Что дает соцзащита освобожденным с колонии. Адаптация и социализация после освобождения

В данной статье подробно рассказывается про помощь осужденным после освобождения, и все что об этом надо знать. Людям, которые отсидели свой срок и вышли из тюрьмы достаточно трудно адаптироваться к жизни на свободе. Трудности вызывает изменившееся, за время отбывания наказания, общество, и нежелание брать на работу осужденного человека. И один из самых часто задаваемых вопросов, это предусмотрена ли законом помощь осужденным после освобождения? Мы готовы ответить на этот вопрос.

Есть ли помощь осужденным после освобождения

Законодательство РФ на данный момент не предусматривает обязательной выдачи помощи осужденным после освобождения. Есть только статья 181 УИК Российской Федерации.
Она обеспечивает:

  1. Перемещение с заключения к местоположению места проживания.
  2. Пропитание на время перемещения к месту проживания или деньги для их покупки.
  3. Если есть необходимость, то обеспечивается одежда.

В большинстве регионах РФ есть специальные общественные и государственные учреждения, которые обеспечивают помощь осужденным после освобождения. В их обязанности входит выдача разных видов помощи, чтобы освободившийся смог приспособиться к проживанию на воле. В неё входит помощь в поиске работы, жилья, выдача денежных средств. В поиске таких организаций помогут учреждения социальной защиты населения, местная Администрация и полиция.

Если у освобожденного заключенного нет места проживания, он может местную Администрацию, там он сможет написать заявление об установлении в очередь на получения жилья по статье 49-52 Жилищного кодекса Российской федерации. Поскольку эта отрасль недостаточно развита в России, придется очень долго ждать.

Когда осужденного освободили, он обратно возвращается к жизни на воле. Им помогают приспособиться к свободной жизни. Для обеспечения социальных возможностей принимают социальные и экономические мероприятия. За восемь недель до освобождения или раньше, за пол года до конца вынужденных работ, а тех осужденным у которых срок меньше пол года — после судебного приговора, администрация заведения отбытия срока следует сообщить службе занятости, местной Администрации дату выхода на волю, место проживания, наличие жилища, специальность и трудоспособность человека. Чтобы психологически подготовить осужденного, с ним проводятся общевоспитательные беседы. Сотрудники учреждения объясняют его права и обязанности согласно законам РФ.

С любым заключенным проводиться разговоры о его планах на жизнь после обретения свободы. Спрашивают о будущем пункте проживания, возможностях в будущем обеспечить себя пунктом жительства и доходом. Так же ему объясняют надобность соблюдения законов Российской Федерации, обязанность прибыть на назначенный пункт проживания и по прибытию через три дня направиться в местное отделение полиции, чтобы зарегистрироваться. Администрация места отбытия наказания должна передать его вещи и другие ценности и средства, паспорт с другими документами, свидетельствующими о его личности, важные бумаги, трудовую книгу и справку, свидетельствующую об его освобождении.

Право осужденного на трудоустройство

Организация мероприятий, которые помогают осужденному трудоустроиться должны быть выполнена членами социальной защиты осужденных, при участии глава группы, членами групп специального учета и других служб. Возможно привлечение специалистов из других социальных организаций.

Право осужденного на бесплатную дорогу к пункту жительства

Согласно первой части 181 статьи УИК РФ, освобожденные обеспечиваются бесплатным перемещение к пункту своего жительства. Для перемещения к пункту проживания освобождённым осужденным выдаются деньги на кратчайший путь к пункту жительства на пользование городским или пригородным транспортом. Количество денег зависит от тарифов общественного транспорта.

Если освобожденные осужденные являются инвалидами, престарелыми лицами или несовершеннолетними, у которых отсутствуют родители, обеспечиваются средствами для покупки проезда до учреждения предоставляющие им жилье и другие услуги.

Помощь осужденным после освобождения в обеспечении пропитание или материальными средствами.

Осужденные после освобождения должны иметь минимальную норму продуктов питания на время перемещение к пункту проживания. Так же, ему дозволено выдать, вместо пропитания, денежные средства, которых хватит на покупку пропитания. Сумма денег зависит от цены минимальной нормы пропитания.

Все время нахождения в дороге к пункту жительства исчисляется с расписания транспорта, которым он перемещается. Если дорога больше четверти дня, то пропитание выдается на день.

В этой статье вы узнали, про помощь осужденным после освобождения. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Поиск работы – и так-то занятие не из лёгких. Ежедневно десятки резюме рассылают вчерашние выпускники вузов и ведущие специалисты, по тем или иным причинам оставшиеся не у дел. Но есть и такая категория граждан, для которых проблема трудоустройства стоит особенно остро. Речь идёт о бывших заключённых. Rjob разузнал, почему работодатели не хотят иметь дело с теми, кто вышел на свободу из мест не столь отдалённых, кем могут работать вчерашние арестанты и на чью помощь рассчитывать.

Профпроблемы экс-заключённых

Как в России, так и за границей люди, имевшие судимость, сталкиваются с неприятием в обществе. Доказать свою порядочность, профпригодность и продемонстрировать трудовые навыки им труднее, нежели обычным гражданам. По понятным причинам работодатели относятся к бывшим заключенным настороженно, а потому, перестраховываясь, отдают предпочтение сотруднику с незапятнанной репутацией.

«Так как доверия к бывшим заключённым практически нет, то им стараются отказать при любом удобном случае. Редко бывшего заключённого оформляют в штат без лишних вопросов и проверок», – отмечает эксперт в области трансформации мышления и увеличения личного дохода, сертифицированный коуч Международной ассоциации русскоговорящих коучей, бизнес-консультант Международной консалтинговой компании Алишер Отабаев.

По сведениям эксперта, выпущенные на свободу мужчины и женщины чаще всего устраиваются на самые низшие должности на заводах и в коммерческих структурах. Они торгуют на рынках, убирают мусор, охраняют предприятия (что встречается очень редко).

Юрист МКА «Курганов и партнёры»

Проблема трудоустройства - одна из основных проблем, с которыми сталкиваются бывшие осуждённые после выхода на свободу.

Несмотря на то, что заключённый, отбывший наказание, имеет такие же права при устройстве на работу, как и все остальные, большинство работодателей не желают пересекаться в трудовых отношениях с данной категорией лиц и отказывают в приёме на работу. Безусловно, напрямую работодатель не сообщит об истинной причине отказа, поскольку отказ по такой причине запрещен законодательством. Исключение составляют лишь сферы деятельности, где такое требование, как отсутствие судимости, является обязательным при приёме на работу.

В Трудовом кодексе РФ прописано, что людям, имеющим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию, запрещено заниматься педагогической деятельностью и деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

«На деле же этот список гораздо шире. Бывшим заключённым практически невозможно устроиться на работу контролёром, экономистом, госслужащим, охранником, делопроизводителем, товароведом и даже геодезистом», – считает Алишер Отабаев.

Кто и как помогает бывшим заключённым

Николай Калмыков

Кандидат социологических наук, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

В настоящий момент в самой системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) проводится значительная работа по обеспечению трудом и предоставлению заключённым возможностей получения новых компетенций, востребованных на рынке труда.

Конечно, зачастую могут возникать предубеждения. Однако хороший мастер всегда будет нужен на производстве. Существующая тюремная система делает шаги в сторону обеспечения комфортного трудоустройства бывших заключённых. Но, к сожалению, эта задача не может быть решена только лишь ФСИН. Необходимо активнее вовлекать бизнес, как крупный, так и малый и средний. Но здесь возникает проблема недостаточного развития долгосрочного планирования работы с кадрами. А ведь это те самые трудовые ресурсы, которых порой так не хватает отечественному бизнесу и в которые обязательно нужно инвестировать.

По словам Алишера Отабаева, бывшим заключённым обязаны помогать в Центре социальной адаптации. Но есть один нюанс – если гражданин не взял направление ещё будучи в тюрьме, то в Центре в 90% случаев его не примут.

«В настоящее время, если у бывшего заключённого возникают сложности при устройстве на работу, он может обратиться в Центр занятости населения, где ему постараются помочь. Также существуют специализированные фонды, оказывающие помощь лицам, вышедшим на свободу. Одним из таких является, например, фонд «В защиту прав заключённых», помогающий лицам, освободившимся из мест лишения свободы, устроиться на работу. Если найти работу у бывшего заключённого всё же не получается, он имеет право на получение пособия по безработице», – резюмирует Екатерина Бахматова.

Тем, кто нарушил закон, но пытается реабилитироваться и зарабатывать на жизнь честным трудом, придётся прикладывать двойные усилия, чтобы доказать собственную порядочность и трудоспособность.

Алишер Отабаев

Коуч, бизнес-консультант

В первую очередь всем бывшим заключённым необходимо пройти небольшую адаптацию и взять под контроль свои эмоции, потому что они сталкиваются с сильнейшим давлением со стороны окружения и социума. Не каждый может его выдержать и продолжать идти правильным путём. Чтобы успешно устроиться в жизни, таким людям надо определить свой талант. Когда они будут заниматься любимым делом и помогать людям, они не просто смогут добиться значимых результатов, но и кардинально измениться в лучшую сторону.

До тех пор, пока в обществе не научатся относиться к экс-заключённым непредвзято, у бывших арестантов нет шансов встать на праведный путь.

В подавляющем большинстве вышедшим на свободу не дают возможность занять хорошую должность в крупной компании.

Поэтому им будет намного легче создать свое дело и развивать его. Как показывает статистика, около 15% бывших заключенных добиваются успеха в бизнесе. Я рекомендую им найти интересное дело, которое не противоречит уголовному кодексу РФ, и на его основе построить бизнес. Главной движущей силой вышедших на свободу является стремление быть востребованными. Если они увидит, что нужны в этом мире, то их отношение к миру изменится.

Добавим, что по данным ФСИН, более трети освобождённых из-под ареста возвращаются в исправительные учреждения, совершив новое преступление. Чаще всего так происходит в связи с тем, что бывший заключённый не смог адаптироваться в обществе. Именно поэтому так важно вовремя протянуть руку помощи тем, кто хочет исправиться.

В фонде «В защиту прав заключённых» совместно с ФСИН эту задачу решают посредством проекта «Ресоциализация и трудоустройство заключённых». Сейчас фонд оказывает помощь в трудоустройстве россиян, осуждённых за преступления небольшой или средней тяжести. Работать можно вахтовым методом, специального образования или особых профессиональных навыков при этом не требуется. Однако на данный момент фонд трудоустраивает только тех, кто имеет регистрацию в Москве или Московской области. Скачать анкету соискателя можно на сайте фонда «В защиту прав заключённых» . Заполненную анкету следует присылать по адресу: [email protected] .

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Здравствуйте, Сергей.

К сожалению, действующее законодательство России не предусматривает обязанности государственных и местных органов по оказанию лицам, освобождающимся из мест отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, помимо предусмотренного статьёй 181 Уголовно-исполнительного кодекса РФ обеспечения их во время проезда из места лишения свободы к месту жительства продуктами питания или денежными средствами, а также (при необходимости) одеждой.

Однако статья 180 того же УИК РФ устанавливает обязанности администраций мест отбывания наказания по подготовке лиц, освобождающихся из этих мест, к их освобождению:

    Статья 180 УИК РФ. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера

    1. Не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

    2. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.

    2.1. Осужденному за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания обязана разъяснить право осужденного на освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения.

    3. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются уполномоченным на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании органом субъекта Российской Федерации в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме.

    4. По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания или замены ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передает необходимые материалы в отношении осужденного, прошедшего освидетельствование и лечение в порядке, установленном частью четвертой статьи 18 настоящего Кодекса, с его согласия органам здравоохранения по избранному им месту жительства для решения вопроса о его лечении или направлении в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

    5. По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания необходимые материалы в отношении лица, которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, признано на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и в отношении которого судом принято решение в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации, передаются администрацией учреждения, исполняющего наказание, в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному им месту жительства.

    Статья 181. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

    1. Осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    2. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

    4. При освобождении от отбывания принудительных работ, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

    5. Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

Кроме того, во многих регионах России функционируют специальные государственные и общественные органы, оказывающие названным выше лицам различную (в том числе в ряде случаев денежную) помощь по их адаптации (приспособлению) к «свободной» жизни. Узнать места нахождения этих органов (очень часто они называются реабилитационными центрами) Вы можете в органах социальной защиты населения, полиции и местных Администрациях. Эти же органы могут оказать Вам помощь в подыскании работы и жилья.

Если у Вас отсутствует жильё для проживания, Вы можете обратиться в соответствующую местную Администрацию с заявлением о постановке Вас на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении статьи 49-52 Жилищного кодекса РФ). К сожалению, стоять в этой очереди Вам, скорее всего, придётся достаточно долго в связи с недостаточным развитием в современной России строительства муниципального жилья.

Рекомендуем Вам также незамедлительно после прибытия к месту намеченного Вами и согласованного с Администрацией места отбывания наказания жительства обратиться в Службу занятости населения для подыскания Вам работы и выплаты пособия по безработицы.

Не совсем понятны Ваши слова о наличии у Вас дома, не принадлежащего к жилью. Если этот дом не поставлен на государственный учёт в качестве жилого, Вам невозможно будет зарегистрироваться («прописаться») в нём. Однако, если он принадлежат Вам на праве собственности и это право подтверждено документально, Вы можете продать его, получив от продажи некоторую денежную сумму.

Наказание за преступление – эффективная мера воздействия, но не единственная. После отбытия срока возникают новые трудности, которые не каждый может преодолеть. Как результат – повторное нарушение законодательства, возвращение в колонию или тюрьму, аморальный образ жизни и т.д.

Речь идет об отсутствии денежных средств, вещей первой необходимости, места жительства, проблемах социальной адаптации. Чем больше времени провел человек в изоляции, тем сложнее ему вернуться к прежней жизни.

Подразумевается ли помощь освободившимся из мест лишения свободы? Если да, то какая? И что сделать, чтобы ее получить?

Администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, заранее направляют уведомления в службу занятости и органы местного самоуправления по месту жительства об их планируемом освобождении.

Также указывают степень трудоспособности, профессиональные навыки, данные о наличии или отсутствии жилья. Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.

Для получения поддержки заинтересованные лица должны обратиться за ней самостоятельно.

Те, кто имеют инвалидность 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины, старше 60 и 55 лет соответственно направляются в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение (по личной просьбе).

Исправительные учреждения имеют и другие обязанности перед осужденными. Они должны обеспечить:

Дополнительно может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 850 рублей (на чай и сигареты должно хватить) . Все выплаты и иную помощь обеспечивает администрация учреждения, в котором находился осужденный.

А вот после прибытия в пункт проживания ему необходимо узнать адреса реабилитационных центров и обратиться туда за дополнительной помощью. Рекомендуется посетить администрацию, органы соцзащиты или отделение полиции и получить там необходимую информацию.

Социальная помощь

Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ . Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.

Согласно 7-ой статьи ФЗ №178 за выплатами могут обратиться люди, чей доход ниже величины прожиточного минимума . Для этого нужно придти в органы соцзащиты по месту проживания или регистрации и написать заявление. Понадобится паспорт, справка о доходах, копия трудовой книжки и иные документы, запрашиваемые учреждением.

Обратить внимание нужно и на специализированные центры социальной адаптации, которые есть практически в каждом городе.

Перечень оказываемых услуг:

  • Обеспечение жилплощадью;
  • Обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями;
  • Питание;
  • Помощь в оформлении документов;
  • Юридическая помощь.

В ряде центров услуги оказываются бесплатно, в некоторых берут минимальную сумму в сутки – 100-150 рублей. Все, что нужно – узнать адрес, придти по месту нахождения учреждения, заявить о проблеме.

Время нахождения в центре – полгода в среднем . За этот период нужно постараться решить свои проблемы. Главное – отказаться от желания повторно преступить закон.

Появившиеся трудности решаемы, нужно упорно идти по правильному пути и эффективно использовать появляющиеся возможности.

Вот несколько центров социальной адаптации в разных городах (кликните по ссылке, откроется в новом окне).

Помощь в трудоустройстве освободившимся из мест лишения свободы предоставляется центром занятости. Туда нужно самостоятельно придти и встать на учет по безработице.

Пока специалисты будут подыскивать подходящую работу, освободившийся имеет право на получение пособия . Его размер зависит от региона проживания, периода работы, размера з/п и т.д. (нужно узнать самому).

Чтобы встать на учет, достаточно подготовить пакет документов и принести их в центр помощи в трудоустройстве. Это:

  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Справка о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы;
  • Документ об образовании или имеющейся квалификации – для тех, кто ранее не работал;
  • Страховое свидетельство и ИНН.

Полный перечень документов нужно узнать в ЦЗН по месту жительства .

Искать работу гражданин может и самостоятельно – через сайт или лично посещая учреждение. Новые вакансии представлены на информационных стендах.

Во время подачи документов необходимо написать заявление . После этого обратившийся получает статус безработного.

Каждые 2 недели ему предоставляют перечень организаций с открытыми вакансиями, которые ему необходимо посещать. Дважды в месяц человек отчитывается о предпринятых им действиях.

Иногда люди намеренно отказываются от работы и просят ставить отметки об отказе в их приеме на предоставленную должность, чтобы получать пособие.

Поскольку его размер невелик (разный в зависимости от региона и иных особенностей), лучше так не делать и цепляться за любую возможность устроиться на работу.

Если длительное время не удается найти свое место – остается рассмотреть неофициальный заработок – пилорамы, грузчики на складах (чаще продуктовых), разгрузка вагонов и фур, дворник и т.д.

Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы может предоставляться на уровне регионов. Ее размер и способ получения нужно узнавать самостоятельно в общественных и государственных организациях.

Их адреса известны органам соцзащиты, полиции, администрации. Единовременного пособия в размере 850 рублей хватит мало на что, поэтому стоит рассмотреть и этот вариант.

Чтобы исключить влияние прошлого на настоящее необходимо перестать общаться с людьми, которые «тянут вниз», предпринять все возможности для отказа от пагубных привычек, постараться заработать первые деньги, чтобы почувствовать их силу и трудиться дальше, более воодушевленно.

Не следует бездарно распоряжаться полученными средствами или оказанной помощью. Нужно стараться извлекать пользу из всего.

Есть смысл первое время осесть в городе или поселке с минимальной стоимостью аренды комнат и квартир, адаптироваться там, почувствовать вкус жизни и двигаться дальше. Есть населенные пункты, где снять жилье можно за пару тысяч рублей.

Как уже указывалось, отбывание наказания в местах лишения свободы, как правило, приводит к разрыву социально полезных связей с семьей, родственниками, трудовым коллективом по прежнему месту работы. Испытываемые лицом, отбывшим наказание в виде лишения свободы, трудности в бытовом и трудовом устройстве нередко толкают этих граждан к совершению новых преступлений. Поэтому законодатель совершенно справедливо включил в Уголовно-исполнительный кодекс РФ главу, посвященную вопросам помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, и контролю над ними.

На администрацию учреждения, исполняющего наказание, возлагается обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Проводится психологическая работа с осужденными, ознакомление с действующим законодательством, в частности, разъясняются их права и обязанности.

Но оказания одной лишь информационной поддержки бывает недостаточно. Необходима и материальная помощь, так как не все осужденные, содержащиеся в исправительном учреждении, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Оказание этой помощи возложено законодателем на администрацию учреждения, исполняющего наказание (ст.181 УИК РФ). Данная помощь выражается, прежде всего, в оплате транспортных расходов, в предоставлении необходимой по сезону одежды или средств па ее приобретение, снабжение освобожденного продуктами питания на время следования до места жительства или деньгами по установленным нормам.

Кроме указанных видов материальной помощи, при наличии денежных средств из специального фонда может быть выдано единовременное пособие в размере установленного законом минимального размера оплаты труда. Однако стоит заметить, что в Российской Федерации не так уж много исправительных учреждений имеет свободные денежные средства не только для выдачи указанного пособия, но и для элементарной оплаты проезда освобожденного.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ проявляет особое внимание и к осужденным, нуждающимся в постороннем уходе, обязывая администрацию исправительного учреждения заблаговременно извещать родственников осужденного об его освобождении, а в случае их отсутствия других лиц, достигших совершеннолетия и заслуживающих доверия.

При неприбытии родственников либо иных лиц, способных сопровождать освобожденного, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Не вызывает сомнения, что закрепление в законе описанных выше норм об оказании помощи осужденным, освобождаемым от наказания, способствует первоначальному вхождению в среду жизни на свободе, препятствует совершению правонарушений в течение нескольких первых дней пребывания вне пределов исправительного учреждения.

Важен и тот факт, что важнейшим фактором, устраняющим причины и условия преступлений, является труд. "В процессе труда. формируются основные нравственные качества личности; трудолюбие, потребность вести честный образ жизни". Труд является способом самовыражения личности, ее самоутверждения. Незанятость трудовой деятельностью не исключает потребности человека в самоутверждении и приводит к извращенным способам удовлетворения этой потребности, в частности, к совершению преступлений. Незанятость трудом лишает освобожденного из мест лишения свободы возможности быстро восстановить в полном объеме общественные связи. Поэтому даже если он живет на личные сбережения, средства родственников, случайные заработки отсутствие постоянной трудовой деятельности - само по себе неблагоприятный фактор, увеличивающий вероятность рецидива преступлений.

Труд важнейший фактор ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы, а их трудовое устройство - основное условие возвращения их к нормальной жизни на свободе.

Не случайно, поэтому кроме помощи предоставляемой осужденным при освобождении законодатель предусматривает возможность первоочередного трудоустройства данных граждан через центры занятости населения. Закон Российской Федерации "О занятости населения"Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации" № 1032-1 от 19. 04.1991 года (в ред. ФЗ № 11 от 23. 02.2013 года и изм., внесенными Проставлением Конституционного Суда РФ от 16. 12.1997 г. № 20-П, от 23. 04.2012 г. № 10-П) относит этих лиц к числу, пользующихся повышенной социальной защитой. Чтобы местные администрации и центры занятости населения могли оказать своевременную помощь освобожденным, закон предписывает администрацию исправительного учреждения не позднее сроков, указанных в ст.180 УИК РФ, уведомлять органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Но, не смотря на это, освобожденные не всегда обращаются в центры занятости населения в целях поиска работы, да и сами центры занятости иногда не могут помочь данной категории лиц. Так, в 2012 г. в Центр занятости населения г. Котлас Архангельской области обратилось по поводу трудоустройства 85 освобожденных из мест лишения свободы, из них нашли работу" только 15 человек. Данный вывод подтверждает и наше анкетное исследование. Только 2% респондентов устроились на работу с помощью депутатов, администрации города, центров занятости населения, 1% с помощью администрации ИУ. 12% - с помощью родственников. Подавляющее же большинство (67%) нашли работу самостоятельно. 13% респондентов так и не могли найти работу". Примечательно то, что после освобождения практически все 100% опрошенных лиц стремились трудоустроиться, и лишь 3% не хотели работать.

Можно объяснить столь низкий спрос на освобожденных па рынке труда низкой квалификацией их (59% анкетированных лиц - рабочие. 23% - вообще без определенного рода занятий), вследствие чего они не представляют интереса для производства, а обязать администрацию предприятия принять их на работу практически невозможно

В связи с этим, мы считаем верным решение законодателя предоставлять право местным, региональным и федеральным органам власти устанавливать предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых отнесены и лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Причиной же того, что некоторая часть освобожденных от отбывания наказания не стремится найти работу, скорее всего, связано с тем, что труд перестал быть конституционно закрепленной обязанностью каждого гражданина страны, поэтому "более заманчивым для них в силу глубокой нравственной деформации, является поиск легких заработков, лежащих за пределами общественного производства.

Определенной эффективностью обладают общественные работы, призванные обеспечивать сохранение мотивации к труду, социальную поддержку лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы (именно к этой категории относится большинство освобожденных из мест лишения свободы). Но надо указать на тот факт, что в настоящее время многие лица отказываются от участия в общественных работах, мотивируя это низким заработком, которые они получат за свои услуги.

С вопросом трудоустройства неразрывно связан и вопрос обеспечения освобожденных лиц жильем.

Как уже отмечалось, по результатам проведенного автором исследования выяснилось, что 95% опрошенных лиц имеет постоянное место жительства, и лишь 5% не имеют его.

Поэтому для этих 5% опрошенных и других 500 тысяч лиц без определенного места жительства и лиц, потерявших жилье вследствие отбытия наказания, поиск ночлега в первую ночь после прибытия превращается в сложнейшую, острую проблему. Решение ее во многом способствует, по нашему мнению, рецидиву.

Предоставление временного жилища нуждающимся освобожденным в день их прибытия - одна из насущных проблем организации работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

На данный момент Федеральным законом РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" Федеральный закон от 10. 12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23. 07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусмотрено создание социальных служб, действующих на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности (ст.5).

Среди перечисленных в законе социальных учреждений и служб существенную помощь могут оказать трудоспособным освобожденным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, дома ночного пребывания и отделения срочного социального обслуживания. Благодаря содействию, оказываемому сотрудниками этих учреждений - предоставление ночлега, талонов на бесплатное горячее питание, материальная помощь, выделение одежды, обуви, других предметов первой необходимости, оказание юридической помощи в целях защиты их прав, психологической поддержки, содействие в получении временного жилого помещения, предоставление иных услуг, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных региональным перечнем гарантированных государством социальных услуг - лица, освобожденные их мест лишения свободы и не имеющие места проживания, в значительной степени имеют меньше стимулов к совершению правонарушений в первое время после освобождения. Так, созданный в г. Котлас Архангельской обл. Центр социального обслуживания населения за 2011 год оказал срочную социальную помощь 34 освобожденным из мест лишения свободы. Однако в Сводной программе социальной защиты малоимущих слоев населения г. Котлас на 2012 год предусмотрено, что помощь освобожденным будет предоставляться лишь при наличии регистрации, за исключением выдачи талонов на питание лицам, следующим до избранного места жительства. Введение этого ограничения может негативно повлиять и не без того нелегкий процесс ресоциализации.

Следует отметить также то, что на территории Архангельской области действует всего лишь один дом ночного пребывания, расположенный в городе Архангельск, а отделы социального обслуживания открыты только в городах: Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе и Онеге, то есть в пяти районах области, и конечно, этого количества центров явно недостаточно для оказания повсеместного содействия освобожденным.

Представляются интересными результаты нашего анкетного исследования по поводу существования подобных центров в нашей стране. Был задан вопрос "Как вы относитесь к содержанию центров социальной адаптации?". Подавляющее большинство (57%) считают нужным существование подобных центров, 25% - бесполезным, 16% выразило желание обратиться в такой центр после освобождения и только 0,6% (1 человек из 160) имеет опыт обращения в такой центр. При этом лишь 11% респондентов знают, где находится подобный центр. В связи с этим представляется уместным, чтобы администрация исправительного учреждения сообщала освобождаемым лицам о местонахождении центров социальной адаптации, причем не только по выбранному ими постоянному месту жительства, но и находящихся на пути следования.

Особо стоит вопрос адаптации к жизни на свободе освобожденных пенсионного возраста и инвалидов 1, 2 групп. Для них законодатель предусматривает возможность направления данных лиц органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых. Кроме того, во исполнение Закона РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. ФЗ от 10. 01.2003 № 15-ФЗ, от 22. 08.2004 № 122-ФЗ, от 21. 11.2011 № 326-ФЗ) от 02. 08.1995 г. № 122-ФЗ создаются центры социального обслуживания населения, о которых уже упоминалось. Одной из главных задач их деятельности является социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Подобные центры создаются в целях оказания отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в материальном положении, а также психологического статуса.

Зачисление граждан на обслуживание центром производится приказом администрации центра на основании следующих документов:

личного заявления;

заявления попечителя:

заключения специалиста по социальной работе;

направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, общественных организаций и объединений;

справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.

В составе центра возможно создание 13 отделений, в том числе социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, дневного пребывания, временного проживания в центре.

Но, тем не менее, в связи с переполненностью домов-интернатов и непринятием органами социальной защиты действенных мер к расширению сети названных учреждений, повсеместно возникают препятствия при устройстве туда указанной категории лиц.

Очевидно, что оказание помощи лицам, отбывшим лишение свободы, в бытовом и трудовом устройстве имеет своей целью не только создание нормальных условий, но и предполагает обратную взаимосвязь - их активное включение в созидательную деятельность. Без взаимного стремления освобожденных и государства к успешной адаптации первых в условиях жизни на свободе невозможно достичь этой цели.

И оказывающие помощь государственные и общественные органы имеют право знать, насколько эффективна и достаточна оказанная ими помощь.



Просмотров