Алгоритм расследования пожара. Порядок расследования пожаров Форма акта расследования пожара

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
«ЕЭС
РОССИИ»

ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ
НА
ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ

РД 153-34.0-20.802-2002

ДЕПАРТАМЕНТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ

103074, г. Москва, Китайгородский пр, 7 тел 220 51 40 факс 220 48 23

от 31.01.2002 г.

на № _____________ от ____________

О вводе в действие «Инструкции по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002)

Руководителям филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ Холдинга РАО «ЕЭС России», региональным предприятиям «Энерготехнадзор»

ОПЕРАТИВНОЕ УКАЗАНИЕ ОУ №-03-2002 (ПБ)

РАО «ЕЭС России» 19.01.2002 г. утверждена и с 01.01.02 введена в действие «Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002).

Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей предлагает:

1 . Руководителям филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ Холдинга РАО «ЕЭС России»

1.1 . Принять к сведению и исполнению требования Инструкции.

1.2 . Обеспечить подведомственные предприятия и подразделения необходимым количеством «Инструкций по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002).

1.3 . Организовать расследование и учет причин и обстоятельств возникновения пожаров на подведомственных энергетических предприятиях в соответствии с требованиями Инструкции.

1.4 . РП «Энерготехнадзор» установить контроль за выполнением в полном объеме требований Инструкции при расследовании и учете пожаров, происшедших на энергетических предприятиях.

Приложение: на 20 листах.

Начальник Департамента М.И. Чичинский

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
« ЕЭС РОССИИ»

Утверждаю:

Член Правления РАО «ЕЭС России»

В.К. Паули

ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ
НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ

РД 153-34.0-20.802-01

Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики РД 153-34.0-20.802-2002

Разработана Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей с учетом предложений ГУГПС МВД РФ, РП «Энерготехнадзор» и АО-энерго.

Исполнители Чичинский М.И., Замыслов Д.А., Иванов А.Н., Камышев В.Н.

Утверждена Член Правления РАО «ЕЭС России» В.К. Паули 19.01.02 г.

Инструкция составлена на основании положений Федерального закона России «О пожарной безопасности» в части расследования причин и обстоятельств происшедших пожаров, организации обязательного учета и государственной отчетности по пожарам, а также разработки необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности. Учтены отдельные положения утвержденной Министерством внутренних дел РФ «Инструкции о порядке статического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации».

Требования настоящей Инструкции обязательны для акционерных обществ энергетики и электрификации, их филиалов, дочерних и других зависимых структурных подразделений электроэнергетической отрасли.

С вводом в действие настоящей Инструкции утрачивает силу «Инструкция по расследованию пожаров, происшедших на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-99).

Срок введения в действие с 01.01.02 г.

1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Основными задачами расследования пожаров на энергетических предприятиях являются:

1.1.1 . Установление причин и обстоятельств возникновения и развития пожара;

1.1.2 . Определение допущенных в период эксплуатации энергетического предприятия отступлений от требований норм проектирования, строительства, правил технической эксплуатации технологического оборудования и пожарной безопасности, которые способствовали возникновению и развитию пожара;

1.1.3 . Разработка организационно-технических мероприятий по предупреждению аналогичных пожаров;

1.1.4 . Оценка эффективности работы установок пожаротушения и пожарной сигнализации, подготовка предложений по их совершенствованию;

1.1.5 . Анализ совместных действий персонала предприятия (организации) и объектовой пожарной охраны по тушению пожара для необходимых уточнений и корректировок оперативного плана пожаротушения;

1.1.6 . Подготовка предложений и дополнительных требований пожарной безопасности для внесения их в нормативно-технические документы, а также для разработки более эффективных средств пожарной защиты энергетических объектов.

1.2 . Расследованию и государственному статистическому учету подлежат все случаи пожаров, независимо от причин их возникновения и ущерба, за исключением:

1.2.1 . Локальных очагов самовозгорания хранящегося запаса угля, сланца или торфа в штабелях склада твердого топлива при условии, что они не привели к возникновению и распространению горения по данному штабелю или пожару на объектах склада топлива, а также других сооружений энергетического предприятия;

1.2.2 . Вспышек (хлопков) в системе пылеприготовления твердого топлива при условии, что они не привели к разрушению системы пылеприготовления и пожару на другом оборудовании;

1.2.3 . Местного загорания топлива в котле при его растопке при условии, что это не привело к разрушению обмуровки и конструкции котла, а также к повреждению другого технологического оборудования или сооружений;

1.2.4 . Контролируемого применения огня в специально отведённых местах для сжигания мусора, уничтожения выбракованных материалов, тары, списанных с баланса и подлежащих сносу строений и т.п.;

1.2.5 . Пожара под линиями электропередачи (лесных массивов, строений, нефтепроводов и газопроводов), происшедших по вине сторонних организаций или физических лиц, если это не привело к отключению и повреждению оборудования.

1.2.6 . Коротких замыканий в электроустановках электростанций, тепловых и электрических сетях без последующего их горения;

1.2.7 . Горения сухой травы или тополиного пуха, если они не привели к отключению или изменению схемы состава оборудовании, его повреждению, а также возникновению пожара в зданиях и сооружениях энергетического предприятия.

1.3 . При составлении материалов расследования необходимо использовать терминологию согласно приложению .

1.4 . Состав ведомственной комиссии по расследованию пожара на энергетическом предприятии устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего пожара и назначается приказом акционерного общества энергетики и электрификации или вышестоящей организации электроэнергетической отрасли.

1.5 . В состав комиссии должны входить представители регионального предприятия «Энерготехнадзор», генеральной проектной организации, а в необходимых случаях (по согласованию) представители заводов-изготовителей технологического оборудования и пожарной охраны. Объектовая пожарная охрана (при наличии) участвует в работе комиссии в обязательном порядке.

Для уточнения и определения причин пожаров (короткое замыкание, поджог, неисправность оборудования, приборов и др.) к работе в комиссии по расследованию пожара могут привлекаться эксперты научно-исследовательских организаций.

1.6 . Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций (проектных, монтажных, строительных, ремонтных, заводов-изготовителей и т.п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены заверенные копии приглашений.

1.7 . Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями расследуются комиссиями энергетических предприятий с привлечением представителей арендаторов.

1.8 . В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О пожарной безопасности» материалы ведомственного расследования пожара при поступлении запроса должны представляться в органы дознания, на которые по законодательству возложены обязанности по обнаружению преступлений и определению лиц их совершивших, а также принятия мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

1.9 . Администрация предприятия (организации), на котором расследуется пожар, обязана:

1.9.1 . Предоставить документацию и другие материалы по требованию комиссии;

1.9.2 . Выделить транспорт, средства связи, оргтехнику, помещение для работы комиссии по расследованию пожара;

1.9.3 . Обеспечить фотографирование места пожара, предоставление и размножение технической документации и итоговых документов по результатам расследования.

1.10 . Руководители филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ и других организаций РАО «ЕЭС России» в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» несут персональную ответственность за:

Сообщение о происшедших пожарах;

Своевременное расследование и учет;

Возмещение ущерба и наказание виновных лиц в соответствии с действующим законодательством;

Устранение недостатков, выявленных при расследовании пожара;

Выполнение мероприятий по предупреждению пожаров.

2 . ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

2.1 . Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в работе оборудования, расследуется в соответствии с «Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей». В этом случае отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вноситься в акт расследования технологического нарушения.

В случаях, когда пожар не вызван технологическим нарушением работы оборудования, а также, если акт технологического нарушения на бумажном носителе не составляется, обстоятельства расследования возникновения и тушения пожара должны оформляется актом по форме приложения .

2.2 . Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры:

2.3.1 . После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию;

2.3.2 . Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств;

2.3.3 . Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта;

2.3.4 . Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.

2.4 . Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта.

2.5 . Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.

В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлён организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись.

2.6 . Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.

2.7 . При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства, связанные с его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта (приложение ), а именно:

2.7.1 . Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара;

2.7.2 . Состояние технологического оборудования и строительных конструкций, способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара;

2.7.3 . Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его развития;

2.7.4 . Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средства пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты;

2.7.5 . Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП «Энерготехнадзор», на основании требований норм и правил пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения;

2.7.6 . Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях);

2.7.7 . Указываются последствия пожара, которые должны учитывать:

2.7.7.1 . Уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование, здания и сооружения;

2.7.7.2 . Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба, определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений страховых компаний, документов собственников личного имущества;

2.7.7.3 . Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре, воздействие машин и механизмов и другое).

2.8 . В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.

2.9 . Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги, смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в соответствии с действующим «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».

2.10 . К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).

2.11 . Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии - допускается подписание акта «с особым мнением», которое прилагается к акту.

2.12 . По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия и наказанием лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причиненного ущерба на основании действующего законодательства.

2.13 . По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП «Энерготехнадзор», Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России», и вышестоящую организацию по подчинённости.

2.14 . По материалам расследования пожара вышестоящая организация может издавать распорядительный документ для принятия мер по предотвращению возникновения аналогичных пожаров и совершенствования пожарной безопасности на других подведомственных предприятиях отрасли.

3 . классификация пожаРов по причинам их возникновения

3.1 . При расследовании должны быть квалифицированы причины возникновения и развития пожара, а именно:

3.1.1 . Неисправность технологического оборудования;

3.1.2 . Конструктивные недостатки оборудования или прибора;

3.1.3 . Нарушение правил эксплуатации оборудования или приборов;

3.1.4 . Нарушение правил пожарной безопасности;

3.1.5 . Короткое замыкание в электроустановке;

3.1.6 . Нарушение правил проведения огнеопасных работ;

3.1.7 . Самовозгорание веществ и материалов;

3.1.8 . Поджог;

3.1.9 . Взрыв;

3.1.10 . Воздействие стихийных явлений;

3.1.11 . Не установленные причины.

3.2 . Классификационными признаками организационных причинпожаров являются:

3.2.1 . Ошибочные или неправильные действия персонала, ответственного за противопожарное состояние объекта:

3.2.1.1 . Административного персонала.

3.2.1.2 . Оперативного персонала .

3.2.1. 3 . Неопе ративного персонала .

3.2.1.4 . Подрядных организаций .

3.2.2 . Дефекты проекта.

3.2.3 . Дефекты изготовления.

3.2.4 . Дефекты монтажа.

3.2.5 . Дефекты строительства.

3.2.6 . Дефекты ремонта.

3.2.7 . Воздействие посторонних лиц и организаций .

4 . ПОРЯДОК СООБЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ

4.1 . Оперативное сообщение о пожарах, происшедших на предприятиях электроэнергетической отрасли передаётся диспетчеру - информатору ЦДУ «ЕЭС России», РП «Энерготехнадзор», а также в установленном порядке по случаям, предусмотренным в регламенте передачи оперативной информации в соответствии с «Порядком передачи информации о нарушениях в работе энергопредприятий и энергосистем».

4.2 . При пожарах в зданиях проектных институтов, образовательных, оздоровительных, торговых, культурно-зрелищных учреждениях, а также на объектах строительства, промышленных предприятиях, других учреждениях и объектах энергетических предприятий (не связанных с выработкой и передачей энергии), оперативное сообщение передается только по подчинённости и в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».

5 . УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПОЖАРАМ

5.1 . Государственная отчетность по пожарам:

5.1.1 . В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и соответствующим постановлениям Государственного комитета по статистике в Российской Федерации установлена единая система учета пожаров и их последствий, которая обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомствами и предприятиями.

На основании действующих положений филиалы, дочерние и зависимые акционерные общества и другие организации, ежеквартально до 10 числа следующего месяца после отчетного периода представляют в РП «Энерготехнадзор» РАО ЕЭС России сведения о происшедших пожарах по прилагаемой форме (приложение ).

5.1.2 . Региональные предприятия «Энерготехнадзор» до 15 числа месяца после отчетного квартала обязаны сводные данные направить в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».

5.1.3 . Статистическому учёту подлежат случаи пожаров:

5.1.3.1 . В зданиях, помещениях, на сооружениях тепловых и гидравлических электростанциях, сетевых предприятиях;

5.1.3.2 . На технологическом оборудовании электростанций и подстанций, в том числе явившихся следствием или причиной технологических нарушений в работе оборудования;

5.1.3.3 . В зданиях, сооружениях, помещениях и на других объектах энергетики, не связанных с выработкой и передачей электрической и тепловой энергии;

5.1.3.4 . На подведомственных объектах строительства, промышленных и ремонтных предприятиях;

5.1.3.5 . Во временных мобильных (инвентарных) зданиях, передвижных бытовых и другого назначении вагончиках, ведомственных общежитиях, гостиницах и предприятиях коммунального хозяйства;

5.1.3.6 . В административных зданиях филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ, электростанций, сетевых предприятий, отраслевых научно-исследовательских и проектных институтах, учебных заведениях и других организациях РАО «ЕЭС России».

5.1.3.7 . В зданиях и помещениях, расположенных на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями.

5.1.4 . Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО «ЕЭС России» до 15 числа месяца после отчетного квартала направляют сводные данные по форме (приложение ) в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».

5.1.5 . Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей проводит обобщения данных по Холдингу РАО «ЕЭС России» и до 20 числа месяца после отчетного квартала направляет статистический отчет в соответствующие государственные органы Российской Федерации в установленном порядке.

5.2 . Внутрифирменная отчетность по пожарам:

5.2.1 . О всех случаях пожаров, происшедших за месяц сводная информация от акционерных обществ, электростанций, МЭС, ОДУ и других организаций должна передаваться до 3 числа после отчетного месяца в соответствующее РП «Энерготехнадзор».

5.2.2 . РП «Энерготехнадзор» осуществляют полный учет пожаров на подведомственных региональных энергообъектах и направляют в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей сведения о происшедших пожарах, а именно:

5.2.2.1 . Оперативные сообщения - немедленно по телефону, факсом или электронной почтой;

5.2.2.2 . Оперативные сведения о пожарах за неделю и ходе расследования этих событий - по понедельникам по телефону или факсом;

5.2.2.3 . Сводные за месяц сведения о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события - ежемесячно до 5 числа после отчетного по электронной почте или факсом.

5.2.3 . Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО «ЕЭС России» до 5 числа после отчетного месяца направляют по электронной почте, факсом или письменно сведения в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей «РАО ЕЭС России» о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров за месяц, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события.

5.2.4 . Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей может запрашивать необходимые сведения о проис шедших пожарах, происшедших па объектах Холдинга РАО «ЕЭС России».

5.2.5 . На основании материалов расследования пожаров Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России» производит обобщение, анализ и разработку необходимых мер пожарной безопасности для:

Подготовки необходимых материалов в государственные органы;

Разработки противопожарных мероприятий и внесения соответствующих изменений в действующие нормы и правила пожарной безопасности;

Разработки новых проектных решений;

Принятия мер по совершенствованию обучения персонала;

Подготовки циркуляров, предписаний и информационных писем.

Приложение № 1

ТЕРМИНОЛОГИЯ

1 . Пожар - неконтролируемое горение вне специально предназначенного места, приводящее к социальному и (или) материальному ущербу.

2 . Горение - экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся, по крайней мере, одним из трёх факторов: пламенем, свечением, выделением дыма.

3 . Вспышка (хлопок) - быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов, способных разрушать конструкции или установки.

4 . Взрыв - быстрое экзотермическое химическое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить разрушение конструкций или установок.

5 . Источник зажигания - горящее или накаленное тело, либо электрический разряд, обладающие запасом энергии и температурой, достаточными для возникновения возгорания.

6 . Тление - беспламенное горение материала.

7 . Очаг пожара - место первоначального возникновения пожара.

8 . Самовозгорание - явление резкого увеличения скорости экзотермической реакции, приводящее к возникновению возгорания вещества и смеси (твердой, жидкой и газообразной) при отсутствии источника зажигания.

9 . Локализация пожара - период тушения пожара, при котором отсутствует или ликвидирована угроза людям, а также прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами пожаротушения.

10 . Огнетушащее вещество - вещество, обладающее физико-химическими свойствами, способное прекратить горение.

11 . Ликвидация пожара - период тушения пожара, при котором прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

12 . Причина пожара - явление или обстоятельство, которое непосредственно привело к возникновению пожара.

13 . Материальный ущерб от пожара - общая сумма прямого и косвенного ущерба пожара уничтоженных материальных ценностей, оборудования, зданий и сооружений (или их части), а также затрат на тушение пожара и ликвидацию его последствий, включая сумму на восстановление или ремонт объекта для нормального функционирования.

Прямой материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности (оборудование, здания, сооружения и т.п.), уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, приня тых для спасения людей и материальных ценностей, а также недоотпуск электро- и теплоэнергии потребителям по договорам.

Косвенный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара, а также восстановление или ремонт объекта.

14 . Горючее вещество - материалы и смеси (твердые, жидкие, газообразные), которые способны самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.

15 . Негорючее вещество - материалы и смеси (твердые, жидкие, газообразные), не способные к самостоятельному горению под воздействием источника зажигания.

16 . Установка пожаротушения - стационарные технические средства, предназначенные для тушения пожара за счет подачи огнетушащего вещества после приведения их в действие от установок пожарной сигнализации или путем ручного пуска.

17 . Установка пожарной сигнализации - стационарные технические средства, предназначенные для обнаружения пожара и сообщения о месте его возникновения, путем подачи звукового сигнала или включения световой индикации, а также возможности включения в работу установок пожаротушения.

18 . Пожарный извещатель - элемент установки пожарной сигнализации, предназначенный для восприятия признаков пожара и передачи информации о нем на приемную пожарную станцию.

19 . Спринклерная установка пожаротушения - автоматическая установка водяного пожаротушения, оборудованная закрытыми оросителями, открывающимися при достижении определенной температуры.

20 . Дренчерная установка пожаротушения - установка водяного пожаротушения, оборудованная открытыми оросителями.

21 . Ороситель - элемент установки пожаротушения, предназначенный для выпуска огнетушащего вещества (жидкости, газа, порошка) в защищаемое помещение или установку.

22 . Огнетушитель - переносное или транспортируемое устройство, предназначенное для тушения пожара за счет выпуска огнетушащего вещества путём ручного пуска.

23 . Пожарный гидрант - устройство для отбора воды из наружного водопровода, применяемое при тушении пожара.

24 . Пожарная колонка - съёмное устройство, устанавливаемое на пожарный гидрант для отбора воды.

25 . Пожарный кран - комплект, состоящий из вентиля, оборудованного пожарной соединительной головкой для подключения пожарного рукава и ствола, который установлен на водопроводе.

26 . Опасный фактор пожара - фактор пожара, воздействие которого на людей и (или) материальные ценности может приводить к ущербу.

Приложение № 2

Форма АКТА РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

1. Адресный блок

Предприятие:_____________________________________________________

Дата и время возникновения пожара__________________________________

Учетный признак__________________________________________________

Классификационные признаки причин пожара_________________________

Недоотпуск энергии (тыс. кВтч/Гкал)_________________________________

Экономический ущерб (тыс. руб.)____________________________________

Дата и время ликвидации пожара:____________________________________

Ключевые слова___________________________________________________

2. Описательный блок

Описание возникновения пожара и его протекание.

Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара.

Технологическое оборудование и строительные конструкции, которые способствовали возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара. Электротехническое оборудование (в том числе кабели и провода) и бытовые приборы, которые явились причиной возникновения пожара или его развития.

Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машзала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средств пожаротушения и т.п.

Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты.

Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП «Энерготехнадзор» на основании требований норм и правил пожарной безопасности, невыполнение или частичное выполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения.

Последствия пожара: перечисляется поврежденное оборудование, здания и сооружения.

Указывается материальный ущерб.

Установленные причины возникновения и развития пожара. Прикладывается экспертное заключение специалистов (если проводилась экспертиза).

Сведения о пострадавших и погибших (если они имелись).

3. Визовый блок

Состав комиссии, номер и дата приказа о назначении комиссии по расследованию пожара.

Подписи председателя и членов комиссии.

К акту расследования прикладываются: результаты опроса персонала, фотографии, поясняющие чертежи (схемы) распространения пожара, а также

Приложение № 3

Форма Госкомстата России по учету пожаров

20609430 стр. 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

0609430

Формы по ОКУД

Организации составителя отчета по ОКПО

Министерства (ведомства) по ОКОГУ

Вида деятельности по ОКПД

Организационно-правовой формы по КОПФ

Формы собственности по КФС

Территории по СОАТО

КОДЫ проставляет организация-составитель отчёта

ФОРМА № 1 (пожары)

Утверждена постановлением Госкомстата России от 20.06.94 № 80

КВАРТАЛЬНАЯ

кому высылается - Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России», 117526, г. Москва, проспект Вернадского, д. 101, корпус 3.

Объединение, предприятие, организация, учреждение

______________________________________________________________

Адрес _________________________________________________________

республика, входящая в состав России,автономная область, автономный округ, край, область, район

Вид деятельности (основной) ____________________________________

Организационно-правовая форма _______________________________

Форма собственности __________________________________________

ОТЧЕТ

о пожарах и последствиях от них за _____ квартал __ г.

(ежеквартально нарастающим итогом с начала года)

20609430 стр. 2 РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Номер строки

Наименование показателей

Всего

Количество пожаров, (единиц)

Материальный ущерб от пожаров (тыс. рублей в целых)

Погибло при пожарах (человек)

Травмировано при пожарах (человек)

УНИЧТОЖЕНО (ЕДИНИЦ):

Строений

Морских, речных судов

Воздушных судов

Автотракторной техники

Технологического оборудования

ПОВРЕЖДЕНО (ЕДИНИЦ)

Строений

Морских, речных судов

Номер строки

Наименование

Количество пожаров из стр. 1 гр. 3 раздел 1)

Материальный ущерб от пожаров (стр. 02 Гр. 3 раздел 1)

ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ

Поджоги

Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых эл. приборов

Неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства

Неосторожное обращение с огнем

Шалость детей с огнем

Нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ

Взрывы

ОБЪЕКТЫ ПОЖАРОВ

Производственные здания и складские помещения производственных предприятий

Склады, базы и торговые помещения

Административно-общественные здания

Жилой сектор (жилые дома, общежития, дачи)

Строящиеся объекты

Сооружения, установки

Транспортные средства

Руководитель ____________ (подпись)

Ф.И.О. исполнителя, № телефона, дата

КРАТКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ

1 . Отчет составляется в соответствии с требованиями инструкции о порядке государственного статистического учета пожаров и последствии от них в Российской Федерации, утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации. В отчет включаются сведения о пожарах на объектах, на которых Министерства, ведомства, другие юридические лица в соответствии с соглашением с Государственной противопожарной службой МВД России осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности (подземные сооружения шахт, рудников и копии, морские, речные, воздушные суда, находившиеся в пути следования и на временных стоянках; объекты Минобороны, ФСК России. ФПС-Главкомата, СВР России, ФАПСИ и др.). Кратких указаний необходимо свободные строки заполнить следующими данными:

В разделе 1 в строках 09 и 14 - соответственно уничтоженное или поврежденное технологическое оборудование (тепломеханическое и электрическое);

В разделе 2 в строке 08 - количество пожаров из-за заводских дефектов;

В разделе 2 в строке 09 - прочие причины пожаров (не установленные, стихийные явления и др.);

В разделе 2 в строке 18 - прочие объекты (вагончики, битумоварки, низовые пожары травы на территории и другие).

Расследование причин пожара в России в настоящее время – весьма сложная проблема, т.к. в стране нет единой службы наподобие Службы Пожарных Маршаллов в США, которая выдавала бы вердикт о причине пожара и отвечала за него перед судом штата. Сейчас эта деятельность в России «размыта» по разным органам, службам, судам.

Для понимания всей трудности указанной проблемы необходимо охарактеризовать общий алгоритм расследования пожара.

1. Сразу после пожара (или на следующий день) командир отделения, которое тушило пожар и первым прибыло на место пожара, составляет акт о пожаре,который является документом, справкой для «ведомственного» пользования, в которой указано когда обнаружен пожар, когда была вызвана пожарная бригада, когда эта бригада прибыла на место пожара, сколько расчётов было использовано при тушении, какие средства пожаротушения использовались. Причина пожара может быть указана, а может и нет. На этом этапе причина определяется исходя из показаний очевидцев (если таковые имеются). Чаще всего начальники караулов обходятся фразой: «Причина пожара устанавливается».

2. Следующий этап зависит от того, были ли обнаружены при тушении пожара тела погибших или нет.

1) если жертвы были, дело о гибели на пожаре начинает расследовать следователи следственного отдела (СО) при Районном Отделе Внутренних Дел (РОВД), того района, где случился пожар.

2) если жертв было много, то дело о массовой гибели людей на пожара начинает расследовать следовательСО Следственного Комитета (СК) при прокуратуре района, города или области (края).

3) если жертв не было, а лишь небольшой материальный ущерб, то дело о пожаре расследуется дознавателемОтдела дознания (ОД) службы Государственного Пожарного Надзора (ГПН) того района, где произошёл пожар.

4) если ущерб был значительный, то расследованием может заниматься как дознаватель ГПН, так и следователь РОВД. А если ущерб очень большой, то могут подключить и следователя Прокуратуры.

Каждый из перечисленных органов следствия имеет свои особенности ведения дел, и имеет разную квалификацию в расследовании пожаров. Наиболее квалифицированы дознаватели ГПН, но их задача была и остаётся не установить причину пожара, а установить наличие умысла в возникновении пожара или отсутствие такового. Как только он решает, что умысла не было (т.е. поджога), он выносит Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (УД) и отпускает пострадавших от пожара граждан, предоставляя им право в суде выяснять: кто виноват в пожаре?

Трудно идёт расследование пожаров у следователей РОВД и прокуратуры. Так как они в основном сосредоточены на вопросах: кто убил? или кто поджёг? То есть им важно кто, а не как. А учитывая, что дела по поджогам имеют малый процент раскрытия, то эти дела стараются быстрее закрыть. Порой с формулировкой: «За отсутствием подозреваемого лица».

Учитывая всё это, перейдём к рассмотрению технологии установления причин пожара, т.е. к следующему этапу.

3. Сразу после пожара на место пожара прибывает дознаватель ГПН и производит осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места пожара. Иногда (не всегда) на осмотре присутствуютспециалисты Испытательной Пожарной Лаборатории (ИПЛ), которые участвуют в осмотре, производят фотографирование и изъятие вещественных доказательств. Данная служба входит в состав МЧС, как и ГПН. По просьбе дознавателя они могут провести исследования и составить Техническое заключение о причине пожара, которое, в юридическом смысле, не является Экспертизой. Но, так как ИПЛ в настоящее время наделены правами Судебно-Экспертных Учреждений (СЭУ), то они могут составить и Экспертное заключение о причине пожара, если дознаватель ГПН вынесет в их адрес постановление о назначении экспертизы. Разница в том, что за выводы, сделанными ими в техническом заключении о причине пожара специалисты ИПЛ ответственности не несут, а за выводы экспертного заключения несут уголовную ответственность.

Таким образом, в материалах дознания по причине пожара могут и должны иметься следующие материалы: акт о пожаре, протокол осмотра места пожара, объяснения свидетелей и очевидцев пожара, заявления потерпевших о размере ущерба, техническое заключение о причине пожара или экспертное заключение.

На основании собранных материалов и результатов заключения (или экспертизы) дознаватель выносит решение о причине возникновения пожара.

В случае, если при тушении пожара или при осмотре места пожара обнаруживаются погибшие, то расследование передаётся следователю РОВД или прокуратуры с возбуждением уголовного дела или поручением о проверке совершения уголовного преступления. Схема расследования этих органов следующая.

Сначала проводится осмотр места пожара с составлением протокола осмотра места преступления, в котором главное внимание уделяется месторасположению трупа, обстановки его окружающей, следам насильственных действий и пр. Следы пожара и возможная причина пожара их интересует в последнюю очередь. Поэтому эти протоколы содержат мало информации для исследования обстоятельств возникновения пожара. При проведении осмотра проводится, как правило, фотографирование места обнаружения трупа и общий вид места пожара, которые так же малоинформативны для установления причины пожара.

После проведения Судебно-медицинской экспертизы (СМЭ), при которой устанавливается причина смерти, устанавливается личность погибшего, и в зависимости от причины смерти решается вопрос: Кто убил? или Кто поджёг? В первом случае, когда погибший сначала был убит, а потом возник пожар, следователь уверен, что найдя преступника он узнает и как возник пожар. Поэтому причина пожара ему не интересна. Во втором случае, когда человек погиб при пожаре, следователю проще всего списать возникновение пожара на самого погибшего («… от неосторожного обращения с огнём…»).

В связи с вышеизложенным можно заключить, что расследовать причину пожара при ведении уголовного дела следователю невыгодно – а вдруг экспертиза даст вывод, что было не «… неосторожное обращение…», а поджог? Тогда надо будет искать поджигателя, а это очень хлопотно и непросто!

Впрочем, надзирающие за ходом дела прокуроры, требуют от следователей проведение всех, предусмотренных законом следственных действий, одним из которых является проведение Пожарно-технической экспертизы (ПТЭ), которая проводится в государственных СЭУ для следствия бесплатно. Такими СЭУ являются: Испытательные Пожарные Лаборатории МЧС (ИПЛ), Региональные Центры МЮ (РЦ) и (ЛСЭ), Экспертно-Криминалистические Центры МВД (ЭКЦ). Однако, в двух последних может и не быть экспертов-пожаротехников. Законом не запрещено следствию назначать экспертизы и негосударственным СЭУ и частным экспертам, но отсутствие финансирования и ряд других причин не позволяют им этого делать. Одной из причин является то, что чаще всего, ни следователю, ни надзирающему прокурору результаты этой экспертизы не нужны, а самым удобным выводом является «Не представляется возможным». Поэтому потерпевшие (родственники погибшего) не могут надеяться на то, что преступление будет раскрыто, а виновные – наказаны.

Следует отметить, что при расследовании пожара по этой схеме следователь обязан ознакомить с результатами экспертизы и потерпевшую сторону, и обвиняемого, если такой будет иметься. А вот включать в постановление о назначении экспертизы вопросы сторон он не обязан. Вот здесь можно рекомендовать заинтересованным сторонам воспользоваться услугами негосударственных СЭУ или частных экспертов, которые помогут разобраться в наукообразных выражениях Экспертного заключения, и определить степень допустимости используемых при проведении экспертных исследований методов и используемых методик, оценить уровень обоснованности выводов экспертизы. Это всё может пригодиться для составления стороной, недовольной ходом проводимого расследования, заявления прокурору, с жалобой на действия (или бездействия) следствия.

5. Что бывает, когда при пожаре никто не погибает, но имеется материальный ущерб? Тогда дознаватель ГПН после проведения дознания, не находя признаков преступления (свидетельств поджога), составляет Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и передаёт его пострадавшему от пожара. При этом разъясняется, что предъявление претензии за возникновение пожара и повреждение имущества он (пострадавший) может предъявлять гражданский иск в суд на того, из-за неосторожности которого или ненадлежащего исполнения которым своих обязанностей произошёл пожар. Это может быть (по версии дознавателя) сосед, от которого начался пожар, рабочий, проводящий работы без соблюдения правил пожарной безопасности, организация, некачественно выполнившая работу и пр.

На руках потерпевшего, как правило, остаётся копия акта о пожаре и копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Что с ними делать? Хорошо, если в постановлении указана фамилия-имя-отчество лица, из-за действий которого произошёл пожар, то на него и подавать в суд Иск о возмещении ущерба.А если нет? Ведь дознаватель не обязан устанавливать, кто конкретно неправильно сложил печь, смонтировал электропроводку, оставил включённый электронагреватель. Его основная задача, напомним, установить: произошёл ли пожар в результате поджога или это обычное несоблюдение норм пожарной безопасности. Устанавливать, кто конкретно не соблюдал нормы – не его задача. Поэтому, чаще всего потерпевший должен решить вопрос: Означает ли формулировка о причине пожара, указанная в постановлении об отказе…, свидетельством того, что виновен сосед, например? Или кто виновен в том, что «… пожар возник из-за неисправности электропроводки.»? Как и какое «…несоблюдение правил пожарной безопасности…» привело к возникновению пожара. К кому предъявлять иск, в конце-концов?! И стоит ли вообще затевать судебную тяжбу, если не понятно, что представлять в суд для доказательства, потому что на руках только постановление об отказе…из которого ничего не понятно?!

Чтобы понять, что следует предпринимать, нужно проконсультироваться со специалистом! Напомним, что такие специалисты могут быть в государственных учреждениях (ИПЛ МЧС, ЭКЦ МВД, ЛСЭ МЮ), но консультирование в их функции не входит. А вот негосударственные экспертные организации (которые имеют в штате пожаротехников) или частные эксперты могут помочь.

Если после консультации со специалистом заинтересованное лицо решило через суд добиваться справедливого решения дела, то такого решения возможно будет ожидать в том случае, если представленные суду доказательства будут неоспоримыми. Это достигается несколькими путями.

а) В случае, если в Постановлении от отказе в возбуждении уголовного дела отсутствует прямое указание на виновника пожара, перед подачей искового заявления в суд следует заказать в экспертном учреждении или организации, или частному эксперту проведение экспертного исследования, в котором будут разъяснены положения Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, проведён анализ других имеющихся материалов, даны выводы о правомерности вынесения такого заключения и даны ответы на остальные вопросы.

б) Если исковое заявление уже подано в суд, то на первом же заседании необходимо требовать проведения судебной пожарно-технической экспертизы по тем вопросам, решение которых помогут суду решить дело в пользу истца. Суд может поручить проведение такой экспертизы или государственному СЭУ, негосударственной СЭО, или конкретному эксперту-пожаротехнику. Стороны сами вправе предложить того эксперта или организацию, которым они доверяют проведение такой экспертизы. В случае принятия судом такого решения нужно ходатайствовать перед судом о предоставлении органом дознания, которым первоначально расследовался пожар, эксперту всех материалов отказного производства дела о пожаре, всех материалов, имеющихся у ИПЛ МЧС, по данному пожару, если их специалисты выезжали на этот пожар или проводили осмотр.

В случае, если в материалах дела о пожаре уже имеется экспертное заключение, с выводами которого истец не согласен, он имеет право требовать проведения повторной экспертизы или дополнительной. Но для этого нужно обосновать недостатки в имеющемся заключении. А это может подсказать только специалист.

Приложение 4 к ст.2.4. гл.1.

ИНСТРУКЦИЯ
по расследованию и учету пожаров на объектах ОАО "Газпром"

Проведение дознания по делам о пожарах, официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на объектах ОАО "Газпром" ведет Государственная противопожарная служба МВД России, осуществляющая свою работу на основе Федерального закона "О пожарной безопасности", "Положения о Государственной противопожарной службе МВД России", утвержденного постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.08.93 г. № 849 и нормативных актов МВД, регламентирующих их деятельность.

1. Общие положения

1.1. Настоящая "Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах ОАО "Газпром" (далее Инструкция) определяет порядок ведомственного сообщения, расследования, учета и отчетности по пожарам на объектах ОАО "Газпром".

1.2. Инструкция разработана на основе действующей "Инструкции о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации", 1994г., рег.№ 638.

1.3. Требования настоящей Инструкции распространяются на объекты ОАО "Газпром".

Пожар, происшедший на объекте или в здании, но арендуемых другими организациями, должен расследоваться этими организациями с участием представителей объекта ОАО "Газпром". Такой пожар учитывается в отчетных документах сторонней организации и объектом ОАО "Газпром".

1.4. Термины и определения, используемые в Инструкции, приведены в приложении 4.4.

1.5. Целью служебного расследования пожара является:

выяснение обстоятельств, причин (непосредственных и коренных) и условий, способствовавших возникновению и развитию пожара, а также последствий и величины ущерба от пожара (прямого и косвенного);

оценка воздействия пожара на строительные конструкции и оборудование, в том числе систем важных для безопасности;

выявление нарушений правил пожарной безопасности и отклонений от требований нормативных документов, допущенных при эксплуатации, строительстве и проектировании объекта, которые способствовали возникновению и развитию пожара;

оценка работы установок пожаротушения, пожарной сигнализации, действий персонала и пожарной охраны при ликвидации пожара;

определение ответственности персонала объекта за происшедший пожар;

разработка на основе выводов расследования дополнительных организационных и технических мероприятий по предупреждению возникновения пожаров и повышению пожарной безопасности объекта;

оказание содействия ГПС в проведении расследования пожара.

2. Сообщение о пожаре

2.1. Сообщения о пожаре, явившимся причиной или следствием нарушения в работе технологического оборудования, передаются в порядке, установленным соответствующими инструкциями на местах.

В случае угрозы безопасности объекта (технологической установки) при пожаре (возможности возникновения в результате пожара, аварии или газосероводородо-опасной ситуации) передача информации производится в соответствии с "Положением о порядке объявления аварийной обстановки".

2.2. Оперативное сообщение о пожаре (загорании), не связанном с нарушением в работе производственного объекта или угрозой его безопасности, передается в порядке, установленном "Положением о порядке передачи оперативной информации о работе объекта в Центральное диспетчерское Управление и фирму "Газобезопасность" ОАО "Газпром" по форме приложения 4 указанного документа (приложение 4.1).

Это сообщение передает начальник смены объекта (дежурный диспетчер) дежурному диспетчеру ОАО "Газпром" по прямым каналам связи не позднее 20 минут после обнаружения пожара (загорания).

В течение 1 суток после обнаружения пожара в ОАО "Газпром" по телефаксу 719-33-45 (Фирма "Газобезопасность") передается уточненное сообщение, подписанное главным инженером и представителем местных подразделений Государственной противопожарной службы, по форме приложения 4.1.

3. Порядок расследования пожара

3.1. После ликвидации пожара руководство объекта обязано:

оценить характер пожара и его последствий для уточнения состава комиссии;

обеспечить сбор объяснительных записок персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев, лиц, причастных к возникновению пожара, для последующей передачи в комиссию по расследованию;

прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей и защитой материальных ценностей;

запретить вскрытие и разборку технологического оборудования или приборов, которые явились источником возникновения пожара, до прибытия на место пожара комиссии по расследованию;

принять меры по сохранению диаграмм регистрирующих приборов, осциллограмм, магнитные записи оперативных переговоров, оперативных журналов, распечаток ЭВМ, имеющих отношение к пожару;

подготовить на основании первичных материалов графики изменения параметров работы систем и оборудования, срабатывания технологических защит, блокировок, необходимых для расследования пожара;

подготовить схемы (фотографии) и описание места пожара;

вызвать, при необходимости, представителей заводов изготовителей, проектных, конструкторских, научно-исследовательских и др. организаций;

подготовить необходимую проектную документацию, протоколы испытаний, осмотров, проверок, инструкции по эксплуатации и т.д., а также информацию по аналогичным пожарам.

3.2. Пожар, явившийся причиной или следствием нарушения в работе технологического оборудования, расследуется в соответствии с настоящей Инструкцией.

3.3. Пожар, не связанный с нарушением в работе технологического оборудования, должен быть расследован комиссией, назначенной приказом руководителя объекта (предприятия).

При пожаре, затрагивающем несколько подразделений, председателем комиссии должен быть назначен главный инженер предприятия или его заместитель.

Во всех случаях расследования пожара (включая п.3.2) в состав комиссии должны быть включены представитель инспекторской службы, ответственный за надзор за состоянием пожарной безопасности объекта, и (по согласованию) представитель (представители) ГПС.

Представители инспекции Госгортехнадзора России включаются в состав комиссии по их требованию.

При необходимости расследование может проводиться с привлечением в состав комиссии специалистов (экспертов) заводов изготовителей оборудования, проектных, конструкторских, научно-исследовательских и других компетентных организаций.

В зависимости от характера и тяжести пожара состав комиссии может быть определен также приказом ОАО "Газпром".

3.4. Расследование пожара должно быть начато в течение 1 суток от момента его ликвидации и закончено в пятнадцатидневный срок. Срок расследования может быть продлен руководителем, назначившим комиссию, по обоснованному решению комиссии по расследованию.

3.5. Регламент и порядок работы комиссии определяет ее председатель.

3.6. При расследовании пожара комиссия устанавливает причины и обстоятельства возникновения и развития пожара; действия персонала и пожарной охраны; последствия пожара и нанесенный ущерб; эффективность существующих систем предотвращения пожара и противопожарной защиты; противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом.

3.7. Расследование проводится путем:

детального осмотра места пожара с составлением описания (протокола) и схемы места пожара; изучения материалов, подготовленных и собранных администрацией объекта после ликвидации пожара и переданных в комиссию;

проведения, при необходимости, дополнительного опроса персонала и участников ликвидации пожара (взятия письменных объяснений);

изучения проектной, эксплуатационной, нормативной и другой документации.

При расследовании рассматриваются и отражаются в акте расследования следующие вопросы:

место и время (дата, час. мин.) возникновения пожара;

время (час. мин.) и способ обнаружения пожара;

время (час. мин.) от момента обнаружения пожара до вызова пожарной охраны и ее прибытия;

время (час. мин.) ликвидации пожара;

меры по тушению пожара, принятые персоналом объекта и пожарным подразделением (с подробным изложением);

технологическое оборудование и приборы, явившиеся причиной пожара и его развития;

системы и средства обнаружения и тушения пожара (противопожарное водоснабжение, автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация, первичные средства пожаротушения, их работа и недостатки, обнаруженные при ликвидации пожара);

оценка действий персонала объекта и объектового пожарного подразделения при тушении пожара;

ответственность персонала, допустившего нарушения требований нормативных документов, явившиеся причиной возникновения и развития пожара;

ответственность должностных лиц за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей);

причины (непосредственные и основные) пожара, при необходимости подтвержденные заключением (актом) специалистов (экспертов);

сведения о пострадавших на пожаре и материальном ущербе от пожара;

противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом;

3.8. Данные о пострадавших при пожаре приводятся на основании сведений соответствующих медицинских учреждений и акта расследования несчастного случая.

3.9. Материальный ущерб от пожара (прямой и косвенный), подтверждается справкой, подписанной руководителем и главным бухгалтером объекта.

Определение материального ущерба от пожара осуществляется на основании документов бухгалтерской отчетности. В материальный ущерб от пожара включаются убытки, нанесенные недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам, а также сумма стоимости недоотпуска продукции в результате простоя цеха, технологической установки и т.п.

3.10. Результаты расследования пожара оформляются актом расследования пожара (приложение 7.2), который может включаться в состав приложений к "Отчету о расследовании нарушения в работе объекта при расследовании пожара по п.3.2".

3.11. Акт расследования пожара направляется в ОАО "Газпром" (Фирму "Газобезопасность") не позднее 5 дней после окончания расследования.

4. Учет и отчетность по пожарам

4.1. Учету на объекте, предприятии и в ОАО "Газпром" подлежат все пожары, происшедшие на объектах, независимо от ущерба, последствий и характера нарушения, связанного с пожаром.

4.2. Материалы расследования пожаров хранятся на объекте в течение всего срока его эксплуатации, а в ОАО "Газпром" (Фирме "Газобезопасность") в течение пяти лет.

4.3. В службах объекта, предприятия (общества), ОАО "Газпром" (Фирма "Газобезопасность") должен быть журнал учета пожаров (допускается вести его с помощью технических средств), в котором отражаются:

место и время пожара;

обстоятельства (кратко) и причины пожара;

количество пострадавших и материальный ущерб от пожара;

номер, дата акта расследования пожара, ф.и.о. и должность председателя комиссии.

4.4. Ежегодно не позднее 15 января руководство предприятия (объекта) представляет в Фирму "Газобезопасность" отчет о происшедших за год пожарах по прилагаемой форме (приложение 4.3).

Отчет должен быть согласован с местными органами пожарного надзора.


Приложение 4.1.
(обязательное)

Оперативное сообщение о пожаре (загорании)

1. Наименование объекта цех, технич. установка №_____________________________

2. Дата и время события

3. Исходное состояние технической установки до события

4. Место очага загорания (пожара)___________________________________________

______________________

(территория, отметка, помещение)

5. Срабатывание штатных систем пожаротушения

6. Участие персонала в ликвидации очага загорания (пожара)

7. Оповещение и прибытие пожарных подразделений

8. Кто обнаружил (оповестил)

9. Состояние технической установки, агрегата на момент передачи сообщения

10. Последствия:

10.1. Вывод из работы (резерва) поврежденного оборудования

10.2. Наличие (отсутствие) пострадавших

10.3. Изменение газоопасной обстановки с присутствием сероводорода

10.4. Остановка или ограничение мощности установки, блока

11. Сообщение передал:______________________________________________________

12. Сообщение принял:_______________________________________________________


Приложение 4.2.
(обязательное)

Акт расследования пожара

" "_______200__ г.

1. Наименование объекта.

2. Состав комиссии по расследованию (номер приказа и дата создания комиссии).

3. Состояние объекта, технологической установки, агрегата, сооружения и т.п. до возникновения пожара.

4. Время начала и ликвидации пожара (дата, время).

5. Описание обнаружения пожара и его развития.

6. Принятые меры по тушению пожара персоналом объекта, добровольной пожарной дружиной. Вызов пожарной охраны, ее прибытие, организация и ход тушения. Кем и какими средствами потушен пожар. Положительные стороны и недостатки при тушении пожара.

7. При наличии автоматических установок обнаружения и тушения пожара указать их тип, эффективность работы (недостатки и положительные стороны), кем выполнен проект и монтаж установки.

8. Допущенные отклонения от строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных документов, способствовавших возникновению и развитию пожара.

9. Роль и действия объектовой пожарной части в профилактике, организации и тушении пожара;

10. Последствия пожара (что горело, повреждено): строительные конструкции, агрегат, оборудование, материалы и т.п.

11. Установленная причина пожара и его развития. При необходимости прикладывается экспертное заключение специалистов по причинам пожара.

12. Лица, нарушения которыми требований нормативных документов, привело к возникновению и развитию пожара.

13. Должностные лица, ответственные за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей).

14. Сведения о пострадавших на пожаре.

15. Материальный ущерб от пожара.

16. Противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом.

К акту расследования комиссия обязана приложить:

объяснительные записки (рапорта) персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев и лиц, причастных к возникновению пожара;

справку об ущербе, причиненном пожаром, подписанную руководителем и главным бухгалтером;

копию документа, подтверждающего наличие пострадавших на пожаре;

копию акта о пожаре, составленного ГПС МВД;

описание (протокол), фотографии, чертежи (схемы), поясняющие место пожара и его распространения, а также зоны сильного задымления;

приказ руководителя объекта по результатам расследования пожара;

другие приложения по решению комиссии.

В акте расследования должна быть соответствующая запись при возбуждении уголовного дела, а также при передаче материалов в суд.

Председатель комиссии______________________________________________________

(Ф.И.О., должность, подпись)

Члены комиссии_____________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, подпись)

Приложение 4.3

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Кому высылается_______________________________________

(наименование)

______________________________________________________

(адрес получателя)

Министерство, ведомство_______________________________

______________________________________________________

Объединение, предприятие,

организация, учреждение,______________________________

______________________________________________________

Адрес_________________________________________________

(Республика, входящая в состав России, автономная область,
автономный округ),

______________________________________________________

(край, область, район)

Вид деятельности (основной)___________________________

______________________________________________________

Организационно-правовая форма

______________________________________________________


Форма № 1 (пожары)
утверждена постановлением Госкомстата России
20.06.94 №80

Квартальная

Представляют

1. Объединения, предприятия, организации и учреждения по рыболовству, добыче угля, сланцев, нефти, подземной добыче руд и нерудного сырья, порты, пароходства, авиационные предприятия и компании, независимо от организационно- правовой формы и формы собственности, а также юридические лица, осуществляющие статистический учет пожаров по соглашениям с Государственной противопожарной службой МВД России, 10 числа после отчетного периода:

управлениям (отделам) Государственной противопожарной службы МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД. УВД краев, областей, автономных образований по месту своего нахождения:

органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики (Минтопэнерго России , Минтранс России, Роскомрыболовство и др.)

2. Минтопэнерго России, Минтранс России, Роскомрыболовство и другие органы, осуществляющие государственное регулирование в соответствующих отраслях экономики - Главному управлению Государственной противопожарной службы МВД России по согласованным программе и срокам.

3. Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба контрразведки Российской Федерации. Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная пограничная служба - Главное командование пограничных войск Российской Федерации. Федеральное управление специального строительства при Правительстве Российской Федерации. Федеральная служба лесного хозяйства России - Главному управлению Государственной противопожарной службы МВД России по программе и срокам.

4. Главное управление Государственной противопожарной службы МВД России - Госкомстату России по согласованным программе и срокам.

ОТЧЕТ
о пожарах и последствиях от них за январь
(нарастающим итогом)

Раздел 1. Общие сведения

Номер строки Наименование показателей Всего
1 2 3
01
02
03
04
Количество пожаров, единиц……………………………………
Материальный ущерб от пожаров тыс.руб. (в целых)…………
Погибло при пожарах, человек………………………………….
Травмировано при пожарах, человек……………………………
Уничтожено (единиц):
05
06
07
08
09
- строений……………………………………………………………
- морских, речных судов…………………………………………….
- воздушных судов………………………………………………….
-автотракторной техники…………………………………………..
- оборудования………………………………………………………
Повреждено (единиц):
10
11
12
13
14
- строений……………………………………………………………..
-морских, речных судов…………………………………………….
- воздушных судов…………………………………………………..
- автотранспортной техники………………………………………..
- оборудования……………………………………………………….

Раздел 2. Основные причины и объекты пожаров

Номер строки Наименование Количество пожаров, единиц (из стр.01 гр.3 раздела 1) Материальный ущерб от пожаров, тыс.руб. (в целых) (из стр.02 гр.3 раздела 1)
1 2 3 4
Причины пожаров:
01 поджоги
02 нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов
03 неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства
04 неосторожное обращение с огнем
05 шалость детей с огнем
06 нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ.
07 взрывы
08
09
10
Объекты пожаров:
11 производственные здания и складские помещения производственных предприятий
12 склады, базы и торговые помещения
13 административно-общественные здания
14 жилой сектор (жилые дома, общежития, дачи,
садовые домики, надворные постройки и т.п.).
15 строящиеся объекты
16 сооружения, установки
17 транспортные средства
18
19
20

"___"__________20__г. Руководитель

фамилия и № телефона исполнителя

Утверждены постановлением Госкомстата России от 20.06.94 №80 КРАТКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ

1. Отчет составляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В отчет включаются сведения о пожарах на объектах, на которых министерства, ведомства, другие юридические лица в соответствии с соглашениями с Государственной противопожарной службой МВД России осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности (подземные сооружения шахт, рудников и копей; морские, речные, воздушные суда, находившиеся в пути следования и на временных стоянках; объекты Минобороны России, ФСК России, ФПС-Главкомата, СВР России, ФАПСИ и др.).

2. При заполнении показателей раздела 2 отчета необходимо иметь в виду, что по строкам 01-20 граф 3 и 4 приводятся сведения о расшифровке данных, приведенных в соответствующих строках 01 и 02 графы 3 раздела 1 по основным причинам и объектам пожаров.

3. В строках 09, 14 раздела 1, а также в строках 08, 09, 10, 18, 19 и 20 раздела 2 показываются соответственно сведения об уничтоженных и поврежденных материальных ценностях, о причинах и объектах пожара, не указанных в других строках отчета и являющихся специфическими для отчитывающегося субъекта.


Приложение 4.4.
(справочное)

Термины и определения

1. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

1.1. Не подлежат государственному статистическому учету как пожары:

случаи горения, обусловленные спецификой технологического процесса производства), заложенные в технологический регламент или другую техническую документацию), или условиями работы промышленных установок;

случаи горения, как результат обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, плавление и др.);

взрывы, вспышки и разряды статического электричества;

случаи коротких замыканий электросетей в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах;

горение отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, обочины дорог, пустыри т.п.), а также сухой травы, тополиного пуха, стерни, торфа на газонах;

покушение на самоубийство и самоубийство путем самосожжения, не приведшее к гибели или травмированию других людей.

1.2. Перечисленные в п. 1.1 случаи подлежат государственному учету, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство и самоубийство путем самосожжения), либо уничтожению или повреждению материальных ценностей.

2. Загорание - неконтролируемое горение вне специально предназначенного для этого места без ущерба.

3. Объект - здание и сооружение (независимо от назначения), наружная установка, транспортное средство, места открытого хранения материалов, в пределах которых возможно присутствие людей и (или) материальных ценностей с учетом технологических процессов, оборудования, изделий.

4. Горение - экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся по крайней мере одним из трех факторов: пламенем, свечением, выделением дыма.

5. Взрыв - быстрое экзотермическое химическое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием газов, способных проводить работу.

6. Вспышка - быстрое сгорание горючей среды, не сопровождающееся образованием сжатых газов.

7. Причина пожара - явление или обстоятельство, непосредственно обуславливающее возникновение пожара.

8. Опасный фактор пожара - фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели людей, а также к уничтожению (повреждению) имущества. К первичным проявлениям опасных факторов пожара относятся пламя, искры, повышенная температура окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода.

К вторичным проявлениям опасных факторов пожара относятся:

осколки; части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций; радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок; электрический ток, возникший в результате выноса напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов; опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара; огнетушащие вещества.

9. Уничтоженные материальные ценности - материальные ценности, которые полностью утратили свои качества и ценность, и не могут быть использованы по назначению и путем ремонта не могут быть приведены в состояние, годное для дальнейшего использования.

10. Поврежденные материальные ценности - материальные ценности, которые могут быть путем восстановления (ремонта) приведены в состояние, годное для использования.

11. Материальный ущерб от пожара - стоимостное выражение уничтоженных и поврежденных материальных ценностей, затрат на тушение и ликвидацию последствий пожара, в том числе на восстановление объекта. Материальный ущерб от пожара состоит из прямого и косвенного ущерба.

12. Прямой материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер принятых для спасания материальных ценностей и людей.

13. Косвенный материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара (включая социально-экономические и экологические), а также на восстановление объекта.

14. Потерпевший - лицо, которому пожаром причинен моральный, физический или имущественный вред.

15. Пострадавший - лицо, погибшее или травмированное на пожаре.

16. Травмированный на пожаре - лицо, получившее телесное повреждение от воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений этих факторов.

17. Телесное повреждение (травма) - нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей человека.

18. Погибший на пожаре - лицо, смерть которого наступила непосредственно на месте пожара, или в течение трех месяцев (90 дней) со дня происшествия от травм, полученных вследствие воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений этих факторов.

_________
Примечание: Пожарно-технические термины приняты в соответствии с Федеральным Законом "О пожарной безопасности" (принят Гос. Думой 18.11.94), "Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации", утвержденной Госкомстатом России (Постановление от 20.06.94 № 80) и МВД России (Приказ от 30.06.94 № 332), а также положениями и ГОСТ 12.1.033-81 "Пожарная безопасность. Термины и определения".

29.2. Инструкции по расследованию и учёту пожаров на объектах энергетики: основные положения

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

2.1. Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в работе оборудования, расследуется в соответствии с "Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей" . В этом случае отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вносится в акт расследования технологического нарушения.

В случаях, когда пожар не вызван технологическим нарушением работы оборудования, а также, если акт технологического нарушения на бумажном носителе не составляется, обстоятельства расследования возникновения и тушения пожара должны оформляется актом по .

2.2. Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры :

2.3.1. После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию;

2.3.2. Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств;

2.3.3. Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта;

2.3.4. Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.

2.4. Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта.

2.5. Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.

В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлён организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись.

2.6. Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.

2.7. При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства , связанные с его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта (), а именно:

2.7.1. Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара ;

2.7.2. Состояние технологического оборудования и строительных конструкций, способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара;

2.7.3. Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его развития;

2.7.4. Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средства пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты;

2.7.5. Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП "Энерготехнадзор", на основании требований норм и правил пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения;

2.7.6. Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях);

2.7.7. Указываются последствия пожара, которые должны учитывать уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование, здания и сооружения;

2.7.7.1.Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба, определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений страховых компаний, документов собственников личного имущества;

2.7.7.2. Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре, воздействие машин и механизмов и другое).

2.8. В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.

2.9. Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги, смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в соответствии с действующим "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве".

2.10. К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).

2.11. Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии - допускается подписание акта "с особым мнением", которое прилагается к акту.

2.12. По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия и наказанием лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причинен-ного ущерба на основании действующего законодательства.

2.13. По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП "Энерготехнадзор", Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей, и вышестоящую организацию по подчинённости.



Просмотров