Биография ильи муромца. Кем в действительности был Илья Муромец

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальный человек, воин, служивший Киевскому князю.

Но если Илья Муромец — историческая личность, то почему он не упоминается ни в одной летописи? На это может быть несколько причин.

Во-первых , не так много письменных источников тех лет дошли до нас. И это не удивительно. Татары постоянно совершали набеги на землю русскую и сжигали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Киево-Печерской Лавры.

Во-вторых , Илья был из простой крестьянской семьи. В то время постоянное войско князя — его дружина, набиралось из знатных людей. Возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика не мог оставить равнодушными родовитое боярство и опиравшихся на него князей золотого века Киевской Руси.

Поэтому имя народного героя было стерто со страниц истории. Но его невозможно было стереть из доброй памяти благодарного народа.

После смерти Илья был захоронен в пределе главного храма Киевской Руси — Софии Киевской . Там находилась великокняжеская усыпальница, в которой и князей-то не всех хоронили. А Илья Муромец делами своими мирскими был удостоен такой чести. Бояре о таком снисхождении и мечтать не могли.

Возможно, именно по этой причине позднее гробница Ильи Муромца при набеге была разрушена, а гробница его товарища — Добрыни Никитича , сына древлянского князя Мала, чудом уцелела.

Об этом упоминает в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота , который с 7 по 9 мая 1594 года был проездом в Киеве.

В то время Киево-Печерская лавра взяла на себя заботу о мощах богатыря. Там, в Ближних пещерах, его тело и покоится поныне.

№2 Илья Муромец — герой не только русского эпоса

Хотя в русских летописях не упоминается имя самого знаменитого героя русских былин, зато он является главным действующим лицом в одной из германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях.

Там говорится о нем как о могучем витязе, и называют его Ильей Русским .

№3 Великан

№4 Потомки Гущины

Сейчас село Карачарово стало частью современного города Мурома. На месте дома Ильи Муромца стоит новый дом с табличкой, мол жил на этом месте народный любимец и герой былин Илья Муромец. Жильцы этого дома утверждают, что они являются потомками богатыря. Из поколения в поколение они собирают всю информацию о их знаменитом предке. После воссоздания портрета Ильи Муромца, они показали фотографию своего прадеда. Сходство действительно наблюдается.

Они говорят, что феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

№5 «Сиднем сидел на печи тридцать лет и три года…»

Из сказаний нам известно, что Илья до 33 лет не мог ходить.

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и отказывался признавать христианство. Однажды он взял топор и разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род. Все мальчики должны были рождаться калеками.

И вот через 10 лет родился внук, у которого был паралич ног. Но тот не отчаивался, а развивал остальные части тела. 33 года он не мог и шагу ступить по земле. Как-то раз в дом зашли «калики перехожие » – народные целители. Они и излечили богатыря с помощью заговоренной воды. Об этом говорят сказания старины глубокой.

Но самое интересное в том, что после изучения мощей Ильи Муромца, анатомы обнаружили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это означает, что этот человек действительно долгое время не мог ходить вследствие ущемления нервов спинного мозга.

№6 Возраст

Ученые до сих пор спорят о дате рождения и дате смерти героя, но по останкам удалось определить, что прожил богатырь 45-50 лет. Для того времени он был стариком .

№7 Первое исследование тела

Впервые тело Ильи Муромца исследовали советские ученые в 1963 году. В то атеистическое время ученые в своем заключении написали, что тело принадлежит человеку монголоидной расы , а ранения имитированы монахами лавры.

Между тем, монголоидные черты лица русского витязя отмечают и современные ученые.

№8 Дорожка прямоезжая

Помните начало былинных сказаний про Илью Муромца? «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова… » Казалось бы, все понятно. Вот город Муром. Село Карачарово теперь часть этого города, хотя и сохранило свое название. Но сомнения по поводу места рождения русского витязя были и в прошлом веке, есть и сейчас.

Имя былинного героя знали и на Черниговщине . Там есть года Карачев и Моровийск, названия которых созвучны селу Карачарову и городу Мурому.

Но если взглянуть на обычную географическую карту, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. И говорить о «Моровийском селе Карачеве» как-то странно. А вот если на карте отметить Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев, то можно провести одну линию. Вот и знаменитая «дорожка прямоезжая».

Именно по ней Илья едет в Киев, проезжая «через те леса, Брынские, через речку Смородинную », через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. Все населенные пункты сохранили свои прежние названия и существуют до сих пор. Даже речка Смородинная течет там по сей день.

Кроме того самый известный подвиг богатыря — бой с бандитом Соловьем-разбойником. Как известно, разбойник контролировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал спокойно пройти «ни конному, ни пешему ». Примерно в 1168 году Илья приехал в Киев. На тот момент на престоле восседал князь Мстислав , который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов, которые постоянно подвергались грабительству половцев. Вероятно, князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище, как можно предположить, приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил грабителя и освободил «дорогу прямоезжую». Это событие, без сомнения, имело не только большое экономическое значение для княжества, но и сделало жизнь простых людей спокойнее.

Освобождение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

№9 Тайна смерти

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь » в исполнении сказителя Щеголенкова : «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана ». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей.

На данный момент времени официальные источники говорят, что родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами. А погиб он, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

№10 Святой

Существует легенда о том, почему Илья решил стать монахом. В очередном очень жестоком сражении богатырь был сильно ранен и чуть не был убит, но чудом выжил. В той битве он дал обет впредь никогда не поднимать меч, поселиться в монастыре и посвятить себя служению Богу. Илья Муромец подошел к стенам Лавры и скинул с себя все доспехи. Однако, бросить на землю меч не смог.

Так он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Оставшуюся часть своей жизни он провел в келье в постоянных молитвах.

Русский герой оставил после себя не только нетленную память . Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине.

Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, то это дар свыше, поэтому человека можно считать святым.

Существует поверье, что мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Русский витязь и после смерти продолжает служить людям…


28 мая - День пограничника, отмечаемый одновременно в России, Белоруссии и на Украине. В этот день давайте вспомним святого покровителя пограничных войск - Илью Муромца, одинаково почитаемого братскими народами, составляющими Святую Русь.

Имя Ильи Муромца не фигурирует в летописях и других документах соответствующей эпохи. Но мощи богатыря, сохраняемые в Киево-Печерской обители, свидетельствуют, что это был не мифический, а вполне реальный персонаж истории, живший в XI-XII веках.

Возглавил непобедимую дружину защитников Руси Илья Муромец - герой сказаний, созданных по следам эпохи Владимира Мономаха. Вторым по рангу стал Добрыня Никитич; его реальным прообразом был знаменитый воевода Добрыня, дядя князя Владимира Святославича Красное Солнышко. Почётное третье место занял Алёша Попович.

Слава Ильи Муромца ещё в древние времена вышла за рубежи Русской земли - он упомянут в произведениях германо-скандинавской эпики, записанных не позднее XIII века. А на Руси он был так же знаменит, как Роланд в странах Западной Европы.

Второразрядного вассала Карла Великого обессмертила «Песнь о Роланде», созданная гениальным западноевропейским поэтом, которого, возможно, звали Турольд.

Воина Илью из Мурома прославило поэтическое сказание, созданное безвестным гением Древней Руси. Это сказание, в отличие от «Песни о Роланде», не было записано в первозданном виде и сохранялось в традиции устного пересказа. Содержание шедевра древнерусской словесности, а также некоторые элементы его художественного оформления дошли до нас в цикле былин, огрублённых по стилю и языку крестьянской средой, где они бытовали до первых записей, осуществлённых лишь в XIX веке.

Рассматривая в таком свете былинные тексты, можно выделить в них исходную сюжетную линию, выстроенную по фактам подлинной биографии Ильи Муромца.

Хронологические рамки биографии Ильи Муромца

Согласно мнению, доминирующему в научной среде, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху - одному из самых выдающихся государей киевской эпохи.

Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности (данный факт косвенно подтвердила экспертиза мощей, проводившаяся в 1988 году). Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.

Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году. К такому утверждению подводит анализ былинных текстов в сопоставлении с летописной военно-политической хроникой (соответствующие выкладки частично представлены ниже). Следовательно, вероятный год рождения Ильи Муромца - 1063.

Экспертиза 1988 года установила, что знаменитый богатырь мог прожить от 40 до 55 лет.

В 1638 году монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский указал, что Илья Муромец скончался «за 450 лет до того времени», то есть в 1188 году. Эту датировку принять невозможно, так как она выводит годы жизни Ильи за пределы эпохи Мономаха, скончавшегося в 1125 году. Однако учёный монах не мог год смерти прославленного богатыря измыслить по своей прихоти. Афанасий, скорее всего, руководствовался какой-то записью, хранившейся тогда в документах монастыря, или надписью у надгробья Ильи.

Год 1188 от Р.Х. соответствует 6696 году «от сотворения мира». В древнерусской цифровой системе это последнее четырёхзначное число могло выглядеть примерно так:

S X Y S
/

Можно предположить, что увиденная Кальнофойским конфигурация цифр была слегка повреждена. Знак «червь» (Y), обозначавший число 90, мог появиться вместо знака «како» (К) - 20. Одна нижняя палочка стёрлась, и вместо К появилось некое подобие Y. На самом же деле год смерти Ильи был, вероятно, означен следующим образом:

S X К S
/

Отображая эту цифровую комбинацию в современной десятичной системе, получаем 6626 год «от сотворения мира», 1118 год от Р.Х.

Следовательно, Илья Муромец, родившийся в 1063 году, прожил 55 лет, что вполне согласуется с данными экспертизы 1988 года.

Эпизоды боевой карьеры

Как известно, Илья Муромец родился в селе Карачарове в крестьянской семье. Поэтому его желание стать профессиональным защитником отечества не могло осуществиться запросто, даже при наличии богатырской силы.

Войско той поры было ополчением, собиравшимся на период боевых действий, а затем распускавшимся по домам. Профессиональными воинами были лишь княжеские дружинники, обладавшие высоким социальным статусом. Для того чтобы «мужик-деревенщина» оказался в рядах дружинной корпорации, требовались особые обстоятельства. И такие обстоятельства возникли в 1093 году.

Тогда умер великий князь киевский Всеволод, и его сын Владимир Мономах добровольно уступил великое княжение двоюродному брату Святополку Изяславичу, а себе взял в удел Чернигов. Вскоре после этого кузены-князья выступили против половцев, но потерпели жестокое поражение на реке Стугне. Мономах вернулся в Чернигов, где стал срочно собирать новое войско.

На первую свою войну добрый молодец Илья отправился, надо полагать, не в одиночку, а в составе воинского контингента, выступившего на помощь Мономаху из Мурома, который в ту пору входил в состав Черниговского княжества.

«У того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно… Он как стал-то эту силу великую, стал конём топтать да стал копьём колоть…» Вражеской силой, с которой бился Илья, были половцы, которых привёл русский князь Олег Святославич, опаснейший враг Мономаха и Святополка (при этом - их двоюродный брат). Олег требовал себе Черниговское княжение, которое некогда принадлежало его отцу по завещанию Ярослава Мудрого.

Бои продолжались 8 дней, после чего Мономах уступил город врагу-родственнику, не желая продолжать междоусобную войну в то время, когда половцы терзали русские земли.

Новому князю присягнули черниговские бояре и воины, присягнули муромцы, но Илья не последовал общему примеру.

Владимир Мономах отправился в Переяславль с семьёй и дружиной, в которой осталось не более 100 воинов. Достойное место в этой отборной дружине занял воин Илья - простолюдин из города Мурома.

Святополк и Мономах заключили мир с половецкими ханами, но это не принесло спокойствия Русской земле. Степные орды без опасения кочевали у самых рубежей Руси, пограничный люд стонал от их насилий.

В 1094 году к стенам Переяславля заявился половецкий хан Итларь (Идолище, как его именуют былины) со своей ордой, как бы в гости к «русским друзьям». Мономаху пришлось пригласить Итларя в город. При этом безопасность хана должен был гарантировать юный сын русского князя Святослав, отданный в заложники половцам.

Хан, принятый в городе с почётом, держался надменно, как победитель среди побеждённого народа. Его поведение унижало князя на глазах сограждан. Бояре советовали разделаться с пришельцами, и после некоторых колебаний Мономах согласился. Княжеские дружинники и наёмные торки напали ночью на половецкий стан и освободили Святослава, перебив его охранников. А утром был убит и хан Итларь.

В летописном рассказе о тех событиях отсутствуют немаловажные детали, которые можно восстановить по былинным сюжетам. Замыслив план нападения на половецкий стан, Мономах должен был подумать о защите Святослава. Обязанность телохранителя, по всей видимости, принял на себя Илья Муромец. Он проник в половецкий стан в обличье «калики перехожего» - нищего богомольца, хромая и опираясь на клюку. Половцы допустили его к Святославу: пусть убогий пришелец развлекает скучающего княжича. В решающий момент ночной схватки Илья закрыл собой княжеского сына от приставленных к нему стражей. Инвалидная клюка в деснице богатыря стала грозным оружием, а на пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то из половцев.

После расправы с Итларем вновь разгорелась война, в ходе которой Мономаху удалось объединить большинство русских княжеств в единый союз.

Войска русских князей отбили натиск половцев и совершили ряд глубоких рейдов по вражеской территории, смирив степных хищников, которым пришлось отказаться от набегов на Русь.

Илья Муромец участвовал во многих боях и походах, но не выслужил «хлеба мягкого» - высоких и комфортных должностей. А потому и не попал в летописи.

Но и рядовым воином богатырь не остался. Его назначили командиром станицы - небольшого отряда, дислоцированного на одной из пограничных застав. Станичники следили за степью, отражали набеги малых половецких ватаг. В больших походах станица Ильи Муромца исполняла функции разведки, добывала языков, уничтожала вражеские сторожевые посты. Это был настоящий пограничный спецназ, действия которого ощутимо способствовали триумфам русского воинства во времена Мономаха.

Бунтовщик по долгу службы и велению души

Двадцать лет Илья Муромец верой-правдой служил Владимиру Мономаху, который постепенно прибирал власть над Русью, формально оставаясь скромным удельным князем.

В 1113 году Святополк Изяславич умер и для фактического лидера страны открылась возможность стать великим князем. Но киевские вельможи во главе с тысяцким Путятой выдвинули Мономаху условия, с которыми тот не мог согласиться.

Чтобы избавиться от Путяты и его сподвижников, Мономах постарался привлечь на свою сторону горожан среднего достатка, недовольных боярским правлением, а более всего - лихоимством ростовщиков (которым покровительствовал покойный Святополк). Претендент на великое княжение негласно обещал облегчить жизнь почтенным горожанам, если они соберут вече и потребуют отставки тысяцкого. Эта акция требовала силовой поддержки, и переславский князь отрядил в Киев толковых воинов. В их числе оказался Илья Муромец. Он, как истинный выходец из народа, рад был постоять за народное дело.

А дело это обернулось немалыми неприятностями.

Когда среднезажиточные граждане вышли на улицы, к ним присоединилась городская чернь, и вместо благопристойного веча получился бунт. Толпа бесчинствовала на улицах, наводя страх на вельмож и духовенство. Илья в беспорядках активно участвовал, буянил сам и других подстрекал.

Бояре кинулись к Мономаху, умоляя его о защите. И, как только новый великий князь появился в Киеве, беспорядки сами собой прекратились.

Вступление в ангельский полк

Исполняя в Киеве специальное задание своего начальства, Илья Муромец переусердствовал и серьёзно навредил Мономаху, старавшемуся выглядеть в глазах общества строгим блюстителем законности. Князь разгневался и приговорил Илью к трём годам тюремного заключения.

Время смягчает дикие нравы, но вряд ли суть отношений между элитой и смердами слишком изменилась после того, как в 988 году Владимир крестил Русь (его языческий пантеон простоял всего восемь лет). Просто на смену богу князя и дружины Перуну пришёл Георгий Победоносец. Сын Владимира Ярослав (Мудрый) принял при крещении имя Георгий (Юрий) и начал метить этим именем пространство.

Богатырь не мог признать такой приговор справедливым. Выйдя из темницы, он решил служить не князьям, а Богу, принял иноческий сан в Киево-Печерской обители, где провёл остаток своей жизни (примерно с 1116-го по 1118 год).

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 году: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев, кроме глубокой округлой раны на левой руке имелось такое же значительное повреждение в левой области груди.

Таким образом, монастырская жизнь Ильи не завершилась мирным упокоением. Он был убит в рукопашной схватке, в которую вступил, по всей видимости, без оружия. Левая рука опытного бойца отреагировала на выпад копьём и пыталась отбить удар. Но в этой руке не было щита, и смертоносное оружие пронзило её, и незащищённое тело до самого сердца.

Последний бой Ильи Муромца происходил поблизости от монастыря или даже в его стенах. Тело, ещё не тронутое процессом разложения, сразу же после боя погребли в монастырском подземном некрополе, где оно подверглось естественному мумифицированию, и в таком виде сохранялось как минимум до начала XVIII века. Позднее мумия всё же истлела.

Киево-Печерская обитель в XII веке славилась богатствами, привлекавшими грабительские шайки разного рода. С одной из таких шаек и столкнулся, по всей видимости, прославленный богатырь.

Посмертная служба Ильи Муромца

Популярное сказание об Илье Муромце возникло примерно в тридцатых-сороковых годах XII века, по горячим следам драматической эпохи Владимира Мономаха. Но в силу причин политического характера (их анализ выходит за рамки данной статьи) автор сказания перенёс действие в отдалённое прошлое, во времена Владимира Красное Солнышко. При этом к реальным подвигам Ильи добавились переработанные сюжеты из языческой мифологии, включая красочный рассказ о победе Ильи над Соловьём-разбойником.

Непобедимый воин Илья не мог закончить жизнь столь жалким образом, как это произошло в действительности. Автор уготовил своему герою иную участь: выйдя из заключения, Илья совершил новые подвиги. Он победил несметные полчища царя Калина и стал преемником великого Святогора - древнего защитника славянских земель.

Яркое, образное повествование об Илье Муромце завоевало на Руси огромную популярность и передавалось от одного поколения сказителей к другому.

Былинные повествования об Илье оказались актуальным идеологическим материалом в XIV веке, накануне первых побед Московской Руси над ханами Золотой Орды. Сказители той поры внесли посильный вклад в общенародное дело: взяв за основу старинные шедевры поэтического творчества, они создали коллективный образ непобедимой богатырской дружины во главе с Ильёй Муромцем как пример для современников, ещё вынужденных мириться с ордынским игом.

В XVI-XVII веках повышенный интерес к преданиям об Илье Муромце проявился на Украине, где поднималось народное движение за освобождение от польского господства.

В 1643 году Илья Муромец был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Это произошло за пять лет до выступления Богдана Хмельницкого, итогом которого стало объединение Киева и Левобережной Украины с единоверной, братской Россией.

P.S.: Более полный и подробный вариант моего исследования об Илье Муромце читайте в интернет-журнале Перемены, .



П рототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Жизнеописание

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия - за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем , когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким - с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения - описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая - о молитвенном подвиге» .

Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен

Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери - и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем - великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским - княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

«Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец...»

Историк и лингвист Константин Аксаков

Илья Муромец в литературе

Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985

Любовь Лазарева. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 2010

Юрий Иванов. Иллюстрация к сборнику Алексея Толстого «Курган: Баллады и былины». Издательство «Детская литература». 1982

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители - например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина . «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой» , - рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья» , а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

Постер к художественному фильму Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин , Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах - недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» - образ собирательный. Во время работы над полотном, прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Илья Муромец в бронзе

Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012

Скульптурная композиция «Илья Муромец на распутье». Екатеринбург. Скульптор Владимир Бондарев. 2011

Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков - автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве - соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой - монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой - православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

Первой мировой войне .

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского . В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

Илья Муромец является центральным героем русских былин. Он воплощает в себе идеального воина. Былины о богатыре Илье Муромце входят в киевский цикл. Их насчитывается около пятидесяти, причем в двадцати из них – Илья выступает в качестве главного героя.

Биография богатыря Ильи Муромца

О биографии богатыря Ильи Муромца мы узнаем из былин.

Рождение богатыря относится к двенадцатому веку. Произошло это в городе Муроме или в селе Карачарове под Муромом. Этот факт пока остается спорным. Если верить былине «Исцеление Ильи Муромца», то он до тридцати трех лет лежал на печи, потому что не мог ходить. Беда эта с мальчиком случилась вот почему: дед Ильи, будучи язычником, отказывался принимать христианство и даже топором разрубил православную икону. Именно с этих пор все мальчики в роду были обречены родиться калеками, что и произошло с Ильей. Однако богатырь не лежал просто так, он тренировал руки, делал упражнения на мышцы. Поэтому руки его были очень сильны. Однако ноги его были абсолютно неподвижны.

Но однажды проходящие мимо его дома старцы исцелили его. Сначала они попросили богатыря принеси им воды. Недоумевающий Илья встает и приносит ее. Тогда старцы просят его самого испить воды, после чего Илья выздоравливает. После второго глотка он становится невероятно сильным, а после третьего – сила его становится чуть меньше. Затем целители говорят Илье, что теперь он должен служить князю Владимиру. Однако на пути в Киев ему встретится огромный камень. Богатырь прощается с родителями, едет в Киев. И действительно по дороге он находит камень. Илья сдвигает его, а там находит коня и доспехи. Оседлав коня, он скачет к князю Владимиру Мономаху. Последний правил с 1113 года по 1125 год. В это время христианство уже прочно укрепилось на Руси. И сам богатырь Илья Муромец был истинным христианином.

Всю свою жизнь русский богатырь Илья Муромец посвятил подвигам. Например, бой с Соловьем-разбойником. Последний заблокировал дорогу к Киеву. Кроме того, он занимался грабежами, набегами на обычных людей. Илья же смог победить разбойника и открыть путь к столице.

Также русский богатыри во главе с Ильей смогли дать отпор половцам, завоевав несколько их городов. Есть былина и о подвиге Ильи, когда он убивает дракона.

Часть былин об Илье Муромце основана на том, как он борется с разными злодеями: разбойниками, казаками. Обычно эти сюжеты мы встречаем в южной и центральной России, на Украине. А традиционные былины идут с севера Руси.

Умирает Илья примерно в пятьдесят лет от удара острым оружием.

Святой богатырь Илья Муромец

Считается, что богатырь является создателем нескольких церквей: Троицкой в Карачарове, Ильи Пророка. В Карачарове есть храм, который был восстановлен уже в наше время, где хранится икона и мощи святого богатыря Ильи Муромца. Вообще он входит в собор святых Мурома. Русская Православная Церковь канонизировала его в 1643 году. Его изображение можно увидеть на иконах. В Киево-Печерской Лавре хранятся уже около восьми-девяти веков мощи мощи Ильи из Мурома. Но действительно ли они принадлежат тому самому Илье Муромцу? И существовал ли он на самом деле?

Почитание Ильи Муромца

Сегодня в России есть два памятника, посвященных известному богатырю. Один из них находится на его Родине – в Муроме, а второй во Владивостоке.

День былинного богатыря Ильи Муромца празднуется первого января (19 декабря по старому стилю). Память о нем хранят как о богатыре, защищавшем Русь от нападений. Кроме того, он освободил Киев от Калин-царя.

Земля героев. Илья Муромец - документальный фильм.

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста — 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.

Более того, на костях Ильи ученые обнаружили следы многих битв — множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

Но больше всего ученых поразило другое: Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание — туберкулез костей или полиомиелит. Это и стало причиной паралича ног.

Родился Илья Муромец примерно между 1150 и 1165 гг. А погиб он в возрасте около 40-55 лет, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., когда Печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами. Причиной смерти послужил, видимо, удар острого орудия (копья или меча) в грудь.

Проклятие и чудесное исцеление

В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род — все мальчики будут рождаться калеками.

Через 10 лет родился Илья, и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой.

Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. В дом вошли старцы — калики перехожие (нищие странники), и попросили мальчика подать воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу, которая прозвучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги…

Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась. Более того, по их заключению, после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.

Подвиги русского Геракла

После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг — победа над Соловьем-разбойником.

Исследователи считают, что Соловей-разбойник — не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению).

В дальнейшем Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре — как самый сильный и могучий.

В былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке.

Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу, защищая Русь от половцев.

Православная церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. Илья Муромец был причислен к лику святых уже в 1643 году и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской лавры.

Тело Ильи Муромца, как и останки многих других монахов, захороненных в пещерах Лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Но, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря обработке специальными составами, а по неизвестной науке причине. В православии считается, что если тело не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым.

От мощей Ильи Муромца происходят исцеления тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое служение людям…



Просмотров