Что не является источником гражданского права. Источники гражданского права. Их классификация. §2. Нормативные акты как источники гражданского права

Источник права (из ТГП)

Источник (форма) права - исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Включают:

  • правовой обычай;
  • нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
  • нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
  • правовой договор;
  • прецедент.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

К числу источников отечественного гражданского права следует относить:

  1. международные договоры, в которых участвует РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международ­ного права;
  2. законодательство (нормативные правовые акты);
  3. обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи;
  4. судебную практику (спорно, de facto)
  5. договоры (спорно) .

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и, следова­тельно, одним из источников ее права. Для их действия, согласно ст. 7 ГК РФ, характерно то, что они:

  • обладают непосредственным действием (т.е. не нуждаются в том, чтобы они специально признавались или воспроизводились в актах РФ, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта);
  • имеют приоритетное действие, что предусмотрено Конституцией РФ ("если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора").

Замечание

ВАЖНО! Федеральным конституционным законом от 14.12.2015 № 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" внесена ч. 3.2 , дающая Конституционному суду РФ право признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают принцип верховенства российской конституции.

Господствующей фор­мой (источником) права являются нормативные акты , среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере последние охватываются по­нятием гражданского законодательства.

Основные виды федеральных нормативных актов по гражданскому праву:

1) законы;

Законы - федеральные (в т.ч. кодифицированные) и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации (которые должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам). Центральное место среди законов занимает ГК РФ.

2) подзаконные акты.

2) Подзаконные акты:

  • указы Президента РФ , которые не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам (или, по сложившейся практике, приниматься и действовать до принятия соответствующего закона);
  • постановления Правительства РФ , которые могут содержать нормы гражданского права, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.
  • ведомственные акты , которые могут содержать нормы гражданского права только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, федеральными законами и "иными правовыми актами" (то есть указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

При рассмотрении и решении гражданских дел могут применяться обычаи , которые в ГК РФ получили название "обычаев делового оборота". Это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, не имеет юридического значения, зафиксированы ли эти правила в каком-либо документе или нет (ст. 5 ГК РФ).

В российской правовой системе весьма велико значение судеб­ной практики . Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источ­ником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действую­щего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modolegislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по при­менению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательны­ми, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм.

Альтернативная точка зрения

Ряд ученых не относит судебную практику (например, акты высших судебных инстанций - Верховного и Конституционного судов) к источникам гражданского права. Например, П.В. Крашенинников пишет: "Сами по себе такие акты акты конституционного судопроизводства вряд ли можно считать источниками гражданского права, однако недооценивать их роль нельзя. В целом ряде случаев постановления и определения Конституционного Суда РФ восполняют пробелы в гражданском законодательстве. Нередко акты Конституционного Суда содержат положения, толкующие гражданский закон... разъяснения (Верховного Суда РФ - прим. моё) способствуют правильному и единообразному применению актов гражданского законодательства" (см. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с. С.74.)

Однако несложно заметить, что судебная практика высших судов содержит основные (существенные) черты источника права:

  • исходит от государства (от одной из ветвей государственной власти - судебной);
  • официально признаётся государством.

Не являются источниками права

Не является источником права цивилистическая доктрина . Обосно­ванные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научно­го) толкования закона и других источников права, но не имеют обяза­тельного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовер­шенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера , не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто ис­пользуются конкретные уставы различных юридических лиц, их внут­ренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не слу­чайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состо­ит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства, наде­ленными компетенцией по изданию нормативных актов, а приня­ты самими участниками гражданских правоотношений. Такие ак­ты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов, а не правовых норм: не будучи общеобязатель­ными правилами поведения, они имеют значение для возникнове­ния, изменения или прекращения конкретных правоотношений, в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии пол­ного соответствия их содержания действующему законодательст­ву). С их помощью участники гражданских правоотношений мо­гут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкрет­ные взаимосвязи.

Источники гражданского законодательства

Гражданское законодательство (в широком смысле) - это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, которые действуют в Российской Федерации.

Ст. 3 ГК РФ устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и состоит из

  1. Гражданского Кодекса и
  2. принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу.

По Конституции РФ гражданское законодательство "находится в ведении Российской Федерации". Это значит, что вопросы гражданского права определяются и в основном регулируются федеральными нормативными актами. По вопросам установленного Конституцией совместного ведения акты субъектов Федерации, касающиеся гражданско-правовых вопросов (например, по жилищным отношениям), должны основываться и строиться в соответствии с федеральными нормативными актами.

Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ.

Законы - федеральные и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации, должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам, центральное место среди которых занимает ГК РФ.

Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права, довольно много. Их перечень включает как федеральные законы, прямо указанные в тексте ГК РФ (например, закон об актах гражданского состояния (ст. 47), закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87), и др), так и не указанные в нем.

Особо следует выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы, к которым относятся Земельный, Жилищный, Семейный, Трудовой, и другие кодексы российского права.

Оно играет важную роль в жизни общества .

Источники гражданского права делятся на правовые акты и обычаи .

Законодательство Российской Федерации включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти , основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики .

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это — нормы, определяющие формы и содержание права собственности , параметры правоспособности, право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью и т.д.

Особое значение в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов , и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Принятие Кодекса не повлекло отмены ранее принятых законов РФ, регулирующих гражданско-правовые отношения. Однако, как ранее принятые законы, так и федеральные законы, принятые после вступления в силу нового Гражданского кодекса, действуют, если не противоречат ГК РФ.

Сохранили юридическую силу отдельные правовые акты СССР. Действуют они, если не были отменены каким-либо нормативным актом и не противоречат законодательству Российской Федерации.

Нормы гражданского права содержатся и в так называемых подзаконных актах — указах Президента РФ , постановлениях Правительства РФ , актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти .

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК РФ или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ, за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК РФ или федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти . Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

В соответствии с Конституцией РФ и ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права входят составной частью в правовую систему Российской Федерации. Одни международные договоры , участником которых является Российская Федерация, могут применяться к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно, тогда как для применения других международных договоров требуется издание внутригосударственного акта — имплементация. Международным договорам Российской Федерации придана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

Источником гражданского права является также обычай. Под обычаем понимаются правила, сложившиеся в результате длительного практического применения и получившие признание государства , однако не предусмотренные законодательством. В сфере предпринимательской деятельности обычаи не только складываются, но и применяются. Поэтому в ст. 5 ГК РФ говорится об обычае делового оборота. При этом не имеет значения, зафиксирован ли обычай в каком-либо документе, хотя такие документы в ряде случаев существуют. Например, в России обычаи издаются в виде сборников обычаев морских портов, публикуемых как администрацией отдельных портов, так и Торгово-промышленной палатой. Известен сборник торговых обычаев “Инкотермс”, подготовленный Международной торговой палатой (Париж).

Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и одновременном отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.

Следует иметь в виду, что и Конституция, и ГК РФ не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами Федерации — республиками, областями, городами федерального значения.

Значение судебной практики

Вопрос отнесения к числу источников гражданского права разъяснения Пленума Верховного Суда является спорным. Некоторые авторы полагают, что Верховный Суд может осуществлять только официальное толкование законодательства, но сам правотворчеством не занимается. В случае обнаружения пробелов в законодательстве он может воспользоваться правом законодательной инициативы, предусмотренной Конституцией .

В какой-то мере с приведенным суждением согласиться можно, и все же его авторы смешивают сущее с должным. Жизнь чрезвычайно многообразна, практика подчас выдвигает такие вопросы, которые решить на основании существующих норм права невозможно, но возникающие здесь проблемы имеют, как правило, частный характер, поэтому пользоваться правом законодательной инициативы просто нецелесообразно. В таких случаях обнаруженный пробел можно восполнить с помощью разъяснения Пленума Верховного Суда. Практика порождает неразрешимые вопросы даже тогда, когда речь идет о применении норм новейшего законодательства.

Предусмотренная в данном случае возможность незначительного превышения установленных законом пределов есть новая норма права, при ее отсутствии пришлось бы строго следовать букве закона и отказывать в удовлетворении исков о предоставлении освободившейся комнаты в тех случаях, когда в результате такого приращения размер общей площади превышал бы установленные пределы.

Есть еще один аргумент в пользу признания руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда : Верховный Суд — это высший орган судебной системы страны и как любое другое центральное ведомство он вправе издавать нормативные акты , имеющие обязательное значение для нижестоящих органов. А так как подобные предписания содержат нормы, направленные на урегулирование имущественных и личных неимущественных отношений, они приобретают значение источников гражданского права.

Сущность и многообразие отношений, возникающих в сфере экономического оборота, приводят к тому, что законодатель, не имея возможности предусмотреть все возникающие здесь жизненные ситуации, формулирует правило об аналогии закона и аналогии права. Гражданское законодательство постоянно совершенствуется, обновляется и улучшается, однако практика подчас выдвигает такие вопросы, которые решить на основании действующих норм права невозможно. И тогда судебно-арбитражные органы прибегают к аналогии закона или права.

Аналогия закона предполагает такую ситуацию, при которой возникший спор имеет типичный имущественный характер, однако норм права, рассчитанных на подобный казус, нет; правоприменительный орган рассматривает этот спор на основании правил, регулирующих сходные общественные отношения. А если их нет? Тогда используется аналогия права. Под аналогией права понимается закрепленная в законе возможность при рассмотрении гражданского правового спора исходить из общих начал и смысла законодательства. Аналогия в гражданском праве используется, таким образом, для восполнения возникших пробелов. Она не имеет широкого применения, ибо со временем пробел устраняется путем утверждения нового акта или принятия необходимой нормы права.

Нормы гражданского законодательства нередко используются при рассмотрении трудовых и семейных споров.

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

УЧЕБНЫЕ ВОЛРОСЫ

1. Общая характеристика источников гражданского права.

2. Особенности гражданского законодательства.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ глава 1.

2. Гражданское право. Том 1. Учебник. Под ред. А.П. Сергеева, Ю. К, Толстого – М.: Проспект, 2011 г.

3. Гражданское право. Том 1.Учебник. Под ред. Е.А. Суханова – М.:БЕК, 2010 г.

Вопрос 1. Общая характеристика источников гражданского права

1. Источники гражданского права представляют собой форму закрепления (внешнего выражения) гражданско-пра­вовых норм, как предписаний, разрешений или запрещений определенного поведения. При этом назначение, структура и разновидность гражданско-правовых норм отражает возможность поведения участников общественных отношений при правовом закреплении их прав и обязанностей. Правовая норма объективно воспринимается и реализуется лишь с учётом оценки наличия необходимой взаимосвязанной совокупности различных правовых, экономических, социальных, политических, технических, природных и др. нормативных условий. К источникам гражданского права относятся гражданское законодательство, иные акты, содержащие нормы гражданского права, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, обычаи.

2.Виды источников гражданского права по юридической силе: Конституция РФ - обладает высшей юридической силой по срав­нению с другими правовыми актами. В ней содержатся основопола­гающие для гражданско-правового регулирования нормы. Федеральный конституционный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным собраниемс соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

Нормы международного права - о бщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Гражданское законодательство – состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не её субъектов. Гражданский кодекс РФ – занимает особое место в системе отраслевого законодательства, является базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории России. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Гражданский Кодекс, как основной отраслевой законодательный акт, призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественных и личных отношений. Федеральные законы - нормативные акты, принимаемые Федеральным собранием по отдельным видам гражданско-правовых отношений, например Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., Федеральный Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. с последующими редакциями и изменениями, а также множество других.

Подзаконные нормативные акты федеральных органов власти:

1. Акты федеральных органов государственного управления: Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам. На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

2. Акты федеральных органов исполнительной власти:

Министерства, ведомства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами. Законы и подзаконные акты в субъектах РФ: 1.Закон субъектов РФ - нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации. 2. Другие подзаконные акты исполнительных органов субъектов РФ. Локальные акты - в некоторых случаях источниками гражданского права выступают в частности, Уставы юридических лиц, содержащие такие правила, которые касаются не только данного юридического лица, но и его потенциальных партнеров, например, правила заключения данным юридическим лицом сделок свыше определенной суммы. Кроме того, такими актами могут являться акты органов местного самоуправления, устанавливающие, например, правила пользования городским транспортом, торговли на местных рынках и т.п. Очевидно, что подобные акты не могут противоречить никаким нормативным актам РФ. Обычай - им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Ключевым признаком правовых обычаев является их государственное санкционирование (точнее - государственное санкционирование их применения), которое как раз и превращает устойчивое обычное правило в правило особого рода - в норму права. Государственное санкционирование обеспечивается отсылкой правила нормативного правового акта к обычаю. В зависимости от объема оно может быть единичным и рамочным: в первом случае законодатель санкционирует применение конкретного обычая в рамках конкретного отношения (п. 1 ст. 19, ст. 221 ГК), во втором - применение некоторой группы обычаев, рассчитанных на разнообразные ситуации. Так, п. 2 ст. 285 КТМ РФ (Кодекс торгового мореплавания РФ) санкционирует применение международных обычаев торгового мореплавания только по вопросам определения рода аварии, общеаварийных убытков и их распределения, а ст. 5 ГК - применение всякого обычая вообще.

При таком подходе под правовым обычаем понимают фактически сложившееся и признаваемое законом общее правило, не выраженное в нормативном акте, но подлежащее применению, если иное прямо не установлено законом или соглашением сторон. По существу, обычай рассматривается в качестве своеобразной диспозитивной (восполнительной) нормы права («обычное право»).

На практике, в сфере предпринимательской деятельности, при заключении договоров, применяются иногда обыкновения. В отли­чие от обычая обыкновение - такое сложившееся правило, с которым прямо согласились руководствоваться стороны договора. Оно приобретает юридическое значение, так как представляет собой подразумеваемое условие договора (соглашения партнёров). Если такого условия в договоре нет (или намерение сторон руководствоваться им не доказано), обыкновение не учитывается как обязательное правило при отсутствии специ­альных указаний законодательства или договора.

От обыкновений отличается «заведенный порядок ». Он представляет собой практику взаимоотношений сторон конкретного договора, сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях, и хотя прямо и не закрепленную где-либо, но подразумева­емую в силу отсутствия каких-либо возражений по этому поводу, Такой порядок (сложившаяся практика взаимоотношений) совсем не обязательно составляет какой-либо обычай или обыкновение. По сути, он также отражает подразуме­ваемые сторонами условия конкретного договора, а потому отме­няет в соответствующей части действие, как диспозитивного пра­вила закона, так и обычая. Заведенный порядок скрывается в ст. 309 ГК за собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований" и в ст. 438 ГК за понятием "прежние деловые отношения сторон". В п. 3 ст. 18 Венской конвенции он именуется "практикой, которую стороны установили в своих взаимных отношениях".

Однако ни обыкновения, ни заведенный порядок, как и усло­вия конкретных договоров, не являются источниками права, т. е. формой выражения общеобязательных правовых норм. Этим они принципиально отличаются от обычаев, хотя по своей юриди­ческой силе в некоторых ситуациях, как показано выше, и превос­ходят их.

3. Принятие и вступление в силу гражданского законодательства и подза­конных актов.

Дата принятия федерального закона - день принятия его Государствен­ной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в "Рос­сийской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 7 дней после их подписания Президентом Российской Феде­рации. Они вступают в действие по истечении 10 дней после их офици­ального опубликования, если иное не установлено самим законом. В некоторых законах прямо устанавливается иной порядок вступления их в силу. Это может быть связано с необходимостью немедленного введения в действие нового закона. Кроме того может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона («вводный закон»). Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации (и официально публикуются вместе с этими законами).

Указы Президента Российской Федерации и постановления Правитель­ства Российской Федерации подлежат опубликованию в тех же издани­ях в течение 10 дней после их подписания. По общему правилу указан­ные акты вступают в действие по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Ведомственные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обя­занности человека, подлежат государственной регистрации в Министер­стве юстиции Российской Федерации. Они вступают в действие по исте­чении 10 дней со дня их официального опубликования в газете "Российские вести" и в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".

4. Действие гражданского законодательства.

4.1 Действие гражданского законодательства во времени.

По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют об­ратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введе­ния их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обя­занностям, возникшим после введения его в действие.

4.2 Действия гражданского законодательства в пространстве . Если иное не предусмотрено самим актом, то его действие распростра­няется на всю территорию Российской Федерации.

Акт гражданского законодательства действует на территории, подведомственной принявшему его органу. Исключение: территория действия закона ограничена самим законом либо договором предусмотрено, что законодательство одной страны может применяться в определенных случаях на территории другой страны (например, во внешнеторговых сделках).

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К территории РФ также приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под российским флагом. Военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытых морях или воздушном пространстве.

Исключением из этого правила является указание, содержащееся в самом законе об ограничениях границ его действия или действия его отдельных норм.

4.3 Действие гражданского законодательства по кругу лиц. Акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Исключение возможно лишь в случае, если законодатель ограничивает круг лиц, на которых действует закон, либо распространяет на них действие гражданского законодательства другого государства.

5. Применение источников гражданского права.

5.1 Источники с меньшей юридической силой не должны противоречить источникам, обладающим большей юридической силой.

5.2 Применению источников гражданского права предшествует их толко­вание , то есть уяснение их действительного содержания.

Гражданско-правовой науке известны следующие виды толкования норм гражданского права:

● По субъектам толкования:

Аутентическое толкование, которое дает орган, принявший нормативный правовой акт, в сфере гражданского права

Легальное толкование дается органом, к компетенции которого относится толкование норм гражданского права

Судебное толкование, которое дает суд, при применении норм гражданского права

Доктринальное толкование дается учеными в своих научных произведениях

● По способу толкования:

Грамматическое толкование, с помощью применения правил грамматики и языковых норм

Логическое толкование, с помощью применения общих и специальных законов логики

Систематическое толкование, с помощью установления взаимосвязи нормы с другими правовыми нормами

Историческое толкование, с помощью выявление исторических закономерностей принятие правовой нормы

● По объему толкования:

Буквальное толкование, проводимое в точном соответствии с текстом закона

Ограничительное толкование, когда смысл правовой нормы уже, чем его буквальный текст

Расширительное толкование, когда смысл правовой нормы шире, чем буквальный текст

5.3 В гражданском праве применяется аналогия закона и аналогия права, Аналогия закона - это применение к отношениям, прямо не урегули­рованным законодательством, соглашением сторон или обычаями де­лового оборота, норм, регулирующих сходные отношения.

При отсутствии таких норм, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (ана­логия права).

Гражданское законодательство и иные правовые акты. Международные договоры и соглашения.

Под источником гражданского права понимается внешняя форма выражения норм права, регулирующих гражданские правоотношения. Можно выделить следующие источники гражданского права:
1.Конституция РФ от 12.12.1993г. - содержит ряд норм, регулирующих имущественные отношения, к примеру, статьи, устанавливающие принципы неприкосновенности собственности, свободы предпринимательской деятельности и т.п. Нормы Конституции РФ имеют прямое действие, т.е. в обоснование своих требований при обращении в суд лицо может ссылаться непосредственно на Конституцию РФ.
2.Международные договоры РФ - в соответствии со ст.15 Конституции РФ имеют большую юридическую силу по сравнению с национальным законодательством РФ. Международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта.
3.Гражданское законодательство - включает в себя Гражданский кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы.
4.Подзаконные нормативные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, принимаемые в рамках их компетенции. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализацию предписаний ГК и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что в отдельных отраслях предпринимательской деятельности, таких как, к примеру, обращение ценных бумаг, перевозки, ведомственные нормативные акты являются преобладающим регулятором общественных отношений.
5. Обычаи делового оборота - в соответствии со ст.5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай делового оборота - это вспомогательный источник гражданского права, он должен соответствовать указанным в ст. 5 ГК признакам и не может противоречить нормам законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.
В ГК неоднократно встречаются указания на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Существующие обычаи делового оборота, как правило, обобщаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. К примеру, к обычаям делового оборота относятся опубликованные и широко применяемые на практике Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2010».
В соответствии со ст.3 ГК РФ гражданское законодательство включает в себя Гражданский кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы.
Основным законом гражданского права является Гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, содержание и юридическую терминологию других актов гражданского законодательства. В течение более 30 лет в Российской Федерации действовал ГК 1964 г. (с рядом последующих изменений), насчитывавший 569 статей. После принятия в 1993 г. Конституции РФ был разработан новый ГК РФ, часть первая которого вступила в силу с 1 января 1995 г., часть вторая - с 1 марта 1996 г., часть третья - с 1 марта 2002 г., а часть четвертая - с 1 января 2008 г.
ГК основан на принципах, закрепленных в Конституции РФ, и дает более полную регламентацию гражданско-правовых отношений по сравнению с ранее действовавшим ГК; в нем насчитывается уже 1551 статья.
Часть первая ГК содержит три обширных раздела: 1. Общие положения; 2. Право собственности и другие вещные права; 3. Общая часть обязательственного права. Часть вторая ГК РФ посвящена отдельным видам обязательств. Часть третья - нормам наследственного права и международного частного права. Часть четвертая регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Федеральные законы, принятые в соответствии с ГК.

В статьях ГК названо несколько десятков федеральных законов, подлежащих принятию в развитие и дополнение норм Кодекса; большинство таких законов уже введено в действие. Наиболее важными законами, дополняющими ГК, являются законы следующих групп:
В области корпоративного права это: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ряд законов о некоммерческих организациях.
Ряд важных законов издан о собственности. Это, прежде всего, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», следует также отметить Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В области обязательственного права изданы Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей», и ряд других.
Анализируя положения ст.3 ГК РФ можно сделать ряд выводов: во-первых, гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст.71 Конституции РФ), то есть ни органы власти субъектов РФ, ни органы местного самоуправления не наделены компетенцией по изданию актов гражданского законодательства; во-вторых, федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, в силу прямого указания ГК не должны ему противоречить, то есть, несмотря на то, что ГК РФ имеет статус федерального закона, в сфере гражданско-правового регулирования законодателем ему придана бóльшая юридическая сила по сравнению с иными федеральными законами.
Среди международных актов особое место занимают многосторонние договоры (конвенции), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских отношений. Следует прежде всего указать на Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венскую конвенцию). Указанная Конвенция состоит из 101 статьи. Они посвящены порядку заключения соответствующих договоров, правам и обязанностям контрагентов, средствам правовой защиты, применяемым при нарушении сторонами своих обязанностей, определению момента перехода риска случайной гибели передаваемых по договору товаров, обеспечению поставок товаров отдельными партиями и др.
Россия является участником и других аналогичных актов, включая, в частности, Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (имеются в виду автомобильные перевозки), Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и их багажа, конвенции из области патентного права (Патентную конвенцию по охране промышленной собственности, Многосторонний договор о патентной кооперации, Конвенцию о международной регистрации фабричных и товарных знаков), ряд других конвенций, в том числе Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве, Женевские вексельные конвенции и др.
Вступившие в силу для РФ международные договоры (кроме договоров, заключенных между ведомствами) подлежат официальному опубликованию в ежемесячнике "Бюллетень международных договоров", а в случаях необходимости также в "Российской газете".
ГК в п. 2 ст. 7 предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства. Вопрос решается в пользу первого: "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора". В настоящее время соответствующая норма о приоритете международного договора по отношению не только к гражданским правоотношениям, но и к любой иной отрасли права включена в Конституцию РФ (п. 4 ст. 15).

Обычай как источник гражданского права

Обычаи всегда принимались во внимание в правовом регулировании гражданских отношений. В частности, в п. 2 ст. 57 Основ (ст. 168 Гражданского кодекса 1964 года) предусматривалось, что "обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями".
ГК сохранил указанный выше принцип, но ввел в регулирование вопроса об обычаях ряд новелл. Прежде всего он выделил в самом Кодексе из всех обычаев ("обычно предъявляемых требований") "обычаи делового оборота", рассчитанные исключительно на предпринимательские отношения. Ст. 5 ГК Обычаи делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. При этом не имеет значения, зафиксировано такое правило в каком-либо документе или нет.
Из сопоставления ст. 5 и 6 следует, что суд или другой правоприменительный орган не только может, но и обязан при обнаружении в правовом либо ином нормативном акте пробела, который не восполняется договором, применить обычаи делового оборота.
Правовое значение обычаев делового оборота состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных актов и договора. В этой связи ст. 5 предусматривает, что обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора, не применяются.
Обычаи делового оборота широко применяются во внешнеторговом обороте. Это объясняется в значительной мере тем, что прямые отсылки к ним содержатся в актах, регулирующих порядок разрешения внешнеторговых споров, а также в некоторых международных актах.
Так, ст. 9 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (начиная с 1 сентября 1991 года вступила в силу для СССР, а значит, и для РФ) предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и установленной практикой отношений. Не ограничиваясь этим, Конвенция устанавливает: "При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли.
Примером таких обычаев являются Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС.
Условия применения обычаев делового оборота:
отсутствие правил, установленных гражданским законодательством;
недоговоренность сторон об ином порядке;
непротиворечие действующему законодательству;
возникновение в отдельной области предпринимательства (международная торговля).

Роль и значение разъяснений и толкований высших органов судебной власти.

Суды общей компетенции, арбитражные и третейские суды, правоохранительные органы наряду с другими правоприменительными органами могут выступать субъектами толкования гражданского законодательства применительно к рассматриваемым ими делам. Под толкованием гражданского законодательства понимаются установление и уяснение его содержания (смысла) путем устранения обнаруженных в нем неточностей. Пример и порядок толкования приведены в ст. 431 ГК.
Высшие органы российской судебной системы - Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - наделены правом давать нижестоящим судам руководящие разъяснения о правильном применении норм действующего законодательства, которые имеют форму постановлений.
После введения в действие ГК на основании его норм высшими судебными инстанциями Российской Федерации был издан ряд важных разъяснений. Особое значение имеет Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации».
В практике Высшего Арбитражного Суда РФ за последние годы широкое распространение получили информационные письма о применении норм ГК и крупных федеральных законов, которые рассылаются от имени Президиума ВАС РФ и публикуются в Вестнике ВАС РФ. Правовое значение таких писем и ответов в нормах действующего законодательства не определено. Они отражают практику применения высшими судебными инстанциями норм гражданского законодательства, и их следует считать актами судебного толкования норм права.
Что касается решений, выносимых судами общей юрисдикции и арбитражными судами по конкретным гражданско-правовым спорам, то они не могут считаться источником гражданского права, поскольку имеют индивидуальный характер и отражают особенности отдельных споров.

Действие и порядок применения норм гражданского законодательства. Применение норм гражданского законодательства по аналогии.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" все нормативные акты, регулирующие гражданский оборот, подлежат обязательному официальному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации и "Российской газете".
Все федеральные конституционные законы и федеральные законы принимаются только Государственной Думой РФ, и датой их принятия считают день принятия Государственной Думой РФ в окончательной редакции. В течение 7 дней после подписания федерального закона Президентом РФ он публикуется, а по истечении 10 дней со дня его первого официального опубликования вступает в законную силу на всей территории Российской Федерации. В то же время самим законом может быть предусмотрен иной порядок вступления в законную силу в связи с различными обстоятельствами, в частности необходимостью подготовки участников гражданских правоотношений к его применению в практической деятельности. Так, часть первая ГК РФ принята Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. и опубликована в "Российской газете" 8 декабря 1994 г., а введена в действие с 1 января 1995 г. Глава 4 "Юридические лица" введена в действие со дня официального опубликования части первой ГК РФ. Часть вторая ГК РФ принята 22 декабря 1995 г., опубликована 6 февраля 1996 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.
Данный порядок применяется к указам Президента РФ и к постановлениям Правительства РФ, только они публикуются в течение 10 дней после дня их подписания, а вступают в законную силу по истечении 7 дней после их первой официальной публикации.
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести" или в сборнике "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" в течение 10 дней после их государственной регистрации, а после истечения 10 дней вступают в законную силу.
Общее правило о действии гражданского законодательства во времени состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после введения их в действие, а если устанавливаются исключения из этого правила, то они прямо указаны в Гражданском кодексе РФ (ст. 4 ГК РФ). Данное положение направлено на развитие и обеспечение стабильности гражданского оборота, предпринимательской и хозяйственной деятельности, что способствует устойчивости рыночных преобразований. Придание обратной силы закону или его отдельным нормам применительно к определенным гражданско-правовым отношениям осуществляется в связи с отсутствием правового регулирования данных правоотношений или их недостаточной регламентации. К примеру, общий срок исковой давности три года, установленный ГК РФ, распространяется на все правоотношения, даже если они возникли до его вступления в законную силу.
Другой важный момент действия нормативных актов заключается в определении порядка его прекращения или утраты юридической силы. Как правило, в большинстве актов гражданского законодательства срок их действия не определен. Они прекращают свое действие в результате их непосредственной отмены либо принятия и вступления в законную силу нового нормативного акта, который отменяет или изменяет ранее действовавший закон или подзаконный акт.
Существенной особенностью гражданского законодательства является его действие в пространстве и по кругу лиц. Принятие нормативного акта по гражданским правоотношениям и вступление его в законную силу на всей территории Российской Федерации определяется федеративным характером российского законодательства. Ограничение территориального действия норм, регулирующих гражданский оборот, может осуществляться прямым указанием федерального закона и только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 ГК РФ). Нормы гражданского законодательства регламентируют соответствующие правоотношения всех субъектов гражданского права, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). К примеру, разбирательство возникшего хозяйственного спора между сторонами внешнеторгового контракта может регулироваться гражданским законодательством как одной, так и другой страны в соответствии с условиями договора.
Многообразие и сложность гражданско-правовых отношений предполагает возникновение правовых ситуаций, не отрегулированных гражданским законодательством, и данный пробел устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Аналогия закона - это способ восполнения пробелов в гражданском законодательстве, когда к соответствующим правоотношениям применяются нормы, регулирующие сходные ситуации. Применение аналогии закона допускается при следующих условиях:
1) возникшее правоотношение носит гражданско-правовой характер;
2) данный пробел не может быть урегулирован действующим гражданским законодательством или договором;
3)наличие законодательного регулирования сходных правоотношений;
4) гражданское законодательство допускает применение аналогии закона к регулированию возникшего правоотношения.
В редких случаях может возникнуть правовая ситуация, когда регулирование возникшего правоотношения осуществляется по аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК РФ), когда отсутствуют необходимые нормы гражданского законодательства и нет возможности применить аналогию закона. Правовой смысл применения аналогии права заключается в том, что определенные конкретные права и обязанности сторон гражданского правоотношения определяются исходя из общих принципов и смысла гражданского законодательства, с учетом требования добросовестности, разумности и справедливости.

Лекция, реферат. Понятие и виды источников гражданского права - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Понятие и предмет гражданского права.
2. Система гражданского права
3. Принципы гражданского права

5. Гражданское правоотношение
6. Классификация гражданских правоотношений
7. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
8. Осуществление гражданских прав
9. Защита гражданских прав
10. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права. Гражданская право и дееспособность.
11. Ограничение гражданина в дееспособности и лишение гражданина дееспособности
12. Опека и попечительство по гражданскому законодательству России
13. Понятие и признаки юридического лица
14. Классификация (виды) юридических лиц
15. Ликвидация юридического лица
16. Хозяйственные товарищества
17. Хозяйственные общества
18. Производственные кооперативы
19. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица: понятие, виды и общая характеристика их правового статуса.
20. Некоммерческие организации как юридические лица:
21. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом.
22. Понятие и виды объектов гражданских прав.
23. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей.
24. Деньги как объекты гражданских прав.
25. Результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации юридического лица как объекты гражданских прав
26. Работы и услуги как объекты гражданских прав.
27. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.
28. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Понятие, свойства, классификация.
29. Понятие и виды сделок.
30. Форма и государственная регистрация сделок. Последствия их несоблюдения.
31. Недействительность сделок: понятие и основания. Ничтожные и оспоримые сделки. Последствия недействительности сделок. Сроки исковой давности по недействительным сделкам.
32. Недействительность сделок с пороком субъектного состава.
33. Недействительность сделок с пороком воли.
34. Недействительность сделки с пороком правового основания.
35. Представительство в гражданском праве: понятие, значение и виды представительства. Доверенность.
36. Сроки в гражданском праве. Понятие, значение и виды гражданско – правовых сроков. Правила исчисления гражданско–правовых сроков.
37. Исковая давность в гражданском праве. Понятие и значение исковой давности. Сроки исковой давности. Применение исковой давности.
38. Начало течения исковой давности, основания перерыва и приостановления исковой давности, восстановление исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
39. Вещные права в системе имущественных гражданских прав.
40. Отношения собственности как предмет гражданско-правового регулирования. Формы и виды собственности.
41. Понятие и содержание права собственности. Бремя содержания имущества и риск его случайной гибели.
42. Особенности возникновения и осуществления права собственности на недвижимое имущество. Значение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
43. Особенности права собственности на жилые помещения.
44. Право государственной и муниципальной собственности.
45. Приватизация государственного и муниципального имущества
46. Первоначальные способы приобретения права собственности.
47. Производные способы приобретения права собственности.
48. Понятие и виды общей собственности.
49. Право общей долевой собственности.
50. Право общей совместной собственности.
51. Понятие и виды ограниченных вещных прав.
52. Сущность права хозяйственного ведения и оперативного управления как ограниченные вещные право.
53. Защита права собственности и других вещных прав.
54. Виндикационный иск.
55. Негаторный иск.
56. Понятие и виды обязательств.

Формы выражения гражданско-правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право, называются источниками гражданского права.

Источники гражданского права делятся на правовые акты и обычаи.

Законодательство РФ включает правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью, и т. д.

Особое место в системе гражданского законодательства занимает ГК РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Приняты и введены в действие части первая, вторая, третья и четвертая ГК РФ.

Следует отметить, что после принятия ГК РФ продолжают действовать ряд законов, например Закон РФ от 29 мая 1992 г. «О залоге» 1 , поскольку они не противоречат Кодексу.

Кроме того, сохранили юридическую силу некоторые нормы гражданского права, принятые еще в СССР. Так, в постановлении Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» было указано, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции РСФСР, ее законодательству и названному Соглашению.

Аналогичное положение содержалось и в постановлении Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 г. «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» , в котором были названы временно действующие акты СССР, применяемые на территории России впредь до принятия соответствующих законодательных актов, если они не противоречат новому российскому законодательству. К ним, в частности, относятся Положения о поставках продукции и товаров, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. , Положение о переводном и простом векселе и др.

Нормы гражданского права содержатся и в так называемых подзаконных актах: указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 4, 7 ст. 3).

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК РФ или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, относящемуся к компетенции Президента РФ (ст. 80, 83-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК РФ или федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Следует иметь в виду, что ни Конституция РФ, ни ГК РФ не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами РФ - республиками, областями, городами федерального значения.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК РФ (ст. 7) общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Одни международные договоры, участником которых является Российская Федерация, могут применяться к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно, тогда как для применения других международных договоров требуется издание внутригосударственного акта - имплементация. Международным договорам РФ придана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ, применяются правила международного договора. В качестве примера таких соглашений можно привести Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности, конвенцию УНИДРУА (Международного института унификации частного права) о международном финансовом лизинге и др.

Источником гражданского права является также обычай. Под обычаем понимаются правила, сложившиеся в результате длительного практического применения и получившие признание государства, однако не предусмотренные законодательством. В сфере предпринимательской деятельности обычаи не только складываются, но и применяются. Поэтому в ст. 5 ГК РФ говорится об обычае делового оборота. При этом не имеет значения, зафиксирован ли обычай в каком-либо документе, хотя такие документы в ряде случаев существуют. Например, в России обычаи зафиксированы в сборниках обычаев морских портов, публикуемых как администрацией отдельных портов, так и Торгово-промышленной палатой РФ. Известным является также сборник торговых обычаев «Инкотермс», подготовленный Международной торговой палатой (Париж).

Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.



Просмотров