Что означает геральдика. История возникновения геральдики. Этимологическое значение геральдики

Автор проекта

Кочетова Елена Евгениевна 2 курс группа 13201

Геральдика

Гера́льдика (лат. heraldus - глашатай) - гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов. Корни геральдики уходят в Средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем. Такие гербы обобщённо назывались блазонами (от фр. blason - щит). У аланов и тюркских народов фамильные гербы существовали в виде родовых знаков (тамги).

Предмет геральдики, как научной дисциплины, ее связь с сфрагистикой и их различия

Со времен так называемой эпохи умственного просвещения конца XVIII столетия и до наших дней нередко слышались и еще слышатся голоса, заявляющие, что занятия геральдикой и сфрагистикой, а, равно и генеалогией не могут иметь никакого научного значения и являются лишь бесполезной тратой времени. Причина подобных ошибочных суждений заключается в том, что в область чистой науки переносятся личные политические воззрения. При этом совершенно забывают, что для правильного разрешения научных вопросов необходимо строго остерегаться какой-либо тенденции или предвзятых взглядов. Еще весьма недавно научное понятие об «истории» ограничивалось одной лишь «политической» ее частью, причем совсем не обращалось внимания на ее археологическое значение, на изучение специально исторических вопросов и местных бытовых условий. Понятие о культурной истории долгое время совершенно отсутствовало в науке. Между тем история, по слоэам Спенсера\ имеет право на свое значение именно как наука, непосредственно относящаяся к жизни общества. Даже элементарные факты политической истории, говорит он, суть вопросы такого рода, которые требуется разрешить прежде, чем можно будет составить какие-нибудь правильные заключения о развитии политических учреждений. По отношению к исследованию о человеческом обществе,замечает Майр, особенно оправдывается афоризм, что все существующее заслуживает изучения. Вспомним известное изречение римского писателя Теренция: «Homo sum, humani nihil a me alienum puto» - я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Так как для человеческого ума не существует более важного объекта для познавания, как изучение самого себя, то и всякое явление человеческой культуры, безусловно, представляет научный интерес, ибо культура и выражает собой развитие человеческого духа в пределах народности и других исторических условий.

Истоки

Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.

Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые близкие родственники гербов. Термин "тотем" происходит из Северной Америки,и на языке индейцев оджибве слово "ототем" означает понятие "его род". Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян тоже были тотемы - священные животные, деревья, растения - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных,и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).

Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности. В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлем Ахиллеса - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пес, шлем римского императора Каракаллы - орел. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны. Но эти знаки использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно - на монетах, медалях и печатях. Эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас, Самоса - павлин, острова Родос - роза. В этом уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики. Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. В Ассирии, Вавилонской империи и в древнем Египте печати использовались так же, как и в средневековой Европе - для удостоверения документов. Эти знаки выдавливались в глине, вырезались в камне и отпечатывались на папирусе. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал "герб" шумерских государств - орёл с львиной головой. Эмблемой Египта была змея, Армении - коронованный лев, Персии - орёл. Впоследствии орёл станет гербом Рима. "Гербом" Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией.

Древние германцы раскрашивали свои щиты в разные цвета. Римские легионеры имели на щитах эмблемы, по которым можно было определить их принадлежность к определенной когорте. Особыми изображениями украшались римские знамена - vexilla (отсюда происходит название науки о флагах - вексиллологии). Для различия легионов и когорт в войсках также использовались значки - signa - в виде различных животных - орла, вепря, льва, минотавра, коня, волчицы и других, которые носились впереди войска на длинных древках. По этим фигурам, часто относящимся к истории города Рима, военные части иногда получали названия.

Итак, различные системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и всюду, но собственно геральдика как особая форма символики возникла в процессе развития феодального строя в Западной Европе.

Рождение Гербов

Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны. Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде). Несомненные свидетельства существования геральдики появляются только после крестовых походов. Самое раннее такое свидетельство - французский эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета (умер в 1151 году), графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва (точное число львов трудно определить из-за положения, в каком нарисован щит). Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и пожаловал ему этот герб.

Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.

Рыцарские турниры

Рыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Турниры появились до крестовых походов. Во всяком случае имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году в Страсбурге во время переговоров Карла Лысого и Людовика Немецкого. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию. В некоторых хрониках изобретателем турниров называется французский барон Г. де Прелли, но скорее всего он только разработал первые правила для турниров.

Турниры надолго стали неотъемлемой частью западноевропейской жизни. К участию в них допускались только рыцари с безупречной репутацией. Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным позором. Около 1292 года были введены новые, более безопасные правила для турниров. Можно было пользоваться только тупым оружием. Каждому рыцарю разрешалось иметь только трёх оруженосцев. В поединках теперь применялись специальные копья, легко ломающиеся при ударе. Запрещалось сражаться вне очереди, ранить лошадь противника, наносить удары иначе, чем в лицо или грудь, продолжать бой после того как противник поднял забрало, выступать группой против одного. Нарушители лишались оружия, лошадей и заключались в тюрьму на срок до трёх лет. Появились особые турнирные доспехи настолько массивные, что рыцарь и его лошадь с трудом выдерживали их вес. Сами лошади с XIII века также оделись в броню. Так же, как и щиты рыцарей, попоны лошадей имели геральдическую раскраску. Следует сказать ещё о двух важных деталях. Рыцаря должно было быть хорошо видно сверху, с трибун, особенно во время общей схватки. Вот почему появились (или во всяком случае широко распространились) упомянутые уже навершия - укреплявшиеся на верхушке шлема фигуры, изготовленные из лёгкого дерева, кожи и даже из папье-маше (позднее - из более дорогих материалов). Знаменитый германский странствующий рыцарь XIV века Ульрих фон Лихтенштейн, принявший участие в нескольких турнирах одетый как легендарный король Артур, ввёл моду на сложные навершия: он носил шлем, украшенный фигурой Венеры, в одной руке держащей факел, а в другой - стрелу. Палатки или шатры, в которых рыцари готовились к состязаниям, хранили оружие и отдыхали в перерывах между боями (такими же палатками пользовались в походах крестоносцы), в дальнейшем также найдут отражение в искусстве геральдики - они превратятся в геральдическую мантию и шатёр "сень". Из дикого кровавого побоища турниры эволюционировали в красочные театрализованные представления, где формальности приобретали всё большее значение, а собственно борьба стала менее важной и более условной. Например, в "Турнире Мира", проведённом в Виндзорском парке в Англии в 1278 году, употреблялись мечи, сделанные из обтянутого пергаментом китового уса, и посеребрённые, шлемы из варёной кожи и щиты из лёгкого дерева.За определённые достижения в состязании рыцарь получал очки (например, премиальные очки начислялись за сбитое навершие). Победителя определяли коронованные особы, старейшие рыцари или специально назначенные судьи (нередко - герольды), иногда вопрос о победителе решали дамы, в честь которых сражались рыцари. Турниры традиционно были проникнуты подчёркнуто благоговейным отношением к женщине, составлявшим едва ли не основу рыцарского кодекса. Награда победителю в турнире доставалась из рук дамы. Рыцари выступали украшенные каким-нибудь значком, полученным от своих дам. Иногда дамы приводили своих рыцарей связанными цепью - цепь считалась символом особой чести и доставалась лишь избранным. В каждом состязании последний удар наносился в честь дамы, и здесь рыцари особенно старались отличиться. После турнира дамы вели победителя во дворец, где его разоружали и устраивали в его честь пир, на котором герой занимал самое почётное место. Имена победителей заносились в особые списки, их подвиги передавались потомкам в песнях менестрелей. Победа в турнире приносила и материальные выгоды: иногда триумфатор отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен и требовал выкупа. Для многих бедных рыцарей это был единственный способ добыть средства к существованию.

С пятницы до воскресенья, когда турниры разрешались церковью, каждый день шли поединки, а вечерами устраивались танцы и празднества. Существовало несколько видов состязаний: конные ристания, когда рыцарь должен был выбить противника из седла ударом копья; битва мечами; метание копий и стрел; осада деревянных замков, выстроенных специально для турниров. Другим, помимо турнира, способом проявить храбрость была "защита проходов". Группа рыцарей объявляла, что в честь своих дам будет оборонять какое-либо место от всех желающих. Так, в 1434 году при Орбиго, в Испании, десять рыцарей в течение месяца обороняли мост от шестидесяти восьми соперников, проведя более семисот поединков. В XVI веке стали популярны пешие поединки на коротких копьях, булавах и секирах. В Европе к участию в турнирах допускались исключительно лица благородного происхождения. В Германии требования были более либеральны: иногда, чтобы получить разрешение, достаточно было сослаться на предка, принимавшего участие в рыцарском турнире. Можно сказать, что главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение владельца и его положение в родовой иерархии. Для знатоков, каковыми были герольды, предъявленный герб содержал всю необходимую информацию. Вот почему важнейшей частью турнирного этикета были гербы, которых стало так много, что настала пора навести порядок в этой области.

Герольды

Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику" Существует два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд": от позднелатинского heraldica (от heraldus - глашатай), или от немецкого Herald - испорченного Heeralt - ветеран, как называли в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и, в частности, на турниры. Эти ветераны должны были сохранять обычаи рыцарства, вырабатывать правила турниров, а также следить за их соблюдением.

Предшественниками герольдов были представители нескольких родственных профессий, чьи обязанности объединялись и уточнялись, что привело к появлению герольдов в классическом понимании этого слова - глашатаи, придворные и странствующие менестрели, а также упомянутые выше ветераны. Глашатаи или парламентёры использовались ещё в древних армиях, как используются и ныне - для переговоров с противником, для оглашения указов и разного рода объявлений.

Менестрелями (франц. menestrel, от средневекового латинского ministerialis) называются средневековые певцы и поэты. Во всяком случае такой смысл этот термин приобрёл во Франции и Англии в конце средних веков. Первоначально во всех феодальных государствах министериалами назывались лица, состоявшие на службе у сеньора и исполнявшие при нём какую-либо специальную обязанность (ministerium). Среди них были и поэты-певцы, в отличие от своих странствующих собратьев по ремеслу постоянно находившиеся при дворе или высокопоставленном лице. Во Франции в XII веке менестрелями иногда назывались служащие короля вообще, а иногда - его придворные поэты и певцы. Функция придворных менестрелей состояла в воспевании и прославлении подвигов своих господ-феодалов. А отсюда недалеко уже и до функции распорядителей придворных церемоний и, в частности, рыцарских турниров. Вполне вероятно, что странствующие менестрели, чьё искусство было востребовано при дворах европейских феодалов, накопили опыт в распознавании гербов, постоянно их окружавших. Древнейшим из известных поэтов-герольдов был Конрад Вюрцбургский, живший в XIII веке. О функциях ветеранов, по роду своей деятельности имевших непосредственное отношение к гербам, уже было сказано.

Не исключено, что представители всех трёх профессий назывались в определённый исторический момент одним общим термином - герольды. Так или иначе, но распространение рыцарских турниров способствовало появлению особых официальных лиц, которые должны были провозглашать открытие турнира, разрабатывать и соблюдать церемониал его проведения, а также объявлять все поединки и имена их участников. Это требовало специальных знаний - герольд должен был хорошо знать генеалогию благородных семейств, чьи представители принимали участие в боях, и уметь распознавать гербы рыцарей, съехавшихся на турнир. Так постепенно профессия герольдов приобретает сугубо геральдический характер, а на турнирах рождается собственно геральдика.

Французское название геральдики - "blason" - происходит от немецкого "blasen" - "трубить в рог" и объясняется тем, что когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место проведения турнира, он трубил в рог, чтобы возвестить о своём прибытии. Тогда выходил герольд и по требованию судей турнира описывал вслух герб рыцаря в доказательство его права принять участие в турнире. От слова "blasen" происходит и французское "blasonner", немецкое "blasoniren", английское "blazon", испанское "blasonar" и русское слово "блазонировать" - то есть описывать герб. Герольды создали для описания гербов особый жаргон (и сегодня используемый специалистами по геральдике), основанный на старофранцузском и средневековой латыни, так как само рыцарство, как и многое с ним связанное - рыцарский кодекс, оружейные разработки, турниры и, наконец, геральдика - берёт начало из Франции, а точнее из империи Карла Великого (747-814), населённой франко-германскими племенами. Большая часть геральдической терминологии обозначается квазифранцузскими, устаревшими словами. В средние века французский язык использовался правящими классами в большинстве стран Западной Европы, так что правила геральдики должны были быть составлены на этом языке. Впрочем, некоторые геральдические термины настолько витиеваты, что кажутся нарочно разработанными для того, чтобы озадачить непосвящённых. О выработанных герольдами специальных терминах речь пойдёт ниже.

Предполагается, что русское слово "герб" заимствовано из польского "herb" и встречается во многих славянских и германских наречиях (herb, erb, irb) в значении наследник или наследство. Славянское название этого опознавательного знака прямо указывает на его наследственный характер. Английский термин "coat of arms", обозначающий герб, произошёл от названия особого предмета одежды "surcoat" - полотняной или шёлковой накидки, предохраняющей доспехи рыцаря от солнца и дождя (слово "рыцарь" происходит от немецкого "ritter" - всадник).

Итак, гербы приобретают всё большее значение в странах Западной Европы. В Англии с XII века герольды пользуются почётом при дворе королей. Эдуард III (1312-1377) учредил геральдическую коллегию, функционирующую по сей день (это учреждение - "The College of Arms" - располагается в Лондоне на Queen Victoria Street). Во Франции Людовик VII (1120-1180) установил обязанности герольдов и повелел украсить геральдическими лилиями все королевские регалии. При французском короле Филиппе II Августе (1165-1223) герольдов начинают одевать в рыцарское платье с гербом владельца и возлагают на них некоторые обязанности на турнирах. Обязанности герольдов точно формулируются к середине XIV века. Звание герольда становиться почётным, в него возводят лишь после какой-либо битвы, турнира или церемонии. Для этого государь возливал на голову посвящаемого кубок вина (иногда воды) и давал ему имя города или крепости, связанных с церемонией посвящения, которое герольд сохранял до получения следующей высшей степени - звания оружейного короля (фр. "roi d"armes", нем. "Wappenkoenig"). Обязанности герольда делились на три главные группы: 1) на них возлагалось объявление войны, заключение мира, предложение сдачи крепости и тому подобное, а также счёт убитых и раненых во время битвы или турнира и оценка доблести рыцарей; 2) они обязаны были присутствовать на всех торжественных церемониях - на коронации или погребении государя, при возведении в рыцарское достоинство, торжественных приёмах и т.д.; 3) на них возлагались чисто геральдические обязанности - составление гербов и родословных.
Труд герольдов оплачивался очень хорошо, существовала традиция не отпускать присланного герольда без подарка, чтобы не проявить неуважение к приславшему его государю.

Каждое государство делилось на несколько геральдических марок, бывших под наблюдением одного "оружейного короля" и нескольких герольдов. Например, Франция в 1396 году делилась на восемнадцать таких марок. В Германии в XIV веке отдельные провинции также имели своих герольдов.
Правда, с XVIII века герольды теряют своё средневековое значение, но не исчезают бесследно, и до сих пор используются на торжественных церемониях - коронациях, бракосочетаниях и т.п.

Рождение геральдики

Спустя столетия после возникновения гербов начинают появляться первые научные работы по геральдике и собственно гербовники, самым ранним из которых, по-видимому,является " Zuricher Wappenrolle", составленный в Цюрихе в 1320 году.
Во Франции Яков Бретекс в конце XIII века описывает турниры и гербы их участников. Но самым ранним трудом с изложением правил геральдики считается монография итальянского юриста Бартоло, чей "Tractatus de insigniis et armis" был опубликованв 1356 году.
Берри, главный герольд Франции при дворе Карла VII (1403-1461), по заданию короля объехал всю страну, посещая замки, аббатства и кладбища, изучая изображения гербов и составляя родословия старинных знатных фамилий. На основе проведённых изысканий он составил труд "Le registre de noblesse". После него французские герольды начали вести регулярные генеалогические записи.
Аналогичное задание, но позднее, получали от королей в период с Генриха VIII (1491-1547) до Джеймса II (1566-1625) английские герольды, осуществлявшие так называемые "геральдические визиты" - инспекционные поездки по стране с целью переписи знатных семейств, регистрации гербов и проверки их правомочности. Оказалось, что большинство старинных гербов, появившихся до 1500 года, было присвоено владельцами самовольно, а не пожаловано королём. Изобрести простой герб не составляло труда. Ситуация, в которой три не имеющих родственных связей между собою дворянина имели одинаковые гербы, не была редкостью, а лишь доказывала, что эти гербы приняты ими произвольно. Когда на этой почве между владельцами одинаковых гербов возникал спор, каждый апеллировал к королю как к последней инстанции. Примечательно, что, когда спор разрешался, дворянин, вынужденный в результате отказаться от своего герба, утешался тем, что самостоятельно изобретал себе новый. Материалы, собранные во время "геральдических визитов", легли в основу английской генеалогии и геральдики.

Цвета в геральдике

Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры).

В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета - красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха - горностаевый и беличий.

Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Последний принцип зафиксирован в важном правиле, гласящим, что эмаль может наноситься только на металл, а металл только на эмаль (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах). Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были лишь самые простые красители, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддается стандартизации. Исключением из правила является случай, когда какая-либо деталь фигуры животного - когти, язык, глаза или клюв (такое животное называется вооружённым), или деталь какого-либо предмета окрашивается цветом другого типа, нежели остальное тело, и попадает на поле щита, окрашенное в цвет аналогичного типа. Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной штриховки (далее эта система приводится).

Металлы

Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством.

Финифти (тинктуры,эмали)

Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:

Цвет Его обозначение
Красный (червлёный, gules) графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.
Синий (лазурь, голубой, azure) графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.
Зелёный (зелень, vert, в континентальной Европе называемый sinople) графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.
Чёрный (чернь, траур, sable) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке, и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу.
Пурпурный (пурпур, purpure) графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур - огненно-красный.

Меха

Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных.

Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха. Горностаевый мех бывает трёх видов: "ermine" - белая область с чёрными крапинками; "ermines" - чёрная область с белыми крапинками (противогорностаевый); "erminois" - золотая область с чёрными крапинками. Имеется также "pean" (кожа) - изображаемый чёрной областью с золотыми крапинками.

Беличий мех или мех голубой белки условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно (это объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались, тёмный мех чередовался с белым). Беличий мех, как и горностаевый, может быть противобеличьим, и показываться обратной (негативной) расцветкой. Разновидность беличьего меха, встречающаяся только в английской геральдике - "potent", (по аналогии с особым типом геральдической линии его можно назвать крюковидным) который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами.

Символика цветов

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Цвет Символика
Золото король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
Красный цвет означает храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Лазурь означает великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Зелень символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.
Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Чёрный цвет символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирался не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с элементарными принципами составления композиции.

Птица Анзуд. Шумер

Известны также: змея Египта, орёл в Персии и Риме, коронованный лев Армении. В Древней Греции - сова Афин , крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.

Монета с изображением совы. Афины

Около тысячи лет назад, в Средние века, на полях боёв и на специальных воинских соревнованиях - турнирах - в Европе сражались профессиональные конные воины, которые считались людьми благородного происхождения. Их называли рыцарями (от немецкого слова, обозначающего «всадник»).

Они имели тяжёлое вооружение, закрывавшее металлическим доспехом всё тело, а голову у них защищал шлем, который часто скрывал лицо воина.


Рыцари.

В боях и на турнирах рыцари придерживались определённых правил: сражаться только с другим рыцарем, а не с простолюдином, нападать только после вызова на бой, оказывать уважение противнику; победитель получает в качестве трофея оружие и коня побеждённого.


Поединок рыцарей.

Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения - гербы .


Рыцарские гербы на щитах.

Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб - увидеть издалека.

Облачение английского рыцаря.

Геральдика - (от лат. - глашатай), гербоведение, истоки которого связаны с тотемизмом. Члены рода, имевшего своим покровителем зверя-сородича-прародителя, в качестве амулета-оберега носили его изображение (целиком, часть, след и др.). С появлением территориальных образований знак главного рода становился общим для данного сообщества. Родовые символы наносились также на щиты и шлемы воинов как защита-оберег и средство устрашения врага. Особое значение гербы-символы получили во время крестовых походов(11-12 вв.), приобретая значение индивидуального определительного знака. Позже такой герб удостоверял личность и происхождение рыцаря. Чтением и объяснением гербов занимались герольды, они же составляли гербы, вырабатывали специальные правила составления. В гербе могло отражаться и происхождение рыцаря. Право на герб передавалось по наследству. Являясь символом суверенного владельца, герб изображался на знаменах, печатях и монетах. При матримониальных союзах герб иногда изменялся, включая в себя составляющие женского герба. В отличие от западноевропейской геральдики, в польской геральдике герб сохранил характер родового знака, происходящего от изображения на знамени, вокруг которого объединились все родственники и соседи. Число таких знамен было постоянным (около 300), и лица, получавшие дворянство, приписывались к одному из существующих. Позже знамена были подчинены правилам геральдики и стали гербами польских дворянских родов, при этом одним гербом пользовалось несколько дворянских фамилий.

1320 датируется древнейший справочник по геральдике – «образованием сословных монархий геральдика принимает Цюрихский гербовник».

С государственным характером: Производство пожалования и утверждение гербов становится привилегией монарха (в Российской империи гербы утверждались императором, а после Февральской Революции – Сенатом; последний герб утвержден 20 октября 1917 года).

В России геральдика заимствована из Западной Европы во 2-ой половине 17 века. Первые сочинения носили характер гербовников и имели целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник»(1672) сочинения Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673). Более широкая потребность в геральдике возникла после уничтожения местничества и с началом составления родословных книг (1692), для внесения, в которые требовались доказательства благородного происхождения. У членов фамилий, выехавших из других государств, основным доказательством было употребление их предками на родине фамильного герба. Необходимость частой проверки таких представлений привела к составлению в Посольском приказе специального справочника: « Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхетских фамилий»(1686-1687, рукопись не сохранилась). С начала 18 века делами геральдики ведала Герольдия. С 1726 года Петербургский АН профессор И. С. Бекштейн начал обучение студентов «геральдической науке». В 1731 году в Петербурге издано первое в России руководство по теоретической геральдике (на немецком, французском и латинском языках), составленное Бекштейном. В 1741 году императрица Елизавета Петровна при вступлении на престол пожаловала дворянство гренадёрской роте Преображенского полка и повелела герольдии сочинить для них единообразные гербы, содержащие указания на фамилию или происхождение (так как надо было сочинить около 200 гербов, то работа растянулась более чем на 20 лет).

В 1785 году А. Т. Князевым составлен первый российский гербовник «Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширной Российской империи», куда вошли 533 рисунка гербов, снятых им с личных печатей (без различия между утверждёнными и неутверждёнными). С 1797 года начал составляться «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи», включавший только гербы, получившие императорское утверждение. До 1917 года составлено 20 томов. Всего в 20 томах помещено около 5000 дворянских гербов.

Теория геральдики - свод правил составления и описания гербов. Дворянство Российской империи поглотило дворянство польское, финляндское и остзейское (происходило из Ливонского ордена, который соединил в себе рыцарство большинства стран Европы), к этому добавились представители большого числа европейских дворянских фамилий, прибывших в Россию. Поэтому российская геральдика отличает смешение различных национальных элементов и традиций.

Полный герб состоит из щита и внешней части. Основные формы щита: готический, немецкий, английский (двух видов), французский (с 18 века эта форма преобладала в западно-европейской и российской геральдике), византийский (круглый), польский, итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный.

Изображения исполняются металлами (золото, серебро), мехами (горностаевый, беличий), финифтями, к которым относятся: червлень (красная), лазурь (синяя), зелёная, пурпур (фиолетовая) и чернь. В особо оговариваемых случаях изображения выполнялись в «натуральном», «телесном» и каком-либо другом цвете. В редких случаях щит покрывался чешуёй, перьями или крыльями бабочек. Для удобства типографского исполнения справочников по геральдике с 17 века были приняты условные графические изображения металлов, финифти и мехов - шраффировка.

Металлы, финифти и меха имеют символическое значение: золото – справедливость, сила, милосердие, богатство; серебро – правдивость, невинность, чистота; червлень – храбрость, кровопролитие; лазурь – величие, красота, ясность; зелень – надежда, свобода, изобилие; пурпур – достоинство, могущество, мужество, сила; чернь – скромность, образованность, смирение, печаль; горностай – власть, чистота.

Щит с чистым полем встречается крайне редко. Поле щита делится на части при помощи 4-ёх основных делений: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Сечение выполняется как прямыми, так и извилистыми линиями.

Существует иерархия частей щита – наибольшей почётной является центр поля, затем справа или в центре сверху (в зависимости от членения), далее сверху или в центре снизу и так далее.

Многопольность возникает либо при соединении нескольких гербов (включая гербы угасших линий), либо при получении гербовладельцем более высокого титула (например, в гербе А. В. Суворова), либо при позднем получении герба (обычно, чем древнее герб, тем меньше сечений на его щите).

Выделение меньшей части поля образует главные (почетные) и второстепенные геральдические фигуры. Почетных фигур восемь: глава (верхняя часть щита), оконечность (нижняя часть щита); пояс (средняя горизонтальная часть щита), столб (средняя вертикальная треть), перевязь (средняя часть по диагонали), стропило (шеврон), крест, кайма или бордюр по обводу щита. В геральдике встречается около 200 разновидностей трех основных форм щита: прямого, косого (Андреевского) и трехконечного (антониевского). Если фигуры не касаются сторон щита, они называются укороченными.

Второстепенных фигур свыше 300. Наиболее часто встречаются: квадрат, остриё, брусок, (горизонтальный прямоугольник), ромб, веретено (ромб с незаполненной сердцевиной), круг (металлический - монета, финифтяный – шар), щиток (сердце щита), турнирный воротник (титло).

Титло в геральдике употребляется для указания на родственное отношение к владельцу основного герба. Вольная часть - менее четверти щита в правом или левом верхнем углу. В вольной части помещался символ сюзерена, иерархической подчиненности, должности, профессии и др. В российской геральдике – вольная часть: двуглавый орел (герб С. Ю. Витте), прямой крест (Суворовы, Гулинские), полумесяц (Спиридоновы), лилии (Коровин), беличий мех (Якоби) и др.

На щите изображаются также негеральдические (гербовые) фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и мифические. Естественные фигуры: человек, животные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые, растения, солнце, луна, звезды, облака, радуга, реки, поля, вода, горы, холмы и др.

Человек обычно изображается вооруженным, часто верхом на коне; встречаются изображения только головы, руки, вооруженной мечом, пылающего сердца и др. Рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (или более) руки, соединенные в рукопожатии,- дружбу, союз. Из четвероногих животных наиболее распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению: лев – в профиль, стоящий на задних лапах, леопард – идущий с головой, повёрнутой на зрителя (варианты: лев с головой в фас – леопардовый лев; леопард на задних лапах – львиный леопард). Известно около 40 вариантов изображения льва (леопарда), различающихся по его позе или по характеру исполнения отдельных деталей. Часто встречаются изображения коня (сочетающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), кабана или вепря (бесстрашие, неукротимость), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), оленя (символ воина, перед которым бежит неприятель) и другие. Из морских животных: дельфин (символ силы); из насекомых пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочки (непостоянство). Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодарности), свернувшейся в кольцо с хвостом во рту (символ вечности), обвившаяся вокруг чаши (символ медицины). Особое значение в геральдике имеет изображение раковин – чаши пилигримов. Растения в геральдике представлены деревьями: дуб (сила, крепость), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность, миролюбие); ветками; цветами – роза, лилия; венками, злаками – колосья, снопы; травами, плодами. Геральдическая лилия (лилия Каролингов) в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем и объясняется её широкое употребление в геральдике. Солнце (символ истины, правды, премудрости) изображается в виде диска с человеческим лицом и окружено сиянием или имеет восемь лучей. Точно так же луна, изображаемая в виде полумесяца, имеет иногда человеческий профиль. Количество лучей у звёзд различно: в немецкой геральдике обыкновенно шесть, во французской – пять.

Искусственные фигуры в геральдике – предметы, сделанные человеком. Наиболее распространены изображения различных видов воинского вооружения и снаряжения. Кроме них изображаются орудия сельского хозяйства, мореплавания, архитектуры и другие; предметы, являющиеся символами различных понятий или должностей и профессий.

Мифические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (сила, чистота, твёрдость), драконы, ангелы и другие.

Описание герба чешского рода Бушек.

Герб семейства Бушек имеет главные (почетные) геральдические фигуры:

1. Фора герба - французский щит.

2. Верхняя часть щита « глава» (вершина уменьшена до 1/9).

3. Одна горизонтальная линия говорит о том, что герб древний, чем больше делений на гербе, тем герб моложе.

4. Имеется на щите « пояс» - средняя горизонтальная часть щита.

5. Имеется на щите «оконечность» - нижняя часть щита.

6. Есть «окраина» -узкая часть.

7. Кайма и бордюр по обводу щита жаловался в знак особой милости или покровительства.

Таким образом, герб моих предков имеет 7 главных фигур из 8 возможных и свидетельствует о том, что род семейства Бушек можно отнести к древним, а наличие каймы и бордюра говорит о том, что роду оказывались, знаки особой милости и оказывалось покровительство.

Геральдическая наука кроме главных геральдических фигур отводит место второстепенным фигурам. Их насчитывается свыше 300.

В нашем случае на изображении герба мы не видим в вольной части символов (менее четверти щита в правом и левом углу).

На щите изображены негеральдические фигуры. Их всего бывает 3 группы: естественные, искусственные и мифические.

На щите изображена фигура льва, относящаяся к естественным негеральдическим фигурам.

ЛЕВ-символ силы, мужества, великодушия. Фигура льва изображена в профиль, стоящая на 3-х лапах. Хвост один, извивается в разных направлениях.

Мифических фигур нет.

Имеются искусственные фигуры, таковыми являются фигуры, сделанные руками человека. На гербе семейства Бушек изображен замок, стоящий на острове, окруженный водой.

Если искать наиболее яркий и характерный символ гербов чешских, то это, конечно, изображение крепости или замка. Замки строили короли, императоры, местные феодалы и епископы. Можно предположить, что наш род относился к местным феодалам. Замок с открытыми воротами-является знаком гостеприимства. Я рада, что мои предки были добрыми и гостеприимными людьми.

Прежде всего, подобный герб имеет «мать чешских городов» - злата Прага. Уже на городских печатях 14 века изображались 3 башни, соединенные стенами. Затем центральная башня стала изображаться с открытыми воротами. Та же эмблема была на щитах и флагах гуситского движения 1419-1430гг. Отсюда напрашивается следующий вывод: рождение родового герба семейства Бушек можно ориентировочно отнести к 15 веку.

А вот изображение льва традиционно для чешских гербов. Белый лев в красном поле- символ княжеской и королевской власти - известен уже с 10 века.

Герб семейства Бушек имеет льва, стоящего на стене в красном поле.

А это символ города чешского ЛИТОМЕРЖИЦЫ.

Вывод: родовой замок Бушек был расположен в районе чешского города Литомержицы.

Герб негласный, так как фигуры не связаны с фамилией владельцев.

Горизонтальные полоски на щите обозначают цвет щита-ЛАЗУРЬ.

лазурь-обозначает величие, красоту, ясность.

Лазоревый (синий) цвет- третий цвет национального флага-третий по употреблению в городских и фамильных гербах Чехии.

Заключение.

Род Бушек относится к чешским старинным родам, имеющим свой родовой герб. Герб имеет форму французского щита, составлен по правилам геральдики. Имеет главные, второстепенные, негеральдические фигуры. Время рождения и составления герба семейства Бушек относится к 15 веку. Род древний, относящийся к местным феодалам. Семейство имело родовой замок, который располагался в районе города Литомержицы.

Таков итог моего небольшого исследования. Мною написано письмо в Пражский исторический музей, надеюсь получить подтверждение моим находкам и выводам в отношении создания родового герба семейства Бушек.

Я горжусь тем, что история моего рода имеет очень много интересных загадок, которые мне еще предстоит разгадать.

История возникновения геральдики

Истоки

Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.

Родовые знаки и символы называются тотемами, они - самые близкие родственники гербов. Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. У древних славян тоже были тотемы, - священные животные, деревья, растения, - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии.

Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).

Геральдика (гербоведение) - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, традиций и практики их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам.

Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.

Зарождение геральдики

Появление геральдики относят к периоду крестового похода. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI - начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов.

Появление геральдики было вызвано и изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века.

Геральдику можно определить как систему иконографической кодификации феодального общества, строго определенной пирамиды социальной иерархии, на вершину которой можно было прорваться лишь в самый ранний период, когда можно получить социальный статус в награду за какие-то благородные деяния. До этого момента "наделяемый высоким статусом" мог быть простым рыцарем или дворянином, не состоящим ни в чьем подчинении.

Рыцарь мог и должен был стать известным, добиться славы на рыцарских турнирах или на войне - тогда у него появлялось право выбирать собственную эмблему (древние греки называли ее "stemma"), то есть хроматическое и фигуративное изображение. Этот герб должен был получить одобрение герольда, который его регистрировал, после чего эмблему разрешалось изображать на щитах, плащах, флагах, а также везде, где захочется. Благодаря тому, что эту эмблему можно было передавать по наследству, появились, как уже было сказано, фамильный дворянский герб или эмблема благородного дома, а также возможность завещать потомкам свой высокий статус и, кроме того, наделять чинами и титулами тех, кто занимает более скромное место в феодальной иерархии.

Герольды старались существенным образом не изменять герб семейства, но они придумали систему бризур (специальных ломаных или пунктирных линий; название происходит от французского слова "brisures"). Они помещали специальные графемы, или фигуры, на первоначальные поля гербов, и таким образом гербы младшей ветви рода можно было отличить от герба первого наследника, который, в отличие от своих младших братьев, в момент вступления в право владения наследством и титулом свою бризуру (например, титло) оставлял.

Представители английской правящей династии иногда вознаграждали своих наиболее верных подданных из числа простых людей, представителей третьего сословия, жалуя им личный титул "Сэр" (слово "sire" является сокращенным "seniore", то есть "сеньор", "старейший"), как, к примеру, поступила Елизавета с Фрэнсисом Дрейком. Именно в Англии (а также в ее бывшей колонии Новой Англии), которая была последним оплотом феодальной системы, привнесенной норманнами более девяти веков назад, сохранилось понятие сквайр - то есть щитоносец, оруженосец, иногда облеченный судебной властью именем короля.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, изрубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро - невинности, чистоты; голубой цвет - это эмблема величия, красоты, ясности; красный - храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый - надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.



Просмотров