Чего стоит поправка Джексона-Вэника. Поправка Джексона — Вэника

Поправка Джексона - Вэника

Поправка Джексона-Вэника (англ. Jackson-Vanik amendment) - поправка 1974 года конгрессменов Генри Джексона (en) и Чарльза Вэника (en) к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами социалистического блока, препятствующими эмиграции евреев и других своих граждан.

Суть поправки
Поправкой Джексона-Вэника запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию. Поправкой также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов.

Формально эта норма была введена из-за ограничений на эмиграцию советских граждан, однако действовала она и в отношении других стран - КНР, Вьетнама, Албании.

Текст поправки
Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.

Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 г., независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какого-либо коммерческого соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна -

(1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

(2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо

(3) облагает более чем номинальным налогом сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию,

И заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

История
Для выезда из СССР недостаточно было получить въездную визу государства, в которое уезжаешь. Требовалось получить также выездную визу - которую выдавали не всем желающимВ 1972 году, на фоне продолжающейся холодной войны и арабо-израильского конфликта, советскими властями было введено положение, согласно которому потенциальные эмигранты, имеющие высшее образование, были обязаны оплатить затраты государства на их бесплатное обучение в вузах (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 года "О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обучение" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1972 г., N 52, ст.519)). Размер компенсации для выпускника МГУ составлял (по официальному курсу) около 20 тысяч долларов США. Указ отменён 20 мая 1991 года, но фактически сбор денег был прекращён ранее.

Данная мера была, в частности, призвана остановить или затруднить так называемую «утечку мозгов» - эмиграцию интеллектуальной элиты, в основном еврейской национальности, из Советского Союза в страны Запада.

Это решение советских властей вызвало волну протестов на Западе. 21 лауреат Нобелевской премии выступил с публичным заявлением, обвинив советское руководство в «массовых нарушениях прав человека». Вскоре денежный сбор был отменён, однако его сменили дополнительные ограничения, практически означавшие запрет на эмиграцию, даже для воссоединения семей. Отделения виз и регистраций МВД (ОВиРы) могли годами рассматривать заявления на выезд - самой распространённой причиной отказов в выдаче выездных виз так называемым «отказникам» был «доступ к государственным тайнам».

После 1985 года, с введением в СССР свободы эмиграции, поправка утратила своё первоначальное значение. В связи с этим, начиная с 1989 года, в США ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ, однако официально поправка не была отменена.

В 1994 году, при президенте Клинтоне, Россия получила гарантии автоматического продления режима благоприятствования в торговле, в связи с чем была устранена необходимость ежегодного подтверждения моратория на действие поправки.

Поправка Джексона-Вэника была отменена для четырех стран СНГ:

2000 - Киргизия - в связи с её присоединением к американской инициативе 1998 года «О восстановлении Великого шёлкового пути», имевшей целью создание евроазиатского транзитного коридора в обход России, Ирана и Ирака;
2000 - Грузия - в связи с её «продвижением к демократизации» и присоединением к проекту «шёлкового пути»;
2004 - Армения;
2005 - Украина.

Россия и Украина
18 января 2002 президент США Джордж Буш предложил конгрессу полностью прекратить действие поправки в отношении России и ещё восьми стран СНГ, но это предложение не было принято.

Вскоре после победы «оранжевой революции» был поднят вопрос о необходимости отмены поправки для Украины. 18 ноября 2005 года отмену поправки поддержал сенат. 9 марта 2006 действие поправки Джексона-Вэника в отношении Украины отменила палата представителей конгресса США. В ближайшее время ожидается повторное переутверждение сенатского решения, после которого решение вступит в силу.

9 марта 2006 года американский посол в Москве Уильям Бернс заявил, что Администрация США намерена добиться отмены поправки Джексона-Веника в отношении России. В сообщении, которое вскоре было размещено на сайте посольства, говорилось, что поправки не имеют никакого практического действия на Россию. Также, 21 февраля 2007 года на пресс-конференции, проходившей в Москве, председатель международного комитета американского парламента Том Лантос заявил о готовности Конгресса США отменить эту поправку и для России. О намерении Администрации США отменить эту поправку высказался 4 апреля 2007 и министр торговли США Карлос Гутьеррес. Несмотря на это многие другие заявления различных представителей администрации США носили противоречивый характер. Так, на торговых переговорах по вступлению России в ВТО 10 апреля 2007 торговый представитель США Сюзан Шваб заявила, что пока США не готовы отменить данную поправку в отношении России.

7 июля 2009 года на Российско-Американском бизнес-форуме, проходившем в Москве, президенту США Бараку Обаме был задан вопрос о его отношении к поправке Джексона-Вэника. Шохин А.Н., президент Российского союза промышленников и предпринимателей, заявил в частности, что Россия и Израиль отменили визовый режим в отношении друг друга и, что если для отмены поправки требуется отменить визовый режим с США, то российский бизнес к этому готов. Барак Обама ответил, что отмена поправки Джексона-Вэника является его приоритетным вопросом.
Википедия.

У меня три вопроса.
1. Правомерно ли действие ПДВ в отношении России сегодня?
2. Почему она до сих пор не отменена?
3. Есть ли у России подобные действующие антиамериканские законы?

16 ноября 2012 года в США палата представителей приняла законопроект о "списке Магнитского" и об отмене поправки Джексона-Веника.

Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, вводящий визовые и финансовые санкции против российских чиновников из так называемого "списка Магнитского". Одновременно с этим была отменена действовавшая с 1974 года поправка Джексона-Вэника, которая, впрочем, давно уже имела сугубо символическое значение. Про список Магнитского вы наверное все в курсе, а вот историю возникновения поправки Джексона-Вэника давайте узнаем подробнее...

В 1994 году президент России Борис Ельцин, выступая на обеде в Вашингтоне перед американской внешнеполитической элитой, сказал, что каждый российский школьник знает, что такое поправка Джексона-Вэника. Такое высказывание отражало всеобщее ожидание, что действие этой поправки в отношении России будет скоро отменено. Этого не случилось ни тогда, ни в последующие семнадцать лет.

Похоже, некоторые американские конгрессмены плохо представляют себе, что такое поправка Джексона-Вэника и почему она была принята. Впрочем, некоторые американские законодатели иногда по-прежнему называют Россию Советским Союзом.

В России - не лучше. То, что в российских СМИ называю «отменой поправки Джексона-Вэника», на самом деле является искаженным переложением фразы «предоставить статус PNTR ». И к правам человека сегодня никакого отношения не имеет.


Поправка Джексона-Веника не является законом «про Россию». Слов «СССР» или «Россия» в поправке нет. Она действует применительно ко всем странам вообще, а не к России конкретно.

Чтобы попасть под данную поправку, государству требуется: иметь нерыночную экономику, не быть членом ВТО или иметь статус PNTR и ограничивать эмиграцию. Если исходить из текста этого законодательного акта Конгресса США, президент вправе решать, на какие страны этот закон распространяется. Поправка Джексона-Вэника включает возможность президента США отменить ее ограничения на один год. Начиная с конца 70-х, эта отмена регулярно проводилась в отношении некоторых стран - например, Китая. Но до начала 90-х она ни разу не проводилась в отношении СССР.

Начиная с июня 1992 года, статус NTR для России непрерывно возобновлялся.

Все страны являющиеся членами ВTO автоматически имеют статус PNTR . Не являющиеся - могут получать временный статус NTR (нормальных торговых отношений), для ежегодного возобновления какового им требуется удовлетворять условиям поправки Джексона-Веника.

Иными словами, то, что в российской печати называется «отменой поправки Джексона-Вэника», является искажённым переложением фразы «предоставить статус PNTR - “Permanent Normal Trade Relations” ».

Содержание поправки делает ее неприменимой по отношению к современной России. Однако если поправка утратила актуальность в отношении России, это не значит, что она не является актуальной в отношении других стран. Упразднена как законодательный акт из свода законов США она никогда не будет. Этот документ - универсальный инструмент борьбы за права человека и свободу, возникший первоначально благодаря конкретной ситуации в отношениях с СССР, но существующий и действующий равно в отношении всех стран.

Россия в настоящее время не имеет PNTR , но активно работает над его получением. Отсутствие этого статуса у современной России не имеет никакого отношения к проблемам прав и свобод человека, а связано с неразрешенностью некоторых экономических вопросов (например, о защите интеллектуальной собственности). Когда Россия выполнит установленные в соглашении обязательства, появится возможность предоставления ей постоянного статуса PNTR .

В далеком 1963 году в американском Кливленде группой молодых активистов была создана организация для невероятной цели: добиться свободной эмиграции евреев из СССР. Постепенно такие организации появились в Лос-Анджелесе, Бостоне, Нью-Йорке. К 1970 году группы из 18 городов США и Канады создали координационный орган - Союз по делам советских евреев.

Организуя митинги, демонстрации, семинары, кампании в прессе, информируя членов Конгресса США, активисты этого движения меняли общественное мнение в США и в мире. Они боролись за возможность беспрепятственного выезда евреев из СССР в любые страны, которые их примут. Последнее вызывало настороженное отношение со стороны правительства Израиля и официальных еврейских организаций США, которые пытались путем тихой дипломатии увеличить поток эмиграции исключительно в Израиль.

В августе 1972 года под давлением мировой общественности Совет Министров СССР решил «отпускать» народ. Но было издано постановление, по которому желающие эмигрировать должны были уплатить «компенсацию за полученное образование». Эта сумма была так велика, что только единицы могли ее осилить и получить разрешение на отъезд. Таким шагом советское руководство попыталось убить двух зайцев: резко сократить еврейскую эмиграцию и неплохо заработать (по архивным данным, за семь месяцев действия налога на образование 1450 человек выплатили советскому государству около 7 миллионов рублей).

Этот налог во всем мире назвали тогда «рабством двадцатого века». А, спустя месяц после скандального постановления, американский сенатор Генри Джексон (сын норвежского иммигранта) подготовил поправку к закону о торговле, которая увязывала ограничения во внешней торговле со свободой эмиграции из страны. Одновременно конгрессмен от штата Огайо Чарльз Вэник внес в Палату представителей подобный законопроект.

Никсон и госсекретарь Генри Киссинджер приложили много усилий, чтобы провалить принятие этой поправки в Конгрессе. Но, в итоге, 3 января 1975 года поправка все же была подписана (уже президентом Джеральдом Фордом). Реакция Кремля последовала быстро - налог на образование сняли.

Сейчас суть поправки давно потеряла свою актуальность. Но исторический прецедент - использовать подзаконный акт как механизм воздействия на Россию в области прав человека - был взят на вооружение как эффективный способ контроля.

В 2011 году, после коррупционного скандала, связанного с фондом Hermitage Capital, сенатор от штата Мэриленда, Бенджамин Кардин, предложил запретить въезд в США для российских чиновников, причастных к смерти юриста фонда - Сергея Магнитского. В апреле 2010 года Кардин обратился с соответствующим заявлением к госсекретарю Клинтон с приложением списка имен чиновников. Этот документ назвали «Акт Магнитского» (или «Закон об ответственности»).

И вот, после длительных дискуссий в Конгрессе, сенаторы решили отменить поправку Джексона-Вэника только после принятия «Списка Магнитского». Обсуждение загадочной внешнеторговой поправки перенесли на лето, когда Госдума ратифицирует соглашения о вступлении России в ВТО.

Вот это в общем то сегодня и состоялось.

Поправка Джексона-Вэника (The Jackson-Vanik Amendment) содержится в главе IV "Закона о торговле" США. Поправка была названа в честь ее авторов - сенатора Генри Джексона (был членом палаты представителей конгресса США в 1941-1953 гг., членом сената - в 1953-1983 гг.) и члена палаты представителей Чарльза Вэника (избирался в конгресс в 1955-1981 гг.). Оба законодателя были членами Демократической партии США.

Поправка связывала предоставление кредитов и статуса наибольшего благоприятствования любой "коммунистической стране" и, в частности, будущее торгово-экономических соглашений между США и СССР с требованием соблюдения этими странами гражданских прав и свобод, включая свободный выезд за границу желающих эмигрировать.

Поводом к принятию поправки послужила, в частности, практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Условия, содержавшиеся в принятом законе, были охарактеризованы правительством СССР как вмешательство во внутренние дела страны и отвергнуты, в результате чего СССР было отказано в режиме наибольшего благоприятствования.

Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом Фордом 3 января 1975 г. Из-за отсутствия благоприятствования советский экспорт в США облагался пошлинами, в 10 раз превышающими обычные.

После 1985 г. и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 г. - Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена, хотя ее действие в контексте Закона о торговле может ограничиваться или вообще отменяться в каждом конкретном случае специальным решением президента США.

21 сентября 1994 г. президент США Билл Клинтон подписал и направил в конгресс послание, в котором уведомил законодателей о своем решении гарантировать России автоматическое продление режима наибольшего благоприятствования в торговле. Решение Клинтона устранило необходимость в ежегодном выведении России из-под действия поправки Джексона‑Вэника, что на протяжении предыдущих пяти лет специальными указами делали президенты США.

Поправка Джексона-Вэника долгое время омрачает отношения России и США. Ныне это один из символов былого противостояния двух государств и "холодной войны".

Попытка отменить поправку в отношении России была предпринята Соединенными Штатами только однажды - в 2002 г. Тогда президент США Джордж Буш просил конгресс решить данную проблему. Но как только вопрос вышел на "финишную прямую", Россия запретила импорт куриного мяса из США, и процесс был остановлен.

3 февраля 2011 г. глава комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов по итогам встречи с американскими сенаторами сообщил, что конгресс США может отменить поправку Джексона-Вэника уже весной нынешнего года.

Глава международного комитета СФ также рассказал, что отмену поправки Джексона-Вэника также активно поддерживает крупная лоббистская организация Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC).

Без отмены поправки Джексона-Вэника делегация США формально не имеет права голосовать за принятие России в ВТО.

Поправка Джексона-Вэника также действует в отношении Вьетнама, Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Молдовы.

В 2000 г. поправка перестала действовать в отношении Китая. Тогда же ограничения в торговле были сняты в отношении Грузии, Кыргызстана и Албании.

В 2006 г. поправка Джексона-Вэника была отменена в отношении Украины.

В 1972 году Совет министров СССР, испытывая давление мировой общественности, решил открыть границы для миграции. Чтобы затруднить «утечку мозгов», эмиграцию интеллектуальной элиты, было издано постановление, по которому желающие эмигрировать должны были уплатить «компенсацию за полученное образование». Эта сумма была очень большой, поэтому только единицы могли ее осилить и получить разрешение на выезд. По архивным данным, за семь месяцев действия налога на образование 1450 человек выплатили советскому государству около 7 миллионов рублей.

В мире такой налог назвали «рабством двадцатого века». Двадцать один лауреат Нобелевской премии выступили с публичным заявлением, обвинив советское руководство в «массовых нарушениях прав человека». Через некоторое время денежный сбор был отменён, но его сменили дополнительные ограничения, которые означали запрет на эмиграцию даже для воссоединения с семей. Отделения виз и регистраций МВД могли годами рассматривать заявления на выезд. Самой распространённой причиной отказов в выдаче выездных виз так называемым «отказникам» был «доступ к государственным тайнам».

Такая виза давалась людям, которые получили разрешение покинуть СССР навсегда

Спустя месяц после скандального постановления, американский сенатор Генри Джексон в 1974 году подготовил поправку к закону о торговле, которая увязывала ограничения во внешней торговле со свободой эмиграции из страны. Одновременно конгрессмен от штата Огайо Чарльз Вэник внес в Палату представителей подобный законопроект.

Сенатор Генри Джексон

Т екст самой поправки:

Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.

Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 года, независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна —

1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо
3) облагает более чем номинальным налогом, сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

Чарльз Вэник (третий слева)

Никсон и госсекретарь Генри Киссинджер приложили много усилий, чтобы провалить принятие этой поправки в Конгрессе. 3 января 1975 года поправка все же была подписана, только уже президентом Джеральдом Фордом. Реакция Кремля последовала быстро, и налог на образование сняли.

Чарльз Вэник

В марте 2012 года американские сенаторы во главе с республиканцем Джоном Маккейном выступили за отмену поправки Джексона — Вэника в обмен на принятие конгрессом закона под названием «списка Магнитского». К этому времени поправка давно потеряла свою актуальность. В том же году президент США Барак Обама подписал этот закон, а 21 ноября 2012 года действие поправки в отношении России было официально отменено конгрессом.

Согласно статистике, в 2010 году более половины американцев родились после 1975 года, даты принятия поправки Джексона-Вэника. И можно биться об заклад, что даже те, чей возраст позволяет помнить о модных тогда башмаках на платформе и штанах клёш, вряд ли смогут вразумительно рассказать о подробностях законодательных актов или же о породивших их причинах. В этом заключается и сила поправки Джексона-Вэника, и необходимость отменить её действие на Россию.

Напомним, авторы поправок сенатор Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник призывали оказать давление на Советский Союз за ограничения эмиграции, в особенности, евреев, не предоставляя СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле. В те времена евреи, желавшие покинуть страну, вынуждены были платить непомерные компенсации за полученное образование, или же им отказывали в получении визы из-за знаний о государственных тайнах. Несомненно, комбинация экономического и морального давления на Советский Союз немало поспособствовала миллионам сумевшим покинуть страну евреев. Многие из них поселились в Израиле.

Сегодня Советского Союза уже много лет не существует, а Россию с Израилем соединяет безвизовый режим и ежедневные авиарейсы между столицами. Многие бывшие советские эмигранты возвращаются в Россию работать, пусть и без гражданства. А поправка Джексона-Вэника никуда не делась, все американские администрации каждый раз продляют её действие в отношении к России. Таким образом, вот уже два десятилетия этот закон является реликтом холодной войны, который жив только из-за инертности законодателей. Не считая периодических возмущений Москвы, эта поправка не имела серьезного экономического воздействия на взаимоотношения и России после окончания холодной войны. Поэтому никто и не обеспокоился её отменить.

Свободная торговля - это водораздел

Неминуемое вступление меняет всё дело. Поправка Джексона-Вэника вновь обрела актуальность, когда в декабре прошлого года РФ очередной раз пригласили в ВТО. В этот раз дело не в препятствиях эмигрантам, а в том, что такой закон просто невозможен по правилам ВТО. Организация требует безусловного открытия рынков для всех участников. Если кто-то из членов ВТО не может этого сделать, то он должен публично всех об этом предупредить. При этом вступающий в организацию новый член не обязан расширять статус наибольшего благоприятствования в торговли на такую страну. Это как раз случай США и России, и ситуация будет такой, пока существует поправка Джексона-Вэника.

Если она сохранится после полноправного вступления России в ВТО, американский потеряет огромный процветающий рынок. Экспорт в РФ последние 10 лет рос средними темпами по 15% в год, достигнув в 2011 году 8,3 млрд. долларов. Согласно недавним исследованиям института Петерсона, в ближайшие пять лет в результате присоединения России к ВТО эта цифра может удвоиться. Примерно 50 тысяч рабочих мест в США так или иначе связаны с экспортом в Россию, а значит и эта цифра может удвоиться за тот же период.

Американский экспорт включает множество продуктов. Американские потребительские продукты, ставшие брендами, очень популярны у растущего российского среднего класса. Несколько лет подряд самой продаваемой машиной является Форд Фокус. Боинги популярны настолько, что им удалось очень сильно потеснить стареющие советские модели в российском парке авиации. Инфраструктурные проекты в России очевидно приведут к потребности в железнодорожных локомотивах, высокотехнологичной электрогенерации, интеллектуальной технике и т.д. Все это является сферами, где США очень конкурентоспособны и усердно поработали, чтобы получить долю на этих рынках и хорошую репутацию.

И вот конкурентоспособность Америки под угрозой. Россия грозит ответными мерами, за то что США уведомили ВТО о невозможности безусловного распространения на Россию статуса наибольшего благоприятствования в торговле. Глава МИД заявил, что Россия не применит обязательства, оговоренные вступлением в ВТО, к тем странам, которые не гарантируют России статус наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. США). По иронии, все остальные 152 члена ВТО смогут воспользоваться теми преимуществами, которых добивались США во время всех этих затянувшихся переговоров по вступлению России в организацию. Эти преимущества включают интеллектуальные права, стандарты сельхоз продукции, финансовые услуги и другие регуляторные и правовые нормы, важные для американского бизнеса. Более того, США даже не смогут призвать Россию к ответственности за возможное несоблюдение норм ВТО.

Политическое решение

В январе администрация публично объявила, что отмена поправки Джексона-Вэника и установление режима постоянных нормальных торговых отношений с Россией теперь является важнейшим приоритетом. Госсекретарь Клинтон, торгпред Рон Кирк и другие чиновники высокого ранга выступили в поддержку этой инициативы. Лоббисты активизировались, пошли разговоры о предупреждении потерь американского бизнеса и рабочих мест. Многие признают коммерческую целесообразность отмены закона.

Однако большинство сенаторов оставляют оговорки по многим аспектам внутренней и внешней политики России. К тому же, считают они, отмена Джексона-Вэника без замены другим законом в области прав человека будет уступкой перед лицом нарушения этих прав и слабой законностью в России. Дискуссии развернулись и вокруг и списка ответственных по этому делу лиц.

Конгресс и администрация президента должны решать, что делать с делом Магнитского, чем заменять поправку Джексона-Вэника. Однако, например, в такой ассоциации, как Совет Россия-США, полагают, что без отмены поправки американский бизнес много потеряет, после вступления РФ в ВТО. Очевидно, что этот закон никак не влияет на российское правительство, а вот сторонникам жесткой линии по отношению к США появляется почва для спекуляций на эту тему.

Штаты не могут себе позволить потерять такой рынок, как российский. А значит, отмена поправки должна произойти, и не в интересах России, а в интересах Америки.



Просмотров