Что делать, если тебя вызывают в полицию. Розыск «уклонистов». Профилактика недобровольной явки Повестка в полицию прогул на работе рк

Повестка направляется в рамках возбужденного уголовного дела, а приглашение на , как правило, в рамках материала . Следует различать понятия «повестка о вызове на допрос» от «приглашения на явку на опрос».

Уполномоченным должностным лицом, имеющим право составить повестку и вызвать на допрос, является следователь и дознаватель (различных служб). К уполномоченным лицам органов предварительного следствия относятся: следователи Следственного комитета Российской Федерации (СК РФ), следователи органов внутренних дел (ОВД), следователи Федеральной службы безопасности (ФСБ РФ). К лицам уполномоченным вызывать на допрос повесткой относятся также дознаватели органов внутренних дел, Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и других служб.

Причина вызова повесткой на допрос свидетеля – получение от вызываемого лица показаний об известных ему фактах, имеющих значение для уголовного дела.

Например, при мошеннических действиях устанавливается факт получения денежных средств Иванова С.С. от Петрова И.И. и при передаче денег присутствовал Сидоров А.А., соответственно повестки будут направлены всем перечисленным лицам. Если Сидоров А.А. в допросе укажет, что это могло видеть неизвестное лицо, которое продавало рядом цветы, то это будет основанием для направления повестки такому лицу при установлении его личности.

В статье 188 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) строго предусмотрено, что повесткой вызывается лицо только на допрос, однако с учетом толкования главы 26 УПК РФ (допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний) повесткой можно вызвать лицо на другие следственные действия.

На практике лицо, которое после допроса уже знакомо со следователем или дознавателем, является на последующие следственные действия посредством вызова по телефонной связи.

В повестке указывается кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также разъясняются последствия неявки без уважительных причин.

При условии, что одно из вышеуказанных обстоятельств не содержится в повестке, например, в каком качестве вызывается лицо, то это является нарушением УПК РФ. Можно обратиться к должностному лицу, выписавшему повестку для исправления нарушения, либо обжаловать его действия.

Передача повестки вызываемому лицу

Согласно части 2 статьи 188 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации повестка:

  1. вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку; в случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи;
  2. передается с помощью средств связи;
  3. передается администрации по месту работы вызываемого лица;
  4. по поручению следователя вручается иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.

Первыми тремя способами повестка вручается лицом, производящим расследование уголовного дела, либо судом, однако по поручению следователя (дознавателя) повестка о вызове на допрос может быть вручена (передана) сотрудником полиции (органом дознания).

Сотрудники полиции нередко проявляют изобретательность при доставлении повестки адресату в случае его отсутствия: вставляют повестку в дверные разъемы входной двери, оставляют у третьих лиц (консьержки, соседи и др.) и т.д.

Данные способы передачи повестки сотрудниками полиции не предусмотрены УПК РФ. Если повестка передана через стороннее лицо, не предусмотренное уголовно-процессуальным законодательством, никакой ответственности за не передачу повестки данное лицо не несет.

Следователь (дознаватель, суд) должны избрать такой законный способ передачи повестки, который доказывал бы ее вручение вызываемому лицу.

Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет (подросток, несовершеннолетний), вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это обусловлено обстоятельствами уголовного дела.

Самый спорный момент среди юристов возникает при рассмотрении вопроса о доведении сведений до лица о вызове на допрос с помощью средств связи. Поэтому в данной статье будет уделено особо внимание именно данному вопросу.

1.Повестка вручается лицу, вызываемого на допрос, под расписку

Вручение предполагает собой получение вызываемым лицом повестки на руки, который в свою очередь расписывается в отрывном корешке повестки о её получении.

Данный порядок обычно применяется, когда лицо приходит повторно для следственного действия или уже предварительно знает должностное лицо (например, повестка вручена после обыска в жилище, требуется дополнительный допрос лица после допроса).

Необходимо знать, что вложение повестки самостоятельно должностным лицом в почтовый ящик по месту жительства вызываемого лица (не путать направить посредством почты), передать её через соседа и другие похожие «изобретения» правоохранительных органов не считаются законным способом вручения повестки в рассматриваемом случае.

2.Повестка передается с помощью средств связи

Данный способ самый распространенный среди правоохранительных органов, повестка передаются посредством:

  • почтовой связи, в том числе и отправка повестки по электронной почте через «Интернет»;
  • факсимильной связи;
  • телефонной связи (телефонный звонок);
  • мессенджеров (программ) в телефоне, подключенных к сети Интернет, которые являются разновидностью связи.

Сразу скажем, что все вышеперечисленные способы передачи повестки законны, при их передаче используются средства связи, что предусмотрено действующим законодательством. Не будем углубляться в средства связи, но, если читатель желает, рекомендуем прочитать Федеральный закон «О связи».

Передача повестки посредством почтовой связи с уведомлением о вручении на практике пользуется судебными органами. Данный способ самый эффективный для доказывания вручения повестки адресату, но он редко используется правоохранительными органами из-за особенностей документооборота.

Правоохранительные органы направляют повестку о вызове на допрос посредством обычного письма, которое кладут в ящик на почте, а почтальон доставляет её адресату.

Самая главная особенность в доставлении повестки в условиях конфликтной ситуации – это собрать доказательства получения повестки адресатом.

Например, вызываемое лицо приходит к почтовому ящику, а повестки нет (почтальон не положил, злоумышленники украли из почтового ящика и т.п.). Бывали случаи, что вообще в доме не было почтовых ящиков. При таких обстоятельствах следует считать, что повестка не передана посредством почтовой связи.

Направление повестки факсимильной связью чаще используется для вызова через администрацию по месту работы вызываемого лица. Практически во всех офисах имеются факсы, подтверждение о направлении повестки в данном случае формируется факсовой системой автоматически с указанием времени и даты ее направления.

Телефонная связь

Самый распространенный способ вызова на допрос – передача повестки посредством телефонной связи для чего осуществляется звонок вызываемому лицу. После сообщении сведений адресату, должностное лицо фиксирует данное действие посредством составления рапорта на своего руководителя или составления телефонограммы.

При необходимости в качестве подтверждения звонка, должностное лицо может истребовать информацию у сотового оператора об исходящих звонках либо, что чаще встречается, записать разговор на диктофон.

Возвращаясь к ранее написанному, в повестке (информации), передаваемой вызываемому лицу указанными средствами связи, должно быть обязательно указано, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Кроме этого, должно быть предложено явиться с документом, подтверждающими личность (требование к допросу).

Если должностное лицо не перечислило указанную информацию то, по нашему мнению, такая повестка незаконна. Однако не следует доводить ситуацию до абсурда. В случае, если должностное лицо забыло что-то сообщить из указанного, в отсутствии конфликтной ситуации, рекомендуем перезвонить по телефону (определившемуся или оставленному) и уточнить необходимые сведения.

Кроме указанной информации, следователь (дознаватель) ссылаясь на требования статьи 188 УПК РФ обычно не доводят другую важную информацию до вызываемого лица.

Но необходимо знать, что следователь (дознаватель) может вызвать лицо в рамках расследуемого уголовного дела и в определенном процессуальном статусе (свидетель, подозреваемый и другие), который указывается в повестке. Соответственно у вызываемого лица есть права, которым он может воспользоваться до допроса, например, прийти с . Кроме этого, в соответствии с частью 3 статьи 189 УПК РФ допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.

В условиях неконфликтной ситуации, не владея информацией о причинах вызова на допрос, на практике следователь (дознаватель) при разъяснении указанных норм предоставит по телефону дополнительную информацию, необходимую для реализации своих прав.

Мессенджеры

С учетом развития средств связи участились случаи, когда должностные лица вызывают на допрос с использованием мессенджеров (программ) в телефоне. Это выглядит так: следователь (дознаватель) печатает текст повестки на компьютере на бланке, фотографирует его и с использованием программ (мессенджеры) в телефоне направляет адресату фотокопию повестки.

В мессенджерах фиксируется, что адресат прочитал сообщение и у должностного лица имеется соответствующее обозначение, что используется в качестве доказательств получения повестки.

Верховный суд разъяснил судам (читайте статью ), что при рассмотрении ходатайств о производстве отдельных следственных действий возможно использование СМС-сообщений и других средств связи, обеспечивающие своевременность извещения о рассмотрении ходатайства в суде. Возможно в дальнейшем, суды будут внедрять новые технологии передачи повестки.

3.Повестка передается администрации по месту работы вызываемого лица

Такая повестка о вызове на допрос составляется на имя руководителя организации, в которой должностное лицо указывает на необходимость обеспечить явкой к следователю (дознавателю) конкретного работника.

На практике повестка передается руководителю (другому ответственному сотруднику) с помощью факсимильной связи или нарочным способом.

4.По поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос

Следователь имеет право привлекать для проведения следственных действий и иных мероприятий сотрудников полиции, что оформляется на бланке и называется «поручение». В нём он может уполномочить сотрудников полиции на вручение повестки вызываемому лицу.

В законе прямо предусмотрено, что лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в отдельных случаях, когда это обусловлено особенностями расследования уголовного дела.

Передача повестки может осуществляться через другие государственные органы. Например, в практике встречалось, что следователь передавал повестки через руководство государственного медицинского учреждения с поручением о доведении информации о явке лица к следователю после выздоровления.

Последствия неявки к следователю (дознавателю) по вызову

Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки.

Срок передачи повестки не урегулирован законодательством, но на практике повестка о вызове на допрос должна быть передана в разумные сроки. Если дата получения повестки позднее срока явки (повестка пришла с опозданием), то это уважительная причина неявки к следователю.

Спорным остается вопрос о вызове по повестке лица на допрос в другой регион Российской Федерации, не по месту жительства и фактического пребывания. При отсутствии денежных средств на поездку к следователю такую неявку следует считать уважительной.

Повестка к следователю (дознавателю) освобождает вызываемое лицо от трудовой обязанности на период следственного действия, поэтому довод о том, что «не отпустили» на работе не является уважительной причиной.

Оформлять повестку на работе каким-то способом не нужно, если с руководством нормальные взаимоотношения достаточно продемонстрировать копию повестки. В противном случае можно написать заявление на имя руководителя об отсутствии на рабочем месте в указанное в повестке время, приложить её копию, зарегистрировать заявление в канцелярии организации. Вызов по повестке не считается прогулом на работе.

Нахождение в отпуске не освобождает от явки по повестке. Исключением является местонахождение в удаленном месте от производства предварительного расследования, которое не дает возможности явиться в срок, указанный в повестке.

В случае неявки по повестке в связи с уважительной причиной следственное действие будет перенесено на другую дату.

В случае неявки без уважительных причин к следователю (дознавателю) лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения, предусмотренные ст. 111 УПК РФ (денежное взыскание).

Однако для применения данных мер необходимы основания и наличие следующих доказательств:

  • в повестке имеется информация, указанная в ст. 118 УПК РФ либо данная информация доведена до вызываемого лица;
  • повестка получена вызываемым лицом либо полная информация, указанная в повестке, доведена до него законным способом;
  • неявка к должному лицу осуществлена без уважительных причин.

Конфликтная ситуация

Как видно из вышеизложенного, у правоохранительных органов и суда имеются предусмотренные законом способы для передачи повестки о вызове на допрос, в том числе и с помощью телефонной связи.

Участники уголовного судопроизводства обязаны явиться на допрос, а в случае неявки законом предусмотрены меры воздействия – привод или денежное взыскание.

Бывают ситуации, когда следователь (дознаватель) вызвал повесткой, однако отсутствует на месте. Доказать факт явки по повестке можно путем телефонного звонка руководителю любого уровня, лица вызывавшего на допрос с последующей отметкой в повестке о явке.

В случае уважительных причинах неявки по вызову нужно незамедлительно уведомить об этом должностное лицо и по возможности предоставить соответствующие документы (например, факсимильной связью, направить заявление о невозможности явки по повестке и т.п.).

На практике следователи идут навстречу и могут перенести запланированное следственное действие на более поздний срок, если появились какие-то срочные важные дела у вызываемого лица, главное уважительно общаться и не конфликтовать.

Заключение: бланк повестки о вызове на допрос

Ранее в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации были разработаны специальные бланки различных процессуальных документов, в том числе и образец бланка повестки, которые строго должны быть соблюдены всеми должностными лицами. Такой образец бланка представлен ниже.

Данные требования отменены, поэтому в настоящее время не существует единого образца бланка повестки о вызове на допрос.

Требования, предусмотренные УПК РФ, которые предъявляются к повестке о явке к следователю или дознавателю — указание в повестке кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также разъясняются последствия неявки без уважительных причин.

По существующим внутриведомственным приказам о документообороте в бланке повестке о вызове на допрос слева ставится штамп подразделения, который ведет расследование уголовного дела, и исходящий номер документа, а также в повестке проставляется оттиск печати на подпись должностного лица. Но повторимся – нарушение требований приказов и инструкций, не влечет незаконность повестки.

При соблюдение всех указанных условий можно считать, что это правильный бланк повестки о вызове на допрос.

По сложившейся практике корешок повестки (отрывная часть повестки) нужен для росписи в нем вызываемого лица при личном вручении повестки следователем (дознавателем). В случаях направления повестки о вызове на допрос без корешка повестки данное обстоятельство не считается нарушением.

Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

Обратите внимание!
Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.

Обязанность гражданина являться на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по повестке военного комиссариата обеспечивается, как и любая правовая обязанность, санкцией за невыполнение этой обязанности. Однако привлечение к ответственности за неявку по повестке возможно исключительно в условиях вручения повестки призывнику. И, прежде всего, для обеспечения вручения повестки военного комиссариата законодательство определяет формы взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.

Законодательство определяет полномочия сотрудников полиции в отношении двух категорий призывников: а) призывников, вручение повесток которым невозможно, б) призывников, не являющихся по повесткам военного комиссариата. Розыскные мероприятия проводятся в отношении обеих категорий граждан, но содержание этих мероприятий, порядок их инициирования, полномочия сотрудников полиции различны.

Розыск граждан, вручение повесток которым невозможно. Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссариата. Данное положение закона детализировано нормами Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года (далее по тексту – Инструкция от 10 сентября 2007 года).

Основанием для объявления гражданина в розыск является невозможность вручить гражданину повестку военного комиссариата в установленном порядке.

Основанием для проведения розыскных мероприятий является соответствующее обращение военного комиссара в орган внутренних дел. Ежегодно, до 15 января, военные комиссары направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта РФ списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке . Не реже двух раз в месяц эти списки уточняются. Списки носят преимущественно информационный характер и ни к чему не обязывают должностных лиц, в адрес которых они направляются. Обязанность по проведению розыскных мероприятий возникает у органа внутренних дел по факту получения не списков, а письменных обращений об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия (далее по тексту – письменные обращения военного комиссариата). Такие обращения направляются в ходе призыва. К письменному обращению военного комиссариата должны быть приложены повестки, подлежащие вручению указанным в обращении гражданам.

Иных полномочий у сотрудников полиции в отношении граждан, включённых в письменное обращение военного комиссариата, нет. В частности, задержание этих граждан, их привод или доставление куда бы то ни было, незаконны. Действия сотрудников полиции, совершённые за рамками полномочий, могут быть оспорены в суде и обжалованы в административном порядке.

Розыск призывников, не являющихся по повесткам военного комиссариата . Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», органы внутренних дел обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учёта, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов. Заметим, что уклонение от призыва на военную службу как частный случай уклонения от военной службы есть ни что иное, как неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

П. 10 Положения о призыве на военную службу граждан РФ наделяет органы внутренних дел полномочиями по приводу в военный комиссариат лиц, не исполняющих воинскую обязанность. Порядок осуществления привода как меры обеспечения по делу об административном правонарушении определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и Инструкцией о порядке осуществления привода, утверждённой Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года № 438 (далее по тексту – Инструкция от 21 июня 2003 года).

Согласно ст. 27.15 КоАП, привод осуществляется в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся дело об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. Привод осуществляется полицией на основании определения органа или лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Определение о приводе выносится в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины указанных выше лиц, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Таким образом, основанием для вынесения в отношении призывника военным комиссариатом определения о приводе является совокупность обстоятельств:

а) в производстве должностного лица военного комиссариата находится дело об административном правонарушении, отнесённое ст. 23.11 КоАП РФ к компетенции соответствующего должностного лица;

б) призывник проходит по данному делу в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности или свидетеля;

в) призывник вызывался военным комиссариатом для рассмотрения дела об административном правонарушении;

г) рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено в связи с неявкой призывника.

Определение о приводе, вынесенное при отсутствии указанных оснований, можно оспорить в суде .

Основанием совершения привода, как сказано выше, является определение должностного лица военного комиссариата. Привод призывника в военкомат, совершённый без вынесенного определения о приводе, незаконен и может быть оспорен в суде.

Определение должно содержать фамилию, имя, отчество, год рождения и место нахождения лица, подлежащего приводу. Определение, не содержащее указанных сведений, исполнению не подлежит.

Целью привода, согласно ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении и разрешение его в соответствии с законом. Иных целей привод преследовать не может. Совершение привода в иных целях (медицинское освидетельствование призывника, заседание призывной комиссии и пр.) незаконно. Определение о приводе, вынесенное не для достижения установленных КоАП РФ целей, можно оспорить в суде. Равно незаконно и осуществление по итогам привода каких-либо мероприятий, отличных от рассмотрения дела об административном правонарушении.

Осуществление привода в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) запрещено п. 4 Инструкции от 21 июня 2003 года.

Поступившее в органы внутренних дел определение о приводе рассматривает начальник соответствующего органа или лицо, исполняющее его обязанности. Он обязан организовать проверку указанных в определении сведений о лице, подлежащем приводу, а также принять меры к установлению его фактического местонахождения.

В том случае, когда лицо, указанное в определении о приводе, находится на территории обслуживания другого органа внутренних дел, руководитель, которому поручено осуществление привода, по согласованию с военным комиссаром может принять решение:

  • о направлении для исполнения определения о приводе по территориальности;
  • об обращении в вышестоящий орган внутренних дел с целью получения разрешения на самостоятельное осуществление привода на территории обслуживания другого органа внутренних дел, с предварительным его уведомлением.

Непосредственное осуществление привода возлагается начальником соответствующего органа внутренних дел на сотрудника или группу (наряд) сотрудников полиции. Исполняющим определение о приводе сотруднику полиции или старшему группы (наряда) вручается определение о приводе. Для оказания помощи сотрудникам милиции в осуществлении привода на добровольной основе могут привлекаться члены общественных формирований по охране правопорядка, должностные лица органов исполнительной власти, представители администрации предприятий, организаций, учреждений по месту работы или учёбы лица, подлежащего приводу.

По установлению лица, подлежащего приводу, сотрудник полиции либо старший группы (наряда) сотрудников полиции объявляет ему под расписку определение о приводе. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником полиции либо старшим группы (наряда) сотрудников полиции, исполняющим привод, в определении о приводе делается соответствующая запись.

Военный комиссар по факту осуществления привода призывника в военный комиссариат обязан вручить сотруднику полиции, осуществившему привод, расписку с указанием времени исполнения определения. О результатах осуществления привода сотрудник полиции, которому поручено исполнение определения о приводе, докладывает рапортом руководителю с приложением расписки о приводе.

Подводя итог вышесказанному, резюмируем. Проведение розыска в отношении призывника путём вынесения определения о приводе требует не только неявки гражданина по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом, но и неявки по вызовам военного комиссара для рассмотрения дела об административном правонарушении. Привод оформляется определением о приводе и осуществляется сотрудниками полиции в помещение военного комиссариата.

Доставление призывника как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, находящемся в производстве военного комиссара, предусмотрена пп. «л» п. 4 Инструкции от 10 сентября 2007 года. Согласно указанной Инструкции, военный комиссар составляет протокол об административном правонарушении при наличии в действиях призывника признаков административного правонарушения, отнесённого к подведомственности военного комиссара .

При невозможности составления протокола об административном правонарушении (например, по причине отсутствия призывника – лица, привлекаемого к административной ответственности) военный комиссар направляет в соответствующий горрайорган внутренних дел письменное обращения о доставлении гражданина.

Доставление представляет собой принудительное препровождение лица. При этом ст. 27.2 КоАП РФ устанавливает строгие требования к цели и месту доставления, а также к кругу лиц, осуществляющих доставление, и основаниям доставления. Доставление допускается только:

  • в целях составления протокола об административном правонарушении . Осуществление доставления без намерения составить протокол, равно как и осуществление доставления с какой-либо иной целью (например, с целью проведения мероприятий, связанных с призывом: медицинского освидетельствования, заседания призывной комиссии, отправки к месту прохождения военной службы) делает незаконным само доставление;
  • при условии невозможности составления протокола на месте выявления правонарушения. Наличие у военного комиссара возможности составить протокол на месте позволяет признать доставление незаконным;
  • Местом доставления гражданина, в отношении которого получено письменное обращение военного комиссара о доставлении, может являться только служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или помещение органа местного самоуправления сельского поселения . Доставление в помещение военкомата или призывной комиссии незаконно. Это – одно из наиболее существенных для призывников отличий доставления от привода. Привод может осуществляться в помещение военкомата, доставление – нет;
  • Осуществляется доставление только должностными лицами органов внутренних дел (полиции) и только в случае письменного обращения военного комиссара как лица, обязанного составлять протокол об административном правонарушении. Доставление иными лицами (например, сотрудниками военкомата) и на иных основаниях незаконно. В обращении военного комиссара должно указываться должностное лицо военного комиссариата, назначенное для обеспечения совместно с горрайорганом внутренних дел действий по реализации обращения о доставлении. Но непосредственно доставление осуществляется сотрудниками полиции.

Доставление должно оформляться протоколом или записью в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Несоблюдение установленной формы выводит проводимые под видом доставления мероприятия за рамки закона.

Согласно пп. «н» п. 4 Инструкции от 10 сентября 2007 года, военный комиссар по каждому факту доставления гражданина обязан прибыть в помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административных правонарушениях. Обратные действия – принудительное препровождение призывника в военкомат – незаконно. Более того, такие действия имеют уголовно-правовую квалификацию и должны рассматриваться как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан (ч. 1 ст. 286 УК РФ).

Неосновательное направление письменного обращения о доставлении гражданина, равно как и противоправные действия должностных лиц в ходе совершения доставления, могут быть оспорены в суде.

Административное задержание есть кратковременное ограничение свободы физического лица. Так же, как и доставление, задержание осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в случае обращения должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Действующее федеральное законодательство, предполагая возможность задержания гражданина, уклоняющегося от воинского учёта и призыва на военную службу (п. 3 ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), не наделяет военного комиссара полномочиями по направлению в органы внутренних дел обращения о задержании призывника. Следовательно, инициирование задержания военным комиссаром на практике невозможно.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, должностные лица полиции вправе осуществлять задержание в следующих случаях:

  • при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел;
  • при выявлении административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях;
  • при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Поскольку ст. 23.11 КоАП РФ относит дела об административных правонарушениях в области воинского учёта к подведомственности военных комиссариатов, должностные лица военного комиссариата (военный комиссар, начальник отдела военного комиссариата, начальник отделения военного комиссариата) наделены полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении по указанной категории дел, а возможность направления должностным лицом военного комиссариата обращения в органы внутренних дел о задержании гражданина, как было сказано выше, отсутствует, то и само задержание призывника в связи с совершением им правонарушения в области воинского учёта надо признать незаконным.

В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ, об административном задержании должен составляться протокол. Срок задержания не может превышать трёх часов (ст. 27.5. КоАП РФ), в исключительных случаях – 48 часов. По истечении указанного срока задержанный должен быть освобождён. Незаконное продление срока задержания должно рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы). Важно заметить, что содержание задержанных граждан в помещении военного комиссариата законодательством не допускается согласно ст. 27.3 КоАП РФ.

Полицейские «хитрости» . Итак, ни привод, ни доставление призывника в помещение военного комиссариата для проведения мероприятий, связанных с призывом, невозможны с точки зрения закона. Доставление в помещение военкомата не допускается, привод же допускается, но только с целью рассмотрения дела об административном правонарушении. Иных форм принудительного препровождения гражданина куда-либо административное законодательство не знает. Некоторые «полицейские хитрости» нередко позволяют сотрудникам органов внутренних дел препровождать призывников в помещение военного комиссариата для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, формально не нарушая действующего законодательства.

Часто от призывников и их родителей приходится слышать о том, что сотрудники правоохранительных органов и военкомата задерживают призывников в местах их проживания, в общественных местах (метро, дискотеки) и доставляют в военные комиссариаты. Основные страхи призывников связаны именно с возможностью быть «отловленным» и «сцапанным» (чаще всего призывники употребляют эти выражения). Объективно эти страхи не имеют оснований и вызваны лишь тем, что молодые люди склонны сваливать вину за собственные неадекватные действия на органы управления.

Внешне действия сотрудников полиции и военкомата действительно напоминают задержание и доставление. Представители этих органов предлагают (иногда – в предельно грубой и категорической форме) призывнику проехать с ними в военкомат. Призывник, оказываясь на медицинском освидетельствовании внезапно, без предварительной подготовки, в большинстве случаев не имеет на руках медицинских документов, отражающих состояние его здоровья. В результате такого медицинского освидетельствования почти всегда выставляется категория годности к военной службе, позволяющая принять в отношении призывника решение о призыве, и выносится соответствующее решение. Затем, в тот же день, молодые люди направляются на сборный пункт военного комиссариата субъекта РФ, где проходят медицинский осмотр перед направлением к месту прохождения военной службы. Через несколько часов после осмотра призванные граждане уже направляются в войска. При этом призывнику не предоставляется возможность ни попрощаться с родственниками, ни собрать необходимые для отправки в часть вещи (еду, туалетные принадлежности и пр.), ни подать в суд заявление об оспаривании решения о призыве в случае несогласия с этим решением. Даже при наличии канцелярских принадлежностей молодой человек не может обратиться в суд, т.к., нарушая провозглашённое ст. 27 Конституции РФ право граждан на свободу передвижения, персонал военного комиссариата субъекта РФ принудительно удерживает его на сборном пункте, лишая возможности оплатить государственную пошлину в отделении банка. Представители же правозащитных организаций, адвокаты и доверенные лица призывников на сборный пункт, как правило, не допускаются.

Такие действия сотрудников военного комиссариата субъекта РФ, безусловно, незаконны. Но они стали возможными только «благодаря» неумению или нежеланию призывника реализовывать свои права. Рассмотрим, как призывник оказался в военкомате, с позиции права.

Положения КоАП РФ должны быть известны сотрудникам полиции и военкомата. На практике закон ими обычно соблюдается. По крайней мере, случаи задержания призывника или его доставления в военный комиссариат встречаются не часто. Обращённая сотрудниками полиции или военкомата к призывнику грубая и категорическая просьба проследовать с ними на мероприятия, связанные с призывом, не меняет от способа выражения своей сущности и остаётся не более чем просьбой. Призывники и их родители, жаловавшиеся на то, что юношу «отловили» и «сцапали», зачастую не понимали того, что молодой человек добровольно пошёл в военкомат. На вопрос «были ли попытки насильственного препровождения в военкомат, оформления задержания или доставления, предъявлялось ли определение о приводе?» почти всегда звучал отрицательный ответ.

Практические рекомендации. Во избежание впадения в опасные заблуждения относительно полномочий сотрудников полиции, призывнику рекомендуем изучить и знать полномочия должностных лиц органов внутренних дел. В случае обращения к призывнику требования проследовать в военкомат, предлагаем действовать следующим образом:

Призывник, силами полиции принудительно препровождённый в военкомат, вправе отказаться от совершения любых действий, связанных с призывом на военную службу: в частности, от сдачи анализов, прохождения медицинского освидетельствования, присутствии на заседании призывной комиссии. Право призывника на свободу передвижения не может быть ограничено (за исключением случаев привода), любые попытки силой удержать его в помещении военкомата противоправны и должны рассматриваться как незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ). Оказавшись в ситуации удержания в помещении военкомата, важно: а) в присутствии очевидцев попытаться выйти из военкомата, б) озвучить требование о выходе военкомата, в) идентифицировать лицо, препятствующее выходу (в идеале – узнать его фамилию и должность), г) идентифицировать очевидцев. В дальнейшем очевидцы происходящего могут быть привлечены в качестве свидетелей по делу об оспаривании противоправных действий должностных лиц и оказать помощь в привлечении к ответственности виновных.

Обжалование действий и решений должностных лиц и органов управления, связанных с розыском призывников , позволяет эффективно восстановить нарушенные права граждан. Прежде, чем обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий сотрудников полиции, рекомендуем предварительно:

  1. Установить, кто конкретно осуществлял розыскные мероприятия – заявлением на имя начальника соответствующего органа внутренних дел;
  2. Установить, какие конкретно действия были совершены сотрудниками полиции (задержание, доставление, привод, вручение повестки) – заявлением на имя начальника соответствующего органа внутренних дел; затребовать тем же заявлением акты, оформляющие соответствующие действия: определение о приводе – если совершался привод, протокол доставления – если доставление, и т.п.;
  3. Установить, что послужило основанием для совершения указанных выше действий (письменное обращение военного комиссара об установлении местонахождения, письменное обращение о доставлении, определение о приводе, что-то ещё – с указанием даты и исходящего/входящего номера) – двумя отдельными заявлениями – на имя начальника соответствующего органа внутренних дел и на имя военного комиссара;
  4. Сопоставить ответы на заявления, выявить противоречия в ответах должностных лиц и несоответствие содержания ответов требованиям законодательства. Определить тактику работы с материалом. Например, если из ответов следует, что военный комиссар просил органы внутренних дел установить местонахождение гражданина и вручить повестку, а полиция осуществила принудительное препровождение в военкомат – следует обратиться в следственные органы с заявлением о привлечении сотрудников полиции к уголовной ответственности, к прокурору – с заявлением о внесении представления об устранении нарушений законодательства, в суд – с заявлением об оспаривании действий сотрудников полиции.
  5. Действовать в соответствии с выработанной тактикой, по возможности под контролем опытного юриста.

В целях наглядности приводим образцы заявлений об оспаривании действий полиции из собственной адвокатской практики. В первом случае оспариваются действия полиции, выразившиеся в незаконном проникновении в жилое помещение, задержании и доставлении. Во втором предметом оспаривания являются как действия органа внутренних дел, так и военного комиссариата.

В Невский федеральный районный суд Санкт-Петербурга

Заявитель: ______________, зарегистрированный по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. ___, кв. _____

Представитель заявителя: Аркадий Алексеевич Чаплыгин, адвокат Санкт-Петербургской специализированной коллегии адвокатов «Призывник», адрес для корреспонденции: Санкт-Петербург, _________________

Заинтересованное лицо: Управление внутренних дел по Невскому району Санкт-Петербурга: Санкт-Петербург, ул. Грибакиных, д. 5

ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании действий полиции

16 июня 2011 года примерно в 7 часов 50 минут в квартиру ____ дома _____ по проспекту Обуховской Обороны в Санкт-Петербурге, где находились проживающие там мой доверитель А., 1988 г.р., его сестра И., 1982 г.р., и их отец С., 1947 г.р., позвонили неизвестные. Дверь открыла И. На пороге находились два человека в форме сотрудников полиции. Не представляясь и не дожидаясь приглашения, они против воли И. вошли в квартиру. При этом они не получили согласия на проникновение в жилое помещение от проживающих там лиц. Граждане в форме сотрудников полиции потребовали от А. проследовать с ними в 45 отделение полиции Невского района. Требование А. покинуть квартиру или предъявить документы, позволяющие находиться в квартире против воли проживающих там лиц, они проигнорировали. На требование представиться один из сотрудников полиции сказал: «Я ваш старший участковый», второй отказался представляться. А., И. и С. Могут опознать визитёров.

А. в 7 часов 53 минуты позвонил адвокату А.А. Чаплыгину и сообщил о том, что его задерживают. Адвокат предложил игнорировать требования сотрудников полиции до тех пор, пока они не представятся и не изложат основания задержания. А. спросил вошедших, есть ли у них определение о приводе, осуществляется ли доставление, но получил ответ: «Это не привод и не доставление. У нас есть номер. Этого достаточно. Проследуйте с нами в отделение, там разберёмся».

А. был вынужден под давлением сотрудников полиции проследовать в 45 о/п на автомобиле с надписью «милиция». В 8 часов 20 минут А. был доставлен в 45 о/п. В 8 часов 25 минут адвокат А.А. Чаплыгин прибыл в помещение 45 о/п, предъявил удостоверение адвоката и ордер и потребовал от младшего лейтенанта К.В.К-а. составления протокола доставления и вручения А. копии протокола, а также предоставления адвокату возможности свидания с доверителем. К.В.К-а. в удовлетворении требований адвоката отказал. Адвокат в 8 часов 28 минут обратился с заявлением о преступлении (нарушение неприкосновенности жилища – ст. 139 УК РФ, незаконное задержание – ст. 301 УК РФ) по телефону «02». Сотрудница полиции Н. приняла вызов.

Адвокат созвонился с А. и узнал, что тот содержится в помещении, запертом на магнитный замок. К.В.К-а. разъяснил, что А. не задержан, явился в помещение 45 о/п по просьбе сотрудников полиции и должен дожидаться сотрудников военкомата. Узнав о том, что А. не задержан, адвокат позвонил тому, и предложил выйти из помещения 45 о/п. Однако майор полиции Р.А.К-в отказался его выпускать. На требование адвоката либо оформить задержание протоколом в порядке, предусмотренном ст. 27.4. КоАП РФ, либо отпустить гражданина, если тот не задержан, Р.А.К-в ответил категорическим отказом в грубой форме.

Примерно в 9 часов 45 минут в помещение 45 о/п прибыла сотрудница отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Невскому району. Она была допущена к А. вместе с адвокатом. Оценив ситуацию, сотрудница военкомата составила протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении, указав в них на факт задержания А. сотрудниками полиции. Копии протокола и постановления прилагаются. В 10 часов 05 минут А. был отпущен из 45 о/п.

Таким образом, в отношении моего доверителя А. были осуществлены следующие действия:

  1. Проникновение в жилое помещение без согласия лиц, проживающих в жилом помещении;
  2. Задержание и доставление в 45 о/п.

Указанные действия нарушали права моего доверителя на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ) и незаконны на следующих основаниях.

  1. Согласно ст. 25 Конституции РФ, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Проникновение в жилое помещение, занимаемое А. на законных основаниях, производилось без соответствующего решения суда и без наступления случая, указанного в федеральном законе.
  2. Согласно п. 4 ст. 5 и п. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции», в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан: а) назвать свои должность, звание, фамилию, после чего сообщить причину и цель обращения; б) разъяснить лицу, подвергаемому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Лица в форме сотрудников полиции, задерживавшие А., отказались выполнять эти обязанности, несмотря на требования А.
  3. Согласно ст. 27.2. КоАП РФ, доставление должно оформляться составлением протокола доставления или записью в протоколе об административном правонарушении. Протокол доставления А. не составлялся.
  4. Согласно пп. 5 п. 3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», адвокат вправе беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность, без ограничения числа свиданий и их продолжительности. Согласно ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания. А. был лишён возможности получать адвокатскую помощь.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ,

признать незаконными действия полиции (УВД по Невскому району Санкт-Петербурга), выразившиеся в проникновении в жилое помещение против воли проживающих в нём лиц, а также в задержании и доставлении в помещение полиции без основания и оформления.

Приложение:

  1. Копия настоящего заявления;
  2. Ордер;
  3. Квитанция оплаты госпошлины;
  4. Постановление по делу об административном правонарушении, копия – 2 экз.;
  5. Протокол об административном правонарушении, копия – 2 экз.

_______________/А.

В Куйбышевский федеральный суд Центрального района Санкт-Петербурга

Заявитель: __________________, зарегистрированный по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. _____, кв. ______

Представитель заявителя: Аркадий Алексеевич Чаплыгин, адвокат Санкт-Петербургской специализированной коллегии адвокатов «Призывник», адрес для корреспонденции: Санкт-Петербург, _____________

Заинтересованное лицо: Отдел военного комиссариата Санкт-Петербурга по Центральному району: Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 53

Заинтересованное лицо: Военный комиссариат Санкт-Петербурга: Санкт-Петербург, Английский пр., д. 8/10

Заинтересованное лицо: Управление внутренних дел по Центральному району Санкт-Петербурга: Санкт-Петербург, Мытнинская ул., д. 3

ЗАЯВЛЕНИЕ

(уточнённое)

об оспаривании действий военного комиссариата Санкт-Петербурга, отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Центральному району, УВД по Центральному району Санкт-Петербурга

  1. Доставление сотрудником УУМ Центрального РУВД в помещение 28 о/м на основании обращения начальника отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Центральному району от 27 октября 2010 года, что подтверждается отзывом УВД по Центральному району;
  2. Доставление совместными силами УВД Центрального района и отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Центральному району на сборный пункт военного комиссариата Санкт-Петербурга, что подтверждается отзывом УВД по Центральному району;
  3. Мероприятия, направленные на отправку к месту прохождения военной службы: медицинский осмотр и нахождение на сборном пункте.

Указанные действия нарушали права моего доверителя на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ) и незаконны на следующих основаниях.

  1. Доставление в 28 о/м Центрального района производилось на основании письменного обращения начальника отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Центральному району от 27 октября 2010 года. Согласно пп. «л» п. 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, утверждённой Приказом Минобороны РФ, МВД РФ и ФМС РФ от 10 сентября 2007 года № 366/789/197, полномочиями по изданию подобных обращений наделён исключительно военный комиссар. Начальник отдела военного комиссариата не имеет полномочий по направлению письменного обращения с требованиями о задержании гражданина и его доставлении.
  2. Согласно пп. «в» п. 5 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, утверждённой Приказом Минобороны РФ, МВД РФ и ФМС РФ от 10 сентября 2007 года № 366/789/197, горрайорганы внутренних дел обязаны осуществлять доставление на основании письменных обращений военного комиссара и не наделены полномочиями по доставлению на основании обращения начальника отдела военного комиссариата.
  3. Письмом начальника отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Центральному району от 29 октября 2010 года № 1/318 на имя начальника 28 о/м было указано на необходимость приостановить розыск в отношении К. ввиду его самостоятельной явки в отдел военного комиссариата. Таким образом, у сотрудников милиции не было оснований для исполнения обращения начальника отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Центральному району от 27 октября 2010 года.
  4. Целью доставления призывника, согласно пп. «н» п. 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, утверждённой Приказом Минобороны РФ, МВД РФ и ФМС РФ от 10 сентября 2007 года № 366/789/197, является составление протокола об административном правонарушении: военный комиссар обязан лично прибыть для составления протокола в помещение органа внутренних дел. Там не менее, доставление К. преследовало цель отправки его к месту прохождения военной службы. Протокол об административном правонарушении не составлялся.
  5. Согласно ст. 27.2. КоАП РФ, доставление должно оформляться составлением протокола доставления или записью в протоколе об административном правонарушении. Протокол доставления К. как в 28 о/м, так и на сборный пункт военного комиссариата Санкт-Петербурга не составлялся.
  6. Согласно той же норме КоАП РФ и упомянутой выше Инструкции, доставление может осуществляться в помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. К. препровождался в том числе в военный комиссариат, а не только в одно из двух указанных в ст. 27.2. КоАП РФ помещений.
  7. Должностные лица отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Центральному району, как следует из отзыва УВД на заявление, осуществляли доставление К. на сборный пункт. Между тем, в силу ст. 27.2. КоАП РФ, они не наделены полномочиями по осуществлению доставления.
  8. В помещении сборного пункта военного комиссариата Санкт-Петербурга в отношении К. осуществлялись мероприятия, направленные на реализацию решения призывной комиссии о призыве на военную службу и предусмотренные п. 1 ст. 26 и п. 2 ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: нахождение в военном комиссариате субъекта РФ перед отправкой к месту службы (на сборном пункте К. против своей воли провёл более суток) и медицинский осмотр (что подтверждается записью от 2 декабря 2010 года в крайней правой колонке раздела 7 личного дела призывника). Между тем, в силу п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», выполнение решения о призыве, вынесенного ранее в отношении К., было приостановлено до вступления в законную силу решения суда: как известно из ранее представленных заявителем документов, решение о призыве на военную службу по состоянию на 1 декабря 2010 года было обжаловано в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ,

  1. признать действия военного комиссариата Санкт-Петербурга и отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Центральному району, выразившиеся в осуществлении комплекса мер, направленных на реализацию решения о призыве К. на военную службу, незаконными;
  2. признать действия отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Центральному району, заключающиеся в доставлении К. в помещение военного комиссариата Санкт-Петербурга, незаконными;
  3. признать действия УВД по Центральному району, выразившиеся в осуществлении доставления К. в помещение милиции и сборного пункта военного комиссариата Санкт-Петербурга, незаконными.

Приложение: копии заявления по числу лиц, участвующих в деле.

Особенности прочтения . Инструкция от 10 сентября 2007 года была создана в то время, когда термином «военный комиссар» обозначался руководитель как военного комиссариата субъекта РФ, так и подчинённых ему военных комиссариатов. В настоящее время структура, подчинённая военному комиссариату субъекта РФ, именуется отделом военного комиссариата, а её руководитель – начальником отдела. Это создаёт определённую терминологическую путаницу. Так, полномочия по инициированию розыска путём направления письменного обращения в горрайорган внутренних дел и составлению протоколов об административном правонарушении Инструкцией возложены на военных комиссаров, а на практике осуществляются начальниками отделов военного комиссариата, которые действительно именовались военными комиссарами на момент принятия Инструкции. Создавшаяся двусмысленность может быть использована в случае оспаривания действий и решений начальника отдела военного комиссариата субъекта РФ в части инициирования и осуществления розыскных мероприятий.

Против вас возбуждено уголовное дело. Более того, материалы направлены в органы предварительного следствия. Как же реагировать на повестки?

Реакция на приглашение и повестку в полицию
В том случае, если уголовное дело пока еще не возбуждено, но работники полиции приглашают вас к себе, то неявка по этому приглашению не может за собой повлечь никакой ответственности. Вызов обязательно должен быть согласован лично с вами, а происходить тогда, когда вам будет удобно. Приглашение обязательной силы не имеет.
Что касается повестки в полицию, то она может быть вам выслана лишь в том случае, когда уже есть возбужденное уголовное дело. Соответственно, в ней обязательно должно быть указано, в каком качестве вы приглашаетесь.

Не приход по повестке в полицию
Неявка по повестке в полицию без уважительной на то причины, может даже привести к тому, что на допрос вас доставят приводом, а если вы к тому же подозреваемый, либо обвиняемый, могут даже арестовать.

Уважительная причина для неявки в полицию
Уважительными для неявки в полицию могут быть следующие причины:
болезнь, которая лишает вас возможности явиться в полицию, удостоверенная врачом, работающим в мед. учреждении. При этом на руках у вас обязательно должна быть справка о вашей болезни (то есть больничный лист);
стихийное бедствие;
получение вами повестки, вызов в которой указан на уже прошедшее время;
перерыв в движении транспорта;
серьезная болезнь члена вашей семьи (когда уход за ним поручить некому).

Что указывается в повестке
В повестке в полицию должно быть указано:
данные того, кто вызывается,
к кому именно вызывается (с обязательным указанием должности, фамилии должностного лица);
день, время явки;
в каком качестве вас вызывает полиция (свидетеля, обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего).

Что необходимо выяснить, перед тем, как явиться в полицию
Прежде чем идти в полицию:
обязательно выясните все непонятное по телефону (в каком качестве вас вызывают, было ли возбуждено уголовное дело и тому подобное);
несовершеннолетнему явиться к следователю лучше всего вместе с родителями, следователь не имеет никакого права отказать им, присутствовать при допросе;
если же вы не можете появиться в полиции по уважительной причине, стоит позвонить тому лицу, что вас вызывает, и предупредите заранее о том, что не можете явиться;
собираясь на допрос в полицию, в прокуратуру, пригласите кого-нибудь вместе с собой. Если они не являются вашими законными представителями, на допрос их, конечно же, не пустят, однако их присутствие не будет лишним, если вдруг к вам будут применены какие-нибудь незаконные методы допроса.

Если вам пришла повестка в полицию, и вы нуждаетесь в юридической помощи или просто консультации, обращайтесь в нашу компанию! Мы готовы взяться даже за самую сложную ситуацию и решить её на самом высоком уровне!

В ашего сотрудника вызвали в прокуратуру, суд или налоговую в качестве свидетеля (потерпевшего, законного представителя, понятого и т.п.). Как отразить в табеле учета рабочего времени отсутствие такого работника? Кто оплачивает данный невыход? Обратимся к законодательству и ответим на эти вопросы.

Оформляем день «отдыха»

Вызов гражданина в его рабочее время в «органы» является уважительной причиной невыхода такого сотрудника на работу. При этом работодатель должен сохранить за этим работником его место работы (должность) на время исполнения им государственной обязанности (ч. 1 ст. 170 ТК РФ). В этом случае основанием является повестка либо уведомление из соответствующей инстанции.

Несмотря на то, что уволить за невыход такого сотрудника на работу нельзя, все же следует получить от него заявление (Пример 1). Ведь вы должны узнать, по какой причине в этот день он не явится на работу.

Получив от работника соответствующее заявление, составьте приказ в свободной форме (Пример 2).

Пример 1

Свернуть Показать

Пример 2

Свернуть Показать

Подтверждением того, что сотрудник действительно исполнял государственные обязанности, будет та же самая повестка, только уже с отметкой из соответствующей инстанции о явке.

Невыходы на время исполнения работником государственных обязанностей в табеле учета рабочего времени отмечают буквенным кодом «Г» либо цифровым кодом «23» (постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).

Может получиться и так, что сотрудник не предупредит о своем невыходе на работу (например, он был привлечен следователем в качестве понятого). В этом случае после предоставления работником повестки (с отметкой о явке в госорган) следует скорректировать данные табеля учета рабочего времени.

Кто оплачивает вынужденный «прогул»?

В соответствии с ч. 2 ст. 170 ТК РФ государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию. Конкретные размеры выплат прописаны в соответствующих федеральных законах и иных нормативно-правовых актах.

Отметим, что в настоящее время продолжает действовать Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 № 245 (далее - Инструкция). Именно на основании этого документа специалисты Минздравсоцразвития РФ в письме от 15.03.2011 № 784-19 сделали вывод о том, что работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых, за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом, работодатель выплачивает сумму среднего заработка. Конкретно речь шла об арбитражном суде и гражданском судопроизводстве.

Тем не менее не все так просто. Ведь согласно ст. 423 ТК РФ указанная Инструкция применяется лишь в той ее части, которая не противоречит ТК РФ. В свою очередь в ч. 2 ст. 170 ТК РФ сказано, что государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию. Однако фактически все зависит от того, куда и зачем вызывают работника. Так что рассмотрим этот вопрос подробнее.

Осуществление налогового контроля

Представители налогового ведомства могут привлекать граждан в качестве свидетелей и понятых. При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано практически любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 Налогового кодекса РФ, далее - НК РФ). Понятые же - это любые граждане, не заинтересованные в исходе дела, участвующие при проведении обыска либо выемки документов (п. 1 и 3 ст. 98 НК РФ, п. 3 ст. 92 НК РФ и п. 3 ст. 94 НК РФ).

Свидетелям и понятым налоговые органы возмещают понесенные ими в связи с явкой в инспекцию расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (п. 1 и 4 ст. 131 НК РФ). Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утверждено постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 № 298.

Отметим, что за сотрудниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется на время их отсутствия заработная плата по основному месту работы (п. 3 ст. 131 НК РФ).

Явка в арбитражный суд

В данном разделе речь пойдет о свидетелях, т.е. лицах, располагающих сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела (ч. 1 ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ, далее - АПК РФ).

Свидетелям возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (ч. 1 ст. 107 АПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых на содержание арбитражных судов. На это указано в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.03.2010 № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу возмещения процессуальных издержек» (далее - Закон № 20-ФЗ).

За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы (ч. 4 ст. 107 АПК РФ).

Гражданское судопроизводство

Свидетель, участвующий в гражданском процессе, также имеет право на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд, и на получение денежной компенсации в связи с потерей времени (ч. 3 ст. 70 ГПК РФ). Указанным лицам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (ч. 1 ст. 95 Гражданского процессуального кодекса, далее - ГПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых на содержание судов общей юрисдикции (п. 3 ст. 9 Закона № 20-ФЗ).

В свою очередь работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка (ч. 2 ст. 95 ГПК РФ). Обратите внимание: здесь не идет речь о работодателях, что совершенно законно позволяет им не оплачивать работникам время участия в судах.

Кстати, данный вопрос разбирался на заседании Конституционного Суда России. Судьи сказали, что ч. 2 ст. 95 ГПК РФ, устанавливающая правило о выплате денежной компенсации гражданам, вызываемым в суды в качестве свидетелей, направлена на защиту прав данной категории участников процесса. При этом указанная норма не регулирует вопросы сохранения среднего заработка сторонам, участвовавшим в судебном заседании. Разрешение вопроса об установлении правил сохранения среднего заработка работника относится к полномочиям законодателя (определение КС РФ от 27.01.2011 № 12-О-О).

Уголовный процесс

Теперь поговорим об участниках уголовного процесса, таких, как потерпевшие, свидетели и понятые. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред (ч. 1 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ, далее - УПК РФ). Свидетель - лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ч. 1 ст. 56 УПК РФ). Понятой - лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 1 ст. 60 УПК РФ).

Вышеуказанным лицам оплачиваются расходы на проезд, наем жилого помещения и суточные (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых государственным органам, наделенным полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, а также средств на содержание судов общей юрисдикции (п. 4 ст. 9 Закона № 20-ФЗ).

Также возмещается недополученная указанными лицами заработная плата за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Данные суммы выплачиваются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 131 УПК РФ). Так что в этом случае, как и в гражданском судопроизводстве, работодатели не участвуют в выплатах работникам.

Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном соответствующими федеральными законами (ч. 1 ст. 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», далее - Закон № 1-ФКЗ). При этом участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом (ч. 2 ст. 8 Закона № 1-ФКЗ). Указанным лицам за время участия выплачивается вознаграждение из федерального бюджета (ч. 4 ст. 8 Закона № 1-ФКЗ).

Материальное обеспечение присяжных заседателей (ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации») таково:

  • суд выплачивает вознаграждение (1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период);
  • суд возмещает командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно.

Выплаты арбитражному заседателю (ст. 6 и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», далее - Закон № 70-ФЗ) выглядят так:

Налоговые нюансы

Как видите, на работодателя бремя выплаты среднего заработка сотруднику за его невыходы на работу ложится в следующих случаях:

  • если сотрудника вызывают в качестве свидетеля в налоговый орган (п. 3 ст. 131 НК РФ) либо в арбитражный суд (ч. 4 ст. 107 АПК РФ);
  • если сотрудник участвует в осуществлении правосудия в качестве арбитражного заседателя (ст. 6 и п. 3 ст. 7 Закона № 70-ФЗ).

К сведению

Свернуть Показать

Здесь возникает некоторое противоречие. Ведь в ст. 170 ТК РФ ничего не сказано о том, что работодатель должен выплачивать средний заработок работникам за время исполнения ими государственных обязанностей. Поэтому вы можете выдать работнику справку о недополученной им заработной плате для предоставления в госорган. Однако, как показывает практика, эти расходы ему никто не возместит.

Порядок исчисления средней заработной платы прописан в ст. 139 ТК РФ. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее - Положение).

Сумму начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей, предусмотренную законодательством:

  • учитывают при определении базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ);
  • облагают НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ);
  • облагают страховыми взносами на обязательное социальное страхование (ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», далее - Закон № 212-ФЗ), а также
  • облагают взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Справедливости ради отметим, что по поводу обложения указанных выплат страховыми взносами можно и поспорить. Ведь в данном случае начисление среднего заработка осуществляется не в силу трудового договора, а в соответствии с требованиями законодательства. Тем не менее чиновники думают иначе. В их разъяснениях не раз звучало, что выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, так же подлежат обложению страховыми взносами, как и производимые в рамках трудовых правоотношений, а значит, связанные с трудовыми договорами. Исключениями являются только те суммы, которые указаны в ст. 9 Закона № 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2010 № 589-19 и от 23.03.2010 № 647-19). Похоже, чиновники рассуждают так и по поводу начисления взносов «на травматизм», говоря, что перечень законодательно установленных и не облагаемых взносами выплат, приведенный в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ, является исчерпывающим (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Добрый день Ирина.

За время исполнения государственных или общественных обязанностей, если они исполняются в рабочее время, работнику выплачивается денежная компенсация. Ее выплату осуществляет государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению указанных обязанностей. В данной ситуации работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (ст. 170 ТК РФ).

Денежная компенсация работнику, вызванному в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, понятого, выплачивается за счет федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства (ст. 131 УПК РФ, п. п. 1, 2 ст. 96 ГПК РФ). Размер такой компенсации определяется исходя из фактических затрат времени на исполнение государственных (общественных) обязанностей и среднего заработка работника (п. 2 ст. 95 ГПК РФ).

Данная компенсация выплачивается работникам после выполнения ими своих обязанностей (ст. 97 ГПК РФ).

В настоящее время продолжает действовать Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 14.07.1990 N 245). Пунктом 2 указанной Инструкции установлено, что за все время, затраченное работником в связи с вызовом к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или суд (кроме Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражного суда), сохраняется средний заработок по месту его работы за все рабочие дни.

Однако в соответствии со ст. 170 ТК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ работодатель обязан сохранить за работником только его рабочее место (должность).

При решении вопроса о сохранении за работником среднего заработка в период его отсутствия на рабочем месте необходимо руководствоваться ст. 423 ТК РФ. Согласно указанной норме до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты РФ и бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются в части, не противоречащей трудовому законодательству РФ. Следовательно, при отсутствии работника на рабочем месте в связи с вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или суд работодатель обязан сохранить за ним только рабочее место (должность).

Время отсутствия работника отмечается в табеле учета рабочего времени (форма N Т-12 или Т-13, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). При этом применяется буквенный код "Г" или цифровой код "23". Основанием для внесения такого условного обозначения является повестка либо справка того органа, в который был вызван работник.

С уважением, Игорь Данилов



Просмотров