7 конституций франции. Действующая Конституция Франции (характеристика). Раздел XVI. О пересмотре Конституции

Президент Франции (конституционный статус, личные полномочия, полномочия, требующие контрассигнатуры, акты).

Парламент (Национальное собрание и Сенат, порядок формирования, структура, особенности компетенции).

Основные принципы построения механизма государственной власти во Франции.

Политические партии и партийная система во Франции.

Основы конституционно-правового статуса личности.

Конституция Франции 1958 года (подготовка и принятие, структура, основные черты, особенности, конституционный контроль).

Тема 14. Основы конституционного права Франции

7. Правительство Франции (Совет Министров, состав, порядок формирования, деятельности, полномочия, акты).

Франция – это государство внесшее один из самых значительных вкладов в развитие конституционализма в мире. С конца XVIII века по конец XX века во Франции сменилось 4 республики, 4 монархии, в том числе 2 империи. Принято около 20 различных конституций, конституционных хартий и конституционных законов.

1.1. Процесс подготовки и принятия Конституции Франции 1958 г

Проект Конституции Франции был разработан Правительством и Конституционным консультативным комитетом, который состоял на 2/3 из парламентариев и на 1/3 из членов правительства. Этот порядок пресек существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки проекта Конституции избранным народом учредительным собранием. Проект Конституции был вынесен на референдум и одобрен подавляющим числом голосов.

1.2. Структура и основные черты Конституции

Первоначальная редакция Конституции состояла из 92 статей, сведенных в 15 разделов и краткой преамбулы, в которой заявлялось о приверженности французского народа правам человека и принципам национального суверенитета в том виде, как они были определены в Декларации прав человека и гражданина 1789 года и дополнены в Преамбуле к Конституции 1946 года.

Таким образом, Конституция 1958 года состоит из трех текстов: Основного закона, принятого в 1958 г., Декларации 1789 г. и Преамбулы к Конституции 1946 года.

Основная масса статей конституционного текста 1958 г. посвящена организации публичной власти во Франции. Достаточно подробно урегулирован статус и полномочия Президента Республики, место и роль Правительства и характер его взаимоотношений с Парламентом. Конституция содержит развернутые положения, относящиеся к организации законодательной власти, статусу Конституционного совета, содержатся нормы, закрепляющие независимость судебной власти, а также организацию самоуправления на местах.


В первой же статье Конституции устанавливается, что Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой. Причем, налагается запрет на пересмотр республиканской формы правления. По форме правления Франция полупрезидентская республика, по форме государственно-территориального устройства – сложное унитарное государство, поскольку Корсика – это политическая автономия, а Новая Каледония – ассоциированная с Францией территория. Конституция провозгласила принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также установила основной принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» и подтвердила девиз республики: «Свобода, Равенство, Братство». Определены также основные условия для создания политических партий и их роль.

Конституция подтверждает верховенство основных прав и свобод, признавая за ними значение общих принципов права. Установлено также, что договоры и соглашения, ратифицированные Францией имеют приоритет над внутренним законодательством.

Конституция 1958 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества. Кроме одной статьи о партиях в ней нет положений о политической системе, нет также раздела о правовом статусе личности. Эти пробелы восполняются в определенной мере Декларацией 1789 г. и Преамбулой к Конституции 1946 г. Специфика французской Конституции заключается также в том, что она устанавливает доминирующее положение исполнительной ветви власти. В ней содержатся редко встречающиеся в демократических странах нормы, которые устанавливают определенные рамки законодательной деятельности Парламента, за пределами которых исполнительная власть издает акты, имеющие силу закона. Президент наделяется очень большими полномочиями. Это дает основания утверждать, что в данной Конституции прослеживаются авторитарные тенденции.

1.3. Конституционный контроль

В целях осуществления правовой охраны Конституции в ее VII разделе предусмотрено создание квазисудебного органа конституционного контроля – Конституционного совета, 9 членов которого в равной пропорции назначаются Президентом, председателем Сената и председателем Национального собрания. Полномочия членов совета длятся 9 лет, без назначения на 2-ой срок. В его состав пожизненно входят бывшие президенты Республики. Конституционный совет не имеет права принимать к рассмотрению вопрос о конституционализации закона, вступившего в законную силу, и поэтому осуществляется предварительный контроль за соответствием законопроектов и законопредложений Конституции. С запросами в Конституционный совет могут обращаться: Президент Республики, председатель Правительства, председатели палат Парламента, группы парламентариев не менее 60 человек. Все органические законы и Регламенты палат Парламента подлежат обязательному рассмотрению Конституционным советом. Последующий конституционный контроль допускается с 1990 года только по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушения законом их конституционных прав, но только после рассмотрения этих жалоб в суде или Государственном совете.

Государственный совет также является квазисудебным органом конституционного контроля, но только в отношении актов регламентарной власти, которые издаются Президентом и Правительством. Этот орган, назначаемый Президентом, дает также заключения правительству о соответствии его актов закону. Государственный совет Франции является одновременно высшим административным судом страны.

1.4. Порядок пересмотра конституции

Конституция Франции по способу ее изменения является «особо жесткой», так как для ее пересмотра требуется проведение двух этапов: 1) принятие поправок; 2) их ратификации. Согласно ст. 89 инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента. Проект пересмотра сначала должен быть одобрен в каждой из палат Парламента абсолютным большинством голосов в идентичной редакции. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, осуществляемая двумя способами: 1) на референдуме; 2) на заседании Конгресса, где собираются совместно обе палаты парламента. Здесь необходимо квалифицированное большинство голосов в 3/5. Право выбирать способ ратификации принадлежит Президенту. Для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не парламентарии. Большинство поправок к Конституции были ратифицированы именно Конгрессом.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРАНЦИИ

Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое государство, ее население равно населению Великобритании (58 млн. человек в 1997 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е - по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).

Конституция Франции

Структура конституции. Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов:

· Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел);

· преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности);

Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь - договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему: краткая преамбула, 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени Декларации 1789 г.

Подготовка и принятие конституции 1958 г. Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего с борьбой Алжира за освобождение от колониальной зависимости. В этих условиях президент де Голль, который во время второй мировой войны руководил вооруженной борьбой французского народа против фашистских оккупантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парламент специальным законом, возглавил разработку новой конституции взамен конституции 1946 г. Делегируя ему эти полномочия, парламент оговорил ряд условий, касающихся содержания новой конституции:

ü парламент участвует в ее разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохраняется принцип разделения властей;

ü правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование и др.

Проект конституции был обсужден в Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие на референдуме был использован впервые во Франции (все предшествующие конституции принимались парламентами).

Основные черты, конституции:

Конституция 1958 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества;

в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях);

нет раздела о правовом статусе личности;

отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан), некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности);

в Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г. перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на образование, здравоохранение и др.).

Конституция 1958 г. в основном peгyлиpyeт взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, и юридически ликвидировано реформой конституции в 1995 г.);

Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще в XVIII в. во время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра;

в конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

По форме правления Франция - полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме территориально-политического устройства - сложное унитарное государство (Корсика - политическая автономия, Новая Каледония - ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.

Изменение конституции. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, решает президент.

Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента.

Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других. Последние существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных положениях.

Конституционный контроль. Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами - Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй - акты органов исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета - все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете - в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

Первая конституция Франции была принята в 1791 году. Потом в этом государстве ещё не раз утверждался новый основной закон. Всего со времени Великой французской революции в стране существовало 17 конституций. На смену законодательства влияли как внутренние, так и внешние факторы. К примеру, конституция Франции 1848 г. была принята в результате революции, произошедшей в том же году. На принятие одного из последних основных законов названной страны повлияла Вторая мировая война. Так, сразу же после её завершения была провозглашена конституция Франции 1946 г. Но в данной статье речь пойдет об особенностях современного основного закона страны.

Современная конституция Франции действует с 1958 года. На её создание оказали значительное влияние принципы, которые Шарль де Голль сформулировал в своей знаменитой речи в Бейё в 1956 году. Не меньше на основной закон Франции повлиял и Мишель Дебре (французский премьер-министр).

В преамбуле описываемого документа можно найти ссылки на 1789 года и вступление к конституции 1946 года. Позднее в французском основном законе нашла отображение и Декларация об окружающей среде (2004 г.). Конституция Франции 1958 г. состоит из 15 разделов, которые разбиты на 93 статьи. Правда, во французском основном законе отсутствует глава о правах и свободах. В основном действующая конституция Франции состоит из статей, касающихся политических институтов. Упомянем некоторые из них:

Статья 1. Она традиционно упоминает, что Франция является демократической и социальной республикой. Стоит отметить, что, согласно названной статье, Франция является Поэтому при работе над конституцией ЕС французский премьер-министр выступил против упоминания в её тексте о христианстве. Также отмечается, что все французы равны перед законом, независимо от любых факторов.

Статья 2. Здесь указывается, что официальный язык страны - это французский. Кроме того, описана государственная символика.

Статьи 5 и 6 описывают функции президента и подчёркивают, что он избирается на 5 лет (до этого президентский срок составлял 7 лет). Конституция Франции наделяет президента весьма значительными полномочиями. Поэтому ещё во времена Шарля де Голля звучало много утверждений о том, что в стране установлен режим личной власти. Тем не менее, функционирование конституционного механизма показало, что Франция строится на и на достаточном контроле над исполнительной властью.

Статья 8. В ней упоминается, что французский премьер-министр должен назначаться президентом.

Статья 12. Данная статья описывает процедуру роспуска парламента, которую может осуществить президент.

За время своего существования французская конституция перетерпела не одну поправку. Так, в 1999 г. были внесены нормы о А в 2007 году во Франции был введена поправка в 66-ю статью. Она утвердила запрет на смертную казнь. Стоит отметить, что Франция стала последней страной в ЕС, где на уровне конституции была запрещена высшая мера наказания.

Введение 2

Глава 2. Действующая Конституция Франции (характеристика). 5

Глава 3. Конституция Франции о формах государственного устройства. 10

3.1. Конституционно-правовой статус. 10

3.2. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства. 15

Заключение 17

Список литературы 18

Введение

Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание историков, юристов, политиков. Она принадлежит к числу государств, внесших особый вклад в развитие конституционно- правовой теории и практики. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета" 1 , заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.

Данная тема актуальна, так как Конституция, исполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

Целью работы является анализ конституции Французской республики, для решения цели необходимо решить ряд задач, что по сути и будет являться содержанием нашей работы.

В данной контрольной работе были использованы учебники под редакцией В.В. Маклакова, М.В. Баглая, В.Е. Чиркина, а также периодическая литература.

Франция является демократической страной, а опыт становления демократии особенно важен для современной России.

Глава 1. История принятия Конституции Франции.

После Второй мировой войны в 1946 г. Франция получила самую демократическую в своей истории Конституцию, однако эта Конституция не смогла гарантировать политическую ста­бильность в стране. Путч в Алжире, бывшем тогда француз­ским владением, и угроза гражданской войны в самой метро­полии повлекли принятие 1 июня 1958 г. закона о наделении генерала де Голля полномочиями по выработке новой Консти­туции. Предусматривалось, что выработанный Правительством проект Конституции по получении заключения Государственно­го совета будет вынесен на референдум и после промульгации Президентом республики вступит в силу через восемь дней после его принятия. Одновременно Конституционным законом от 3 июня 1958 г. образовывался Консультативный комитет, который должен был включить членов обеих парламентских палат: нижней - Национального собрания и верхней - Совета республики. Общая доля парламентариев в комитете должна была составлять 2/3 членов. В соответствии с декретом от 16 июля 1958 г. о Конституционном консультативном комитете он включал 16 членов, назначавшихся комиссией всеобщего голосования Национального собрания, и 10 членов, назначав­шихся аналогичной комиссией Совета республики, а 13 членов подбирались Правительством из числа «компетентных лиц» и назначались его декретом. Названный Комитет должен был рассматривать подготовленный Правительством проект с точки зрения условий, установленных для Конституции законом от 3 июня 1958 г. Эти условия по существу состояли в следующем. Всеобщее голосование должно было оставаться источником власти, а законодательная и исполнительная власть - быть производными от такого голосования. Обе эти ветви власти должны были быть разделены, а судебная власть - сохранять независимость, чтобы обеспечивать соблюдение прав и свобод, содер­жащихся в преамбуле Конституции 1946 г. и в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Правительство должно было нести ответственность перед Парламентом. Наконец, Конституция до­лжна была организовать отношения Франции с народами ее колоний.

Делегированный способ создания Конституции противоречил прежним французским традициям: ранее все республиканские конституции разрабатывались выборными учреждениями.

Подготовленный сотрудниками Шарля де Голля проект Кон­ституции после обсуждения в Консультативном комитете и в Со­вете министров был вынесен на референдум и одобрен 28 октября 1958г.

Так в истории Франции начался период, именуемый Пятой республикой. Конституция 1958 г. стала 17-й с 1789 г. и оформила 22-й по счету политический режим в стране.

Глава 2. Действующая Конституция Франции (характеристика).

Конституцией Франции обычно считает­ся основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Дек­ларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Вели­кой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах пра­вового статуса личности, в связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических ре­форм и о некоторых социально-экономических правах личности); кон­ституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два доку­мента и которая прежде всего регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (те­перь - договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагаю­щие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и про­страннее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содер­жится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.).

Конституция 1958 г. в отличие, на­пример, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положе­ний о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения соци­ально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан), некоторые экономические, политические и социальные принципы назва­ны в преамбуле конституции 1946 г. (обращение в коллективную собст­венность объектов, которые приобретают характер национальных обще­ственных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности). В Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г. перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на образование, здраво­охранение и др.) 2 .

Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpyeт взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически ликвидировано реформой конституции в 1995 г.). Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще в XVIII в. во время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания политических пар­тий и их роль, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено соотно­шение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законо­дательством при условии взаимности. В соответствии с принципом вза­имности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

По форме правления Франция - полупрезидентская, полупарламен­тарная республика, по форме территориально-политического устройст­ва - сложное унитарное государство (Корсика - политическая автоно­мия, Новая Каледония - ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.

Конституция 1958 г. «жесткая», ее изме­нение проходит в две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентич­ной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, рефе­рендум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от об­щего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения при­менить, решает президент.

Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента.

Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный ха­рактер, кроме расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других. Последние существенные поправки внесены конгрес­сом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии парламен­та один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных положениях 3 .

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами - Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй - акты органов исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат не возобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года об­новляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного сове­та - все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должнос­тей. Принимает решения о конституционности регламентов палат парла­мента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возмож­ности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его резуль­таты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблю­дением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлага­ется рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент рес­публики, председатель правительства, председатели обеих палат парла­мента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательно­го процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и за­крытый.

Действующая Конституция Франции (характеристика).

Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи, с чем в Конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы Конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после Второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности); Конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая, прежде всего, регулирует отношения между высшими органами государства.

Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем, отдельные французские юристы включают их в "конституционный блок".

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее Конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 "О Сообществе" и 17 "Переходные постановления" отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени Декларации 1789 г.

Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного, прежде всего, с борьбой Алжира за независимость. В этих условиях Президент Шарль де Голль, который во время второй мировой войны руководил вооруженной борьбой французского народа против фашистских оккупантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил Парламент специальным законом, возглавил разработку новой Конституции взамен Конституции 1946 г. Делегируя ему эти полномочия, Парламент оговорил ряд условий, касающихся содержания новой Конституции: Парламент участвует в ее разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохраняется принцип разделения властей; правительство ответственно перед Парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование и др. Проект Конституции был вынесен на рассмотрение в Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки Конституции и ее принятие на референдуме были новым явлением во Франции - все предшествующие Конституции принимались Парламентом.

Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской Конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан), некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности). В Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г. перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на образование, здравоохранение и др.).

Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном регулирует взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, юридически ликвидировано реформой Конституции в 1995 г.). Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: "Свобода, равенство и братство", возникший еще в XVIII в. во время революции, провозгласила принцип республики: "Правление народа, по воле народа и для народа" (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

По форме правления Франция - президентско-парламентская республика, по форме территориально-политического устройства - сложное унитарное государство (Корсика - политическая автономия, Новая Каледония - ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.

Конституция 1958 г. "жесткая", ее изменение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать "за", "против" или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, решает Президент.

Право предлагать поправки к Конституции принадлежит Президенту, который должен делать это по предложению Правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам Парламента.

Референдум для изменения Конституции проходил в 1962 г., когда во Франции был изменен способ избрания Президента, и в 1992 г., когда в Конституцию был включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. конституция право политика

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами - Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов Парламента, второй - акты органов исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, Председателем сената (верхней палаты парламента) и Председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат не возобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета - все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам не избираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам Президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста Президента, с ним должен консультироваться Президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами Президент республики, Председатель Правительства, Председатели обеих палат Парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Государственный совет назначается Президентом и дает заключения Правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты исполнительной и законодательной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.



Просмотров