Что такое 1 строфа. Строфа - это сколько строк? Что такое строфа в стихотворении

Строфа характерна только для стихотворного творчества. Она представляет собой метроритмические периоды в пределах одного стихотворения. Из строф состоит все стихотворение классического вида, однако, последнее время идет тенденция к отказу от строфы (это касается белых стихов без определенной строфизации и верлибров – свободных стихов). Строфы, однако, не следует путать с абзацами в прозе, ибо часто не хватает одной строфы для выражения определенного чувствования, так, некоторые строфы как бы переливаются одна в другую:

Я букет тот снесу на могилу осеннюю,
Где листва из-под снега в минуту весеннюю
Грустно смотрит на нас, как жестокий ответ [!]

За минуту разлуки желанную, странную,
За минуту сомненья неясно-туманную,
И за вечность безбрежную, полную грез. /“Я бегу за тобой от сетей...”/

Строфы бывают:
1. Простые:
а) двойные:

Помню музыку ту, что свела нас с тобой,
С той минуты я вдруг потерял свой покой. Я влюблен в твои ручки, и ножки, глаза,
Сих хрусталей краса, глубина – без конца… /“Помню музыку ту...”/

Я от ласковых признаний, я от нежных чувств отвык,
Стал мне близок крик желаний, страсти яростный язык,

Все слова, какие мучат воспаленные уста,
В час, когда бесстыдству учат – темнота и нагота! /“Первые встречи” В.Брюсов/

б) четвертные:

По холодному городу с поднятым воротом
Я брожу, грея руки в карманах пальто.
Предо мною мелькают то люди, то вороны,
То зажжется огнями витрина “Шато”

То и дело с прохожими, грязными, скорыми –
Я встречаюсь и враз убегаю от них.
Листья желтые, падая, пишут узорами
Переплеты надежд и моих новых книг.

Вдруг коснется меня человек обгоняющий,
Ветром спешки дорог пролетит свет авто,
И вдогонку дождями очищенно-ноющий
Взгляд летит мой за ним до мерцанья “Шато”. /“Шато”/

Нет сил сказать, нет сил услышать,
Невластно ухо, мертв язык.
Лишь время знает, чем утишить
Безумно вопиющий крик.

Срывай последние одежды
И грудью всей на грудь прильни, –
Порыв бессилен! нет надежды!
И в самой страсти мы одни!

Нет единенья, нет слиянья, –
Есть только смутная алчба,
Да согласованность желанья,
Да равнодушие раба. /“Одиночество” В.Брюсов/

2. Сложные. Они имеют структуру пятистрочннх стихов (квинтины):

Я пал в истоме злободневной
И тотчас провалился в сон.
Но чу! – все виды повседневной
Привычной жизни откровенной
Вдруг вырвались из сердца вон. /“Сон”/

шестистрочных (например, секстины):

Цветы истлели в должный миг,
В веках, давно пройденных, –
Но жив тот цвет, что раз возник,
В мирах соединенных.
И озаряет лунный лик
Безумных и влюбленных. /“Предание о луне” В.Брюсов/

Его уста, застывшие в улыбке,
Теперь навечно золотые рыбки
На берег дальний сказкой отнесут.
А что ж ОНА? Уже ль ОНА страдает,
Что раб, в нее влюбленный, умирает? –
Приспущенные веки все снесут!.. /“Каравелла”/

семистрочных (септины):

Рассказ окончен: Вы его прервали.
Своим молчаньем Вы меня призвали
Быть Вашим нйдругом под панцирем обид.
О!.. Как решились этим откровеньем
Обезоружить, вновь начав гоненья
Моей души от Вас? Вам радостен сей вид?<> Рассказ нарочно кончен, Вы его прервали… /“Эскиз на холсте”/

То в пустоту ненароком
Смотрит невидящим оком,
То озирается с криком,
То вдруг слезами зальется,
Что-то хватает в неистовстве диком,
Плачет и тут же смеется. /“Романтика” А.Мицкевич/

восьмистрочных (октавы и пр.):

Собранье зол его стихия;
Носясь меж темных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров;
Он любит пасмурные ночи,
Туманы, бледную луну,
Улыбки горькие и очи,
Безвестные слезам и сну. /“Мой демон” М.Лермонтов/

и др.

На основание строф употребляются различные виды метров, рифм и рифмования.

Следует помнить, что длина срифмованных строк должна быть либо равной, либо короче, но каждая строфа (если стих написан строфично) должна полностью совпадать по длине строк со всеми последующими строфами. Длина строк определяется количеством слогов (гласных). Если строфа четвертная, то приняты такие формы строф, когда рифмуемые строки с женской рифмой длиннее строк с мужской на один слог (о рифме см. выше):

Я понимал, что ночь – лишь точка (9)
В конце неписаных стихов.(8)
Я знал, что ночь – всего лишь почка (9)
На стебле высохших цветов. (8)

Я понимал…но я не верил. (9)
Да кто поверил бы в тот миг, (8)
Когда слова ломали двери, (9)
В душе рождая томный крик: (8)

“Мне хорошо с тобой, Оксана!” (9)
“А как с тобой мне хорошо! (8)
Я грешную желала рану, (9)
С тобой сливаяся в одно… (8) /“Летняя ночь”/

Но существуют и другие формы строгих строф, которые автор применяет в зависимости от того, что должно отобразить в стихе.

Очень часто автор создает свои собственные формы строф для передачи определенных оттенков чувства (но не для упрощения поиска рифмования!!!), так, например, двустрочные строфы хоть и подразумевают одинаковую длину срифмованных строк, но не обязывают к этому:

Грустный сумрак, грустный ветер, шелесты в дубах. (13)

Вспоминает вечер о далеких снах. (11)

Ветер шепчет, шепчет грустно чье-то имя мне. (13)

Звездам бесприютно в черной тишине. (11)/“Грустный вечер” В.Брюсов/

Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.
К плечу головушкой склонилась,
Сорочка легкая спустилась
С ее прелестного плеча…
Но вот уж лунного луча
сиянье гаснет. Там долина
сквозь пар яснеет. Там поток
Засеребрился; там рожок
Пастуший будит селянина.
Вот утро: встали все давно,
Моей Татьяне все равно.

Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати нарезной.
Но, дверь тихонько отпирая,
Уж ей Филипьевна седая
Приносит на подносе чай.
“Пора, дитя мое, вставай:
Да ты, красавица, готова!
О пташка ранняя моя!
Вечор уж так боялась я!
Да, слава богу, ты здорова!
Тоски ночной и следу нет,

Рифмование зависит от метра стихов и вида строф. Основные типы строгого рифмования бывают такие:

1. Построчное , когда рифма подбирается к концам строк:

в четвертных строфах (четверостишьях) применяются такие виды рифмования:

а) кольцевое:

А я хотел тебя не полюбить, (1)
А лишь приманивая миражем в пустыне (2)
И огнями во зыбкой тине, (2)
Чтобы русалкою на дне душить (1) /“А я хотел тебя не полюбить…”/

б) последовательное: рифмуются первые две строки и вторые две(1–1–2–2).

Русалка плыла по реке голубой, (1)
Озаряема полной луной; (1)
И старалась она доплеснуть до луны (2)
Серебристую пену волны. (2) /“Русалка” М.Лермонтов/

в) сквозное неполное: рифмуются вторая и четвертая строки (1–2–3–2).

Мы не прятали ласку за простыни, (1)
Мы открыто дарили тела. (2)
Нас с тобой презирали по глупости. (3)
Или, может, то зависть была? (2) /“Мерный шелест травы”/

г) сквозное полное: рифмуются первая и третья строки, вторая и четвертая (1–2–1–2).

По беломраморным ступеням (1)
Царевна сходит в тихий сад – (2)
Понежить грудь огнем осенним, (1)
Сквозной листвой понежить взгляд. (2) /“Путник” В.Брюсов/

Различные строфы имеют огромное количество видов рифмования. Так, например, септины могут иметь такую структуру: 1–1–2–3–3–2–1, 1–2–1–2–1–2–1, 1–2–3–1–2–3–1 и т.д. Секстины классические могут иметь такие структуры: (при чем слова, выносимые в рифму, повторяются в следующих секстинах + то, что строф шесть!), 1–1–2–2–3–3 и т.д. Пример классической секстины:

Я безнадежность воспевал когда-то, (1)
Мечту любви я пел в последний раз. (2)
Опять душа мучительством объята, (1)
В душе опять свет радости погас. (2)
Что славить мне в предчувствии заката, (1)
В вечеровой, предвозвещенный час? (2)

Ложится тень в предвозвещенный час; (1)
Кровь льется по наклонам, где когда-то (2)
Лазурь сияла. В зареве заката (1)
Мятежная душа, как столько раз, (2)
Горит огнем, который не погас (1)
Под пеплом лет, и трепетом объята. (2) и т.д./“Секстина” В.Брюсов/

Для передачи настроения в стихах используют различные виды рифмования, одновременно с различными видами строф и видов рифм получается экстракт элементарного стиха, не лишенного красивости. Так, например, для передачи нежных чувств поэты часто пользуются ямбом и четвертными строфами:

Признания в любви – немые речи,
В них звуков нет, в них – запахи весны,
В них содрогаются невинны плечи,
Когда затмят собой все сказочные сны. / “Признания в любви...”/.

Для передачи особо лирических (мелодических) моментов обычно используют трехсложные метры, с переменной рифмой (подбирая ее и составляя в зависимости от логики чувства или внутренней мелодики):

Что борешься ты в море, каравелла? (А)
Иль обогнуть опасность не успела? (А)
Волна, волна, еще одна волна! (Б)
Сойди на дно от пагубного воя, (В)
Найди покой средь вечного покоя, (В)
Ты – прошлое, решила так она. (Б) /“Каравелла”/

Некоторые классические жары поэзии требуют строгой формы рифмо- и строфообразования. Сонет итальянский представляет собой стих со следующей структурой: АББА АББА ВГВ ГГВ, АББА АББА ВГВ ГВГ или АББА АББА ВВГ ВВГ с применением классических метров (чаще всего ямб).

Помимо этих видов рифмования существуют и авторские, которые изобретают сами авторы для передачи тонких чувств и наложения определенного впечатления, созданного автором в своей душе на читателя через мелодику своего стихотворения. Эти виды рифмования вместе с изобретенными автором формами строф пользуются популярностью, ведь они передают самобытность автора.

2. Порционный тип рифмования:

а) рифма подбирается к середине разных строк:

Где ты, мерное дыхань е, возбуждающее слух ?
Своим сладеньким лобзаньем стелишь сны в ночи, как пух ./“Где ты, мерное дыханье…”/

Вполне возможно сделать из этих двустиший четверостишья с полным сквозным рифмованием, однако такой тип рифмования необходим для передачи долготы определенного чувства. Кроме того, порционные рифмы часто можно спутать с повторами ассоциативными (см. ниже), но это уже право автора определять тип рифмования и стилистического приема.

б) рифма подбирается к словам одной строки:

Книги , крики скуки нашей...

Чет иль нечет , видеть нечем . /Примеры автора/

Такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа, основывается на порядке расположения рифм в стихах (здесь под стихами мы подразумеваем отдельные строки).

Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.

Наименьшей из строф является двустишие . Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.

Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).

Нестрофические встречаются:

В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.

Отечески пенаты, О пестуны мои! Вы златом не богаты, Но любите свои Норы и темны кельи, Где вас на новосельи Смиренно здесь и там Расставил по углам; Где странник я бездомный, Всегда в желаньях скромный, Сыскал себе приют. К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)

В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.

Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие. Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.

Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит поздное молчанье ночи темной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви; текут полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются - и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!.. А.С.Пушкин, Ночь

Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.

Изменой слуга паладина убил: Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой - И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит, Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока - Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил, Но панцирь тяжелый его утопил. В.А.Жуковский, Мщение

Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"

Я не поэт - и, не связанный узами С музами, Не обольщаюсь ни лживой, ни правою Славою. Родине предан любовью безвестною, Честною, Не воспевая с певцами присяжными, Важными Злое и доброе, с равными шансами, Стансами, Я положил свое чувство сыновнее Все в нее. В.С.Курочкин, фрагмент .

Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки:

Смежная - рифмовка смежных стихов : первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

Схема октавы: абабабвв

В шесть лет он был ребенок очень милый И даже, по ребячеству, шалил; В двенадцать приобрел он вид унылый И был хотя хорош, но как-то хил. Инесса горделиво говорила, Что метод в нем натуру изменил: Философ юный, не смотря на годы, Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я Не доверять теориям Инессы. С ее супругом были мы друзья; Я знаю, очень сложные эксцессы Рождает неудачная семья, Когда отец - характером повеса, А маменька ханжа. Не без причин В отца выходит склонностями сын!

Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки . В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

Схема терцины:

аба бвб вгв гдг дед и т.д.

Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.

Поэзия является крайне интересным искусством, зародившимся еще в древней Греции. Именно там мыслители и ученые отдавали дань выверенному, даже по математическим правилам, рифмованному слову. Тогда и зародились правила стихосложения, и вместе с ними появилась строфика – наука о стихотворных строфах и законах их построения. Что такое строфа в стихотворении? Разберемся по порядку.

Вконтакте

Определение понятия

Само слово по-гречески означает «поворот» или «кружение», что совершенно естественно, ведь каждая такая конструкция как бы «закругляет» поэтическую мысль.

В стихосложении так называют сочетание стихотворных строчек, придающее повествованию смысл , ритм и единство синтаксиса.

Возникает вопрос: строфа – сколько же это строк? Это некоторое количество стихотворных строк, от 2 до 14 в зависимости от типа строфического построения.

Поэтому вопросы типа: «3 или 4 строфы – это сколько строк?» считаются некорректными, так как количество стихов или строк в разных строфических конструкциях неодинаково.

Виды строф

Дистих

Самой первой ступенью является дистих, или пример, состоящей из двух стихов. Использование данного правила является крайне редким приемом в русской поэтической традиции, так как такое стихотворение больше напоминает древнегреческую песнь. В первую и вторую строфу вкладывается очень глубокий смысл, и они выглядят, как большие предложения, крайне сложные для восприятия на слух.

Такой вид применял в своих сочинениях М.Ю. Лермонтов. Его стихотворение «Морская царевна» можно привести в качестве примера данной строфы.

Терцет

3 стиха, или терцет – это трехстишие. Еще один редкий вид в русской поэзии как самостоятельное произведение. Чаще всего терцет идет в составе более объемных строфических композиций или вообще включается в конце, как подведение итога или мораль.

Самым известным поэтическим произведением, написанным в стиле трехстиший, является стихотворение А. Блока «Песнь Ада».

Катрен

Самой распространенной поэтической формой у русских поэтов считается катрен, или четверостишие. В нем сочетается четыре стиха, что становится достаточно оптимальным для получения разнообразной интонации и ритма.

По сути, подобной конструкцией написаны 80% отечественной поэзии. Гибкий и подвижный синтаксис позволяет такой поэтической форме легко входить в состав других видов, например, в такие системы, как сонет и онегинская строфа, придуманная А.С. Пушкиным.

Катрен может обладать параллельной рифмовкой, когда рифмуются 1 и 2 строки, а также 3 и 4. Либо перекрестной, когда рифмуются первая и третья, а также вторая и четвертая строки. Может быть и редкая последовательная рифмовка, когда строчки рифмуются друг за другом по порядку:1 со 2, 2 с 3, 3 с 4.

Обратите внимание! 4 строки – это катрен, а 4 строфы – это совсем другое, они могут быть в любом стихотворении, написанном двустишием, терцетом и т. д. Примеров подобных стихотворений можно привести очень много.

Еще одним редким видом является октава. В музыкальной терминологии этот термин довольно известен и означает восемь нот, практически так же и в стихосложении. Октава – это восьмистрочная конструкция с очень интересной рифмой. В ней рифмуются между собой 1, 3, 5 — нечетные строки, а также 2, 4 и 6 – четные строчки плюс в конце примыкает дистих, который также зарифмован. Самым известным примером такой оригинальной поэтической композиции является произведение А.С. Пушкина «Домик в Коломне».

Смешение видов: стансы и сонет

Данный вид представлен четырьмя строками с соответствующим стихотворным размером – четырехстопным ямбом.

Важно! Ямб – двусложный стихотворный размер, представляющий собой два слога, второй из которых является ударным. А четырехстопный ямб – это двусложный размер, который повторяется 4 раза, то есть имеет 4 стопы по 2 слога в каждой.

Чаще всего в стансах присутствует перекрестная рифма. Стансы могут состоять из нескольких строф, и каждое четверостишие будет обладать гибкой системой синтаксиса и смысловой законченностью.

А.С. Пушкин – великий русский поэт, наследие которого столь обширно, что в его творчестве можно найти и примеры данного вида: «Стансы», «Во глубине сибирских руд…», «Брожу ли я».

Из интересных разновидностей также можно отметить сонет, включающий в себя 2 катрена и 2 терцета.

Отдельным особняком стоит шекспировский, или английский, сонет, включающий три катрена и дистих. Естественно, что его автор В. Шекспир сделал это намеренно, на свой лад меняя правила строфики.

Сколько строк насчитывает сонет ? Как правило, 14. Сонеты написаны пятистопным ямбом и очень редко шестистопным.

Важно! Рифмы в сонетах могут меняться, если в катренах присутствует равнозначная рифмовка, а трехстишиях также две неодинаковые рифмы.

Сонет – это не только визитная карточка любовных стихотворений, но и связанных с творчеством и посвященных какому-либо лицу. Известным любителем сонетов также являлся А.С. Пушкин, который создал «Мадонну» и «Поэту».

Отдельный вид строфики: онегинская

Русская поэзия не мыслит себя без имени Александра Пушкина, поэтому особый вид строфической системы, введенный именно им в литературу получил имя онегинской строфы. Свое название данный термин ведет от фамилии главного героя романа в стихах « ». Можно догадаться, что сам роман написан именно данной строфической конструкцией. Это сколько строк? Всего их, как и в сонете, четырнадцать, однако в отличие от последнего структура онегинской строфической системы крайне интересна:

  • первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой;
  • далее возникает новая рифма между 5 и 6 строками, потом седьмая и восьмая идут в рифму;
  • далее идет рифма 9 и 12, а между ними рифмуется 10 и 11;
  • завершается все это рифмовкой 13 и 14 стиха.

Эта структурная композиция сохраняется на протяжении всего романа, за исключением писем Татьяны и Онегина, а также песни девушек из третьей главы.

Как делятся строфические композиции?

Делятся они по принципу соединения рифм. Поэтому, отвечая на вопрос: «Что такое строфа в стихотворении?», нужно учитывать соединение рифмованных стихов с нерифмованными строками. Существуют также укороченные и удлиненные стихи, чередующиеся в стихотворениях с обычными.

В поэзии могут использоваться и удвоенные строфические композиции с «зеркальной», то есть обратной, рифмовкой.

Строфические повторы

Особым элементом в законах строфики становятся повторы. Чаще всего такие композиционные вставки можно встретить в песнях. В каких-то жанрах повтор называется рефреном, в каких-то проще – припевом – циклической композицией, которая повторяется через каждую группу стихов. Главной отличительной особенностью рефрена является закономерность данного повторения.

Многообразие строф в мировой поэзии

Кроме многогранной русской поэзии существует еще огромное количество уникальных видов, кочующих по стихотворениям всего мира.

Лирика Древней Греции преподнесла нам элегию, горациеву, сапфическую и асклепиадову строфы, которые названы по имени их авторов: Горация, Асклепиада и первой древнегреческой поэтессы Сапфо.

Меньшую роль в образовании законов строфики играла восточная поэзи я, представившая миру персидские катрены и турецкие газели. Страны Дальнего Востока также внесли свой вклад в поэзию мира посредством японских хокку.

А английские, французские и немецкие поэты подарили миру множество стихотворных форм:

  • рондо,
  • шекспировский сонет,
  • октаву,
  • триолет,
  • терцину,
  • септиму,
  • нону.

Внимание! А как называется строфа из пяти стихотворных строчек? Довольно редкой в русском стихосложении она становится потому, что там присутствует последняя нерифмованная строчка, например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Люблю я Кавказ». А строфа из пяти стихотворных строк называется квинтет, т. к. по латыни «квинта» означает «пять».

«Романс» строфической науки: александрийский стих

Особняком как в поэзии мира, так и в русской поэтической традиции стоит александрийский стих, который прибыл к нам из Франции и стал в 18 веке венцом русской героической поэмы. Александрийский стих состоит из некоторого количества двустиший с шестистопным ямбом. Хорошим примером будет являться стихотворение «Черная шаль» А. Пушкина.

Что такое строфа в стихотворении

Изучаем теорию поэзии — строфы, рифмы

Вывод

Таким образом, ответ на вопрос: «Как определить количество строф в стихотворении?» становится чрезвычайно актуальным для тех, кто собирается анализировать стихотворения. Для подробного рассмотрения поэтических произведений пригодятся такие определения, как строфика – это наука о правилах построения строфической системы, стих, строчка и конечно же, видовое разнообразие, чтобы верно определить стихотворный размер и понять, почему стихотворение построено автором именно так.

Старшее поколение помнит веселый мультфильм и слова одного из героев: «Я поэт, зовусь я Цветик. От меня вам всем приветик», а так же другого героя, Незнайку, который очень страдал, что не умеет писать стихи. Неужели можно научиться писать стихи? Опытные поэты настоятельно советуют как минимум, попробовать излагать свои чувства в рифмованном виде. И для начала полезно узнать, что такое строфа в стихотворении.

Что такое строфа?

Ритмической основой всего стихотворения, не зависимо от его размера, является строфа. Древние греки воспевали нежные чувства, сложные отношения между людьми, грандиозные победы и именно тогда начитается история строф и появляется первое определение: строфа обозначает сочетание строк в стихотворной форме, объединенных единой интонацией. Именно строфа определяет ритм всего произведения, а рифма соединяет слова в приятные для слуха стихотворения.

Современные словари дают несколько определений, но в основе всех стоит понятие со времён Средневековья: строфа – это группа стихов, которые являются единицей деления стихотворного произведения. Как правило, размер строф в каждом конкретном стихотворении одинакова, но есть и астрофические примеры произведений: поэма А.Блока «Двенадцать». А знаменитый «Евгений Онегин» дал жизнь знаменитой онегинской строфе А.А.Пушкина.

Строфы имеют ряд признаков:

Основные:

  • Не меняющееся количество строк.
  • Графическая обособленность, то есть формат абзаца.
  • Завершенность мысли.
  • Интонационная и синтаксическая законченность.

Второстепенные:

  • Неизменный порядок стихов (строк) определенной длины.
  • Постоянный порядок рифм или стиховых окончаний.

В школе все читали и заучивали множество стихотворений и отрывков более крупных произведений: баллады, оды, романы в стихах, поэмы в стихах. Обращается внимание, что все произведения имеет разный ритм – это зависит от того, какая строфа присуща конкретному произведению. Наиболее известные такие виды строф:

Простые:

  • Двустишие – строфа из двух стихов (виршей). Иногда две строчки образуют абзац, иногда – разделяются только рифмовкой. Иногда двустишие используют как эпиграф к произведению. Иногда это афоризм какого-либо известного человека, высказывание мудреца.
  • Трех-, четырехстишие

Сложные:

  • пяти-, шести-, семи-, восьми-, девяти-, десятистишие – характеризуются четким количеством строф из указанного количества стихов (рифмованных строк).
  • Онегинская строфа – четырнадцатистишие, созданное А.С.Пушкиным: практически все строфы имеют размер в четырнадцать строк, но каждая может быть разделена на три четверостишия и замыкающее двустишие.
  • Балладная строфа характеризуется разной длиной строк: четные строки несколько короче нечётных.
  • Сонет – произошло от слова «песенка» и такое произведение твердой формы состоит из трех четверостиший и замыкающего двустишия. Очень популярна в поэзии романтиков, характерно для эпохи Возрождения, барокко.
  • Астрофизм характеризуется отсутствием симметричного деления на строфы. Классический пример – «Айболит» К.Чуковского.

Количество слогов в каждой строке строфы, а так же ударения на одинаковых слогах создает ритм всего произведения. Такой ритм обозначают латинскими буквами А, В, С,D. Например, классическое двустишие можно записать так: АА, ВВ, СС. Правильное чередование мужских и женских окончаний, превращает стихотворение в четверостишие:

  • Иксообразное АВАВ, СDСD.
  • Опоясывающая АВВА, СDDС.

Разные сочетания и объединения простых строф в результате дают сложные строфы. В любом случае строфа остается завершенным по смыслу отрывком. И если смысл не укладывается в одну строфу, то ее соединяют с другой.

Интернациональные строфы

До некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку.

В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит.

Строфой (др.-греч. strophe – круг, оборот) в стиховедении называют группу стихов, объединенных какими-то общими формальными признаками. Обычно это определенная система рифмовки и общая интонация, придающие строфе завершенность. В редких случаях строфа может заканчиваться переносом, но это исключение, лишь подтверждающее правило. Строфа не должна быть слишком объемной. Обычно она включает в себя от двух до шестнадцати стихов. Отметим наиболее известные из них.

Простейшей строфой являются двустишия парной рифмовки. Они широко применялись в русской поэзии XVII века, не знавшей другой рифмовки, кроме смежной. В классицизме двустишие представлено александрийским стихом. Использовали двустишные строфы и русские поэты XIX–XX веков ("Черная шаль" А. Пушкина, "Морская царевна" М. Лермонтова, "Несжатая полоса" Н. Некрасова, "Русалка" К. Мея, "Город на заре" С. Городецкого, "Над окошком месяц..." С. Есенина, "Баллада о синем пакете" Н. Тихонова).

Наиболее известной трехстишной строфой является терцина (итал. terza rima – третья рифма), канонизированная Данте в "Божественной комедии" и вызвавшая многочисленные подражания почти во всех европейских литературах (в России – "В начале жизни школу помню я..." А. Пушкина, "Дракон" А. Толстого, "Змей поезда" В. Хлебникова, многие стихи Вяч. Иванова и В. Брюсова). Размер стихов в терцине – пятистопный ямб. Каждая строфа заключает в себе определенную тему, рифмуются же стихи следующим образом: первый стих рифмуется с третьим, а средний стих выходит из пределов своей терцины, рифмуясь с первым и третьим стихами следующей строфы, средний стих последнего трехстишия рифмуется с отдельным замыкающим стихом (aba bcb cdc ded e):

Земную жизнь пройдя до половины, (а)

Я очутился в сумрачном лесу, (b)

Утратив правый путь во тьме долины. (а)

Каков он был, о, как произнесу, (b)

Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (с)

Чей давний ужас в памяти несу! (b)

(Данте, пер. М. Лозинского)

Самым распространенным видом строфы является четверостишие, или катрен (франц. quatrain), в котором, как уже отмечалось, стихи могут рифмоваться попарно, перекрестно, по принципу "кольца". Как самостоятельное стихотворение, катрен используется для надписей, эпиграмм, эпитафий, изречений. Например:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

(Ф. Тютчев)

Пятистишие традиционно рифмуется следующим образом: первый, третий и четвертый стихи рифмуются между собой, а второй – с пятым (abaab). Пример из стихотворения А. Пушкина "Прощание":

В последний раз твой образ милый (а)

Дерзаю мысленно ласкать, (b)

Будить мечту сердечной силой (а)

И с негой робкой и унылой (а)

Твою любовь воспоминать. (b)

Существуют и другие способы рифмовки. Например, пятистишие "К портрету Жуковского" А. Пушкин зарифмовал следующим образом: ababa. Несколько иное построение пятистишия у А. Майкова в стихотворении "Летний дождь": abb- bа. У М. Кузмина первое пятистишие в его стихотворении "Бисерные кошельки" зарифмовано: aabba.

Встречаются в русской поэзии шестистишия. Их рифмовка достаточно разнообразна. Наиболее традиционная форма шестистиший, выработанная итальянской поэзией, а позже освоенная русскими поэтами, – ababcc. Такими шестистишиями, или секстинами (лат. sex – шесть), написана "Баллада" М. Лермонтова:

В избушке позднею порою (а)

Славянка юная сидит. (b)

Вдали багровой полосою (а)

На небе зарево горит... (b)

И, люльку детскую качая, (с)

Поет славянка молодая... (с)

В основе шестистиший стихотворений "Три пальмы" М. Лермонтова и "Silentium!" Ф. Тютчева лежат попарно зарифмованные три двустишия (aabbcc), а А. Пушкин в своем "Зимнем утре" использовал рифмовку aabccb.

Семистишия сравнительно редко используются русскими поэтами. Среди самых известных стихотворений, написанных семистишиями, знаменитое "Бородино" М. Лермонтова.

По принципу построения восьмистишная октава (лат. oktaυα – восьмая) очень близка секстине – фактически это секстина и замыкающее ее двустишие (abababcc). И это не случайно: октава также зародилась в поэзии итальянского Возрождения. Октавами написал свою шутливую поэму "Домик в Коломне" Пушкин:

Четырехстопный ямб мне надоел: (а)

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву (b)

Пора б его оставить. Я хотел (а)

Давным-давно приняться за октаву. (b)

А в самом деле: я бы совладел (а)

С тройным созвучием. Пущусь на славу! (b)

Ведь рифмы запросто со мной живут; (с)

Две придут сами, третью приведут. (с)

Построение классицистической оды традиционно связано с десятистишием. В "Оде торжественной о сдаче города Гданска" В. Тредиаковского (1734), первой классицистической оде в русской поэзии, мы встречаем следующий тип рифмовки десятистишия: ababccdeed. Этот способ рифмовки стал каноническим для русской оды на протяжении всего XVIII века, включая радищевскую оду "Вольность":

О! дар небес благословенный, (а)

Источник всех великих дел, (b)

О вольность, вольность, дар бесценный, (а)

Позволь, чтоб раб тебя воспел. (b)

Исполни сердце твоим жаром, (с)

В нем сильных мышц твоим ударом (с)

Во свет рабства тьму претвори, (d)

Да Брут и Телль еще проснутся, (е)

Седяй во власти, да сметутся (е)

От гласа твоего цари. (d)

Особый тип строфы создал Пушкин для своего романа "Евгений Онегин". Это четырнадцатистрочная строфа, состоящая из трех четверостиший и замыкающего их двустишия и получившая название "онегинская" строфа. Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку, второе – смежную, а третье – кольцевую.

Театр уж полон; ложи блещут; (а)

Партер и кресла – все кипит; (b)

В райке нетерпеливо плещут, (а)

И, взвившись, занавес шумит. (b)

Блистательна, полувоздушна, (с)

Смычку волшебному послушна, (с)

Толпою нимф окружена, (d)

Стоит Истомина; она, (d)

Одной ногой касаясь пола, (е)

Другою медленно кружит, (f)

И вдруг прыжок, и вдруг летит, (f)

Летит, как пух от уст Эола; (е)

То стан совьет, то разовьет (g)

И быстрой ножкой ножку бьет. (g)

Иногда строфическое построение и сочетание строф определяют некоторые малые лирические жанры. Среди них наиболее известными являются триолет и сонет.

Триолет (франц. triolet, от итал. trio – трое) – восьмистишие (схема: abaaabab, возможен вариант abbaabab), написанное чаще всего четырехстопным ямбом. Основан триолет на тройном повторении (рефрене) – первая строчка повторяется как четвертая и седьмая при обязательной общей рифме, а вторая строка повторяется как восьмая, заключительная. Триолет появился во французской поэзии XV века и, будучи особенно популярным в эпоху барокко и рококо, культивировался в рамках салонной поэзии. Интерес к этому жанру испытывали русские поэты серебряного века. Триолеты писали К. Бальмонт и И. Северянин, а Ф. Сологуб и И. Рукавишников выпустили целые сборники триолетов. Вот триолет И. Северянина, написанный шестистопным ямбом:

Мне что-то холодно... А в комнате тепло: (а)

Плита натоплена, как сердце нежной лаской. (b)

Я очарован сна загадочною сказкой, (b)

Но все же холодно, а в комнате тепло, (а)

Рассудок замер. Скорбь целует мне чело. (а)

Таинственная связь грозит своей развязкой, (b)

Всегда мне холодно... другим всегда тепло!.. (а)

Я исчервлен теплом, как сердце – едкой лаской... (b)

Сонет (итал. sonetto – от прованс. sonet – песенка) – лирическое стихотворение из четырнадцати строк, написанное четырехстопным или пятистопным ямбом. Сонет возник в Италии в XIII веке, и его расцвет связан с творчеством Данте и Петрарки. Здесь сложился так называемый итальянский образец сонета, состоящий из двух катренов и двух терцетов (так иногда называют строфу из трех стихов). Схема рифмовки "итальянского" сонета такова: abab/abab/cdc/dcd (возможен вариант cde/cde). П. Ронсар и поэты "Плеяды" дали "французский" образец сонета со следующей схемой рифмовки: abba/abba/ccd/ eed (ccd/ede). Среди различных отклонений от этих канонических форм наиболее известен "английский" сонет, представленный в поэзии У. Шекспира – abab/cdcd/efef/gg. В русскую поэзию сонет введен В. Тредиаковским. Обращались к сонету В. Жуковский, А. Пушкин, А. Дельвиг, М. Лермонтов. Во второй половине XIX века сонет постепенно был вытеснен из поэзии свободными формами поэтического выражения. Интерес к нему вновь оживает в эпоху символизма. В России дань сонету отдали В. Брюсов, Вяч. Иванов, К. Бальмонт. Вот образец сонета у Бальмонта ("Италия") с оригинальной формой рифмовки:

От царственной мозаики Равенны (а)

До мраморов, что скрыл от смерти Рим, (b)

Созданья мы твои благотворим, (b)

Италия, струна и кубок пенный. (а)

Неаполь, шабаш солнца неизменный, (а)

Флоренция, лазурный серафим, (b)

Венеция, где страстью дух палим. (b)

А живопись – цвет золота нетленный. (а)

В Италии повсюду алтари, (с)

И две, в веках, в ней равноценны власти, (d)

Язычество с огнем давнишней страсти (d)

И благовестье в отсветах зари. (с)

Красавица, не снявшая запястий, (d)

В служенье Богу, в красоте – цари. (с)

Некоторые "твердые формы" европейскими поэтами были заимствованы из восточной поэзии, например рубаи и газель.

Рубаи (араб.) – четверостишие, чаще всего рифмующееся по схеме aaba, реже – аааа. Признанным мастером рубаи в иранской поэзии был Омар Хайям. Вот образец рубаи Хайяма в переводе В. Державина:

Кто мы? – Куклы на нитках, а куколыцик наш – небосвод.

Он в большом балагане своем представленье ведет.

Нас теперь на ковре бытия поиграть он заставит,

А потом в свой сундук одного за другим заберет.

В XX веке в русской поэзии строфическая форма рубаи стала использоваться и в стихотворениях, совершенно исключающих ориентальные (т. е. восточные) мотивы. Пример тому – поэтическая миниатюра Ю. Мориц "Объяснение в любви":

Мой друг, мой безумный, мой свет голубой,

Умчалась бы я в понедельник с тобой

Туда, где в классически синей ковбойке

Поет у костра синеглазый ковбой!

Газель (араб.) – небольшое лирическое стихотворение, состоящее не менее чем из трех, но и не более пятнадцати бейтов (двустиший). В первом бейте рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка по схеме: ba са da... В последнем бейте обязательно упоминание тахаллуса автора, т. е. псевдонима, литературного имени поэта. Наибольшей степени совершенства жанр газели достиг в ирано-таджикской поэзии, в творчестве Рудаки, Саади, Навои, Хафиза. К форме газели обращались и европейские поэты в стихах восточной тематики (например, И. В. Гёте).

Бывают стихи, не членимые на строфы. Такие стихи называются астрофическими. В них в беспорядке смешиваются парные, перекрестные, кольцевые рифмы. В астрофических стихах также может соблюдаться членение текста, но не на строфы, а на абзацы, неравные, как в прозе. Примером таких стихов могут служить поэмы "Руслан и Людмила" и "Медный всадник" Пушкина, "Беглец" и "Демон" Лермонтова, "Тишина" и "Коробейники" Некрасова и др.



Просмотров