Что означает номенклатура. Функции номенклатуры дел. Составление классификационного списка

от латинского слова nomenklatura - список) - список должностей, утверждаемых сверху; господствующий класс в тоталитарных обществах коммунистической окраски, состоящий из партийно-государственной бюрократии.

Сталинский марксизмленинизм как моноидеология тоталитарного общества отвергал любые разговоры о бюрократическом перерождении правящего в странах "реального социализма" слоя номенклатуры в особый "новый класс", называл подобные разговоры ревизионистскими выдумками известного югославскою политика и политолога Милована Джиласа (см.: Новый класс. Анализ коммунистической системы. Нью-Йорк, 1957). Однако, в противоположность этим утверждениям ни К.Маркс (см. азиатский способ производства), ни Ф.Энгельс не отрицали возможности возникновения новых классов при посредстве исполнения общих управленческих функций.

Так, Ф.Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884), говоря о возникновении отношений господства и подчинения, классового деления, подчеркивал, что "они возникают двояким путем" (Соч., т.20, с. 183). В данном случае особое значение имеет первый путь. Он заключается в том, что необходимое для существования любого общества, в том числе и первобытного, осуществление общих функций, сосредоточиваясь в руках отдельных лиц, все более обособляется от общества, превращаясь в функции, передаваемые и используемые в корыстных целях, что приводит к противопоставлению господствующих групп и подчиненных масс. "Нам нет надобности, - писал Ф.Энгельс, - выяснять здесь, каким образом эта все возрастающая самостоятельность общественных функций по отношению к обществу может со временем вырасти в господство над обществом; каким образом первоначальный слуга общества, при благоприятных условиях, постепенно превращается в господина над ним; каким образом господин этот выступает, смотря по обстоятельствам, то как восточный деспот или сатрап, то как греческий родовой вождь, то как кельтский глава клана и т.д.; в какой мере он при этом превращении применяет в конце концов и насилие и каким образом, наконец, отдельные господствующие лица сплотились в господствующий класс" (Соч., т.20, с. 184). Развивая свою мысль, он добавлял: "Нам важно только установить здесь, что в основе политического господства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностной функции и что политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае, когда оно эту свою общественную должностную функцию выполняло" (там же).

Милован Джилас, рассматривая партийно-государственную бюрократию, номенклатуру как "новый класс", надолго утвердившийся в качестве господствующего в странах "реального социализма", рассуждал в рамках истинно марксистских традиций. Тем более, что Ф.Энгельс прямо называл бюрократию "классом". Как же утверждалась в странах "реального социализма" власть номенклатуры, каковы цели и исторические судьбы этого "нового класса"? Ключевое значение для ответа на эти вопросы имеет вопрос о номенклатуре в СССР - "первой стране социализма", ибо случившееся в других странах "реального социализма" шло уже проторенным путем, но со своими особенностями.

В СССР номенклатура утвердила свою власть и реализовала свой социальный идеал в рамках Советов и под руководством И.Сталина. Дело в том, что в реальном процессе, посредством которого утверждались и развивались Советы, с самого начала содержалась опасность постепенного угасания в них черт народовластия и признаков самоуправления. Речь идет об общих ограниченностях представительной демократии, которые были присущи и Советам. Когда, используя представительную демократию, говорят: властвует народ, правит пролетариат и т.д., то все сведущие люди прекрасно понимают, что это не совсем так, хотя бы потому, что ни весь народ, ни даже весь класс не могут усесться в правительственное кресло. Поэтому на деле "от имени" народа или класса власть вершат их представители, которые могут при этом действовать только от имени народа, осуществляя по сути свои собственные интересы, а могут и действительно вершить власть народа, реализуя его интересы, осуществляя его цели. В том и состоят диалектические качества представительной демократии, что она, делая причастными к власти, к общественному управлению миллионы людей, выбирающих и посылающих в органы власти своих представителей, вместе с тем посредством представительных органов маскирует, чья действительная власть (какого класса или слоя) на самом деле реализуется в том или ином демократическом государстве. Длительный опыт функционирования представительной демократии в ряде стран позволил выработать механизмы контроля, позволяющие классу или общественнополитической силе, пришедшим к политической власти, осуществлять через представителей свои интересы.

Таким опытом не обладали рабочие трудящиеся Страны Советов, впервые пришедшие к власти при отсутствии в стране демократических традиций. Это в огромной степени способствовало бюрократии, возникавшей номенклатуре постепенно оттеснить рабочий класс, трудящихся от политической власти. Если Ленин, указывая на существующие здесь сложности, подчеркивал, что "низкий культурный уровень делает то, что Советы, будучи по своей программе органами управления через трудящихся, на самом деле являются органами управления для трудящихся через передовой слой пролетариата, но не через трудящиеся массы" (ПСС, т. 38, с.170) и намечал пути реализации программной задачи Советов, то И.Сталин повел развитие в сторону узурпации власти создаваемой им партийно-государственной бюрократией - номенклатурой. Идя по этому пути, Советы постепенно превратились в безвластную демократическую ширму, прикрывавшую реальное господство в стране номенклатуры.

Что же собой представляет номенклатура? Каково ее историческое место, ее социальный идеал и перспективы?

Говоря о номенклатуре как новом угнетательском и эксплуататорском классе партийно-государственной бюрократии, сразу же следует подчеркнуть, что этим термином обозначаются вовсе не все государственные чиновники и не все члены правящей монопартии, а только высший корпоративный слой администраторов и функционеров, оторвавшихся от трудящихся, от народа и использующих управленческие функции, свое господствующее положение в своих корыстных интересах, чем этот класс и тормозит общественный прогресс, препятствует ему. В основе формирования и развития партийно-государственной бюрократии как нового класса лежит номенклатурный принцип, т.е. назначение и перемещение руководящих кадров по воле "верхов" партийно-государственной иерархии, а чаще всего и прямо по воле "вождя и учителя". Это и есть главный антидемократический стержень командно-административной системы управления, ибо этот принцип обеспечивает личную зависимость назначаемых кадров от верха управленческой пирамиды и полную неподотчетность этих кадров трудящимся, тем, кем они управляют. Это, если можно так выразиться, та самая покрытая позолотой власти и глазурью привилегий палочка-выручалочка, которую обсиживают все жаждущие власти и благ, готовые взамен быть беспрекословными исполнителями, бездумно подчиняющимися верхним эшелонам власти, молящимися на "вождя и учителя", от желания и каприза которого зависит не только их благополучие, но также карьера, а то и сама жизнь.

В историческом процессе для всевластья номенклатуры нет законного места. Поэтому и ее собственный социальный идеал наполовину если не украден, то позаимствован: это - "казарменный псевдосоциализм" - общество-монстр, двуликий Янус, клянущийся в своей верность людям труда, но служащий интересам партийно-государственной бюрократии. Создаваемая номенклатурой экономика - "мобилизационная экономика" - антигуманна, ибо ее цель - не удовлетворение насущных потребностей населения, а решение внеочередных чрезвычайных задач правящей номенклатуры, причем ценой разрушения самих механизмов общественного прогресса, что шаг за шагом заводит тоталитарное общество, управляемое номенклатурой в социально-экономический тупик. Господство номенклатуры обречено: дело в том, что господство партийно-государственной бюрократии в любой стране "реального социализма" содержит в себе неразрешимое противоречие. Его суть заключается в глубоком разрыве сущности и формы, слова и дела. Реализуя свои корыстные интересы (при обещании улучшить жизнь всех трудящихся), номенклатура вынуждена постоянно изобретать все новые и новые приемы, способы, методы сокрытия своего фактического всевластия и своей корысти. Именно это неразрешимое противоречие между обещаемым народу и делаемым для себя, противоречие политического и фактического господства бюрократии и порождает постоянные взрывы недовольства на обеих сторонах противоречия: со стороны масс, где накапливается критическое напряжение, и внутри номенклатуры, где периодически появляются лидеры типа Н.Хрущева и М.Горбачева, приближающиеся к тому, чтобы в борьбе с засильем партийно-государственной бюрократии встать на сторону народа и в противоречивом союзе с ним повести борьбу за свержение всевластья номенклатуры, за разрушение общества-монстра и возвращение на общечеловеческий путь прогрессирующей цивилизации.

Номенклатура. Вождь революции Ленин изобрел организацию профессиональных революционеров. Глава аппарата Сталин изобрел номенклатуру. Изобретение Ленина было рычагом, которым он перевернул Россию, оно, как писал Шульгин, сдано в музей революции. Изобретение Сталина было аппаратом, при помощи которого он стал управлять Россией, и оно оказалось гораздо более живучим.

Латинское слово "номенклатура" обозначает буквально перечень имен или наименований. Этимологический смысл термина в общем соответствует его содержанию в странах реального социализма.

Первоначально этим термином обозначали распределение функций между различными руководящими органами. Но постепенно этот смысл утрачивался и вытеснялся другим. Поскольку при распределении функций были расписаны между руководящими органами и те высокопоставленные должности, на которые эти органы должны были производить назначения, именно этот кадровый аспект, оказавшийся исключительно важным, и вместил в себя все содержание термина "номенклатура".

Номенклатура - это: 1) перечень руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган, 2) перечень лиц, которые такие должности замещают или же находятся в резерве для их замещения.

В 1937 г. - через 20 лет после Октябрьской революции - ленинская гвардия профессиональных революционеров была весьма немолода. Но до естественного ухода ей оставалось еще примерно полтора десятка лет, если не больше. Этихто лет жизни ей и не хотели давать обосновавшиеся в разных звеньях номенклатуры карьеристы, метившие на занятые постаревшими революционерами высшие посты. Помните пророчество Шульгина: "Их, конечно, скоро ликвидируют", как только под ними "образуется дружина, прошедшая суровую школу. Эта должна уметь властвовать..."?

Номенклатурная дружина образовалась, прошла суровую школу и научилась властвовать. Осталось ликвидировать "двурушников" - ленинскую гвардию.

Опыт истории показывает, что господство каждого класса всегда было властью незначительного меньшинства над огромным большинством. Обеспечение устойчивости такой системы требует многочисленных тщательно продуманных мер. Тут - прямое насилие над недовольными и угроза его применения в отношении потенциальных противников, экономическое давление и поощрение, идеологическое одурманивание и не в последнюю очередь - маскировка подлинных отношений в обществе.

Так было всегда. Власть класса феодалов маскировалась как освященная Богом власть короля и тех, кому он ее делегировал. Господствующий класс стремился скрыть факт своего господства.

"Новый класс" идет в своей маскировке еще дальше: он скрывает самое свое существование. В области теории выдвигается с этой целью сталинская схема структуры советского общества; в области практики класс "управляющих" употребляет все свое искусство мимикрии, чтобы представить себя частью нормального - хотя при реальном социализме всегда патологически раздутого - государственного аппарата, армии обычных служащих, которые есть во всех странах мира.

Номенклатура и есть пресловутый "один из отрядов интеллигенции", "профессионально занимающийся управлением" и поставленный "в несколько особое положение по отношению к тем, кто занят исполнительским трудом". Ей принадлежит "особое место в общественной организации труда при социализме". Зачисленные в номенклатуру и есть "лица, которые от имени общества... выполняют организаторские функции в производстве и во всех других сферах жизни общества". Номенклатура - та организованная Сталиным и его аппаратом "дружина", которая научилась властвовать, а в годы ежовщины перегрызла горло ленинской гвардии. Номенклатура и есть господствующий класс советского общества. "Управляющие" - это номенклатура.

Она знает это и окружает себя завесой секретности. Все данные о номенклатурных должностях хранятся в строгой тайне. Списки номенклатуры считаются совершенно секретными документами. Только крайне ограниченному кругу лиц рассылаются отпечатанные типографским способом в виде книжки с заменяющимися листами "Списки руководящих работников", хотя, казалось бы, что в них секретного?

Номенклатура возникла как историческое продолжение организации профессиональных революционеров, сделавшихся после победы революции профессиональными правителями страны. Номенклатура - это "управляющие". Функция управления - стержень номенклатуры. С точки зрения исторического материализма, речь идет об управлении общественным производством. Во всех формациях господствующий класс осуществляет такую функцию. Но было бы неверно игнорировать существенную разницу в этом отношении между классом номенклатуры и классом буржуазии - управляющим общественным производством при капитализме.

Буржуазия руководит в первую очередь именно экономикой, непосредственно материальным производством, а уже на этой основе играет роль и в политике. Так пролег исторический путь буржуазии от ремесла и торговли, от бесправия третьего сословия к власти.

Иначе проходит исторический путь номенклатуры. Он ведет от захвата государственной власти к господству и в сфере производства. Номенклатура осуществляет, в первую очередь, именно политическое руководство обществом, а руководство материальным производством является для нее уже второй задачей. Политическою управление- наиболее существенная функция номенклатуры.

В своей совокупности номенклатура обеспечивает всю полноту власти в обществе. Все действительно подлежащие выполнению решения в стране реального социализма принимаются номенклатурой. Эта особенность делает необходимым четкое разделение политико-управленческого труда в номенклатуре.

Четкое осознание номенклатурой принципа разделения в ее рамках политико-управленческого труда нашло отражение и в номенклатурном жаргоне. На этом косноязычном, но всегда точно выражающем понятия волапюке принято говорить, что вышестоящие в номенклатуре не должны "подменять" нижестоящих.

Каждый номенклатурщик имеет свой отведенный ему участок властвования. Здесь заметно сходство режима номенклатуры с феодальным строем. Вся номенклатура является своеобразной системой ленов, предоставляемых соответствующим партийным комитетом - сюзереном его вассалам - членам номенклатуры этого комитета. Известно, что на заре средневековья эти лены состояли не обязательно из земельных наделов, но, например, и из права собирать дань с населения определенных территорий. Не кто иной, как Маркс, писал о "вассалитете без ленов или ленах, состоящих из дани". Номенклатурный "лен" состоит из власти.

Даже термин, применяемый в партжаргоне к номенклатуре, соответствует средневековому русскому термину, применявшемуся по отношению к вассалам: "посадить". О князе говорили в феодальной Руси, что сам он "сел на княжение", своих же ленников "посадил" в различные города и области; отсюда и термин "посадник" /княжеский уполномоченный/. В сегодняшней советской номенклатуре вы тоже то и дело слышите, что товарища такого-то "посадили на министерство", "посадили на область", "посадили на кадры".

Главное в номенклатуре - власть. Не собственность, а власть. Буржуазия - класс имущий, а потому господствующий. Номенклатура - класс господствующий, а потому имущий. Капиталистические магнаты ни с кем не поделятся своими богатствами, но повседневное осуществление власти они охотно уступают профессиональным политикам. Номенклатурные чины - сами профессиональные политики и, даже когда это тактически нужно, боятся отдать крупицу власти своим же подставным лицам. Заведующий сектором ЦК спокойно относится к тому, что академик или видный писатель имеет больше денег и имущества, чем он сам, но никогда не позволит, чтобы тот ослушался его приказа.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Nomenclatura) (книжн.). Совокупность употребляемых в какой-нибудь специальности названий. Номенклатура медицинская, географическая, телеграфная и т.д.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "НОМЕНКЛАТУРА" в других словарях:

    - (лат., от nomen имя). Совокупность названий предметов какой нибудь науки. Перечень названий предметов, без всяких объяснений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НОМЕНКЛАТУРА [лат. nomenclatura роспись… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. nomenclatura – перечень, список) – сводка терминов, названий, осн. понятий, употребляемых в к. л. отрасли знания. В основе любой правильно построенной Н. всегда лежит определ. система классификации. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.:… … Философская энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    - (nomenklatura) Формально термин относится к факту назначения на руководящие посты в советском государственном аппарате (от директора предприятия до министра) партийными органами по спискам (номенклатуре) подходящих кандидатов. В общем… … Политология. Словарь.

    Номенклатура - (лат. nomenclature перечень, от nomen имя + calare созывать; англ. nomenclature) 1) систематизированный перечень материалов, конструкций и деталей, используемых на производстве, или товаров, в котором каждому наименованию предмета условно… … Энциклопедия права

    - (латинское nomenclatura перечень, роспись имен), 1) перечень названий, система терминов, категорий, употребляемых в какой либо отрасли науки, техники и пр. (например, номенклатура товаров). 2) Номенклатурные кадры перечень руководящих должностей … Современная энциклопедия

    - (лат. nomenclatura перечень роспись имен), 1) перечень названий, система терминов, категорий, употребляемых в какой либо отрасли науки, техники и пр. (напр., номенклатура товаров).2) Номенклатурные кадры перечень руководящих должностей,… … Большой Энциклопедический словарь

    Жен., лат. собрание и объясненье условных названий и речений какой либо науки. Философская, юридическая, ботаническая номенклатура, именословие. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    номенклатура - ы, м. nomenclature <лат. nomenclatura букв. роспись имен. 1. Совокупность или перечень употребляемых в какой л. специальности названий, терминов. Ботаническая н. В них <минералах> надо было разобраться и прежде всего выработать общую… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Номенклатура - (латинское nomenclatura – перечень, роспись имен), 1) перечень названий, система терминов, категорий, употребляемых в какой либо отрасли науки, техники и пр. (например, номенклатура товаров). 2) Номенклатурные кадры – перечень руководящих… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Номенклатура , Михаил Восленский. Издана в 1991 году. Сохранность хорошая. Впервые книга вышла в свет в 1980 году на немецком языке в издательстве Fritz Molden. Многократно переиздавалась на различных языках. Произведение…
  • Номенклатура в систематике. История, теория, практика , И. Я. Павлинов. Первая в мировой литературе сводка, содержащая исчерпывающий обзор таксономической номенклатуры, рассматриваемой в теоретико-историческом ключе как важный раздел профессионального языка…

НОМЕНКЛАТУРА

НОМЕНКЛАТУРА

(лат. nomenclatura – перечень, список) – сводка терминов, названий, осн. понятий, употребляемых в к.-л. отрасли знания. В основе любой правильно построенной Н. всегда лежит определ. классификации.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

НОМЕНКЛАТУРА

НОМЕНКЛАТУРА (лат. nomenclatura - перечень, роспись имен) - правящий слой социалистического общества, обладающий определенными привилегиями социальными. Представления о номенклатуре развивались в русле концепций нового класса. Еще Н. А. Бердяев констатировал, что , усилив государственную , создает колоссальную бюрократию, новый привилегированный , который может жестоко эксплуатировать народные массы. Политическая , констатировал М. Джилас, есть новый класс коммунистического общества. Некоторое между номенклатурой и усиливающей свои позиции западной политической, административной, производственной бюрократией (концепции “революции менеджеров”, разделения собственности и контроля) побуждает теоретиков и политиков (Б. Рицци и др.) усматривать в формировании номенклатуры всеобщей тенденции к бюрократизации общества.

По мнению М. С. Восленского, номенклатура - господствующий класс социалистического общества, которое, как и все предшествовавшие классовые общества, является антагонистическим. В этот класс входят лица, состоящие в штатной номенклатуре партийных органов: ответственные работники парторганов, руководители государственных органов и негосударственных организаций и учреждений. Принадлежность к выборной номенклатуре (члены выборных партийных органов, депутаты Советов), не подкрепленная принадлежностью к штатной номенклатуре, означала в элиту, но не в правящий класс.

В качестве правящего класса номенклатуру иногда рассматривают как коллективный собственности, формально именуемой общенародной или государственной (Джилас, Вселенский). При коммунистических режимах, считает Джилас, общественно-политические отношения и (тоталитарная власть и монополия на собственность) сопрягаются сильнее, чем где-либо еще. При этом собственности переводится из юридической в “фактическую” плоскость в духе концепций “реальной собственности” (собственник тот, кто обладает контролем, фактически распоряжается). В действительности, однако, номенклатура получает неограниченного распоряжения государственной собственностью не потому, что сама является собственником, а в силу институционального, безлично-субъектного характера представляемого и персонифицируемого ею государства как юридического (и фактического) субъекта права собственности в отношении основной массы средств производства (см. ).

С идеей номенклатурного государства перекликается развивавшаяся евразийцами идеократии - построения государства и всего общества на основе безусловного господства некоторой “правильной” идеи, “идеи-правительницы”, носителем и проводником которой выступает правящий слой, формируемый на основе подбора.

Лит.: Вселенский М. С. Номенклатура. М., 1991; Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.,1992.

В. М. Быченков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "НОМЕНКЛАТУРА" в других словарях:

    - (лат., от nomen имя). Совокупность названий предметов какой нибудь науки. Перечень названий предметов, без всяких объяснений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НОМЕНКЛАТУРА [лат. nomenclatura роспись… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - (nomenklatura) Формально термин относится к факту назначения на руководящие посты в советском государственном аппарате (от директора предприятия до министра) партийными органами по спискам (номенклатуре) подходящих кандидатов. В общем… … Политология. Словарь.

    Номенклатура - (лат. nomenclature перечень, от nomen имя + calare созывать; англ. nomenclature) 1) систематизированный перечень материалов, конструкций и деталей, используемых на производстве, или товаров, в котором каждому наименованию предмета условно… … Энциклопедия права

    - (латинское nomenclatura перечень, роспись имен), 1) перечень названий, система терминов, категорий, употребляемых в какой либо отрасли науки, техники и пр. (например, номенклатура товаров). 2) Номенклатурные кадры перечень руководящих должностей … Современная энциклопедия

    - (лат. nomenclatura перечень роспись имен), 1) перечень названий, система терминов, категорий, употребляемых в какой либо отрасли науки, техники и пр. (напр., номенклатура товаров).2) Номенклатурные кадры перечень руководящих должностей,… … Большой Энциклопедический словарь

    НОМЕНКЛАТУРА, номенклатуры, жен. (лат. nomenclatura) (книжн.). Совокупность употребляемых в какой нибудь специальности названий. Номенклатура медицинская, географическая, телеграфная и т.д. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Жен., лат. собрание и объясненье условных названий и речений какой либо науки. Философская, юридическая, ботаническая номенклатура, именословие. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    номенклатура - ы, м. nomenclature <лат. nomenclatura букв. роспись имен. 1. Совокупность или перечень употребляемых в какой л. специальности названий, терминов. Ботаническая н. В них <минералах> надо было разобраться и прежде всего выработать общую… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Номенклатура - (латинское nomenclatura – перечень, роспись имен), 1) перечень названий, система терминов, категорий, употребляемых в какой либо отрасли науки, техники и пр. (например, номенклатура товаров). 2) Номенклатурные кадры – перечень руководящих… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Номенклатура , Михаил Восленский. Издана в 1991 году. Сохранность хорошая. Впервые книга вышла в свет в 1980 году на немецком языке в издательстве Fritz Molden. Многократно переиздавалась на различных языках. Произведение…

лат. nomenclatura – перечень, список) – сводка терминов, названий, осн. понятий, употребляемых в к.-л. отрасли знания. В основе любой правильно построенной Н. всегда лежит определ. система классификации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОМЕНКЛАТУРА

лат. nomenclatura - перечень, роспись имен) - правящий слой социалистического общества, обладающий определенными привилегиями социальными. Представления о номенклатуре развивались в русле концепций нового класса. Еще Н. А. Бердяев констатировал, что диктатура пролетариата, усилив государственную власть, создает колоссальную бюрократию, новый привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народные массы. Политическая бюрократия, констатировал М. Джилас, есть новый класс коммунистического общества. Некоторое сходство между номенклатурой и усиливающей свои позиции западной политической, административной, производственной бюрократией (концепции «революции менеджеров», разделения собственности и контроля) побуждает ряд теоретиков и политиков (Б. Рицци и др.) усматривать в формировании номенклатуры проявление всеобщей тенденции к бюрократизации общества.

По мнению М. С. Восленского, номенклатура - господствующий класс социалистического общества, которое, как и все предшествовавшие классовые общества, является антагонистическим. В этот класс входят лица, состоящие в штатной номенклатуре партийных органов: ответственные работники парторганов, руководители государственных органов и негосударственных организаций и учреждений. Принадлежность к выборной номенклатуре (члены выборных партийных органов, депутаты Советов), не подкрепленная принадлежностью к штатной номенклатуре, означала включение в элиту, но не в правящий класс.

В качестве правящего класса номенклатуру иногда рассматривают как коллективный субъект собственности, формально именуемой общенародной или государственной (Джилас, Вселенский). При коммунистических режимах, считает Джилас, общественно-политические отношения и собственность (тоталитарная власть и монополия на собственность) сопрягаются сильнее, чем где-либо еще. При этом понятие собственности переводится из юридической в «фактическую» плоскость в духе концепций «реальной собственности» (собственник тот, кто обладает контролем, фактически распоряжается). В действительности, однако, номенклатура получает возможность неограниченного распоряжения государственной собственностью не потому, что сама является собственником, а в силу институционального, безлично-субъектного характера представляемого и персонифицируемого ею государства как юридического (и фактического) субъекта права собственности в отношении основной массы средств производства (см. Институт социальный).

Невозможна без их правильной систематизации. Основой систематизации документов в делопроизводстве является их правильная классификация для размещения в соответствующие дела.

Дело — это или совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных под одну обложку.

Порядок распределения документов в дела определяется номенклатурой дел.

Номенклатура дел — систематизированный перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения, по установленной форме.

Требования к содержанию и оформлению номенклатуры дел содержатся в Основных правилах работы архивов организации , Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Это объясняется огромной значимостью этого документа для деятельности организации. Обязательность составления номенклатуры дел предусмотрена также Правилами делопроизводства федеральных органов исполнительной власти.

Функции номенклатуры дел

Номенклатура дел — документ многоцелевого назначения.

Рассмотрим ее основные функции:

  • Номенклатура дел является основой для размещения и поиска документов по папкам.
  • Номенклатура дел закрепляет индексацию документов и дел.
  • Номенклатура дел устанавливает сроки хранения документов и является пособием по проведению первого этапа экспертизы ценности.
  • Номенклатура дел — учетный документ для дел временного (до 10 лет) хранения.
  • Номенклатура дел — основа для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу и актов на уничтожение дел организации с истекшими сроками хранения.

Виды номенклатур дел

Различаются три вида номенклатур дел : типовая, примерная и индивидуальная номенклатуры дел конкретной организации.

Типовая номенклатура дел устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, и является нормативным документом.

Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием их индексов, и носит рекомендательный характер.

Типовая и примерная номенклатуры дел разрабатываются службами документационного обеспечения управления организаций, имеющих подведомственную сеть учреждений. Они являются методическими пособиями и используются организациями для составления конкретных номенклатур дел. В номенклатуру дел организации из типовой или примерной номенклатуры дел переносят заголовки дел, конкретизированные с учетом ее специфики. Сроки хранения переносятся в индивидуальную номенклатуру без изменений.

Индивидуальная номенклатура дел составляется сотрудниками службы документационного обеспечения организации с привлечением руководства структурных подразделений. Руководители знают о перспективах развития организации, что позволяет предусмотреть состав документов, которые могут появиться в будущем.

При составлении номенклатуры дел руководствуются учредительными документами организации (уставом или положением об организации), штатным расписанием, положениями о структурных подразделениях, планами и отчетами о работе, перечнями документов с указанием сроков хранения, типовыми или примерными номенклатурами дел (при их наличии), номенклатурами дел за предыдущие годы.

Рис. 5.1. Форма номенклатуры дел организации

Номенклатура дел состоит из разделов, соответствующих структурным подразделениям. Первым разделом должна быть служба докумен- тационного обеспечения управления, так как там хранятся документы руководства организации. В небольших организациях, где не существует четкой структуры, разделами номенклатуры могут быть основные направления деятельности (организационно-распорядительная, планирование, финансирование, управление персоналом и т. п.).

Рис. 5.2. Форма номенклатуры дел структурного подразделения организации

В номенклатуру включают заголовки дел для группировки всех документов, поступающих или создаваемых в организации. Свои индексы имеют справочные журналы и картотеки. Электронные документы и базы данных также включаются в номенклатуру дел. Не включаются в номенклатуру заголовки печатных изданий (книг, буклетов, брошюр).

Сводная номенклатура дел организации (рис 5.1) составляется на основании номенклатур дел структурных подразделений (рис. 5.2).

В первой графе указывается индекс дела. Он состоит из установленного в организации цифрового обозначения структурного подразделения (направления деятельности) и порядкового номера заголовка дела в пределах структурного подразделения. Индексы обозначаются арабскими цифрами. Например: 01-02, где 01 — наименование структурного подразделения (канцелярия), а 02 — порядковый номер заголовка дела («Положение о канцелярии и должностные инструкции сотрудников»).

Во вторую графу включается важнейший элемент номенклатуры — заголовок дела.

Заголовок должен максимально точно отражать содержание и состав , включенных в дело. Заголовок обычно состоит из следующих элементов:

  • название вида дела (дело, переписка, журнал и т.п.) или название вида и разновидности документов (протоколы, приказы и т.п.);
  • название адресата или корреспондента;
  • краткое содержание документов дела;
  • название местности, с которым связано содержание документов;
  • даты (период), к которым относится содержание дела;
  • указание на копийность документов.

Набор элементов не всегда будет полным и будет определяться характером документов, сгруппированных в дело.

Заголовки дел не должны содержать неконкретные, расплывчатые формулировки («разные материалы, входящие документы» и т.п.). Подумайте, в какой папке легче найти нужный документ: «Общая переписка» или «Переписка со средними школами Восточного округа по вопросам организации работы школьных библиотек»?

В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью исполнения, в заголовок может выноситься название «Документы», но в конце в скобках указываются виды документов. Например: «Документы о проведении конференций (программы, списки, доклады)». Также термин «документы» применяется в заголовках дел, содержащих документы-приложения.

Внутри разделов заголовки дел располагаются по степени их важности. В начале располагают дела, содержащие учредительные, организационные и распорядительные документы. Заголовки дел, содержащих распорядительные документы вышестоящих органов, располагают перед заголовками дел с приказами руководителя организации.

Затем следуют заголовки дел содержащих плановые, отчетные, информационно-аналитические документы, переписку, отражающие специфику деятельности структурного подразделения.

Заголовки дел, составленных по корреспондентскому и географическому признакам, вносятся в номенклатуру по алфавиту названий.

Третья графа номенклатуры заполняется в конце года. В ней указывается количество единиц хранения. В одну папку помещают не более 250 листов. Если документов образуется больше, заводится следующая папка с этим же заголовком и индексом. Для их идентификации обычно применяется дополнительная нумерация по томам. Поэтому информация о том, сколько томов дела с данным заголовком было заведено, может быть получена в конце года.

В четвертой графе указывается срок хранения дела, номера статей по перечню. Одним из основных справочников для определения сроков хранения является Перечень типовых документов. Также источниками для определения сроков хранения являются типовые и примерные номенклатуры. Сроки хранения электронных документов соответствуют сроку хранения аналогичных видов документов на традиционных носителях. В одно дело не могут объединяться документы, имеющие временный и постоянный сроки хранения. При включении в дело документов, имеющих различные временные сроки хранения, в номенклатуре указывается наибольший срок.

Пятая графа «Примечания» служит для проставления отметок о заведении дел, о переходящих делах, о передаче дел, о выделении дел на уничтожение и т.п. Для дел, состоящих из электронных документов и баз данных, в этой графе проставляется отметка «в электронном виде».

Таблица в готовой номенклатуре должна быть заполнена полностью, за исключением графы 3, которая заполняется по окончании календарного года, когда становится ясно, сколько документов отложилось в деле. Если дело с постоянным и долговременным сроком хранения (свыше 10 лет) превышает 250 страниц, то его необходимо делить на тома (части). В графе 3 напротив таких дел проставляется количество томов, т.е. количество единиц архивного хранения.

Номенклатура дел структурного подразделения согласовывается с архивом и подписывается руководителем структурного подразделения.

Номенклатура дел организации оформляется на общем бланке, визируется руководителем архива, подписывается руководителем службы документационного обеспечения управления, согласовывается с экспертной комиссией организации. Организации, передающие документы на государственное хранение, передают проект номенклатуры на согласование экспертно-проверочной комиссии соответствующего архива. Необходимость согласования номенклатуры дел федерального органа исполнительной власти с архивом установлена Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. После согласования номенклатура дел утверждается руководителем организации.

В конце каждого года номенклатура дел уточняется, утверждается руководителем организации и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.

В конце календарного года каждое структурное подразделение в выписке номенклатуры дел организации составляет итоговую запись (рис 5.3).



Просмотров