Чрезвычайный съезд кумыкского народа ч2. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия Кумыкский съезд

В первый день весны представители практически всех крупных общественных организаций кумыкского народа собрались, чтобы отреагировать на последнее послание главы Дагестана Рамазана Абдулатипова республиканскому Народному собранию. Вернее, на конкретные пункты этого выступления, которые касаются земельного вопроса в регионе.

Ранее организационный комитет съезда распространил призыв к народу, в котором пригласил общественников принять участие в съезде.

В тексте, в частности, говорится о том, что в своем ежегодном послании Абдулатипов поручил правительству разработать предложения о наделении земельными ресурсами поселений, стихийно возникших на так называемых "землях отгонного животноводства". Эти поселения расположены в основном на равнинах. По мнению авторов текста, они были незаконно изъяты в свое время в собственность республики.

"Это означает не что иное, как замаскированное указание на присоединение прикутанных равнинных земель к горным районам, за которым последует узаконивание возникших там населенных пунктов и образование в них органов местного самоуправления", - написано в приглашении.

Игнорируя интересы жителей равнинных районов, власти закрепили эти земли за жителями территорий отгонного животноводства. Таким образом, власти разжигают межнациональную рознь между народами республики.

Очевидно, что на призыв кумыкская общественность отреагировала довольно активно. Об этом говорит и количество делегатов от организаций, принявших участие в съезде. Среди них - общественный совет кумыков "Къумукъ халкъ совети", Национальный совет кумыкского народа, союз общественных объединений "Сплоченность", организация городского поселка Ленинкент "Атлыбоюн", общественный комитет "Анжи", Совета старейшин поселка Тарки, Совет старейшин кумыкского народа, КНК "Тенглик", организации "Кяхулай", "Нижнее Казанище" и многие другие. Помимо общественников на съезде присутствовали представители научного сообщества, духовенства, а также депутаты районных и сельских собраний равнинных районов республики.

Одним из выступавших был Залимхан Валиев: он представляет интересы трех махачкалинских поселков, которые уже не один год добиваются возвращения им хотя бы части земель, отобранных у жителей в результате их насильственного переселения в Хасавюртовский район республики.

Залимхан Валиев заявил "Кавказ.Реалии", что повод, собравший общественников, был чрезвычайно важным, так как вопрос не решается уже на протяжении долгого времени.

"В Дагестане около полутора миллиона гектаров земли находится в собственности. Игнорируя интересы жителей равнинных районов, власти закрепили эти земли за жителями территорий отгонного животноводства. Таким образом, власти разжигают межнациональную рознь между народами республики", - отметил общественник.

Валиев сетует на то, что в республике пытаются узаконить статус этих поселений. "Жители равнинных районов не согласны с изъятием у них муниципальных территорий и передачей их кому-либо. Согласно федеральному законодательству, власти должны передать эти территории в собственность равнинных муниципальных образований. А районы сами разберутся между собой. Правительство должно стоять в стороне и проверять правомерность решений, предпринимаемых администрациями муниципальных районов", - говорит общественник.

Участники мероприятия заявили "Кавказ.Реалии", что сегодня наблюдали редкий случай единения общественников, которые выступили одним фронтом, несмотря на имеющиеся по другим вопросам разногласия.

Если никакие меры не будут предприняты, то, согласно Конституции, мы оставляем за собой право провести референдум по самоопределению.

"Кавказ.Реалии" обратился также к Исмаилу Газимагомедову, депутату Цумадинского районного собрания, в котором он представляет интересы кутана Шава. Напомним, Шава входит в число поселений, которые выросли на землях сельскохозяйственного назначения.

"Наше население выступает за то, чтобы легализовать наши поселения и оставить их в рамках Бабаюртовского района. Нам так удобнее было бы. Мы обращались в администрацию Бабаюртовского района с таким предложением. И письма писали в различные органы власти", - заявляет Газимагомедов.

По мнению муниципального депутата, в их поселениях, на землях отгонного животноводства, есть школы, садики и административные здания. На вопрос о том, как они могли появиться на территориях с таким статусом, Газимагомедов рассказал, что в советское время велась такая политика.

"Когда чеченцев депортировали, как известно, многих дагестанцев переселили в Чечню, а по возвращении чеченцев им некуда было идти, так как в горах их аулы были разрушены. Поэтому они заселились на землях своих колхозов в равнинных районах. Эти земли сельскохозяйственного назначения. Нам тогда помогли, власти тоже оказали содействие – деньги выделили. В советские годы такая политика была. Власти помогали, агитировали переселяться на равнину", - отметил депутат.

Вместе с тем Газимагомедов говорит о том, что население этих кутанов предпочло бы остаться частью равнинных районов, а не быть анклавами горных районов на равнине.

"Мы хотим быть частью Бабаюртовского района, но не знаю, почему власти против мнения народа. Но в этом году начали легализацию наших сел. Нас примерно девять сел из Цумадинского района. Из них пять в этом году получат полноценный статус сел. Они административно будут относиться к Цумадинскому району. Будем анклавом Цумадинского района, находясь на нынешней территории Бабаюртовского района", - признается житель кутана.

Между тем Залимхан Валиев констатировал, что на чрезвычайном съезде была принята итоговая резолюция, и она вместе с другими необходимыми документами будет направлена властям.

"В ближайшее время мы направим письма в органы государственной власти Дагестана и России. Возможно, обратимся в иностранные государства. Через месяц после рассылки писем мы соберемся еще раз. Если никакие меры не будут предприняты, то, согласно Конституции, мы оставляем за собой право провести референдум по самоопределению", - резюмировал Валиев.

Делегаты чрезвычайного съезда кумыков заявили об ущемлении их этноса

В Пятигорске 10 февраля прошло учредительное собрание межрегиональной общественной организации "Конгресс кумыкских общин России", которое одновременно стало чрезвычайным съездом кумыкского народа. 375 делегатов из Дагестана, Чечни и Северной Осетии обсудили острейшие проблемы кумыков и приняли резолюцию и обращение к президенту России с просьбой направить в Дагестан комиссию для изучения социально-экономического положения кумыкского народа.

Учредителями конгресса выступили кумыкское национально-культурное общество "Намус" (РСО-А), Союз общественных объединений "Сплоченность", Совет старейшин кумыкского народа (РД) и инициаторы создания национально-культурной автономии кумыков в Чеченской Республике. В качестве гостей на съезде присутствовали также глава Совета старейшин балкарского народа Исмаил Сабанчиев, председатель национального совета ногайского народа Залимхан Кочеров, руководитель межрегионального общественного объединения "Эльбрус" (КБР) Джамбулат Этеев.

Мурзаев: кумыкские земли заняты представителями горных районов

Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла " глава Совета старейшин кумыкского народа Абсалитдин Мурзаев , к проведению конгресса подтолкнула ситуация в селе Львовское-1 Бабаюртовского района Дагестана.

"В сентябре 2012 года жители села обратились к главе Чечни с просьбой защитить их интересы в связи с заселением их земли выходцами из Казбековского района, - рассказал Мурзаев. - Кумыков, которые столетиями живут в Чечне (села Брагуны, Виноградное) и в Северной Осетии (Моздок), задело, что почти полумиллионный народ Дагестана не может решить свои проблемы на родине из-за того, что есть доминирующие этносы, а кумыкам нет места на своей земле. Моздокские кумыки в Северной Осетии об этом узнали. Они к нам обратились. Мы сообща отстаиваем свои интересы, было решено учредить межрегиональную общественную организацию "Конгресс кумыкских общин России".

Многие хотят вернуться, но некуда. Ареал проживания сокращен до невозможности, до минимума

По словам Абсалитдина Мурзаева, кумыки сейчас проживают не только в Дагестане, Чечне и Северной Осетии. Более 100 тысяч кумыков живут на территории Западной Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. "Многие хотят вернуться, но некуда, - говорит глава Совета старейшин. - Ареал проживания сокращен до невозможности, до минимума. Потому что все земли заняты под отгонное животноводство представителями горных районов. Эта проблема вполне решаема. Когда нужно было Магомедсалам Магомедов сразу нашел 46 тысяч гектаров, они были лишены статуса отгонных земель и переданы "Сумма-капиталу" под проект "ДагАгроИталия" . Значит, надо создать фонд перераспределения и из резерва раздавать землю остро нуждающимся местным хозяйствам для расширения своих поселений, населенных пунктов. Это предусмотрено Земельным кодексом".

Примечание:

По его мнению, федеральная власть публично не одобряет перекройку границ на Северном Кавказе по этническому принципу, как и вообще использование этого принципа в формировании управленческих структур. Однако в последние годы там было создано два национальных района, названия которых отражали численное преобладание там одной из национальностей. Это Абазинский и Ногайский районы Карачаево-Черкесии.

: см. также новости " Ярлыкапов: земельные конфликты перерастают в политические и усугубляются бездействием чиновников ", " Путин: правительство Дагестана должно быть этнически сбалансированным ", "

1 марта текущего года в Махачкале прошёл Чрезвычайный съезд кумыкского народа, приуроченный к предполагаемому голосованию в Народном собрании РД по озвученному главой РД Абдулатиповым Р.Г. вопросу о передаче расположенных на Кумыкской равнине земель отгонного животноводства горным (преимущественно аварским) районам.

Намерения главы республики Дагестана встретило ожидаемый протест среди кумыкской общественности, ведь речь шла об изъятии, например у кумыкско-ногайского Бабаюртовского района 87%, а у кумыкского Кумторкалинского 60% их территории. Немалые потери грозят и другим кумыкским районам. Другой Родины у кумыков нет, и потому по определению не могло быть и другой реакции. Уже сегодня стала реальностью этническая чересполосица на Кумыкской равнине, то есть уничтожение компактности расселения кумыков, трактуемое самим народом как проявление этноцида (народоубийственной политики). Схожие проблемы существуют и у ногайцев.

На съезде были представлены 350 делегатов от различных кумыкских общин и организаций, в том числе в прошлом конфликтовавших друг с другом. Кроме того, на съезд пришло ещё более тысячи заинтересованных проблемой кумыкского народа граждан. Знаменательно, что люди, ещё полгода назад противостоявшие друг другу во время выборов в Государственную думу 2016 г., в этот день мирно беседовали между собой. Теперь у них общий противник и общая борьба. Этот день по праву можно считать днём кумыкского единства!

История появления горцев на равнине не столь глубока. Во время восстановления Чечено-Ингушетии в конце 1950-х годов чеченцы, возвращаясь в свои же дома, вынуждены были буквально силой изгонять из них дагестанцев, и по решению дагестанских властей горцев стали заселять в кумыкские районы. Аргументы были при этом самые разные, но чаще всего апеллировали к человеколюбию и интернационализму кумыков, прославлявшимся во всех газетах для подогрева кумыкского гостеприимства. И те откликались, отдавали переселенцам буквально последнее, что у них имелось и самое драгоценное – свою землю, обильно политую кровью и потом предков. Кумыки искренне верили в вечные дружбу и братство, увы реальность оказалась много прозаичней их представлений.

Шли годы, число переселенцев росло, менялось и их поведение. Если первое поколение ещё испытывало к кумыкам некоторое почтение, как к хозяевам земли, то уже их дети почувствовали себя «как дома». На съезде приводились факты, что когда в помощи нуждались уже сами кумыки, то переселенцы им в этом отказывали. В конце 1980-начале 1990-х переселенцы уже заявляли о необходимости и передела границ районов и создания на Кумыкской равнине, например, мононационального аварского района. Естественно, что такие заявления воспринимались кумыками крайне болезненно. В 1990-е годы Кумыкская равнина в полной мере почувствовала на себе всю «благодарность» этнических банд, первыми жертвами которых, впрочем, оказались не кумыки, а брошенные на произвол судьбы русские пенсионеры. Повыгоняв их из домов на улицу, уголовники нажили свой «первоначальный капитал», а потом принялись уже и за кумыков. Естественно, что большинство горских переселенцев в этом не участвовало, но, возражали ли они против систематических преступлений в отношении русских, кумыков, ногайцев? Нет. Но вернёмся к повестке съезда, то есть к вопросу о правовом статусе земель отгонного животноводства.

Республиканский закон о статусе земель отгонного животноводства был принят 09 октября 1996 года.

Вот определение земель отгонного животноводства:

«К землям отгонного животноводства относятся земли в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, предоставленные хозяйствам для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства на территориях других административных районов в плоскостных и горных районах республики, государственного земельного фонда, а также государственных трасс скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно».

Статья 7 закона об отгонном животноводстве гласит:

«При ликвидации коллективных организационно-правовых форм хозяйствования и других сельскохозяйственных предприятий, занимавшихся отгонным животноводством, приоритетное право на аренду земель отгонного животноводства предоставляется сельхозтоваропроизводителям сельских муниципальных образований, за хозяйствами которых эти земли были закреплены ранее, а в случаях, если сельхозтоваропроизводители этих сельских муниципальных образований не обеспечили эффективное целевое использование указанных земель в течение трех лет, - сельхозтоваропроизводителям соответствующих районных муниципальных образований».

Колхозы, которым эти земли были предоставлены давно развалились, но прежним хозяевам эти земли отчего-то так и не возвратили.

Согласно букве закона пользователи земли («отгонники») обязаны:

1. эффективно использовать земли по целевому назначению, повышать их плодородие, проводить охрану и проводить экологическую экспертизу, не допускать ухудшения экологической обстановки;

2. не допускать перегрузки земель скотом, перетравливания, дополнительной распашки вне орошения;

3. в установленные сроки содержать поголовье на зимних пастбищах;

4. своевременно вносить плату;

5. не нарушать права других пользователей земли.

Ничего подобного в зоне отгонного животноводства и в помине нет. На месте «кутанов» стоят выросшие как грибы после дождя ряды кирпичных и саманных домов – целые сёла. Построены они были абсолютно противозаконно, ведь земля под пастбища выделялась горским колхозам временно. И теперь, глава РД собирается передать эти земли навечно горным районам, одновременно перекроив карту Кумыкской равнины. Для этого в последние месяцы в СМИ была развёрнута компания по описанию трудности быта жителей кутанов на равнине, причём совершенно не говорится о тех трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются сами коренные жители равнины кумыки и ногайцы. Действия дагестанских чиновников по мнению выступавших носят противозаконный и провокационный характер.

А. Мурзаев привёл факт обращения жителей ногайского селения Татаюрт к правительству с просьбой вернуть селу 6 тысяч га, переданных отгонщикам, поскольку население села за последние полвека выросло, и земли местным жителям не хватает. Однако, просьба жителей была оставлена без внимания, горцам же в подобных случаях почти никогда не отказывали. По словам А. Мурзаева между кумыкским народом и властями на региональном и окружном уровне словно бы железный занавес. Кумыков не хотят слышать. Их проблемы не решаются, а усугубляются.

Представитель таркинских общин З. Валиев раскрыл двойные стандарты дагестанских властей. Когда у жителей Ботлиха изымали 60 га для городка погранзаставы, то им щедро возмещали утерю, с просьбой о представлении земли к ним обращался лично Президент РФ. То есть внимание к ним было чрезвычайным. Кумыкские же земли изымаются в тысячекратно больших размерах и совершенно без какого-либо учёта мнения самих кумыков. Подобное поведение властей РД З. Валиев охарактеризовал как дискриминацию кумыков по этническому принципу и разжигание межнациональной розни.

Представитель джамаата (общины) селения Львовское-1 М. Адильханов рассказал о проблемах и чаяньях бабаюртовских кумыков и ногайцев, осветил он и историю успешной борьбы родного джамаата (сообщества) за свои земли. Речь его была ярка и насыщена. В конце своего выступления он предложил отправить в Народное Собрание висевший над президиумом баннер с хадисом Пророка (салл Аллаху алейхи ва ссалям) о непозволительности владения чужим имуществом для мусульманина.

Х. Алханаджиев осветил краткую историю образования Дагестана и земельно-правовых отношений в нём и дал оценку правовому статусу кумыков в сравнительном аспекте. Он привёл пример как власти РД отрицая право кумыков на обозначение собственной этнической территории легко одобряют подобные обозначения для других народов, создавая для них даже территориальные образования непредусмотренные российским законодательством, например введя в оборот понятие «участок» (Бежтинский участок), создав под этой маркой отдельный муниципалитет. Кумыкам в создании подобных муниципалитетов всячески препятствуют.

По словам выступавших, глава республики всё время говорит о проблемах своего этноса и никогда о проблемах других народов, в том числе и кумыкского. Его любовь к своему этносу заслуживает уважения, но не стоит забывать, что в Дагестане существует ещё как минимум 30 других народов.

Лейтмотивом съезда была мысль о том, что возможности для уступок и компромиссов исчерпаны. Народ ждёт от властей Дагестана конкретных шагов по исправлению сложившейся несправедливости, иначе будет действовать, так как посчитает необходимым для самосохранения в границах российского законодательства, естественно. Наиболее оглушительных аплодисментов слушателей заслужил делегат, озвучивший слова: «Мы на чужое не претендуем, но своего не отдадим!».

Съезд принял резолюцию, осуждающую инициативы главы РД в земельном вопросе, как противоречащие федеральным законам Российской Федерации и жизненно-важным интересам кумыкского народа. Намечена дата очередного съезда – 12 апреля 2017 года. Озвучено намерение пригласить на предстоящий съезд и главу Дагестана, дабы он дал разъяснения по проблемам кумыкского народа.

1 марта 2017 года кумыкские организации объединились, чтобы совместно добиваться решения проблем, представляемого ими народа. Это единство вызвало недовольство отдельных политических маргиналов, попытавшихся добавить свою ложку дёгтя, но на то они и маргиналы, чтобы вызывать у твёрдых поборников единства и законности лишь с трудом скрываемое равнодушие.

Стоит отметить также информационную атаку на кумыкский народ накануне съезда. В частности, журналист З. Газиев пытался выставить дело таким образом, что никаких проблем у кумыкского народа нет и кто-то якобы специально «раздувает» кумыкский вопрос, что заработать политически очки. Он упрекает кумыков примерами хозяйственно-экономических преступлений рядом их чиновных соплеменников, умалчивая при этом, что большинство из этих чиновников являлись выдвиженцами и назначенцами его близкого родственника – бывшего главы Дагестана М.-А. Магомедова. Что же выходит, по логике З. Газиева кумыки сами виноваты во всех своих проблемах и получается, кумыкские активисты и лидеры, убитые за деятельность в интересах родного народа (А.Алхаматов, Б. Алжанбеков, Б. Гаджиев, У. Теймуров, Ильяс-Хаджи Ильясов и др.) сами убили себя? Совершенно проигнорировал журналист противозаконную деятельность чиновников в вопросе об отгонном животноводстве. Прямо ущемляющую права кумыков и ногайцев. Если его почитать, все кумыки уже давно выехали из Дагестана и образовавшуюся пустоту от нечего делать заполнили мигранты с гор. Абсурдность заявлений З. Газиева самоочевидна, впрочем, подобный ход рассуждений характерен для профессиональных кумыкофобов в дагестанских СМИ. Даже часто повторяемая ложь не становится правдой. Отчего Газиев не напишет прямо, мол, ребята вы проиграли, мы вас завоевали, смиритесь! Зачем прибегать ко всей этой иезуитской казуистике?

В конце приведём небольшую историческую справку. Дагестан возник в 1920 году после съезда народов Дагестана, в котором участвовали и кумыкские представители. Дагестан мыслился как союз равноправных народов со своими этнотерриториями - обозначенными по швейцарскому образу словом «кантон». То есть, Дагестан образца 1920-х годов позиционировал себя как федерацию. Более того местная элита считала республику не автономной, а союзной, и везде указывала её название как ДССР, а не ДАССР. В 1930-е годы дагестанские народы были административно разделены уже на районы, при создании которых также учитывались исторических границы их проживания, продолжая, тем самым, учитывать интересы национальностей, исторически владевших соответствующими территориями (на это указывал ещё нарком просвещения Дагестана А. Тахо-Годи). В том числе и кумыков. С приходом к власти А. Даниялова в отношении кумыков этот фундаментальный принцип придерживался больше формально. Как бы то ни было, современный Дагестан не имеет ничего общего с Дагестаном 1920-х годов, за вхождение в который голосовали кумыкские делегаты в ноябре 1920-го года. Теперь это скорее криминально-коррупционная зона, а не республика. Интересы кумыкского народа совершенно игнорируются руководством РД, а сам народ подвергается разнузданной травле в СМИ прямо или косвенно с ним связанных. Можно прямо говорить о захвате власти в Дагестане националистически ангажированным этнокланом, интересы которого входят в противоречия с интересами большинства дагестанцев, а не одних только кумыков и ногайцев. Поиск путей к выходу из того тупика, куда Дагестан завёл этот клан и его духовные предшественники в лице А. Даниялова и М-С. Умаханова, продолжается.

1

Представители чрезвычайного съезда кумыкского народа, прошедшего вчера в Пятигорске, обратились с письмом к Владимиру Путину, в котором обвинили власти Дагестана в ущемлении интересов кумыков при решении кадровых и земельных вопросов в республике. В случае «отсутствия приемлемого ответа» на послание, участники съезда обещают устроить в феврале шествие к резиденции полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). В полпредстве отмечают, что процесс формирования дагестанского правительства еще не завершен и об ущемлении прав кумыков говорить рано.


Изначально в Пятигорске планировалось проведение учредительного собрания по созданию межрегиональной общественной организации «Конгресс кумыкских общин России». На него собралось около 400 делегатов от 46 кумыкских обществ из Дагестана, Северной Осетии и Чечни. Но главным предметом обсуждения стал вопрос о земле. Делегаты заявляли, что в Дагестане «посредством массового выделения земли жителям горных районов под отгонное животноводство» идет «фактический отъем земель» у традиционно проживающих на равнине кумыков. «Отъем» производится с помощью придания статуса новых населенных пунктов точкам временного размещения арендаторов земли, причем с бюджетным финансированием. При этом вопросы распоряжения землями решаются без участия кумыкских обществ, кумыки, занимающиеся аграрным бизнесом, практически не получают грантов на развитие и «не имеют доступа к кредитным ресурсам Россельхобанка». Ссылаясь на высказывание Рамазана Абдулатипова о том, что в Дагестане нет этнических земель, а земли должны и будут принадлежать тем, кто ее выкупит, и будет вкладывать в нее деньги, кумыкские делегаты заявили, что новому руководству Дагестана в этой связи у них нет доверия.

Глава совета старейшин балкарского народа Исмаил Сабанчиев заявил, что у балкарского народа те же проблемы, связанные с отгонными пастбищами: «Тюркские народы - самые многочисленные в России после русских, и мы требуем, соблюдайте законы! Нет земли - нет народа! Никто не имеет права ее отнимать». А глава совета старейшин кумыкского народа Абсалитдин Мурзаев зачитал приветствие от атамана Терско-Кизлярского казачьего округа Николая Спирина, из которого следовало, что в Дагестане обделенными землей оказались не только кумыки, но также казаки и ногайцы.

В итоге делегаты срочно переименовали собрание в чрезвычайный съезд и приняли решение обратиться к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию. В письме говорится, что «именно земельный вопрос стал причиной целого ряда межэтнических столкновений в равнинной части Дагестана: «Это противостояния кумыкского Костека с даргинским Новым Костеком, Агачаула с Карамахи, поселка Львовское-1 с жителями Казбековского района». Раскритиковали участники съезда и кадровую политику исполняющего обязанности главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. В первом же пункте резолюции съезда, говорится, что в Дагестане проводится «дискриминационная антикумыкская кадровая политика, о чем говорят результаты формирования нового кабинета министров республики». Авторы обращения подчеркивают, что «из-за отсутствия доверия ко всем ветвям власти» в Дагестане готовы вести диалог «только с участием представителей федерального центра». А одним из пунктов резолюции значится проведение в Пятигорске шествия к резиденции полпреда в СКФО Александра Хлопонина, «в случае отсутствия приемлемого ответа в течение 10 дней на обращение чрезвычайного съезда кумыкского народа».

Напомним, согласно негласной традиции три ключевых поста в республики распределяются между представителями трех крупнейших этносов – аварцев, даргинцев и кумыков. Рамазан Абдулатипов является аварцем, назначенный им премьер Мухтар Меджидов – даргинец а спикер дагестанского Госсовета Магомед-Султан Магомедов является кумыком. Между тем, на встрече с Рамзаном Абулатиповым 1 февраля Владимир Путин предупредил господина Абдулатипова: «Дагестан - сложная республика, здесь живет не один десяток этносов. И жители должны чувствовать, что их представители есть во всех республиканских органах власти». Отметим, что именно сложный национальный состав республик, и, в частности, Дагестана президент называл одной из главных причин возвращения к системе назначения глав регионов.

В аппарате северокавказского полпредства уточнили, что процесс формирования нового правительства в Дагестане еще не закончен. «Рамазан Абдулатипов заявил, что будет формировать органы власти на профессиональной основе,- пояснили Ъ.- И любой профессионал, будь он кумык или представитель любой другой народности Дагестана вполне может занять в республиканском правительстве должность, соответствующую его профессиональным навыкам». В свою очередь, министр по печати и СМИ Дагестана Умаросман Гаджиев заявил, что обвинять новую власть в том, что она что-то не исполняет, по меньшей мере, некорректно. «Мы не можем быть министрами какого-то одного этноса, мы представляем интересы всего Дагестана»,- заявил он, подчеркнув, что спорные вопросы никакими съездами не решить.

«Проблема кумыкской равнины действительно существует, я во всяком случае о ней слышу лет тридцать,- сказал Ъ генеральный директор ЗАО "Каспий-Лада" Закария Алимурзаев.- Но шествиями сложные вопросы не решаются. Наверное, организаторам съезда нужно было сначала встретиться с Рамазаном Абдулатиповым и обсудить эти вопросы с ним. А они поехали на Ставрополье, где, между прочим, существует проблема с дагестанскими животноводами. Вопросы земельных отношений в Дагестане нужно решать в своей республике».

Александра Ларинцева, Пятигорск

1 марта текущего года в Махачкале прошёл Чрезвычайный съезд кумыкского народа, приуроченный к предполагаемому голосованию в Народном собрании РД по озвученному главой РД Абдулатиповым Р.Г. вопроса о передаче расположенных на Кумыкской равнине земель отгонного животноводства горным (преимущественно аварским) районам.

Намерения главы республики Дагестана встретило ожидаемый протест среди кумыкской общественности, ведь речь шла об изъятии, например у кумыкско-ногайского Бабаюртовского района 87%, а у чисто кумыкского Кумторкалинского 60% их территории. Немалые потери грозят и другим кумыкским районам. Другой Родины у кумыков нет, и потому по определению не могло быть и другой реакции. Уже сегодня стала реальностью этническая чересполосица на Кумыкской равнине, то есть уничтожение компактности расселения кумыков, трактуемое самим народом как проявление этноцида (народоубийственной политики). Схожие проблемы существуют и у ногайцев.

На съезде были представлены 350 делегатов от различных кумыкских общин и организаций, в том числе в прошлом враждовавших друг с другом. Кроме того на съезд пришло ещё более тысячи заинтересованных проблемой кумыкского народа граждан. Знаменательно, что люди, ещё полгода назад противостоявшие друг–другу во время выборов в Государственную думу 2016 г. в этот день мирно беседовали между собой. Теперь у них общий противник и общая борьба. Этот день по праву можно считать днём кумыкского единства!

История появления горцев на равнине не столь глубока. Во время восстановления Чечено-Ингушетии в конце 1950-х годов чеченцы начали изгонять дагестанцев из своих домов и по решению дагестанских властей горцев стали заселять в кумыкские районы. Аргументы были при этом самые разные, но чаще всего апелировали к человеколюбию и интернационализму кумыков. И те откликались, отдавали переселенцам буквально последнее, что у них имелось и самое драгоценное – свою землю, обильно политую кровью и потом предков. Кумыки искренне верили в вечные дружбу и братство, увы реальность оказалась много прозаичней их представлений.

Шли годы, число переселенцев росло, менялось и их поведение. Если первое поколение ещё испытывало к кумыкам некоторое почтение, как к хозяевам земли, то уже их дети почувствовали себя «как дома». На съезде приводились факты, что когда в помощи нуждались уже сами кумыки, то переселенцы им в этом отказывали. В конце 1980-начале 1990-х переселенцы уже заявляли о необходимости и передела границ районов и создания на Кумыкской равнине, например, мононационального аварского района. Естественно, что такие заявления воспринимались кумыками крайне болезненно. В 1990-е годы Кумыкская равнина в полной мере почувствовала на себе всю «благодарность» этнических банд, первыми жертвами которых, впрочем, оказались не кумыки, а брошенные на произвол судьбы русские пенсионеры. Повыгоняв их из домов на улицу, уголовники нажили свой «первоначальный капитал», а потом принялись уже и за кумыков. Естественно, что большинство горских переселенцев в этом не участвовало, но, возражали ли они против систематических преступлений в отношении русских, кумыков, ногайцев? Нет. Но вернёмся к повестке съезда, то есть к вопросу о правовом статусе земель отгонного животноводства.

Республиканский закон о статусе земель отгонного животноводства был принят 09 октября 1996 года.

Вот определение земель отгонного животноводства:

«К землям отгонного животноводства относятся земли в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, предоставленные хозяйствам для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства на территориях других административных районов в плоскостных и горных районах республики, государственного земельного фонда, а также государственных трасс скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно».

Статья 7 закона об отгонном животноводстве гласит:

«При ликвидации коллективных организационно-правовых форм хозяйствования и других сельскохозяйственных предприятий, занимавшихся отгонным животноводством, приоритетное право на аренду земель отгонного животноводства предоставляется сельхозтоваропроизводителям сельских муниципальных образований, за хозяйствами которых эти земли были закреплены ранее, а в случаях, если сельхозтоваропроизводители этих сельских муниципальных образований не обеспечили эффективное целевое использование указанных земель в течение трех лет, — сельхозтоваропроизводителям соответствующих районных муниципальных образований».

Колхозы, которым эти земли были предоставлены давно развалились, но прежним хозяевам эти земли отчего-то так и не возвратили.

Согласно букве закона пользователи земли («отгонники») обязаны:

    эффективно использовать земли по целевому назначению, повышать их плодородие, проводить охрану и проводить экологическую экспертизу, не допускать ухудшения экологической обстановки;

    не допускать перегрузки земель скотом, перетравливания, дополнительной распашки вне орошения;

    в установленные сроки содержать поголовье на зимних пастбищах;

    своевременно вносить плату;

    не нарушать права других пользователей земли.

Ничего подобного в зоне отгонного животноводства и в помине нет. На месте «кутанов» стоят выросшие как грибы после дождя ряды кирпичных и саманных домов – целые сёла. Построены они были абсолютно противозаконно, ведь земля под пастбища выделялась горским колхозам временно. И теперь, глава РД собирается передать эти земли навечно горным районам, одновременно перекроив карту Кумыкской равнины. Для этого в последние месяцы в СМИ была развёрнута компания по описанию трудности быта жителей кутанов на равнине, причём совершенно не говорится о тех трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются сами коренные жители равнины кумыки и ногайцы. Действия дагестанских чиновников по мнению выступавших носят противозаконный и провокационный характер.

А. Мурзаев привёл факт обращения жителей ногайского селения Татаюрт к правительству с просьбой вернуть селу 6 тысяч га, переданных отгонщикам, поскольку население села за последние полвека выросло, и земли местным жителям не хватает. Однако, просьба жителей была оставлена без внимания, горцам же в подобных случаях почти никогда не отказывали. По словам А. Мурзаева между кумыкским народом и властями на региональном и окружном уровне словно бы железный занавес. Кумыков не хотят слышать. Их проблемы не решаются, а усугубляются.

Представитель таркинских общин З. Валиев раскрыл двойные стандарты дагестанских властей. Когда у жителей Ботлиха изымали 60 га для городка погранзаставы, то им щедро возмещали утерю, с просьбой о представлении земли к ним обращался лично Президент РФ. То есть внимание к ним было чрезвычайным. Кумыкские же земли изымаются в тысячекратно больших размерах и совершенно без какого-либо учёта мнения самих кумыков. Подобное поведение властей РД З. Валиев охарактеризовал как дискриминацию кумыков по этническому принципу и разжигание межнациональной розни.

Представитель джамаата (общины) селения Львовское-1 М. Адильханов рассказал о проблемах и чаяньях бабаюртовских кумыков и ногайцев, осветил он и историю успешной борьбы родного джамаата за свои земли. Речь его была ярка и насыщена. В конце своего выступления он предложил отправить в Народное Собрание висевший над президиумом баннер с хадисом Пророка (с.а.в.) о непозволительности владения чужим имуществом для мусульманина.

Х. Алханаджиев осветил краткую историю образования Дагестана и земельно-правовых отношений в нём и дал оценку правовому статусу кумыков в сравнительном аспекте. Он привёл примел как власти РД отрицая право кумыков на обозначение собственной этнической территории легко одобряют подобные обозначения для других народов, создавая для них даже территориальные образования непредусмотренные российским законодательством, например введя в оборот понятие «участок» (Бежтинскй участок), создав под этой маркой отдельный муниципалитет. Кумыкам в создании подобных муниципалитетов всячески препятствуют.

По словам выступавших, глава республики всё время говорит о проблемах своего этноса и никогда о проблемах других народов, в том числе и кумыкского. Его любовь к своему этносу заслуживает уважения, но не стоит забывать, что в Дагестане существует ещё как минимум 30 других народов.

Лейтмотивом съезда была мысль о том, что возможности для уступок и компромиссов исчерпаны. Народ ждёт от властей Дагестана конкретных шагов по исправлению сложившейся несправедливости, иначе будет действовать, так как посчитает необходимым для самосохранения в границах российского законодательства, естественно. Наиболее оглушительных аплодисментов слушателей заслужил делегат, озвучивший слова: «Мы на чужое не претендуем, но своего не отдадим!».

Съезд принял резолюцию, осуждающую инициативы главы РД в земельном вопросе, как противоречащие федеральным законам Российской Федерации и жизненно-важным интересам кумыкского народа. Намечена дата очередного съезда – 12 апреля 2017 года. Озвучено намерение пригласить на предстоящий съезд и главу Дагестана, дабы он дал разъяснения по проблемам кумыкского народа.

1 марта 2017 года кумыкские организации объединились, чтобы совместно добиваться решения проблем, представляемого ими народа. Это единство вызвало недовольство отдельных политических маргиналов попытавшихся добавить свою ложку дёгтя, но на то они и маргиналы, чтобы вызывать у твёрдых поборников единства и законности лишь с трудом скрываемое равнодушие.

Стоит отметить также информационную атаку на кумыкский народ накануне съезда. В частности, журналист З. Газиев пытался выставить дело таким образом, что никаких проблем у кумыкского народа нет и кто-то якобы специально «раздувает» кумыкский вопрос, что заработать политически очки. Он упрекает кумыков примерами хозяйственно-экономических преступлений рядом их чиновных соплеменников, умалчивая при этом, что большинство из этих чиновников являлись выдвиженцами и назначенцами его близкого родственника – бывшего главы Дагестана М.-А. Магомедова. Что же выходит, по логике З. Газиева кумыки сами виноваты во всех своих проблемах и получается, кумыкские активисты и лидеры, убитые за деятельность в интересах родного народа (А.Алхаматов, Б. Алжанбеков, Б. Гаджиев, У. Теймуров, Ильяс-Хаджи Ильясов и др.) сами убили себя? Совершенно проигнорировал журналист противозаконную деятельность чиновников в вопросе об отгонном животноводстве. Прямо ущемляющую права кумыков и ногайцев. Если его почитать, все кумыки уже давно выехали из Дагестана и образовавшуюся пустоту от нечего делать заполнили мигранты с гор. Абсурдность заявлений З. Газиева самоочевидна, впрочем, подобный ход рассуждений характерен для профессиональных кумыкофобов в дагестанских СМИ. Даже часто повторяемая ложь не становится правдой. Отчего Газиев не напишет прямо, мол, ребята вы проиграли, мы вас завоевали, смиритесь? Зачем прибегать ко всей этой иезуитской казуистике?

В конце приведём небольшую историческую справку. Дагестан возник в 1920 году после съезда народов Дагестана, в котором участвовали и кумыкские представители. Дагестан мыслился как союз равноправных народов со своими этнотерриториями — обозначенными по швейцарскому образу словом «кантон». То есть, Дагестан образца 1920-х годов позиционировал себя как федерацию. Более того местная элита считала республику, не автономной, а союзной и везде указывала её название как ДССР, а не ДАССР. В 1930-е годы дагестанские народы были административно разделены уже на районы, при создании которых также учитывались исторических границы их проживания, продолжая тем самым учитывать интересы национальностей, исторически владевших соответствующими территориями (на это указывал ещё нарком просвещения Дагестана А. Тахо-Годи). В том числе и кумыков. С приходом к власти А. Даниялова в отношении кумыков этот фундаментальный принцип придерживался больше формально. Как бы то ни было, современный Дагестан не имеет ничего общего с Дагестаном 1920-х годов, за вхождение в который голосовали кумыкские делегаты в ноябре 1920-го года. Теперь это скорее криминально-коррупционная зона, а не республика. Интересы кумыкского народа совершенно игнорируются руководством РД, а сам народ подвергается разнузданной травле в СМИ прямо или косвенно с ним связанных. Можно прямо говорить о захвате власти в Дагестане националистически ангажированным этнокланом, интересы которого входят в противоречия с интересами большинства дагестанцев, а не одних только кумыков и ногайцев. Поиск путей к выходу из того тупика куда Дагестан завёл этот клан и его духовные предшественники в лице А. Даниялова и М-С. Умаханова продолжается.

Зайнутдин Аджиев



Просмотров