Церковь иконы божией матери в дубровицах. Знаменская церковь

Поговорим сегодня подробнее об усадьбе Дубровицы и главном ее сокровище - церкви Знамения Пресвятой Богородицы.
Дубровицам почти 4 века, храм младше самой усадьбы почти на 100 лет. Усадьба небольшая, но вполне традиционная: церковь (1690-1704), дворец (1750), курган, конный двор, три флигеля (изначально было четыре), хозяйственные постройки, липовый регулярный парк.

Реклама — поддержка клуба

Общий вид сверху на усадьбу - фото с сайта Знаменской церкви (www.dubrovitsy-hram.ru).

Усадебный дом и сейчас впечатляет - большой, красивый, очень гармоничный.

Но, конечно, главное украшение усадьбы - Знаменская церковь - белокаменная, высокая, ажурная, устремленная в небо, как будто парящая к облакам. Стоит она на высоком холме - в месте слияния двух рек - Пахры и Десны. И окружающая природа, луга рядом с ней, зеркала рек только подеркивают ее величие и стать.

История усадьбы Дубровицы ведет свой отсчет с 1627 года. В те годы это была вотчина боярина И. В. Морозова. Дочь Морозова Аксинья вышла замуж за князя Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных.

Дубровицы тесно связаны с именами Петра I и Екатерины II.
Внимание к усадьбе Петра I связано с тем, что владельцем Добровиц в те годы был Борис Алексеевич Голицын (1641-1714), сподвижник и воспитатель молодого Петра I. Закладка Храма Знамения состоялась в 1690 году. К 1699 г. строительство было закончено. Несколько лет храм ждал своего освящения. Владелец хотел освящать его только в присутствии Петра I. А он в те годы почти не бывал с Москве.

Заходим на территорию храма.


Наконец 11 февраля 1704 года в присутствии Петра I и царевича Алексея храм был освящен. Празднества в честь были очень пышными и торжественными и длились целую неделю.

А вот и она - Дубровицкая красавица!

Основные здания усадьбы - усадебный дом, конный двор, четыре флигеля, хозяйственные постройки были построены в 1750-53 гг. уже при внуке Б. А. Голицына, Сергее Алексеевиче.
В 80-х годах 19 века усадьба несколько раз меняла владельцев - Григорий Потемкин (1781), Екатерина II (1787), А.М. Дмитриев-Мамонов (с 1788). Именно с этого времени активно перестраивается в модном в то время стиле классицизма усадебный дом.

Центральную часть здания с южной стороны украсили шестиколонным портиком. К главному входу пристроили широкую белокаменную лестницу, перила лестницы и лоджии оформили решеткой в стиле ампир. На высоких каменных тумбах были установлены два мраморных льва.



У центрального входа во дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны сделали террасу-полуротонду с десятью колоннами коринфского ордера.

Почти 80 лет усадьба принадлежала Мамоновым, пока в 1864 году не перешла во владение Сергея Михайловича Голицына. Он же владел Дубровицами уже до самой революции 1917 г.
На этом лучшие годы Дубровиц закончились. Несколько лет после революции в усадьбе располагался музей дворянского быта. Потом все ценности были вывезены и усадьбу передали детскому дому. В 1932 году здесь разместился сельскохозяйственный техникум. В 1961 году в Дубровицы был переведен из Москвы Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства, который и сейчас здесь находится. Впрочем, это не единственное учреждение в этом здании.

Вот свидетельства советских времен усадьбы.

Храм был закрыт в 1930 году, а возвращен верующим в 1990 году. После проведения отопления службы стали проводиться здесь круглый год.
Храм безусловно великолепен и сейчас, но, конечно, очень нуждается в реставрации. Воинствующий пролетариат и время сделали свое дело. Церковь разрушается. Реставрация началась в 2003 году, но воз и ныне там. Следы идущих работ хорошо заметны, их ничем не спрячешь.

Вот памятник Екатерине II, над которым хорошо "поработали" пролетарские вандалы. Он стоял около разрушенной колокольни.

В самом низу храма в углах на невысоких постаментах стоят фигуры евангелистов. Почти все без голов и символов.

Только у евангелиста Матфея сохранилась голова и символ его - Ангел. Повезло...

Остается только молиться о том, чтоб эта неповторимая жемчужина не была утрачена, что восстановили ее и не испортили при этом.
Теперь поговорим более подробно о самом Храме.
Храм Знамения постоен в стиле барокко итальянскими и русскими мастерами. Имя архитектора этого шедевра скрыто историей. Архивы не сохранили ни его имени, ни того, почему вообще был выбран такой необычный для России проект церкви. Храм и сейчас производит неизгладимое впечатление, можно себе представить, как потрясал он своих современников. Храм богато украшен скульптурой, резьбой, лепкой. Он во всем необычен для православного храма. Даже венчает его не купол, а корона. И крест, и корона позолочены.
Высота храма с короной 42,3 м., с крестом - более 46 м.

На фотографии ниже вид Знаменского храма с восточной стороны. Над лестницей - ниша. Раньше в нише располагалось распятие. А побокам от него Богородица (слева) и Иоанн Богослов (справа).

Мне очень нравятся слова архитектора Сергея Маковского, которые он сказал о Дубровицком храме в 1910 г. : "…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!" Действительно, от созерцания храма просто невозможно оторваться, он притягивает и завораживает. Он такой один - тем и уникален!
Ну а теперь предлагаю вам мои фотографии из нашего семейного сентябрьского путешествия в Дубровицы. Просто смотрите и наслаждайтесь!





Смотровая площадка - насыпной курган. Сооружен еще при Б.А. Голицине. На вершине кургана ежегодно - до 1930 года - служили паниходы по погибшим в Отечественной войне 1812 года.
Раньше на курган поднимались по спиральной тропинке. А теперь вот сделали лесенку. Надо сказать лестница очень удобная, не опасная. Хорошо сконструирована.

Мостик, закрытые замочки, потерянные ключики - современная свадебная тема.





Фотография с замочками для нашей коллекции. Папа перелез через забор на высоком кургане. У меня упало сердце, пока он фотографировал нашу красотку.

Природа в Дубровицах хороша. За деревьями течет река Десна.



Ветер нещадно рвет листья деревьев. Все-таки осень...

В Дубровицах мы застали традиционно проводимый здесь в сентябрьские дни праздник - Цветаевский костер. 26 сентября 1892 года - день рождения Марины Цветаевой. Мы были в Дубровицах в субботу 29 сентября. Отмечался 120-летний юбилей поэтессы.
Цветаевские костры проводятся на Певческом поле. Певческое поле обрамляется с двух сторон Десной и Пахрой. Место очень поэтичное, вдохновляющее.

На заднем плане река Пахра.

Обойдя церковь снаружи вокруг, мы подошли к главному входу.

Главный вход в церковь в запада. У входа стоят две фигуры святителей - слева Иоанн Златоуст с книгой в руках, справа - Григорий Богослов. Скульптура третьего святителя - Василия Великого - стоит на крыше здания тоже с западной стороны.

У основания башни стоит 8 скульптур апостолов.



Церковь Знамения в Дубровицах

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII-XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.


Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой - достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.


После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом - около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.


Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой - вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни - фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.


Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.


Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» - центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.


В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

Реставрация храма 1848-1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

В 1781 году у задолжавшего крупную сумму поручика Сергея Голицына усадьбу купил Григорий Александрович Потемкин (1739-1791). Но вскоре это имение захотела приобрести сама Екатерина II, побывавшая в Дубровицах на обратном пути из Крыма 23 июня 1787 года. Не для себя приметила Екатерина II Дубровицы. Среди сопровождавших ее лиц был новый фаворит, флигель-адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803), которого хотелось отличить особой милостью, даже за счет верного Потемкина.

С декабря 1788 года владельцем усадьбы становится Дмитриев-Мамонов. Свою службу он, как и большинство дворянских детей того времени, начал в гвардии и в скором времени стал адъютантом Потемкина, который и представил Александра императрице. Мамонов очаровал ее. По свидетельству современников, юноша был умен, образован, честен, скромен, хорошо воспитан и практически все относились к нему с большой симпатией. Мамонов — единственный среди екатерининских фаворитов, который не пользовался своим влиянием для сведения личных счетов. Милости сыпались на него непрерывно. Он стал камергером, генерал-адъютантом, кавалером различных орденов и, наконец, графом Священной Римской империи. Молодой граф почти не вмешивался в государственные дела, ограничиваясь участием в литературном придворном кружке Екатерины.


Но благоденствие длилось недолго. Причиной разрыва с Екатериной послужила любовь фаворита к фрейлине императрицы княжне Дарье Федоровне Щербатовой (1762-1802), внучке знаменитого князя Александра Бековича-Черкасского. Она была моложе Екатерины на 33 года. Императрица в этой сложной ситуации вела себя достойно: сперва долго плакала, запершись ото всех, а потом, как видно, взяла себя в руки и закрепила за Мамоновым все свои дары. Затем устроила молодым пышную свадьбу, сама убирала невесту к венцу. Бракосочетание состоялось 1 июня 1789 года.

Вскоре супруги уехали в Москву, пообещав никогда не появляться при дворе. Их брак оказался неудачным. Граф вскоре вышел в отставку и безвыездно жил то в Москве, то в Дубровицах, посвятив себя воспитанию сына Матвея. Новый хозяин задумал и осуществил капитальную перестройку фасадов и интерьера главного дома в соответствии с новой модой на усадебное строительство.

Храм, занимавший ранее центральное положение, с XVIII века отступает на второй план, подчиняясь главному дому в композиционном и художественном отношении. Мода на барочное оформление уходит в прошлое. Новые дворцы строят уже в стиле классицизма. Перестроить дом полностью было трудно, поэтому решили только заменить внешнее оформление. Центральная часть здания с южной стороны была украшена шестиколонным портиком. К главному входу теперь вела широкая белокаменная лестница, перила которой и лоджии оформлены решеткой в стиле ампир. На высоких каменных тумбах установлены два мраморных льва. Неизвестным архитектором к торцам главного дома пристроены открытые (позже они были закрыты и остеклены) широкие террасы. Наиболее эффектной их частью стали торцовые белокаменные крыльца с циркульными лестницами.

У центрального входа во дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны здание получило основное украшение — террасу-полуротонду с десятью колоннами коринфского ордера.

В конце XVIII столетия в Дубровицах появилась еще одна композиционная ось: в западной части усадьбы разбили регулярный липовый парк, отделяющий дворцовую зону от комплекса служебных построек.

Значительные перестройки проведены также в интерьере дворца. Маленькие комнаты исчезли, вместо них появились анфилады больших комнат, ведущих к центральному залу (площадь около 200 м2), имеющему вытянутую форму. Чтобы придать вытянутому залу более овальный вид, его стены расписали от пола до потолка особым приемом — перспективной живописью пейзажно-архитектурного типа: повторяющиеся изображения многоплановой перспективы готических архитектурных мотивов (аркад, лоджий, декоративных композиций). Розовые тона глубокой перспективы переходят в коричневые, которыми окрашены колонны ближнего плана. На колоннах изображены повторяющиеся рисунки гербов, один из которых принадлежит роду графов Дмитриевых-Мамоновых. Роспись зала восстановлена в 1968-1970 годах. Сейчас это зал заседаний ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института животноводства.

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов, единственный из фаворитов Екатерины II, сумел сохранить добрые отношения с цесаревичем Павлом и по восшествии последнего на престол, в день коронации 5 апреля 1797 года, получил графское достоинство Российской империи. Умер граф внезапно в 1803 году и похоронен в Донском монастыре в Москве.

Наследником Дубровиц становится сын Мамонова — Матвей (1790-1863), которому в ту пору было всего 13 лет. Воспитанием внука занимался дед, Матвей Васильевич. Вскоре молодой человек получил чин камер-юнкера, а еще некоторое время спустя при помощи дальнего родственника — поэта И. И. Дмитриева — двадцатилетний граф стал обер-прокурором одного из сенатских департаментов. Служба, впрочем, Матвея Александровича мало интересовала, и он начал заниматься историей.


С началом войны 1812 года граф вступил на военную службу, принимал участие в сражениях при Бородине, Тарутине, Малоярославце и, что самое главное, на свои средства сформировал полк, получивший официальное название «Московский казачий графа Дмитриева-Мамонова полк». В него записались добровольцами В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие известные люди.

Во время Тарутинского маневра небольшой отряд наших войск переправился через Пахру и остановился в Дубровицах. Вот как об этом вспоминает генерал Николай Николаевич Муравьев (1794-1866): «В Дубровицах, в усадьбе графа Мамонова, в коей мы задержались с 3 по 6 сентября, управитель Алексей… охотно угощал проезжих офицеров завтраками. Нам повезло, и было время отлучиться, и мы вполне воспользовались его гостеприимством, где порядочно отдохнули, так как спали спокойно, хорошо обедали и ходили в баню, отчего больным ногам моим сделалось легче».

В Дубровицах побывали и французы. Небольшой отряд конницы Мюрата покинул Дубровицы 10 октября 1812 года, ограбив и спалив близлежащие деревни.

Хозяин же Дубровиц Матвей Александрович 21 декабря 1812 года был награжден золотой саблей «За храбрость», а в марте следующего года назначен шефом своего полка и произведен в генерал-майоры. В 1816 году он вышел в отставку, а с 1817 года окончательно поселился в Дубровицах. Здесь начинается «история» основанной Матвеем Александровичем тайной организации — «Ордена русских рыцарей». Граф сам писал ее устав — «Краткое наставление русским рыцарям» и консультировался по этому вопросу с М. Ф. Орловым и М. Н. Новиковым.

В документе, выработанном Орловым и Мамоновым, наряду с «упразднением рабства в России» предлагалось пожаловать «наследственным пэрам», то есть «русским рыцарям», крепости («фортеции»), поместья и земли.

Идея фортеции как резиденции «пэра» занимала Дмитриева-Мамонова не меньше, чем размышления об осуществлении демократических, республиканских преобразований. Она отразилась в развернувшемся в Дубровицах строительстве. По заказу Дмитриева-Мамонова вокруг его поместья, включая главный дом, регулярный парк, хозяйственные постройки и конный двор, была выстроена протяженная каменная ограда со средневековыми зубцами, придававшими усадьбе вид замка.


Выполнявший этот необычный заказ архитектор не установлен. Не исключено, что проект разработал сам граф, знавший фортификацию и хорошо разбиравшийся в чертежах. Стену, не представлявшую архитектурной ценности, окончательно разобрали в 1930-х годах.

Желание Мамонова окружить все ореолом тайны не могло не беспокоить правительство. Поводом для ареста послужило избиение графом камердинера, в котором он заподозрил агента, осведомляющего Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына. В июле 1825 года связанного Мамонова доставили в Москву, где он оказал бурное сопротивление полиции. В сформированную по указанию Голицына медицинскую комиссию вошли четыре врача, которые должны были официально засвидетелствовать сумасшествие графа. Знаменитый московский медик Ф. П. Гааз, осмотрев «больного», отказался дать свое заключение о болезни графа. Однако Мамонова стали «лечить». Его лечение носило изуверский, принудительный характер. От него требовали повиновения властям. Наконец, после отказа графа в 1826 году присягнуть новому императору Николаю I он официально был объявлен сумасшедшим, и над ним установили опеку.

Через несколько лет Дмитриев-Мамонов смирился со своим положением. Почти четыре десятилетия, вплоть до своей кончины 11 июня 1863 года, граф жил в имении Васильевское на Воробьевых горах, которое москвичи назвали «Мамоновой дачей». Похоронен М. А. Дмитриев-Мамонов на территории Донского монастыря рядом с могилами отца, матери и деда.

В период нахождения графа под арестом в Москве была предпринята первая реставрация храма в Дубровицах (1848-1850), которую возглавил академик архитектуры Федор Федорович Рихтер (1808-1868). Архитектор получил классическое образование в Петербургской академии художеств, прошел хорошую школу у О. Монферрана на строительстве Исаакиевского собора.

После реставрации «… его (храм) нельзя уже узнать, — пишет в своей книге «Обновление храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицы Московского уезда» директор кремлевской Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, — золотой крест и золотая корона купола снова ярко отражают свет дня и ночи; узорчатые стены ее, все наружные изваяния обточены, очищены резцом — нет уже ни следов времени, ни порчи — храм как будто совершенно новый, только что созданный в подражание древнему, без малейшего изменения».

Но внутри он стал богаче. Великолепной резьбы древний иконостас и хоры не могли оставаться без позолоты, желтая окраска листьев, казалось, была подготовкой под золочение; но никто не подумал об этом до восстановления храма в 1850 году.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

Латинские надписи и стихи под горельефными изображениями стерлись; для них время прошло; их заменили текстом из Священного Писания.

«Четыре ряда образов иконостаса и Царские двери увенчались, а клиросы и двухъярусные хоры как будто обросли золотыми виноградными листьями. Лепная работа и все ваяния в высоте храма отделились и сделались более воздушными», — писал А. Ф. Вельтман.

Владельцем Дубровиц в 1864 году стал Сергей Михайлович Голицын. Он родился в 1843 году и происходил из старинного княжеского рода. Его отец, Михаил Александрович Голицын (1804-1860), дипломат, библиограф, коллекционер, подолгу жил за границей. На базе собранной им богатейшей коллекции его наследник, С. М. Голицын, 26 января 1865 года открыл в Москве на Волхонке, 14 Голицынский музей, который размещался в пяти залах второго этажа принадлежавшего ему дома. Музей стал одним из центров культурной жизни Москвы, в его залах ежегодно бывало более трех тысяч посетителей. С. М. Голицын приложил немало усилий, чтобы благоустроить любимые Дубровицы. Делалось это, прежде всего, в расчете на состоятельных дачников. Со стороны реки Десны и частично вокруг усадьбы по его распоряжению была разобрана каменная стена. На плане 1915 года на месте северо-восточного флигеля обозначен птичник.


Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.


Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.

В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне - архиепископ) Можайский Григорий.


С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII - начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.

В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!». Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!

Особенности архитектурного убранства церкви диктовали иностранцы, что сказалось на обилии скульптуры, редко встречающейся в русском храмовом зодчестве.

Основное помещение храма — восьмерик на четверике — в соответствии с русской традицией приподнято на высоком цоколе, а на его уровне проходит открытое гульбище с четырьмя закругленными лестничными входами. Рустованный монументальный низ завершается резным карнизом, который закрывает крышу. Основания восьмигранной башни почти не видно. Оно имеет горизонтальное членение и завершается куполом, который несет золоченую корону. Весь фасад церкви, от подступеней лестниц до купола, украшен резьбой (в основном использован растительный орнамент).

Перед западным входом со стороны лестницы установлены белокаменные статуи святителей — Иоанна Богослова и Григория Златоуста, у основания восьмерика — скульптуры апостолов, во внутренних углах цокольной части — четыре евангелиста: Марк, Лука, Иоанн и Матфей.

Во внутреннем убранстве церкви выделяются лепные рельефы на евангельские темы. Высокое качество материала и профессиональная работа определили их долговечность. Хорошо сохранились двухъярусные резные хоры и четырехъярусный иконостас.
















Есть в Южном Подмосковье под Подольском удивительный для этих мест храм - Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. «…Ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать! » - так отзывался об этой церкви в начале XX века Сергей Маковский, архитектор. И она действительно уникальна и великолепна.

Заложена эта церковь была в 1690 году в усадьбе Дубровицы, хозяином которой был князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель и сподвижник Петра I. Случилось так, что в результате придворных интриг его оклеветали, царь отлучил впавшего в немилость Бориса Алексеевича от двора и отправил в недавно приобретенную им деревню Дубровицы. Но вскоре доброе имя Голицына было восстановлено, царский гнев поутих. Царь снова вызвал Голицына в Москву и пожаловал ему боярское звание. В честь примирения с царем и задумал Голицын возвести в своей усадьбе этот белокаменный храм. Но хотя его строительство было закончено в 1699 году, освятили красавец-храм лишь спустя пять лет, и причин тому было несколько.


Во-первых, освящать его упорно отказывалась православная церковь в лице Патриарха Адриана. Выстроенный храм был очень необычным, совсем не похожим на православные храмы и не соответствовал церковным канонам. Украшенный в стиле барокко на европейский манер, он напоминал католические храмы, именно поэтому православная церковь и принимала его «в штыки».
Кроме того, освящение храма князь Голицын намеревался провести в присутствии государя, а в те годы Петр I, занятый военными походами, в Москве почти не появлялся. Лишь в феврале 1704 года, отвоевав у шведов Восточную Прибалтику, Петр с царевичем Алексеем и придворными прибыл в усадьбу Голицына. К тому времени царь провел церковную реформу, Патриарх Адриан скончался и митрополит Стефан все же освятил храм.

Центральная часть храма возносится ввысь в виде изящного восьмигранного столпа, венчает который не купол и не шпиль, как было заведено на Руси, а золоченая корона.



Хотя в архитектуре храма и прослеживались традиции древнерусского зодчества, в частности, резных украшений древнейших храмов Суздаля и Владимира, в целом он оказался построенным в духе подражания западным, католическим образцам.
В качестве украшения храма использовано множество скульптур, что характерно для европейского барокко XVIII века. К сожалению, многие из них сейчас сильно разрушены или вовсе утрачены.



У одного из входов помещены белокаменные скульптуры двух старцев-святителей в мантиях - Григория Богослова и Иоанна Златоуста.


Над западной дверью можно увидеть статую еще одного святителя - Василия Великого.

К роме того, фасад украшен изваяниями евангелистов, апостолов, ангелов.



Богато декорирован храм и белокаменным ажурным кружевом с довольно затейливым узором из цветов, листьев, фруктов.




Внутри храма также находится много рельефных изображений на тему сюжетов из Библии.

Пространство под куполом украшено в духе Позднего Ренессанса.


Центральной композицией в интерьере является сцена «Распятие» из цикла «Страсти Господни».


В верхней части иконостаса резные украшения прекрасно гармонируют с иконами. Предположительно, в создании этих икон принимали участие мастера из Оружейной палаты Московского Кремля.


Интересна судьба надписей, встречающихся в храме. Во время реставрации этого храма первоначальные надписи, сделанные на латинском языке, по настоянию митрополита Московского Филарета заменили на церковно-славянские, но в 2004 году вновь вернули латинские тексты.
К сожалению, имена создателей этого шедевра канули в вечность. Но, несомненно, при возведении этого великолепного храма наряду с русскими привлекались и иноземные, итальянские мастера. В своих воспоминаниях о строительстве этой церкви один из местных священников, С.И.Романовский, писал в 1802 году:" Достав в знании сем превосходнейшего архитектора, родом италианца... ".
Сейчас храм возвращен православной церкви, силами которой проводится его реставрация.


Дубровицы (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Недалеко от подмосковного города Подольск на берегу реки Пахры есть красивая усадьба Дубровицы. Сюда стоит приехать для того, чтобы узнать немного больше об истории и достопримечательностях нашей страны или просто погулять в известном, но в то же время очень спокойном и умиротворенном месте.

Главной достопримечательностью усадьбы Дубровицы можно, без сомнения, назвать один из самых красивых храмов России - церковь Знамения пресвятой Богородицы.

Впервые о селе Дубровицы было упомянуто в исторических документах, датируемых 1627 годом. На тот момент земля принадлежала боярину Морозову. Спустя годы, усадьба меняла хозяев: здесь жили Голицыны, Дмитриевы-Мамоновы, Потемкины. Борис Голицын стал одним из самых известных владельцев именья, поскольку именно при нем была построена доминанта Дубровиц - Знаменская церковь. В 1788 году Екатерина II купила усадьбу и подарила ее своему фавориту Александру Дмитриеву-Мамонову. Однако молодой человек уже через год женился на фрейлине Дарье Щербатовой, за что и был отлучен от двора, и вернуться в Петербург уже не мог. Интересно, что несмотря на обиду, Екатерина оставила все свои подарки Мамонову и даже лично готовила невесту к свадьбе.

Во время войны 1812 года Дубровицы пострадали от французов, были сожжены и ограблены соседние деревни.

Затем Дубровицы перешли сыну Мамоновых Матвею. Он известен в первую очередь как основатель тайной организации «Орден русских рыцарей», отказавшийся присягать Николаю I. Вплоть до революции в Дубровицах жил Сергей Голицын - коллекционер и основатель Голицынского музея. В 1919 году здесь располагался музей дворянского быта, но позже все ценности были вывезены, а усадьбу передали в пользование детскому дому. Затем в Дубровицах находился сельскохозяйственный техникум, в котором преподавала младшая дочь Менделеева - Мария Дмитриевна. В 1961 году сюда переехал всероссийский научно-исследовательский институт животноводства. Лишь в 1990 году церковь Знамения пресвятой Богородицы была возвращена прихожанам.

Знаменская церковь

Главной достопримечательностью усадьбы можно, без сомнения, назвать один из самых красивых храмов России - церковь Знамения пресвятой Богородицы. Знаменская церковь считается одной из самых необычных, поскольку ее строили по нетипичному для православия проекту. Храм появился в Дубровицах благодаря Борису Голицыну - воспитателю Петра I. Интересно, что он строился только в летнее время, в остальные месяцы шла кропотливая работа над внешним и внутренним убранством. Детали здания очень необычны: церковь венчает корона, вместо фресок здесь огромное количество скульптур на библейские темы. Кстати, именно по этой причине церковь иногда даже называют «музеем скульптуры». Стоит отметить, что Голицыну удалось построить Знаменскую церковь исключительно благодаря хорошим отношениям с Петром I, который очень интересовался этим проектом в стиле раннего итальянского барокко. Для того времени храм был настолько нетипичным, что священнослужители отказались его освящать. Лишь после смерти патриарха Адриана - противника католицизма - церковь все-таки освятили.

К сожалению, в советские годы за храмом почти не следили, многие детали безвозвратно утрачены. Так, в 1932 году снесли колокольню. Однако церковь несколько раз реставрировали, это помогло привести ее в должный вид. Сравнительно недавно здесь провели отопление, и теперь службы проводятся в любое время года.

Усадебный дворец также достоин внимания. Он был построен в первой половине 18 века в стиле барокко и не раз перестраивался. Сегодня особой красотой отличается гербовый зал здания, стены которого украшены живописью. Многое из того, что было здесь при Голицыне, не сохранилось. В 20 веке отсюда вывезли роскошную мебель, предметы искусства и многое другое. Сейчас о богатстве прошлого интерьера можно судить лишь по немногим сохранившимся фотографиям.

Практическая информация

Усадьба Дубровицы расположена по адресу: Московская область, Подольский район, пос. Дубровицы. Добраться можно на электричке с Курского вокзала до станции Подольск, далее на автобусе или маршрутке № 65 непосредственно до поселка. Также можно доехать от станции метро «Южная» на автобусе № 417 до поселка Дубровицы. На автомобиле нужно ехать по Варшавскому шоссе через Подольск до указателя «Усадьба Дубровицы. Церковь Знаменская», расположенного около Центрального архива Министерства обороны РФ. Затем повернуть направо и ехать до поселка.

Храм открыт для посещений каждый день с девяти до 17 часов. Если есть вечерняя служба, то до 20.00.

Адрес: Подольский район, Московская область

Храм Знамения сооружен в 17-18 веках в селе Дубровицы. Храм построен по заказу князя Бориса Алексеевича Голицына в стиле барокко. Предполагается, что строительство вели мастера из Италии или Швейцарии. Сверху до низу храм покрыт белокаменной резьбой преимущественно растительного характера, большое количество барельефов и круглой скульптуры.



Первое упоминание о Дубровицах относится к 1627 году: «В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина с. Дубровицы на реке Пахре, в устье речки Десны». После смерти оного, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к дочери Морозова - Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И.А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных. В конце XVII века здесь развернулось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына - воспитателя и сподвижника Петра I. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования, в 1689 году он неожиданно подвергся опале, и был вынужден удалиться в деревню. Звезда Голицына близилась к закату, и потому он преимущественно жил в своих подмосковных вотчинах - Дубровицах, Больших Вязёмах, Марфине.

В 1690 г. князь заложил в Дубровицах необыкновенно красивый храм, истинный архитектурный шедевр. Столпообразное здание, стоящее на высоком стереобате, окружено открытыми галереями с веерообразными лестницами. Над первым четырёхлепестковым ярусом возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальным ажурным куполом. Белокаменная Знаменская церковь снаружи и изнутри богато украшена резьбой по камню и круглой скульптурой, а также барельефами. Характер скульптуры и латинские надписи (заменённые в последствии на русские) свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам, но есть здесь что-то и от "нарышкинского барокко". Голицын смог воплотить столь дерзкий архитектурный замысел только благодаря близости к Петру I, очень интересовавшемуся постройкой этого храма. И освящен был храм при высочайшем присутствии государя и царевича Алексея в 1704 году.

Церковь частично отреставрирована при советской власти, внутренние работы ведутся и сейчас, храм действует.



Церковь Знамения Пресвятой Богородицы расположена в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм - уникальный памятник русской архитектуры конца XVII- начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной. Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса - бриллиантовым рустом.

Интерьер Знаменской церкви украшают горельефы, выполненные на библейские сюжеты. Сцены «Страстного цикла» сопровождаются латинскими стихами, помещенными в изящные картуши. Такие же надписи имеются и под ангелами с орудиями страстей Христовых. В храме можно увидеть скульптуры с изображением воскресения Христова, коронования Божией Матери и проч. В западном лепестке церкви сохранились двухъярусные деревянные золоченые хоры, на которых в 1704 г. во время освящения храма молился царь Петр I со своим сыном царевичем Алексеем.

Считается, что Знаменская церковь в подмосковной усадьбе Дубровицы была заложена в 1690 г. князем Борисом Алексеевичем Голицыным, воспитателем будущего государя Петра Великого. Царь поддержал строительство нового храма и даже повелел написать для иконостаса два образа - святых князей Бориса и Глеба и апостолов Петра и Павла. Эти иконы сохранились до наших дней. Церковь является архитектурной доминантой древней усадьбы Дубровицы, раскинувшейся у слияния рек Пахры и Десны.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах с 1990 г. является действующим храмом.

http://www.dubrovitsy-hram.ru/



Прекрасная жемчужина подольской земли, одна из самых красивых церквей Подмосковья, уникальный памятник русской барочной архитектуры - церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы. Церковь расположена среди холмов и лесов, том месте, где сливаются реки Пахра и Десна. Владелец Дубровиц, магнат и крупный землевладелец князь Борис Алексеевич Голицын, был одним из могущественных вельмож раннего периода петровского царствования. В 1689 г. он попал в опалу и удалился жить в загородную резиденцию, где и развернулось большое строительство и появилась задумка отстроить храм в лучших иностранных формах.

Храм возводился на месте бывшей деревянной церкви в период с 1690 по 1704 гг. По некоторым сведениям, к строительству привлекались итальянские мастера. Множество знаменитых гостей и даже сам Петр I присутствовали при освящении храма 24 февраля 1704 г. Освящение проводил местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан.

В архитектуре церкви прослеживается удивительный синтез русского искусства и традиций западноевропейского зодчества. Основанием центральной части церкви служит квадрат, к сторонам которого примыкают полукруглые трехлопастные части, ориентированные по сторонам горизонта - восточная служит алтарем, а три другие притворами. Нетрадиционное завершение трехъярусной восьмигранной башни золотой короной с крестом в сочетании с белокаменной резьбой по всему фасаду создают впечатление воздушности и легкости. В создании уникальной резьбы участвовали швейцарские мастера, специально для этого привезенные князем Голицыным. Ажурная резьба растекается сплошным орнаментом, изумительным и изысканным, по всему фасаду. Кроме резьбы фасад украшен рельефными скульптурами святых, апостолов, ангелов. По сторонам света расположены веерообразные лестницы. Рельефная скульптура и не менее великолепные орнаменты поражают и во внутреннем убранстве церкви. Особенно обильно барельефами украшено внутреннее пространство восьмигранной башни. Интересно, что изначально скульптурные композиции были сопровождены текстами на латыни, однако при реставрации церкви в середине XIX в. их заменили церковнославянскими. Авторский вариант был восстановлен в 2004 г. Настенная роспись отсутствует, в иконостасе сохранились иконы работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля.

Недавно уникальный храм был внесен в список погибающих памятников. К сожалению, здание храма разрушалось и разрушается под воздействием естественных причин. Кроме того, к разрушению храма приложили руку борцы с религией XX века. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

http://www.tutnedaleko.ru/target/cerkov_znameniya_bogorodicy_v_dubrovicah



Впервые село Дубровицы упоминается в документах в 1627 году: "На реке Пахре, усть речки Десны... двор боярский, двор коровий с деловыми людьми... А в селе церковь Илии Пророка деревянна... а у церкви во дворе поп Иван Федоров, а во дворе дьячок и просвирница". Во времена, к которым относится первое документальное свидетельство о Дубровицах, село принадлежало боярину Ивану Васильевичу Морозову, возглавлявшему Владимирский судный приказ. Достигнув старости, благочестивый боярин постригся в монахи, оставив Дубровицы в наследство своей дочери Аксинье, которая вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. Именно по инициативе этой семейной четы в селе возвели деревянную церковь Илии Пророка (известно, что службы в ней совершались вплоть до 1690 года). После смены нескольких хозяев Дубровиц, имение в конце ХVII столетия переходит к воспитателю-"дядьке" Петра Первого - Борису Алексеевичу Голицыну. В описании храма, составленном дубровицким священником Сергием Романовским в самом начале ХIХ века, говорится, что Голицын - "муж, ревности ко благочестию исполненный, который почитал единственным себе увеселением посещать и украшать храм Божий. Силою того благочестия движим будучи, восхотел, вместо упомянутого деревянного здания, воздвигнуть храм каменный такого великолепия, какого требует величие поклоняемого в нем Божества". Церковь же Илии Пророка при этом перенесли в соседнюю деревню Лемешово.

По всей видимости, решение Голицына о возведении нового храма было вызвано сразу несколькими причинами. Во-первых, строительство он, похоже, решил приурочить к окончанию своей опалы. Приехав в столицу, Борис Алексеевич сразу показал царю Петру некие наброски. Зачем? По одной из версии, ещё будучи совсем юным, Пётр часто бывал в Дубровицах у своего "дядьки", был увлечён его дочерью, да и саму природу местную любил. "На холме, что круто высится над Десною и полого к Пахре спускается, стоял барский дом-терем. Чуть от него восточнее была церковка... А за нею с холма открывался вид... на низинный луг, обрамлённый роскошными ветлами, что буйно росли вдоль берегов обеих рек, смыкавшихся воедино, образуя как бы мыс корабля", - так описывает пейзаж того времени Э.Г. Филипович в своей книге "Дубровицкие повести, легенды и были". По одной из легенд, которая часто приводится в краеведческих материалах, юный Пётр, однажды посетивший Дубровицы, восклиунул, обращаясь к своему "дядьке": "Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Храм бы такой здесь поставить, чтобы и немцы ахнули! Чтобы другого такого в целом мире не было!". Голицын эти слова запомнил, мысль воплотить в белом камне мечту своего воспитанника с тех пор не оставляла его. Чертежи Петру понравились до такой степени, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на зодчих, ни на отделке. И лично приехал 22 июня 1690 года в Дубровицы на закладку первого камня. А вот на вопрос - кто строил, точного ответа нет.

В книге начала прошлого века "Дубровицы - знатное село, имение князя С.М. Голицына" сказано, что "самые искуснейшие в деле мастера, человек до ста, нарочно были выписаны из Италии". Строили долго и только в летнее время. Сторонники теории иностранного происхождения зодчих Знаменской церкви утверждают, что многие декоративные элементы, использованные при его украшении, в России раньше не встречались. В частности - всевозможные рельефные завитки, экзотические цветы и плоды, вырезанные в камне. Кроме того, специалисты отмечают, что в русской архитектурной традиции не было принято ставить скульптуры апостолов, изображать восстающего из гроба Христа и иллюстрировать традиционно католический сюжет "Коронование Богоматери". Меж тем, всё это можно увидеть в дубровицком храме. И пластика горельефов, и реалистичность персонажей скорее указывают на европейские мотивы эпохи Возрождения. Даже венчающая храм царская корона противоречит православным архитектурным канонам. Более того, многие эксперты предполагают, что среди лепного убранства Знаменского храма зодчий "спрятал" свой портрет. Речь идёт о так называемой "маске мастера" - голове молодого человека над изображением сцены "Возложение тернового венца". Это вполне обычная практика именно для европейского зодчества, но не для русского, для которого вообще весьма характерно стремление к анонимности. Однако версия об итальянском происхождении авторов Знаменской церкви - не единственная. В литературе можно встретить предположение, что храм строил некий Тессинг или безвестный русский мастер. Так, М.М. Дунаев в своей книге "К югу от Москвы" из знаменитой серии "Дороги к прекрасному" пишет: "В облике Знаменской церкви, в её построении, объёмной композиции можно отметить немалое сходство с известными храмами центрического типа, созданными примерно в тоже время: Покрова в Филях, Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря и других".

К концу ХVII века строительство храма завершилось. В 1698 году у Голицына гостил австрийский посланник Иоганн Корб, который в своём дневнике немало восхищается этой церковью. Правда, несколько лет прекрасное здание стояло неосвящённым. Дело в том, что Патриарх Московский Адриан наотрез отказался освящать столь явно выбивавшийся из принятой на Руси традиции храм. В результате освятили церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" только в феврале 1704 года, когда Русская Церковь - после кончины Патриарха и запрета Петра избирать нового Предстоятеля - осталась без своего главы. Освящение совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), "при высочайшем присутствии, - как отмечает в уже упомянутом описании священник Сергий Романовский, - благочестивейшаго Государя Петра Алексеевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ".

По случаю освящения храма в Дубровицах устроили пир на весь мир - царь Пётр обожал застолья. "По Высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, и так на 50 верст расстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования, и с удовольствием через семь дней торжества делано было угощение", - сообщается в книге "Дубровицы - знатное село". По окончании торжеств Пётр I отбыл в Петербург - его ждали великие дела. Исследователи "подозревают" в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и валяли "наши". И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает "резь" иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты. Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих их них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены "обобщённые образы людей необычайной внутренней силы". Внутри же здания мы видим "не сдержанность чувств и самоуглублённое совершение, а экспрессивное выражение страстей". К середине ХIХ века Знаменский храм совершенно обветшал, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы в 1844 году дубровицкий священник Иоанн Булкин не начал буквально засыпать опекунов просьбами о ремонте. Те, недолго думая, дабы обезопасить себя от "бесполезных" трат, решили церковь закрыть. Но неугомонный батюшка пожаловался митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) и своему соседу - московскому генерал-губернатору. После этого реставрация всё-таки началась. Руководил ею архитектор Дворцового архитектурного училища Ф.Ф. Рихтер. Будучи специалистом в области средневекового зодчества, он решил переделать храм в "старорусском" стиле. Рихтер едва успел заменить латинские надписи в интерьере русскими и собрался украсить церковь более традиционными иконами, как последовала новая жалоба святителю Филарету (Дроздову) - всё от того же отца Иоанна. В результате убранство храма удалось сохранить, реставраторы только утварь и паникадило заменили на новые, "под старину", да позолотили хоры и иконостас. Освятили обновлённый храм в августе 1850 года.

Что только не размещалось в дубровицком храме после Октябрьской революции! После разграбления храма, помещение использовали в качестве склада, "квартировавших" в главном доме воспитанников детского дома, военных лётчиков, Института кормления домашних животных (с 1960-х годов - Всесоюзного НИИ животноводства). Лишь в 1990 году Знаменскую церковь вернули верующим. Конечно, помещение, столько лет служившее складом, требовало ремонта. Фронт работ был огромен - начиная с очистки цокольного этажа от груд строительного и прочего мусора и заканчивая просушиванием самой церкви. И позолота на короне требовала восстановления, и крест надо было реставрировать, и отопление с вентиляцией провести... Дубровчане рассказывают, что Знаменский храм трижды оказывался на краю гибели. Впервые - во время Отечественной войны 1812 года. Тогда в этих местах мародёрствовали французы, но дубровицкую церковь они не тронули - уж очень красивой она показалась "утончённым" оккупантам. По этой же причине храм - с минимальными утратами (в частности, он лишился колокольни) - устоял и в послереволюционные годы. В 1941 году, во время наступления гитлеровцев, на крыше Знаменского храма установили пулемёт. Она значилась в списках "приговорённых" к уничтожению. Однако, когда сапёры уже заминировали храм, у их юного командира язык не повернулся отдать приказ. Говорят, он тянул несколько дней, находя разные предлоги повременить со взрывом. К счастью, как раз в те дни немцев удалось остановить, и командир, ответственный за судьбу храма, попросил позвать кого-нибудь постарше. Приехал полковник, потом генерал, чей штаб располагался неподалёку. Последний, увидев необычную церковь и помолчав, произнёс: "Приказ приостанавливаю! Временно. А за неисполнение приказа - обоих..." Но в ту же минуту наши войска в наступление пошли... Так в третий раз церковь Дубровицкую спасла её красота.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №92, 2014 г.



Знаменский храм в Дубровицах - уникальный представитель уникального стиля в русской архитектуре. Впрочем, русской ли? "Построено в России" ведь не гарантирует "русскости". Князь Борис Алексеевич Голицын был ярым сторонником европеизации, и архитектурное течение, которое он пытался привить на русской земле, получило название "голицынского барокко". Это невероятно яркий (и столь же условный) стиль. Почему яркий - понятно без объяснений. А условный в первую очередь потому, что он - во многом искусственный. "Голицынское барокко", в отличие от того же "нарышкинского", не явилось результатом художественного осмысления традиций предшествующих архитектурных поколений, их обновления или синтеза с иностранными художественными веяниями. Голицынский стиль - это чистая европеизация, эффектный, но механический перенос западной манеры на русскую землю. Даже так называемое "петровское барокко" с его экзотическими голландскими вогнутыми шпилями в сравнении с "голицынским" казалось более русским - в нём сохранились традиционная планировка "храма-корабля", знакомая композиция "восьмерик на четверике". Голицынский же стиль полностью порывал с отечественной традицией, ориентируясь более на австрийское зодчество, а через него - на итальянский Ренессанс. Планировка храма-ротонды, центрическая композиция, смелая пластика - в общем, сделать всё, чтобы эта церковь не была похожа на русскую церковь. В итоге развития на нашей почве "голицынское барокко" не получило, и это результат закономерный. Ярчайшие примеры этого стиля - храм Рождества Богородицы в Подмоклове и Знаменская церковь в Перово. Знаменский храм оригинален в плане - он может показаться ротондой, но это не ротонда, а четверик, хотя искусно "закамуфлированный": с каждой стороны к нему "примыкают четыре апсиды - каждая трёхлепестковой формы. План распространяется в окружающее пространство" причудливой конфигурацией лестниц" ("Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства" В.Г. Власова). То есть, по факту, в основание церкви положен всё-таки традиционный крест, хотя и со скруглёнными концами. Традиция спрятана за экзотикой. Что ещё? Обширная открытая паперть, фигурные лестницы, ставшая, кажется, самоцелью рустовка, богатейшая орнаментальная резьба и скульптурные украшения - от изваяний Григория Богослова и Иоанна Златоуста у входа до феерического карниза, полностью скрывающего за белокаменными кружевами и кровлю основного объёма, и нижнюю часть высокого восьмерика. Такого высокого, что он кажется башней, разделённой горизонтальным членением; впрочем, это последнее - чисто декоративный ход, направленный именно на зрительное восприятие. Здание увенчано куполом, снаружи не видным за ажурной золочёной короной с крестом. Металлический ажурный венец покрыт позолотой. Интересны четырёхлепестковые окна в основании короны - это действительно окна, их можно увидеть и изнутри храма, под самым куполом восьмерика-башни.

Очень интересно выглядит сложная фигурная кровля. С земли её не сразу разглядишь - она закрыта поясом белокаменного растительного орнамента и скульптур. Резьба по белому камню в русском зодчестве широко применялась, однако рисунок и приёмы, которые мы здесь наблюдаем, а главное - скульптурные изображения святых, совершенно не свойственны отечественной церковной архитектуре. Эта итальянская "реплика" в 1703 году смотрелась более чем смело... Довольно выразителен вытянутый восьмерик и даже действительно на четверике. Карнизы делят всю конструкцию на три световых пояса. Нижний ярус отмечают выступающие прямоугольные окна со скруглённой верхней частью. Такие же окна есть в среднем ярусе, а в верхнем они - небольшие, восьмиугольные, особенно богато украшенные резьбой. Особенно бросаются в глаза ростовые статуи двух святителей - Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа от входа в храм). Скульптурное изображение святителя Василия Великого не столь заметно - его поместили на крышу над входом. Сегодня этим скульптурам требуется тщательная реставрация. Высота Знаменского храма с куполом - свыше 42 метров. Благодаря своей необычной башнеобразной композиции, изнутри Знаменская церковь воспринимается как единое сложное целое, раскрываясь сразу вся, во всём великолепии интерьера. Здесь тоже поражает воображение скульптурное убранство. Оно очень динамично, даже экспрессивно (не удивительно - ведь оформлением храма занимались итальянские мастера: в его "иностранном происхождении" у исследователей сомнений нет). При этом убранство полностью подчинено вертикальному построению всего внутреннего объёма храма - чем выше, тем богаче, изощрённее динамизм.

Интересно отметить наблюдение М. Дунаева: "Регистровость композиции интерьера Знаменской церкви обусловила некоторую тесноту в расположении отдельных изображений и определила технические трудности, возникшие перед мастерами, вынужденными порою помещать фигуры во весь рост в сравнительно невысоких ярусах. Этим, вероятно, объясняется некоторое нарушение пропорций человеческого тела в скульптурных изображениях". К слову о регистровости композиции". Если присмотреться, замечаешь, что расположенные ярусами лепнина и рельефы "башни" Знаменской церкви - своего рода аналог традиционного русского иконостаса. В парусах под "башней" помещены изображения евангелистов. Над ними, в первом ярусе, - "Возложение тернового венца", "Несение креста", "Распятие Христово". В следующем ярусе - ветхозаветные пророки (опять же, своего рода пророческий чин); над ними - ангелы; в куполе, вполне в русских традициях, - "Господь Саваоф". Если авторство скульптуры - безусловно итальянское, то безусловно русскими исследователи признают дополняющий богатое внутреннее убранство резной трёхъярусный иконостас (тоже со скульптурами, только деревянными) и великолепные хоры. Последние сами по себе - произведение искусства. Массивные, двухъярусные, нависающие над входом в храм, они сплошь покрыты резьбой. Нижний ярус оформлен в виде галереи, верхний - в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи. Всё сооружение - сочетание величественности и изящества. Несмотря на то, что Знаменская церковь в Дубровицах в советское время была закрыта и долге время использовалась как склад, многие её святыни уцелели. Уцелели - чудом. Иконам и Распятию пришлось пройти через многие испытания, чтобы, в конце концов, вернуться на своё законное место в храме.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск № 92, 2014 г.



В начале XVII ст. в селе Дубровицах была деревянная церковь во имя Илии Пророка. В писцовых книгах 1627 г. значится: «в Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина село Дубровицы на реке Пахре, а в селе церковь Илии Пророка древянна, клетцки, а в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольнице колоколы и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви во дворе поп Иван Федоров, во дворе дьячок и просвирница; пашни церковные земли 10 четьи в поле, сена 20 копен, в селе двор боярский, в нем живет приказчик, двор коровий с деловыми людьми и 6 мест дворовых крестьянских пустых».

В окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 - 76 гг. Ильинская церковь писалась «в вотчине боярина Василия Петровича Морозова», без означения села. В 1646 г. в селе Дубровицах, вотчине боярина Ивана Васильевича Морозова, находились дворы: боярский, приказчий, 13 дворов дворовых людей. В 1656 г. боярин И. В. Морозов ту свою подмосковную вотчину село Дубровицы и село Ерино написал в духовной дочери своей Аксинье, жене князя Ивана Андреевича Голицына. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа под 1676 г. в статье об Ильинской церкви отмечено: «впредь писать в вотчине боярина князя Ивана Андреевича Голицына в селе Дубровицах, дани 2 алтына, заезда гривна, платил те деньги той же церкви поп Иван». В 1678 г. в селе Дубровицах показано: «двор вотчинников строится вновь, двор скотный и 4 двора дворовых людей; к селу принадлежала деревня Фокина, Гридина тож, на реке Пахре».

11 августа 1685 г. «по докладной выписке за пометою думного дьяка Лукьяна Голосова, теми вотчинами, которые написал в духовной боярин Иван Васильевич Морозов, в иноцех старец Иоаким, своей дочери княгине Аксинье, велено владеть после ее смерти мужу ее князю И. А. Голицыну с его детьми».

Князя И. А. Голицына не стало, а после него остались дети его «князья Андрей, Иван большой и стольник Иван меньшой». В 1683 г. они полюбовно между собою поместья и вотчины своего отца разделили и село Дубровицы досталось князю Ивану Ивановичу большому Голицыну и того же года оно было продано князю Борису Долгорукову. В 1687 г. у последнего оно куплено женою князя Ивана Голицына большого вдовою княгинею Марфою Федоровною и в 1688 г. продано князю Борису Алексеевичу Голицыну.

При князе Б. А. Голицыне построена была в селе Дубровицах каменная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, на месте Ильинской церкви, которая была перенесена в село Лемешево, находившееся близ села Дубровиц. /А. Вельтман в «Обновление храма Знамения Пресвятой Богородицы», Москва 1850 г., говорит, что по показанию священника, находившегося в прошлом столетии при оной церкви, храм этот основан в 1690 г. и освящен в 1704 г. в присутствии государя Петра Алексеевича митрополитом Стефаном Яворским./

Князь Б. А. Голицын при жизни отдал это село своему сыну Алексею, по смерти которого жена его вдова княгиня Анна Ивановна в 1734 г. разделила недвижимое имение разных уездов между детьми князя: Сергеем, Яковом и Иваном; село Дубровицы досталось Сергею Алексеевичу, а дочерям Марье и Екатерине она отдала приданые своей вотчины в Ярославском уезде. После князя Сергея Голицына и его жены Настасьи Васильевны селом владел их сын Алексей, а от него перешло к его сыну Сергею. Он продал село Дубровицы в 1781 г. князю Григорию Александровичу Потемкину, а у него оно куплено в 1787 г. Александром Матвеевичем Дмитриевым-Мамоновым.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.

История строительства храма

История строительства храма

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

1690 г. - 1699 г.

СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА

ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

Борис Алексеевич Голицын

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г.Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще нескоялько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

Митрополит Стефан

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

Архитектура храма

Архитектура храма

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Архитектурный стиль

Объект культурного наследия

Скуьлптуры апостолов

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер храма

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Скульптурная композиция "Распятие"

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

Двухярусные хоры

История прихода

История прихода

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Михаил Андреевич Порецкий

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся. В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.

С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.

В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!



Просмотров