4 федеральный закон 384 фз. Президент Российской Федерации Д. Медведев

Принятый в 2009 году федеральный закон 384 фз опубликован в последний день года и вступил в действие через шесть месяцев с момента опубликования. Основными задачами данного акта является обеспечение технических мероприятий для нормального функционирования объектов в течение всего периода жизненного цикла.

Термины и определения техрегламента

Первая глава определяет:

  • основные принципы закона;
  • термины, применяемые в тексте;
  • объекты регулирования;
  • признаки идентификации сооружений;

Определение основных требований изложено во второй главе и включает критерии механической, пожарной, техногенной безопасности, условий проживания, доступности для лиц с ограниченными возможностями, отсутствия отрицательного влияния на природу.

Требования к проекту

В третьей главе федеральный закон от 30.12 2009 384 фз определяет основные принципы и методы обеспечения требований на этапе изыскательских и проектных работ :

  1. Общие требования к проектной документации включают:
  2. обеспечение изысканий с прогнозными изменениями на период эксплуатации;
  3. выполнение проектных решений на основе исходных данных;
  4. подтверждение соответствия решений стандартам и сводам правил;
  5. при отсутствии требований проведение обоснования по результатам исследований, на основании испытаний и расчетов, моделированием, оценкой рисков;
  6. отражение основных методов при техобслуживании;
  7. указание периодичности освидетельствования состояния, гранично-допустимых нагрузок в процессе эксплуатации, данных о скрытых коммуникациях;
  8. выполнение проектирования с учетом всех нагрузок в зависимости от уровня ответственности сооружения.
  9. В процессе проектирования закон рф 384 выполняется на основе проектных решений по:
  10. механической прочности;
  11. пожаробезопасности;
  12. предотвращению влияния природных катаклизмов;
  13. выполнению санитарно-гигиенических норм по воздушной среде, воде, инсоляции, освещению, микроклимату на основе энергоэффективности;
  14. обеспечению безопасности пользователей, охраны окружающей среды, достоверной информации об объекте.

Требования во время строительства

В разделе о мероприятиях в период строительства (глава 4) указывается о:

  • необходимости применения материалов соответствующих требованиям госстандартов;
  • обязанности лица, выполняющего строительство, проводить работы в соответствии с проектом.

Эксплуатационный технический регламент 384 фз (глава 5) выполняется за счет техобслуживания и освидетельствований, при этом основные технические параметры, отраженные в проекте, должны сохраняться в заданных пределах.

Этапы оценки соответствия

Оценка требованиям фз о безопасности зданий и сооружений 384 (глава 6) производится на всем протяжении существования объекта и состоит из:

  1. Экспертизы изысканий.
  2. Соответствия технических проектных параметров.
  3. Оценки законченного строительства перед началом эксплуатации.
  4. Проверок во время эксплуатации.

Обязательная оценка (федеральный закон 384 от 30.12 2009, ст. 39,40) проводится в случаях, определенных градостроительным кодексом и включает следующие этапы:

  • подтверждение соответствия проектной документации (заявление исполнителя – автора проекта);
  • госстройэкспертизы изыскательских и проектных работ;
  • строительного контроля и госстройнадзора;
  • соответствие построенного объекта проектной документации и требованиям фз 384 2009 (заявления производителя строительных работ);
  • при вводе в эксплуатацию.

Настоящий технический регламент 384 фз от 30.12 2009 определяет возможность добровольной оценки с помощью строительной экспертизы, различных видов обследований и контроля состояния в соответствии с действующими нормами.

Общий бал: 10 Проголосовало: 1

3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;


Судебная практика по статье 4 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ

    Постановление от 6 марта 2019 г. по делу № А32-33264/2018

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

    Сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд...

    Решение от 6 марта 2019 г. по делу № А53-5259/2018

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    Ответчик обосновывал необходимостью дополнительного исследования соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, поскольку в ходе судебной экспертизы экспертами выявлено несоответствие строения требования п. 6.1.2 СП 4 . 13130.2013 « В рассматриваемом случае суд не усматривает предусмотренных в статье 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для проведения повторной экспертизы. Доводы ответчика, сводящиеся к тому, ...

    Решение от 4 марта 2019 г. по делу № А57-11880/2018

    Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области)

    По цене, составляющей трехкратный размер ставки земельного налога относительно кадастровой стоимости (324 рубля), а не по цене, равной 15% кадастровой стоимости (5 404,08 рубля); 4 . земельный участок предоставлен для эксплуатации объекта с кадастровым номером 64:05:010503:726, фактически расположенного (согласно декларации) на ином земельном участке; 5. в заявлении о предоставлении участка...

    Постановление от 28 февраля 2019 г. по делу № А81-7582/2018

    Восьмой арбитражный апелляционный суд (8 ААС)

    ЕГРП записи о праве собственности на Объекты. Письмом от 03.07.2018 №12-05098/18 Управления Росреестра по ЯНАО сообщило, что в силу пунктов 3, 4 , 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) зарегистрированное в ЕГРП право на недвижимое имущество...

    Постановление от 20 февраля 2019 г. по делу № А32-13293/2018

    Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)

    По отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности. Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (...

    Решение № 2-660/2018 2-7/2019 2-7/2019(2-660/2018;)~М-437/2018 М-437/2018 от 18 февраля 2019 г. по делу № 2-660/2018

    Сокольский районный суд (Вологодская область) - Гражданские и административные

    Исправлении описки от 20.09.2018, на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ, в отношении кадастрового инженера Смирновой А.Н. прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В соответствии со ст. ...

  • Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

    1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

    2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

    3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

    4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

    5. Электронное обращение не рассматривается при:
    - отсутствии фамилии и имени заявителя;
    - указании неполного или недостоверного почтового адреса;
    - наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
    - наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    - использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
    - отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
    - наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

    6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

    7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

    8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

    1. Результаты инженерных изысканий должны быть достоверными и достаточными для установления проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения, а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности. Расчетные данные в составе результатов инженерных изысканий должны быть обоснованы лицом, выполняющим инженерные изыскания, и содержать прогноз изменения их значений в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения.

    2. В проектной документации здания или сооружения лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, должны быть учтены исходные данные, передаваемые застройщиком (заказчиком) в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. В составе исходных данных для проектирования должен быть указан уровень ответственности проектируемого здания или сооружения, устанавливаемый в соответствии с частями 7 - 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

    3. Задание на выполнение инженерных изысканий для строительства, реконструкции зданий и сооружений повышенного уровня ответственности и задание на проектирование таких зданий и сооружений могут предусматривать необходимость научного сопровождения инженерных изысканий и (или) проектирования и строительства здания или сооружения. В проектной документации опасных производственных объектов, относящихся в соответствии с частью 8 статьи 4 настоящего Федерального закона к зданиям или сооружениям повышенного уровня ответственности, должны быть предусмотрены конструктивные и организационно-технические меры по защите жизни и здоровья людей и окружающей среды от опасных последствий аварий в процессе строительства, эксплуатации, консервации и сноса (демонтажа) таких объектов.

    4. В проектной документации здания или сооружения может быть предусмотрена необходимость проведения мониторинга компонентов окружающей среды, состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе строительства и (или) эксплуатации здания или сооружения.

    5. В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики здания или сооружения, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть установлены таким образом, чтобы в процессе строительства и эксплуатации здание или сооружение было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

    6. Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:

    1) результаты исследований;

    2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

    3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

    4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

    7. При обосновании, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, должны быть учтены исходные данные для проектирования, в том числе результаты инженерных изысканий.

    8. В проектной документации должна быть предусмотрена в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания или сооружения, доступность элементов строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения для определения фактических значений их параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения, в процессе его строительства и эксплуатации.

    9. В проектной документации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, должны быть предусмотрены:

    1) возможность безопасной эксплуатации проектируемого здания или сооружения и требования к способам проведения мероприятий по техническому обслуживанию, при проведении которых отсутствует угроза нарушения безопасности строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения или недопустимого ухудшения параметров среды обитания людей;

    2) минимальная периодичность осуществления проверок, осмотров и освидетельствований состояния строительных конструкций, основания, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и (или) необходимость проведения мониторинга компонентов окружающей среды, состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения;

    3) сведения для пользователей и эксплуатационных служб о значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, которые недопустимо превышать в процессе эксплуатации здания или сооружения;

    4) сведения о размещении скрытых электрических проводок, трубопроводов и иных устройств, повреждение которых может привести к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

    10. Проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.


    Судебная практика по статье 15 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ

      Постановление от 12 марта 2019 г. по делу № А60-60347/2018

      Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

      Нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункт 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации). Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при...

      Решение от 5 марта 2019 г. по делу № А60-1004/2019

      Арбитражный суд Свердловской области (АС Свердловской области)

      Административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определением суда от 18.01.2019 предварительное судебное заседание назначено на 15 . 02.2019. Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству. Представитель заинтересованного лица возражает против рассмотрения спора по существу. Определением...

      Решение № 2-37/2019 2-37/2019~М-31/2019 М-31/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2-37/2019

      Решение № 2-30/2019 2-30/2019~М-24/2019 М-24/2019 от 26 февраля 2019 г. по делу № 2-30/2019

      Газимуро-Заводский районный суд (Забайкальский край) - Гражданские и административные

      Социальной поддержкой инвалидов признается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм...

      Решение № 2-22/2019 2-22/2019~М-17/2019 М-17/2019 от 25 февраля 2019 г. по делу № 2-22/2019

      Газимуро-Заводский районный суд (Забайкальский край) - Гражданские и административные

      Социальной поддержкой инвалидов признается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм...

      1. Параметрами элементов строительных конструкций, значения которых в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения, являются:

      1) высота ограждения крыш, балконов, лоджий, террас, наружных галерей, лестничных маршей, площадок и открытых приямков у здания или сооружения, открытых пешеходных переходов, в том числе по мостам и путепроводам, а также перепадов в уровне пола или уровне земли на прилегающей территории;

      2) уклон лестниц и пандусов, ширина проступей и высота ступеней на лестницах, высота подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу. Недопустимо применение ступеней разной высоты в пределах одного лестничного марша. Перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными;

      3) высота порогов, дверных и незаполняемых проемов в стенах на путях перемещения людей, высота прохода по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, высота проходов под выступающими сверху и по бокам пути перемещения людей элементами строительных конструкций или оборудования.

      2. Конструкция ограждений в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, должна ограничивать возможность случайного падения с высоты (в том числе с крыш зданий) предметов, которые могут нанести травму людям, находящимся под ограждаемым элементом конструкции.

      3. Для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.

      4. На путях перемещения транспортных средств внутри здания или сооружения и по прилегающей территории должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности передвижения людей.

      5. В проектной документации зданий и сооружений должны быть предусмотрены:

      1) устройства для предупреждения случайного движения подвижных элементов оборудования здания или сооружения (в том числе при отказе устройств автоматического торможения), которое может привести к наступлению несчастных случаев и нанесению травм людям;

      2) конструкция окон, обеспечивающая их безопасную эксплуатацию, в том числе мытье и очистку наружных поверхностей;

      3) устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проемов (в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести большинства взрослых людей);

      4) достаточное освещение путей перемещения людей и транспортных средств;

      5) размещение хорошо различимых предупреждающих знаков на прозрачных полотнах дверей и перегородках.

      6. В пешеходных зонах зданий и сооружений высотой более сорока метров должны быть предусмотрены защитные приспособления для обеспечения безопасности пребывания людей в этих зонах при действии ветра.

      7. Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:

      1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

      2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

      8. Параметры путей перемещения, оснащение специальными устройствами и размеры помещений для указанных в части 7 настоящей статьи групп населения, предусмотренные в проектной документации, должны быть обоснованы в соответствии с частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона.

      9. Для предотвращения получения ожогов при пользовании элементами сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в проектной документации должны быть предусмотрены:

      1) ограничение температуры поверхностей доступных частей нагревательных приборов и подающих трубопроводов отопления или устройство ограждений, препятствующих контакту людей с этими частями;

      2) ограничение температуры горячего воздуха от выпускного отверстия приборов воздушного отопления;

      3) ограничение температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения.

      10. Для предотвращения поражения людей электрическим током проектные решения должны предусматривать меры по обеспечению безопасности электроустановок.

      11. В проектной документации должны быть предусмотрены меры по предотвращению наступления несчастных случаев и нанесения травм людям в результате взрывов, в том числе:

      1) соблюдение правил безопасности устройства систем отопления, горячего водоснабжения, газоиспользующего оборудования, дымоходов, дымовых труб, резервуаров и трубопроводов для воспламеняющихся жидкостей и газов;

      2) соблюдение правил безопасной установки теплогенераторов и установок для сжиженных газов;

      3) регулирование температуры нагревания и давления в системах горячего водоснабжения и отопления;

      4) предотвращение чрезмерного накопления взрывоопасных веществ в воздухе помещений, в том числе путем использования приборов газового контроля.

      12. Для обеспечения безопасности в аварийных ситуациях в проектной документации должно быть предусмотрено аварийное освещение.

      13. Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

      1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

      2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

      14. В проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.



Просмотров