Часть 6 статьи 93 44 фз. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Вопрос . Изменения, внесенные в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части новых размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, вступили в силу с 04.07.2016. Вправе ли саморегулируемая организация применять новый размер вносов с указанной даты?

Ответ . Частями 10-13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 03.07.2016, далее - Кодекс) установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации. В соответствии с пунктом 5 статьи 55.10 Кодекса к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации отнесен вопрос установления размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации. При этом размеры взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации устанавливаются в размере не ниже минимальных размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, предусмотренных статьей 55.16 Кодекса. Таким образом, Кодекс, устанавливая минимальный размер взноса в компенсационный фонд, возлагает на саморегулируемую организацию обязанность определить его фактический размер, подлежащий уплате.

В связи с изложенным, уплате подлежат взносы в размере, установленном общим собранием членов саморегулируемой организации. Снижение законодателем минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации не отменяет и не делает недействительными принятые ранее саморегулируемой организацией решения в указанной части.

Кроме этого, обращаем внимание, что саморегулируемая организация согласно части 14 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации должна направить документы, изменения, внесенные в документы, и решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации, в орган надзора за саморегулируемыми организациями в целях изменения сведений, содержащихся государственном реестре саморегулируемых организаций. Информация о документах саморегулируемой организации, в отношении которых принято решение о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций, в день принятия такого решения размещается на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «государственный реестр саморегулируемых организаций» и доступна для ознакомления на вкладке «Стандарты и правила СРО» в отношении каждой саморегулируемой организации.

Вопрос . В какие сроки и в каком размере саморегулируемая организация обязана разместить средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации?

Ответ . Согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до 1 ноября 2016 года разместить средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а также в течение семи календарных дней с даты размещения таких средств уведомить об этом орган надзора за саморегулируемыми организациями, и Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого является такая саморегулируемая организация, с приложением документа (выписки) о средствах компенсационного фонда саморегулируемой организации, выданного такой кредитной организацией по форме, установленной Банком России.

Размер компенсационного фонда должен рассчитываться на дату размещения средств в кредитной организации, исходя из общего количества членов саморегулируемой организации, включая исключенных, и суммы взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, уплаченным каждым юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, являющимся или являвшимся членом этой саморегулируемой организации, начиная с даты внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Вопрос . Каким образом формируются компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств? Кто принимает решение по их формированию?

Ответ . Компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств формируются с учетом требований статей 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок формирования компенсационных фондов согласно пункту 5 части 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации является исключительной компетенцией общего собрания членов саморегулируемой организации.

При этом, решение о формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств согласно частей 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации принимает коллегиальный орган управления саморегулируемой организации на основании соответствующего количества поступивших заявлений от членов саморегулируемой организации о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Необходимо учитывать также, что согласно части 10 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.

Частью 12 указанной статьи установлено, что средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда, за исключением случая перечисления взноса в компенсационный фонд юридического лица, индивидуального предпринимателя, добровольно прекративших членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Вопрос . Юридическое лицо является членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, и имеет право принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров (третий уровень ответственности). Вместе с тем по определенным причинам указанное юридическое лицо в течение длительного времени не участвует в заключении государственных и муниципальных контрактов. Вправе ли саморегулируемая организация освободить его от обязанности пополнения компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств при его уменьшении вследствие наступления случая выплат?

Ответ . В соответствии с частью 8 статьи 55.16 Кодекса в случае, если снижение размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств возникло в результате осуществления выплат из средств такого компенсационного фонда в соответствии со статьей 60.1 Кодекса, член саморегулируемой организации, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения которым обязательств договора строительного подряда осуществлялись такие выплаты, а также иные члены саморегулируемой организации, внесшие взносы в такой компенсационный фонд, должны внести взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в трехмесячный срок со дня осуществления указанных выплат.

Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность освобождения члена саморегулируемой организации, длительное время не участвующего в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности пополнения компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в случае снижения его размера в результате осуществления выплат в соответствии со статьей 60.1 Кодекса.

Вопрос . Вправе ли саморегулируемая организация перечислять доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в качестве уплаты части взносов за членов саморегулируемой организации в компенсационные фонды саморегулируемой организации. Правомерно ли подобное решение общего собрания, принятое в марте 2017 г.?

Ответ : В соответствии с частью 11.1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, при наличии заявления члена такой некоммерческой организации о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным, обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 4 июля 2016 года, и размещенные на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Учитывая, что при распределении доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, затрагиваются непосредственные интересы членов саморегулируемой организации, в целях исключения конфликтных ситуаций, целесообразно решение о распределении дохода принять общим собранием членов саморегулируемой организации.

Часть 11.1 статьи 3.3 введена Федеральным законом от 18.06.2017 № 126-ФЗ «О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и вступила в силу с 18.06.2017. Таким образом, до указанной даты саморегулируемая организация была не вправе распределять доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в качестве взноса (части взноса) члена в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Вопрос . Можно ли в случае утраты части средств компенсационных фондов принять решение о перечислении членских взносов в счет пополнения компенсационного фонда для формирования к 01.07.2017 соответствующих компенсационных фондов?

Ответ . Частями 6 - 9 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены основания возникновения обязанности по внесению взносов в компенсационный фонд в случае снижения его размера. При этом следует учитывать требования части 10 статьи 55.16-1 Кодекса, в соответствии с которыми срок возврата средств из указанных в данной статье активов не должен превышать десять рабочих дней с момента возникновения необходимости осуществления выплат из средств компенсационного фонда.

Специальной нормой части 10 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ) установлено, что размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.

Таким образом, формирование компенсационных фондов в соответствии с частью 9 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ должно осуществляться с учетом указанных выше требований.

Вопрос . Учитывая, что в СРО создаются 2 компенсационных фонда - ВВ или ОДО, может ли строительная организация иметь разные уровни ответственности, например 2 уровень ответственности по возмещению вреда и 3 уровень ответственности при участии в формировании КФ ОДО?

Ответ . Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлены ограничения в части установления различных уровней ответственности. Уровень ответственности зависит от размера внесенного взноса в соответствующий компенсационный фонд.

Вопрос . Решение коллегиального органа о начале формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств должно быть принято раньше чем решение общего собрания об утверждения положения о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств или одно от другого не зависит?

Ответ . В случае если в саморегулируемую организацию поступило достаточное количество заявлений о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, сначала принимается решение о начале формирования такого фонда, а затем принимается решение общего собрания об установлении минимального размера взноса в компенсационный фонд и утверждается Положение о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств.

Вопрос . Может ли юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации, после 01.07.2017 рассчитывать на свои остатки взноса в компенсационный фонд при повышении уровня ответственности?

Ответ . Право на перераспределение ранее внесенного взноса в компенсационный фонд предоставлено частью 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» только тем членам саморегулируемой организации, которые добровольно прекратили членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя и после 01.07.2017, но не позднее 01.09.2017, подали заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с настоящей статьей, о перечислении ранее внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

Вопрос . Юридическое лицо не важно по каким причинам прекратило членство в саморегулируемой организации. Возможно ли при повторном вступлении принять общим собранием членов решение о зачете его предыдущего взноса в счет нового?

Ответ . Согласно части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.

Вопрос . Может ли член саморегулируемой организации, внесший взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации 150 000 рублей и установивший для себя 1-ый уровень ответственности по возмещению вреда со взносом в компенсационный фонд возмещения вреда 50 000 рублей, после 01.07.2017 воспользоваться остатком в 100 000 рублей и принять решение перечислить их в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств?

Ответ . Согласно части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств должны быть сформированы к 01.07.2017 с учетом части 10 указанной статьи, устанавливающей порядок распределения ранее внесенных взносов. Таким образом, в случае, если член саморегулируемой организации до 01.07.2017 не определился с участием в формировании компенсационного фонда договорных отношений, то после 01.07.2017 он не сможет воспользоваться остатком от ранее внесенного взноса и должен будет уплатить взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на общих основаниях.

Вопрос . Может ли саморегулируемая организация иметь несколько специальных счетов для размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств?

Ответ . Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлены ограничения на открытие нескольких специальных счетов для размещения средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации. Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 55.16-1 Кодекса договоры специального банковского счета являются бессрочными.

Вопрос . Может ли саморегулируемая организация сменить кредитную организацию? Имеет ли банк право отказать на перевод денежных средств? Новый банк при этом отвечает требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Ответ. Согласно части 2 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) договоры специального банковского счета являются бессрочными. При этом в соответствии с пунктом 5.1 статьи 55.10 Кодекса принятие решения о размещении средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств является исключительной компетенцией общего собрания членов саморегулируемой организации. Основания для перечисления кредитной организацией средств компенсационных фондов установлены частями 4 и 5 статьи 55.16 Кодекса.

Вопрос . Можно ли суммировать взносы в компенсационный фонд в случае реорганизации членов саморегулируемой организации?

Ответ . Частью 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Только при реорганизации юридического лица в форме преобразования права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Данные изменение требуют от саморегулируемой организации, членом которой данное юридическое лицо является, внесение соответствующих изменений в реестр членов этой саморегулируемой организации, в том числе на официальном сайте, и направление соответствующей информации в национальное объединение саморегулируемых организаций в соответствии с требованиями статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Во всех остальных случаях реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) вопросы правопреемства регулируются в зависимости от конкретных форм и условий реорганизации.

В отдельных случаях реорганизация заканчивается прекращением юридических лиц, в том числе и в форме слияния (статья 53 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», статья 17 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), которым признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. Также при реорганизации юридических лиц в форме присоединения прекращается присоединяемое юридическое лицо.

О прекращении юридических лиц вносится запись в Едином государственном реестре юридических лиц.

По мнению Ростехнадзора, прекращение юридического лица влечет за собой исключение из членов саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 5 статьи 55.7 Кодекса лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации.

Юридическое лицо, созданное при слиянии двух или нескольких юридических лиц, или юридическое лицо, к которому присоединилось другое юридическое лицо, и не состоящее до этого в саморегулируемой организации, для получения права выполнения работ по договорам подряда на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должно вступить в саморегулируемую организацию и исполнить требования статьи 55.6 и статьи 55.8 Кодекса в том числе в части уплаты взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в соответствии с заявленным уровнем ответственности.

Вопрос . В какие сроки саморегулируемая организация должна была принять решение о распределении доходов в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2017 № 126-ФЗ?

Ответ . Согласно части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, основанная на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и соответствующая требованиям, установленным частями 1 - 2 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), на основании заявлений своих членов не позднее 01.07.2017 была обязана сформировать компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с частью 10 статьи 55.16 Кодекса, а в случаях, установленных частью 2 статьи 55.4 Кодекса, - компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 Кодекса.

При формировании указанных фондов необходимо было руководствоваться требованиями, установленными, в том числе, частями 10 и 12 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ.

В соответствии с частью 11.1 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ, некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 04.07.2016, и размещенные на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Учитывая изложенное, решение об использовании доходов, полученных от размещения компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 04.07.2016 в качестве части взноса члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должно было быть принято уполномоченным органом саморегулируемой организации в срок, установленный частью 9 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ.

Вопрос . В саморегулируемой организации одной из мер дисциплинарного воздействия является штраф, который в соответствии с принятыми внутренними документами зачисляется либо в компенсационный фонд возмещения вреда либо в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Из каких средств саморегулируемая организация должна уплачивать налог на прибыль от поступаемых штрафов?

Ответ . К полномочиям Ростехнадзора не относится разъяснение требований законодательства о налогах и сборах, вместе с тем полагаем целесообразным отметить позицию Ростехнадзора по рассматриваемому вопросу.

В соответствии с частью 9 статьи 10 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» денежные средства, полученные саморегулируемой организацией в результате наложения на члена саморегулируемой организации штрафа в соответствии с настоящей статьей, подлежат зачислению в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Таким образом, в случае установления саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия в виде штрафа поступающие средства от уплаты штрафов являются одним из источников формирования соответствующего компенсационного фонда.

Пунктом 4 части 4 и пунктом 4 части 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств соответствующего компенсационного фонда на специальных счетах в кредитных организациях, сформированного в установленном законодательстве порядке, в том числе с учетом средств, поступающих от уплаты штрафов.

Согласно позиции Минфина России по рассматриваемому вопросу глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не содержит положений, устанавливающих особенности уплаты саморегулируемой организацией налога на прибыль с доходов в виде штрафов от членов данной саморегулируемой организации.

В этой связи уплата налога на прибыль саморегулируемой организацией производится в порядке, установленном статьей 287 НК РФ. Положения данной статьи не увязывают источник уплаты налога на прибыль в зависимости от полученного дохода.

Компенсационный фонд СРО строителей, изыскателей, проектировщиков создается в соответствии с действующим законодательством РФ. Это обязательный элемент любой саморегулируемой организации. Кстати, размер членского взноса в компенсационный фонд СРО, как правило, определяется внутренней документацией некоммерческого партнерства, но при этом сумма не может быть меньше размеров, установленных действующим законодательством. Также внутренняя документация содержит предписания, принятые на общем собрании членов СРО, которые определяют четкий порядок формирования компфонда и способы размещения средств.

Компфонд - один из действенных способов обеспечить имущественную ответственность компаний-членов организации саморегулирования. Он является основой стабильности работы системы СРО. Само существование компенсационного фонда построено на принципе коллективной ответственности, т.е. за наполнение данного фонда отвечают абсолютно все члены организации. Юридически все вопросы компфонда прописаны в ГК РФ, особенно обратите внимание на ст. 55.16.

Компенсационный фонд СРО строителей: основные моменты

В пределах финансовых средств комфонда СРО несет солидарную коллективную ответственность по обязательствам всех своих компаний-членов, возникшим из-за причинения вреда, но лишь в случаях, описанных в ст. 60 ГК РФ. Компфонд СРО можно размещать на депозите в любом банковском, кредитном учреждении. Ни один член НП СРО не может быть освобожден от обязанности уплаты взноса в этот фонд ни по одной причине. Совершенно не допускается осуществлять выплаты из финансовых средств компенсационного фонда, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Случаи для выплаты средств из компфонда

Выплаты финансовых средств из компфонда могут осуществляться, если:

  • возникла необходимость возврата ошибочно перечисленных денег;
  • необходимо их сохранить, увеличить размер суммы, разместив средства на банковском депозите;
  • нужно осуществить выплаты по причине наступления солидарной ответственности, которая предусмотрена частью 1 ст. 55.16 ГК РФ (т.е. выплаты для возмещения вреда, судебные издержки).

Т.е., если компания-участник приняла решение о выходе из организации саморегулирования, то возврат взноса в компфонд, уплаченного ею, не возвращается согласно ст. 55.7 ФЗ № 148.

Какие существуют минимальные размеры членских взносов в компенсационный фонд СРО?

СРО строителей должна сформировать компфонд на каждого члена своей организации в размере не менее 1 млн руб. Однако, если НП СРО устанавливает требование обязательного страхования своих членов, тогда размер взноса разрешается уменьшить до 300 тыс. руб.

СРО проектировщиков и саморегулируемая организация инженерных изысканий обязаны сформировать компфонд, размер которого на каждого своего члена не будет превышать 500 тыс. руб., при страховании членов сумма взноса уменьшается до 150 тыс. руб.

Также существует градация размеров взноса для каждого члена в зависимости от общей суммы доходов от работ, исполняемых по одному договору. Другие особенности формирования размера взноса можно узнать при детальном изучении нашего сайта либо позвонив по телефону.

Порядок выплат из компенсационного фонда СРО

  1. Потерпевший должен выдвинуть требование к строительной компании, которая причинила вред. Это возможно сделать, сославшись на ст. 1095 ГК РФ.
  2. Выплата страховки осуществляется по условиям заключенного договора страхования.
  3. Если выплаченная страховщиками сумма является недостаточной, чтобы возместить причиненный вред, ответственность несет субъект, выполнявший строительные работы. Причем, согласно общему правилу объем ответственности законодательно не ограничен.
  4. В случае если выплаченных средств недостаточно, в возмещении вреда было отказано либо возмещение так и не было выплачено в четко установленные сроки, наступает субсидиарная ответственность НП СРО согласно п. 1 ч. 4. ст. 60 ГК РФ. Но, если саморегулируемая организация заблаговременно заключила договор по коллективному страхованию, тогда ответственность все-таки несет страховая компания по условиям соглашения.
  5. СРО возмещает денежные средства фонда, только если денежных страховых выплат по договору коллективного страхования окажется недостаточно.
  6. Таким образом, выплаты из компфонда производят, когда все возможные способы возмещения нанесенного вреда полностью исчерпаны.
  7. Затем строительные компании, являющиеся членами СРО в двухмесячный срок должны уплатить взносы в компфонд, чтобы восстановить его минимальный объем.

Когда возможен возврат взноса в компенсационный фонд СРО?

  • Возврат взносов вполне возможен, если строительная компания решила выйти из членов НП саморегулируемой организации из-за того, что выданное ей свидетельство о допуске к работе утратило свою силу по причине исключения ее из общего перечня видов работ по Приказу Минрегионразвития № 624.
  • Также возврат взноса в компфонд СРО возможен по решению судебной инстанции при добровольном прекращении членства. Компания обладает полным правом получить внесенные в компфонд финансовые средства обратно, т.к. она уже не является членом СРО, поэтому не несет имущественной ответственности по ч. 13. ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях» и ст. 55.16 ГК РФ.

Как правило, в 90% случаев вопросы о возврате взноса в компенсационный фонд СРО решаются исключительно в судебном порядке.

Здравствуйте. Сегодня поговорим про взносы в СРО.

В настоящее время организации, занимающиеся строительством, различными изысканиями, проектированием крупных объектов не могут осуществлять свою деятельность, если допуска к работам у них нет.

Если же организация вопреки этому осуществляет свою деятельность – это прямое нарушение требований законодательства.

Что означает СРО

СРО — это некоммерческая организация, которая объединяет субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность в конкретной отрасли. Например, строительные услуги, оценочные работы и т.д. Читайте подробнее о том, .

В чем смысл взносов

Взносы в СРО – это обязательное условие для того, чтобы стать членом организации. Данные выплаты можно разделить на две категории: уплачиваемые единовременно и регулярные. Их размер напрямую зависит от того, какие работы в будущем будет разрешено выполнять.

Важная информация: Членский взнос является регулярной выплатой!

Стоимость допуска

Размер стоимости допуска находится в зависимости не только от сферы деятельности компании, но и от того, какой перечень работ организация планирует производить в будущем.

Компаниям, которые на рынке сравнительно недавно, вступить в СРО совсем не просто, так как нужно заплатить за это кругленькую сумму. Если смотреть с другой стороны, это позволяет сразу отсечь непрофессионалов.

Итак, стоимость допуска включает в себя:

  • Взнос в компенсационный фонд;
  • Вступительный взнос;
  • Ежемесячные платежи за членство;
  • Страховки гражданской ответственности.

Какие взносы нужно осуществлять

Законодательством предусмотрено несколько типов взносов, а именно:

  • Взнос за ;
  • Взнос за членство;
  • В компенсационный фонд;
  • На определенные цели (реализацию программ, акций и т.д.);
  • Осуществляемый добровольно.

К тому же, для каждого взноса предусмотрен свой срок и размер оплаты.

Итак, остановимся на каждом из них подробнее.

Взнос за вступление в СРО — выплачивается единственный раз. Сумма платежа в данном случае не оговорена конкретно и зависит от органов управления СРО. Причем размер его отличается в зависимости от вида деятельности компании.

Взнос за членство — является платежом регулярным, вносится поквартально. СРО самостоятельно устанавливает его размер. С помощью членских взносов покрываются затраты СРО на аренду помещений, оформление документации и так далее.

Стоит сказать, что неуплата членских взносов в СРО грозит привлечение к дисциплинарной ответственности. Если же неуплата возникает периодически, это может являться основанием для исключения из СРО.

Компенсационный взнос в СРО — именно он позволяет СРО ручаться за качественный уровень тех работ, которые выполняют его участники. Если компания, состоящая в СРО, выполнила работы на низком уровне, заказчик имеет право потребовать компенсацию от СРО. Объем выплаты в этом случае будет пропорционален сумме заключенного договора.

Что касается суммы подобного взноса, то его размеры могут колебаться от 150 тысяч до полутора миллионов рублей (для компании занимающихся проектированием и изысканиями).

На определенные цели (целевой) — платеж является обязательным, но в это ж время вносится он нерегулярно. Его объем, и время внесения определяются руководящим составом СРО.

Осуществляемый добровольно — является таким платежом, решение вносить который принимает только сам участник СРО. Если он четко указывает, на что должны быть потрачены эти средства, то по-другому использовать их нельзя.

Размеры и сроки внесения таких платежей не регламентированы документами.

Важно знать: независимо от того, по какой причине было прекращено членство в СРО, уже внесенные средства возвращены не будут.

Последствия неуплаты взносов

Если член СРО не уплачивает необходимые взносы, у него может быть отозван допуск, а также вообще приостановлена деятельность организации.

Средства, которые вносятся дополнительно

В некоторых СРО предусмотрены так называемые дополнительные взносы. Они вносятся ежегодно и все члены СРО обязаны их оплачивать.

В заключение стоит сказать: Процедура вступления в СРО – процесс довольно трудоемкий. Для этого нужно собрать весь пакет необходимых документов, осуществить все необходимые взносы.

Также при выборе СРО для вступления стоит обращать внимание на наличие дополнительных взносов, чтобы избежать лишних финансовых затрат.

Все саморегулируемые организации обязаны иметь свой компенсационный фонд. Чтобы разобраться в том, что такое компенсационный фонд в СРО и со всеми условиями относительно формирования такого фонда и его функционирования, можно открыть Градостроительный кодекс Российской Федерации и прочитать оговоренные правила.


Величина компенсационного фонда

Всю величину компенсационного фонда (КФ) может определить только сама организация, и только после этого все это может быть зафиксировано и узаконено в учредительских документах, касающихся получения допуска СРО . Но сам компенсационный фонд в обязательном порядке должен быть не меньшим, чем указанная сумма в законодательстве. Сам размер этого фонда может зависеть от образа деятельности всех предприятий и фирм, входящих в состав этой саморегулируемой организации. Естественно, что и требования к компенсационному фонду в этом случае будут другие.

Взнос в компенсационный фонд СРО

Все участники данной саморегулируемой организации обязательно должны платить определенный взнос в компенсационный фонд СРО . Такую плату необходимо производить каждый месяц, Но сам вступительный взнос определяется на собрании членов СРО . В строительных саморегулируемых организациях сумма всего компенсационного фонда должна составлять не меньше 1 млн рублей на каждого ее члена. В архитектурно-строительных таких организациях и инженерных суммы другие: в расчете на каждого члена - не меньше 500 тыс рублей.

Такая сумма установлена для того, чтобы можно было выплатить материальный ущерб при возникновении ситуаций, когда предприятием во время проведения работ было нарушение безопасности объектов строительства. В том случае, когда предприятие возводит объект, стоимость которого оценена выше, чем в 10 млрд рублей, сам размер компенсационного фонда должен составлять не меньше, чем 30 млн рублей. Компенсационный фонд не может потратить свои деньги ни на какие другие нужды, кроме тех, которые предусмотрены Кодексом. Но бывают и исключения, которые также прописаны и утверждены законодательным путем.


Куда могут быть потрачены деньги с компенсационного фонда СРО ?

  • Кроме выплат материального ущерба при нарушении безопасности во время строительных работ деньги фонда могут быть потрачены на следующие нужды:
    на расширение и сохранность компенсационного фонда;
  • на возврат компенсационного фонда СРО при их ошибочном перечислении;
  • если какой-либо из членов саморегулируемой организации причинил ущерб неправильными своими действиями, то фонд компенсирует этот ущерб

Хотя все средства хранятся на депозитных вкладах для возможности их увеличения и сохранности, но, при необходимости вышеуказанных выплат, это делается в десятидневный срок.

Возврат денег из КФ

Законодательством возврат взноса при выходе из СРО не предусмотрено. Это означает, что любая компания или организация, решившая прекратить свое членство в саморегулируемой организации, может назад свои взносы не получить.

На самом же деле, возврат компенсационного фонда при выходе из СРО можно добиться по решению суда. Если же происходит ликвидация (или самоликвидация) СРО , то весь компенсационный фонд переходит в распоряжение следующих Национальных организаций:НОСТРОЙ , НОИЗ или же НОП .

В этом случае происходят обязательные выплаты компаниям, которые входили в состав ликвидированной СРО .



Просмотров