Анализ экзамена по обществознанию в форме егэ. Как подготовиться к рэ по обществознанию

В курсе истории и обществознания в большом количестве используются исторические документы, СМИ, нормативно-правовая база, мемуары, фотографии, иллюстрации и даже историческая карта.

Особое место занимает работа с документом на уроках в старших классах, так как в основной школе уже заложены базовые понятия, изучена терминология, дети приобрели основные навыки работы с текстом. Таким образом, есть все условия для эффективной практической работы. В данном случае к старшим школьникам можно отнести и учащихся 9 классов, так как изучение тем «право» и «политика» невозможно без моделирования ситуаций и обращения к нормативно-правовой базе. В качестве примера можно привести опыт работы с документом в курсе обществознания в 9 классе, используя при этом множество разнообразных источников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Великоднева Ольга Федоровна Учитель истории и обществознания. ГК СКОУ для ОВ с ОВЗ «СКОШИ III-IV вида» Педагогический стаж 24 года

Мастер-класс Организация работы с документом на уроках обществознания в 9 классе на примере темы «Политические партии»

Блок уроков «Политические партии»: Политические партии (урок изучения нового материала) Политическая жизнь в РФ. (практикум)

Используемые документы: Программы партий: «Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ» (отрывки) Данные об итогах голосования на выборах в Государственную Думу РФ Материалы СМИ

Политическая борьба в современной России практикум

Практическая работа: Анализ программ политических партий, действующих в современной России

Итоги выборов в Государственную Думу 2011года: Единая Россия – 49, 32% КПРФ - 19,19% ЛДПР - 11,67%

Цель работы: -Определить причины победы данных партий на выборах в Государственную Думу в 2011 году. -Найти причины, по которым голоса распределились так неравномерно.

Задачи на урок: Провести анализ программ партий: с точки зрения разных социальных групп: - представители молодежи - представители среднего и крупного бизнеса Представители малоимущих слоев: рабочие, крестьяне, интеллигенция, пенсионеры Найти сторонников и противников политики этих партий и обосновать свои выводы.

План анализа документа: 1. Определить основные направления и выделить +и – в предложениях по: - Развитию экономики - Государственной политики - Внешней политики - Социальной политики 2. Какими способами они планируют добиться выполнения своих обещаний? 3. Дать характеристику партии.(по классификации) 4. Какие социальные группы, по Вашему мнению, поддержат эту партию?

Классификация партии: По отношению к обществу: Революционные Реформистские Реакционные Консервативные По типу программы: Левые Центристские Правые

Подведение итогов: Какие группы россиян не поддержали данные партии? Обоснуйте. Какие группы россиян стали сторонниками данных партий? Обоснуйте. Как Вы думаете, при каких социально- политических условиях возможна победа этих партий? Как Вы думаете, могут ли рядовые граждане повлиять на результаты выборов? Станете ли Вы участвовать в выборах или будете их игнорировать?

Задание на дом: Попробуйте создать программу собственной партии, раскройте в ней цели и способы их достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с документами на уроках истории

В данной статье даны наиболее эффективные методические приемы формирования умений работы с историческими документами...

Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.Цели урока:Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН учащихся по темам «Ре...

Методическая разработка на тему «Применение интерактивной доски при работе с дошкольниками, на примере внеклассного мероприятия «Лесные жители»»...

Работа с документами при подготовке к ЕГЭ по обществознанию Учитель высшей категории Клименко О.О.,Совхозная СОШ


Почему важно владеть умениями работы с текстом? 1.Не утонуть в потоке информации. 2.Мы сталкиваемся с необходимостью обращаться к различного вида документам. 3.на новой ступени обучения требуется умение работать со сложными документами.


Проверка умений: Владение лексикой Анализировать и интерпретировать информацию Правильно использовать понятия и термины при анализе текста Соотносить авторские слова и обществоведческий материал Определять логические связи в тексте Видеть подтекст, связывать идеи друг с другом и текста в целом Понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею Соотносить содержание документа с реалиями современности Определять личное отношение к идеям документа Обоснованно высказывать и аргументировать свою точку зрения по предложенной в документе проблеме.


Назначение 4 вопросов Первое задание направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Второе задание – на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечение дополнительных знаний. 3.Третье задание требует привлечение дополнительного материала, нацеливает на характеристику текста с опорой на знания. 4.Четвёртое задание направлено на использование знаний текста в других ситуациях, собственную формулировку оценочных суждений относительно позиций текста


Как готовится к выполнению задания? Умение работать с учебником; Опыт работы с документами по курсам истории и обществознания; Уметь интерпретировать документ, т.е. установить тот смысл, который вкладывал в произведение сам автор; Научиться анализировать документ, т.е. взглянуть на источник с позиции нашего времени Выявлять, какова была цель создания текста; Необходимо соотнесение источника с соответствующим типом культуры; Исследование структуры и содержание источника;


Памятка Внимательно прочитайте текст. Помните: ответ или подсказка содержится в тексте. Соотнесите текст с изученным курсом. Это поможет опереться на уже известную информацию. Определите основную идею. Отвечайте на вопросы по порядку («от простого к сложному»)Ответ на первый вопрос может послужить основой для следующего. Читайте вопрос вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.


Памятка Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал курса. Давайте ответ чёткий, ясный, логически связанный. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нём ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.


И. Кант. О педагогике. «Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно также получившими воспитание… В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы… В человеке заключено много задатков, и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения… Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путём воспитания развивать все природные способности человека.


И. Кант. О педагогике. Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку:»Я наделил тебя склонностью к добру. Твоё дело развить её. И, таким образом, твоё собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого». Человек должен развивать свои способности к добру. Самому себя совершенствовать, самому образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чём обязанности человека… Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает всё добро на свете».


Вопросы: 1.Как понимает Кант главную задачу воспитания? Приведите два объяснения с опорой на текст. 2.Как понимает Кант главную задачу самовоспитания? Раскройте её. Приведите два объяснения с опорой на текст. 3. Почему Кант называет воспитание искусством? Исходя из собственного жизненного опыта и знаний, приведите примеры(не менее2-х), доказывающие, что человек может стать человеком только путём воспитания. 4.Объясните, как соотносятся между собой понятия «социализация» и «воспитание». Какое из них шире? Дайте определение этих понятий.


Внимательно прочитаем отрывок. В нём содержатся размышления по одной из общих проблем: как родившийся младенец становится человеком. Мысли Канта ведут к выводу, что именно воспитание определяет то, каким будет человек, становление человеческого в человеке происходит в результате воспитания. Документ можно разделить на 2 смысловых блока. 1- о воспитании (первые два абзаца), 2 – о самовоспитании. Самостоятельно строить себя как человека, способного к добру, преодолевать в себе склонность к злу – основной вывод из размышлений Канта. Изучение начальных абзацев фрагмента дает несколько возможных ответов на 1-й вопрос.. Текст содержит по меньшей мере 4 определения главных задач воспитания.


2-й вопрос – воспитать в себе человеческие качества – вот главная задача самовоспитания. Человеческие качества в кантовском понимании – это нравственность, способность к добру. Для ответа на 3-й вопрос следует оттолкнуться от рассуждений Канта о множестве задатков в человеке и о значении опыта поколений. Все многообразие индивидуальных качеств и всё богатство опыта нельзя свести к единообразным технологическим предписаниям, поэтому воспитание требует творческих усилий, является во многом искусством. Последний вопрос проверяет преимущественно знания.

Документ - это основное средство закрепления информации, фактов, процессов, явлений, проблем реальности или умственной деятельности человека, которое осуществляется с помощью специального носителя (чаще всего - бумаги). Документальные источники способны содержать весьма разнообразную и уникальную информацию об и прочих явлениях.

Анализ документов необходим для раскрытия их основного содержания. С этой целью применяются логические построения, приемы и процедуры, которые наилучшим образом способны помочь извлечь необходимую информацию из материалов.

Часто интересующая исследователя информация присутствует в документах в неявном виде, в той форме и в таком содержании, которые отвечают целям создания этих бумаг, однако это не всегда совпадает с задачами экономического исследования. Анализ документов направлен на преобразование изначальной информации в ту форму, которая необходима для работы исследователю.

Анализ документов зависит от многих факторов, среди которых следующие: условия, задачи и цели проводимого исследования; содержание самого текста; квалификация и опыт исследователя, а также наличие у него творческой интуиции. Личность, занимающегося исследованием человека, также оказывает влияние на результат, поскольку данный метод изучения источников весьма субъективный.

Грамотная интерпретация первичных (а особенно - вторичных) документов с целью извлечения из них целевой информации возможна с помощью применения различных методов анализа данных.

Основными являются классический (традиционный) и формализованный (или контент-анализ). Они существенно различаются между собой, однако не исключают, а дополняют друг друга, компенсируют недостатки каждого в отдельности, помогая экономисту (маркетологу или другому специалисту) получить достоверную информацию.

В большинстве случаев метод анализа документов применяется при работе со вторичными документами социально-психологической направленности.

Традиционный анализ документов , по сути, представляет собой цепочку логических умственных построений, которые направлены на выявление основного содержания исследуемого материала с конкретной точки зрения, интересной в определенной экономической ситуации. Традиционный анализ позволяет исследовать материал, находя основные идеи и мысли, прослеживать их генезис, находить противоречия, оценивать их с точки зрения экономических, маркетинговых и прочих позиций и т.д. Такой вид исследования способен охватывать наиболее существенные, глубинные стороны документов. Недостаток метода - его субъективность.

Различают внешний и внутренний традиционный анализ. При внешнем - исследуется контекст документа и обстоятельств, при которых он появился, определяется его вид, форма, место и время составления, автор и инициатор создания, цели, достоверность и пр. При внутреннем - анализируется содержание документа: выявляется уровень достоверности цифр и фактов, определяется компетенция автора, его отношение к описываемым фактам и т.д.

Некоторые документы из-за узкой спецификации требуют использования особых методов анализа, таких как юридический, психологический и некоторые другие.

Формализованный анализ документов (по сравнению с традиционным) направлен на преодоление субъективности. Этот метод также называют контент-анализом или количественным методом. В этом случае при исследовании выявляются такие свойства и признаки материала, которые способны иллюстрировать наиболее существенные черты содержания. Однако нужно учитывать, что не любой материал можно измерить при помощи формальных показателей.

При контент-анализе оперируют только количественными параметрами, поэтому раскрытие материала не может быть исчерпывающе полным. С его помощью можно вывести заключения, а полученные данные всегда буду носить характер обобщенности. Целесообразно применять данный метод в случаях, когда требуется высокая точность анализа, если исследуется обширный по объему материал или изучаются часто появляющиеся в материалах детали.

Контент-анализ применяется для выявления характеристик текста, которые наилучшим образом способны отразить стороны изучаемого объекта; для оценки эффекта воздействия текста на аудиторию; для выяснения причин, приведших к его созданию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований. Методы сбора первичной информации. Анкетирование как вид опроса. Виды интервью, наблюдения, анализа документов. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании.

    практическая работа , добавлен 10.08.2009

    Познавательные возможности опроса и его классификация. Социологическое наблюдение и эксперимент, экспертные оценки, анализ документов, микросоциологические исследования и фокус-группы. Особенности применения методов сбора первичной социальной информации.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    Познавательные возможности опроса. Отличия анкетирования от интервьюирования. Анализ понятия "социальное наблюдение". Особенности применения методов сбора первичной информации. Экспертные оценки полученных при этом результатов. Виды анализа документов.

    презентация , добавлен 15.04.2015

    Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Обзор методов проведения эмпирических исследований социально-экономических и политических процессов. Особенности анализа документов как метода проведения социологических исследований. Специфика методики массового опроса, эксперимента и наблюдения.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2014

    Анализ документов в социологии, характеристика, преимущества и недостатки метода. Реализация метода анализа документов в прикладном социологическом исследовании проблемы занятости и безработицы в западных странах. Занятость и безработица в России.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2016

    Основные направления применения контент-анализа как формализованного метода изучения текстовой и графической информации. Составление кодировальной матрицы для регистрации единиц анализа. Применение анализа в социально-психологических исследованиях.

    реферат , добавлен 09.10.2012

    Понятие и сущность анкетных опросов, требования к их проведению и классификация вопросов. Анализ проблемы достоверности получаемой информации. Виды, принципы и правила проведения интервью. Основные методы анализа и классификации документов в социологии.

    Документы можно классифицировать по разным основаниям . При этом главным критерием является форма, в которой фиксируется в нем информация, и его достоверность. Именно от формы документа зависит, для каких целей он может быть использован.

    В зависимости от способа фиксации информации различают :

    Письменные документы - все виды печатной и рукописной продукции. Например, книги, письма, пресса, статистические и другие фактографические издания и т.п.;

    Фонетические, т.е. рассчитанные на слуховое восприятие (радио, граммофонные, магнитофонные, лазерные и компьютерные аудиозаписи);

    Иконографические документы, т.е. воспринимаемые визуально (видео, фото, кинодокументы, картины, гравюры и т.п.).

    В зависимости от статуса источника документы делятся на :

    Неофициальные, т.е. такие, которые созданы отдельными лицами и не являются официальными. Иначе они называются еще документами личного происхождения (в отличие от личных документов, которые, как правило, являются официальными и удостоверяют личность их владельца). К ним относятся личные письма, семейные альбомы, дневники, т.е. все то, что фиксируется частными лицами по собственной инициативе;

    Официальные документы создаются юридическими или официальными (должностными) лицами государственных или общественных организаций и оформляются, и удостоверяются надлежащим образом. Например, в учреждении к официальным документам относятся: 1) текущая, входящая и исходящая документация; 2) документы периодической отчетности - месяч- ные, квартальные, годовые справки, отчеты; 3) ведомости; отчеты, обзоры, доклады, не являющиеся периодическими; 4) архивные документы постоянного и временного хранения.

    С точки зрения мотивации создания документы делятся на:

    Спровоцированные (заданные), т.е. такие, которые появились как результат выполнения каких-либо заданий. Например, сочинения школьников на заданную тему, видеоролики, при- сланные на конкурс «Сам себе режиссер», отклики (письма, телефонные звонки) на какой-либо конкурс и т.п.;

    Неспровоцированные (самопроизвольные) документы, созданные вне зависимости от каких-либо стимулов. К ним относятся все документы личного происхождения. Письма и обращения в различные инстанции, СМИ, личная переписка, дневники, мемуары, заметки на полях книг и т.п.

    По критерию опосредованности документы бывают:

    Первичные, созданные непосредственным участником или очевидцем события (для неофициальных документов), или основополагающие официальные (государственные законы, приказы и т.п.);

    Вторичные документы создаются на основе обобщения первичных. К ним относятся обзоры, реферативные издания, аналитические справки и т.п.

    В социологии принято различать два главных вида анализа документов:

    ♦ качественный анализ , который называют еще традиционным;

    ♦ количественный анализ, который по международной классификации именуют контент-анализом.

    Первый способ включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и из­ложение своих выводов в виде научного обзора. Главное ограни­чение - возможность субъективных смещений информации, обу­словленная влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа. Подобные влияния могут не осоз­наваться, а строгих критериев для их обнаружения и оценки не существует. Для преодоления подобных недостатков применяют­ся методики формализованного анализа текстов.

    Контент-анализ (англ. content analysis - анализ содержания) - количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей со держательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

    Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа единиц счета, в качестве каковых выступают отдельные слова (термины, имена политических деятелей, названия партий и движений, географические названия и т.п.), суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагментов текстов, оценки, точки зрения, аргументы, а также различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам авторов и др.).

    1. построение и обоснование выборочной совокупности источников текстовой информации;

    3. определение единиц анализа – деление категорий анализа на более дробные понятия;

    4. выделение единиц счета – окончательное дробление единиц анализа, т.е. появляются именно те элементы, которые будут искаться исследователями в тексте;

    5. построение таблиц-кодификаторов, содержащих все категории анализа и соответствующие единицы анализа сета;

    6. занесение данных в таблицы кодировки;

    7. проведение перекрестного контроля за ходом исследования;

    8. промежуточный подсчет результатов по видам документов;

    9. окончательный анализ и выводы.

    Проведение контент-анализа должно отвечать следующим требованиям:

    - объективность анализа, чтобы различные исследователи, работающие по одной методике с тем же текстом, получали одинаковые результаты;

    - систематичность анализа объекта исследования - выбор сообщений для анализа должен быть основан на строгих формальных признаках, а не наличных пристрастиях исследователя;

    - репрезентативность материалов для анализа, чтобы выводы, сделанные на основании выбранных материалов источника, можно было распространить на все материалы источника;

    - правильность или неправильность количественного анализа (частотность употребления тех или иных элементов текста, корреляционные коэффициенты и т.д.) должна поддаваться проверке на языке математики.

    Объектом контент-анализа могут быть экземпляры книг, пла­катов или листовок, номера газет, фильмы, публичные выступле­ния, теле- и радиопередачи, общественные и личные документы, журналистские интервью, ответы на открытые вопросы анкет и др.

    К достоинствам контент-анализа следует отнести то, что он показывает, что происходит, как часто, при каких обстоятельствах; дают широкие возможности для сравнения. К недостаткам - сложность определения соответствия реальным тенденциям; зависимость результатов от источника информации.

    2) Анализ и обработка результатов социологического исследования

    Социологическое исследование завершается анализом и обработкой полученных данных, получением эмпирически обоснованных выводов и рекомендаций.

    Этап анализа представляет собой соотнесение полученной информа­ции об изучаемом объекте с уже имеющимся объемом знаний о нем. Со­держание и цель этапа анализа заключается в том, чтобы объяснить смысл отдельных результатов, объединить и выделить обобщающие положения, свести их в одну систему.

    Существуют как количественные, так и качественные методы анализа и обобщения информации, полученной в результате социологических исселедований. К количественным методам относятся: группировка, расчет коэффициентов корреляции, факторный анализ. Качественными метода­ми анализа и обобщения являются типологизация, моделирование и создание теорий. Обработка данных включает в себя:

    1. Редактирование и кодирование информации с целью унификации и формализации информации, полученной в ходе исследования.

    2. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Необходимо провести обратную процедуру - перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования.

    3. Статистический анализ - самый важный этап в процессе анализа социологических данных. Выявляются статистические закономерности и зависимости, которые позволяют сделать обобщения и выводы.



Просмотров