Административная юрисдикция, основные черты. Административный процесс Административную юрисдикцию в судебном порядке

Административная юрисдикция – это понятие используют при регулировании различных правонарушений административного характера.

Такая юрисдикция полностью занимается регулированием процесса деятельности органов судебной системы и представительных лиц при рассмотрении дел различных административных нарушений и правонарушений. Сюда же можно отнести и регулирование процесса применения различных санкций и штрафов при совершении административных правонарушений.

Регулирование административных правонарушений

Регулированием правонарушений административных занимается кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также различные НПА (акты, правового характера).

Стоит отметить тот факт, сто в начале 21 века были большие сложности в практическом применении подобных документов, так как они не совпадали с положениями Конституции РФ. Лишь с 2002 года вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях, который позволяет решать все возникшие несовпадения.

Юрисдикция административная, в основном, применяют во внесудебном порядке. Но в некоторых случаях, при разногласиях, данная юрисдикция принимает судебный характер.

Существуют различные органы, регулирующие подобные правонарушения:

  • КДН или комиссия по делам несовершеннолетних;
  • различные административные комиссии;
  • государственные инспекции по безопасности дорожного движения;
  • различные органы судебной власти.

Юрисдикционное производство – это юрисдикция административная, применяемая на практике. Предметом юрисдикционного производства выступает спор, возникающий в связи с тем, что одна сторона считает, что ее законные интересы и права нарушаются другой стороной.

Целью административной юрисдикции является решение любых проблем законным путем с возможным применением санкций.

Задачей административной юрисдикции является рассмотрение споров и принятие решения по нему, соответствующему всем нормам, решение публично-правовых споров.

Особенности административной юрисдикции

Юрисдикция административная является специфической отраслью – разрешения конфликта или спора административного правового характера.

Особенностью можно назвать и тот факт, что такую юрисдикцию необходимо оценивать с правовой стороны спора между сторонами. Это и будет основной стороной, которая обеспечит справедливое и законное решение спора. Еще одной особенностью можно назвать необходимость применения мер административного или дисциплинарного взыскания к виновной стороне.

По итогу рассмотрения всех особенностей юрисдикции административной, необходимо отметить следующий факт, что такая юрисдикция возникает во внесудебном порядке и требует разрешения споров в законном порядке.

Формы и виды

являются:

  • возбуждение производства по делам об административных правонарушениях;
  • производство дисциплинарное;
  • производство по жалобам;
  • производство согласительное.

Становимся более подробно на каждом виде.

Дисциплинарное производство

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Санкции за дисциплинарный проступок должны быть наложены в течение месяца. По истечению шести месяцев со дня совершения проступка, привлечь виновное лицо не удастся.

Производство по жалобам

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Исполнительное производство

Под исполнительным производством понимается решение проблем через судебные органы путем возбуждения исполнительного производства с принудительным изъятием денежных средств или имущества в пользу государства.

Согласительное производство

Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.

Формы административной юрисдикции

Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:

  • Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
  • Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
  • Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
  • Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.

Основной же формой административной юрисдикции считают право применения. Важное место должно отводится применению мер взыскания к нарушителям норм права.

Функции и методы

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Реализация функций административной юрисдикции

Все функции административной юрисдикции реализовываются при помощи соответствующих методов.

Существуют так называемые универсальные методы, применяемые к любому виду деятельности: убеждение и принуждение.

При убеждении самыми популярными формами являются беседы, как индивидуального характера, так и коллективного. Они могут выражаться беседами, установление шефства и другими способами. На практике чаще всего используют беседы. Они бывают административные, ознакомительные, профилактические, воспитательные.

Принуждение выражается в прямом воздействии на объект, для достижения поставленных целей.

Органы, уполномоченные в рассмотрении дел

Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:

  • судебные органы;
  • органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.

Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.

Принципы административной юрисдикции

Как мы выяснили выше, что юрисдикция административная делится на административную юрисдикцию в судебном порядке и административную юрисдикцию, которая осуществляется в административном порядке.

Выделяют следующие принципы юрисдикции:

  • Подведомственности . Он означает, что все дела рассматриваются по подведомственности уполномоченным органом и никак иначе.
  • Уполномоченности . Этот принцип означает, что, например, составлением протокола занимается ответственное должностное лицо, уполномоченное совершать подобную процедуру в соответствии с законодательством.
  • Законности . Такой принцип за основу берет нормативные правовые акты, действующие на территории РФ. Он устанавливает правомерное и законное поведение всех членов общества.
  • Гласности . Все споры должны рассматриваться открыто, в присутствии всех сторон конфликта. Исключением лишь может являться тот факт, что лицо заявило о рассмотрении дела без его присутствия.
  • Презумпция невиновности . Этот принцип означает, что лицо считается невиновным до тех пор, пока решение и приговор суда не вступит в силу. Гражданин, который обвиняется в проступке, не обязан доказывать свою невиновность.
  • Экономичности и оперативности . Этот принцип выражается в довольно коротком промежутке времени между поступлением жалобы и вынесением решения по ней. Это позволяет свести к минимуму затраты на данное мероприятие.
  • Право на защиту . Означает, что обвиняемая сторона имеет полное право знакомиться со всеми материалами дела, привлекать адвоката или эксперта в момент рассмотрения дела.
  • Равенства граждан .
  • Ответственности . Означает, что любое должностное лицо, рассматривающее подобные споры должно принимать решения в соответствии с законодательством и никак иначе.

Все принципы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом.

Во многих странах такая юрисдикция, решаемая через судебные органы, занимает приоритетное положение, чем решение споров во внесудебном порядке. В основном к таким странам относятся страны запада. В Российской Федерации данная практика пока еще находится в процессе становления и не развита до уровня других стран.

Если проанализировать органы, занимающиеся разрешением подобных споров в РФ, лидирующее место занимают органы внутренних дел РФ.

Рассмотрение дел напрямую связано с таким понятием, как юрисдикция. Эффективное и четкое использование всех норм права зависит от компетенции должностных лиц, их знаний и правильному применению их на практике.

Особенности административно-правового спора

Особенности административно-правового спора. Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления .

Споры разрешаются в судебном и внесудебном порядке. Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими последствиями в виде отмены нормативного правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д. Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права , а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти . Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ .

Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, созданием специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства .

Особенности административно-юрисдикционного процесса

Характерные черты административно-юрисдикционного процесса:

1) деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве , вытекающем из норм административного права , либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения ;

субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти , принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом является не только суд , но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти , иное уполномоченное лицо;

отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;

результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;

при осуществлении административной юрисдикции принуждение — возможный результат разрешения административно-правового спроса. Свое выражение оно находит в применении к виновной стороне соответствующих мер административной или иной юридической ответственности ;

цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка , установленных административным законодательством.

Виды административно-юрисдикционных производств

1. Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов , а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан , организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

2. Дисциплинарное производство . Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство , заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности , заимствовано по большей части из трудового права .

Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.

3. Производство по жалобам . Виды производств по жалобам :

  • производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти , местного самоуправления , общественных объединений и должностных лиц;
  • сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц.

В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.1, ст. 6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.

Административный порядок производства урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Данный закон регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких как заявление и предложение.

Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб:

  • внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
  • принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
  • сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения — указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
  • систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных органов.

Сроки рассмотрения жалоб:

  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданин не получил на нее письменного ответа.

1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию органов гос. власти, суда и прокуратуры.

2) Разрешение споров о праве в области гос. управления в буржуазных государствах (см. Административная юстиция).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

1) урегулированная законом деятельность уполномоченного органа государственной власти, должностного лица по разрешению индивидуальных административных дел (споров), связанных с административно-правовыми отношениями гражданина либо негосударственной организации с государственным органом (его должностным лицом) при осуществлении этим органом публичной (как правило, исполнительной) власти. А.ю. в РФ осуществляют руководители органов исполнительной власти и их самостоятельных структурных подразделений, рассматривая жалобы граждан на действия подчиненных им организаций и должностных лиц; суды общей юрисдикции, рассматривая жалобы граждан на нарушения их прав и свобод действиями и решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления; арбитражные суды, рассматривая жалобы граждан-предпринимателей и организаций по поводу неправомерных ненормативных актов органов исполнительной власти. Юрисдикци- онные полномочия соответствующих органов установлены федеральными законами, а также законами субъектов Федерации. Правила и порядок рассмотрения административно-правовых споров судами общей юрисдикции определяются нормами ГПК РСФСР, нормами Закона РФ 1993 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан ». Правила рассмотрения арбитражными судами споров, вытекающих из административно-правовых отношений, регулируются Арбитражно-процессуальным кодексом РФ. 2) Урегулированная законом деятельность уполномоченного органа, должностного лица по рассмотрению дел об административных правонарушениях и применению мер административной ответственности. В РФ А.ю. осуществляют специально уполномоченные федеральным законом органы и должностные лица: суды (судьи) общей юрисдикции, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы (должностные лица) внутренних дел, транспорта, государственной инспекции труда, органы Госгортех- надзора, Гостехнадзора, Госатомнадзора, органы и учреждения санитарного надзора, по охране окружающей среды, лесного хозяйства, органы государственной налоговой службы, таможенные органы и др. КоАП РСФСР определяет подведомственность дел органам А.ю., правила и сроки возбуждения дел об административных правонарушениях, их рассмотрения, гарантии прав граждан, привлекаемых к ответственности, порядок обжалования постановлений, принятых органами А.ю. Н.Г. Салищева

Соколов Е.С. Административная юрисдикция: понятие, сущность и содержание / Е.С. Соколов, Ю.П. Высоцкая // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №8. – С. 70-

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ: ПОНЯТИЕ,

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Е.С. Соколов, магистр ант

Ю.П. Высоцкая , магистр ант

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

(Россия, г . Калининград )

Аннотация . В настоящей статье представлены актуальные для науки администр а тивного права вопросы административной юрисдикции. Основное внимание уделено пр о блеме сущности и плюрализма мнений среди отечественных авторов относительно о п ределения административной юрисдикции. Также анализируется содержание (формы) административной юрисдикции по законодательству Российской Федерации. В резул ь тате проведенной работы выделено наиболее актуальное определение понятия «админ и стративная юрисдикция», раскрыты ее сущность и содержание (путем перечисления входящих в нее форм административных производств).

Ключевые слова: административное право, административный деликт, производство по делам об административных правонарушениях, административная юрисдикция, пр а вовое государство, юрисдикционные производства.

Правовое государство является идеал ь ной конструкцией, которая заключается в том, что высшую ценность составляют права и свободы человека и гражданина, признаваемые, соблюдаемые и защища е мые государственным образованием. С о гласно ст. 1 основного закона нашей стр а ны – Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.0 2.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): Российская Фед е рация (Россия) есть демократическое ф е деративное правовое государство с ре с публиканской формой правления.

Для правового государства характерно четкое регулирование при помощи юрид и ческих норм формирования и порядка, в котором осуществляет свою деятельность «административная ветвь государственной власти». В этом плане административное законодательство и постоянный процесс его совершенствования будет являться о с новным фактором построения правового государства и рычагом развития общес т венных отношений. В объективной реал ь ности нередки случаи нарушений прав и свобод. Подобного рода деяния теорией права именуются как правонарушения. В качестве вида правонарушений выделяют административные правонарушения, кот о рые согласно действующему законод а тельству – Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 95-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (далее – КоАП РФ) определяются как пр о тивоправные, виновные действия (безде й ствие) физического или юридического л и ца, за которые законом установлена соо т ветствующая ответственность.

Эффективность защиты общественных отношений ставится в прямую завис и мость от деятельности государства по пр о тиводействию нарушению законов. С да н ной целью государство устанавливает о т ветственность за совершение подобных деяний, создает систему органов админ и стративной юрисдикции (субъектов адм и нистративной юрисдикции). Весомый вклад в данный процесс был внесен КоАП РФ, который был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002. Новый КоАП РФ впервые предоставил субъектам Росси й ской Федерации возможность устанавл и вать региональных субъектов администр а тивной юрисдикции.

Несмотря на то, что административная юрисдикция и ее субъекты являются акт у альными объектами исследований, по п о воду определения данного понятия не ко н чаются распри и споры между исследов а телями. Начало этого процесса следует о т носить послереволюционному периоду (советский период). С начала прошлого века идет нескончаемая дискуссия между учеными. Многие советские ученые и с следовали данное понятие, примером т а ких исследований могут послужить труды: Шергина А.П., Манохина В.М., Застро ж ной О.К., Козлов а Ю.М., Коренева А.П., Лазарева В.В. Труды советской школы принесли не только положительные р е зультаты в вопросе сущности администр а тивной юрисдикции, но и активно повли я ли на правоприменительную практику. Кобзарь-Фролова М.Н. подмечает, что в отличие от фундаментального характера работ советской школы современные и с следователи рассматривая проблемы а д министративной юрисдикции, наибольшее внимание уделяют вопросам администр а тивной ответственности, администрати в ной деликтности , конфликтам отношений (Д.Н. Бахрах , И.И. Веремеенко , И.А. Галаган, А.Е. Лунев, М.В. Костенников , Л.Л. Попов, Б.В. Россинский , М.Я. Саввин , М.С. Студеникина , А.П. Шергин, О.М. Якуба и другие) .

Понятие административной юрисди к ции не имеет определения в действующем законодательстве. Данный факт и вызыв а ет плюрализм мнений в данном аспекте, который опосредуется сложностью иссл е дуемого объекта. Кобзарь-Фролова М.Н. отмечает, что отчасти эту ситуацию во з можно объяснить тем обстоятельством, что административная юрисдикция, как и гражданское и уголовное судопроизводс т во, не формирует правовых норм, а осущ е ствляет их применение в конкретных с и туациях .

Современные исследователи также по-разному рассматривают явление админ и стративную юрисдикцию. Так, В.В. Денисенко понимает под администр а тивной юрисдикцией подведомственность и компетенцию по осуществлению прав о применительной, государственно -властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров и дел об административных прав о нарушениях, осуществляемая государс т венными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционные производства . В качестве данных производств автором н а зываются: производство по делам об а д министративных правонарушениях (при наличии административного правонар у шения); производство по жалобам (выд е ляется на основании принятия федерал ь ного закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) « О порядке рассмотрения о б ращений граждан Российской Федер а ции » ); согласительное производство (да н ное производство стало возможно выд е лить по причине принятия Конституции РФ, в ст. 85 которой закреплена возмо ж ность применения согласительных проц е дур Президентом Российской Федерации).

Точку зрения Денисенко В.В. подде р живают Позднышов А.Н. и Миха й лов А.А., которые рассматривают а дмин и стративную юрисдикцию как подведомс т венность и компетенцию по осуществл е нию, а также само осуществление прав о применительной, правоохранительной г о сударственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разреш е нию юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонаруш е ниях государственными органами и орг а нами местного самоуправления . Предполагается, что такая дефиниция не вполне соответствует содержанию данного понятия. Авторами не учтено, что ра с смотрение дел об административных пр а вонарушениях возможно не только кваз и судебными органами, но и судьями. Такой вывод следует из содержания глав 22 и 23 КоАП РФ. Далее Денисенко В.В., Поз д нышов А.Н. и Михайлов А.А. игнорируют тот факт, что количество производств а д министративно-юрисдикционной деятел ь ности указанных в его исследовании не ограничивается производствами, име ю щими ограничительный (принудительный характер).

В данном контексте следует учитывать мнение Пановой И.В., которая включает в содержание административной юрисди к ции, помимо ранее названных, следующие виды производств: исполнительное (де я тельность по исполнению актов с прим е нением мер принуждения); администр а тивно-процессуальное (деятельность по применению мер административно-процессуального принуждения, не явля ю щихся мерами ответственности); дисци п линарное .

Головко В.В. же предлагает понимать административную юрисдикцию в ее ш и роком смысле как установленную законом или иными нормативными правовыми а к тами совокупность полномочий соответс т вующих государственных или муниц и пальных органов регулировать общес т венные отношения, оценивать действия лица или иного субъекта с точки зрения их правомерности, разрешать правовые сп о ры и рассматривать дела об администр а тивных правонарушениях, совершать иные юридически значимые действия, в том числе и позитивного регулятивного хара к тера . Автор также предлагает д о полнить производства, названные ранее, включая в их состав: нормотворческое производство; правонаделительное прои з водство (регистрационное, разрешител ь ное и тому подобное); производство по возмещению причиненного ущерба .

В свою очередь, Минашкин А.В. утве р ждает, что данным понятием следует сч и тать особого рода деятельность органов исполнительной власти и иных уполном о ченных органов по рассмотрению админ и стративных дел, споров и коллизий, а та к же, в случае необходимости, по примен е нию соответствующих юридических сан к ций . Поддерживая Минашк и на А.В., Салищева Н.Г. определяла адм и нистративную юрисдикцию как устано в ленную законодательными актами де я тельность органов государственного управления и должностных лиц по разр е шению индивидуальных администрати в ных дел и применению соответствующих юридических санкций в администрати в ном порядке .

Дополняя предыдущих авторов, Д.Н. Бахрах отмечает, что она (админис т ративная юрисдикция) чаще всего опред е ляется как юрисдикционная деятельность административных органов на основе а д министративно-процессуальных норм .

Некоторые авторы (Р.Э. Байтеряков , Д.В. Карпухин, М.В. Комиссарова) н а стаивают на том, что административную юрисдикцию следует рассматривать как часть исполнительно-распорядительной деятельности исполнительных органов публичной власти, подзаконного, прав о применительного, правоохранительного характера, осуществляемую в рамках т а ких законодательно закрепленных адм и нистративно-ю рисдикционных прои з водств, как:

а) разбирательство споров;

б) применение мер административного принуждения;

в) деятельность по исполнению гос у дарственного принуждения, и выполня ю щая функции охранительную, воспит а тельную, регулятивную .

Таким образом, стоит понимать под а д министративной юрисдикцией устано в ленную законодательством государства совокупность полномочий , соответству ю щих государственных или муниципальных органов регулировать общественные о т ношения, оценивать действия лица или иного субъекта с точки зрения их прав о мерности, разрешать правовые споры и рассматривать дела об административных правонарушениях, совершать иные юр и дически значимые действия, в том числе и позитивного регулятивного характера. В качестве содержания (форм) администр а тивной юрисдикции можно выделить : производство по делам об администрати в ных правонарушениях; производство по жалобам; согласительное производство; исполнительное производство; админис т ративно-процессуальное производство; дисциплинарное производство; норм о творческое производство; правонадел и тельное производство; производство по возмещению причиненного ущерба.

Библиографический список

1. Кобзарь-Фролова, М.Н. К вопросу о понятии и сущности административной юри с дикции / М.Н. Кобзарь-Фролова // Администр ативное и муниципальное право. – 2013. – № 2. – С. 138- 142 .

2. Денисенко, В.В. Административная юрисдикция органов внутренних дел: учебник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 172 с .

3. Позднышов , А.Н. Административная юрисдикция: учебное пособие / А.Н. Позднышов , А.А. Михайл ов – М.: ИМЦ ГУК МВД, 2003. – 137 с . .

4. Панова, И.В. Административ но-процессуальное право России. – М.: Проспект, 2012. – 357 с .

5. Головко, В.В . О понятии и содержании административно-юрисдикционной деятел ь ности органов внутренних дел (полиции) // Административное право и пр оцесс. – 2015. – №12. – С. 4- 13 .

6. Минашкин , А.В. О совершенствовании административного и административного процессуальног о законодательства в Украине // Журнал российского права. – 2001. – № 5. – С. 150 — 153 .

7. Салищева , Н.Г. Гражданин и адми нистративная юрисдикция в СССР. – М.: Юрид . лит ., 1970. – 126 с.

8 . Бахрах , Д.Н. Нужна спе циализация судей, а не судов // Российск ая юстиция. – 2003. – №2. – С. 10- 15 .

9. Административная юрисдикция в фина нсовой сфере: монография / Р.Э. Байтеряков , Д.В. Карпухин, М.В. Ко миссарова и др. / под ред. М . А . Лапиной . – М .: Палеотип , 2015. – 271 с .

ADMINISTRATIVE JURISDICTION: CONCEPT, ESSENCE AND CONTENT

E.S. Sokolov , graduate student

Ju.P . Vysotckaia , graduate student

Immanuel Kant Baltic federal university

(Russia, Kaliningrad)

Abstract. In this article, issues of administrative jurisdiction relevant to the science of admi n istrative law are being investigated. The main attention is paid to the problem of the essence and pluralism of opinions among domestic authors regarding the definition of administrative juri s diction. The content (form) of administrative jurisdiction under the legislation of the Russian Federation is also analyzed. As a result of the work, the most current definition of the term «a d ministrative jurisdiction» is highlighted, its essence and content are revealed (by listing the forms of administrative production included in it).

Keywords: administrative law, administrative delict , proceedings on administrative offenses, administrative jurisdiction, rule of law, jurisdictional proceedings.

Административная юрисдикция проявляется в рассмотрении и разрешении полномочными исполнительными органами спорных вопросов применения материальных правовых норм. Административная юрисдикция осуществляется, как правило, во внесудебном порядке. Принудительными мерами являются административные либо дисциплинарные взыскания. В своем состязательном выражении административная юрисдикция может осуществляться и в судебном порядке (применение административных взысканий).

Административно-правовой спор- спор возникающий между участниками управленческих отношений в связи со сложившимся у одной стороны этих отношений представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются либо ущемляются действиями второй стороны. Одной из сторон административно-правового спора всегда является тот или иной исполнительный орган (должностное лицо), чьи действия или решения служат предметом конкретного спора. Для административной юрисдикции важнейшим условием разрешения спора о праве административном является обязательная правовая оценка поведения участников спора.

Правовое регулирование административно-процессуальной деятельности наиболее полно осуществлено в отношении производства по делам об административных правонарушениях (КоАП). При характеристике административно-юрисдикционного производства необходимо учесть следующее. Помимо его основного предмета, т.е. административно-правовых споров, имеются достаточные основания для того, чтобы отнести к нему ряд иных действий, осуществляемых исполнительными органами.

Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством исполнительные органы (должностные лица), уполномоченные на деятельность правоохранительного характера, в большом масштабе применяют меры административного принуждения, не являющиеся мерами административной или дисциплинарной ответственности. При этом в центре внимания также индивидуальное административное дело, которое нельзя отнести к чисто процедурным, поскольку для них характерно отсутствие применения принудительных средств. Их специфика – отсутствие спора, но по результатам применения соответствующих предупредительных или пресекательных мер возможно его возникновение. Например, принудительное медицинское освидетельствование бесспорно; но лицо, подвергнутое ему, вправе обжаловать подобное действие, что повлечет за собой административно-правовой спор.

Применение такого рода принудительных мер – прерогатива исполнительных органов (должностных лиц).

Таким образом, административная юрисдикция фактически включает в свое содержание процессуальную деятельность по разрешению административно-правовых споров и по применению административно-принудительных мер, не носящих характер административных взысканий.

6. Административное задержание. Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП).

Срок административного задержания лица включает время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, не должен превышать три часа. Внутренних дел (милиции), его заместителем на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей, который не может превышать двух суток.

При вынесении постановления о назначении административного наказания за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций судья вправе обязать нарушителя, не являющегося жителем данной местности, покинуть ее. Во исполнение данного предписания судьи эти нарушители могут быть задержаны органами внутренних дел на срок, необходимый для их удаления, но не более 48 часов.

Законодательством некоторым органам исполнительной власти за ряд правонарушений предоставлено право административного задержания на более длительные сроки (например, на срок до 10 суток могут быть задержаны лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, до 30 суток - граждане, задержанные в пунктах пропуска через Государственную границу РФ без документов, удостоверяющих личность и гражданство).

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О военном положении" от 30 января 2002 г. на территории, на которой введено военное положение, задержание граждан допускается на срок до 30 суток.

Вместе с тем ст. 22 Конституции РФ допускает арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Об административном задержании составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанный отказывается подписать протокол, об этом делается соответствующая запись.

Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции).

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ.

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований.

4) военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса.

8) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы.

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3, 17.8, 17.9, 17.14 и 17.15 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

7. Административное правонарушение: понятие, признаки.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (КоАП) в ст. 2.1. определяет: Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суть понятия административного правонарушения заключается в том, что оно посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Общественная вредность и опасность – основной объективный признак правонарушения отграничивающее его от правомерного поведения.

Для правонарушения характерны следующие признаки:

♦ всегда сопряжено с посягательством на приоритеты и ценности общества и государства, ущемляет частные и общественные права и интересы.

♦ является вызовом обществу, пренебрежение тем, что ценно для общества, посягает на условия существования, как общества в целом, так и отдельно взятого гражданина.

♦ как противоправное деяние по своей природе общественно вредно типичностью и распространенностью, имеет массовое проявление.

♦ дезорганизует нормальный ритм жизнедеятельности общества и государства, нарушает порядок государственного управления в обществе.

♦ причиняет вред обществу независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Одновременно с этим противоправное деяние находится в зависимости от законодателя и от него зависит придание правонарушению официальной огласки или его замалчиванию (нецензурная брань).

8.Административное правонарушение: юридический состав.

Для характеристики административных правонарушений важное значение имеет его юридический состав. Это совокупность элементов юридического характера, позволяющая осмыслить его внутреннюю структуру. В качестве таких элементов выступают: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного правонарушения – это то, на что оно посягает, какие общественные отношения оно нарушает. Общий объект определен ст. 1 и 10 КоАП. Главный вывод из ее содержания состоит в том, что таковым объектом являются общественные отношения в сфере государственного управления, охраняемые мерами административной ответственности. Следовательно, объектом административного правонарушения является любое общественное отношение, охраняемое мерами административной ответственности.

Есть и конкретные объекты административных правонарушений. Ст. 166 предусматривает ответственность за нарушение порядка организации и проведения митингов, уличных шествий и т.п.

Это и есть конкретный объект данного правонарушения.

Объективная сторона – противоправное деяние, т.е. действие или бездействие, направленное на объект административного правонарушения, его характер, а также условия его совершения (или не совершения).

Большинство административных правонарушений выражается в действиях. Примером административно наказуемого бездействия можно назвать оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда (ст. 165 3 КоАП). Ст. 85 КоАП говорит о нарушениях правил охоты без надлежащего разрешения или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами. Учитывается также неоднократность правонарушения. Статья 88 КоАП предусматривает административную ответственность должностных лиц за неоднократное нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в промышленности. Объективная сторона, учитывает повторность совершения правонарушения одним и тем же лицом в течение года.

Субъект – это физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Кроме того, выделяются специальные субъекты – должностные лица, военнослужащие, иностранные граждане.

Гражданин РФ может нести ответственность за совершенное им административное правонарушение по достижении к моменту его совершения 16-летнего возраста.

При совершении правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности к лицу могут быть применены меры по защите прав несовершеннолетних. За правонарушения, совершенные лицами, не достигшими 16-летнего возраста, к административной ответственности могут привлекаться родители и лица, их замещающие, как не обеспечившие их должного поведения.

Юридические лица – государственные и негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации. Установлено, что наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо, равно как привлечение к ответственности физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо.

В качестве специальных субъектов должностные лица указываются в соответствующих статьях КоАП. Специально для них предусмотрены, например, следующие составы административных правонарушений: бесхозяйственное использование земель (ст. 50); незаконная выдача лицензии на осуществление деятельности на континентальном шельфе РФ (ст. 56 1); нарушение правил китобойного промысла (ст. 86); выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности (ст. 123); прием на работу без паспорта (ст. 181)и др.

Военнослужащие и приравненные к ним лица (например, работники органов внутренних дел) несут ответственность за совершенные ими административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

Но они могут нести административную ответственность и на общих основаниях за нарушения санитарного законодательства, правил безопасности дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства, охраны рыбных запасов. Установлены определенные ограничения и в подобных случаях. К ним не могут применяться некоторые административные взыскания (например, административный арест), а к лицам, проходящим военную службу по призыву, не может применяться административный штраф.

Иностранные граждане (и лица без гражданства) – субъекты административной ответственности на общих основаниях, кроме пользующихся дипломатическим иммунитетом.

Субъективная сторона правонарушения выражается в совершении административного правонарушения умышленно (ст. 11 КоАП) или по неосторожности (ст. 12 КоАП). Имеется в виду та или иная форма виновности.



Просмотров