рассмотренные вопросы дают возможность использовать знания о конкретных жизненных вопросах. Веками выработаны такие понятия, как мужское достоинство, женская честь. Для мужчины естественно снисходительное отношение к женщине. Без понятие о достоинстве стало возможным приобретение мужчинами некоторых не мужских качеств: болтливости, хвастовства своими победами, лени, необразованности. Это дало возможность сделать психологам вывод о феминизации мужчин.

Не менее противоречивой является проблема женской и девичьей чести. Издавна она связана с таким понятием как скромность, чистота, целомудрие. Отвечая на анонимные анкеты, мужчины по-прежнему как и в 19 веке, романтическом веке, на первое место ставят скромность, нежность, верность – качества, которые вовсе не исключают личного успеха, высокого социального статуса.

Категории

чести и достоинства в истории этической мысли.

В древнем мире понятие чести связывалось с возвышением в своей среде. В античную эпоху с образованием государства зарождается понятие гражданского достоинства (граждане Рима, Афин, Спарты). Ценность человека определялась по принадлежности к государству, вне которого не имела никакого значения.

В формировании категорий чести и достоинства немаловажную роль играло воинское сословие. Войны образовывали замкнутую социальную группу, статус которой осуществлялся их значением в обществе как защитников общества (государства). Каждый воин претендовал на особую честь среди граждан и личную честь среди воинов. Везде, где воинское сословие занимало доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе эпохи. Так, для героев «нлиады» поиск личной славы в бою был важнейшей жизненной задачей.

В средние века феодалы – рыцари являлись господствующим классом, который формировал представление о сословной чести. Считалось, что только люди благородного происхождения способны на подвиги, только они могут быть верными своему господину, верными данному слову, обещанию, соблюдать правила поединка. Следование сословному кодексу чести способствовало возвышению рыцаря в глазах рыцарского клана. Рыцаря окружала шумная слава, почести, ради которых и совершались подвиги. Личная честь добывалась в соперничестве с рыцарями, т.е с людьми столь же высокого сословия, того круга, одобрение которого нужно было заслужить. Отличаться особой храбростью среди рыцарей означало признание среди людей самого мужественного, бесстрашного, сильного клана. Добиться этого было непросто.

Культура средневековья породила образы благородных разбойников, которые пытались доказать, что именно они, а не официальные круги, являются людьми чести.

Похожая идеология была распространена в среде «удальцов» средневекового Китая. «Удальцы» подчёркивали, что они, а не трусливая и продажная чиновничья среда, являются носителями истинной преданности, сыновней почтительности, честности и верности, велениям неба, те ценностям конфуцианства. Кодекс поведения японского средневекового воина самурая – бусидо базируется на полном презрении к смерти. Харакири было способом доказать верность господину, ясли он умер, или чистоту души, если господин жив. Харакири было привилегированным видом смерти для военного сословия.

Рыцарское понятие чести имеет серьёзные недостатки. Во-первых, её узко ограниченное применение, «низкие» сословия не «заслуживали» столь же щепетильного соблюдения чести со стороны рыцарей. Верность слову была скорее декоративной, чем реальной. Часто поединок рыцарей, в результате которого один из них погибал, возникал по довольно незначительному поводу. Рыцари, которых окружала шумная слава, имели на своей совести не одну жертву. Обесценивалась сама ценность человеческой жизни, особенно в японском варианте рыцарской чести. Жизнь приносилась в жертву сомнительным ценностям.

Зачастую рыцарь, отправляясь за три девять земель за славой и деньгами, не получал ни того, ни другого, погибая в походе. Такое понятие, как соблюдение правил поединка часто стоило жизни наиболее высоконравственной части рыцарства. Менее щепетильные в понимании рыцарской чести от этого только выигрывали.

В новое время человечество перешло от этики «избранных» к этике равноправных, главной характеристикой которых является не происхождение, а личность человека, его достоинство понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума подобное представление о достоинстве закреплено в концепции прав человека, принадлежащих каждому независимо от расы, национальности, пола, возраста, социального положения. В новейшее время понятия чести и достоинства всё больше связывают с успехом, материальным достатком, престижем, властью. Сильным стимулом стремления к власти становится честолюбие. В романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу развенчивается идея измерения чести и достоинства властью, деньгами, показывается, как личность утрачивает человеческие качества в борьбе за власть, карьеру. «Путь наверх» - это путь предательства, преступлений, стремление к подобной чести оборачивается бесчестием. В советское время честь человека оценивалась общественно полезным трудом. Нравственная ценность труда, создающего все блага жизни, получила высокую оценку в обществе. Существовала система поощрений за высокопроизводительный труд: от премии и путёвок в дома отдыха и санатории, продвижение очереди на бесплатное жильё до присвоения звания Героя Социалистического труда. Передовых рабочих и колхозников избирали депутатами разного уровня.

Нравственная ценность труда.

Труд ценен сам по себе, потому что сохраняет культуру общества и человека в культуре. Своё доброе имя человек начинает завоёвывать с первых шагов сознательной жизни. Честь – не просто добрая слава о человеке, и её можно заслужить своими делами: от физического труда до научно-технического творчества. Важно, насколько значим для людей вклад человека, на сколько поступки, дела проявляют достойную уважения личность. Тогда и возникает ожидание чести: я делаю это лучше. Если результат моих действий высоко оценен – то я испытываю гордость, особенно, если речь идёт о творческой деятельности – инженерной, научной, художественной. Таким образом, применение понятия чести к конкретной деятельности свидетельствует о том, что честь – понятие не абстрактное. Говорят о профессиональной чести, фамильной, семейной. Честь инженера в том, что бы качеством его труда поддерживать добрую славу отечественных инженеров, честь юриста – в борьбе за справедливость и законность, честь менеджера в грамотном, гуманном управлении, умении наладить производство, чтобы возродить отечественную индустрию.

Гордость. Гордыня.

Гордость определяется как моральное чувство, в котором отражается внутреннее достоинство, самодостаточность и независимость личности. Гордость – моральное чувство, в котором отражается высокая оценка человеком своих или чьих – либо достижений и заслуг, осознание соответствия высоким ценностям и стандартам. В гордости присутствует момент радости, торжества по поводу соответствия определённому позитивному стандарту, идеалу. Гордость – радостное сознание своих возможностей, способностей, знаний, преодоление трудностей, преодоления себя. Гордость – результат нашей работы над собой, тогда как достоинство может быть воспитанно в человеке с молодых лет. Гордость надо заслужить. Гордится может тот, кто доказал себе и другим свою способность делать дела и совершать нравственные поступки. Особую гордость вызывает героический поступок, в нем проявляется ещё одна сторона гордости – годиться можно другими людьми, страной, нацией, родителями, народом. Если мы кем-то гордимся, то отождествляем себя с ним. Чужими не гордятся, можно отметить их заслуги, но гордиться нечем. Что бы гордиться, нужен кто-то, перед кем гордиться, те зритель.

Негативной реакцией на чужую гордость бывает зависть. Зависть – это досада, мучительное и разрушительное переживание, охватывающее порой личность при созерцании чужих достоинств. Завистник приписывает тому, кому завидует, негативные черты и жадно хочет получить то же самое. Он либо вредит или в лучшем случае старается сравниться по положению. Но если богатство и славы можно достигнуть, то зависть к чужому радостному мировосприятию и чужому достоинству для завистника убийственна.

Понятие гордости естественно сплетено с понятием скромности. Скромность – и противоположность гордости и её дополнение. Скромность – отказ от особого положения и отсутствия претензии на необычность. Скромный человек не лишён достоинства, он знает о своих качествах, но не выпячивает их, и не демонстрирует свою гордость. Порой складывается парадоксальная ситуация, когда некто демонстрирует свою скромность. Все начинают его уговаривать, доказывать ему право на гордость, привлекая всеобщее внимание. Человек лицемерно отказывается, «ломается», наконец, как бы под давлением окружающих вроде нехотя принимает почести. Уж лучше честно немножко погордится, чем разыгрывать такую изощрённую комедию.

Нормальная человеческая гордость вполне может переходить в негативное качество – гордыню. Гордыня – это гордость, перешедшая свою меру, ставшая беспочвенной и преувеличенной. В христианстве гордыня является наиболее тяжким грехом, пороком. Именно гордыня лежит в основе грехопадения, сначала ангельского, потом человеческого. Светлый ангел Сатаниил захотел стать вместо Бога, увлек за собой других ангелов. Так он выпал из божьего мира, породив мир зла. Адам тоже возгордился, пожелав знать добро и зло, как Бог и, ведомый гордыней и непослушанием, нарушил Божий запрет, в результате чего человечество оказалось на земле вместо рая. Гордыня стала матерью всех пороков, сердцевиной греха. В обычной жизни гордец отличается высокомерием, чванством, заносчивостью, он резко переоценивает себя и не видит достоинств других. Ему кажется, что он лучше всех. Таких людей не любят, они часто в ответ получают сопротивление и ненависть вместо чести. Гордец претендует на чужое место, ему кажется, что ему недодали, он бессознательно мстит людям за их нежелание признать его первенство, завидует.

Порой человек ничего из себя не представляет, ему вовсе нечем гордиться. Но в качестве компенсаторной реакции начинает разбухать гордыня. Гордятся иногда предками (отпрысками дворянских родов) или положением родителей, не задавая себе вопроса, а что представляю собой я сам, какие основания у меня презирать других? Гордыня – болезненная иллюзия, которая портит жизнь гордецу и окружающим. Гордец не идёт на уступки, боясь унизить себя, в результате часто оказывается у разбитого корыта.

Гордыне противостоит смирение – отсутствие умиления своими добродетелями, это чувство, что ты несовершенен и до совершенства тебе, как до горизонта. Смирение имеет ещё один позитивный смысл – способность соответствовать обстоятельствам, осознавать своё место и считаться с другими, чутко улавливать ход вещей.

Список используемых источников

Апресян Р.Г. Смысл жизни // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.

Бердяев Н.А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 444-460.

Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М.: "Православный паломник", 1996. С. 356-544.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика 1993. С. 50-51.

Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1963-66. Т. 4 (2). С. 336-337.

Немировский Л.Н. Мистическая практика как способ познания: Конспект лекций. М.: [б.и.] 1993. С. 75-85.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 119-126.

Хоружий С.С. Диптих безмолвия: Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещени

Категории Честь и Достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Близкие по значению, они, однако, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть внешнее общественное признание поступков человека , его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности , чувство самоуважения, проявляющаяся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя человеческого рода. Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми.

Понятия чести и достоинства имеют свои исторические корни. Они наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Чувство чести возникает в тех общественных укладах, где существуют строго фиксированные социальные различия , и общество напрямую заинтересовано в их сохранении. В архаической культуре «чужой» оценивался заведомо отрицательно, принадлежность же к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников. Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого общества, поэтому в древнем мире доминирующим оказывается понятие чести как возвышение в «своей» среде. Чем более жесткие формы имеет ранговая структура общества, чем выше и прочнее барьеры, отделяющие одно сословие или слой от другого, тем большую роль в его нравах играет честь. Своего максимального расцвета честь достигает в феодализме . Самыми характерными культурно-историческими феноменами чести можно считать рыцарство в западноевропейском Средневековье, русское дворянство, сословие самураев в Японии и т. п. В полных своих формах честь включает в себя посвящение и другие символические процедуры.

Понятие гражданского достоинства зарождается в античную эпоху , сопровождавшуюся образованием государств. Однако оно не связывается с индивидуальной самобытностью личности. Ценность человека определяется исключительно его принадлежностью к государству. Причем понятие достоинства относилось только к свободным гражданам. Раб не считался человеком и поэтому не имел ни человеческого, ни гражданского достоинства.

Новое время , сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их, в отличие от Средневековья, личностным содержанием: все больше в их основу кладется не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести. Идея равенства людей от природы стала основой представлений о том, что любой человек, в силу принадлежности к человеческому роду, обладает неким абстрактным достоинством человека как такового. Достоинство понимается как неотъемлемый атрибут человека, не требующий дополнительного признания со стороны общества. Подобное представление о достоинстве закрепляется в концепции прав человека , принадлежащих каждому независимо от его расы, пола, возраста, социального положения.

Новое и Новейшее время все больше связывает понятия Чести и Достоинства с успехом: материальным достатком, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по социальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие .

После победы Октябрьской революции на долгие годы становится нормой двойная мораль по отношению к чести и достоинству. С одной стороны, провозглашается всеобщее равенство, устраняющее зависимость достоинства граждан от их происхождения, материального или служебного положения. С другой стороны, формально понимаемое отношение к труду как «делу чести, славы, доблести и геройства» возвело на пьедестал не только действительно заслуженных людей, но и тех, чье достоинство заключалось лишь в принадлежности к Компартии. Появляется так называемая «номенклатура» - особый класс должностных лиц, которые требуют для себя все возможные почести и привилегии не по личным заслугам, а по занимаемым должностям.

Итак, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу. Однако между ними существуют различия, которые представляют большой интерес для этического анализа.

Честь и Достоинство категории комплементарные, т. е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга . Так, если честь – это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство – объективная ценность личности, которая может и не сопровождаться признанием или осознанием.

Если право на достоинство человек обретает с момента появления на свет, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Разные обстоятельства и сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. Поэтому можно говорить о профессиональной, семейной, фамильной чести.

Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная согласованность. Потребность в чести, т. е. в признании, уважении, авторитете, обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый может быть в то же время очень скромным.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

При адекватной (соответствующей) самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, правомерно ждет от общества соответствующей оценки – чести. При низкой адекватной самооценке человек не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

Если же самооценка неадекватна , то при заниженной самооценке у человека обычно развивается комплекс неполноценности и ориентация на незаметное место в жизни. В случае завышенной самооценки развивается претенциозность – ожидание и требование особого уважения и почета без всяких на то основания.

Корреляция чести и достоинства осложняется еще и тем, что они могут быть относительно независимыми друг от друга. Это может проявляться, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к утрате достоинства. Именно сохранение собственного достоинства часто помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или, как в XIX веке, дуэлью.

Честь - понятие морального сознания и категория этики; она включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. Категория чести относится к числу важнейших категорий профессиональной этики. Честь - это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства.

Достоинство - неотчуждаемое качество человека, которым он обладает безотносительно к своему статусу, заслугам, финансовым возможностям. Это одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо. Унижение достоинства личности и распространение ложных сведений, порочащих достоинство личности, являются административными правонарушениями.

Честь и достоинство - категории самооценки и оценки со стороны окружающих, составляющих важное измерение человеческого бытия, его ценностное и смысловое наполнение.

Достоинство - одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Человек, обладающий положительными нравственными качествами, становится ценностью в глазах других людей и в своих собственных глазах. На этих оценках основывается самосознание человека и определяется его идентичность. Значимость человека поднимается или уменьшается в зависимости от того, насколько нравственные ценности стали для него правилами, вошли в его внутренний мир.

Каждый человек желает обладать моральным авторитетом, хочет, чтобы с ним считались и к его мнению прислушивались. Но не каждый этим достоянием обладает. Моральный авторитет - духовная власть и влияние человека на окружающих людей, степень их одобрения и доверия к человеку. В некоторых культурах моральный авторитет рассматривается как главное качество человека, потеря которого означает полное фиаско. Например, в Китае человек больше всего боится "потерять лицо", так как это означает социальную смерть.

Уже в древности существовали различные формы состязаний, выявлявших лучших, например в античном обществе состязались в ораторском мастерстве, спорте, изобразительном искусстве. Лучшим достаются уважение и почет, а также больше жизненных благ. Принадлежность к лучшим осознавалась как ценность. Лучшие - аристократы, худшие - плебеи. Аристократические добродетели имели разнообразное наполнение в разные эпохи и включали мудрость, рассудительность, величавость, великолепие (Аристотель. Никомахова этика). В Древнем Риме распределение статусов осуществлялось римским правом и включало три категории лиц: граждан, обладающих всеми правами, граждан с ограниченными правами и не-граждан, не имеющих никаких прав.

Этот порядок распределения статусов в самом общем виде сохраняется в современном обществе, и распределение статусов происходит соответственно трем группам: индивиды, занимающие самое высокое положение (они осуществляют власть); индивиды, опустившиеся в самый низ; индивиды, не имеющие никакой власти, но и не аутсайдеры (среднее звено). Эта простейшая структура любого сообщества совпадает с делением на основные социальные слои (богатые, бедные, средний класс). В современных индустриально развитых странах средний класс охватывает большую часть населения и обладает разнообразными правами (включая гражданские и политические), позволяющими осуществлять контроль за деятельностью власти. Именно средний класс является главным носителем моральных норм, ценностей и правил.

Верхние слои общества, т.е. структуры, обладающие властью, заинтересованы в том, чтобы сохранить свое положение, и для этого используют все средства, в том числе пытаются убедить всех остальных в своей особой ценности для общества. В случае если их деятельность не соответствует социальным ожиданиям, общество (парод) имеет право на смещение власти революционным путем.

В традиционном обществе моральный авторитет человека и его социальный статус были связаны с его происхождением, знатностью, родовитостью. Власть имущие наделялись сакральным статусом как обладающие врожденным благородством и аристократизмом, а еще раньше - магическими способностями (жрецы, древние цари). Часто высшие классы действительно имели иное происхождение и говорили на другом языке (так было с кастой брахманов в Индии).

Статус человека выражался в его манере поведения, отношении к нему других людей, в степени уважения, готовности его слушать и повиноваться. Максимальная степень уважения называется славой. Слава относится к экзистенциальным ценностям.

Противоположностью уважения является презрение, направленное на людей, которые не обладают положительными качествами или обладают отрицательными. Презирать означает смотреть и не видеть, воспринимать как пустое место. Люди, вызывающие презрение, находятся в самом низу социальной иерархии, с их мнением никто не считается. Они могут только выполнять чужую волю.

Внутренние представления о собственной чести и достоинстве формируются на основе внешней оценки со стороны окружающих. Чем более жесткой является сословная структура общества, чем выше барьеры, отделяющие одно сословие от другого, тем большую роль в нем играет честь. В условиях традиционного общества сословно-статусная структура отношений между людьми закрепляла и поддерживала социальный порядок. Наиболее характерными феноменами феодального общества являются рыцарство в средневековой Европе, сословие самураев - в Японии. Традиционно рыцарская честь включала преданность государю и своему начальнику, честную службу по защите отечества, защиту слабых и угнетенных, верность данному слову, честность, неспособность к обману и лицемерию. Рыцари "должны избегать всякого обмана и лжи". Рыцарю присущи такие качества, как великодушие, щедрость, справедливость, благородство, учтивость, стремление прославиться своими подвигами. "Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшей ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем, и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие... Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству".

Дворянство на Руси также характеризовалось высокими этическими стандартами, включавшими честь дворянина. Честь дворянина оценивалась прежде всего самими дворянами. "Человек чести" - один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Таким человеком становится тот, кто привык честно исполнять данные однажды обязательства и обещания. Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово, становится человеком чести.

В наше время существуют понятия "профессиональная честь", "честь мундира", которые означают оценку поведения специалиста со стороны общества, мнения окружающих. Честь можно потерять, но нельзя приобрести. Честь призвана удерживать человека от плохих поступков, дискредитирующих его в глазах окружающих. Следствием утраты чести является позор. Честь включает две стороны: объективную (ценность, которой наделяют человека окружающие люди) и субъективную (самоценность, или то мнение, которое имеет о себе сам индивид). Честь рыцаря (дворянина) определяется другими рыцарями (дворянами). Профессиональная честь определяется профессиональным сообществом. Именно сообщество решает, достоин ли человек быть в нем. Оценка производится также другими слоями общества, например общественным мнением, которое имеет свои представления о том, каким должен быть индивид, чтобы соответствовать профессиональному статусу.

Честь может быть врожденной или приобретенной. Приобретаемая честь - заслуги человека, его достижения, вызывающие почет, уважение, авторитет, славу. Знаками приобретаемой чести являются дипломы, почетные звания, ордена, медали, ученые степени. Отсутствие этих атрибутов не является трагедией, но их наличие повышает самооценку личности. Если высокая самооценка совпадает с высокой оценкой окружающих, возникает чувство гордости. Если самооценка выше, чем оценка окружающих, человек страдает, чувствует себя оскорбленным, непризнанным. Недооценка человеком самого себя вызывает состояние приниженности, неполноценности. У японских самураев в случае оскорбления совершается харакири.

Честолюбие - субъективное переживание, признающее высшей ценностью почет и славу. Это чувство является одним из самых мощных мотивов поведения, которые порой бывают сильнее, чем жажда наживы или любовь. Честолюбие необходимо учителю, артисту, врачу - всем тем специальностям, которые имеют дело с людьми, с духовностью, а не с материальным производством.

Именно достоинство в отличие от идеи счастья обладает качествами объективности, общезначимости и универсализуемости. В этой связи Кант пишет: "Не поддерживает ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы избежать, если бы мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице он сохранил достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет основания стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания?

Человек живет и не хочет в собственных глазах стать недостойным жизни. Это внутреннее успокоение удерживает человека от опасности потерять собственное достоинство... Оно - результат уважения не к жизни, а к чему-то совершенно другому, в сравнении с чем жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет никакого значения". Таким образом, идея сохранения человеческого достоинства, по мнению Канта, важнее идеи счастья и даже идеи сохранения жизни.

Нравственные ценности важнее самой жизни, ведь именно они придают жизни смысл, а лишенная нравственной ценности жизнь сама по себе не имеет ценности. Таким образом, достоинство - центральная категория этики Канта. Именно эта идея является основанием возможности существования смысла жизни. Без нравственного измерения жизнь не имеет ценности.

Каждый человек имеет право на защиту своей чести и репутации (ст.152. ГК РФ), если порочащие сведения не соответствуют действительности.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Размер морального ущерба зависит от самооценки истца, а также от платежеспособности ответчика. За оскорбление (например, сказанные в неприличной форме слова) возможно тюремное заключение сроком до года (если эксперты докажут, что слова являются неприличными).

Быть человеком чести означает быть добрым, честным и чутким, не ожидая награды за свое поведение. Это редкое сочетание достоинств, но попрактиковавшись, любой может стать благородным. Вы хотите быть тем типом человека, который отстаивает свои убеждения, а не уходит от них, который спасает своих друзей, когда они нуждаются в вас, и тем, кто известен как порядочный гражданин? Начните с малого, например, приходите, если вы сказали, что придете или предлагайте помощь, если кто-то нуждается в ней. Когда вы практикуетесь жить честно в повседневных поступках, и даете людям понять, что они могут на вас рассчитывать, благородство будет ощущаться, как ваша вторая натура.

Шаги

Часть 1

Развивая чувство благородства
  1. Будьте тем человеком, которым, как вы говорите, вы являетесь. Легко быть приятным человеком, ходить с готовой улыбкой и «приветствовать» всех, кого вы видите. Но, быть благородным не то же самое, что быть доброжелательным. Когда дело доходит до чести, важнее быть подлинным. Показывайте миру, кто вы на самом деле, даже если это идет в ущерб вашей репутации «милого» человека. Чтобы быть человеком чести, вы должны быть надежным.

    • Если вы скрываете ваши истинные мысли и чувства за «маской», попробуйте снять маску и посмотреть, что произойдет. Может быть, людей это сначала оттолкнет, но через некоторое время они будут доверять вам больше, так как вы больше открыли себя для них.
    • Это не значит, что вы должны ходить и быть неприветливым, но старайтесь лучше выражать то, что вы действительно чувствуете, вместо того, чтобы все приукрашать, это нужно, чтобы облегчить социальное общение или попытаться понравится людям.
  2. Делайте то, что вы говорили, что вы собираетесь делать. Если вы постоянно отменяете дружеские планы, или не появляетесь, когда вы сказали, что поможете, поработайте над этим. Может быть, вы на самом деле имели это в виду, когда говорили, что встретитесь со старым другом, который все время названивает, но ваши действия говорят громче, чем ваши намерения. Главным элементом того, чтобы стать благородным человеком – избавится от ваших ненадежных тенденций.

    • Каждая, казалось бы, безобидная ложь делает вас менее надежным в глазах других, и вскоре люди не будут считать вас надежным вообще. Делайте то, что вы говорите, несмотря на то, насколько это незначительно, воспитает характер и разовьет ваше чувство чести.
    • Практикуйтесь. В конце концов, вы будете ненавидеть то чувство, когда не следуете своим словам, вы перестанете брать обязательства, которых вы не можете придерживаться.
  3. Укрепляйте вашу систему ценностей. Во что вы верите? В той или иной ситуации, как вы решаете, что правильно, а что нет? Иметь крепкую систему ценностей является ключом к благородству, так как действующий с честью человек означает человек, которые делает правильные вещи, даже если другие с вами не согласны. Это может быть очень трудно понять, как вести себя с честью в той или иной ситуации. Ваши ценности – это то, к чему вы прибегаете за ответами, когда некого спросить. Когда вы приравняете себя с ними, вы сможете гордиться собой за то, что сделали все возможное, независимо от того, каков будет итог.

    • Ваши ценности могут быть приравнены с определенной религией или другой системой убеждений. Может быть, ваши родители вложили в вас крепкие убеждения, когда растили вас. Попробуйте изучить ваши ценности, чтобы убедиться, что вы действительно верите в них, так как трудно постоять за что-то, если ваш инстинкт говорит вам, что это не совсем так.
    • Если это понятие трудное, и вы ищете ответы, попробуйте обговорить это с людьми, которых вы считаете мудрыми, читающих философские и религиозные тексты, или посещающих богослужения. Исследуйте различные системы ценностей и сравнивайте их принципы со вашим жизненным опытом, чтобы выяснить, что правильно.
  4. Заботьтесь о других людях. Благородный человек действительно волнуется за людей в его жизни. К ним относятся родители, которые работают на второй и третей работе, чтобы их дети ни в чем не нуждались, друзья, которые не позволяют их приятелям садиться за руль после ночи пьянства. Человек чести показывает свою глубокую любовь к другим своими действиями. Если люди в вашей жизни не знают, что на вас можно положиться, время показать им это.

    • Также заботьтесь о людях за пределами вашего ближайшего окружения. Вести себя благородно не ограничивается только помощью людям, которых вы знаете и любите. Что бы вы сделали, если бы вы шли по улице и увидели, что кто-то нуждается в помощи?
    • Обозначьте ваши границы. Конечно, трудно давать мелочь каждому отдельному человеку, который просит о ней. Невозможно помочь всем, с кем вы столкнетесь. Но быть человеком чести означает видеть людей как людей, уважая их человечность, и отдавая то немногое, что вы можете предложить.
  5. Избавьтесь от скрытых мотивов. Если вы благородный человек, вы помогаете людям, потому что вы заботитесь о них, и вы не ожидаете, что это окупится. Когда вы делаете что-то в этом роде, не должно быть корыстного мотива за этим; вами движет любовь. Подумайте о решениях, которые вы делаете каждый день, и решите, что ими движет. Только вы знаете, запятнаны ли ваши действия мотивом, о котором вы не хотите, чтобы другие знали.

    • Например, вы никогда не давали совет, который послужил вам, вместо того, чтобы действительно попытаться помочь человеку? Если ваша сестра спрашивает вас, как вы думаете, должна ли она переехать в Нью-Йорке, а вы действительно хотите, чтобы она осталась в городе, не позволяйте вашим чувствам испортить ваш совет. Посоветуйте ей делать то, что вы считаете лучшим для нее, не для вас.
    • Не взращивайте негодование насчет помощи, или интерес от того, что вы получите из данной ситуации. Если вы не хотите делать что-то, вы должны прекратить делать это. Гораздо благороднее быть искренним в том, что вы чувствуете, чем тайно презирать то, что вы делаете.

    Часть 2

    Вести себя достойно
    1. Работайте ради того, что вы хотите. Вы хотите новую машину? Парня? Немного новой одежды? Вы заслуживаете все эти вещи, но не используйте ярлыки, чтобы получить их. Намного легче выбрать легкий путь, но это, как правило, сделает больно кому-то еще, и если вы делаете это достаточно часто, это будет иметь неприятные последствия. Если вы что-то хотите, работайте ради этого. Это почетное дело.

      • Не воруйте или пытайтесь вымогать деньги у людей вместо того чтобы заплатить то, что вы должны.
      • Не стоит бесстыдно флиртовать с чужой пьяной девушкой вместо того, чтобы сформировать настоящие отношения с тем, кто свободен.
      • Не занимайте деньги у ваших друзей и семьи, вместо того, чтобы устроится на работу.
      • Не берите кредит на чужую идее вместо того, чтобы придумывать ваши собственные идеи.
    2. Говорите правду. Честность и честь идут рука об руку. Поработайте над тем, чтобы всегда говорить правду, несмотря на то, что это касается ваших собственных намерений или внешней ситуации. Это, безусловно, заставит вас чувствовать себя неудобно время от времени, и вы можете стать предметом гнева или обид других людей. Но, в конечном счете, люди поймут, что вы тот, кто говорит все, как есть, а не приукрашает все.

      • Если есть ситуация, в которой вам не комфортно говорить правду, лучше ничего не говорите. Это лучше, чем лгать.
      • Когда дело доходит до маленькой лжи, которую мы говорим, чтобы не задеть чужие чувства, позвоните. Просто знайте, что если вы лжете достаточно часто, даже если это небольшая ложь («Нет, это платье выглядит великолепно!» или «Да, мне действительно понравилась твоя речь!») люди перестанут доверять вашему мнению, и начнут считать, что вы просто были любезны.
    3. Защищайте то, во что верите. Развивать ваши ценности это одно, но постоять за них это совсем другое. Легко доказать то, что находится в вашей голове, но благородные люди говорят и вмешиваются. Защищать свои ценности может означать многое, и к этому не всегда нужно привлекать большое шоу. Вскоре, вы сможете вести себя достойно и быть примером для других людей.

      • Например, если все на работе высмеивает определенного человека, когда его нет рядом, вы могли бы дать понять, что вы не считаете это правильным. Иногда просто сказать: «Я не согласен» или даже менять тему разговора каждый раз, когда дело доходит до этого, – это способ высказать ваше мнение.
      • Иногда вам придется столкнуться с более серьезной проблемой, и вы должны будете выбрать между тем, чтобы постоять за то, что вы считаете правильным и сохранить вашу работу, или остаться друзьями с кем-то, или отстаивать свою репутацию в качестве милого и доброго человека. Это тот момент, когда настоящая честь умирает, и, надеюсь, вы оставались благородным в маленьких ситуациях и это подготовит вас к большим решениям.
    4. Приходите на помощь людям. Если бы вы нарисовали мультфильм благородного человека, это могло бы выглядеть так: парень отказался от своего места в автобусе для пожилого человека, помог ребенку нести его багаж и предложил заплатить за кого-то, кто забыл деньги. Эти все клише продемонстрировать поведение благородного человека, но также это те ситуации, которые могут произойти в реальной жизни, и обеспечить легкую возможности стать немного благороднее. Тем не менее, настоящая честь проявляется тогда, когда вы призваны сделать то, что вы на самом деле не хотите делать, но вы делаете это в любом случае.

      • Например, может быть, ваш брат и две его собаки нуждаются в месте, где можно остановиться на три недели, после потери их дома. Ваше пространство будут стеснять, но он ваш брат, поэтому вы идете на это.
      • Или может быть, вы в машине по дороге в аэропорт, чтобы успеть на рейс в Венецию на ваш медовый месяц, и вы стали свидетелем того, как автомобиль ушел с дороги и попал в ограждение. Даже если это будет означать, что вы собираетесь пропустить ваш рейс, вы остановитесь и предложите вашу помощь.
    5. Никогда не манипулируйте людьми. Важной частью того, чтобы быть человеком чести, – это понимать, какое влияние ваши слова и действия оказывают на других людей. У вас есть возможность помочь, и у вас есть возможность навредить. Не связывайтесь с эмоциями людей, как способ заполучить то, что вы хотите. Это легко делать даже не осознавая этого, так что постарайтесь быть более внимательным к тому, какое влияние вы оказываете.

      • Не пользуйтесь слабостью, например, с помощью чьей-то болезни получить превосходство над ними.
      • Не контролируйте тех, кто окружает вас. Пусть они принимают свои собственные решения.
      • Не используйте чувство вины людей, чтобы сделать то, что вы хотите.
      • Не позволяйте людям думать, что вы испытываете больше эмоций, чем есть на самом деле.


Просмотров