Что означает страна банкрот. Банкротство страны это. Всероссийская Служба по Банкротству

В настоящее время в государствах Западной Европы держатели иностранных облигаций образуют особые корпорации для организованной защиты своих интересов: Corporation of foreign bankholders. — возникшая в 1873 г. в качестве частной организации и признанная учреждением публично-правового характера парламентским биллем 1898 г.; совет ее состоит из 21 делегата (6 от банков, 6 от Лондонской торговой палаты и 9 по кооптации); во Франции — Association de porteurs de valeurs etrangeres, основанная в 1898 г. и руководимая советом, выбранным общим собранием; Association pour la defense de detenteurs de fonds publics — в Бельгии. Эти организации пользуются большим влиянием в финансовых кругах и оказывают порой давление на правительства, политические партии и прессу. Обычно государство-банкрот встречает при попытке заключения нового внешнего государственного займа требование предоставить гарантии уплаты по прежним займам и по новому займу. Они принимают порою форму обеспечения одним государством платежей другого; при этом правительство государства-гаранта обязано или принудить правительство должника к платежу или принять уплату на себя (гарантия Францией и Англией уругвайского займа 1846 г., Соед. Штатами займов Санто-Доминго 1907 г., Никарагуа и Гондураса 1911 г.); чаще гаранты принимают на себя денежную ответственность в случае неисправного поступления платежей (гарантии греческих займов 1833 и 1898 гг. Россией, Францией и Англией, турецкого займа 1855 г. Англией и Францией, австрийского займа восстановления 1843 г. и др.).

Банкротство государства

Управляющий государством, принимает меры по оздоровлению финансового состояния государства. В случае невозможности предотвратить банкротство в течение 1 года с момента введения наблюдения, имущество государства распродается с торгов, на которых могут присутствовать любые лица.

Как государства становятся банкротами

Репутация стран-должников складывается из оценок рейтинговых агентств. «Для этого они сравнивают доходы и расходы страны», — рассказывает аналитик международного рейтингового агентства Moody’s во Франкфурте Александр Кокербек. Страны-банкроты тем и отличаются от частных фирм, что власти могут изменять законы. У государства, по словам эксперта, в этом вопросе больше прав и свобод.

Государственное банкротство

Гражданский кодекс РФ регулирует вопрос об объявлении юридического лица банкротом по протоколу или в связи с решением суда или по солидарному с кредиторским советом решением. Любой из вариантов требует принудительной ликвидации или добровольного решения собственника.

Самые известные страны-банкроты

К 2008 году банковская система Исландии имела задолженность, которая была равна 10 ВВП. В стране обанкротилось три частных банка, началась депрессия и экономика сократилась на 10% в течение следующих двух лет. Решением общенародного референдума страна отказалась выплачивать внешние долги. С 2011 года экономика страны растёт. Тем не менее, госдолг страны равен 67,6% ВВП.

Банкротство страны это

Различают полное Г.6., когда государство полностью отказывается от уплаты каких бы то ни было долгов (на практике не получившее распространения) и частичное Г.6., когда государство отказывается от уплаты определенной части долга вообще или на определенное время, либо при полном признании обязательности уплаты долга оно отказывается от уплаты процентов по нему полностью или частично в течение определенного или неопределенного срока. Под частичным Г.б. понимают также одностороннее понижение государством процентной ставки по подлежащим выплате гос-ным долгам. Частичное Г.б. может также иметь место одновременно в различных формах.

Банкротство страны это

  • Последствием «несчастной» несостоятельности, то есть произошедшей вследствие обстоятельств, не зависевших от воли должника, является то, что «все имевшиеся на нем по то время требования, какого бы звания ни были, уничтожаются так, что впредь по оным нигде как на нем, так и на жене, детях и наследниках его никакого взыскания не чинить»;
  • «неосторожный» банкрот, ставший таковым по «небрежности», обязан полностью расплатиться со своими долгами;
  • «злостный банкрот», ставший таковым «от своих пороков», обязан полностью расплатиться со своими долгами.

Банкротство это

Для начала процедуры банкротства нужно, чтобы сумма неуплаты была не меньше 300 тыс. рублей (для юридических лиц), и 500 тыс. рублей для физических. Если владелец коммерческого предприятия решил объявить о своей несостоятельности, значит, он преследует одну из целей (или несколько):

Банкротство государства

  • форс-мажорными обстоятельствами (эпидемии, стихийные бедствия), которые повлекли за собой ухудшение экономического состояния в стране;
  • банкротством крупных компаний. Порой столь разрушительные последствия для экономики державы может спровоцировать закрытие даже нескольких крупных компаний;
  • глобальный финансовый кризис («эффект домино»).

Возможны ли банкротства стран при современной экономической модели мира

В случае неспособности должника исполнять свои обязательства происходит технический дефолт. Важно понимать, что дефолт — это событие, произошедшие в определенный момент времени. Когда фиксируется технический дефолт кредиторы могут начать требовать возврата своих средств, если причина именно в неспособности исполнять обязательства, а не, например, отключился свет на всей территории страны, и деньги не могли быть перечислены. В отличие от фирмы или простого человека государство имеет возможность выпускать деньги — проводить денежную эмиссию. То есть напечатать столько денег, сколько необходимо для покрытия долга. В результате огромная сумма необеспеченных денег попадает на рынок, возникает избыточное предложение денежной массы, что ведет к обесценению этой валюты — вызывает инфляцию. При этом цены могут вырасти в десятки или даже сотни раз, что ведет к обнищанию населения и рецессии, из которой выбраться не так уж просто.

Что происходит если страна становится банкротом

Когда страна не может расплатиться с кредиторами в срок, то «по умолчанию», складывается ситуация схожая с тем, что происходит в бизнесе, когда фирма объявляет о своем банкротстве. Но суверенный дефолт существенно отличается от бизнес-банкротств, так как намного сложнее, кредиторам изымать активы суверенного субъекта, чем изымать активы компании.

Последствия банкротства

Место страны в делах о банкротстве достаточно многогранное, что связано с его дифференциальной природой (наличие публичного и частного интересов). Если речь идет об учреждениях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета, то государство обязано приложить максимальные усилия для восстановления такого неплатежеспособного сектора.

Что такое банкротство (несостоятельность) — виды и стадии банкротства обзор закона о несостоятельности

Помимо коммерческих и финансовых организаций, банкротами могут быть признаны физические лица. Право назвать себя банкротом и быть признанным таковым появилось у граждан РФ относительно недавно – в 2015 году, когда в силу вступил соответствующий законодательный акт.

Банкротство — это

Итак, по итогам работы внешнего управляющего, или, в силу иных предусмотренных законом оснований, арбитраж может признать, что фирма — однозначно, банкрот. Вследствие этого может быть открыто в ее отношении конкурсное производство. Суть этой процедуры заключается в том, чтобы за счет имеющихся ресурсов фирмы удовлетворить требования кредиторов.

Разорение олигархов

Важнейшей мерой формирования постолигархической структуры экономики должны стать радикальные изменения антимонопольного законодательства и правил, определяющих списки стратегических предприятий или предприятий, для которых введены ограничения для участия иностранных инвесторов.

Государство банкротится, не исчезая

Разница между банкротством фирмы и банкротством государства состоит в том, что последнее не может прекратить свое существование. Чаще бывает так, что утрачивается платежеспособность, когда нет возможности обслужить существующие задолженности. «В зависимости от восстановления экономики платежи возобновляются спустя несколько лет, - рассказывает Кристоф Олер. - Государство снова старается попасть на рынок долгосрочных капиталов, чтобы заявить о себе как о должнике с хорошей репутацией».

По мнению немецкого эксперта, репутация добросовестного должника поможет государству получить новые кредиты на выгодных условиях. В случае отказа в кредите ситуация внутри страны может усугубиться. Ведь тогда экономить придется на всем - на образовании, здравоохранении, инфраструктуре. И чем меньше будет сделано в этих областях, тем меньше в итоге шансов у страны выбраться из долговой ямы.

Должников оценивают специалисты

Репутация стран-должников складывается из оценок рейтинговых агентств. «Для этого они сравнивают доходы и расходы страны», - рассказывает аналитик международного рейтингового агентства Moody"s во Франкфурте Александр Кокербек. Страны-банкроты тем и отличаются от частных фирм, что власти могут изменять законы. У государства, по словам эксперта, в этом вопросе больше прав и свобод.

Чтобы избежать больших государственных долгов в странах-участницах Европейского Союза, в Маастрихтском договоре прописаны не только верхние пределы дефицита госбюджета, но и объем внешнего долга: он не должен превышать 60 процентов внутреннего валового продукта (ВВП). Еврокомиссия постоянно контролирует ситуацию, но не применяет санкций против стран-участниц, по крайней мере пока. «Я надеюсь, что вскоре эта ситуация изменится, потому что долги будут расти постоянно, а чем больше у страны долгов, тем меньше у нее возможностей», - считает Кристоф Олер.

На примере Исландии

Исландия долгое время считалась должником с хорошей репутацией. Рейтинговое агентство Moody"s дала ей высшую оценку - ААА, означающую на языке экспертов «максимальная надежность». В мае 2008 года понизила рейтинг страны из-за ее сильной зависимости от финансового сектора. «Эта зависимость и сыграла с Исландией злую шутку в октябре 2008 года», - считает специалист по экономическому праву Кристоф Олер.

Страна с населением 300 тысяч человек, развитым рыболовством, но очень незначительной в целом национальной экономикой - в Исландии работало всего три международных банка, долги которых перестали обслуживаться, так как на международном рынке их перестали считать кредитоспособными. Власти Исландии предложили национализировать эти банки, но оплатить долги банков государство могло только в том случае, если бы само взяло в долг. Для примера: баланс трех исландских банков в десять раз превышает годовой ВВП страны.

«Речь идет о таких величинах, с которыми не может справиться вся экономика страны. Поэтому Исландии сейчас необходима помощь извне», - отмечает Кристоф Олер.

Если Исландия сейчас возьмет в долг, то отдавать деньги ей придется по более высокой процентной ставке нежели, например, Германии. К тому же в Исландии существуют проблемы с валютой: за последние месяцы крона потеряла три четверти своей стоимости. Это серьезная нагрузка на жителей страны. Почти все товары на острове - импорт, цены на который серьезно выросли.

Андреас Беккер

В последнее время слишком часто на слуху, поэтому многие к нему привыкли, и даже начали разбираться в особенностях процедуры признания финансовой несостоятельности по отношению к физическим, юридическим лицам или .

Однако бывает еще и государственное банкротство, и это серьезный процесс, подразумевающий массу осложнений, и в нем необходимо разбираться, хотя бы в основных моментах, чтобы знать, как распорядиться имеющимися средствами с наибольшей выгодой для себя или, точнее, с наименьшей потерей.

Когда страна не может выполнять обязательства перед кредиторами, она может быть признана банкротом. Суть данного процесса везде одинакова, но если государство признает финансовую несостоятельность, то, конечно же, не назначается новое руководство и имущество не продается, как в остальных вариантах банкротства – выход из ситуации существенно отличается.

Банкротство страны – это дефолт, и данный термин слышали многие. Практически каждое государство за свою историю сталкивалось с подобным явлением, а в некоторых странах дефолт объявлялся и по нескольку раз. Примерами служат Греция, Испания и Аргентина.

Варианты выхода из ситуации

Если государство признает себя финансово несостоятельным выполнить обязательства перед кредиторами, то стандартные этапы банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление и т.д.) не применяются, конечно же, а происходит реструктуризация долга. Вариантов в таком случае может быть несколько:

Как первый, так и второй варианты невыгодны для кредиторов, однако в данном случае приходится выбирать, «какое из зол меньшее», поскольку заставить правительство возвращать долги никто не может. В отношении государства иногда вводятся санкции, ведутся судебные тяжбы, но если отдавать нечем, то результата данные действия не принесут.

В первом случае, при предоставлении стране отсрочки для выплаты средств держателям государственных облигаций, они просто начнут падать в цене, и впоследствии правительство сможет выплатить гораздо меньшую сумму. Во втором случае, правительство предложит половину или даже меньшую часть от реальной стоимости гособлигаций, и держатели уже решают, могут они пойти на такой шаг или же нет.

К примеру, Аргентина предлагала держателям своих гособлигаций выкупить их по трети от полной стоимости, но большинство кредиторов отказалось. Дефолт был объявлен в 2001 году, а споры с кредиторами продолжаются до настоящего времени, и конец этой истории явно не близок.

Последствия в стране

Первым признаком дефолта является резкое снижение курса национальной валюты, которое влечет за собой ряд других факторов – повышение цен, массовые , снижение общего уровня жизни внутри страны. Избежать подобного при дефолте не удастся, но можно знать, какие действия должны быть предприняты, чтобы ситуация закончилась с максимальной для себя выгодой.

Когда экономическая ситуация в стране ухудшается, необходимо отказаться от хранения денег в мелких банковских организациях, поскольку они в первую очередь не справляются с проблемами. Старайтесь доверять только компаниям, которые входят в первую 10-ку рейтинга.

Если страна банкрот, то национальная валюта стремительно обесценивается, а потому часть своих сбережений рекомендуется перевести в доллары, евро, фунты и т.д., чтобы обезопасить себя от большой потери денег.

Что касается инвесторов, при появлении возможности объявления банкротства в государстве, где у вас имеются активы, их необходимо выводить, особенно, если подкреплены они гособлигациями.

Массовые банкротства и реакция на них

Признание финансовой несостоятельности государства может спровоцировать «эффект домино», когда о своем банкротстве станут объявлять массово физические и .

Физическим лицам спешить предпринимать подобные действия не стоит, поскольку они могут не самым положительным образом сказаться на них – суд может постановить , и заемщик останется ни с чем. В обязательном порядке следует , спрашивая их совета, поскольку при форс-мажорных обстоятельствах только квалифицированные специалисты смогут разобраться в ситуации, определить положительные и отрицательные стороны для должника, и выбрать наиболее правильное решение, позволяющее заемщику избежать проблем.

От чего воздержаться

В условиях усложнения экономической ситуации физические и юридические лица могут принимать решения, влекущие для них серьезные проблемы. Отказаться необходимо от следующих намерений:

  1. Не стоит намеренно, поскольку данные действия расцениваются как уголовное преступление в законодательстве любой страны, а потому можно получить за такие действия серьезное наказание. Доказать причастность руководства или учредителей к

Однозначно ответить на вопрос о том, какова роль государства в процессе несостоятельности практически невозможно, потому что большинство предприятий или акций является государственной собственностью. Особого внимания требуют также предприятия, которые имеют экономическую и социальную значимость и предприятия оборонного типа. При этом не берется в учет их форма собственности.

Задача государства в проведении процедуры несостоятельности заключается в обеспечении законности, объективности и чистоты процесса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Проанализировав соответствующие законодательные акты, можно сделать вывод, что законодательство не достаточно четко формулирует преимущественные позиции, призванные регулировать процесс банкротства для предприятий разных форм собственности.

Главной функцией государственного института банкротства считается вывод несостоятельного предприятия из делового оборота. Одним из путей такого исключения является возобновление платежеспособности, но вопрос о рентабельности такого процесса остается открытым.

Гораздо более важной является государственная помощь предприятиям, которые находятся на начальном этапе возбуждения дела о банкротстве, то есть только начинают испытывать затруднения.

Выявление и предупреждение проблемы должно происходить благодаря процедуре мониторинга, который подразумевает систематическое изучение и анализ финансовой ситуации на предприятиях различных форм собственности. Роль государства на этом этапе состоит в обеспечении контроля над чистотой процесса для каждого конкретного предприятия. Особого внимания требуют ответственность кредиторов и их отношения с арбитражными управляющими, в ходе которых возможно нарушение законности процедуры.

Государство должно проводить меры по исключению специалистов без соответствующей квалификации и контролировать работу арбитражных управляющих. Также необходима работа по предупреждению банкротства, которая подразумевает обеспечение текущей проверки предприятий различных форм собственности.

Перед государством стоит задача определения роли должников или кредиторов для своих органов и установления полноправного участия в процессе делового оборота.

Поддержка в процессах

Государство может участвовать в процессе банкротства предприятия или организации в таких случаях:

  • наличие заявления требований, касающихся уплаты по обязательным платежам;
  • требования РФ по денежным обязательствам;
  • контроль работы организаций арбитражных управляющих, которые регулируют свою деятельность самостоятельно;
  • участие в делах о банкротстве, которые касаются некоторых видов должников.

Первый и второй случай подразумевают опосредованное государственное влияние на процесс в виде нормативных актов, которые регулируют порядок заявления требований, подачи соответствующих документов в суд, голосования собрания кредиторов. Это значит, что государство в данном случае устанавливает правила, регулирующие деятельность кредиторов и должников.

Третий случай означает осуществление государством непосредственно контрольных мер по работе СРО. Государство контролирует законность и чистоты деятельности, совершаемой саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

Четвертый случай подразумевает целый комплекс мер, предпринимаемых государством с целью обеспечения правового регулирования дела о банкротстве, контроля деятельности должников и арбитражных управляющих, помощи предприятиям, которые являются должниками.

Полномочия

В первом и втором случае уполномоченным органом от лица государства является Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Она выступает в роли кредитора по вопросам обязательных платежей и требований Российской Федерации, касающихся денежных обязательств.

Третий случай подразумевает участие регулирующего органа государственного контроля, который представлен Министерством Юстиции Российской Федерации.

В четвертом случае государственные органы, участвующие в процессе, устанавливаются с учетом отношения должника к определенным группам предприятий, например, финансовые, градообразующие, стратегические или другие организации.

В компетенцию ФНС входит отсрочка подачи заявления о признании банкротства должника в суд. Таким образом, государство предоставляет возможность исправления сложившегося положения должником.

Это возможно в таких случаях:

  • обжалование требований, касающихся взыскания обязательных платежей;
  • обжалование действий должностных лиц;
  • наличие фактов, подтверждающих возможность возобновления платежеспособности должника в двухмесячный срок;
  • принятие должником необходимых мер по предотвращению рассмотрения дела о банкротстве в судовом порядке;
  • наличие у должника ликвидного имущества, финансовых средств, реализация которых способна покрыть имеющуюся задолженность перед государством (обязательным условием при этом является письменное подтверждение должником реализации этой собственности и перенаправления вырученных средств на погашение долга перед РФ).

Осуществляя права кредитора, уполномоченный государством орган должен брать во внимание выводы, предоставленные органами местного самоуправления, исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Государство производит контроль за деятельность СРО, целью которого является установление соответствия работы этих организаций правилам, нормам и параметрам законодательства.

Согласно данным анализа эффективности таких мер государственного контроля, наиболее действенным признано переложение контролирующей функции на суд. Такое решение основано на обладании арбитражным судом полным объемом информации, характеризующей работу арбитражных управляющих.

Наиболее широкому государственному влиянию в деле о банкротстве подвержены некоторые виды должников, являющихся социально и экономически значащими. В этом случае в дело вступают органы, которые выражают государственную политику как единое экономическое пространство.

Как участники дела о несостоятельности, все государственные органы обладают правами и обязанностями полноправных участников процесса, которые гарантируются законодательством

Для государственных органов характерны такие полномочия:

  • меры контроля над назначением и работой арбитражных управляющих, подразумевающие выдачу аттестатов претендентам на назначение на должность, реализацию прав на подачу кандидатуры суду, исследование плана по внешнему управлению, по возобновлению платежеспособности на соответствие законодательству и безопасности работы комплекса производства;
  • установление собственности и круга предприятий, подлежащих специфике правового урегулирования процесса несостоятельности;
  • поддержка государства, осуществляемая как гарантии и поручительства;
  • осуществление предпочтительного права на приобретение предприятия как комплекса собственности или имущества, принадлежащего должнику.

Меры предупреждения

Наиболее эффективными в преодолении проблемы являются меры по предупреждению несостоятельности.

Для Российской Федерации характерны следующие способы государственной помощи:

  • гарантии государственного и муниципального характера, позволяющие обеспечить обязательства для предприятия-должника;
  • бюджетный кредит, предоставляемый под обеспечение в виде поручительства или банковской гарантии для юридического лица;
  • заказ государственного или муниципального значения, позволяющий произвести загрузку производства на время вынужденного перерыва в работе;
  • бюджетные инвестиции;
  • отсрочка, налоговый кредит или рассрочка, предоставляемая для уплаты соответствующего сбора и налога;
  • муниципальные кредиты.

Для того чтобы воспользоваться программой государственной поддержки, должнику необходимо обладать полной информацией об этих возможностях и особенностях процедуры и своевременно подать соответствующие .

Наиболее широко обозначен круг мер по предупреждению несостоятельности для организаций стратегического характера и предприятий топливно-энергетического комплекса. Для организаций градообразующего типа государственное участие обеспечивается только после непосредственного .

Кредитных организаций производится самими должниками и контролируется Банком России, который не только принимает меры по оздоровлению предприятия, но и проводит мониторинг их финансового состояния.

Выполнение функций по своевременному мониторингу финансового состояния и принятию мер, предупреждающих банкротство, не обеспечивается государственными органами на должном уровне для всех типов предприятий.

Роль государства в процессе несостоятельности

Роль государства в имеет двойственный характер. Это становится источником ряда проблем, возникающих на практике. Одновременная реализация частноправовых и публично-правовых интересов делает актуальной информацию о пределах государственного вмешательства в процесс банкротства.

Пределы вмешательства

Правовая позиция Конституционного суда РФ устанавливает публично-правовое вмешательство путем предоставления равноправных возможностей для всех кредиторов в процессе осуществления интересов экономического характера при условии банкротства должника.

Государственная активность в процессе банкротства проявляется в виде применения механизма контроля, осуществляемого судом. Это означает, что спектр действий, осуществляемых участниками данного процесса, подпадают под контроль и регулирование суда.

Практика показывает, что наиболее значимым в процессе несостоятельности является судейское усмотрение. Выбор суда по вопросу необходимых процедур усложняется наличием сложных ситуаций правового характера. Для принятия наиболее правильного решения судья может опираться на квалифицированное экспертное мнение.

Действующим законодательством установлены нормы и правила, которые обеспечивают своевременность и законность процедуры открытия дела о несостоятельности, но существует угроза ущемления интересов основной массы кредиторов путем удовлетворения экономических интересов одного из них.

Несостоятельность предприятий невыгодна для государства, так как активирует ряд социальных и экономических проблем, которые могут иметь катастрофические последствия

Уровни регулирования

Кодексы:
  • положения о банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, закрепленные Гражданским кодексом РФ;
  • регулирование порядка налогообложения Налоговым кодексом РФ;
  • положения о неправомерных действиях при несостоятельности, преднамеренной и фиктивной несостоятельности в Уголовном кодексе РФ;
  • особенности правосудия в области экономической деятельности в Арбитражном процессуальном кодексе РФ.
Федеральные законы:
  • перечень критериев и признаков банкротства, особенности предупреждения несостоятельности, отношения, возникающие между должниками и кредиторами в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • процесс банкротства кредитных предприятий в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  • определение правил ведения бухгалтерии в Законе «О бухгалтерском учете»;
  • особенности организации работы акционерных обществ в Законе «Об акционерных обществах»;
  • особенности процедуры несостоятельности предприятий ТЭК в Законе «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;
  • особенности и правила совершения сделок, связанных с оценочной деятельностью в Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • порядок исполнения судебных предписаний в Законе «Об исполнительном производстве».

Стандарты и положения:

  • лицензирование деятельности арбитражных управляющих;
  • основные функции ФСФО Российской Федерации;
  • особенности бухгалтерского учета;
  • правила ведения бухгалтерии юридическими лицами.
Приказы, письма, постановления, распоряжения:
  • Акты Правительства Российской Федерации;
  • Акты ФСФО;
  • Нормативные документы Министерства финансов РФ;
  • Акты Центрального Банка РФ;
  • Нормативные документы Министерства внутренних дел РФ;
  • Акты Федерального управления по делам о несостоятельности;
  • Нормативные акты и документы, издаваемые муниципальными и региональными государственными органами.

Проблемы механизма

Банкротство характеризуют как невозможность определенного субъекта правовых отношений удовлетворить денежные требования или выплатить обязательные государственные платежи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данный термин можно детерминировать не только как юридический факт, но как процедуру становления юридических и физических субъектов неплатежеспособными. Однако нельзя сводить банкротство только к конечному признанию субъекта неактивным в финансовом плане, поскольку это также включает процесс восстановления денежных активов, получения поддержки от специализированных органов и др.

Причины ситуации

К основным причинам банкротства (которые присущи всем типам предприятий, обладающих финансовыми активами) можно отнести:

  1. Ограниченность в собственных финансовых средствах и отказ кредитных учреждений в сотрудничестве. Предприятия, которые вызывают недоверие клиентов, как правило, постепенно теряют их финансовые вклады. Причиной этого может быть плохое обслуживание, невыгодные программы и предложения, предыдущие неправомерные действия.
  2. Сильная конкуренция и монополия. Давление со стороны государства по поводу установления монополии на данный вид производства — распространенная причина банкротства в сфере предпринимательской деятельности.
  3. Организационно-финансовые ошибки в работе персонала. Ложные расчеты по установлению цен на продукцию, несвоевременное осуществление операций, разработка неэффективной стратегии развития и другие ошибки могут существенно снизить конкурентоспособность такого субъекта в сфере финансовых или реализаторских услуг.

К каждому отдельному виду хозяйственной деятельности можно добавить еще несколько причин признания субъекта неплатежеспособным.

Не существует единой и основной классификации таких предпосылок, поскольку действующее законодательство акцентирует внимание именно на конечном результате данного процесса — признание банкротом.

Субъекты банкротства

Перечень субъектов банкротства можно встретить в Федеральном Законе «О банкротстве», где указано, что к ним относятся: должник, кредитор, арбитражный управляющий, комитет кредиторов и другие (органы местного самоуправления и исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы). Их правосубъектность существенно отличается, поскольку по вине одного из них (должника) второй (кредитор) несет определенные потери в виде денег, услуг, ценных бумаг или других финансовых активов.

Также специфическими, но необходимыми в таком процессе являются «субъекты оздоровления» неплатежеспособного лица: арбитражные органы, государственные и местные структуры.

Их роль нельзя недооценивать, поскольку действенная стратегия способна возобновить нормальную деятельность соответствующего участника.

Физические лица

Физическое лицо в типичных правоотношениях может выступать в качестве: должника, кредитора, арбитражного управляющего. Однако закон предъявляет определенные условия к лицу, которое может быть признано неплатежеспособным: наличие предпринимательской деятельности и невозможность удовлетворения требований определенных лиц в течение установленного срока.

Правосубъектность должника и кредитора в указанных правоотношениях построена по классической схеме: первый обязан полностью или частично вернуть деньги или другие финансовые средства второму, который в свою очередь имеет право требовать указанные действия в судебном порядке.

К особенностям признания банкротом физических лиц можно отнести назначение арбитражного управляющего.

Он осуществляет следующие функции относительно неплатежеспособного участника правоотношений:

  • оценивает его существующее имущество для дальнейшей реализации;
  • проводит финансовый аудит и мониторинг;
  • осуществляет анализ возможных путей вывода «проблемного» субъекта из кризисного состояния;
  • предлагает наиболее рациональные меры для полного или частичного удовлетворения кредиторских требований.

Юридические лица, ИП

Банкротство юридического лица может быть установление только по решению суда с предварительным согласованием коллегией кредиторов. Данный вывод принимают только после детального изучения финансового состояния «проблемного» объекта, возможных путей восстановления и «оздоровления».

Процедура банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей одинакова и состоит из следующих четырех составляющих:

  1. Общее наблюдение. На данном этапе назначается специальный управляющий (по решению суда), но предприятие продолжает свою обычную деятельность. В его компетенцию входит анализ работы объекта, решения возможных финансовых проблем и составления отчета.
  2. Внешнее управление . Если на собрании кредиторов было принято решение о применении более жестких мер чем наблюдение, то арбитражный суд на срок до 12 месяцев вводит общий контроль над юридическим лицом.
  3. Проведение конкурса. Для признания банкротом юридического лица и ИП, необходимо назначения конкурсного процесса. На данном этапе назначается руководитель, который обязан оценить все финансовые активы предприятия и реализовать их на публичных торгах. За счет проданного на аукционах имущества погашаются убытки кредиторов.
  4. Мировое соглашение. Данный этап является факультативным, поскольку в случае спорных ситуаций, коллегия кредиторов может принимать определенные решения для их решения.

Страна

Место страны в делах о банкротстве достаточно многогранное, что связано с его дифференциальной природой (наличие публичного и частного интересов). Если речь идет об учреждениях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета, то государство обязано приложить максимальные усилия для восстановления такого неплатежеспособного сектора.

В случае подозрения банкротства важного стратегического объекта (теплоэлектростанции, химического или топливного предприятия и др.), то органы государственной власти должны создать арбитражную комиссию для решения вопроса о предоставлении государственных дотаций и дополнительного финансирования.

Государство выполняет защитные функции в случае банкротства крупного предприятия, где работает более 200 сотрудников . Поскольку это приводит к повышению уровня безработицы, снижение уровня обеспеченности населения и потери очередного фискального субъекта. Федеральная налоговая служба России выступает от имени государства, если в процессе банкротства предусматриваются большие налоговые потери.

Последствия банкротства

Последствия банкротства бывают двух видов: негативные и позитивные. Первые заключаются в: финансовых потерях для кредиторов, увольнении работников, временных и денежных затратах для должника, ослабление соответствующего хозяйственного звена народного хозяйства.

Несмотря на негативную окраску такого процесса как банкротство, существуют также положительные моменты его наступления, а именно:

  1. Возможность начать более надежный и продуктивный бизнес
  2. Погашение всех налоговых платежей
  3. Отстранение от управления легкомысленного, непрофессионального руководства
  4. Максимальное удовлетворение кредиторских требований.

Для должника

Для должника процесс банкротства носит негативный характер и начинается с момента принятия арбитражным судом решения о проведении конкурса (аукциона). В течение одного года все финансовые активы (недвижимые объекты, устройства, филиалы и банковские счета) оцениваются и реализуются.

Для должника банкротство носит два основных последствия:

  1. Ликвидация и признание должника неплатежеспособным.
  2. Удовлетворение требований кредиторов.

Существуют также случаи наличия нескольких должников. Тогда требования к каждому из них зависят от их роли в процессе производства и членских взносов. Отечественное законодательство в таком случае предусматривает субсидиарную ответственность: каждый отвечает по мере своего участия в процессе деятельности учреждения и выплачивает компенсацию в размере своего финансового вклада.

Должник с момента начала конкурсного процесса устраняется от управления предприятием. Это связано с возможным хищением существующего имущества, умышленным нанесением вреда предприятию, уничтожением документации (квартальных отчетов, актов ревизий, бухгалтерских расчетов).

Конкурсный управляющий может предъявлять претензии к должнику, если в процессе анализа финансового состояния объекта обнаруживаются неправомерные сделки, необоснованная потеря имущества, наличие неофициальных банковских счетов в и др. В таком случае должник может быть привлечен к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Для кредиторов

Интересы кредитора в процессе банкротства играют приоритетную роль. Он может стать инициатором признания определенного предприятия неплатежеспособным путем подачи заявления в арбитражный суд. Кредитор в течение всего судебного процесса имеет право требовать от должника возврата его финансовых активов.

Существует два вида кредиторов: частные (физические и юридические лица) и публичные (государство и казенные предприятия). В первую очередь удовлетворяются требования государственных структур, а позднее составляется план выплаты денег других субъектов.

Если кредиторы заявили свои требования после проведения конкурса, то они получают денежные выплаты после удовлетворения требований всех предыдущих очередей.

К ним, как правило, относятся неактивные участники, вклады который составляют менее 2%. Арбитражный суд в первую очередь удовлетворяют требования уязвимой категории кредиторов: государственных структур, льготных организаций и граждан (религиозных, детских учреждений, инвалидов).

Способы выхода из кризиса

Экономисты и юристы выделяют ряд эффективных методов преодоления кризисных ситуаций в работе предприятий, учреждений и организаций:

  1. Изменение «устаревшего» руководства. Многочисленные ошибочные решения руководящих органов, умышленные противоправные действия, неверные бухгалтерские расчеты и нерезультативная стратегия развития — главная причина распада предприятий. В такой ситуации необходима замена директоров, президентов, их заместителей, главных бухгалтеров. Однако основной массив работников, не имеющих доступа к принятию решений, не должен подлежать сокращению или увольнению.
  2. Усовершенствование техники и повышение квалификации работников. Привлечение новейших технологий, методов производства, проведения аттестаций и стажировок работников могут предотвратить банкротство и кризис.
  3. Создание новых стратегий развития. Для удовлетворения требований современного рынка нужно осуществлять свою деятельность на основе динамических планов и стратегий. Документация, которая не соответствует современным образцам, может повернуть вектор деятельности субъектов в негативную сторону. Аналитики и юристы должны как можно чаще обновлять правовую и организационную базу данных, вести прозрачную статистику.

Банкротство — это процесс, имеющий публичный характер, он воспроизводит действительную картину эффективности функционирования рыночной системы государства.



Просмотров