Чем занимается ельцин центр. Ельцин центр в екатеринбурге

События такого масштаба, как открытие Ельцин-центра, в Екатеринбурге случаются нечасто. К приезду Владимира Путина в городе лихорадочно очистили центральные улицы от внезапного снега, а Центр заранее взяли в кольцо охраны - в 2012 году скульптуру каменного Ельцина, стоящую перед зданием, облили краской. Впрочем, визит президента стал лишь вишенкой на торте - завершение реконструкции БЦ «Демидов-плаза», где разместился Ельцин-центр, само по себе оказалось знаковым для миллионника явлением; как и появление на Урале музея невиданного до этого дня уровня.

История строительства

Фотография: Ельцин-центр

Бизнес-центр «Демидов» заложили на берегу главной екатеринбургской реки Исети еще в девяностые, но вскоре объект оказался заброшен. Годы шли, у стройплощадки менялись хозяева, а дело существенно вперед так и не двигалось - пока долгострой не перешел к Уральской горно-металлургической компании, вернее, ее строительной «дочке». Гиганты свердловской промышленности довели объект до сдачи в 2010 году. И все же двери бизнес-центра так и не открылись для арендаторов.

Дело в том, что в 2008 году правительство Медведева приняло закон, согласно которому в специальных президентских центрах России должно сохраняться наследие каждого главы государства, покинувшего пост. Уже через год в Москве приняли решение разместить Центр Ельцина в Екатеринбурге. Тогда же Фонд Ельцина обратил внимание на БЦ - его планировали сдать в эксплуатацию к саммиту ШОС летом 2009 года, но так и не успели. Решение сделать Центр в нем было очевидным: годом ранее улицу, на которой стоит здание, переименовали с 9 Января в Бориса Ельцина, ближайшими к «Демидову» объектами являются здания правительства Свердловской области и один из крупнейших в городе театров.

Реконструкция и финансирование Ельцин-центра


Фотография: Ельцин-центр

Всего на преобразование здания и оснащение Ельцин-центра потратили порядка 9,5 млрд рублей. Первый транш из федерального бюджета ельцинский фонд получил в 2011 году, на эти деньги выкупили часть площадей БЦ. Тогда же для работы над проектом пригласили Бориса Бернаскони, известного в первую очередь проектом в Сколково , до этого его бюро занималось проектированием Дома народной культуры, здания необычной формы в Первоуральске.

Реконструкция БЦ началась в 2013 году. Одновременно УГМК вела застройку прилегающей территории, где реализуется концепция екатеринбургского Сити: сейчас здесь возвышается недостроенная «Башня Исеть», которая станет самым высоким зданием в городе, рядом появятся еще три небоскреба. Фонд Ельцина вложил в реконструкцию здания 4 млрд 980 млн федеральных рублей, еще 2 млрд взяли в кредит из бюджета Свердловской области. Порядка 66 тысяч квадратных метров здания, которые не заняты Ельцин-центром (ему хватило 22,5 тыс.) выкупили на 2 млрд рублей, пожертвованных благотворителями. Имена каждого из них увековечены на стене перед входом в музей: пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова здесь соседствует со Сбербанком, и хотя очевидно, что их вклад был неодинаков, на размерах табличек это не отразилось.

Структура Ельцин-центра


Фотография: Антон Буценко/PhotoXPress

Ельцин-центр занимает четверть площади здания: свободная от президентского наследия территория постепенно заселится офисами и магазинами. Доход от аренды пойдет на обслуживание музея, организацию мероприятий и другие статьи расходов, а также на погашение кредита. Сам Центр первого президента помещается на трех нижних этажах южного крыла здания. Здесь находятся арт-галерея, архив с электронными материалами и медиатекой, детский образовательный центр, музей и кафе «1991» (часть меню здесь готовят по рецептам Наины Ельциной). Открытое пространство первого этажа будет задействовано как зона притяжения посетителей: здесь гости смогут поиграть в настольный теннис или шахматы, вечером - послушать концерт фортепианной музыки. Изогнутая стена высотой в несколько этажей представляет собой экран, где будут транслироваться фильмы и короткие ролики.

Книжный магазин и образовательный центр


Фотография: Ельцин-центр

Ядром образовательного центра стал магазин «Пиотровский» - давно известный гуманитариям книжный из Перми. Там его открыли в 2009 году, вскоре от продажи книг независимых издательств он перешел к созданию системы открытых лекций и прочим просветительским программам. В 2013 году магазин чуть не закрылся, но в том же году его владельцы выиграли тендер на участие в президентском проекте в Екатеринбурге. Сюда создатели лавки перенесли свою идею «Литературного дома», которую не удалось реализовать в Перми. На площадке «Пиотровского» будут проходить лекции, встречи, семинары на самые разные темы - от урбанистики до философии. Исполнительный директор Ельцин-центра Александр Дроздов публично пообещал не вмешиваться в дела книжного и не влиять на его курс. Рядом с образовательным центром соседствует детский, в нем за развлечения будет отвечать , просветительскую задачу возьмет на себя «Детский университет».

Арт-галерея


Фотография: Ельцин-центр

Один из немногих уральцев, играющих ведущую роль в Ельцин-центре, - арт-директор Галереи современного искусства Екатеринбурга Борис Салахов, он заведует выставочной деятельностью в здешней арт-галерее. К открытию первым проектом сделали выставку «90-е», куратором которой выступает создатель галереи «XL» Елена Селина. Предметом исследования экспозиции стала не столько сама эпоха, сколько феномен появления арт-рынка и первых коллекционеров в ельцинской России.

На выставке представлены самые известные в стране частные коллекции - собрания Дмитрия Коваленко и Шалвы Бреуса, Владимира Овчаренко и Пьера Броше и другие частные фонды, зарождавшиеся в девяностые. Среди экспонатов - работы Сергея Браткова, Олега Кулика, Владимира Дубосарского, все, конечно, с ярким политическим окрасом. Затем арт-галерея займется проектами, не связанными с перестроечной эпохой.

Центр документального кино

В конференц-зале Ельцин-центра находится филиал московского Центра документального кино. К открытию президентского центра ЦДК подготовил работы, посвященные девяностым: первые зрители увидят фильмы «Виноградов и Дубосарский: картина на заказ» и «Якиманка. 90-е годы» о художниках постеперестроечного периода. Дальше собираются показывать трансляции спектаклей, документальное и художественное кино; 10 декабря одновременно с Москвой состоится премьера ленты «Реальная цена моды», фильма - расследования американского режиссера Эндрю Моргана о моде и на мировых подиумах, и в беднейших кварталах третьего мира. В рамках «Документальных уикендов» ЦДК расширит простые показы до тематических встреч - с лекциями, мастер-классами и обсуждениями заданной темы.

Музей Ельцина. Первый этаж


Этот музей сильно отличается от своих аналогов в Екатеринбурге, по сути, общего у них лишь наименование: это масштабный мультимедийный проект, который должен захватывать зрителя и погружать его в особую атмосферу 90-х глубже, чем это сделал бы 3D-фильм. Отчасти это достигается за счет арсенала технических средств, частично благодаря обилию подлинных документальных материалов.

В конкурсе на создание музея участвовало больше двадцати компаний, включая Студию Артемия Лебедева, но победа досталась американскому Агентству музейного дизайна Ральфа Аппельбаума (RAA), известному в России по Еврейскому музею в Москве. Иностранцы работали над российской концепцией, в подготовке которой участвовал режиссер Павел Лунгин, их задача состояла в том, чтобы лучшим образом рассказать историю первого президента с помощью современных технических средств.

Музей располагается на первом и втором этажах, экскурсия начинается снизу. Около входа установлена витрина с подарками, которые получал Борис Ельцин. Установленный в центре экран демонстрирует их историю - например, оранжевого свитера, который преподнес президенту Борис Немцов. Далее следует «Лабиринт истории» - затемненная анфилада, где гости прокладывают свой путь сквозь годы, отмеченные на линии времени на полу. Исторический контекст общественной жизни в России с 1914 года представлен в документах, артефактах и роликах на мультимедийных экранах (чтобы послушать их, нужно встать под «звуковой душ»).

По стенам расположены фотографии, причем те из них, что подсвечены сверху, - это документальные кадры того или иного периода, а те, что светятся изнутри, - примеры пропагандистских материалов разных лет. В витринах по центру коридора - экспонаты, относящиеся непосредственно к семье Бориса Ельцина. Например, здесь лежит копия гранаты, из-за которой будущий глава РФ лишился нескольких фаланг на левой руке, или оригинал письма, в котором Ельцин отвечает читателям детского журнала.

Музей Ельцина. Второй этаж


Здание «Демидова» досталось Фонду Ельцина с планировкой, рассчитанной на обычных арендаторов БЦ: офисы и магазины. Задачу превратить круглый в горизонтальном сечении второй этаж в музей решал Павел Лунгин - он придумал концепцию «ротора», который запускает круговое движение посетителей: развернутые по часовой стрелке дверные проемы залов подталкивают гостей к переходу из одного помещения в другое. В середине второго уровня расположена круглая площадь, на ней скамейки и одинокая фигура бронзового Ельцина в натуральную величину - объект для селфи. Напротив экран, где транслируются фотографии из архива президента.

Комнаты по периметру площади носят названия семи дней - «День первый», «День второй» и т.д. Это метафора недели Творения - и семи исторических событий в судьбе первого президента. Так, в первой комнате воссоздан зал заседаний бюро ЦК КПСС: гости могут присесть в бархатные кресла и послушать, как будущий глава государства критикует политику Горбачева. Вообще в музее много интерьеров, воссозданных со всей скрупулезностью. Здесь есть и типичная квартира 1991 года (с хрусталем в серванте и «Лебединым озером» по телевизору), типичный дефицитный магазин (на прилавке - банки с березовым соком и салатом «Дальневосточным»). В музей инсталлировали большую часть настоящего троллейбуса, лобовое стекло которого стало мультимедийным экраном, «чайку» Ельцина, первого секретаря Свердловского обкома, и лимузин президента из кремлевского гаража.


Вообще, разнообразие форм, с помощью которых музей рассказывает посетителям историю времени, поражает. Количество мультимедийных экранов сложно подсчитать, телефоны звонят, и в трубке дискового аппарата звучит радио «Свобода», фотографии оживают и говорят с гостями. Зеркальные полотна стендов, посвященных свободам человека, отражают тех, кто этими свободами пользуется, - нас самих. В одном из залов перед экраном во всю стену соорудили настоящую баррикаду 1991 года: только бочки и бетонные блоки для нее изготовили специально, чтобы вмонтировать в них колонки. Из Кремля перенесли настоящий кабинет первого президентского срока Ельцина - вместе с мебелью, предметами интерьера и даже потолком, только ковер заменили копией. Вид из «окон» кабинета - реальная фотография, сделанная с того же ракурса, но обработанная с учетом времени года, погоды и времени, когда президент зачитывал свое последнее новогоднее обращение.

Есть немало и оригинальных экспонатов. За годы подготовки Фонд Ельцина с помощью историков, краеведов, журналистов собрал более 130 тысяч подлинных фотографий, порядка 3,6 тысяч уникальных предметов. Например, триколор, который подняли над Кремлем 25 декабря 1991 года (обычно флаги уничтожают после трех месяцев службы, но это полотнище сохранили).

Для экспозиции записали больше 130 интервью. В одном павильоне известные россияне - актеры, политики, писатели - по кругу, не останавливаясь, зачитывают Конституцию, а в зале Свободы, который служит шлюзом для выхода из музейного пространства обратно в Центр, экраны-колонны транслируют высказывания о Ельцине - мэра Екатеринбурга Ройзмана, президента Казахстана Назарбаева, режиссера Бондарчука. Стену этого зала украшает полотно «Свобода», которое написал концептуальный художник Эрик Булатов , родившийся в Свердловске.

Ельцин Центр, созданный в 2015 году, — это культурно-просветительский и образовательный комплекс, посвященный истории России, где посетители погружаются в атмосферу 1990-х, переломных для страны и мирового геополитического пространства. Крах коммунистической партии, формирование нового уклада жизни, реформы и кризисы отражены в архивных и мультимедийных материалах. Высокотехнологичное информационное оборудование соседствует с коллекциями подлинных предметов ушедшей эпохи.

Музей Бориса Ельцина

Перед осмотром экспозиции нужно пройти сквозь рамки металлодетекторов, а сумки проверяют сканером, как в аэропорту. У входа стоит автомобиль ГАЗ-14 «Чайка», который Борис Ельцин получил в служебное пользование в 1983 году, занимая пост первого секретаря Свердловского обкома. Еще одна машина — бронированный правительственный лимузин ЗИЛ 41052 из гаража особого назначения, на котором первый российский президент передвигался вплоть до своей отставки. Салон оснащен пуленепробиваемым стеклом, системами защиты от радиации и прослушивания. Рядом находится выставка подарков президенту РФ.

Всего в помещении 9 залов. «Лабиринт российской истории» охватывает период с 1914 по 1987 год и знакомит с бытом семьи Ельциных. Прежде, чем оказаться внутри, гости смотрят 3-минутный мультфильм, в котором главные действующие персонажи — правители России, начиная с Ивана Грозного. На стендах размещены фотографии, плакаты, кадры из художественных кинолент. В конце — рукописное послание Михаилу Горбачеву, в котором первый секретарь Московского горкома КПСС Борис Ельцин требует ускорить ход перестройки.

Семь следующих залов повествуют о самых значительных вехах времен распада Советского Союза. Они тематически объединены под названием «Семь дней, которые изменили Россию». Автор концепции — кинорежиссер Павел Лунгин.

День первый. «Мы ждем перемен!»

Декорации имитируют обстановку зала Кремля с гербом СССР, трибуной и ковровыми дорожками, где 22 октября 1987 года Борис Ельцин произнес свою знаменитую речь на пленуме ЦК. Желающие могут прослушать всю аудиозапись выступления. Тут же висят портреты членов политбюро, на обороте напечатаны их критические высказывания в адрес Ельцина. Следующий экспонат — настоящий троллейбус с видами Москвы из окон. Разрешается занять и пассажирские сиденья, и место водителя. Партийный лидер периодически пользовался общественным транспортом, как обычный житель столицы. Представлена информация о литературе, фильмах, рок-музыке, театрах, фестивалях конца 1980-х — начала 1990-х годов. Надев наушники, можно послушать и посмотреть на экране фрагменты концерта группы «Кино» и культовую песню Виктора Цоя, ставшую девизом поколения.

День второй. «Августовский путч»

Интерьер копирует типичную обстановку советской квартиры: гарнитур-«стенка», персидский ковер на полу, диван. Дата на календаре — 19 августа 1991 года. По телевизору показывают балет «Лебединое озеро» и дикторов Центрального телевидения. Звонит дисковый телефон. Трубку нужно снять, чтобы услышать тревожные новости. Открыв дверь, посетители оказываются на баррикадах. На экране демонстрируются видеокадры о событиях в центре Москвы. А на стендах — обращения организаторов ГКЧП. В музее выставлен флаг-триколор, поднятый над Кремлем, гитара Дмитрия Комаря, погибшего под гусеницами танка, милицейский щит «Витраж-АТ», диктофон защитника Белого дома. Далее подробно описывается процесс отделения бывших союзных республик.

День третий. «Непопулярные меры»

СССР прекратил существование. Грянул продовольственный кризис. Длинные очереди за продуктами, талоны. Сохранилась «карточка покупателя» Наины Ельциной. Зал устроен как магазин с пустыми полками — на витрине лишь салат из морской капусты «Дальневосточный» и березовый сок в трехлитровых стеклянных банках. Характерные приметы времени — видеотехника, кассеты, приставка «Денди», игра «Тетрис», приватизационные чеки, сериалы. Голограммы членов гайдаровского правительства говорят об экономических перспективах.

День четвертый. «Рождение Конституции»

Несмотря на итоги референдума 1993 года, страна оказывается на грани гражданской войны. Происходит попытка переворота. Воспроизведена студия телецентра Останкино, который штурмовали мятежники. Известные люди читают статьи Конституции.

Предвыборный штаб 1996 года уже был оснащен персональными компьютерами. Собраны агитационные материалы, избирательные бюллетени. Здесь же находится текст присяги и знак президента РФ. Рассказывается о кровопролитной войне в Чечне. Выставлены куклы из одноименной программы НТВ.

День шестой. «Президентский марафон»

Борис Ельцин перенес операцию на сердце, но продолжает руководить страной. Фотографии запечатлели встречи российского президента с политиками. В студии звукозаписи можно продиктовать свое радиообращение к нации продолжительностью 2 минуты. Диаграммы с экономическими показателями удручают. В 1998 году произошел дефолт. Особый интерес у посетителей вызывает «ядерный чемоданчик». Через бинокли открывается обзор на город и реку Исеть.

День седьмой. «Прощание с Кремлем»

Воссоздан антураж президентского кабинета в Кремле. Звучит последнее новогоднее обращение Бориса Ельцина к россиянам в канун 2000 года, в котором он отказался от власти и произнес знаменитое: «Я ухожу». В шкафу за стеклом: трудовая книжка, пенсионное удостоверение, наградные листы.

Зал Свободы задуман как место для дискуссий на тему прав человека в реалиях современной России. Зоны с экранами предоставляют возможность узнать о толковании слова «свобода» в понимании известных личностей и записать на видео собственные выказывания по теме: «Свобода предпринимательства», «Свобода передвижения», «Свобода собраний и объединений», «Свобода мысли и слова», «Свобода совести».

В центре холла на втором этаже музея на скамейке сидит сам Борис Николаевич в натуральную величину. Рядом с бронзовой скульптурой посетители любят делать селфи. Перед зданием установлен 10-метровый памятник Ельцину из белого мрамора. В вечернее время фасад превращается в медиагалерею.

Площадки и проекты Ельцин Центра

В комплексе Ельцин Центра работает несколько научных и выставочных площадок, оборудованы помещения под лектории, кинопоказы, концерты. Президентский центр является организатором и активным участником культурных событий городского, российского и международного уровней, в том числе ежегодных акций «Библионочь» и «Ночь музеев».

Арт-галерея

Проекты арт-площадки — выставки, мастер-классы и фотобиеннале.

Центр документального кино

Комплекс помещений киноконференц-зала — площадки для кинопоказов, проведения круглых столов, дискуссий и конференций, научных и культурных фестивалей.

Атриум

Универсальное пространство используется для реализации музейных проектов — показов видео высокого качества на большом экране, интерактивных занятий и интеллектуальных игр, творческих встреч и других мероприятий разных форматов.

Образовательный центр

В рамках Образовательного центра проводятся публичные лекции (лекторий книжного магазина «Пиотровский»), семинары, обучающие игры-квесты, мастер-классы, реализуются разнообразные просветительские программы. На третьем этаже работает музей науки Newton Park , организующий научно-развлекательные и обучающие мероприятия для детской аудитории.

Цены на билеты в Ельцин Центр в Екатеринбурге

Координаты : 56°50′42″ с. ш. 60°35′30″ в. д.  /  56.84500° с. ш. 60.59167° в. д.  / 56.84500; 60.59167 (G) (Я)
Ельцин Центр
Дата основания 25 ноября 2015
Местонахождение Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина 3
Сайт
К:Музеи, основанные в 2015 году

Ельцин Центр - общественный, культурный и образовательный центр, открытый в Екатеринбурге в 2015 году при участии фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» на территории квартала Екатеринбург-Сити .

Ельцин-центр был создан в соответствии с законом 2008 года "О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий" - для сохранения, изучения и публичного представления наследия первого президента РФ "в контексте новейшей истории отечества, развития демократических институтов и построения правового государства". Учредителем центра выступает администрация президента РФ , её глава Антон Вайно возглавляет попечительский совет. Многие проекты центра инициированы образованным в 2000 году частным Фондом Ельцина во главе с дочерью первого президента Татьяной Юмашевой.

Одним из основных объектов центра является Музей Бориса Ельцина , посвящённый современной политической истории России и личности первого президента России .

Также в центре функционируют арт-галерея, кино-конференц зал, книжный магазин, кафе, архив, библиотека, парк научных развлечений, коворкинг и прочие организации. На площадках центра регулярно проводятся лекции, концерты, выставки, фестивали и различные общественные мероприятия. В кинозале ведёт работу центр документального кино.

Центр был открыт в соответствии с принятым в 2008 году федеральным законом № 68 «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» . На его строительство из бюджета было выделено 7 миллиардов рублей .

К концу 2017 года Управление делами президента в рамках федеральной адресно-инвестиционной программы проведет реконструкцию усадьбы Долгоруковых-Бобринских в Москве - архитектурной ансамблеи XVIII-XIX веков, куда входит Главный дом с парадными интерьерами, Каретный сарай, Восточный и Западный флигели, ограда с воротами и скульптуры Елены и Париса на парадном дворе. После реконструкции в усадьбе будет создано общественное музейно-выставочное пространство, где будут размещаться сменные экспозиции и проводиться камерные вечера, часть помещений будет отражать московский период жизни первого президента, а также исторический "пушкинский след". Здание будет рассчитано на 69 сотрудников, 40 посетителей выставочного комплекса, 8 читателей библиотеки и 65 посадочных мест общепита.

Музей Бориса Ельцина

Музей работает со вторника по воскресенье, с 10:00 до 21:00. Стоимость билета - 200 рублей, для льготных категорий граждан - 100 рублей.

Музей состоит из 9 залов:

  • Лабиринт - история России с 1914 по 1987 год и история семьи Ельциных.
  • День четвертый. Рождение Конституции
  • День пятый. «Голосуй или проиграешь»
  • Зал Свободы
  • Экспозиция музея
  • Yeltsin-center-labyrinth.JPG

    Зал «Лабиринт»

    Yeltsin-center-museum-seven-days.JPG

    Главный зал музея

    Yeltsin-center-museum-troll.JPG

    День первый. «Мы ждем перемен!»

    Yeltsin-center-museum-apartments.JPG

    День второй. Августовский путч

    Yeltsin-center-museum-putch.JPG

    День второй. Августовский путч

    Yeltsin-center-museum-shop.jpg

    День третий. Непопулярные меры

    Yeltsin-center-museum-crysis.JPG

    День шестой. Президентский марафон

    Yeltsin-center-museum-office.jpg

    День седьмой. Прощание с Кремлем

    Yeltsin-center-museum-liberty.jpg

    Зал Свободы

Напишите отзыв о статье "Ельцин Центр"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ельцин Центр

Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.
Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 ноября 2015 г. в Екатеринбурге откроется Президентский центр Б.Н. Ельцина ("Ельцин Центр"), в рамках которого будет работать музей, образовательный комплекс и библиотека. Планируется, что на открытии Центра будет присутствовать президент РФ Владимир Путин.

13 мая 2008 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон "О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий". Согласно документу, цель создания подобных учреждений - изучение и демонстрация для широкой публики исторического наследия экс-президентов. Для фонда, занимающегося созданием Центра, были введены льготы, в том числе возможность получения государственных дотаций. Учредитель Центра, согласно закону, - администрация президента РФ.

Здание центра

Реализует проект "Ельцин Центра" созданный в 2000 г. благотворительный "Фонд Ельцина".

В 2009 г. было принято решение разместить Центр в Екатеринбурге (в этом городе Борис Ельцин начинал свою политическую карьеру) в новом комплексе при небоскребе "Демидов" на берегу р. Исеть. Архитектура комплекса была разработана Сергеем Алейниковым, бюро Bernaskoni ("Бернаскони") и "Архистройпроект-А". Проект удостоен премии "Рука мастера" Союза архитекторов России (2014). Строительством комплекса занимался холдинг УГМК Искандера Махмудова. Стоимость создания Центра и музея составила около 7 млрд руб., из них 4 млрд 980 млн руб. - прямые федеральные субсидии.

Общая площадь комплекса - 88 тыс. кв. м. Из них около 22 тыс. займет музей первого президента России.

Музей

Созданием музея занималась международная компания Ralph Appelbaum Associates (RAA, "Ральф Аппельбаум Ассошиэйтс"). В музее представлены документы, фотографии и артефакты, связанные с жизнью и правлением Бориса Ельцина. Посетители увидят более 1 тыс. экспонатов в виде документов и предметов, еще около 2,5 тыс. - в виде инсталляций, графических панелей и т. д. Всего в музее собрано более 30 тыс. единиц хранения. Среди них - полученный от администрации президента РФ настоящий, но отключенный от связи "ядерный чемоданчик", полностью воссозданный рабочий кабинет президента, автомобиль ЗИЛ-41052 и т.д.

Маршрут осмотра музея состоит из 7 основных залов, которые связаны с переломными событиями российской истории: путч 1991 г., экономическая реформа 1992 г., события октября 1993-г., война в Чечне и т. д.

Кроме музея в состав "Ельцин Центра" войдет конференц- центр, образовательный, детский и туристический центры, художественная галерея. В нем будут проводиться выставки и др. мероприятия.

Также Центр занимается рядом других программ: организацией спортивных турниров, поддержкой русского языка и литературы за границей в виде грантов переводчикам, организует международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, театральный фестиваль "Гаврош", поддерживает акцию увековечивания памяти жертв политических репрессий "Последний адрес".

Руководство

Председатель попечительского совета "Ельцин Центра" - руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов. В состав попечительского совета также входят вдова Бориса Ельцина - Наина Ельцина и его дочь Татьяна Юмашева. Председатель правления, исполнительный директор - Александр Дроздов.

Сегодня, 25 ноября, в Екатеринбурге состоится торжественное открытие Президентского центра Бориса Николаевича Ельцина. На церемонию должны приехать Владимир Путин, Дмитрий Медведев, лидеры стран СНГ, европейские и американские политики, работавшие с Ельциным, а также друзья, близкие и родные первого российского президента.

Несколько дней назад нам удалось прогуляться по «Ельцин-центру» и специально для вас составить небольшой путеводитель по этому музею, в который непременно нужно сходить. Неважно, как вы относитесь к Ельцину и 90-м, разбираетесь в истории или нет. В Екатеринбурге больше нет подобных площадок. Этот современный центр можно сравнить с лучшими музеями и галереями мира и радостно, что подобное общественное пространство появилось в нашем городе.

Закон, здание, деньги

Начнем с вопросов, которые все обсуждают в первую очередь. Где находится центр? Кто дал денег? Сколько все это стоит? Зачем строить музей, посвященный Ельцину?

Давайте разбираться. 13 мая 2008 года был подписан Федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». В связи с этим законопроектом и началось проектирование центра Ельцина. Основная задача музея — сохранение, изучение и осмысление исторического наследия Бориса Николаевича в контексте политических и социальных событий 90-х, а также развитие института президентства в России.

Центр и памятник Борису Ельцину

Когда встал вопрос о строительстве центра, то близкие Ельцину люди решили, что здание должно находиться в Екатеринбурге — городе, в котором учился и начинал свою карьеру будущий президент. Выбор команды пал на долгострой в центре города по адресу Бориса Ельцина, 3. В 2011 «Ельцин-центр» выкупил у УГМК часть бизнес-центра «Демидов», а весной 2013 началась масштабная реконструкция здания под руководством бюро Bernaskoni. Общая площадь комплекса около 88 тысяч квадратных метров, а площадь центра — 22.5 тысячи.

Имена благотворителей

Из федерального бюджета на проект выделили 4 млрд 980 млн рублей. Еще 2 млрд рублей для завершения работ центр получил из бюджета Свердловской области под кредитный процентный договор. Эти деньги «Ельцин-центр» будет постепенно отдавать. Все остальные средства на строительство были получены от благотворителей, среди которых Роман Абрамович, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Михаил Прохоров, «Малышева 73», «Режевской Хлебокомбинат» и многие другие. Все фамилии можно увидеть на стене в центре.

Первые впечатления и структура центра

Если вы давно не были в этой части города, то удивитесь, увидев, как сильно изменилась постройка. Благодаря перфорированным алюминиевым листам «Ельцин-центр» выделяется на фоне серых екатеринбургских улиц. А за счет светодиодных модулей в вечернее время белое здание хорошо видно из разных обзорных точек в центре.

Здесь легко ориентироваться: вход в центр и конференц-зал отмечены, внутри здания есть указатели. На первом этаже расположены гардероб, ресторан, информационная стойка, туалеты и торговые галереи. Два дня назад здесь заканчивали последние работы, было немного пусто и можно было споткнуться о провода, но наверняка к сегодняшнему дню все недоделки устранили.

Поднявшись на второй этаж , ты оказываешься над атриумом. В первые минуты кажется, что ты попал в один из фильмов про будущее. Бесшумные лифты, чистота, мягкий свет и белый цвет, гигантский экран во всю стену, простые вывески, красивая светлая мебель, все очень гармонично, минималистично и стильно.

Атриум и экран на стене

На этом этаже много всего интересного. Например, здесь откроется независимый книжный магазин «Пиотровский». Чуть дальше будет работать сувенирная лавка , где станут продавать футболки с цитатами Ельцина («Понимаешь...», «Берегите Россию»), Черномырдина («Хотели как лучше, а получилось как всегда»), кружки с отрывками из Конституции и многое другое.

Книжный магазин

На этом же этаже расположен буфет и кафе «1991» , в меню которого есть блюда и десерты, приготовленные по рецептам первой леди России Наины Иосифовны Ельциной. В современном конференц-зале в будущем состоятся круглые столы, дискуссии, небольшие концерты и фестивали. В арт-галерее планируют проводить выставки, фотобиеннале, мастер-классы. А в самом атриум е собираются устраивать самые разные мероприятия: от простых презентаций до званых балов.

Кстати, уже завтра, 26 ноября , в галерее центра откроется выставка «90-е», а в атриуме в течение дня пройдут открытые мастер-классы, коллективные арт-проекты, презентация спортивной секции, фуд-маркет, первые публичные лекции и показы документального кино.

Арт-галерея. На выставке «90-е» демонстрируются в основном работы авторов, активно работавших именно в девяностые — группы АЕС, Сергея Браткова, Александра Бренера, Дмитрия Гутова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Валерия Кошлякова, Олега Кулика, Бориса Михайлова, Анатолия Осмоловского и других

На третьем этаже находятся архив и библиотека, образовательный и детский центры. Библиотека будет существовать и в традиционном формате, и в качестве цифрового хранилища. Здесь можно найти книги о Ельцине и 90-х, интервью с очевидцами того времени и теми, кто работал с президентом. В архиве хранятся десятки тысяч документов: от стенограмм президента до писем избирателей.

В образовательном центре планируют проводить обучающие игры, публичные семинары, просветительские программы. Если у вас есть свой подобный проект, то вы можете предложить его «Ельцин-центру». Малышей, которые пришли вместе с родителями, ждут в детском центре, где профессиональные педагоги будут проводить увлекательные занятия с использованием современных технологий.

Музей, посвященный Ельцину и 90-м

Сердце «Ельцин-центра» — это, конечно же, Музей Бориса Николаевича. Несмотря на современные технологии, есть чувство, что время здесь застыло. Бродя среди вещей, видеозаписей, фотографий и плакатов из 90-х, кажется, что ты вернулся в прошлое. Впрочем, как говорят авторы проекта, они не хотели опираться только на эмоции, для них главное — дать людям возможность более глубоко осмыслить события тех лет.

Созданием музея занималась известная компания Ralph Appelbaum Associates. Перед вами не будет привычной экспозиции, где нужно просто переходить из зала в зал, читая по дороге экспликации.

Оранжевый свитер и другие подарки. Дополнительные снимки можно увидеть в галерее

Путешествие в прошлое начинается со стены, где можно увидеть подарки Ельцину от самых разных людей. Здесь есть вещи от близких, от случайных избирателей, от политических деятелей. Например, слегка поношенный оранжевый свитер Hugo Boss, который Ельцину вручил Немцов с запиской: «Дорогой Борис Николаевич! Примите мои самые теплые поздравления с днем вашего рождения. Решил подарить Вам свитер, чтобы Вам было в нем тепло и уютно. А его оранжевый цвет — намек на то, чего не хватает сейчас нам и России. С каждым днем, Борис Николаевич, я люблю и ценю Вас все больше и больше».

Обязательно посмотрите фильм. Это не займет много времени

Дальше вы попадаете в зал, где можно посмотреть коротенький, но впечатляющий фильм Джаника Файзиева. За кадром Лиза Боярская рассказывает об истории России и борьбе за свободу. Вспомнив основные события, мы оказываемся в «Лабиринте истории». Боюсь представить, сколько времени нужно, чтобы посмотреть и прочитать абсолютно все. Документы и снимки, артефакты (вроде двери с места чекистских казней), старые советские фильмы, плакаты художников, письма и вещи, принадлежавшие Ельцину — передвигаясь по «ленте времени» среди всего этого богатства, невозможно остаться равнодушным к тем событиям и истории страны.

В «Лабиринте истории»

Наконец, мы поднимаемся на этаж выше и оказываемся в самом музее. Пространство организовано по принципу «7 дней». Эту концепцию предложил российский кинорежиссер Павел Лунгин. Каждый «день» связан с переломным моментом того времени: экономическая реформа 91-го, октябрь 1993-го, выборы, война в Чечне.

Пространство музея

Залы разделены на несколько комнат, но каждый раз вы будете выходить на центральную площадку, где установлен памятник Ельцину, и показывают снимки из семейного архива.

Здесь все фотографируются с Ельциным

Думаю, нет смысла рассказывать о том, что вы увидите в музее. Очень хочется, чтобы вы пришли в такой же восторг, как и первые зрители. Смею только обратить ваше внимание на ряд деталей. Здесь все стоит потрогать (если нет запрещающих табличек, конечно). Например, в зале, где «проходит» Пленум ЦК КПСС 1987 года, можно увидеть снимки членов партии. Разверните фотографию, и вы сможете прочитать, что сказал человек о Ельцине на заседании.

Здесь можно посидеть на аутентичных креслах, послушать уникальную запись речи Ельцина, найти много интересных документов

Очутившись в московской квартире президента, не стесняйтесь «ответить» на телефонный звонок, а потом из дома «выйти на улицу». Выдвигайте ящики, где хранятся документы, слушайте записи, «катайтесь на троллейбусе», заглядывайте в дырки от пуль, попытайтесь продать свой ваучер, запишите видео о том, что для вас значит свобода. Здесь так много интерактивных развлечений, что вы точно не заскучаете.

Кстати, магнитофон, который можно увидеть в квартире, передал музею Михаил Прохоров

Кстати, стоит заметить, что все экспонаты уникальны. Здесь нет копий. Вещи собирали по всей России, а многие артефакты в музей передала семья Ельцина. Обязательно обратите внимание на рукописное письмо Бориса Николаевича Михаилу Горбачеву с критикой партийной бюрократии, триколор, поднятый над Кремлем 25 декабря 1991 года (флаг удалось сохранить благодаря заботливому завхозу), ядерный чемоданчик, который Ельцин передал Путину 31 декабря 1999 года, снимки из Чечни, трудовую книжку президента, фотографии всех кандидатов, которые могли занять его место.

Или постоять в очереди

Или вспомнить все это

Кроме того, в последнем зале вы сможете увидеть рабочий кабинет Ельцина. Все эти вещи были перенесены из 14-го корпуса Кремля. Авторы экспозиции восстановили вид из окна, разложили папки на столе, как это делал президент, а на спинку кресла аккуратно повесили его пиджак. Именно здесь вы сможете узнать, как проходила запись прощальной новогодней речи и услышать вновь: «Я устал. Я ухожу».

На креслах сидеть нельзя. Другие снимки - в галерее

Вместо заключения

Наверняка в первые дни работы в центре будет слишком много людей, поэтому приходите через пару недель или в новогодние каникулы. 30 тысяч единиц хранения, 3600 артефактов, более 130 тысяч фотографий, 130 интервью, 163 медиа-программы — этот музей стоит того, чтобы потратить на него целый день.

Площадка будет открыта для всех посетителей ежедневно с 10:00 до 21:00. Единственный выходной — третий понедельник месяца. О мероприятиях и выставках можно будет узнавать на официальном сайте проекта, а также в группах



Просмотров