8 каковы причины чс на водном транспорте. Аварии на водном транспорте. Причины и последствия

Классификация“Положение о порядке расследования аварий на
морских судах” предусматривает следующую
классификацию ЧС, возникающих на водном
транспорте.
Кораблекрушение - гибель судна или его полное
конструктивное разрушение.
Авария - повреждение судна или его нахождение на
мели не менее 48 ч (пассажирского судна - 24ч).
Аварийное происшествие - то же самое, что и
авария, но меньшей продолжительности.
К катастрофам в широком понимании этого слова
можно отнести все кораблекрушения и аварии,
повлекшие за собой человеческие жертвы.

На морские перевозки
приходится свыше 60%
всего мирового
грузооборота,
Воды Мирового океана
бороздят около 60 тыс.
крупнотоннажных судов и
свыше 20 млн. мелких
судов (туристских и
прогулочных катеров,
парусных яхт, ботов и др.).
Ежесуточно в морях и
океанах находится 30 тыс.
судов, численность
экипажей которых
превышают 1 млн. человек.

Причины ЧС

Большинство крупных аварий и катастроф на судах
происходит не под воздействием сил стихии (ураганы,
штормы, туманы, льды), а по вине людей.
Ошибки делятся на:
допущенные при проектировании,
строительстве судов;
эксплуатации.
Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае.
Использование новейшего навигационного и
радиолокационного оборудования на судах не приводит к
уменьшению числа столкновений между ними. Это
объясняется ростом количества кораблей торгового,
рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением
их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков
движения.

Последствия ЧС

К наиболее тяжелым последствиям при ЧС на водном
транспорте можно отнести:
взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и
экипажей судов, работников портов и пристаней;
пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно
нефтеналивных судах, приводящие к тем же последтвиям;
разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен
на акватории моря и побережье, уничтожение пляжей,
нанесение огромного экологического ущерба окружающей
среде;
огромный материальный ущерб морскому, речному и
промысловому флоту.

В результате морских катастроф ежегодно в
мире погибает около 200 тыс. чел., из них
50 тыс. - непосредственно в воде после
кораблекрушения, а 50 тыс. погибает на
спасательных средствах в условиях, не
являющихся на самом деле
чрезвычайными.
Остальные гибнут вместе с потерпевшими
бедствие судами и кораблями.

1954 г.,
26 сентября
у берегов Японии
затонул японский
паром «Тойя
мару».
Погибло 1172
пассажира.

1987 г.
У берегов Бельгии
опрокинулся и
затонул британский
паром «Геральд оф
Фри Энтерпрайз».
Погибло 209 чел.,
пропало без вести
164, спасено 349
пассажиров.

20 декабря 1987г.
филиппинский
паром "Дона Паз" и
танкер "Виктор"
столкнулись в
проливе Таблас.
Погибло 3000
человек

28 сентября 1994г.
Эстонский
пассажирский
паром "Эстония"
затонул в
Балтийском море.
Погибло 912
человек.

1917 г. , Канада,
порт
Галифакс.
Столкновение
парохода
«Монблан» с
пароходом
«Имо».
Погибло 1963
человек.

Бомбей в 1942 г.
Взрыв английского
грузового судна
«Форт - Стайкин».
Погибло 1500 и ранено
более 3000 человек.

Правила поведения на водном транспорте

Речной или морской транспорт- это вид
транспорта, который осуществляет
переправление пассажиров или грузов с
помощью транспортировки по водным
путям, рекам, озерам, каналам и морям.
Существует и океанический транспорт, с
помощью которого можно переправится на
другой континент.

На каждом судне
присутствует
инструкция, в которой
описан план
действий, пути
эвакуации, места
размещения
спасательных жилетов
и спасательных
шлюпок на борту.

Пути эвакуации

Находится в каждой
каюте.

Международная конвенция по охране человеческой
жизни на море (СОЛАС, от англ. SOLAS, Safety of
Life at Sea)
«чтобы были приняты все меры, допускаемые
условиями плавания, в отношении обеспечения
судна спасательными шлюпками и другими
спасательными приборами и противопожарными
средствами»;
« чтобы все подобные шлюпки и приборы были
в полной готовности»;
«чтобы для каждого человека на борту был в
готовности один спасательный нагрудник»;

Технические средства обеспечения безопасности

Индивидуального пользования
Коллективного пользования

Коллективные средства спасения

Спасательные шлюпки
Спасательные плоты.

Средства спасения

Спасательные шлюпки.
Для обеспечения полной
готовности, спасательные
шлюпки должны удовлетворять
следующим условиям:
они должны спускаться на
воду безопасно и быстро, даже
при неблагоприятных
условиях;
должна быть обеспечена
возможность погрузить
пассажиров в шлюпки быстро
и в полном порядке;
размещение каждой шлюпки
должно быть таково, чтобы они
не мешали работе с другими
шлюпками.

Спасательные шлюпки

Спасательные шлюпки
открытого типа.
Шлюпки полностью
закрытого типа.
Свободно
сбрасываемые
спасательные шлюпки.
Спасательные шлюпки
для танкеров.
Дежурные шлюпки

Требования

Должны быть мореходными и непотопляемыми в любых
условиях неограниченного района плавания;
Защищать людей от воздействия холода, брызг, зноя, дождя;
Снабжены запасом воды, пищи, рыболовными
принадлежностями, аптечкой, химическими грелками;
Иметь навигационные приборы, морские карты и
инструменты, средства сигнализации, радиопередатчик;
Легко приводиться в движении необученными людьми;
Обладать скоростью хода, позволяющей быстро отойти от
тонущего или горящего судна;
Иметь средства защиты от огня при переходе через
разлившуюся горящую нефть.

Спасательный плот

Надувной
спасательный
плот - надувное
коллективное
спасательное
средство,
предназначенное для
спасения пассажиров
и экипажей тонущих
судов и летательных
аппаратов при
вынужденной посадке
на воду.

Правила Конвенции
СОЛАС-74
предусматривают три
варианта комплектации
снабжения спасательного
плота:
для судов
неограниченного района
плавания
для судов прибрежного
плавания;
для судов, совершающих
плавание в защищенных
водах.

Требования

Иметь возможность быть спущенным на воду при наихудших погодных
условиях;
Позволять 1 человеку быстро поправить плот, если он надувается в
перевернутом состоянии;
Обеспечивать надежную защиту от холода, жары и волн;
Быть относительно легким;
Выдерживать бросок с высоты 18 метров.
Комплектация:
2 плавучих весла; средства осушения;
ремонтный комплект для заделки проколов;
питьевая вода;
пищевой рацион из расчёта 10 000 кДж на человека;
аптечка первой помощи;
таблетки от морской болезни;
по одному гигиеническому пакету на человека;
теплозащитные средства (гидротермокостюм) в количестве 10 % от
расчётного числа людей, но не менее 2 единиц;
рыболовные принадлежности (крючок, леска);
инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.

Индивидуальные средства спасения

- предназначены для создания
дополнительной плавучести человеку,
находящемуся в воде.
спасательные нагрудники;
спасательные жилеты;
спасательные бушлаты.

Средства спасения

Спасательный жилет
является
индивидуальным
средством спасения на
воде;
предназначен для
обязательного
снабжения судов всех
назначений и морских
сооружений;
обладает достаточной
плавучестью и
остойчивостью

Жилет спасательный соответствует требованиям:

Международной Конвенции по охране
человеческой жизни на море (СОЛАС-74) в
части требований к спасательным жилетам;
Международного кодекса по спасательным
средствам (Кодекса ЛСА),
Резолюции 81 (70) ИМО "Пересмотренная
рекомендация по испытаниям спасательных
средств",
"Правил по оборудованию морских судов"
Российского Морского Регистра
Судоходства.

Средства спасения

Спасательный
нагрудник

Средства спасения

Круги спасательные
являются индивидуальным
средством спасения на
воде с целью поддержания
человека на плаву до
оказания помощи.
Круги спасательные, как и
спасательные жилеты,
применяются для
снабжения судов, плавучих
средств и береговых постов
всех типов и назначений

Выживаемость терпящих бедствие на море

На основании многочисленных исследований, а
также обобщив опыт опасения экипажей и
пассажиров погибших судов, можно утверждать,
что факторами, ограничивающими выживаемость
терпящих бедствие на море, являются:
поражение холодом (охлаждение) ,
утопление,
механические повреждения,
ожоги.
И лишь немногие умирают после спасения не от
последствий охлаждения, а из-за ранений, ожогов
или шока.

Обстановка во время
кораблекрушений в одних
случаях (что бывает крайне
редко) может быть
относительно спокойной, но
чаще весьма тяжелой.
отсутствие света,
сильная качка,
усиливающаяся постоянным
креном до такой степени, что
приходится покидать тонущее
судно, пробираясь не то
палубе, а по бывшим ранее
вертикальным переборкам,
волны, сбивающие с.ног
появляющихся на палубе и
смывающие их за борт.

Влияние температуры воды и времени пребывания в ней на состояние человека

Температура воды,
градусов С
Время потери сознания, ч
Время смерти,
ч
0
0,25
0,25-1,0
10
0,5-1
1-2
15
2-4
6-8
20
3-7
относительно безопасно
25
12
относительно безопасно

“Положение о порядке расследования аварий на морских судах” предусматривает следующую классификацию ЧС, возникающих на водном транспорте.

Кораблекрушение - гибель судна или его полное конструктивное разрушение.

Авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 ч (пассажирского судна - 24 ч).

Аварийное происшествие - то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности.

К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Возрастающее из года в год значение водного транспорта определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 тыс. крупнотоннажных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов и др.). Ежесуточно в морях и океанах находится 30 тыс. судов, численность экипажей которых превышают 1 млн. человек. При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных ЧС. Совершенствование и создание новых систем управления кораблями. навигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать примерно стабильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте. По данным лондонского классификационного общества - Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнут 300-400 судов, аварию терпит свыше 8 тыс. судов (общим тоннажем более 600 тыс. т). В кораблекрушениях ежегодно погибает порядка 200 тыс. человек. Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса. В России в 1995 г. только с рыболовными судами произошли 118 ЧС, из них 4 кораблекрушения, 3 крупных аварии, 87 аварийных происшествий.

Мировой флот быстро стареет: по некоторым данным, к 2000 году примерно 80% всех судов на Земле достигнут своего физического и морального износа. За предыдущие 2 тыс. лет мировой флот полностью обновлялся каждые 25 лет за счет гораздо более частых кораблекрушений, чем в настоящее время. По подсчетам океанографов, на дне морей и океанов покоится свыше 1 млн. судов. На данный момент, обновление парка морских судов представляется процессом длительным и крайне дорогостоящим, а использование судов до полного износа чревато новыми морскими авариями и катастрофами.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при проектировании, строительстве судов и их эксплуатации. Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае. Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения.

К столкновениям могут привести ухудшение видимости при неблагоприятных метеорологических условиях, а также влияние “человеческого фактора": неправильная оценка курса встречного судна, очень большая скорость, пренебрежение сигналами и визуальными наблюдениями, несвоевременная остановка двигателя и т.д. Как правило, столкновения приводят к значительным повреждениям судов, а в ряде случаев - и к затоплению. Так, 31 августа 1986 г. произошло столкновение теплохода “Адмирал Нахимов” и сухогруза “Петр Васев” вблизи г. Новороссийска, причиной которого стала несогласованность действий экипажей. В катастрофе погибли 423 человека.

10 апреля 1991 г. - в районе г. Ливорно (Италия) паром “Мобипринс” столкнулся с танкером “Аджин Аббуццо”. Погибли 140 человек.
- 14 мая 1994 г. - в проливе Ла-Манш столкнулись тайваньский контейнеровоз и Панамское грузовое судно. Контейнеровоз получил серьезные повреждения, и с него в море упала часть груза с токсичными веществами. Команду судна эвакуировали.
- 21 мая 1994 г. - у берегов Японии столкнулись японское торговое судно и Панамский сухогруз. Лишь благодаря счастливой случайности удалось избежать загрязнения окружающих вод ядовитой каустической содой, находившейся на японском судне.

Особенно опасны столкновения нефтеналивных судов, вызывающие взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти.
- 15 февраля 1979 г. - в проливе Босфор греческое судно “Евриале” столкнулось с румынским танкером “Индепенденто” с 95 тыс. т нефти на борту. Последовала серия взрывов, нефть хлынула в море, вспыхнул пожар, потушить который удалось только через 28 дней.
- 23 мая 1988 г. - в Онежском озере произошло столкновение теплохода “Волго-Дон-5074" и танкера “Волгонефть-129” в условиях ограниченной видимости вследствие тумана. Разлившаяся нефть образовала масляное пятно диаметром 3 км. Количество взрывов на танкерах ежегодно колеблется от 13 до 26. Почти на четверти всех судов, потерпевших бедствие, катастрофа возникла в результате пожара или взрыва.
- Февраль 1945 г. - взрыв торпеды на борту подлодки “Бибер” фактически уничтожил всю немецкую флотилию подлодок, размещавшихся в порту г.Роттердама (Нидерланды).
- 1955 г. - взрыв торпеды на борту подлодки “Сайдон” в порту г. Портленда (Великобритания) унес 13 человеческих жизней, 7 человек были ранены.
- 29 октября 1955 г. - в Севастопольской бухте взорвался линкор “Новороссийск”. Завалившись на борт, он перевернулся, а позднее затонул. В трагедии погибло более 600 моряков. Причина взрыва определена не была.
- 12 ноября 1965 г. - вспыхнул пожар на судне для круизных рейсов “Ярмут Касл”. Через 5 ч после начала пожара корабль затонул. Погибли 85 пассажиров и 2 члена экипажа.
- 17 мая 1988 г. - пожар на борту советского пассажирского судна “Приамурье” в районе г. Осаки (Япония). Погибли и пропали без вести 12 человек, были ранены 35 человек.

За поспедние три года на просторах мирового океана произошло, по некоторым данным, 25 катастроф с танкерами, перевозившими нефть и нефтепродукты. Английский танкер "Бритиш Трент" 3 июня 1993 г столкнулся с панамским сухогрузом. В результате у берегов Бельгии вылилось 24 тыс т нефти. У берегов Объединенных Арабских Эмиратов 31 мая 1994 г. панамский танкер допустил столкновение с другим танкером, став причиной экологической катастрофы - из его резервуаров вылилось около 16 тыс т. нефти.

К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов.

6 декабря 1917 г. - в порту г. Галифакса (Канада) произошел самый сильный неядерный взрыв за всю историю человечества. При маневрировании в проливе Тэнарроус произошло столкновение французского транспортного судна “Монблан” с норвежским грузовым пароходом “Имо”. На борту “Монблана” находились 2300 т пикриновой кислоты, 200 т тринитротолуола, 35 т бензола, 10 т порохового хлопка. Над городом поднялся двухмильный гриб дыма. Ударная волна и возникшие пожары разрушили большую часть Галифакса. Затонули или получили повреждения десятки судов, находившихся в этот момент в порту. Обломки “Монблана” разбросало в радиусе 12 миль от места взрыва. Погибли 1963 человека, более 2 тыс. человек пропало без вести, было ранено около 9 тыс. человек, 500 человек лишились зрения от разлетевшихся в окнах стекол, 25 тыс. человек остались без крова.Часто из-за ошибок в навигационных расчетах, неправильного маневрирования, поломок в системах и механизмах управления кораблем, сложных метеоусловий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы и другие препятствия и получают различные повреждения: от небольших вмятин на обшивке до обширных пробоин в корпусе, через которые внутрь поступает забортная вода.
- Январь 1982 г. - китайская дизельная подлодка во время ходовых испытаний налетела на подводную скалу. Произошел взрыв гремучего газа. Погибли 17 человек, были ранены 20 человек.
- 16 февраля 1985 г. - советский теплоход “Михаил Лермонтов” из-за ошибки лоцмана налетел на подводную скалу у берегов Новой Зеландии, получил обширную пробоину и затонул. Умелые действия экипажа обеспечили спасение всех пассажиров.
- 27 апреля 1994 г.-в 50 км от г. Волгограда по причине столкновения с опорой моста получил пробоину и сел на мель танкер ТН-624.

Тяжелые последствия имеют также столкновения, происходящие с нефтеналивными судами. В результате аварий и катастроф танкеров ежегодно более 300 тыс. т нефтепродуктов попадает в воды Мирового океана. Некоторые катастрофы даже способны привести к экологическим бедствиям. Например, до сих пор дают о себе знать последствия катастрофы в ноябре 1981 г. у берегов Литвы английского танкера “Глобе Асимили” и танкера “Экссон Валдиа”, напоровшегося на рифы в прибрежных водах Аляски в марте 1989 г. В обоих случаях нефтяная пленка, покрывшая морское побережье, погубила в воде все живое.

Причиной значительного количества катастроф является техническая непригодность судов к их эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки.

Январь 1981 г. - затонуло индонезийское пассажирское судно-паром “Тампонас-2”. Силовая установка пришла в негодность в результате многолетней эксплуатации. Взрыв и пожар привели к гибели судна и 450 человек.
- Апрель 1989 г. - в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка ”Комсомолец” . По техническим причинам на судне возник пожар, приведший к его гибели. Число жертв составило 42 человека.
- Ноябрь 1995 г. - в Норвежском море по причине неудовлетворительного технического состояния затонул российский траулер “Новгородец”. Погибли и пропали без вести 10 человек.

Нередко катастрофы на воде вызываются нарушением элементарных правил эксплуатации судов.

Январь 1981 г.-на р. Жари близ г. Макони (Бразилия) из-за перегрузки перевернулся пароход-паром. На пароме, рассчитанном на 150 человек, находилось почти 500 пассажиров с различными грузами. Погибло более 300 человек.
- 28 сентября 1994 г. - в Балтийском море перевернулся и затонул автопассажирский паром “Эстония". В штормовую погоду по неустановленной причине был открыт носовой люк-визир, через который в судно хлынула вода. Погибло более 900 человек.

Часто к трагическим последствиям приводит опрокидывание судов из-за потери ими остойчивости, то есть способности возвращаться в нормальное положение при выведении судна из состояния равновесия внешними силами. Как правило, судно в таких случаях в считанные минуты тонет.

15 июня 1931 г. - под сильным ветром накренился, лег на борт и затонул французский пароход "Сен-Филибер". Число жертв катастрофы - 437 человек.
-26 января 1953 г. - во время тушения пожара на лайнере “Эмпресс оф Канада" в Ливерпульском порту (Великобритания) вследствие поступления большого количества забортной воды лайнер потерял остойчивость, перевернулся и затонул. Жертв не было. Материальный ущерб превысил 5 млн. фунтов стерлингов.

К тяжелым последствиям могут привести нарушения установленных правил навигации. Так. 5 июня 1983 г. на р. Волга вблизи г. Ульяновска из-за ошибки вахтенного начальника пассажирского теплохода “Александр Суворов", направившего его в несудоходный пролет железнодорожного моста, произошла тяжелая катастрофа с человеческими жертвами.

Суда гибнут в результате воздействия штормов, ураганов, смерчей, цунами, при столкновении со льдами.
- Май 1986 г.-на р. Мегхна (Бангладеш) перевернулся во время шторма пассажирский паром. При этом погибли 600 человек.
- 2 сентября 1993 г. - в Южной Атлантике в одиннадцатибалльный шторм потерпел крушение теплоход “Полесск" Балтийского морского пароходства. Погибли 29 человек.
- Классическим примером катастрофы, вызванной столкновением с айсбергом, является гибель в первом же своем рейсе 15 апреля 1912 г. трансантлантического суперлайнера “Титаник". Его плавание прервалось в 360 км от о.Ньюфаундленд. В катастрофе погибло более 1500 человек. спаслось около 500 человек. “Титаник" был, по мнению специалистов, непотопляемым судном, так как состоял из 16 отсеков, отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками. Даже одновременное заполнение водой четырех из них не приводило к гибели корабля. Айсберг при столкновении разрушил 5 отсеков.

Чрезвычайные ситуации на судах могут происходить также во время проведения на них ремонта.

Июнь 1980 г. - неосторожное обращение рабочих с огнем вызвало взрыв в трюме судна на северной судоверфи в г. Гданьске (Польша). Погибли 8 человек, были ранены 19 человек.
- 1 февраля 1994 г. - на крейсере “Адмирал Горшков", находившимся на ремонте в г. Мурманске, произошел прорыв паропровода. В результате 6 человек погибли. 3 были госпитализированы.

Причины некоторых морских катастроф до сих пор не разгаданы. Ежегодно в порты приписки не возвращаются 8-12 судов, бесследно исчезая в морских и океанских просторах.

Чрезвычайные ситуации на воде происходят и с маленькими судами. - 5 мая 1994 г. - в штате Тамилнад (Индия) перевернулась и затонула лодка. в которой совершали прогулку по озеру около 50 школьниц в возрасте от 9 до 12 лет. Удалось спасти только 6 девочек.

03.05.2013 15:43

Лента новостей

  • 16:24
  • 15:32
  • 14:23
  • 13:32
  • 20:02

Причинами аварийных ситуаций на воде всегда были: морская стихия, поломка техники и ошибочные действия человека.

К наиболее тяжелым последствиям при ЧС на водном транспорте можно отнести:

    взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов и пристаней;

    пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналив­ных судах, приводящие к тем же последствиям;

    разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории моря и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;

    огромный материальный ущерб морскому, речному и промысловому флоту.

Организация и оказание помощи терпящим бедствие судам отличаются исключитель­ной сложностью, затруднены розыск пораженных и оказание им медицинской помощи.

В результате морских катастроф ежегодно в мире погибает около 200 тыс. чел., из них 50 тыс. - непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тыс. погибает на спасательных средствах в условиях, не являющихся на самом деле чрезвычайны­ми. Остальные гибнут вместе с потерпевшими бедствие судами и кораблями.

В качестве примеров массовой гибели людей можно привести следующие ЧС на водном транспорте.

    В 1954 г. у берегов Японии затонул японский паром «Тойя мару», погибло 1172 пассажира.

    В 1986 г. при столкновении сухогруза «Петр Васев» с пассажирским лайнером «Адмирал Нахимов» вблизи Новороссийска погибло 423 пассажира.

    В 1987 г. у берегов Бельгии опрокинулся и затонул британский паром «Ге­ральд оф Фри Энтерпрайз», погибло 209 чел., пропало без вести 164, спасено 349 пассажиров.

    В 1994 г. в Балтийском море затонул паром «Эстония», вследствие чего погибло более 1000 чел.

Кроме «чисто» морских происшествий, имеют место промышленно-транспортные катастрофы с массовыми санитарными и колоссальными материальными потерями.

Так, в 1917 г. в порту Галифакс (Канада) пароход «Монблан» столкнулся с паро­ ходом «Имо». Вследствие этого столкновения «Монблан» взорвался, так как в его трю­ мах было 200 т тринитротолуола, 2300 т пикриновой кислоты, 35 т бензола, 10 т поро­хового хлопка. В результате трагедии погибло 1963 чел., более 2000 пропало без вести, город был практически уничтожен, 25 тыс. жителей остались без крова. Это был самый мощный взрыв в истории человечества до момента создания атомной бомбы.

На рейде Бомбея в 1942 г. взорвалось английское грузовое судно «Форт-Стайкин» с 300 т тринитротолуола и 1395 т боеприпасов на борту. В результате возникших двух гигантских волн было разбито и повреждено 50 крупных судов, загорелось 12 судов, погибло 1500 и ранено более 3000 чел.; практически сметены порт и часть города.

Любая ЧС на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и по­раженных, относительной скудостью спасательных средств и сил медицинской помо­щи, возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей. При этом возможными видами поражений могут быть: механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде, утопления. Обычно последствия катастроф оценивают по числу погибших и количеству раненых, хотя в число пострадавших входят также люди, перенесшие тяжелую психическую травму, и люди, на которых самым неблагоприятным образом сказались экстремальные усло­вия внешней среды в ЧС (низкая или высокая температура, ветер и др.).

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Оставление судна при аварии или кораблекрушении производится только по указанию капитана.

Он отдает такое распоряжение в следующих случаях:

    имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);

    судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затоплению, а остаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;

    происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию (оверкиль), а экипаж не имеет средств борьбы с обледенением, со смещением груза;

    по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;

    под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто; при этом судно не имеет хода или лишено возможности управляться и не может противодействовать стихии.

На крупных морских и речных судах все действия, связанные в самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы.

Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги:

    Выполняйте все требования членов команды;

    Наденьте как можно больше теплой одежды, возьмите документы и спасательный жилет;

    Быстро пройдите на шлюпочную палубу;

    Подготовьтесь к посадке в спасательное средство.

Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллективное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спассредство может спуститься один взрослый мужчина.

Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений - отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.

Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасательных шлюпках и надувных плотах, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.

Оставление судна прыжком в воду:

    Осмотрите место приводнения, вдохните и задержите дыхание;

    Подбородок поджать к груди, но голову сильно не наклонять;

    Одной рукой зажмите рот и нос, другой - оттяните вниз спасательный жилет (одежду);

    Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги слегка согнуть и напрячь;

    Выныривать с открытыми глазами и быстро отплывать в сторону от гибнущего судна.

При отсутствии спасательных средств , находясь в воде, подавайте сигналы свистком (если вы в жилете) или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. В спасательном жилете для этого сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 %.

Сроки выживания человека в воде в зависимости от ее температуры

Температура воды, о С*

Время до наступления (без спецодежды и

снаряжения)

Способ нахождения

Прогнозируемое время выживания, Ч, при температуре

сознания

Вероятная смерть

Плавание без спасательного жилета

Плавание в спасательном жилете

Нахождение в неподвижной позе в спасательном жилете

Нахождение в спасательном жилете (в положении сгруппировавшись)

Нахождение в воде группы в спасательных жилетах, тесно прижавшись друг к другу

Безопасно для жизни

При нахождении на спасательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла находитесь ближек другим пострадавшим, делайте физические упражнения.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду .

Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с приемом самой большой дозы вечером.

Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки (сигнальные ракеты) до момента, когда появится реальная возможность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Поручите подачу световых сигналов одному человеку.

Причинами аварийных ситуаций на воде всегда были: морская стихия, поломка техники и ошибочные действия человека.

К наиболее тяжелым последствиям при ЧС на водном транспорте можно отнести:

    взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов и пристаней;

    пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналив­ных судах, приводящие к тем же последствиям;

    разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории моря и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;

    огромный материальный ущерб морскому, речному и промысловому флоту.

Организация и оказание помощи терпящим бедствие судам отличаются исключитель­ной сложностью, затруднены розыск пораженных и оказание им медицинской помощи.

В результате морских катастроф ежегодно в мире погибает около 200 тыс. чел., из них 50 тыс. - непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тыс. погибает на спасательных средствах в условиях, не являющихся на самом деле чрезвычайны­ми. Остальные гибнут вместе с потерпевшими бедствие судами и кораблями.

В качестве примеров массовой гибели людей можно привести следующие ЧС на водном транспорте.

    В 1954 г. у берегов Японии затонул японский паром «Тойя мару», погибло 1172 пассажира.

    В 1986 г. при столкновении сухогруза «Петр Васев» с пассажирским лайнером «Адмирал Нахимов» вблизи Новороссийска погибло 423 пассажира.

    В 1987 г. у берегов Бельгии опрокинулся и затонул британский паром «Ге­ральд оф Фри Энтерпрайз», погибло 209 чел., пропало без вести 164, спасено 349 пассажиров.

    В 1994 г. в Балтийском море затонул паром «Эстония», вследствие чего погибло более 1000 чел.

Кроме «чисто» морских происшествий, имеют место промышленно-транспортные катастрофы с массовыми санитарными и колоссальными материальными потерями.

Так, в 1917 г. в порту Галифакс (Канада) пароход «Монблан» столкнулся с паро­ ходом «Имо». Вследствие этого столкновения «Монблан» взорвался, так как в его трю­ мах было 200 т тринитротолуола, 2300 т пикриновой кислоты, 35 т бензола, 10 т поро­хового хлопка. В результате трагедии погибло 1963 чел., более 2000 пропало без вести, город был практически уничтожен, 25 тыс. жителей остались без крова. Это был самый мощный взрыв в истории человечества до момента создания атомной бомбы.

На рейде Бомбея в 1942 г. взорвалось английское грузовое судно «Форт-Стайкин» с 300 т тринитротолуола и 1395 т боеприпасов на борту. В результате возникших двух гигантских волн было разбито и повреждено 50 крупных судов, загорелось 12 судов, погибло 1500 и ранено более 3000 чел.; практически сметены порт и часть города.

Любая ЧС на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и по­раженных, относительной скудостью спасательных средств и сил медицинской помо­щи, возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей. При этом возможными видами поражений могут быть: механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде, утопления. Обычно последствия катастроф оценивают по числу погибших и количеству раненых, хотя в число пострадавших входят также люди, перенесшие тяжелую психическую травму, и люди, на которых самым неблагоприятным образом сказались экстремальные усло­вия внешней среды в ЧС (низкая или высокая температура, ветер и др.).

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Оставление судна при аварии или кораблекрушении производится только по указанию капитана.

Он отдает такое распоряжение в следующих случаях:

    имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);

    судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затоплению, а остаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;

    происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию (оверкиль), а экипаж не имеет средств борьбы с обледенением, со смещением груза;

    по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;

    под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто; при этом судно не имеет хода или лишено возможности управляться и не может противодействовать стихии.

На крупных морских и речных судах все действия, связанные в самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы.

Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги:

    Выполняйте все требования членов команды;

    Наденьте как можно больше теплой одежды, возьмите документы и спасательный жилет;

    Быстро пройдите на шлюпочную палубу;

    Подготовьтесь к посадке в спасательное средство.

Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллективное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спассредство может спуститься один взрослый мужчина.

Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений - отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.

Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасательных шлюпках и надувных плотах, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.

Оставление судна прыжком в воду:

    Осмотрите место приводнения, вдохните и задержите дыхание;

    Подбородок поджать к груди, но голову сильно не наклонять;

    Одной рукой зажмите рот и нос, другой - оттяните вниз спасательный жилет (одежду);

    Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги слегка согнуть и напрячь;

    Выныривать с открытыми глазами и быстро отплывать в сторону от гибнущего судна.

При отсутствии спасательных средств , находясь в воде, подавайте сигналы свистком (если вы в жилете) или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. В спасательном жилете для этого сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 %.

Сроки выживания человека в воде в зависимости от ее температуры

Температура воды, о С*

Время до наступления (без спецодежды и

снаряжения)

Способ нахождения

Прогнозируемое время выживания, Ч, при температуре

сознания

Вероятная смерть

Плавание без спасательного жилета

Плавание в спасательном жилете

Нахождение в неподвижной позе в спасательном жилете

Нахождение в спасательном жилете (в положении сгруппировавшись)

Нахождение в воде группы в спасательных жилетах, тесно прижавшись друг к другу

Безопасно для жизни

При нахождении на спасательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла находитесь ближек другим пострадавшим, делайте физические упражнения.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду .

Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с приемом самой большой дозы вечером.

Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки (сигнальные ракеты) до момента, когда появится реальная возможность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Поручите подачу световых сигналов одному человеку.

авария транспорт дорожный происшествие

Водный транспорт - транспорт, использующий естественные и искусственные водоёмы. Основным транспортным средством является судно.

Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами. Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

Как пример катастрофы на водном транспорте можно привести крушение теплохода «Булгария». Двухпалубный теплоход «Булгария» затонул в Волге в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена. Крушение произошло из-за нарушения правил безопасности движения водного транспорта.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

Самый безопасный вид транспорта

Статистические данные и общественное мнение по этому вопросу очень различаются. Одно можно сказать точно: абсолютно безопасных видов транспорта не существует. Тем не менее многие опасения пассажиров перед использованием того или иного вида транспорта необоснованны. Согласно опросу, который в 2006 году провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), самолеты по уровню безопасности разместились на последнем месте, а железнодорожный транспорт попал на первое место. Положительную оценку ему дают 70% опрошенных, а "безусловно опасным" считают лишь 15%. Негативные отзывы получила авиация. 84% опрошенных считают, что такие путешествия опасны, а 33% - что очень опасны. Подобные оценки были и у водного транспорта: 44% воспринимают его как опасный способ передвижения и лишь 39% - как безопасный. А самый популярный вид транспорт - автомобильный - оценивается неоднозначно: 48% считают его безопасным, 50% - опасным. Статистика утверждает обратное. Самым безопасным считается самолет, после него идет водный и железнодорожный транспорт. А вот автомобили считаются самым опасным средством передвижения. Данные рассчитываются, исходя из количества пострадавших при использовании того или иного вида транспорта. В наибольшей безопасности мы ощущаем себя в железнодорожном транспорте. Но по статистике количество аварий намного выше, чем в авиации. Обычно они не такие массовые и получают меньший общественный резонанс. По подсчетам ICAO (Международная организация гражданской авиации - учреждение ООН, которое устанавливает международные нормы гражданской авиации), на миллион вылетов приходится одна катастрофа, чего не скажешь об автомобильных и других авариях. Но любая авиакатастрофа, даже самого маленького летательного аппарата, сразу же привлекает внимание СМИ. Это способствует формированию негативного мнения об авиации, как об очень опасном виде передвижения. Однако расследование авиакатастроф говорят о том, что они происходят из-за стечения редчайших обстоятельств, возможность возникновения которых минимальна. Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы погибнуть. Также ошибочным считается мнение о том, что в случае авиакатастрофы шансы выжить минимальны. Согласно результатам анализа 568 авиационных происшествий, произошедших в США с 1983 по 2000 годы, погибшие составляют лишь 5% от общего числа пассажиров, находящихся на борту. Согласно этой статистике, из 53 487 человек, попавших в авиакатастрофы, 51 207 остались в живых. В результате более подробного изучения 26 серьезных аварий, сопровождавшихся сильными ударами лайнеров о землю, их разламыванием на части и пожарами, выяснилось, что спаслось в этих катастрофах примерно 50% людей, находившихся на борту. Вероятность выживания команды пассажиров и пилотов увеличивается, если самолет совершает аварийное приводнение, даже если и не рассчитан на подобные меры. Специалисты утверждают, что приводнение увеличивает шансы выживания людей на 50%. В 2012 году в российских авиакатастрофах погибло всего 57 человек. На фоне статистики авиакатстоф, не очень радужной выглядит статистика аварийности на дорогах. Только в Российской Федерации за 2012 год произошло 203 597 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 27 991 человека, а 258 618 получили ранения (официальная статистика ГИБДД). Конечно, если брать за основу количество пройденных километров, то самым безопасным видом транспорта можно смело считать космический. За всю историю развития только 3 космических корабля не долетело до земли (2 у американцев и 1 у нас). Кстати, космический туризм, не смотря на свою стоимость, приобретает всю большую популярность, а число желающих посетить космос постоянно растет.



Просмотров