155 от 25.03 мин эк развития. Особенности применения приказа

Методика оценки эффективности государственных закупок в РФ предназначена для оценки деятельности государственных заказчиков с точки зрения эффективности, законности, дисциплины исполнения ими государственных функций по обеспечению государственных нужд в товарах, работах, услугах.

В рамках методики проводится как оперативная оценка эффективности отдельных закупок, так и аналитическая оценка эффективности закупок в целом по заказчикам и отраслям.

Существует традиционная оценка - оценка эффективности расходования бюджетных средств по конкретной закупке. Данная оценка позволят оперативно определить, какова экономия бюджетных средств по каждой конкретной закупке. При этом система размещения заказов здесь не оценивается и не анализируется.

Поэтому, наряду с оперативной оценкой вводится аналитическая комплексная оценка, позволяющая оценивать не отдельные размещения заказов, а всю их систему в целом, оценивать не только экономию денежных средств, но и целый комплекс показателей эффективности системы закупок, в частности - планирование, определение начальной цены, средние отклонения цен контрактов от среднеотраслевых, соблюдение законодательства при размещении заказов, исполнение контрактов.

Оба вида оценки применяются параллельно - оперативная по каждой закупке, аналитическая - комплексно, по итогам отчетного периода по отдельным заказчикам, отраслевым департаментам, отраслям закупок, в целом по системе государственных закупок РФ.

Итоги каждой конкретной закупки оцениваются на предмет эффективности расходования бюджетных средств путем определения экономии. Экономия определяется в процентах от начальной цены контракта.

При этом по полученной экономии дается оценка и приводятся конкретные рекомендации по увеличению экономии в ходе закупок.

Показатель эффективности (E) рассчитывается как:

С нач - начальная цена контракта,

С кон - цена, по которой заключается контракт.

При этом закупкам присваиваются различные степени эффективности расходования бюджетных средств.

Таблица 4. - Степени эффективности расходования бюджетных средств

Значение показателя эффективности Оценка эффективности деятельности Необходимые действия
Е=0 Неэффективна Изучение рынка Привлечение поставщиков
Е<5% Низкая эффективность Изучение рынка Привлечение поставщиков Возможно, очень точно определена начальная цена контракта
5%<Е<12% Нормативная эффективность Не нуждается в особых действиях
12%<Е<20% Высокая эффективность Особое внимание к исполнению контракта поставщиком
Е>20% Необоснованная эффективность Проверка обоснованности начальной цены Особое внимание к исполнению контракта победителем

Особое значение уделяется закупкам с необоснованной эффективностью, которая может быть результатом недобросовестных действий победителя либо существенного завышения начальной цены контракта.

Николаев И. считает, что на практике традиционная оценка закупок на предмет исключительно экономии бюджетных средств не отражает в полной мере степени эффективности закупок и может применяться только для оперативного анализа. При такой оценке из анализа выпадает ряд важнейших показателей, в частности - уровень конкурентности, соблюдение законодательства при размещении заказов, дисциплина планирования и исполнения контрактов. Кроме того, имеются изъяны при расчете экономии относительно начальной цены контракта, поскольку такой расчет не учитывает обоснованности определения начальной цены и реальных рыночных условий ценообразования. Поэтому вводится аналитическая оценка эффективности государственных закупок РФ, учитывающая вышеперечисленные факторы 14 .

По итогам отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) рассчитывается комплексный показатель эффективности закупок всех государственных заказчиков РФ.

Для определения комплексного показателя применяются наиболее важные показатели, демонстрирующие главные составные части проведения закупок и дающие возможность формализовать подход к оценке эффективности несмотря на особенности тех или иных заказчиков и отраслей размещения заказа.

Показатели характеризуют все стадии процесса размещения заказа -планирование, размещение заказа, исполнение контракта и дают наиболее полное представление о состоянии размещения заказов.

При расчете, в частности, используются следующие показатели:

1. К1 - экономия при размещении заказов.

Наиболее важный показатель. Показывает, насколько эффективно с точки зрения экономии бюджетных средств проводятся закупки заказчиком. При этом важно, что для сравнения применяется не начальная цена контракта (которая может быть определена неверно), а средние сложившиеся за квартал по отрасли цены предложений участников (учитываются в относительных величинах - проценте снижения начальной цены).

К1=Е/А*10 , где:

Ед - достигнутая экономия при размещения заказов за отчетный период;

Еср - средняя экономия по конкретной отрасли размещения заказов по всем заказчикам за отчетный период.

Экономия определяется на основе сопоставления цены товара (работы, услуги) закупленного по результатам размещения заказа, со средней ценой товара (работы, услуги) предложенной поставщиками по следующей формуле:

Б(Цс) - сумма средних цен предложений поставщиков (в случае конкурсов, котировок - средние цены, указанные в заявках, в случае аукционов - цены предложений всех участников аукциона) в целом за период по заказчику (либо за период по заказчику по отрасли размещения).

В случае отсутствия предложений, кроме предложения, по которому заключен контракт - для расчета принимается начальная цена контракта.

8(Цк) - сумма цен предложений, по которым заключен контракт в целом за период по заказчику (либо за период по заказчику по отрасли размещения).

Для определения достигнутого показателя экономической эффективности размещенных заказов за отчетный период применяется следующая формула:

Б(Цс) - сумма всех средних цен предложений поставщиков в

отчетном периоде по всем заказчикам либо по всем заказчикам по конкретной отрасли;

Я(Цк) - сумма всех цен контрактов, заключенных по итогам

размещения заказов, по которым определялась экономическая

эффективность в отчетном периоде либо по всем заказчикам либо по всем заказчикам по конкретной отрасли.

2. К2 - соблюдение законодательства при размещении заказов.

Показатель учитывает наличие установленных нарушений размещения заказов у заказчика в течение каждого квартала. Важность показателя определяется тем, что отсутствие нарушений и возможных злоупотреблений - неотъемлемая и важнейшая часть построения эффективной системы государственных закупок.

При отсутствии в отчетном периоде нарушений у заказчика значение критерия будет определяться равным: К2=10 баллов.

В случае установления нарушений при размещении заказов в отчетном периоде значение критерия определяется по формуле:

К2=10*(1-Кн/Крз) , где:

Кн - количество нарушений в отчетном периоде;

Крз = 10 , при количестве размещенных заказов в отчетном периоде менее 10;

Крз = фактическому количеству размещенных заказов в отчетном периоде, если оно больше или равно 10.

При получении результата = 0 или отрицательного результата (-) значению критерия присваивается - 0 баллов.

Учитываются нарушения, установленные по итогам проверок, рассмотрения жалоб участников размещения заказа.

3. К3 - доля конкурентных закупок.

Учитывается доля закупок в общем объеме, проведенная путем проведения торгов либо запросов котировок цен у оцениваемого заказчика в сравнении со средним показателем по всем заказчикам. Важность показателя определяется тем, что только конкурентные закупки позволяют обеспечить экономическую эффективность системы государственных закупок, сокращение доли закупок у единственного источника - одна из наиболее важных составляющих эффективности.

К3= (Pрассм/Рср)*100 , где:

Ррассм. - доля закупок, осуществленных путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок цен у рассматриваемого заказчика;

Рср - доля закупок, осуществленных путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок цен в среднем по всем государственным заказчикам.

При этом не учитываются закупки у субъектов естественных монополий и иные закупки, которые не могут быть осуществлены на конкурентной основе

4. К4 - выполнение планов при размещении заказов.

Система планирования - важнейший аспект размещения заказа, позволяющий сбалансировать систему закупок. Показатель оценивает систему планирования каждого заказчика. Выявляется наличие отклонений в фактически проведенных закупках от плана - наличие незапланированных закупок, непроведение запланированных закупок, нарушение сроков проведения закупок.

Базовое значение К4=10 .

При наличии отклонений фактических размещений заказа от плановых, в частности:

1) наличие внеплановых размещений;

2) нарушение сроков размещений;

3) неразмещение запланированных заказов (К4=0) .

5. К5 - дисциплина исполнения контрактов.

По сути, размещение заказа не заканчивается на этапе заключения контракта. Для оценки эффективности размещения необходимо оценить

основную цель размещения заказа - получение тех благ, для которых оно и проводилось. Поэтому в систему показателей оценки вводится показатель оценки исполнения контрактов на предмет сроков исполнения, качества исполнения и иных.

Выявляются следующие нарушения:

1) незаключение контракта;

2) нарушение сроков передачи контракта на подписание;

3) нарушение сроков регистрации контракта;

4) нарушение обязательств по контракту;

5) нарушение сроков уведомления об исполнении (расторжении) контракта.

Базовое значениеК5=10

При наличии нарушений дисциплины при заключении и исполнении контрактов по вине заказчика, в частности:

1) незаключение контракта;

2) несоблюдение сроков передачи контракта на подписание;

3) несоблюдение сроков регистрации контракта;

4) несоблюдение обязательств по контракту;

5) несоблюдение сроков уведомления об исполнении (расторжении) контракта (К5=0) .

6. К6 - обоснованность определения начальной цены контрактов.

Показатель эффективности расходования средств необходимо дополнить показателем обоснованности определения начальной цены контракта. Сложилась практика, когда начальная цена контракта определяется не на основе реальной рыночной конъюнктуры, а иными путями - произвольно, исходя из имеющихся лимитов бюджетных ассигнований, только из опыта предыдущих закупок и т.п. Показатель позволяет определить, насколько верно заказчик определяет начальные цены контрактов и оценивает, насколько велико отклонение начальной цены контракта от среднеотраслевой.

Рассчитывается отклонение определенной заказчиком начальной цены контракта от средней цены контракта, предложенной участниками размещения заказа.

В случае, если отклонение не превышает средней экономии по отрасли К6=10.

В случае наличия указанного отклонения, применяются понижающие коэффициенты:

1. Отклонение до 5% - К6=10*0,9.

2. Отклонение до 10% - К6=10*0,8.

3. Отклонение до 15% - К6=10*0,7.

4. Отклонение до 20% - К6=10*0,5.

5. Отклонение свыше 20% - К6=0.

В случае отсутствия сведений по данной отрасли, показатель не применяется, показателю К1 присваивается вес 0,5.

Итоговый показатель комплексной оценки рассчитывается путем суммирования значений по каждому критерию с учетом их весовых коэффициентов:

K = К1*Х 1 + К2*Х 2 + К3*Х 3 + К4*Х 4 + К5*Х 5 + К6*Х 6 , гдеX n -весовые коэффициенты,п=1,6.

Весовые коэффициенты показателей определяются экспертным путем исходя из сравнительной значимости каждого показателя комплексной оценки.

Для оценки эффективности деятельности используется следующая балльная шкала:

Таблица 5. - Балльная шкала для определения оценки эффективности

деятельности государственных закупок

Исходные данные для проведения оценки эффективности государственных закупок приведены в таблице 8 «Приложение Е».

В РФ наиболее эффективными способами государственных закупок являются запросы котировок, открытые конкурсы, открытые аукционы. С моей точки зрения, в отношении этих способов проведения госзакупок особых действий принимать не следует, так как они имеют нормативную

степень эффективности расходования бюджетных средств. Менее эффективными способами государственных закупок являются торги на товарных биржах и закупки товаров из единственного источника. Поэтому для данных способов проведения госзакупок необходимо принять следующие меры: изучить рынок, привлечь поставщиков и более точно подойти к определению начальной цены контракта.

Таким образом, итоги оценки эффективности деятельности государственных закупок позволяют:

1. Сравнить итоговые показателей по каждому из заказчиков и ранжировать заказчиков по степени эффективности проведения закупок.

2. Выявить динамику итогового показателя по каждому конкретному заказчику и в целом по области.

3. Выявить «проблемные» места в деятельности каждого заказчика путем выявления, за счет каких показателей снижается эффективность закупок.

4. Оценить значение и динамику показателей, применяемых при

расчете. Особое значение здесь имеет возможность определения

среднеотраслевых и средних по области значений экономии как в сравнении с начальными ценами, так и в сравнении с усредненными предложениями участников размещения заказа.

6. Иметь полную информацию о проблемах планирования по каждому заказчику.

7. Повысить дисциплину исполнения контрактов заказчиками.

8. Анализировать имеющиеся нарушения законодательства при размещении заказов.

Приложение

Структура управления государственными закупками

Рисунок 1. - Структура управления государственными закупками

Влияние государственных закупок на величину национального дохода

Рисунок 2. - Влияние государственных закупок на величину национального дохода

«Приложение В»

Перечень основных этапов создания системы электронных государственных закупок в России

Таблица 6.

Таблица 6. - Перечень основных этапов создания системы электронных государственных закупок в России

Динамика закупок для государственных нужд в 2006-2011 годах

(млрд. руб.)

Рисунок 3. - Динамика закупок для государственных нужд в 2006-2011 годах

(млрд. руб.)

Структура закупок для государственных нужд в 2008-2011 годах (млрд.

руб.)

Рисунок 4. - Структура закупок для государственных нужд в 2008-2011 годах

(млрд. руб.)

Модель управления государственными закупками, предполагающая консолидацию функций в рамках создаваемого

Федерального агентства

Таблица 7. - Модель управления государственными закупками, предполагающая консолидацию функций в рамках создаваемого

Федерального агентства

Исходные данные для проведения оценки эффективности государственных закупок

Таблица 8. - Исходные данные для проведения оценки эффективности

государственных закупок

Д.Ф. Аяцков

Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор

Дорогие друзья!

Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!


Е.В. Лабазнова

Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент

Дорогие друзья!

Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе совместного труда большого количества ведущих экспертов и преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы. Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте, послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш успех только в Ваших руках!

Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N 155
"Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

С изменениями и дополнениями от:

2. Товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 3 - 7 настоящего приказа.

3. При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.

4. При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса или запроса котировок рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в запросе котировок, которые содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, по критерию "цена контракта" производятся с применением к предложенной в указанных заявках цене государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения либо иного юридического лица в соответствии с частями 1 , 4 - 5 статьи 15 Федерального закона (далее - контракт) понижающего 15-процентного коэффициента.

Контракт заключается по цене контракта, предложенной участником конкурса, участником запроса котировок в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в запросе котировок.

5. При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения запроса предложений рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, которые содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, по критерию "цена контракта" производятся с применением к цене контракта, предложенной в указанных заявках, понижающего 15-процентного коэффициента.

Контракт заключается по цене контракта, предложенной участником запроса предложений в окончательном предложении.

6. В случае если несколькими участниками конкурса, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений представлены одинаковые условия исполнения контракта (одинаковые цены контракта, в случае проведения запроса котировок) с учетом предоставления преференции, контракт заключается с участником конкурса, участником запроса котировок, участником запроса предложений, имеющим право на предоставление преференции.

7. При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.

8. При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:

в) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа;

г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров;

д) в рамках одного конкурса (лота), запроса котировок или запроса предложений предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своей заявке, окончательном предложении предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет менее половины (менее 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.

Для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке:

требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара;

требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, окончательном предложении цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;

положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, запросе предложений, окончательном предложении несет участник закупки.

10. В контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений, окончательном предложении, с которым заключается контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.

11. В случае если победителем аукциона в заявке на участие в аукционе не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.



Просмотров