Административное право в области дорожного движения. Кодекс рф об административных правонарушениях Статьи административных правонарушений дорожного движения

Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ)

Перечислим административные правонарушения в области дорожного движения (согласно КоАП РФ):

  • 1. Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
  • 2. Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил утановки на нем государственных регистрационных знаков
  • 3. Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
  • 4. Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов
  • 5. Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
  • 6. Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов
  • 7. Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством
  • 8. Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
  • 9. Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
  • 10. Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути
  • 11. Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали
  • 12. Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • 13. Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков
  • 14. Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
  • 15. Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • 16. Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
  • 17. Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными световыми и звуковыми сигналами
  • 18. Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
  • 19. Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
  • 20. Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
  • 21. Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
  • 22. Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды
  • 23. Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей
  • 24. Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
  • 25. Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства
  • 26. Статья 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • 27. Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
  • 28. Статья 12.28.. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах
  • 29. Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
  • 30. Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
  • 31. Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с кот
  • 32. Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством
  • 33. Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
  • 34. Статья 12.34. Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
  • 35. Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию
  • 36. Статья 12.36. Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств

Административные правонарушения в сфере дорожного движения имеют общий признак -- это общественная опасность, то есть противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движения, нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическим или юридическим лицом, за которое на основании закона предусмотрена административная ответственность.

Однако она не может быть возложена на лицо, если в его действиях (бездействии) нет вины.

Для характеристики объекта правонарушений в области дорожного движения необходимо определить те конкретные отношения, которые регулируются и охраняются административно-правовыми нормами, предусматривающими ответственность за нарушения правил дорожного движения, установленного порядка эксплуатации транспортных средств.

Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что они направлены на строгое соблюдение порядка дорожного движения, обеспечивающего нормальную, ритмичную и четкую работу автомобильного транспорта, что в конечном итоге обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения.

Объектом посягательства дорожных правонарушений является безопасность дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств.

Безопасность дорожного движения, рассматриваемая в качестве объекта правонарушения, означает совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

Под установленным порядком эксплуатации транспортных средств подразумеваются правила допуска транспортных средств к эксплуатации, правила технической эксплуатации для отдельных видов автомототранспорта, учитывающие специфику их использования, правила перевозки пассажиров и грузов на определенных видах и типах транспорта, иные правила, действующие в сфере обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств.

Общественная вредность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб.

В качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств, проведения государственного технического осмотра автомототранспорта и прицепов к нему, безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.

Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения составляют противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации железнодорожных переездов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дорожное движение есть совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Закон устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Следует подчеркнуть, что Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения регулируют общественные отношения только в сфере дорожного движения, не распространяясь на иные виды движения (например, водное, воздушное и т.д.).

Для правильной квалификации дорожных проступков необходимо знать, что дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Следовательно, речь идет о движении, которое осуществляется только в пределах дорог.

Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица.

Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных главой 11 КоАП, является водитель.

Правила дорожного движения водителем признают лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; погонщика, ведущего по дороге вьючных верховых животных или стадо.

По смыслу ст. 12.7 КоАП водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, определен ст. 2.3 КоАП: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками - 16 лет.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Однако за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях.

Следует также подчеркнуть, что к указанным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением административного ареста (а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - еще и административного штрафа).

Кроме того, органы (должностные лица), которым предоставлено право назначать административные наказания, вправе вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Водитель транспортного средства выступает субъектом дорожного правонарушения вне зависимости от того, чьей собственностью является транспортное средство, а также от времени и места работы водителя.

Лицо считается водителем, когда оно само ведет автомототранспортное средство, а также тогда, когда, осуществляя управление параллельно с учеником-водителем, оно обучает ученика вождению транспортного средства, дает ему указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с ним.

По смыслу закона каждое лицо несет административную ответственность только за персонально совершенное им правонарушение.

Перенос ответственности непосредственных нарушителей правил дорожного движения на лиц, находящихся у них в служебном подчинении, недопустим.

В то же время для административных правонарушений в области дорожного движения характерны ситуации, когда в связи с совершением одного правонарушения к ответственности привлекаются два, три и более лиц.

Так, например, за эксплуатацию неисправного транспортного средства к административной ответственности могут быть привлечены как водитель, так и должностное лицо автотранспортного предприятия, которое отвечает за техническое состояние транспорта.

В подобных случаях административная ответственность виновных лиц наступает не за соучастие в одном и том же правонарушении, а за совершение каждым самостоятельных правонарушений, предусмотренных различными правовыми нормами.

Согласно ч. 2 ст. 12.31 КоАП выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

В то же время управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 0,5 минимального размера оплаты труда, применяемых к водителю.

Помимо водителя специальным субъектом административного правонарушения в области дорожного движения закон признает также пешехода, пассажира транспортного средства, лицо, управляющее мопедом, велосипедом, иного (помимо водителя транспортного средства) участника дорожного движения (ст. ст. 12.29, 12.30).

Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.4, 12.21, 12.31 - 12.36 КоАП.

Следует подчеркнуть - и это одна из новаций КоАП, - что в качестве таких должностных лиц в соответствии со ст. ст. 12.35 и 12.36 могут выступать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в ст. ст. 12.33 и 12.34 КоАП.

С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже - неосторожной формами вины.

Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу 11 КоАП, статьям либо по соответствующим статьям УК РФ.

Протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Кроме указанных лиц, протоколы о нарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, уполномочены составлять:

Должностные лица органов управления дорожным хозяйством - об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35 и 12.36 КоАП, возбуждаются только прокурором.

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе:

  • - судьи - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 КоАП, а если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то и ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. 2 ст. 12.27 КоАП;
  • - органы внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.1, 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. ст. 12.4 - 12.34 КоАП;
  • - органы российской транспортной инспекции - об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки).

Перечень административных наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ:

  • · предупреждение;
  • · административный штраф;
  • · конфискация предмета административного правонарушения (статья 12.4, часть 2, статья 12.36);
  • · лишение права управления транспортным средством;
  • · административный арест (статья 12.27, часть 2).

Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области дорожного движения является административный штраф.

Размеры его составляют от одной второй до двадцати МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц, не являющихся должностными лицами.

Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде штрафа, имеют право рассматривать в пределах своей компетенции начальник подразделения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания (далее -- уполномоченные лица).

Административные правонарушения в области дорожного движения

Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра

1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

1 1 . Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей ши лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Примечания.

Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Порядок регистрации TC установлен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ». B данной статье, исходя из текста примечания, речь идет только о TC с рабочим объемом двигателя более 50 см 3 или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепах к ним, подлежащих государственной регистрации.

При назначении штрафа, сумма которого может варьироваться от минимального до максимального предела, должны учитываться как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность обстоятельства. B ст. 4.2 КоАП РФ содержится перечень смягчающих обстоятельств:

1) раскаяние нарушителя;

2) добровольное прекращение противоправного поведения;

3) добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;

4) оказание нарушителем содействия в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение нарушителем вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;

8) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) несовершеннолетие;

10) нарушитель – беременная женщина или женщина, имеющая малолетнего ребенка.

Отметим, что приведенный перечень не полный. Должностному лицу или судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, дается право признать смягчающими обстоятельствами и те, которые не указаны в Кодексе и законах субъектов Российской Федерации об административном правонарушении. Судья, сотрудник ГИБДД или должностное лицо ГИБДД при рассмотрении дела могут учесть и ваше материальное положение, и раскаяние в совершенном правонарушении, и то, что вы совершили нарушение впервые.

Поговорим о правонарушении, предусмотренном ч. 2 рассматриваемой статьи. Водители легковых авто не обязаны иметь при себе диагностическую карту или талон о прохождении TO (талоны, выданные до 1 августа 2012 года, действуют до истечения указанного в них срока наравне с диагностическими картами). Соответственно, проверить прохождение TO сотрудник ГИБДД не может и не имеет на это права. Однако диагностическая карта или талон TO необходим для заключения договора ОСАГО на автомобили возрастом старше трех лет (автомобилям возрастом до трех лет проходить TO не нужно). Именно наличие у вас полиса ОСАГО, который обязателен для предъявления сотруднику ГИБДД, подтверждает факт прохождения TO.

Только водители легковых такси, автобусов или грузовых автомобилей, а также специализированного транспорта (все, кто перечислен в тексте ч. 2 рассматриваемой статьи) обязаны предъявлять диагностическую карту или талон о прохождении TO (отсутствие карты или талона влечет штраф).

Следует напомнить, что в соответствии с п. 3 ст. 16 федерального закона «О безопасности дорожного движения» владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. B отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, регистрация не проводится. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения Статья 12. 1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 12. 29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения 1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения –влечет предупреждение или наложение административного штрафа в

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета Статья 21. 1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет Непредставление руководителем

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО

Из книги Засады, подставы и другие хитрости инспекторов ГИБДД автора Кузьмин Сергей

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения 1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения –влечет предупреждение или наложение административного штрафа в

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ СТАТЬЯ 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения 1. Управление

Из книги Общение с правоохранительными органами автора Кучерена Анатолий Григорьевич

СТАТЬЯ 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения 1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в

Из книги автора

Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра 1. Управление транспортным

Из книги автора

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения 1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

66. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ К административным нарушениям в области информации и связи относят следующее.1. Самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания.Установка или эксплуатация без специального разрешения

Из книги автора

Глава XIII ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Статья 228. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств (1) Эксплуатация транспортных средств, имеющих технические неисправности в тормозной системе или механизме рулевого управления, системах освещения

Из книги автора

Статья 245. Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (1) Неподчинение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, переход проезжей части автомобильной дороги или движение по ней в неустановленных местах,

Из книги автора

4.1.3. Правонарушение в области дорожного движения Какие документы должны быть у водителя транспортного средства?Управление автомобилем водителем, не имеющим при себе документов на право управления, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса

Административное наказание за нарушения действующих правил дорожного движения – это устанавливаемая государством мера ответственности за совершение гражданами, участвующими в движении на дорогах, административного правонарушения, а именно за несоблюдение действующих нормативных требований в сфере дорожного движения.

Такая мера ответственности применяется, в первую очередь, для предупреждения новых правонарушений ПДД, как самим правонарушителем, допустившим отступление от законодательных правил, так и иными лицами.

Основным кодифицированным актом, определяющим меры административной ответственности при нарушении ПДД и их границы, выступает российский Кодекс об административных правонарушениях. Все составы административных правонарушений, совершаемых гражданами в области дорожного движения, обозначены в 12 главе КоАП РФ.

Меры административной ответственности при нарушении ПДД

Законодатель в указанной главе Кодекса установил следующие возможные меры административной ответственности для нарушителей ПДД:

  • предупреждение нарушителя;
  • административный штраф;
  • конфискацию предмета административного правонарушения у водителя-нарушителя;
  • лишение автомобилиста-нарушителя права управления автотранспортным средством;
  • административный арест.

В 2015 году, как и раньше, самой распространенной административной санкцией за совершение правонарушений в сфере дорожного движения выступает штраф. К примеру, ответственность за превышение скорости, установленной правилами дорожного движения, предполагает наложение штрафа от 500 до 5500 рублей. А за управление автотранспортным средством автомобилистом, не имеющим прав (за исключением случаев учебной езды), налагаются штрафные санкции в сумме 5000-15000 рублей.

Кроме того, российским административным законодательством предусмотрен целый ряд составов правонарушений административного характера, за совершение которых водитель-правонарушитель может быть лишен прав. В частности, к таким нарушениям ПДД относятся:

  1. Управление гражданином автотранспортным средством, имеющим заведомо подложные государственные регистрационные знаки (4 часть 12.2 статьи КоАП). Это правонарушение повлечет довольно серьезные санкции для виновного лица – лишение права управлять автотранспортными средствами на 6-12 месяцев.
  2. Управление автомашиной в состоянии опьянения (1 часть 12.8 статьи) наказывается одновременно и изъятием прав на 1,5-2 года, и наложением штрафа в 30000 рублей. В случае повторного аналогичного нарушения размер штрафной выплаты и срок лишения прав возрастают.
  3. Передача управления автотранспортом лицу, находящемуся в запрещенном для вождения состоянии опьянения (2 часть 12.8 статьи российского КоАП).
  4. Превышение установленной законодателем скорости движения автотранспортного средства больше, чем на 80 км/ч (4 часть 12.9 статьи).
  5. Запрещенное правилами пересечение железнодорожных путей вне специально оборудованного переезда, а также выезд автомобилиста на переезд, когда шлагбаум закрыт, закрывается или прозвучал запрещающий сигнал светофора либо дежурного по железнодорожному переезду. Также лишением прав для автомобилиста грозят остановка и стоянка автотранспортного средства на железнодорожном переезде (1 часть 12.10 статьи Кодекса).
  6. Выезд автотранспортного средства на ту сторону проезжей части у дороги, которая предназначена для встречного движения, когда это запрещено ПДД (4 часть 12.15 статьи российского Кодекса об административных правонарушениях).
  7. Непредставление водителем преимущества в движении спецавтотранспорту, обладающему нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими обозначениями, схематическими изображениями, надписями и передвигающемуся при одновременно включенных проблесковом синем маячке и специальном звуковом сигнале (2 часть 12.17 статьи КоАП).
  8. Нарушение автомобилистом правил, предусмотренных законодателем для перевозки опасной продукции, крупногабаритных либо тяжеловесных грузов (12.21.1 и 12.21.2 статьи российского КоАП).
  9. Нарушение водителем дорожных правил или правил по эксплуатации автотранспортного средства, ставшее причиной нанесения легкого вреда здоровью человека (потерпевшего) (12.24 статья КоАП).
  10. Неисполнение водителем законного требования компетентного сотрудника милиции о прохождении медосвидетельствования, проводимого для выявления состояния опьянения (12.26 статья).
  11. Оставление автомобилистом водителем места ДТП, участником которого он выступает, в нарушение ПДД (2 часть 12.27 статьи).

Тенденции развития административного законодательства в сфере дорожного движения

В последние годы наблюдается четкая тенденция законодателей по ужесточению мер административной и уголовной ответственности, назначаемой правоприменителями за допущенные участниками дорожного движения нарушения ПДД.

Первостепенно это связано с неблагоприятной статистикой в стране, свидетельствующей о ежегодном увеличении общего количества происходящих ДТП и росте количества дорожных аварий с серьезными последствиями – с причинением пешеходам или иным участникам дорожного движения тяжкого вреда здоровью, а также со смертельным исходом.

Законодательное ужесточение административных санкций, налагаемых за правонарушения в области дорожного движения, выражается, прежде всего, в значительном повышении размера штрафных санкций. Кроме того, не так давно была нормативно введена новая для России мера административной ответственности – административный арест, применяемый к нарушителям ПДД сроком до пятнадцати суток.

С 1 июля текущего 2015 года вступили новые поправки, дополнившие российское законодательство в сфере дорожного движения.

Введенные законодателем изменения затрагивают самые разные сферы, включая вопрос о мерах ответственности нарушителей ПДД. Ужесточение санкций, произошедшее в текущем году, больше касается серьезных правонарушений, грозящих водителю уголовной ответственностью.

В частности, автомобилист-нарушитель, подвергнутый недавно административному наказанию, может быть привлечен к уголовной ответственности. Речь идет о задержании правонарушителя в алкогольном опьянении за рулем в течение года после предыдущего аналогичного правонарушения.

В рассматриваемой ситуации, лицу, допустившему дважды такое серьезное нарушение ПДД, грозит лишение прав водителя до трех лет, и одновременно применяется лишение свободы до двух лет . Стоит сказать, что автомобилист будет считаться по закону подвергнутым соответствующему административному наказанию в течение года, который начинает считаться лишь со дня полного выполнения наложенного за предыдущее правонарушение наказания.

К примеру, если срок изъятия прав истек, а штраф водителем не выплачен, то сроки наказания будут исчисляться, начиная с даты уплаты соответствующего штрафа, а не со дня окончания сроков лишения прав.

Административные правонарушения, совершаемые в области дорожного движения, предусмотрены главой 12 КоАП РФ.

Объектом данных нарушений выступают отношения, возникающие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Правовой основой регулирования общественных отношений в этой сфере является: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. 21 апреля 2011 г.) «О безопасности дорожного движения», а также постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. 5 мая 2010 г.) «О правилах дорожного движения» и др.

Объективная сторона административных правонарушений, совершаемых в области дорожного движения, может быть в виде действия или бездействия.

Действие характерно для таких составов, как управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ст. 12.1 КоАП РФ), либо с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (ст. 12.2 КоАП РФ), либо при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ст. 12.5 КоАП РФ), а также нарушение правил остановки, стоянки транспортных средств (ст. 12.19 КоАП РФ), перевозки грузов (ст. 12.21 КоАП РФ), людей (ст. 12.23 КоАП РФ) и т.д.

Примерами административных правонарушений, совершаемых путем бездействия, могут быть: невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой (ч. 1 ст. 12.14); несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (ст. 12.16); непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (ст. 12.17); пешеходам или иным участникам дорожного движения (ст. 12.18; невыполнение требования сотрудника полиции о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25), о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26); невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием (ч. 1 ст. 12.27); неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности (ч. 2 ст. 12.37).

При квалификации необходимо учитывать, что многие составы нарушений в области дорожного движения формальные, однако некоторые из них предусматривают наступление вредных последствий.

Материальными составами выступают: нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24), нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств (ч. 1 ст. 12.30) или повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ч. 2 ст. 12.30). Если причинен тяжкий вред здоровью, в том числе повлекший по неосторожности смерть двух и более лиц, то деяние подлежит квалификации в соответствии со ст.ст. 264, 268 УК РФ.



Дополнительные признаки объективной стороны (способ, время, место) также имеют значение для квалификации нарушений в области дорожного движения.

Способ совершения административного правонарушения на транспорте имеет важное значение для квалификации деяния, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ (повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств регулирования дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия).

Средствами совершения нарушений в сфере дорожного движения могут быть: заведомо подложные или нечитаемые государственные регистрационные знаки транспортного средства (ст.ст. 12.2, 12.3 КоАП РФ); световые приборы, световозвращающие приспособления красного цвета (ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ); звуковые сигналы аварийной сигнализации, знаки аварийной остановки (ст. 12.20 КоАП РФ) и т.д.

Время совершения правонарушения на транспорте как квалифицирующий признак деяний четко не обозначено, ибо по смыслу деяний они могут совершаться во время движения, остановки, стоянки транспортных средств и т. д.

Место как квалифицирующий признак составов нарушений, совершаемых в сфере дорожного движения, указывает на места движения транспортных средств: тротуар (ч. 3 ст. 12.19), тоннель (ч. 4 ст. 12.19), место совершения дорожно-транспортного происшествия (ч. 2 ст. 12.27), жилые зоны (ст. 12.28), железнодорожный переезд (ст. 12.10); велосипедные и пешеходные дорожки, обочины и тротуары (ч. 1 ст. 12.15); проезжая часть дороги, предназначенная для встречного движения (ч. 2 ст. 12.15); места, отведенные для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов, (ч. 2 ст. 12.19) или места, в которых запрещены маневры движения задним ходом (ч. 2 ст. 12.14); автомагистрали вне специальных площадок для стоянки (ч. 1 ст. 12.11).

Иные факультативные признаки объективной стороны для квалификации административных нарушений в области дорожного движения значения не имеют, ибо в качестве самостоятельных признаков данных составов в главе 12 КоАП РФ они не предусмотрены.

Субъектами нарушений в сфере дорожного движения могут быть как граждане, так и должностные и юридические лица.

Среди граждан в качестве субъекта ответственности могут выступать: пешеходы, пассажиры транспортного средства (ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ); лица, передавшие управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ); лица, управляющие мопедом, велосипедом, возчики или другие лица, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения (ч. 2. ст. 12.29 КоАП РФ); водители транспортных средств, лишенные либо не имеющие права управления транспортным средством (ч.ч. 1, 2 ст. 12.7 КоАП РФ), либо находящиеся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ). Физические лица, являющиеся участниками дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), могут быть привлечены к административной ответственности только по достижении 16 лет.

В соответствии с Правилами дорожного движения водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также лицо, обучающее вождению, на основании чего в качестве водителя к административной ответственности может привлекаться как лицо, имеющее право управления транспортным средством, так и не имеющее его. Однако по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, может быть привлечено к административной ответственности только лицо, имеющее водительское удостоверение, ибо в санкции данной статьи предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством . У граждан - водителей транспортных средств, имеющих право управления транспортным средством, деликтоспособность возникает с момента получения ими водительского удостоверения.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется:

Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

Автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «Д»), - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;

Составами транспортных средств (категория «Е») - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев; трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.

При этом к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «В» и категории «С» могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях; образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами; специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Однако за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях (ст. 2.5). Следует также подчеркнуть, что к указанным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением административного ареста (а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - еще и административного штрафа). Кроме того, органы (должностные лица), которым предоставлено право назначать административные наказания, могут вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

В качестве должностных лиц к административной ответственности привлекаются:

1. Лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Они могут быть подвергнуты наказанию за

установку на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч 3. ст.12.2);

выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб (ст. 12.31);

допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32).

2. Лица, ответственные за перевозку. Они наказываются за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (ст. 12.21.1), опасных грузов (ст. 12.21.2).

3. Лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. Они могут быть подвергнуты наказанию за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.34).

4. Иные должностные лица могут быть наказаны за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.33), незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35).

Юридические лица привлекаются к ответственности за правонарушения, связанные с установкой на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч 3. ст.12.2), нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб (ст. 12.4), нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных, опасных грузов (ст.ст. 12.21.1, 12.21.2).

К субъектам нарушений в области дорожного движения могут быть применены административные наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения права управления транспортным средством, конфискации и административного ареста.

Субъективная сторона деяний, совершаемых в сфере дорожного движения, может быть представлена в форме как умысла, так и неосторожности.

Важно подчеркнуть, что составы рассматриваемых административных правонарушений не содержат в качестве квалифицирующих признаков указания на ту или иную форму вины и не вызывают необходимость ее доказывания при квалификации.

Соответствующие должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы по всем статьям гл. 12 КоАП РФ и рассматривать дела об административных правонарушениях по главе 12, которые перечислены ч. 1 ст. 23 КоАП РФ.

Глава 20. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

регулируются Кодексом об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (КоАП РФ).

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

1. Виды административных наказаний (статья 3.2 КоАП РФ).

1.1. За совершение административных в области дорожного движения могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

а) предупреждение;

б) административный штраф;

г) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

д) административный арест;

в) обязательные работы.

1.2. Предупреждение по статье 3.4 КоАП — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей особенной части КоАП, в том числе содержащихся в главах 11 и 12, или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение. Замена штрафа на предупреждение применяется к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора).

1.3. Административный штраф.

Административный штраф (статья 3.5 КоАП РФ) является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается главой 11 «Административные правонарушения на транспорте и главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения».

1.3.1. Административные штрафы за совершение правонарушений согласно вышеуказанных глав КоАП налагаются на:

а) водителей, управляющих автотранспортными средствами;

б) должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств;

в) юридических лиц;

г) должностных лиц, ответственных за перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных и опасных грузов;

д) должностных лиц, ответственных за перевозку детей автобусами;

е) должностных лиц при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

ж) должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

1.3. 2. Оплата административного штрафа , предусмотренного главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» производится в размере половины суммы наложенного административного штрафа в период не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

1.3.3. Под 50 – процентную оплату штрафа не попадают следующие правонарушения в главе 12 КоАП РФ:

а) повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке;

б) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

в) повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час, повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час и повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час;

г) повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;

д) повторный выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (кроме объезда препятствий);

е) повторного движения во встречном направлении по дороге с односторонним движением;

ж) нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

з) невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

и) невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

1.4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (статья 3.8 КоАП РФ).

Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27. КоАП РФ.

Случаи лишения водительского удостоверения приведены в

1.5. Административный арест.

Административный арест за правонарушения в области дорожного движения заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается судьей.

Статьи КоАП РФ, предусматривающие административный арест:

1.5.1. Статья 12.7 пункт 2 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами». Меры наказания по этой статье — наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

1.5.2. Статья 12.8 пункт 3 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния». Наказание — административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

1.5.3. Статья 12.26 пункт 2 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Наказание по этой статье — административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом (КоАП) не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

1.5.4. Статья 12.27 пункт 2 КоАП РФ «Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся». Статья влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

1.6. Обязательные работы (Статья 3.13. КоАП РФ).

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей, отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы за правонарушения в области дорожного движения применяются за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (Статья 12.7 пункт 2 КоАП РФ). Меры наказания по этой статье — наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

2. Административные правонарушения в области дорожного движения фиксируются двумя способами:

а) работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. За такое правонарушение отвечает собственник (владелец) транспортного средства, независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом.

При этом протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства.

б) сотрудниками ГИБДД — с составлением протокола об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства.



Просмотров