Административный штраф на какое должностное лицо. Большая разница, кого штрафуют: юридическое лицо или организацию. Рекомендации для предприятий. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Росздравнадзор наложил штраф на должностное лицо (директора). Оплата штрафа директором самостоятельно. Последствия в случае уплаты штрафа за директора организацией.

Вопрос: Росздравнадзор наложил штраф на должностное лицо (директора). Оплачивать этот штраф должен сам директор или организация?

Ответ: В данном случае директор строго сам должен оплатить данный штраф.

Если организация оплатит штраф за директора, ему может грозить уголовное наказание за растрату (ч. 3 ст. 160 УК РФ).

Директор должен оплатить штраф из собственных средств.

Обоснование

Компания уплатила штраф за директора. Чем опасна ситуация

Половина работодателей не знает как платить штрафы. Типичные нарушения — директор платит штраф за счет компании или пропускает срок на уплату. Цена ошибок — уголовное наказание и повторные штрафы. Наша статья поможет забывчивым работодателям избежать новых санкций.

Директора осудят за растрату, если он уплатит штраф за счет компании

Директора часто не видят разницы между личным штрафом и штрафом на компанию. Поэтому когда директора штрафуют как должностное лицо, он может поручить главбуху решить вопрос за счет компании. Это грозит уголовным наказанием.

Если инспектор назначил штраф директору, его нужно уплатить из собственных средств (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Директор, который сделает это за счет средств компании, могут обвинить в растрате (ч. 3 ст. 160 УК РФ).

Судебная практика
Трудовой инспектор оштрафовал директора компании, а также главного инженера, главного механика и начальника цеха по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Главбух по поручению директора уплатил штрафы за счет средств компании. Правоохранительные органы узнали о данном факте и возбудили в отношении директора компании уголовное дело. В итоге суд приговорил его к штрафу по ч. 3 ст. 160 УК РФ за растрату денег компании. Вышестоящий суд оставил приговор в силе (апелляционное определение Пермского краевого суда от 29.04.2015 по делу № 22-2421).

Одни суды признают растрату малозначительным деянием, другие — выносят обвинительные приговоры

Чтобы избежать уголовной ответственности, директора оперативно возмещают компании деньги. Но уйти от наказания это не поможет. Преступление директор уже совершил. Исправить его нельзя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.11.2015 по делу № 22-9620/2015). Максимум — это обстоятельство станет смягчающим.

Реальный шанс уйти от наказания — использовать аргумент о малозначительности деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ). В таком случае суд не признает его преступлением. Утверждайте, что директор не причинил компании существенный вред. Маловероятно, что утрата нескольких тысяч рублей хоть как-то повлияла на ее финансовое состояние.

Судебная практика
Мировой судья оштрафовал руководителя предприятия на 2 тыс. ? по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата основного штрафа). Руководитель распорядился уплатить штраф со счета предприятия. Эти действия стали причиной уголовного наказания по ч. 3 ст. 160 УК РФ. Верховный суд РФ отменил обвинительный приговор. Он указал, что в данном случае деяние малозначительное. Существенный вред у предприятия отсутствует. Нет и общественно опасных последствий (определение от 22.04.2015 № 51-УД15-1).

Судебная практика по делам этой категории разнопланова. В одних регионах суды признают растрату малозначительным деянием, в других — выносят обвинительные приговоры. Поэтому довод о малозначительности не гарантирует выигрыша.

Проступка нет, если штраф уплатили с задержкой до 10 дней

На заметку:

если не заплатить повторный штраф, директора снова оштрафуют по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (Обзор ВС РФ № 1 (2014)). Каждый последующий штраф увеличится в геометрической прогрессии: за неуплату 2 тыс. ? получите 4 тыс. ?. И так до бесконечности.

Директора часто забывают уплатить штрафы за себя и за компанию. В банк идут только после звонка инспектора, который напоминает о необходимости сделать это. Забывчивость директоров приводит к увеличению размера выплаты.

На уплату штрафа закон отводит 60 дней. Если в назначенное время директор не отчитается перед инспектором, деньги взыщут судебные приставы. Также инспектор составит протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа и направит на рассмотрение мировому судье.

Директору грозит штраф в двукратном размере, арест до 15 суток или обязательные работы до 50 часов. Компании назначат штраф в двукратном размере.

Судебная практика
Компания не уплатила в срок штраф по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Это стало причиной двойного штрафа по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Компания пыталась обжаловать решение мирового судьи. Она утверждала, что задержала уплату штрафа по финансовым причинам. Но вышестоящие инстанции нашли этот аргумент неубедительным. Суды оставили решение мирового судьи в силе (постановление ВС РТ от 10.11.2016 № 4а-1595/2016).

60 дней есть у работодателя, чтобы уплатить штраф (срок начинает течь после того, как постановление инспектора вступит в силу)

Избежать наказания можно, если уплатить штраф до того, как инспектор составит протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Квитанцию сразу направьте инспектору по факсу или электронной почте. Затем везите оригинал. Большинство контролеров идет навстречу забывчивым работодателям и не применяет дополнительные санкции.

Если договориться не удалось и инспектор уже составил протокол, обжалуйте двойной штраф в суд. Используйте аргумент о малозначительности проступка (ст. 2.9 КоАП РФ). Часть судов освобождает работодателей от наказания, если те задержали уплату штрафа на срок до 10 дней.

Судебная практика
Администрация муниципального округа просрочила уплату штрафа по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. За это мировой судья назначил ей штраф в двукратном размере по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Вышестоящий суд освободил администрацию от наказания в связи с малозначительностью деяния. Во-первых, задержка уплаты штрафа составила менее 10 дней. Во-вторых, нет опасных последствий проступка (решение ВС Республики Алтай от 22.05.2014 по делу № 7-20/2014).

Не все суды на стороне работодателей. Часть считает, что неуплату штрафа нельзя признавать малозначительным деянием. При этом не важно, на какой срок работодатель задержал уплату (постановление Саратовского областного суда от 25.12.2014 № 4А-772/2014). Поэтому уплачивайте штрафы вовремя, чтобы избежать дополнительного наказания.

Административный штраф назначается в твердом денежном измерении или кратном стоимости размера ущерба, неуплаченного налога, МРОТ. Целью привлечения лица к ответственности в виде штрафа – недопущение новых правонарушений и финансовое наказание виновного лица.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Административная ответственность может быть наложена на физическое, должностное и на юридическое лицо. Основанием для возбуждения дела об правонарушении является наличие состава проступка, выраженного в виновном противоправном поведении лица, посягающего на основы законодательства.

Подвергнуть денежному взысканию возможно только в соответствии с постановлением суда или иного органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

Нормы КоАП РФ содержат минимальные и максимальные размеры штрафов за противоправные действия в определенной отрасли, сумма взыскания определяется в каждом конкретном случае с учетом тяжести совершенного деяния.

Возбуждение дела

Для того, что бы определить наказание для виновного лица должно быть возбуждено дело об административном правонарушении, на основании следующих поводов:

  • выявление сотрудниками государственных или муниципальных органов, обладающих правом составлять протоколы, факта совершения правонарушения;
  • информация правоохранительных органов и иных государственных органов и органов местного самоуправления о событии административного правонарушения;
  • заявления граждан и организаций, материалы СМИ о совершенном правонарушении;
  • данные, полученные с автоматизированных систем слежения, на основании произведенной фото и видеосъемки;

До составления протокола о нарушении уполномоченный орган или должностное лицо обязаны провести проверку по поступившим сведениям и выявленным фактам и в случае наличия признаков нарушения законодательства возбудить дело в соответствии с положениями КоАП РФ.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Дела об административных проступках могут рассматривать суды и уполномоченные органы, каждый в своей сфере:

  • правоохранительные структуры;
  • налоговые органы;
  • отраслевые инспекции;
  • таможенная служба;
  • надзорные отраслевые органы;
  • пограничная служба;
  • военные комиссариаты.

Заседание по рассмотрению материалов по делу должно быть проведено в течение 15 дней с момента, когда была поставлена отметка о получении всех документов.

До вынесения вердикта по совершенному правонарушению с виновного лица должно быть получено объяснение, ему должны быть разъяснены его права и обязанности. Если установить однозначно вину обвиняемого не представляется возможным, то понадобится дополнительное исследование всех обстоятельств, опрос свидетелей и назначение экспертизы.

В ходе заседания должно быть проверено не истек ли установленный срок для привлечения к ответственности, в случае отсутствия привлекаемого лица установить был ли он уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Имеются ли причины для смягчения наказания, а так же может ли виновный быть субъектом мер административного воздействия: достиг ли необходимого возраста, является ли должностным лицом, либо может быть освобожден от ответственности в виду ограниченной дееспособности.

В случае подтверждения всех обстоятельств в результате подробного и тщательного анализа и оценки доказательств, то суд или уполномоченный орган обязан вынести постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности и назначить наказание в виде штрафа.

Видео: ДПС — Не поверил в телепортацию

Наложение административного штрафа

Итогом рассмотрения дела должен быть вердикт суда или органа, на который возложены полномочия по рассмотрению дела.

В постановлении о наложении штрафа должны быть отражены все нормы законодательства, на которых оно основано, выводы суда или уполномоченного органа, сделанные в соответствии с объяснениями лиц, протоколами и иными доказательствами, представленными в материалы дела.

Штраф налагается с учетом:

  • характеристики лица, допустившего проступок;
  • имущественного положения виновного;
  • наличия смягчающих или напротив отягчающих факторов;
  • степени тяжести правонарушения;

Минимальным штрафом можно отделаться если:

  • нарушитель раскаялся и искренне сожалеет о случившемся, путем признания вины;
  • виновное сам сообщил о том, что он нарушил закон;
  • привлекаемое лицо совершил действия по возмещению вреда;
  • на неправомерные действия лицо подтолкнули тяжелые жизненные обстоятельства;
  • ответственный за совершение правонарушения несовершеннолетний;
  • нарушение допущено беременной женщиной или с маленькими детьми.

В ситуации, когда установлено, что виновный:

  • продолжал свои незаконные действия после выявления факта нарушения;
  • совершил нарушение повторно в течение одного года с момента предыдущего наказания;
  • привлек к совершению проступка лицо, не достигшее совершеннолетия;
  • был участником группы, нарушившей закон;
  • совершил проступок, воспользовавшись условиями природных катаклизмов или чрезвычайной ситуации;
  • пребывал в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • при таких обстоятельствах наказание может быть максимальным и сумма штрафа будет соизмерима с тяжестью проступка.

Резолюция по административному делу должна содержать точный размер штрафа, понятный для нарушителя, выраженный в твердом рублевом, а так же срок уплаты и реквизиты по которым нужно внести деньги.

Отдельные виды административных правонарушений

Для полноты и ясности представления постановлений о наложении штрафа рассмотрим в качестве образца дела о нарушении в строительстве и трудовых взаимоотношениях.

Строительная отрасль должна в целях безопасности граждан, проживающих в жилых домах или пользующихся административными, промышленными зданиями соблюдать все нормы и технические регламенты, установленные для данной сферы.

Нарушение требований в составлении проектной документации, специальных технических условий при производстве строительных работ по возведению и ремонту объектов может караться наложением административного штрафа в следующих размерах:

  • на физических лиц – в пределах 1-2 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – минимально 20 тысяч и максимально 30 тысяч рублей;
  • на организации – варьирует в размере от 100 до 300 тысяч рублей.

Размеры штрафов могут быть удвоены от установленных выше, если в результате нарушений наступили более тяжкие последствия — причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу, принадлежащему им или иным организациям, а так нанесен ущерб окружающей среде.

За повторное нарушение штрафы могут возрасти:

  • граждане до 5 тысяч рублей;
  • руководители организаций или иные должностные лица до 45 тысяч;
  • предприниматели до 50 тысяч и юридические лицо до 1 миллиона.

На страже трудовых прав работающих граждан стоят нормы ТК РФ и положения КоАП РФ по которым, лицо виновное в совершении административного проступка может быть подвергнуто финансовому наказанию. Органом, рассматривающим дела в данной сфере, является государственная инспекция труда.

Трудовым взаимоотношениям работника и работодателя посвящены статьи 5.27-5.34 КоАП РФ. Дело может быть возбуждено на основании заявления, представления прокуратуры или в ходе плановой проверки.

Если нарушения незначительные и устранены до начала проверки, то можно ограничиться замечаниями инспекторов охраны труда, а в случае более серьезных последствий уполномоченный орган обязан возбудить дело и по итогам рассмотрения наложить административное взыскание в виде штрафа.

Анализ составленных протоколов сотрудниками Рострудинспекции выявил, что большинство незаконных действий совершают работодатели в отношении работников за совершение дисциплинарных проступков. Размеры штрафов варьируют от одной тысячи, применяемых к гражданам и до 200 тысяч рублей к организации.

Порядок обжалования и исполнения постановления

Несогласное лицо с выводами суда или уполномоченного органа, изложенного в постановлении вправе обжаловать его в апелляционном порядке или путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу.

Сроки обжалования составляют 10 дней с момента получения на руки мотивированного постановления, которое кстати должно быть выдано сразу после рассмотрения дела.

Вопрос : Постановлением органа пожарного надзора руководитель муниципального унитарного предприятия (МУП) привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа как должностному лицу организации.

По смыслу трудового законодательства руководитель организации является работником, а его работодателем в рассматриваемом случае - исполнительный орган собственника муниципального имущества, являющегося учредителем данного юридического лица, т.е. орган местного самоуправления.

После этого руководитель МУП принимает решение об уплате указанного штрафа за счет предприятия в связи с тем, что данное правонарушение допущено им при осуществлении трудовых обязанностей и связано с деятельностью предприятия.

Таким образом, штраф, наложенный на руководителя МУП как на должностное лицо, уплачен за счет средств, принадлежащих организации, то есть в рассматриваемой ситуации из-за действий работника собственнику имущества причинен ущерб в виде затрат по оплате суммы штрафа.

Как указано в письмах Министерства финансов РФ от 8 ноября 2012 года N 03-04-06/10-310 и от 12 апреля 2013 года N 03-04-06/12341, статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Однако в случае если работодатель в соответствии с Трудовым кодексом установил размер причиненного ему конкретным работником ущерба, причину его возникновения и предел материальной ответственности работника, отказ работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба приводит к возникновению у работника дохода (экономической выгоды), полученного им в натуральной форме, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

В то же время согласно ст.239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

В соответствии со ст.41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл.23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Исходя из изложенного в случае отказа работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба у работника возникает доход (экономическая выгода), полученный им в натуральной форме, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем в письме ФНС России от 18.04.2013 N ЕД-4-3/7135 (которое никаким образом не исключает возможности уплаты штрафа организацией за действия своего работника), содержатся разъяснения относительного того, что сумма уплаченного обществом (организацией, работодателем) административного штрафа не может рассматриваться как доход, полученный физическим лицом - водителем транспортного средства, и, соответственно, быть объектом налогообложения по НДФЛ, то есть налогообложения здесь не требуется.

Аналогичной позиции придерживается и ФАС Московского округа, который в постановлении от 15.03.2006, 09.03.2006 N КА-А40/1434-06 по делу N А40-36517/05-140-128, рассматривая схожую ситуацию, указал, что, так как в данном случае ущерб оплачивался не за налогоплательщика, а за само предприятие, являющееся владельцем транспортных средств, то мнение налогового органа о том, что оплата организацией ущерба третьим лицам, причиненного водителями общества, является оплатой за физических лиц, следовательно, в силу п.2 ст.211 НК РФ данные выплаты являются доходом и облагаются налогом на доходы физических лиц, является неправомерным.

Следует также отметить, что вопросы материальной ответственности руководителя организации регулируются ст.277 ТК РФ, из которой следует, что руководитель несет полную материальную ответственность за виновные действия. Вместе с тем положения главы 43 ТК РФ не предусматривают обязанность работодателя в случае причинения ему ущерба действиями руководителя организации взыскивать такой ущерб.

Таким образом, обращение взыскания ущерба на руководителя организации, равно как и на работника организации - право работодателя, а не его обязанность.

Это корреспондирует к положениям ч.3 ст.25 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", которая предусматривает, что собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

В соответствии со ст.5 ТК РФ трудовое законодательство состоит из федеральных законов и иных, в том числе локальных, нормативно-правовых актов.

Таким образом, ситуации, когда работник при исполнении трудовых обязанностей привлекается к административной ответственности, повсеместны и разнообразны и возникают не только в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, но и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и так далее.

Особенно остро это касается вопросов функционирования различных муниципальных и государственных учреждений, где нарушения требований законодательства о безопасности в различных сферах носит однородный и систематический характер вследствие не всегда достаточного финансирования, а суммы штрафов, предусмотренных для юридических лиц, в десятки раз выше штрафов, предусмотренных для должностных лиц, в связи с чем руководители учреждений просто вынуждены брать на себя ответственность.

Здесь необходимо сразу вспомнить положения ст.277 ТК РФ, которая не устанавливает обязанность работодателя взыскивать ущерб с руководителя, а устанавливает лишь полную материальную ответственность руководителя, и положения ст.239 ТК РФ, с точки зрения которой недостаточное финансирование на устранение "пожарных" нарушений можно рассматривать как обстоятельства непреодолимой силы, неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, не исключая при этом и нормального хозяйственного риска.

Поэтому, рассматривая данную в вышеуказанных разъяснениях Министерства финансов России ситуацию, когда за действия работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей административную ответственность несет его работодатель (организация), применительно к изложенному выше, с учетом аналогии закона прошу дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Не исключается ли нормами ТК РФ, НК РФ, ГК РФ и законодательства о бухгалтерском учете в принципе право работодателя уплатить за свой счет штраф, наложенный на его работника за нарушение, совершенное им в связи с непосредственным исполнением трудовых обязанностей? Запрещено ли это?
2. Какие правовые последствия для субъектов трудовых отношений (работника и работодателя) наступят, если такой штраф будет наложен на работника, а уплачен работодателем?
3. Имеет ли руководитель унитарного предприятия (или иной коммерческой организации) право на уплату административного штрафа, наложенного на него за нарушение, совершенное им в связи с непосредственным исполнением трудовых обязанностей, за счет возглавляемого им предприятия?
4. Является ли необходимым в данном случае исчисление и уплата НДФЛ с указанной суммы? Необходимо ли в таком случае согласие на это собственника имущества унитарного предприятия?
5. Является ли обязанностью или правом собственника имущества унитарного предприятия (или иной коммерческой организации) в случае уплаты за счет предприятия административного штрафа за работника (руководителя), взыскать с работника (руководителя) причиненный ему, таким образом, ущерб?
6. Имеет ли руководитель муниципального учреждения право на уплату административного штрафа, наложенного на него за нарушение, совершенное им в связи с непосредственным исполнением трудовых обязанностей, за счет бюджетных средств, предназначенных для финансирования деятельности данного учреждения, при условии бюджетного санкционирования данного расхода собственником имущества? Является ли необходимым в данном случае исчисление и уплата НДФЛ с указанной суммы?
7. Является ли обязанностью или правом собственника имущества учреждения в случае уплаты за счет учреждения административного штрафа за работника (руководителя), взыскать с работника (руководителя) причиненный ему, таким образом, ущерб?

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2014 года N 03-04-05/28925
[Уплата штрафа, наложенного на должностное лицо организации, за счет средств, принадлежащих организации]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам, связанным с возмещением причиненного работником ущерба, и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Такие разъяснения даются только указанным лицам в связи с выполнением ими установленных Кодексом обязанностей.

Полномочий разъяснять законодательство, не относящееся к законодательству о налогах и сборах, Министерство финансов Российской Федерации не имеет.

Вместе с тем сообщаем следующее.

Положениями статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -Трудовой кодекс) закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В силу статьи 22 Трудового кодекса работодатель вправе потребовать возмещения ущерба, причиненного работником.

При этом работодатель на основании статьи 240 Трудового кодекса может отказаться от взыскания ущерба с виновного работника, то есть освободить работника от определенной имущественной обязанности.

В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Исходя из изложенного в случае, если работодатель в соответствии с Трудовым кодексом установил размер причиненного ему конкретным работником ущерба, причину его возникновения и предел материальной ответственности работника, отказ работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба приводит к возникновению у работника дохода (экономической выгоды), полученной им в натуральной форме, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем следует учитывать, что Трудовой кодекс также предусматривает основания, исключающие материальную ответственность работника.

Кроме того, право работодателя на возмещение причиненного ему работником ущерба корреспондирует с его обязанностью обеспечить необходимые условия для сохранности принадлежащего ему имущества.

Неисполнение работодателем этой обязанности, повлекшее причинение работником ущерба имуществу работодателя, не должно повлечь материальной ответственности работников.

Заместитель директора
Департамента
Р.А.Саакян

Административная ответственность налагается не только на юридических лиц (предприятия, организации, учреждения), но и на их должностных представителей.

Обычно таким способом наказываются различные , допущенные работодателями в отношении своих работников.

Причины для наказания руководителей бывают самим разными.

Например, штраф может быть наложен за неправильное ведение трудовых книг или их отсутствие, за ущемление прав работников, за неправомерное увольнение с рабочего места или на вакантное место. Для каждого нарушения в Кодексе об административных нарушениях предусмотрено своё наказание и меры воздействия.


Под должностными лицами следует понимать работников, занимающих руководящие посты и наделённых временно или на постоянной основе властными и распорядительными полномочиями (согласно статье под номером 2.4).

Такими лицами решаются различные хозяйственные, финансовые, экономические, организационные и административные вопросы, связанные с деятельностью организации или предприятия, а также находящихся в подчинении работников или служащих.

В Уголовном кодексе определение должностных лиц несколько уже. К ним относят руководителей государственных и муниципальных учреждений, командиров силовых структур и военных частей.

Преступлениям упомянутых граждан отводится отдельная статья кодекса (30-я глава).

Уголовной ответственности, как одному из видов юридической ответственности, подлежат руководители, допустившие особые нарушения, перечисленные в УК. В большинстве случаев к ним применяются лишь административные санкции и штрафы.

Если суммировать все законодательные нормы, к лицам, занимающим высокое должностное положение, следует относить:

  • руководителей государственных или муниципальных учреждений и организаций;
  • руководителей силовых ведомств, структур и подразделений;
  • руководителей военных частей (командиров);
  • руководителей гражданских и коммерческих предприятий и организаций;
  • работников низшего звена, занимающих ключевые должности с распорядительными, организационными, административными и хозяйственными функциями (например, к должностным лицам можно отнести начальника одного цеха);
  • лиц, занятых предпринимательской деятельностью (учитываются также предприниматели, не зарегистрированные в качестве юридического лица согласно примечанию к статье КоАП под номером 16.1).

Несмотря на возражения со стороны предпринимателей концепция преобразования их в юридических лиц (даже без соответствующей регистрации) будет развиваться. Так, в статье КоАП под номером 7.34 прямо указывается, что за нарушения в переоформлении прав пользования землёй (участком) предприниматели несут ответственность наряду с другими юридическими лицами.

Ответственность по законодательству

Из 442 статей Кодекса ответственность для лиц, занимающих высокие должностные посты, указана в 330 законодательных , то есть приблизительно 75% КоАП (в его основной части) относится к нарушениям, совершённым руководителями разных уровней.

Нарушения обычно связаны с участием указанных лиц в предпринимательской, административной или хозяйственной деятельности разных юридических субъектов:

  • Руководители посягают на права работников или граждан, зависящих от их деятельности. Такие нарушения отражены в пятой главе КоАП (50 статей из 55).
  • Допускают нарушения в сфере частной или государственной собственности. Этому посвящена седьмая глава Кодекса (29 статей из 33).
  • Нарушают правила пользования природными ресурсами и грубо попирают охрану природной среды. Перечень наказания для этого вида нарушений можно обнаружить в восьмой главе Кодекса (38 статей из 41).
  • Допускают нарушения в промышленной деятельности, строительстве объектов, в энергетическом пользовании. Ответственность для таких нарушителей указана в девятой главе Кодекса (14 из 14 статей).
  • Нарушают правила сельскохозяйственной и ветеринарной деятельности. Неправильно осуществляют и контролируют мелиорацию земель. Таким нарушения посвящена десятая глава Кодекса (также 14 статей из 14).
  • Допускают нарушения в сфере связи и информационных технологий. Перечень наказаний для этой категории руководителей можно увидеть в тринадцатой главе Кодекса (этой теме посвящено 23 статьи из 24).
  • Нарушают правила предпринимательской деятельности. Такие нарушения отображены в четырнадцатой главе Кодекса (32 статьи из 32).
  • Допускают нарушения в сфере оборота ценных бумаг, а также в финансовой и налоговой сфере. Это достаточно грубые нарушения, к которым, например, относится уклонение от своевременной уплаты налоговых сумм за работников предприятия или организации. Перечень наказаний можно увидеть в пятнадцатой главе Кодекса (27 статей из 28).

Нарушения в таможенной сфере также достаточно распространены в нашей стране.

Этой теме посвящена шестнадцатая глава Кодекса (21 статья из 23).

Для лиц, посягающих на государственные институты, зафиксирована в семнадцатой главе Кодекса (10 из 15 статей).

Нарушения в сфере порядка управления отображены в девятнадцатой главе Кодекса (19 из 27 статей).

Нарушения в сфере воинского учёта граждан зафиксированы в двадцать первой главе Кодекса (4 из 7 статей).

В дополнение к положениям Кодекса об административных правонарушениях многие субъекты федерации закрепили на законодательном уровне и другие нарушения, требующие административного наказания. Все они связаны с грубым нарушением прав и свобод работников, несоблюдением локальных нормативных актов и действующего трудового законодательства .

Следует отметить, что применение наказания к физическому лицу (организации или предприятию, допустившему нарушения) не исключает наказания и виновных должностных лиц.

Порядок и сроки привлечения

Допущенное нарушение фиксируется проверяющими органами (например, трудовым инспектором) в специальном протоколе.

Именно с составления такого протокола начинается расследование всех обстоятельств нарушения. Проверяющий орган собирает и тщательно исследует все доказательства вины, анализирует их на предмет привлечения к ответственности, а также устанавливает пределы наказания.

Затем готовый протокол вместе с документами, подтверждающими или опровергающими факт нарушения, направляется в проверяющий орган. Это может быть как прокуратура, так и трудовая инспекция. Также дела об административных нарушениях рассматриваются некоторыми государственными органами и должностными лицами, уполномоченными на такие действия.

  • специальные комиссии, имеющие все полномочия для расследования и назначения наказания;
  • поселковые или сельские советы (их исполнительные комитеты);
  • суды (городские или районные), а также судьи;
  • представители Министерства внутренних дел;
  • государственные инспекторы;
  • представители различных надзорных органов (например, пожарной или санитарной службы).

Для рассмотрения дела обычно приглашается сам нарушитель или его полномочный представитель.

Также может присутствовать адвокат, различные эксперты, свидетели, потерпевшие лица.

Уполномоченный орган или лицо рассматривает все обстоятельства и принимает окончательное решение. На этом этапе нередки случаи снятия всех обвинений и прекращения дела. Если должностное лицо признано виновным к нему применяются административные санкции, установленные законодательством для конкретного вида нарушений.

Бывает, что по результатам неналоговых проверок (например, «кассовых» или «пожарных») проверяющие выписывают административный штраф не на фирму, а на руководителя как на должностное лицо. Заметим, что в этом случае размер штрафа, как правило, в разы меньше.

Вот характерный пример для сравнения: штраф за нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций, накладываемый налоговикам истатьи 15.1 , 23.5 КоАП РФ , составляет для организации 40 000- 50 000 руб., а для руководителя - 4000- 5000 руб.

Мы благодарим за предложенную тему статьи главного бухгалтера ФГУП «Рыбоводный завод “Взморье”» Левченко Ларису Евгеньевну, г. Азов Ростовской обл.

Зачастую директора, недолго думая, передают постановление о наложении штрафа в бухгалтерию, а она покорно этот штраф уплачивает. При этом возникает вопрос: нужно ли включать сумму «директорского» штрафа в облагаемую базу по НДФЛ и страховым взносам?

Прежде чем дать ответ, скажем вот что. По-хорошему, административный штраф должен быть уплачен тем лицом, которое привлечено к ответственност ич. 1 ст. 3.1 , ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ , то есть самим руководителем. Но в том, что вместо него это сделает организация, ничего страшного нет. Надо только указать в назначении платежа примерно следующее: «По постановлению (дата и номер), за (ф. и. о. руководителя)». Иначе перечисленные деньги могут затеряться, и когда истечет срок, отведенный на уплату штраф ач. 1 ст. 32.2 КоАП РФ , директора могут дополнительно оштрафовать за неуплату первоначального штраф ач. 1 ст. 20.25 КоАП РФ .

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если штраф директора будет уплачен со счета фирмы, с ближайшей его зарплаты придется удержать дополнительный НДФЛ в размере 13% от этой суммы, а также начислить с суммы штрафа страховые взносы.

Теперь об НДФЛ. В нашей ситуации налицо доход руководителя, полученный в натуральной форм ест. 41 , п. 1 ст. 210 , подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ . Поэтому в месяце, когда был перечислен штраф, нужно включить его сумму в облагаемый доход руководител яподп. 2 п. 1 ст. 223 , пп. 1 , 6 ст. 226 НК РФ .

На сумму уплаченного за директора штрафа также придется начислить взносы в ПФР и ФСС. Вот что сказал специалист пенсионного ведомства.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

“ В данном случае штраф, который организация уплатила за своего руководителя, считается выплатой, начисленной в пользу физического лица в рамках трудовых отношени й



Просмотров