221 фз ст 28 кадастровая деятельность. Закон о кадастре. О кадастровой деятельности

Федеральный закон от 24 июля 2007г. N221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости "

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2008г., за исключением части 4 статьи 4 и части 6 статьи 47 настоящего Федерального закона

Часть 6 статьи 47 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).

2. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

3. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

4. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

5. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

6. Положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

7. Положения настоящего Федерального закона применяются в отношении подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Правовая основа регулирования кадастровых отношений

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости

1. Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997года N2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - орган кадастрового учета).

2. Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения.

Информация предоставлена системой ГАРАНТ

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24.07.2007

N 221-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

А.В. АФОНИНА

Афонина Алла Владимировна - начальник юридической службы крупной строительной организации, автор многочисленных статей в журнале "Жилищное право", Комментариев к Жилищному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, автор учебного пособия по жилищному праву.

Настоящая работа представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Автор рассматривает вопросы, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета, кадастровой деятельности, а также анализирует порядок вступления его в силу, действие в переходный период (до 01.01.2010), основания и порядок применения норм комментируемого Закона.

Рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу с 01.03.2008 (за исключением некоторых его положений).

Он изменяет сложившуюся в Российской Федерации систему учета объектов недвижимого имущества. После вступления его в действие технический учет зданий, строений, сооружений и государственный кадастровый учет земельных участков будут заменены единым государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, который будет осуществляться специально уполномоченным органом. В результате государственного кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости будут вноситься сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с уникальными характеристиками. Кроме того, в нем регламентируется порядок выполнения кадастровых работ управомоченными лицами (кадастровыми инженерами) по обеспечению подготовки документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе, подлежащем кадастровому учету.

Данное издание будет интересно для специалистов, работающих в сфере недвижимости, а также практикующих юристов, руководителей и работников органов кадастрового учета.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 ноября 2008 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

Ст. 1 комментируемого Закона определяет сферу его действия, исходя из специфики предмета его регулирования.

Настоящий Закон регулирует широкий круг правоотношений и разрешает вопросы, возникающие при:

Ведении государственного кадастра недвижимости;

Выполнении государственного кадастрового учета недвижимого имущества;

Осуществлении кадастровой деятельности.

Указанные действия законодательно объединены согласно рассматриваемой норме в единую систему, которая названа "кадастровые отношения".

Таким образом, настоящий Закон определяет условия и устанавливает порядок регулирования кадастровых правоотношений.

1. В соответствии с п. 1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 (далее - Порядок ведения ГКН), государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений:

О недвижимом имуществе - ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит определение понятия недвижимое имущество, но она должна использоваться с учетом ограничений, установленных п. 5 настоящей статьи. Кроме того, комментируемая статья содержит более конкретизированные сведения в отношении указанного имущества, оно должно быть учтенным в соответствии с настоящим Законом;

О прохождении Государственной границы РФ;

О границах между субъектами РФ, муниципальных образований, населенных пунктов;

О территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий;

О геодезической и картографической основе государственного кадастра недвижимости и кадастровом делении территории РФ - данные сведения не указаны непосредственно в комментируемой статье, но отнесены к сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, как иные, предусмотренные комментируемым Законом сведения.

Указанные выше сведения являются кадастровыми.

На государственный кадастр недвижимости комментируемым Законом возложено выполнение следующих функций:

Учетной - включение в состав кадастра сведений, полученных в результате кадастрового учета и необходимых для осуществления регистрации прав;

Фискальной - на основе кадастровой оценки будет устанавливаться стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения, то есть фактически определяться реальная налогооблагаемая база;

Информационной - содержащиеся в кадастре сведения являются доступными (в рамках настоящего Закона) и актуальными и могут предоставляться заинтересованным лицам.

Последняя функция государственного кадастра недвижимости является важной составляющей. Для ее выполнения необходимо обеспечить включение в кадастр реальных и достоверных сведений об объектах недвижимости, в отношении которых должен быть осуществлен кадастровый учет (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства).

Еще в феврале 2007 г. (в период рассмотрения настоящего Федерального закона Государственной Думой РФ) руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) Сергей Подобед на форуме "Развитие рынка земли и недвижимости в России", проходившем в Москве, сообщил, что в государственный кадастр объектов недвижимости внесены 25% всех земельных участков и зданий в Российской Федерации. По его словам, единый кадастр объектов недвижимости в России формируется долго и медленно, так как "в рамках кадастра пытались решить множество проблем, кадастру не свойственных". "В том числе это касается вопросов муниципального управления землей и недвижимостью, налогообложения", - подчеркнул С. Подобед.

2. Подпрограммой "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства от 13.09.2005 N 560, Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 г.)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.10.2001 N 745, было установлено, что государственный кадастр недвижимости создается как интегрированный источник, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения об объектах недвижимости, позволяющие получать на его основе каталоги, справочные и аналитические материалы с целью предоставления их органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам. Комплексность предоставляемых сведений, возможность проведения анализа и прогнозирования сделают информацию об объектах недвижимости более востребованной, что окажет существенное влияние на повышение эффективности принимаемых решений как структур власти и управления, так и субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Настоящая статья относит государственный кадастр недвижимости к федеральным государственным информационным ресурсам.

То есть созданная в процессе формирования государственного кадастра база или банк данных, а также средства информационных технологий представляют собой совокупность сведений в электронном виде, поддерживаемых программно-техническими средствами автоматизированной информационной системы.

Формирование, ведение и предоставление информационных ресурсов должны осуществляться с использованием средств автоматизированной информационной системы.

3. Настоящая статья содержит трактовку термина "государственный кадастровый учет" недвижимого имущества. Хочется подчеркнуть, что именно недвижимого имущества, так как в соответствии с предыдущим пунктом в государственный кадастр недвижимости включаются как сведения о недвижимом имуществе, так и иные сведения (о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, муниципальных образований и т.д.)

Указанные действия называются кадастровым учетом. Он осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе (Роснедвижимость). При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают:

Существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи;

Прекращение существования такого недвижимого имущества.

Кроме того, допускается внесение в государственный кадастр недвижимости иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

4. Комментируемый Закон вводит новую категорию должностных лиц (субъектов кадастровых отношений), которые могут заниматься кадастровой деятельностью. Определяющим является наличие у них квалификации кадастрового инженера. Указанное управомоченное лицо вправе осуществлять в отношении недвижимого имущества определенные работы. В результате их проведения обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. Эти работы названы в комментируемой статье кадастровыми работами.

Необходимо обратить внимание в рамках комментируемой статьи на положения ст. 44 настоящего Федерального закона. В соответствии с ней кадастровая деятельность кадастрового инженера в отношении земельных участков может осуществляться с 01.03.2008. При этом до 01.01.2011 такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять также лица, обладающие на день вступления в силу настоящего Закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству. В отношении же зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства кадастровая деятельность будет осуществляться с 01.01.2010. А в период времени с 01.01.2010 и до 01.01.2011 эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые до 31.12.2009 имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

5. В рамках настоящей статьи под объектами недвижимого имущества, в отношении которых может быть осуществлен кадастровый учет, понимаются:

Земельные участки - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации);

Здания, сооружения (эти термины законодательно не обоснованы), помещения (жилые и нежилые);

Объекты незавершенного строительства - они были отнесены к объектам недвижимости Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ "О государственной регистрации"). При этом соответствующие изменения в ст. 130 ГК РФ, дополнившие ее указанием на объекты незавершенного строительства как на объекты недвижимости, были внесены только в конце 2004 г.

6. В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу отнесены особые виды недвижимого имущества, подлежащие государственной регистрации:

Воздушные суда (летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, - ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 33 ВК РФ воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации;

Морские суда, суда внутреннего плавания (самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов РФ. Регистрация судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке;

Космические объекты (любые объекты, запущенные или предназначенные для запуска в космос, доставленные на небесные тела либо сооруженные на них, - Конвенция ООН о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14.01.1975).

На основании ст. 17 Закона РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" космические объекты РФ подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность РФ;

Участки недр (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, - преамбула Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Их учет осуществляется в соответствии с порядком государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08.10.2007 N 261 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами". Основными целями учета и ведения государственного реестра работ являются осуществление государственного управления и государственного регулирования отношений недропользования, мониторинг состояния геологической изученности территории РФ. Ведение государственного учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр осуществляет Федеральное агентство по недропользованию. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" определены, в частности, следующие его полномочия в установленной сфере деятельности (п. 5.4.1). Оно осуществляет ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса.

В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятие в целом как имущественный комплекс также признается недвижимостью. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 30.06.2008) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае необходимости совершения сделки в отношении предприятия как имущественного комплекса государственная регистрация наличия и перехода права на предприятие в целом и сделки с ним проводятся федеральным органом в области государственной регистрации.

В связи с тем, что учет указанных ранее объектов недвижимости ведется в соответствии с положениями соответствующих нормативных актов, настоящий Закон в отношении их неприменим.

Содержание понятия "подземные сооружения" достаточно широко. В законодательстве отсутствует обобщение и трактовка его в полном объеме. В частности, к подземным сооружениям отнесены фундаменты зданий и сооружений, коммуникации электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, метрополитен, другие транспортные тоннели, магистральные и промысловые трубопроводы, оросительные и судоходные каналы, подземные сооружения местного значения, а также подземные сооружения, используемые для добычи подземных ископаемых (Леонтьев И.А. Комментарий к ст. 6 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Комментируемой статьей установлено применение настоящего Закона в отношении указанных объектов.

Статья 2. Правовая основа регулирования кадастровых отношений

Комментарий к статье 2

Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере кадастровых отношений применяются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с комментируемой статьей кадастровые отношения регулируются:

1) Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) - в соответствии со ст. 15 Конституции она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ;

2) указанными в комментируемой статье Кодексами, которые применяются при регулировании кадастровых отношений, непосредственно касающихся объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства).

К числу этих Кодексов отнесены:

а) Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) - в соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Но при регулировании кадастровых отношений подлежит применению не весь блок гражданского законодательства (ведь согласно ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих вышеназванные правоотношения), а только непосредственно указанный Кодекс.

Именно нормы ГК РФ составляют правовую основу регулирования кадастровых отношений, так как в данном Кодексе содержатся положения, регулирующие порядок и основания возникновения гражданских прав, а также их осуществление.

Так, в соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство (в том числе и ГК РФ) основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Например, в рамках настоящего Закона является существенным определение, которое дается в ГК РФ, понятию недвижимых вещей (ведь рассматриваемый Закон действует в отношении только части объектов недвижимости, названных таковыми в ст. 130 ГК РФ). В соответствии с п. 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Пункт 5 ст. 1 настоящего Закона устанавливает, что кадастровый учет осуществляется только в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее они называются объектами недвижимости). И отдельно в п. 6 указанной статьи дополнительно дано уточнение, что положения Федерального закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

Кроме того, ГК РФ регулирует правоотношения, касающиеся (применительно к настоящему Закону):

Вопросов, связанных с правом собственности, его возникновением и прекращением (согласно ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом всех собственников подлежат судебной защите равным образом);

Таких оснований приобретения права собственности на объект недвижимости, как приобретательная давность (ст. 234 ГК РФ);

Представительства (в соответствии со ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого) и последствий заключения сделки неуполномоченным лицом;

Регулирования сделок, например правоотношений сторон при заключении договоров подряда (гл. 37 ГК РФ);

Иных вопросов, подлежащих регулированию в соответствии с ГК РФ;

б) Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) - согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Кроме этого, важными в рамках настоящей статьи являются положения ЗК РФ, касающиеся предоставления земельного участка. В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка. Для этого, в частности, осуществляется выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными рассматриваемым Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. При выборе земельных участков для строительства (п. 2 ст. 31 ЗК РФ) орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости (сокращенно назовем его ФЗ о кадастре ) №221 регулирует все аспекты кадастровых отношений. Это официальный документ, действие которого распространяется на всю территорию РФ, и ему должны соответствовать нормативные акты субъектов федерации. Какие положения содержит этот закон, о чем самом важном в нем идет речь?

Основные положения №221 ФЗ о государственном кадастре недвижимости

В законе упомянуты все нормативные акты, содержащие положения, затрагивающие кадастровые отношения. В их число входит Конституция РФ, многочисленные кодексы: Гражданский, Лесной, Земельный, Жилищный; законы, другие акты. Описываются органы, регулирующие данный вид отношений.

Вторая глава закона о кадастре посвящена ведению кадастра недвижимости. Здесь содержится состав данных о:

  • Объекте недвижимости
  • Пролегании границ между субъектами, населенными пунктами
  • Проекте межевания
  • Кадастровом делении территории страны (его можно увидеть на Публичной кадастровой карте в интернете)
  • Поверхностных водных объектах.

Глава 3 касается порядка кадастрового учета. В этой главе прописаны:

  1. Сроки проведения учета.
  2. Лица, которые управомочены обращаться в кадастровые органы с заявлениями.
  3. Порядок подачи документов, который пригодится каждому собственнику, решившему узаконить свое имущество.
  4. Основания, при которых осуществление учета приостанавливается или прекращается.
  5. Механизм исправления ошибок, имеющихся в сведениях гос.кадастра.

Глава 4 о кадастровой деятельности рассматривает обязанности и права специалиста-кадастрового инженера, прописывается его ответственность. Также представлена информация об органах – саморегулируемых организациях этих специалистов. Рассматриваются основные направления их деятельности, порядок и результат осуществления кадастровых работ.

Глава 5 содержит заключительные положения.

Кому пригодится закон о кадастре?

Этот закон регулирует деятельность кадастровых инженеров, поэтому пригодится всем специалистам, занятым в сфере кадастра.

Помимо профессионалов, он будет полезен и обывателям – собственникам любых объектов недвижимости. Особенно полезными для них будут сведения из третьей главы. Именно там прописывается порядок постановки объекта на кадастровый учет и все сопряженные с этим процессом нюансы.

2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

4. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

5. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.


Судебная практика по статье 40 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ

    Решение от 6 мая 2019 г. по делу № А50-27718/2016

    Арбитражный суд Пермского края (АС Пермского края)

    857.21 2 210 587.72 н4 529 864.95 2 210 583.61 н5 529 880.13 2 210 574.60 н6 529 890. 40 2 210 569.10 н7 529 898.91 2 210 565.61 н8 529 901.10 2 210 563.92 н9 529 906.48 2210 561.10 ...

    Постановление № 44Г-8/2019 4Г-1254/2018 4Г-6/2019 от 15 марта 2019 г. по делу № 2-270/2018

    ...и фактически использовался Долженковой Л.И. с 1989 года. При проведении межевания земельного участка, принадлежащего Долженковой Л.И., были соблюдены требования, предусмотренные ст.ст. 39, 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Нарушений порядка согласования границ принадлежащего Долженковой Л.И. земельного участка с кадастровым номером № судом...
  • Постановление от 4 марта 2019 г. по делу № А46-3487/2018

    Восьмой арбитражный апелляционный суд (8 ААС)

    Между смежными земельными участками по точкам с т. 14 по т. 34 по контуру 1 по следующим координатам: т. 14 Х-479844.90 У-1309617. 40 ; т. 15 Х-479911.90 У-1309653.18; т. 16 Х-479916.50 У-1309643.90; т. 17 Х-479921.10 У-1309635.75; т. 18 Х-...

    Решение № 2-2795/2019 2-2795/2019~М-578/2019 М-578/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2-2795/2019

    Решение № 2-17/2019 2-17/2019(2-732/2018;)~М-367/2018 2-732/2018 М-367/2018 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2-17/2019

    Воткинский районный суд (Удмуртская Республика) - Гражданские и административные

    Росземкадастром 17 февраля 2003 года, содержат нормы, предусматривающие обязательное уведомление о проведении работ по межеванию всех лиц, прав которых могут быть затронуты межеванием. Согласно ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результаты согласования местоположения границ оформляются в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической...

    Решение № 2-1409/2018 2-148/2019 2-148/2019(2-1409/2018;)~М-1312/2018 М-1312/2018 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2-1409/2018

    Октябрьский районный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    Соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В соответствии со ст. 40 Федерального закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей...

    Решение № 2-686/2019 2-686/2019~М-6/2019 М-6/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2-686/2019

    Новочеркасский городской суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    В соответствующий орган истцом не направлялся. Сведения о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка в материалах дела отсутствуют. Между тем, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и...

    Решение № 2-114/2019 2-114/2019(2-2329/2018;)~М-1952/2018 2-2329/2018 М-1952/2018 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2-114/2019

    Липецкий районный суд (Липецкая область) - Гражданские и административные

    Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. В соответствии со ст. 40 ФЗ от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа...

    Решение № 2-202/2019 2-202/2019~М-106/2019 М-106/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2-202/2019

    Приморский районный суд (Архангельская область) - Гражданские и административные

    Или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Закона № 221-ФЗ). В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, ...

    Решение № 2-2804/2019 2-2804/2019~М-577/2019 М-577/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2-2804/2019

    Советский районный суд г. Краснодара (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте...

Российский Закон 221 о государственном кадастре недвижимости узаконил деятельность свода сведений о правовом, природном, хозяйственном положении различной недвижимости.

Документ принят в июле 2007 г., тогда же (июль) его одобрил Совет Федерации, а дата вступления в силу 24 июля 2007 г. Последняя редакция правового акта о государственном кадастре недвижимости в силе недавно, время вступления в силу — май 2016 г., также в ближайшее время будет вступать в действие следующая версия.

ФЗ 221 о государственном кадастре с изменениями на 2016 год — краткое содержание

Настоящий закон свел во едино и систематизировал каждое сведение о недвижимости в РФ. Также закон о кадастре систематизировал правовые отношения в связи с этим. Там установлены:

  • 1. Основные принципы ведения кадастра, все общие положения;
  • 2. Порядок ведения;
  • 3. Перечень документов нужных для ведения;
  • 4. Определен каждый орган, отвечающий за ведение.

Также в ФЗ указано, что должно попадать в документ — это каждый ранее или только учтенный земельный участок, любое сооружение, здание, недостроенный объект, то есть в отношении каждого из них выполняется регистрация. Законодательный орган Дума указала — леса не попадают под учет, исключение составляют лесные, водные объекты входящие в состав земельных участков. Также текст ФЗ говорит, что участки недр кадастром не учитываются.

Основанием для регистрации является заявление, которое подала любая заинтересованная организация, человек. В результате проведения учета любой недвижимости присваивают свой номер, отдельный пункт указывает, что данный номер используется не только для операций с недвижимостью, но и для налогообложения. Определен правовой статус основного профильного специалиста, которым является инженер — на него возложена основная техническая работа, за ним закреплено право основывать некоммерческие организации.

Статья 39 ФЗ 221 о государственном кадастре

Указание местоположения любых границ согласно закону о кадастре является важным моментом, поэтому должно выполняться по согласованию с каждой заинтересованной стороной, то есть соседями. Чтобы проверить соответствие документации каждый кадастровый инженер обязан дать объявление в СМИ и сообщить лично о собрании заинтересованных людей, делать это следует не позже чем за месяц до даты начала процедуры.

  • 1. Обеспечить возможность ознакомления людей с межевым планом;
  • 2. Провести согласование на местности с точным установлением всех границ.

Статья 27 пункт 5 ФЗ 221

Данный пункт статьи 27-ой указывает на то, что часто происходит ошибка, ведущая к отказу в регистрации недвижимости. Причина здесь, как правило, в том что, обращение поступает от ненадлежащего лица, то есть у него или его представителя нет соответствующих документов. Дабы избежать подобной проблемы, способной отсрочить момент начала работ, следует серьезно подойти к вопросу сбора необходимых документов для регистрации недвижимости в кадастре.

221 ФЗ о государственном кадастре недвижимости с изменениями на 2016 год

Данный федеральный закон — главный источник права сферы, гарант того, что все требования людей, организаций, работы связанные с ними, необходимое регулирование будет выполняться вовремя, качественно. Для этого часто происходит дополнение ФЗ, после чего этот правовой акт, каждое его положение, глава и статья становятся более современными, эффективными. Практика показывает, что новой версией с какими-либо изменениями закон может похвастаться регулярно, то есть каждый год, а то и несколько раз за указанный период. Дума и в дальнейшем будет принимать и вносить актуальные на сегодня изменения.

Изменения в 221 ФЗ в 2016 году кого коснулись?

Действующая редакция уточнила полномочия инженера, его право на деятельность в сфере недвижимости. Также было указано, что контроль за работой этих людей, их саморегулируемыми организациями осуществляет исполнительный федеральный орган. Любое решение кадастра можно обжаловать, для этого создается специальная апелляционная комиссия. Если комиссия признала требование обоснованным, то в течении дня в орган принявший решение будет направлено соответствующее уведомление, дальше будет выполнено внесение изменений. Если произошла кадастровая ошибка, то ее исправление бесплатно.

Статья 45 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости



Просмотров