§4. Закономерности процессов памяти, условия успешного запоминания и воспроизведения. Что нужно знать и помнить о запоминании информации? Условия успешного запоминания в психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Обзор психологической литературы по проблеме памяти

1.1 Взгляды известных психологов на природу памяти

1.2 Виды памяти

1.3 Непроизвольное запоминание и условия его продуктивности

Вывод по главе 1

Глава 2. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности

2.1 Организация Эмпирического исследования

2.2 Обработка данных и анализ результатов эмпирического исследования

Заключение

Библиографический список

Приложение

В в едение

Память - одно из важнейших свойств человеческой жизни. Ведь если бы не было памяти, все, что происходит в нашей жизни, все события, и хорошие и плохие, проходили бы сквозь нас, не оставляя следа, а, значит, не давая нам опыта. Именно память позволяет нам развиваться, в каком-то смысле память - основа всякого познавательного процесса. Человек, потерявший память, в прямом смысле слова теряет часть самого себя, часть своей личности.

Проблема памяти обсуждалась еще философам Древней Греции, например Платон в своем сочинении «Теэтет», сравнивал человеческую память с восковой табличкой, на которой остается оттиск от всего, что мы чувствуем, видим, переживаем, от всего, что хотим запомнить.

В средние века уже философ Августин в своей «Исповеди» сравнивал память с палатами дворца, наполненными сокровищами воспоминаний, а органы чувств (нос, рот, глаза и т.д.) называл дверями этого дворца, через которые сокровища попадают в свои палаты, где хранятся, иногда неосознанно, пока однажды ты не пожелаешь на них посмотреть.

В ХХ веке Зигмунд Фрейд сравнивал память с «вечным блокнотом», аппаратом, в то время ставшим своеобразной новинкой, сегодня же являющимся скорее детской игрушкой, где с помощью палочки можно писать любую информацию, а потом легко ее стирать. Поверхность снова чиста и готова принять новую информацию, но на внутренней части блокнота остается оттиск написанного.

Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Г. Эббингауз стоял на позициях ассоцианизма, память он понимал, как образование ассоциаций. П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека, считая, что память могла возникнуть только в человеческом обществе. Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие ученые как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов.

Проблема памяти до сих пор не до конца изучена, и, несомненно, остается актуальной и в наше время. Лично для меня особый интерес представляет непроизвольное запоминание, по моему мнению, изучению этого вида памяти уделялось незаслуженно мало внимания, по сравнению с другими видами памяти.

Цель: исследовать условия продуктивности непроизвольного запоминания.

Объект: Память и ее виды.

Предмет: условия продуктивности непроизвольного запоминания.

1. Проанализировать основные научные подходы и направления в области разработки проблем памяти.

2. Рассмотреть и охарактеризовать основные виды памяти.

3. Выявить условия продуктивности непроизвольного запоминания.

память непроизвольный запоминание продуктивность

Глава 1. Обзор психологической литературы по проблеме памяти

1.1 Взгляды известных психологов на природу памяти

Па мять -- одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях окружающего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Очень точно, но в то же время очень поэтично о памяти говорил советский психолог С.Л Рубинштейн: «Без памяти мы бы были существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической деятельности, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть»

Современные исследования в области памяти рассматривают её с различных точек зрения и на основе разных подходов. Самое широкое распространение получили ассоциативные теории памяти. Согласно этим теориям, предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению русского учёного И.М. Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних из них влечёт за собой воспроизводство и других, что объясняется объективными реальными связями явлений и предметов. Под их воздействием появляются временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологической науке такие связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отражений предметов и явлений (так, например, ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (по сходству), третьи отражают противоположность (по контрасту), четвёртые - причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности). Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций впервые было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно И.П. Павлову, ассоциации представляют собой не что иное, как временную связь, которая возникает в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

Анализируя процессы памяти, У. Джеймс также отмечал их ассоциативную природу. Под памятью У. Джеймс понимает знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно перестало непосредственно сознаваться нами, т.е. память есть знание о событии или факте, о котором человек в данный момент не думает и который им осознаётся как явление прошлого. Причиной запоминания и припоминания, по У. Джеймсу, служит закон приучения в нервной системе, который играет такую же роль, как и при ассоциации идей . Основываясь на этой же ассоциативной теории У. Джеймс объясняет и условия развития хорошей памяти, связывая с ней умение образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который человек желает удержать в памяти.

Не потеряли актуальности и в наше время мысли У. Джеймса о развитии памяти человека. Особенно любопытны его мысли о подготовке к экзаменам. Он отмечает, что «метод зазубривания» не оправдывает себя, т.к. при его помощи в уме человека не создаются прочные ассоциации с другими объектами. Мысли и знания, приобретённые путём простого зубрения, неизбежно забываются. Согласно его рекомендациям, умственный материал, которые приобретается памятью, должен набираться в связи с различными контекстами, освещаться с разных точек зрения и связываться ассоциациями с другими внешними событиями, при этом неоднократно подвергаться обсуждению. Только таким образом воспринимаемый материал сможет образовать такую систему, в рамках которой он вступит в связи с другими элементами интеллекта и надолго останется в памяти .

Исследования памяти в рамках нейронных и биохимических теорий . Самой распространённой гипотезой о физиологических процессах, лежащих в основе запоминания, была гипотеза Д.О. Хебба (1949 г.). Его гипотеза строилась на двух процесса памяти - кратковременном и долговременном. Полагалось, что механизмом кратковременного процесса памяти является реверберация (циркуляция) электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов. Долговременное же хранение основано на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. Таким образом, память переходит из кратковременной формы в долговременную посредством процесса консолидации, который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Следовательно, кратковременный процесс, который продолжается не менее нескольких десятков секунд реверберации, предполагается необходимым для долгосрочного хранения.

В 1964 г. Г. Хиденом была выдвинута гипотеза о роли РНК в процессах памяти. Поскольку ДНК содержит генетическую память для каждого индивидуального организма, Хиден предложил теорию, что она или РНК может также передавать и приобретённый опыт. В настоящее время уже доказано, что обучение действительно оказывает влияние на РНК.

Ещё одной группой исследований памяти являются социально-генетические . Так, П. Жане в своей работе «Эволюция памяти и понятия времени» (1928) рассматривает психологические механизмы памяти и выделяет ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества. Жане выделяет такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти) . Каждая из отмеченных П. Жане форм памяти возникает из нужд общения и сотрудничества людей, именно этому обстоятельству он придаёт главную роль в появлении и развитии памяти человека, которая, по его мнению, необходима лишь общественному человеку.

Социальную теорию памяти переняли советские психологи. Идея социальной природы памяти получила дальнейшее развитие в трудах Л.С. Выгодского и А.Р. Лурия. В 1930 г. Эти ученые выпустили работу «Этюды по истории поведения», в которой авторы проанализировали эволюции архаической памяти и сравнили данные фило- и онтогенеза памяти. Выгодский и Лурия указывают на такие особенности памяти первобытного человека: её необычайную буквальность, фотографичность, комплексный характер и др. Однако авторы сделали общие выводы, что архаический человек пользуется памятью, но не господствует над ней, примитивная память носит стихийный и неуправляемый характер. Также учёные выделили важнейший момент, определивший коренное изменение её функционирования . Основу такого изменения составляет переход от использования и употребления предметов в качестве средств памяти к созданию и использованию искусственных знаний как орудий запоминания.

Также интересна работа А.Р.Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» , где автор рассматривает основные формы и приемы памяти. Автор написал эту книгу на основе 30-летнего наблюдения за человеком с феноменальной памятью. Анализируя процессы воспроизведения того, что запоминалось испытуемым, А.Р. Лурия рассуждает о том, что, возможно, процесс удержания материала не исчерпывался у того простым сохранением непосредственных зрительных следов, что в него вмешиваются дополнительные элементы, которые говорят у него о высоком развитии синестезии. Значение таких синестезических способностей в процессах запоминания и воспроизведения, делает выводы А.Р. Лурия, состоит в том, что они создавали как бы фон для каждого запоминания, неся при этом «избыточную» информацию и обеспечивая точность запоминания .

А.Н. Леонтьев в своей книге «Развитие памяти» (1931) анализирует природу высшей формы памяти в связи с историческим развитием человеческой деятельности. Учёный предостерегает от натуралистического подхода к проблеме памяти, он говорит о том, что в основе запоминания не могут лежать те же самые процессы, которые образуют и механизмы навыков и ссылки на общую физиологическую природу высшей памяти не помогут в объяснении .

Интересными являются взгляды на природу памяти, её процессыи свойства австрийского врача и психолога, основоположника психоанализа З. Фрейда. Он рассматривал и анализировал проблемы памяти на своём обширном эмпирическом материале, взятом из обыденной, повседневной жизни. Все эти свои наблюдения он поместил в работе «Психопатология обыденной жизни» (1904). Интересными являются взгляды Фрейда на такое свойство человеческой памяти, как забывание. По З. Фрейду забывание представляет собой самопроизвольный процесс, который можно считать протекающим на протяжении определённого времени. На основе своих данных он приводит множество примеров о различных видах забывания - о забывании впечатлений, намерений, знаний. Так, например, рассуждая о забывании каких-то тягостных мыслей и впечатлений, он отмечает, что даже у здоровых и неподверженных неврозу людей, воспоминания о тягостных мыслях наталкиваются на определенное препятствие .

Работа В.Я. Ляудис «Память в процессе развития» посвящена сравнительно-генетическому изучению развитых и элементарных форм памяти человека. Ученый выясняет функции форм памяти человека на конкретном экспериментальном материале и раскрывает условия развития процессов произвольного запоминания, припоминания.

В рамках данной работы, конечно, невозможно проанализировать взгляды всех известных учёных на проблему памяти, однако те взгляды, которые здесь представлены, могут, по моему мнению раскрыть её основные характеристики и пролить свет на функционирование её основных процессов.

1.2 Виды памяти

Так как память включена во все разнообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразны. Разные формы проявления мнемической деятельности выделяют в соответствии с тремя основными критериями.

1. По характеру активности, преобладающей в деятельности, память делят на:

· двигательную,

· эмоциональную,

· образную

· словесно-логическую

Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и иных видах деятельности человека.

Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Образная память различается в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой типы памяти. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей, то три остальные типы памяти являются скорее профессиональными типами.

2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.

Непроизвольное (пассивное) запоминание - процесс, который происходит естественным образом, без заданной заранее цели, без участия сознания, без применения специальных методов запоминания и интеллектуальных усилий.

Произвольное (активное) запоминание - процесс, который происходит благодаря усилию воли, с определенной целью, осознанно, с применением специальных методов запоминания.

3. По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную и долговременную.

Кратковременная память основана на автономном распаде следов. Долговременная память базируется на необратимых, не подлежащих распаду следах, которым свойственна ассоциативность и чувственность к интерференции (т.е. смешению следов). Развитие теории памяти и требования практики привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Разные виды памяти, выделенные в соответствии с различными критериями, находятся в органическом единстве. Например, словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память, по большому счету, представляет собой две стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти.

1.3 Непроизвольное запоминание и условия его продуктивности

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, то есть запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: явления, окружающие предметы, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и тому подобное, хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его потребностями и интересами, с целями и задачами его деятельности.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ (англ. involuntary memorizing ) -- процесс запоминания , протекающий на фоне (в контексте) деятельности, направленной на решение немнемических задач. Это продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, взаимообусловленный особенностями деятельности субъекта. Продуктивность непроизвольного запоминания зависит от цели объекта деятельности человека, от того, какими средствами достигается эта цель и какими мотивами она побуждается. Исходя из результатов исследования П. И. Зинченко (1961), для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место , которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения данной цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается настолько лучше, насколько более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий эмоции и интерес. При высокой степени интеллектуальной активности в процессе выполнения деятельности, в итоге которой осуществляется непроизвольное запоминание, оно может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Непроизвольное запоминание -- ранняя генетическая форма памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее способов и средств, оно предшествует формированию произвольной памяти.
Операциональный состав непроизвольного запоминания изучен недостаточно. Исследования Г. К. Середы, выполненные на материале учебной деятельности учащихся начальных классов, позволили установить систему операций, реализация которых приводит к образованию непроизвольного мнемического эффекта. Автор показал, что необходимо формировать не отдельные, изолированные действия, а создавать определенную систему этих действий. Главное условие такой системы -- включение результата предшествующего действия в последующее в качестве способа достижения цели последнего.

Также мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек полностью поглощён решением определенной задачи, то при прерывании его деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до завершения. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности (квазипотребности). Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек прекращает стремиться к выполнению действия. Однако, если действие не завершено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно сохраняться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследовали Б. В. Зейгарник и Г. В. Биренбаум в рамках теоретического направления школы К. Левина.

Основной методический прием для изучения непроизвольного запоминания состоит в том, что испытуемому предлагается выполнить какую-либо деятельность, а затем, после известной паузы, он опрашивается о том, что сохранилось у него в памяти из проделанной работы или полученных впечатлений. (Т. П. Зинченко.)

Вот как говорил о важности непроизвольного внимания известный советский ученый П.И. Зинченко: «В зарубежной психологии такое запоминание получило название «случайного»…большой ошибкой многих зарубежных психологов было то, что таким случайным запоминанием они пытались исчерпать все непроизвольное запоминание. В связи с этим оно получило преимущественно отрицательную характеристику. Но случайное запоминание составляет лишь одну, причем не основную, форму непроизвольного запоминания. Целенаправленная деятельность занимает основное место в жизни…человека… поэтому непроизвольное запоминание, являющееся продуктом такой деятельности, и является основной, наиболее жизненно значимой его формой».

Выводы по первой главе

Попробуем подвести основные итоги по первой главе данной работы. Проблема памяти в наше время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Самое большое распространение получили ассоциативные теории памяти, по которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти не отдельно друг от друга, а в связи друг с другом. В русле биохимических и нейронных процессов наиболее распространённой была гипотеза Д.О. Хебба о кратковременном и долговременном процессах памяти. В рамках социально-генетической теории психологические механизмы памяти изучаются в ключе их социальной обусловленности ситуацией сотрудничества. В советской психологической школе проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Работы этих и других учёных являются актуальными и до сих пор, а результаты их исследований могут стать основой новых психологических исследований по вопросам памяти.

В современных психологических исследованиях память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В основе классификации памяти лежат следующие критерии - объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации в памяти. Основные виды памяти, которые выделяются на основе этих критериев, представлены в приложении.

Глава 2. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности

2.1 Организация Эмпирического исследования

Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. К примеру, А.А. Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемым пары фраз, на которых они должны были выводить определённые орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день испытуемым предлагалось воспроизвести те фразы, которыми они пользовались накануне. Опыты показали, что собственные фразы запоминались гораздо лучше предложенных экспериментатором.

Методика И.П. Зинченко направлена на изучение влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания. Для этого он предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. При выполнении обеих этих задач предметы числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда во втором), они запоминались продуктивнее, чем, когда служили фоновыми раздражителями. Однако и в этом случае (когда объекты выступали в качестве фонового раздражителя) запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она и проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций.

В данном исследовании приняла участие группа студентов 2-го курса (15 человек), в возрасте от 18 до 23 лет, 70% девушки, 30% молодые люди. Исследование проводилось в групповой форме, в дневное время, в течение учебного дня, в помещении аудитории. Состояние здоровья всех испытуемых нормальное. Испытуемые были настроены положительно, с энтузиазмом и интересом.

Так как непроизвольное запоминание представляет собой процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач , то, прежде чем проводить исследование непосредственно непроизвольного запоминания, необходимо провести какой-либо опыт, направленный на решение немнемических задач. В данной работе в качестве такового использовалась методика «Прием информации» .

Опыт 1 «Прием информации»

Ход работы: Испытуемым выдаются листки бумаги. Экспериментатор дает следующие инструкции: «Сейчас вам будут зачитаны слова, которые необходимо распределить в 5 колонок: химические элементы, человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир. Будьте внимательны, действуйте быстро и четко». Далее экспериментатор зачитывает в быстром темпе 32 слова:

Натрий Кошка Диван Верба Тревога Водород Хорек Кресло Восторг Черемуха Ель Серебро Сервант Рысь Любовь Гелий Медведь Лев Стол Тополь Усталость Дуб Каштан Аргон Воробей Железо Клен Медь Сазан Береза Соболь Радий

Испытуемые (вся группа), должна эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку.

После выполнения задания испытуемые считают количество слов, которые они успели записать.

Интерпретация результатов :

Если количество слов равно :

· 32 - прием информации эффективен,

· 31-29 - посредственный прием,

· ниже 28 - прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

По завершении данной работы экспериментатор собирает результаты работ, отвлекает внимание испытуемых обсуждением какой-либо проблемы минут на 5-10 (в данном случае обсуждалось, с какими проблемами столкнулись испытуемые при выполнении задания, что было основной проблемой, успеть сориентироваться или успеть написать слово).

Ход работы: После небольшой паузы (5-10 минут) испытуемым предлагается вспомнить и записать в любом порядке слова, которые они классифицировали. На воспоминание отводится 5-7 минут, затем результаты работы собираются, подсчитывается количество воспроизведенных слов (П), проверяется их правильность, определяется число сфантазированных слов (М) и вычисляется показатель непроизвольной памяти:

НП=(П-М):32Х100%

Интерпретация результатов :

НП=70% - очень высокий уровень непроизвольного запоминания

НП=51 - 69% - высокий, выше среднего уровень развития непроизвольного запоминания

НП=41 - 50% - хорошая, средняя норма для взрослого человека

НП=31-40% - посредственная норма для взрослого человека

НП=15 - 30% - низкий уровень непроизвольного запоминания, ниже среднего

НП=10% и ниже - дефект памяти

2.2 Обработка данных и анализ результатов эмпирического исследования

1) Были обработаны результаты исследования по методике «Прием информации» и получены следующие данные.

Из 15 человек, принявших участие в исследовании:

· 8 из испытуемых записали 32 слова

· 4 из испытуемых записали 31-29 слов

· 3 из испытуемых записали 28 и меньше слов

Таким образом, можно сделать вывод, что у 53% испытуемых прием информации эффективен, у 27% - прием информации на среднем уровне и у 20% - прием информации затруднен.

Можно также сделать предположение о том, что в учебном процессе испытуемым с низкими показателями сложно сориентироваться с начитываемым материалом, они часто переспрашивают и уточняют у преподавателя о только что продиктованном. Возможно, для оптимизации учебного процесса, целесообразным было бы в данной группе снизить темп начитки материала.

2) Результаты исследования по методике «Непроизвольная память» представлены в таблице 1, где П - количество воспроизведенных слов, М - количество придуманных слов, НП - показатель непроизвольной памяти.

Таблица 1

НП=(П-М):32Х100%

Из данных, представленных в таблице 1 таблицы, ясно, что:

· 5 из испытуемых (33%) показали уровень развития непроизвольного внимания выше среднего

· 3 из испытуемых (20%) - хорошую, среднюю норму для взрослого человека

· 7 из испытуемых (47%) -среднюю норму для взрослого человека

Вывод : эффективность непроизвольного запоминания повышается, если человек интенсивно работает над информацией (осмысливает, анализирует, классифицирует, записывает и т.д.), хотя и специально ее не заучивает, но информация запоминается сама собой за счет активной деятельности человека

Заключение

В заключении работы подведём основные выводы.

1. Память рассматривалась и анализировалась в рамках различных направлений и в рамках различных научных теорий. Среди основных можно отметить ассоциативный подход, подход социальный, физиологический, генетический и множество других. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и без сомнения ценных наработок.

Многие из известных учёных-психологов рассматривали проблемы памяти. Родоначальником экспериментальных исследований памяти считается немецкий психолог Герман Эббингауз. Можно также отметить имена А. Бергсона, П. Жане, Ф. Баттлета, советских учёных П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, которые внесли значительный вклад в развитие теории и практических исследований памяти..

2. В современной психологии память понимается как форма психического отражения действительности, действие которой заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др.

3. Непроизвольная память

Все виды памяти подвергаются научному анализу и исследованию. Для исследования памяти применяется ряд методик, которые направлены на исследования процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения.

Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. - М., 1964.

2. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. - Л., 1974.

3. Джеймс У. Психология. - М., 1991.

4. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. - М., 1981.

5. Ильина М.К. Психология памяти. - Новосибирск, 2000.

6. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. - М., 1978.

7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Издательство московского университета, 1968. - 88 с.

8. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: Издательство московского университета, 1976. - 253 с.

9. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 1970.- 432с.

10. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.

11. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: “ЧеРо”, 2002. - 816 с.

12. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. - 584с.

13. Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. - Харьков, 1985.

14. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.

15. Основы психологии: Практикум/Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Изд-е7-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 704с. - (Высшее образование).

Приложение

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п. ,хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.

В процессе обучения произвольное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучивая стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т.д. Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного запоминания.

Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. И в то же время, если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимое для реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным. Большое значение при этом имеет постановка не только общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и более частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только основное, главные мысли, наиболее существенные факты, в других - запомнить дословно, в третьих - точно запомнить последовательность фактов и т.д.

Постановка специальных задач оказывает существенное влияние на запоминание, под ее влиянием меняется сам его процесс. Однако, по мнению С.Л.Рубинштейна, основное значение приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он считает, что в проблеме запоминания нет однозначной зависимости между произвольным и непроизвольным запоминанием. И преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд.

Исследования П.И.Зинченко в этом убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса, непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непроизвольное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача картинки запомнить.

Посвященное той же проблеме исследование А.А.Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем произвольное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запоминалось прочнее, чем то, что они старались запомнить специально. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, т.е., по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.

Запоминается, как и осознается прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не включено в целевое содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. В мнемической деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческое образование, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому в целях припоминания заученного материала - специальная форма сознательной деятельности.

Задача измерения объема памяти в ее наиболее чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал испытуемому ряд бессмысленных слогов, которые давали наименьшие возможности для осмысления. Предлагая испытуемому запомнить 10 - 12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда Эббингауз принял это число за объем «чистой» памяти. Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5 - 7 отдельных элементов: это число значительно колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4 - 5 изолированных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7 - 8 изолированных и бессмысленных элементов.

В целом необходимо отметить, что объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий. Так успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Оно опирается главным образом на обобщенные связи второй сигнальной системы. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.

Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н.Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н.Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания, прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованым».

В формировании внутренних средств центральная роль принадлежит речи. «Можно предположить, - замечает А.Н.Леонтьев, - что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, состоит в теснейшем связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю».

На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами в качестве испытуемых, А.Н.Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания (рис.1). Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредствованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика основных научных направлений в области разработки проблем памяти. Процессы памяти и её виды. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности. Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2008

    Общее представление о памяти. Основные виды памяти, их характеристика. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Преобладание непроизвольного запоминания над произвольным.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Понятие памяти и механизма запоминания. Методы изучения запоминания. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности. Исследование динамики процесса заучивания. Непосредственное и опосредствованное запоминание.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2003

    Основы деятельностного подхода в психологии. "Следы" исследований П.И. Зинченко. Законы развития непроизвольной памяти во взаимоотношениях с произвольной. Методика зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.

    презентация , добавлен 21.03.2012

    Анализ психолого-педагогической литературы в области экспериментальных исследований памяти. Проблема запоминания как неотъемлемая часть изучения психологии памяти. Особенности и структура произвольного и непроизвольного запоминания у подростков 10-11 лет.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Показатели взаимодействия процессов памяти. Физиологические основы процессов памяти. Экспериментальное исследование особенностей произвольного осмысленного запоминания и общей продуктивности памяти учащихся в процессе учебной деятельности, ее коррекция.

    дипломная работа , добавлен 01.07.2011

    Обучение запоминанию с использованием мнемических средств. Значение игры в развитии памяти. Экспериментальное исследование зависимости продуктивности памяти от содержания запоминаемого материала и уровня сформированности у ребенка приемов запоминания.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2012

    Память и её определения. Развитие памяти дошкольника. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте. Развитие непроизвольной памяти. Этапы овладение произвольными формами памяти. Методика проведения исследования развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2004

    Общее понятие памяти и ее виды. Характеристика ее основных процессов. Особенности развития памяти у дошкольников. Анализ процесса запоминания информации у детей. Упражнения, направленные на развитие памяти. Сущность механического и смыслового запоминания.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2012

    Запоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение как одно из удивительных свойств мозга. Механизм действия памяти человека. Основные виды памяти, отклонения в ее функционировании и патологии. Методики улучшения запоминания информации.

Память - целостный психический процесс, но в нем можно выделить целый ряд подпроцессов. Запоминание является, возможно, самым главным подпроцессом памяти. По-крайней мере основная функция памяти - удержание информации, поступающей из внешней среды - невозможна без запоминания. Работа памяти с каждым новым объектом, который предстоит удержать в памяти, начинается именно с запоминания.

Как известно, память в целом обладает рядом определенных характеристик:

Быстрота запечатления,

Точность воспроизведения,

Длительность сохранения,

Готовность к использованию сохраненной информации.

От работы запоминания зависят все эти характеристики памяти. Объем памяти - важнейшая интегральная характеристика памяти - связан с возможностями запоминания информации. Говоря об объеме памяти, обычно в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации (наблюдаемых объектов).

Быстрота запечатления характеризует способность человека оперативно запоминать информацию. Быстрота запоминания зависит от ряда факторов, в том числе от подвижности нервной системы, общего тонуса человека в настоящее время (психического состояния). Способ запоминания имеет очень большое значение для быстроты запечатления. Некоторые способы замедляют этот процесс, но делают его более качественным, другие - наоборот.

Пожалуй, большинство людей предъявляют к своей памяти требование - чтобы она работала максимально точно, не давая сбоев, то есть, чтобы характеристика памяти - точность воспроизведения - была на высоте. На точность воспроизведения оказывает большое влияние ряд факторов. Например, органические поражения головного мозга могут значительно снизить точность воспроизведения. На точность воспроизведения, как уже было отмечено выше, большое значение оказывает и способ запоминания. Так, если при запоминании какой-то порции информации, человеко воспользовался тем или иным мнемотехническим приемом, точность воспроизведения может быть гарантирована на многие годы вперед.

Важнейшей характеристикой памяти является длительность хранения информации, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Процесс запоминания тоже оказывает значительное влияние на длительность хранения информации. Например, если студент торопится, "глотает" главу за главой из учебника, не делая пауз и не обдумывая прочитанное, то, очевидно, такая информация не сможет удержаться в памяти дольше двух-трех дней. Это обстоятельство может кому-то показаться забавным, но если представить сколько вокруг ходит таких "специалистов", успешно сдавших все экзамены в своем вузе, но не помнящих из учебников и лекций практически ничего...

Однако это совсем не значит, что для лучшего процесса запоминания надо дозировать знания как лекарство. Да, необходима размеренность и последовательность, но, тем не менее, иногда бывает очень полезным устраивать "мозговые штурмы" для глубокого проникновения в проблему. Для многих дисциплин, особенно для точных и естественных наук, бывает очень полезным глубоко проникнуть в проблему. Это сильно облегчает понимание и - соответственно - запоминание.

Условия, в которых происходит запоминание, имеют большое значение для последующего воспроизведения информации. Каждому знакомо, когда сначала долго не можешь вспомнить какую-либо информацию, тебе кажется, что ее хорошо забыл, но потом она всплывает в сознании как бы сама собой, часто - тогда, когда необходимость в ней уже отпала. Для облегчения запоминания можно пользоваться ассоциациями с окружающей средой. Известен ораторский прием - чтобы запомнить речь, надо ходить по комнатам, останавливаться у тех или иных предметов обихода. Потом, когда придет время произнести речь, надо представить в уме процесс хождения по квартире.

Если человек запоминал какую-то информацию в спокойной обстановке, ему потом будет сложнее ее вспомнить в стрессовой ситуации. Во время закрепления информации (например повторения в уме стихотворения) не будет лишним, скажем, пройти по шумной улице и повторить это стихотворение там.

Запоминание - процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:

Непреднамеренное (непроизвольное) запоминание,

Преднамеренное (произвольное) запоминание.

Непроизвольное запоминание

Непреднамеренное запоминание - запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Этот вид запоминания можно было бы еще назвать бесцельным, потому что это запоминание очень во многом случайное, хотя зачастую и связано с нашими привычками, интересами и склонностями. Так, например, зубной врач в силу своих персональных особенностей может запомнить особенности зубов случайного прохожего. Однако и в этом случае такое запоминание будет бесцельным, хотя и небезосновательным.

Непреднамеренное запоминание связано с тем, что наши глаза обычно открыты в состоянии бодрствования, а уши вообще открыты всегда, в том числе и в состоянии сна. Поэтому то, что без задействования нашего произвольного внимания воздействовало на органы чувств, сохраняет некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание. В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека:

Связанное с привычками, интересами и склонностями,

Связанное с психическим состоянием (если мы расстроены, то с большей вероятностью заметим в толпе тоже расстроенное лицо),

Связанное с текущими целями и задачами деятельности,

Просто ассоциированное с какими-то другими значимыми ситуациями.

Произвольное запоминание

Произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель, связанную с запоминание, то есть - запомнить некую информацию. Произвольность связана не только с постановкой цели, но и с выбором способа. Если человек для запоминания той или иной информации пользуется мнемотехническими приемами, это однозначно свидетельствует о том, что процесс запоминания носит произвольный характер.

Произвольное запоминание это не просто антоним к непроизвольному запоминанию. Оно представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить то, что надо. Бывает так, что человек напрягает все свои мыслительные способности, - ради запоминания. Произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели в области запоминания. Самое характерное такое действие - заучивание, то есть многократное повторение заучиваемой информации. Это может быть повторение какого-то текста или повторение музыкантом музыкального опуса, а танцором - заучиваемого танца. Заучивание - сугубо человеческое достижение. Только человек сознательно использует этот механизм, потому что знает, что "repetitio - mater studiorum" ("повторение - мать учения").

Характерная особенность произвольного запоминания - проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным.

Постановка специальных задач играет существенную роль в запоминании. Под ее влиянием может меняться сам процесс запоминания. С. Л. Рубинштейн считал, что запоминание очень сильно зависит и от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он полагал, что нельзя делать однозначные выводы о большей эффективности произвольного или непроизвольного запоминания. Преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. Исследования известного отечественного психолога П. И. Зинченко убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

Мнемическая деятельность

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Мнемическая деятельность - специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание - специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Мнемическая деятельность, таким образом, всегда носит избирательный характер.

Осмысленное и механическое запоминание

Если человек учит какое-то стихотворение, не задумываясь над смыслом слов, которые учит, и над идеями автора, если он учит какой-то физический закон, просто тупо повторяя: "Сила действия равна силе противодействия", такое запоминание называется механическим. Осмысленное запоминание всегда сопровождается пониманием, моделированием в своем сознании того, что запоминается. Для осмысленного запоминания стихотворения необходимо представлять то, чем говорится, представлять и автора, как и зачем он написал это стихотворение, о чем хотел сказать своим читателям. Для осмысленного запоминания физических законов надо иметь представление о связанных с этим другими законами, надо понять, что именно запрещает этот физический закон (ведь любой закон что-то запрещает), представить, что было бы, если этот закон перестал действовать (не будет действовать третий закон Ньютона - ударишь рукой в стенку - стенка проломится, а ты даже ничего не почувствуешь).

Осмысленное не следует путать с произвольным запоминанием. Произвольное запоминание может быть и механическим, и осмысленным.

Основой для механического запоминания являются ассоциации по смежности: одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени или пространстве. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.

Осмысленное запоминание обычно продуктивнее механического. Однако не всегда оно возможно. Если просто нужно запомнить несколько адресов, по которым предстоит разослать письма, то как не понимай, а все равно не поймешь, какая связь между "улицей Ленина, дом 119, кв. 22" и "проспект Петрова-Водкина, дом 7, кв. 84". Волей-неволей, придется многократно повторить эти адреса, чтобы не забыть. Можно использовать "псевдопонимание", то есть те же самые мнемотехнические приемы. Например, можно "понять", что бывший проспект Ленина разжаловали до улицы, и сделано это было "службой 911" (но только наоборот) 22-го числа, перед Днем защитника Отечества...

Механическое запоминание обычно неэкономно, требует многих повторений и при этом не дает гарантию на то, что важная информация оказалась запомненной. Нам может показаться, что мы хорошо запомнили номер телефона (благо он не сложный), но потом этот номер совершенно "вылетает" из головы. Если же мы используем понимание или псевдопонимание (мнемотехнику), нам не составляет труда проверить, правильно ли мы запомнили информацию.

В экспериментах было показано, что при механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов - всего 20 %. В случае же осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Осмысление материала

Полезным приемом осмысления материала, например, является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т.д. Одним из вариантов сравнения как метода запоминания является сопоставление изучаемого материала с полученным ранее. Так, изучая с детьми новый материал, учитель часто сопоставляет его с уже изученным, тем самым включая новый материал в систему знаний. Для успешного понимания сравнение не должно быть по формальным признакам, но по существу ("Все познается в сравнении").

Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п. Существуют и другие приемы осмысления.

Закономерности памяти

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Закономерности памяти
Рубрика (тематическая категория) Психология

Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются˸ 1) сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора); 2) то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, ᴇᴦο контрастность по отношению к фону и т. п.); 3) раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы); 4) раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску; 5) то, что более всего связано с потребностями данного человека; 6) то, что является объектом активной деятельности. Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.

Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача – запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.

В процессе развития человека произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном к периоду школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности.

Условиями успешного произвольного запоминания являются˸ 1) осознание значимости и смысла запоминаемого материала; 2) выявление ᴇᴦο структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала; 3) выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой ᴇᴦο части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа; 4) содержательность и доступность запоминаемого материала, ᴇᴦο соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания; 5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала; 6) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта; 7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях; 8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение ᴇᴦο во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника (от греч. mnēmē– память и technē – искусство; искусство запоминания)˸ создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе. Со школьных лет всем известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов светового спектра˸ "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан".

Закономерности памяти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закономерности памяти" 2015, 2017-2018.

В современном мире ежедневно человек сталкивается с различными объемами информации, планами, задачами. Множество людей выступают перед другими людьми, в ходе которого должны красиво и правильно излагать мысли, направлять или вести людей, заниматься обучением и при этом вызывать интерес. Увы, не каждому из нас под силу моментально и качественно вносить в память необходимые данные. Но к счастью, существуют техники для запоминания любого объема и сложности информации. Данные методы называются мнемоника, что в переводе с древнегреческого означает искусство запоминать.

Так, в результате развития памяти мы имеем возможность не только плавно и обстоятельно излагать информацию, т.е. обладать навыками ораторства, но также обладать искусством профессионально ее запоминать, при этом объем и сложность данных может быть любая.

Возможно, в это трудно поверить. Но мы знаем один главный секрет для успешного – это изменение каких-либо данных в картинки (образы), а потом воспроизведение ее в памяти.

Существует множество техник, но в этой статье мы рассмотрим методику запоминания от Цицерона, а также приведем несколько простых, но действенных методов запоминания из мнемотехники.

Причины плохой памяти

Прежде, чем переходить к практической стороне, необходимо понять, что лежит в первопричине плохо развитой памяти.

Отметим, что память у каждого человека разная, и она является избирательной, т.е. для кого-то легко будет запомнить таблицу умножения, прочтя ее один раз, но при этом имя знакомого тот же человек забывает практически сразу. Другие люди эффективно применяют зрительный вид памяти, но простые правила русского языка вспоминают со скрипом. Отчего так происходит?

Существует 5 причин нарушения памяти:

  1. Сниженный или отсутствующий интерес. Это наиболее популярная причина. Сложно вспомнить то, что не интересно и не вызывает желание развиваться в этой области. Для того чтобы запомнить какую-то информацию, необходимо затратить силы и время. Если человек не любит поэзию, то упражнения по заучиванию стихов, будет равносильно подвигу.
  2. Низкая концентрация, невнимание, отсутствие навыков управления вниманием. Сегодня огромный поток информации льется каждый день на человека. Ввиду этого мы вникаем в данные поверхностно, не понимая сути и, порой, не стремясь реализовать полученную информацию на практике. И это становится привычкой. Кстати, одновременное исполнение нескольких задач также влияет на нашу продуктивность.
  3. Отсутствие навыков запоминания. Хорошая память не дается нам от рождения, это навык, который нужно развивать. Ниже будут представлены методики, которые позволят развивать эту способность.
  4. Низкий уровень кислорода, авитаминоз, неправильное питание. Вывод напрашивается сам – принимать только здоровую еду, систематически заниматься физическими нагрузками и прогулки на свежем воздухе.
  5. Депрессивное состояние. Это стало бичом современного человека. И при таком самочувствии вряд ли получится не то что запомнить новую информацию, но и воспроизвести старую. Поэтому рекомендуем приобщиться к активной жизненной позиции и уметь переживать такие состояния.

Теперь можно переходить непосредственно к упражнениям для лучшего запоминания информации. Безусловно, мы представим лишь некоторые методики, которые заработали популярность за счет их эффективности. Однако еще раз подчеркнем, что каждый человек индивидуален, поэтому нужно осознанно и внимательно отвечать на вопросы тестов и подбирать комплекс упражнений. Только при таком подходе результат будет эффективным.

Прогулка по «Римской комнате», или методика Цицерона

Известность Цицерона распространялось по древнему Риму и миру со скоростью света. Его талант ораторского искусство до сих пор ставят в пример современникам. Он обладал уникальным талантом – выступал перед огромнейшей аудиторией, не используя полсказки, записи и иные материалы. Однако был ли это дар или же кропотливый труд над развитием навыков запоминания?

Именно его методику мы рассмотрим в следующих разделах, т.к. он является самым древним методом запомнить любую информацию. Если вы овладеете им, то сможете легко удерживать даты, цифры, слова, фразы и иную информацию. Однако стоит помнить, что главным условием достижения результата – систематический труд, т.е. заниматься нужно каждый день.

Смысл методики

Методы запоминания от Цицерона обладают конкретным смыслом, заключающийся в создании матрицы образов, которые помогают запомнить большие объемы данных, а не только один фрагмент. Первое, что нужно сделать, это сформировать систему, в которой будут строиться образы.

Презентация на тему: "Основы метода ассоциаций"

Этой системой может быть что угодно:

  • помещение;
  • участок;
  • тропинка;
  • знакомая обстановка и т.п.

Если работа происходит с комнатой, то следует мысленно вспомнить все предметы, которые находятся в ней. Желательно в упорядоченном характере. К примеру, по движению часовой стрелки или от одной стены до другой. Не стоит усложнять задание при создании системы для ассоциаций, выбирайте то помещение, что вами хорошо изучено, тогда следующие уровни не вызовут затруднений.

Некоторые авторы предлагают создание кардинально нового помещения, т.е. человек мысленно создает новое жилище, делает планировку и расставляет мебель. Это будет являться плодом вашей фантазии, а значит справится с задачей вам будет легче.

Работая с системой образов «тропинка» можно формировать множество образов, т.к. у такого пути нет конца. В этом случае, Вам нужно по мере движения по системе, перебирать предметы, которые будут встречаться: хижины, камни, люди, цветы, лавки, животные и др.

В качестве системы можно выбрать абсолютное любое удобное место, важное условие – корректно выполнить разбивку на отдельные образы.

Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему. Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось».

Важный момент: выберите определённую последовательность движения и задайте тем предметам, что есть в системе ключевые фрагменты речи выступления или презентации.

После того, как Вы создали систему, наполнили ее предметами и задали ключи, следует несколько раз обойти систему (комнату, дорогу…) и воспроизвести заданные критерии. Это же необходимо сделать непосредственно перед презентацией. Цицерон перед каждым выступлением также обходил комнаты и воспроизводил образы.

По истечению определенного времени, каждый кто использовал данную технику, сможет активизировать свою память в нужный момент, прибегая к удобной матрице образов.

Пример использования

Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

  1. Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
  2. Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
  3. Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

Мнемотехники для быстрого запоминания

Методы запоминания по Цицерону хороши, но существуют и другие приемы мнемотехники:

  1. Рифмуйте данные. Создание стихотворной формы позволяет легче воспринимать информацию и, соответственно, воспроизводить её.
  2. Создавайте фразы из начальных букв информации.
  3. Связка. Данная техника предполагает установление связи полученных данных с эффектным образом. К примеру, нужно запомнить имена присутствующих на собрании –представьте, что каждый из них герой какой-то сказки. Для более детальной связки, наделите персонажей каким-то прилагательным. Например, «кот в сапогах» - огромный кот в кедах.
  4. Зацепки. Суть метода в замене цифровых значений на предметы. Допустим, 0 – ручка, 2 – кот, 3 – баран и т.д.

Какой именно метод подойдет именно Вам, вы не сможете узнать, пока не попробуете. Выберите оптимальный вариант и тренируйтесь каждый день.

Невзирая на технику, которую вы выберете, важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно. Профессионала сферы мнемоники поделились секретами работы по методу Цицерона:

  • Нужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается. Используйте парадоксы, сатиру и юмор при создании собственной матрицы.
  • Применяйте эротические образы. Не секрет, что именно такие образы особенно ярко поступают в наш мозг в виде сигналов. Кстати, маркетологи уверяют, что рекламные плакаты с красивой сексуальной девушкой воспринимаются и запоминаются лучше.
  • Изменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.
  • Парадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.
  • Все ориентиры на себя: тетрадь несите в кармане, привяжите телевизор к руке.
  • Изменяйте форму и размер предметов. Как в примере со шкафом и пижамой.

В результате у вас должен получится следующий мысленный путь (повесть), как пример:

Открыв окно, я обратила внимание на ШТОРУ, застрявшую в створке окна. Далее, я заметила раскиданные ОТКРЫТКИ на диване, они были влажные. На шкафу стояла абрикосовая СМЕТАНА, в ней сидела ПТИЦА. На телевизоре лежала УПАКОВКА, а в ней сидел щенок, который разевал РОТ. К лапе его был привязан ФЕН, стоящий на БУБНЕ. На пуфе стояла маленькая КНИГА с изображением полуобнаженной эротической брюнеткой, в ногах которой стоял ДИНАМИК.

Для успешного воспроизведения по методу Цицерона, следует еще раз сделать обход выбранной системы и убрать вышеупомянутые объекты. Просто? Конечно. Однако здесь требуется вдумчивое изучение тех слов, что вы уже запомнили. Затем, проделайте самостоятельно, не используя подсказки. Мы верим, что у Вас всё получится!

Преимущества работы с памятью


Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации.

Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.

Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.

Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.

  • 7. Темперамент. Основные виды. Учет типов темперамента в юриспруденции
  • 8. Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера.
  • 9. Понятие направленности личности
  • 10. Потребности личности
  • 11. Мотивация и виды мотивационных состояний личности.
  • 12.Мотивация и мотивы.
  • 13. Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
  • 14. Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности видов ощущений.
  • 15.Восприятие.Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
  • 16. Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслит. Деят-ти при решении нестандартных задач.
  • 17.Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения.
  • 18. Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.
  • 19.Эмоции.Физиологические основы эмоции и чувств.Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.Аффект как юридически значимая категория.
  • 20.Воля. Нейрофизиологические основы воли. Классификация волевых действий. Структура простого и сложного волевого действия.
  • 21. Понятие о деятельности и поведении. Ориентировочная основа деятельности. Навыки, умения и привычки.
  • 22. Псих. Состояния и их классификация. Характеристика видов псих. Состояний.
  • 24. Социум как фактор организации индивидуального поведения. Понятие и виды социальных общностей.
  • 25. Социально-психологическая организация больших и малых социальных групп.
  • 26. Психология межличностных отношений. Конфликты и их пре­одоление.
  • 27. Большие социальные группы. Психология массовидных явле­ний, массовой коммуникации.
  • 28. Психология социального управления.
  • 29. Предмет, методы, структура и задачи юридической психологии.
  • 30. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.
  • 31. Правосознание и правоисполнительное поведение.
  • 32. Понятие личности преступника. Детерминация преступного поведения. Биосоциальные факторы в системе детерминации пре­ступного поведения.
  • 33. Типология личности преступника.
  • 34. Психология преступного деяния.
  • 36. Выявление мотивов преступления и анализ их информацион­ного содержания. Информационное содержание способа совершения деяния.
  • 37. Психология коммуникативной деятельности следователя.
  • 38. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей.
  • 39. Психология деятельности прокурора в уголовном и граждан­ском судопроизводстве.
  • 40. Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве.
  • 41. Психология осмотра места происшествия.
  • 42. Психология обыска и выемки.
  • 43. Психология допроса и очной ставки.
  • 44. Психология следственного эксперимента.
  • 45.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
  • 46.Психологические аспекты отдельных этапов уголовного судопроизводства.
  • 51. Диагностика изобличения ложных показаний.
  • 52. Приемы и критерии правомерного психического воздействия в уголовном судопроизводстве.
  • 53. Психологические аспекты наказания и исправления осужденных.
  • 56. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве
  • 18. Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.

    Память - псих. отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использованием их в последующей дея­тельности; это совокупность псих. моделей действительности, по­строенных в результате опыта данного индивидуума.

    Память -это интегративный псих. процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Информация сортируется мозгом по принципу ее значимости для деятельности.

    Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память - в ней хранятся раз­личные эпизоды из жизни индивида. Семантическая память нацелена на категориальные структуры. Здесь же хранятся все исторически сформированные пра­вила логики умственных действий и построения языка.

    Нейрофизиологические основы памяти Физиологическим механизмом памяти является образование, закрепле­ние, возбуждение и торможение нервных связей. Им соответствуют процессы памяти: запечатление, сохране­ние, воспроизведение и забывание.

    Установлено, что необходимо определенное время (от 15 с до 30 мин) для того, чтобы вновь образуемые следы консолидировались. Свежие следы, которые возникли в результате непосредственных впе­чатлений, фиксируются не мгновенно, а в течение определенного вре­мени, которое необходимо для биохимических процессов.

    Воздействие на нервную клетку вызывает соответствующее изме­нение рибонуклеиновой кислоты (РНК). Указанное изменение созда­ет возможность отвечать на тот раздражитель, который в свое время вызывал это изменение. Эта способность РНК резони­ровать на данные воздействия, не отвечая на другие, и составляет биохимич. механизм памяти.

    Классификация явлений памяти и их краткая характеристика

    I .В завис-ти от целенаправленности процессы памяти (запомина­ние, сохранение и воспроизведение) делятся на 2 формы:

    Непроиз­вольную (непреднамеренную)

    Произвольную (преднамеренную).

    II .В завис-ти от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых участков мозга различ. виды памяти:

    1) об­разную; 2) логическую и 3) эмоциональную.

    Образная память - представления - классифицируется по видам анализаторов (зрительная, слуховая, осязательная, двигательная).

    III . Системы памяти. В любом виде деятельности осуществляются все процессы памяти, но различные уровни деятельности связаны с функционированием механизмов - систем памяти.

    Различаются 4-е взаимосвязанные системы памя­ти: 1. Иконическая память - непосредственный отпечаток сенсор­ного воздействия. 2. Кратковременная память. 3. Оперативная память. 4. Долговременная.

    Иконическая память - это сохранение наглядных образов в виде четкого, пол­ного отпечатка чувственных воздействий действительности на очень краткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с консолидацией следов и быстро исчезают. Она обеспечивает непрерывность, целостность воспри­ятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

    Кратковременная память - это фик­сация объектов, попавших в поле восприятия. Время ее функционирования непродолжи­тельно (от нескольких_секунд до нескольких-минут). Объем кратков­ременной памяти ограничен 5-7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковр.памяти из них может извлекаться дополнит. информация.

    Оперативная память - избирательное сохранение и актуализация той информации, которая необходима только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность ее ог­раничивается временем соответствующей деятельности. (по­мним условие задачи, которую решаем).

    Долговременная память - запоминание на длительный срок содер­жания, имеющего большую значимость. Отбор информации связан.с вероятностной оценкой его будущей применимости.

    Объем памяти зависит от релевантности инфор­мации, т.е. от того, какой смысл она имеет для данного индивида.

    В зависимости от индив.-типол-х особеннос­тей различаются типы памяти. Они определяются последующим каче­ствам, встречающимся в различных комбинациях: 1) объем и точность запоминания; 2) скорость; 3) прочность; 4) ведущая роль анализатора (зрительной, слуховой или двигательной памяти); 5) осо­бенности взаимодействия первой и второй сигн-х систем (об­разный, логический и средний типы).

    Существенной индивидуальной особенностью памяти является направленность на запоминание определенного материала. (плохая память на имена людей, но очень точная на эконом. материал)

    Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие все­гда стремятся использовать логические средства.

    В зависимости от способа запоминания и воспроизведения:

    Непосредственную (прямую)

    Опосредствованную_(косвенную) память.

    Косвенное - это запоминание и воспроизведение путем по ассоциациям. Различаются 3 вида ассоциаций:

    1.Ассоциация по_ смежности. Это вид связи без переработки информации (встреча с человеком, с которым познакомились в другом городе может вызвать воспоминания об этом городе).

    2.Ассоциации по контрасту. Это связь двух противоположных яввлений (например, встретив низкорослого человека, можно вспомнить очень высокого человека и_т.д.).

    3.Ассоциации по сходству (например, слушая игру одного музыканта, можно вспомнить другого ис­полнителя).

    Закономерности процессов памяти. Закономерности памяти (условия успешного запоминания и вос­произведения) связаны с формами памяти.

    1. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

    Сильные и значимые физические раздражители (выстрел, яркий свет);

    То, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необыч­ность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);

    Раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);

    Раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;

    То, что более всего связано с потребностями данного человека;

    То, что является объектом активной деятельности.

    ( условия задачи, которую мы долго решаем, непроиз­вольно и прочно запоминаются).

    2.Условиями успешного произвольного запоминания являются:

    Уяснение значимости и смысла воспринимаемого;

    Уста­новление логической взаимосвязи между его элементами;

    Составле­ние плана текста, выделение опорных слов;

    - схематизация ма­териала.

    Особенно прочно запоминается тот материал, который является объектом активной умственной деятельности, подвергается логичес­кой переработке, обобщению, систематизации и т.п. Запоминание становится более успешным при установлении ассоциаций. Облегча­ют запоминание схемы, таблицы.

    Когда материал не поддается логической обработке, используются специальные мнемические приемы - создаются искусственные ассоциации (прием для запоминания последо­вательности цветов спектра- Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны).

    Произвольное запоминание может быть и механическим , но по своему объему оно довольно ограниченно. (3-4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии)). Если испытуемому дается ряд и 10 слогов, то первые и последние запоминаются легче, а средние хуже, так как первые не испытывают п роактивное торможение, а последние ретроактивное. Средние испытывают и то и другое. Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется «фактором края».

    Проактивным торможени­ем - тор­можение со стороны предшествующих элементов. Р етроактивное -последующих.

    При переходе от запоминания одного материала к запоминанию другого необходимо делать пере­рывы (минимум на 15 мин), кото­рые предотвращают отрицатель­ную индукцию ретроактивного торможения.

    Для расширения объема механической произвольной памяти важно придавать воспринимаемому материалу определенную струк­туру, группировать его. Ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011 легче запомнить если сгруппировать его в виде двузначных чисел: 10 01 11 ...В виде четырехзначных чисел еще легче: 1001 1101 0111 ООП. Укруп­нение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, ко­торые вызывают про- и ретроактивное торможение.

    Осмысленная произвольная па­мять, основанная на установлении смысловых связей.(топор-дрова, право-преступность)

    Запоминание большого по объему логического материала сопро­вождается следующими действиями:

    1)материал разделяет­ся на смысловые части;

    2)устанавливается структу­ра каждой части, отношения между ее элементами, кратко формули­руется содержание;

    3)устанавлива­ется логическая последовательность всех частей. Эта последователь­ность формулируется в виде системы опорных слов. (текст доклада: введение, значимость проблемы, два факта, вывод).

    Основной критерий запоминания- воспроизведение .

    Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, назы­вается припоминанием.

    Воспроизведение, связанное с временной и пространственной локализацией прошедших событий, называется воспоминанием.

    Воспроизводимые образы пред­метов, явлений наз. представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.). Так, у художников обычно развиты зрительные представления, у музыкантов - слуховые, а у танцоров - двигательные.

    Наряду с запоминанием, сохранением, воспроизведением процес­сом памяти является и забывание. Физиологич. основой этого процесса является торможение временных нервных связей (но они только угасают, а не исчезают полностью).

    Процесс забывания протекает неравномерно. Наиболее интенсив­но забывание осуществляется в первое время после запоминания, а затем оно несколько замедляется (эта закономерность, изображенная графически, наз.кривой Эббингауза).

    Забывание - целесообразный процесс, если оно касается того ма­териала, который не имеет существенного значения.



    Просмотров