12 таблиц кратко. Обязательства из деликтов

Связывается принятие (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов - Законов 12 таблиц . Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст ещё двумя таблицами Традиционная версия происхождения Законов 12 таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение.

Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов 12 таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов 12 таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы. В Законах 12 таблиц право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы 12 таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для общего обозрения на форуме. Знание этих законов было обязательным. В своём первоначальном виде Законы 12 таблиц не сохранились (погибли в 390 г. до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в 16-17 вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Ряд противоречий в Законах 12 таблиц может быть объяснён тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения. По своей сути Законы 12 таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима, влияние на них оказало греческое право.

Законы 12 таблиц отражали ещё сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы 12 таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистры), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности.

В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т.е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка. Источники: обычаи, законодат-во рим царей. З 12 т по существу явл обработкой и консалидацией обыч права. З 12 т были отменены в 4 веке до н.э. в ходе законодательных реформ императора

Одним из первых памятников римского права являются законы XII таблиц. Выше уже говорилось о том, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями стала выработка комиссией 10 (децемвиров) в 451–450 гг. до н.э. законов XII таблиц, которые получили свое название от того, что были начертаны на 12 деревянных досках – таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.

Законам XII таблиц присущи многие черты древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного права, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), сакральный характер (связь с религией).

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за "перст божий".

Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV–III вв. до н.э. законы XII таблиц стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

Регулирование имущественных отношений

Первые века Римской республики земля – главное достояние граждан – находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей (ager publicus). Пахотной земли было мало, и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием для переделов земли в интересах справедливого распределения, ограничения количества земли и количества скота, выпасаемого на общественных пастбищах. Примером таких ограничений может быть закон Лициния Секстин 367 г. до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров (125 га) государственных (общественных) земель и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – манципируемых (res mancipi) и неманципируемых (res nec mancipi). К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения; ко второму – все другие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории (продажи, дарения и пр.) требовалось соблюдение формальностей, носивших название "манципации". Слово это произошло от "манус" – рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Для совершения обряда манципации требовалось присутствие собственника вещи и приобретателя, пяти свидетелей – совершеннолетних римских граждан, весовщика, держателя медных весов (необходимого элемента обряда), кусочка меди как эквивалента оплаты, затем самой вещи, если она была движимой, или ее символа, если она была недвижимой (черепица от дома, кусок дерна с участка земли). Наложив руку, следовало еще сказать: "Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (т.е. потомков обожествленного Ромула Квирина). Манцинация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег (без манципации) было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Обряд манципации возник до появления чеканной монеты (асса), но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем, возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

В принципе, собственник осуществлял полное и исключительное господство над вещью. Однако уже законы XII таблиц предполагали некоторые ограничения, так называемые сервитуты, т.е. право пользования чужой вещью в определенном хозяйственном отношении.

Что касается займа, законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и прочим, знают еще и так называемый нексум, т.е. самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор выводил должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах XII таблиц уже знакомым нам словом "нексум" – долговое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, законы XII таблиц выдя- ляют и обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще: воровства, потравы и пр. Виновный присуждался к выплате штрафа. В случае членовредительства допускался талион. Вор должен был возместить стоимость вещи в кратном размере. Если вор был захвачен с поличным, то он подвергался бичеванию и выдавался потерпевшему. Вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

Семейное право

Римская семья, как ее рисуют законы XII таблиц, была строго патриархальной, находящейся под неограниченной властью домовладыки, которым могли быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделением из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.

Напротив, усыновленный и тем принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

В Риме существовали три формы заключения брака: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и в результате женщину-невесту отдавали под безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: "Где ты, Гай, там найдешь и меня". Второй способ заключения брака состоял в виде покупки невесты (в форме манципации).

Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и самих врачующихся. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчин устанавливался путем осмотра. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели рабы, перегрины, латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, но в 445 г. до н.э. запрет был отменен законом Канулея.

Типичной формой был брак с властью мужа (cum manu). Однако уже законы XII таблиц знают и брак "sine manu", т.е. "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но эго только предположение. В браке "sine manu" женщина получала значительную свободу, включая свободу развода, которой она не имела в "правильном браке". В случае такого развода женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку "sine manu" было обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака постепенно отмирали.

Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали на муже, который распоряжался приданым, принесенным женой и являвшимся его собственностью.

В браке "cum manu" муж или домовладыка имели неограниченную власть над женой, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Однако отсутствие в древнейший период юридических ограничений для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены – только в браке "sine manu".

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца. Наследники могли, впрочем, нс делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Уголовное право

В древнейший период римского государства преступления рассматривались как публичные деликты (delictum publicum), т.е. правонарушения, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений еще не был широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. По законам XII таблиц предавались смертной казни лица, которые подстрекали "врага римского народа к нападению на Римское государство" или же предавали "врагу римского гражданина". Среди других преступлений выделялись умышленные убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жатва в ночное время и т.д.

Хотя в самих законах XII таблиц (в пересказе римских юристов) утверждается, что смертная казнь применялась "за небольшое число преступных деяний", последняя упоминалась в целом ряде статей. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства ("лишением огня и воды"). Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религиозные проклятья.

При определении наказания в древнейшем римском праве еще слабо учитывались такие категории, как вина, степень участия в преступлении и т.д. Лишь в редких случаях различались умышленные и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные наказания. В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время, за кражу с поличным). По общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди.

Судебный процесс

Первой формой судебного процесса в Древнем Риме был легисакционный процесс. Эта древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев закреплялась законами XII таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась in iure, вторая – in iudicio. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризовалась свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, которым для данных случаев со временем сделался претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, которое было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

Законы ХП таблиц – оригинальный источник для изучения особенностей экономических отношений, социальной структуры, правовых норм в период ранней Римской республики. Законодательство было создано во время острой борьбы между патрициями и плебеями, которые стремились получить право пользования общественной землей, добиться отмены долговой кабалы, политического равенства с патрициями. Согласно традиции по настоянию плебеев в 451 г. до н.э. была образована комиссия из 10 децемвиров для записи действующего право. Работа была закончена в 450 г. до н.э. другой комиссией, в которую входили 5 децемвиров патрицией и 5 децемвиров плебеев. В 449 г. до н.э. общие для патрицией и плебеев законы. Свое название они получили потому, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.

Отличительной чертой Законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Это упущение принималось за “перст божий”.

Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV–III вв. до н.э. Законы стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр.

О семейном праве Древнего Рима следует сказать, прежде всего, потому, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, т.е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все “подвластные” домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с родством кровнородственным, когнатическим, в котором нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака – “сине ману”, т.е. “без власти мужа”. В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в “правильном” браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

Наследственное право. Самым существенным в наследственном праве может считаться признание права на наследство и за теми кровными родственниками (когнатами), которые прежде его не имели. Первыми наследовали, конечно, дети, а если их не осталось - внуки. Когда не было ни тех, ни других, к наследованию призывались братья наследодателя, дядья, племянники. Если их не было, претор предоставлял право наследования всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последующую. Само завещание стало составляться в письменном виде и удостоверяться свидетелями.

Право владения. В разговорной речи нередко употребляются слова “собственность” и “владение” в качестве синонимов. В римском праве владение определялось как фактическое господство лица над вещью, соединенное, естественно, с желанием осуществлять эту власть для себя. Самым распространенным видом владения было владение провинциальной землей. Ею можно было пользоваться, т.е. извлекать, присваивать приносимый ею доход; однако право собственности на провинциальную землю принадлежало римскому государству и владелец был обязан платить специальный налог. Таким образом, можно владеть вещью, но не иметь на нее права собственности. С другой стороны, нередко собственник по той или иной причине лишен фактического господства над вещью, а значит, и владения. Нельзя стать законным владельцем с помощью купли-продажи, дарения, мены, наследования, т.е. всяким таким способом перехода вещей, которое порождает право распоряжения, а значит, право собственности. Таким образом, может быть сказано, что владение возникает из добросовестного – без применения хитрости или насилия – пользования вещью, собственник которой либо не известен, либо безвестно отсутствует, либо не оказывает сопротивления. Владение не может, не должно быть вечным: этому препятствует экономический интерес. Нужно, чтобы владелец был заинтересован в улучшении владения, особенно земельного владения, чтобы он относился к нему как к своей собственности (удобрял, орошал, огораживал и пр.). Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа – res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.

Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр. – требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты – асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности. Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили посредством простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр. Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, т.е. салюзаклад должника – долговое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще – воровства, потравы и пр..

Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.

19. Римское право классического периода. Институция Гая.

На новом этапе истории РП его наиболее хар-ным источником становятся эдикты преторов, на базе к-ых наряду с цивильным правом вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы "преторское право" и "право народов". Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела - тройная) система источников права.

Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью кот-х он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Положения, кот-е содержались в эдиктах, не имели силу закона, но были обязательны, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок действия - год. Приходящий ему на смену претор лишь несколько изменял эдикт, внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась. преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью. Последний эдикт (Юлиана) - «вечный», обязателен для всех последующих магистратов. Следовательно претор эдикт перестает быть источником. Еще один источник - сенатус-консульт (выступали в качестве закона). Роль их как источника возросла, т.к. составлялись от имени принцепса. Ко 2 в. н.э. законодательство императоров превращалось в важнейший источник права, Они действовали на всей территории. Это: эдикты, рескрипты, декреты, мандаты. В классический период - деление на частное(получило более глубокую и тонкую разработку) и публичное. Вещное право - деление вещей на манципируемые и неманципируемые, на движимые и недвижимые, делимые и неделимые, заменимые и незаменимые. В 111 г. до н.э. - закон - земли, составляющие общественный фонд, не подлежат переделу. Появление новых видов права собственности.

Преторская (бонитарная) - когда приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества; провинциальная (для римских гр-н) и собст-тъ перегринов, в связи с расширением границ, включением новых провинций, рост числа иностранцев. «Традиция» - право собственности приобреталось в силу фактической передачи веши, другие способы приобретения - захват брошенных вещей, кот-е не имели хозяев, у врага; спецификация (создание новой вещи из чужого материала); приобретательная давность.

Формы гражданско-правовой зашиты:

виндикационный иск - (он предоставлялся собственнику вещи, кот-я была им утеряна) - это спор о собственности, в кот-м настоящий собственник д.б. доказать свой титул на спорную вещь;

негаторный иск - направлен против третьих лиц, выдвигающих необоснованные претензии не чужую вещь.

прогибиторный иск - устранение помех, кот-е препятствуют собственнику в использовании своей вещи. Развивается прачужие веши, появляется ряд земельных сервитутов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет»

Факультет заочного и дистанционного обучения

Контрольная работа

по дисциплине “История государства и права зарубежных стран”

ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ

Челябинск 2012

Введение

1. Предпосылки создания и общая характеристика Законов XII таблиц

2. Основополагающие характеристики и значение Законов XII таблиц для римского права

2.1 Защита прав собственности

2.2 Обязательственное право

2.3 Семейное право

2.4 Система преступлений и наказаний

Заключение

Список использованных источников

Введение

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества и представляет собой наивысшую ступень в развитии права в древнем мире. Право Древнего Рима по уровню развития законодательства и правовой мысли того времени не имело аналогов. Современники называли римское право ratio scripta - «писание разумом», тем самым подчеркивая точность формулировок, высокий уровень юридической формы, конкретность и практичность норм частного римского права, которые стали основой современного гражданского, коммерческого и торгового права.

Римское право отличается, прежде всего, довольно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран древнего Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы, предметом юридического регулирования.

Как правило, в развитии римского права выделяют три этапа:

1. Древнейший (архаический) период (753-242 гг. до н.э.) характеризуется существованием исторически первой системы римского права - jus civile . Субъектами цивильного права были коренные римские граждане (квириты), поэтому его часто называют «квиритским правом». Именно в этот период и появился такой источник римского права как Законы XII таблиц.

2. Классический период (242 г. до н.э. - 212 г. н.э.) - расцвет римского частного права, появление юриспруденции как науки, давшей миру образцы правового анализа и совершенства юридической формы регламентации общественных отношений, основанных на частной собственности.

3.Постклассический период (212-476 гг.) - этап приспосабливания римского права к новым феодальным отношениям, его кодификация и систематизация.

Целью данной контрольной работы является изучение такого источника римского права древнейшего периода как Законы XII таблиц.

В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:

Проследить историю возникновения Законов XII таблиц;

Выделить основные правовые институты, регулируемые Законами XII таблиц, а именно обязательственное право, имущественные отношения, семейное право, систему преступлений и наказаний;

Определить роль Законов XII таблиц в дальнейшем развитии римского права.

римский право семейный уголовный

1. Предпосылки создания и общая характеристика Законов XII таблиц

Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы (понтифики), которые присвоили себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были, по сути дела, первыми римскими юристами.

В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано произошло разделение религиозных норм (fas ), связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм (ius ), связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Тем не менее, понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, а совершение отдельных юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала (в виде, например, произнесения клятв).

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum ). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae ).

Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистраты и жрецы произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев.

В целом составление и издание кодекса, известного под названием Законы XII таблиц, совпало с началом республиканского правления. Согласно свидетельствам римских писателей и мыслителей, историю возникновения этого важного памятника напрямую связывают с борьбой плебеев и патрициев. Одной из причин недовольства плебеев патрициями в начале периода республики была неясность действующего обычного права. Применение права находилось в то время исключительно в руках патрицианских магистратов, и эта неясность права открывала возможность для злоупотреблений со стороны последних. Поэтому первой потребностью плебеев было установить действующее право в форме ясных писаных законов .

С этой целью еще в 462 г. до н.э. плебейский трибун Терентилий Арса внес проект о назначении комиссии для составления кодекса. Однако, в течении восьми лет патриции противились этой мысли, и лишь благодаря настойчивому поведению плебеев, все время выбиравших тех же трибунов, вынуждены были согласится. В 451 г. до н.э. согласно традиционной версии, была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децемвиры ), причем на этот год им была отдана вся власть; все магистраты, в том числе плебейские трибуны, на этот год избраны не были. К концу года они подготовили значительную часть законодательства, в частности 10 первых таблиц, которые и были, по предложению децемвиров, приняты народным собранием.

Для окончания работы на следующий год были выбраны новые децемвиры. Они подготовили еще 2 таблицы, но по окончании года не захотели сложить с себя полномочия. Это обстоятельство, а также факт грубого нарушения права и справедливости со стороны виднейшего из децемвиров, Аппия Клавдия, вызвали народное возмущение и падение децемвиров.

В результате острого политического конфликта была восстановлен прежний строй, создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.

Нужно упомянуть, что в самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего дли патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права (ius civile ), предназначенного исключительно для римских граждан.

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций жрецов- понтификов, которые тем не менее сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Однако, несмотря на то, что в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были первоначально записаны на 12 деревянных досках. Впоследствии, после пожара, было приказано отлить эти законы на медных таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центральной площади республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, и, следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 387 г. до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось современной наукой на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода.

Законы XII таблиц были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

Современные ученые неоднократно пытались собрать воедино все эти отдельно переданные нам положения Законов XII таблиц и расположить их в таком порядке, в каком они находились на каждой из первоначальной таблиц.

В дошедшем до нас Юстиниановском своде сохранились выдержки из комментариев к XII таблицам, написанного Гаем и состоявшего из шести книг.

Предположив, что Гай следовал порядку таблиц и каждую книгу своего комментария посвящал двум таблицам подлинного законодательства, на основании содержания известных нам отрывков Гая ученые пришли к выводу о том, что Таблицы располагались следующим образом:

Таблица I - о вызове в суд;

Таблица II - о завершении судебных дел;

Таблица III - об ответственности должника;

Таблица IV-V - о семейных и наследственных делах;

Таблица VI - о приобретении вещей;

Таблица VII - о пользовании земельным участком;

Таблица VIII - о наказаниях за ущерб;

Таблица IX - об общественных делах;

Таблица X - о порядке при похоронах;

Таблицы XI и XII условно объединяют те правила, которые трудно отнести к определенному разделу; касаются они в основном общегородских дел и отношений между сословными группами населения древней общины.

Как видно уже из приведенного перечня общего содержания, Законы XII таблиц касались почти исключительно гражданского права и процесса. Будучи синтезом правовых обычаев и законов, они имели громадное значение для дальнейшего развития римского права.

2 . Основополагающие характеристики и значение Законов XII таблиц для римского права

2.1 Защита прав собственности

В Законах XII таблиц первостепенное значение уделялось способам приобретения вещных прав и классификации самих вещей.

Священные (храмы, особые рощи, деревья);

Религиозные (души умерших, места погребения);

Нерушимые (стены, ворота города).

Все эти вещи, находившиеся в общем пользовании (к ним также относились воздух, море и тому подобное), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля - ager publicus ) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота (res extra commercium ).

Однако государственные земли расхищались патрицианской знатью, что вело к появлению крупного землевладения, а поэтому по вопросу о выделении участков земли из общественного фонда в течение значительной части республиканского периода шла острая борьба между плебеями и патрициями.

Эта борьба была несколько смягчена законом Лициния (367 г. до н.э.), по которому были предусмотрены равные права плебеев и патрициев на пользование землей и устанавливался максимальный размер участка, выделяемого из общественного фонда - 500 югеров (около 125 га).

В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было деление на:

Манципируемые (res mancipi ) и

Неманципируемые (res nec mancipi ) вещи.

К первой группе относились земли в Италии, рабы, рабочий скот, земельные сервитут, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй - все остальные вещи, обладание которыми не требовало особого контроля - предметы индивидуальной собственности: украшения, драгоценности, предметы обихода и прочее.

Отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации - особой процедуры, требовавшей сложной и торжественной обрядности (образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь).

Манципация относилась к числу строго формальных актов, заключаемых «посредством меди и весов». Она предполагала приглашение не менее пяти свидетелей - как правило, граждан Рима и весодержателя. Приобретатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться приобретенным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударял этим металлом о весы, (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве эквивалента (цены) тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Манципация давала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь, которое не могло возникнуть после простой уплаты денег. Обряд манципации должен был затруднить доступ к собственности неримским гражданам.

Строго говоря, в условиях таких ограничений древнейшее главное имущественное право еще нельзя назвать завершенной собственностью. Это было особое обладание, оно не носило вполне вещного характера и было неразрывно связано с положением обладателя как главы семейства. Приобрести такое обладание в древнее время можно было строго ограниченными путями: или по наследству в семье, или через обряд манципации, или посредством соединения чьей-то менее важной вещи с твоей главной (например, при использовании чужого бревна на постройку своего дома).

Неманципируемые вещи отчуждались путем простой их передачи- традиции (traditio ) без каких-либо особых формальностей, путем уплаты денег.

Позднее в древнейшем праве стал применяться еще один формальный способ передачи права собственности, который мог применяться как к манципируемым, так и неманципируемым вещам (in iure cessio ). Данная процедура представляла собой фиктивный судебный спор - мнимый судебный процесс, который разыгрывался в присутствии претора.

Покупатель делал вид, что отчуждаемая вещь принадлежит ему, и торжественно заявлял о своем праве собственности («данная вещь по праву квиритов принадлежит мне»), отчуждатель не возражал против такого утверждения, и претор присуждал данную вещь приобретателю, как, будто являющуюся его собственностью.

Уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу фактического владения ею в течение определенного времени (usucapio ). Законы XII таблиц запрещали приобретение права собственности по давности лишь в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей - в два года. Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допускались неточности в формальностях, а поэтому при строгости квиритского права приобретатель не получал права цивильного собственника на вещь и квиритский собственник сохранял право требовать возвращения последней через суд.

Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью в связи с необходимостью юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности древние сервитуты относились к категории манципируемых вещей.

В известной мере они ограничивали абсолютное право частной собственности, создавая равные возможности для участников хозяйственного оборота, компенсируя недостатки земельного участка (отсутствие воды, дороги, пастбищ, которые есть на соседнем участке). Наиболее существенными из них были следующие:

Право прохода через соседний участок;

Право прогона скота;

Право провозить груженые повозки;

Право отвести воду с участка соседа.

Эти сервитуты прямо предусматривались Законами XII таблиц. Например:

Собственник обязан был оставлять свободной по своей меже (для прохода, проезда, поворота плуга) полосу земли в два с половиной фунта;

Собственник обязан терпеть ветви, перевешивающиеся с дерева соседа, если они находятся на высоте не менее 15 футов;

Собственник должен пропускать соседа на свой участок через день для собирания плодов, упавших с его дерева;

Собственник не должен изменять искусственными сооружениями естественного стока дождевой воды; против таких сооружений предъявляется особый иск.

Все эти ограничения характерны для мелких хозяйств эпохи Законов XII таблиц. С течением времени к ним присоединились другие, например, правило о том, что никто не обязан терпеть исходящего с соседнего участка дыма, запаха, шума и т.д., если все эти явления выходят за пределы обычного.

В Законах XII таблиц была установлена дополнительная ответственность продавца перед покупщиком по поводу манципации. Такая ответственность известна в двух видах:

а) если впоследствии окажется, что продавец (манципант) не был собственником манципированной вещи и она будет отобрана у покупателя, то продавец обязан вернуть ее по двойной цене;

б) при продаже недвижимости существенно было, конечно, указание меры продаваемого участка; если впоследствии окажется, что действительное пространство земли не соответствует объявленной мере, то продавец также отвечает в размерах двойной стоимости недостающей земли.

Необходимо также упомянуть, что в древнеримский период подавляющее большинство судебных дел рассматривалось в частном (гражданском) порядке. С древнейших времен особенностью организации судебной системы и процесса было то, что они предусматривали две стадии судебного производства:

· «ин юре» (in iure ) и

· «ин юдицио» (in iudicio ).

На первой стадии дело рассматривалось у магистрата (обычно у претора), к которому должны были явиться лично истец и ответчик. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Неявка ответчика отдавала его во власть истца, который мог «наложить на него руку», т.е. поступить с ним как с неоплатным должником.

У претора истец в специальных формулах заявлял свои претензии к ответчику. В случае, если ответчик соглашался с истцом, процесс завершался на первой стадии. Но, как правило, ответчик также в торжественных выражениях заявлял о своем праве.

Совокупность ритуальных и строю формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, называлась «легис акцио» (legis actio ), а отсюда и сам процесс получил название легисакционного.

Были выработаны пять основных легисакционных формул. Наиболее распространенная из них (legis actio per sacramentum ) заключалась в том, что наряду с торжественными заявлениями стороны вносили залог, который терялся проигравшим дело в пользу казны. Нарушение одной из сторон порядка внесения залога автоматически влекло за собой проигрыш дела.

Если же обе стороны у претора соблюдали установленную процедуру, дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На этой стадии допускались представители сторон и защитники (адвокаты). Если одна из сторон без уважительных причин не являлась в суд, то проигрывала дело. На данной стадии процесс не был связан строгими формами. Судьи знакомились с доказательствами, выслушивали речи сторон и их защитников. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало.

2.2 Обязательственное право

Обязательства в древнейший период римского права возникали из договора и деликта (причинения вреда).

В древнейший период при неразвитости товарно-денежных отношений договоры (контракты) были еще немногочисленными и отличались ярко выраженным формализмом. Именно внешняя оболочка, а не содержание, определяла природу того или иного контракта, в форме которого могли быть выражены самые различные обязательственные отношения.

Другая черта древнейших договоров - их односторонний характер. Правом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности.

В числе контрактов, наиболее ярко отражавших черты раннерабовладельческого права, был нексум , в форме которого выражались самые различные обязательственные отношения с манципируемыми вещами. Нексум - долговое обязательство под гарантию личной свободы был наиболее распространенной формой договора займа. Этот договор (подобно манципации) заключался в присутствии не менее пяти свидетелей и весовщика посредством «меди и весов». Он состоял в фиктивном обряде отвешивания меди (до появления денег это, видимо, имело вполне реальное значение) и в произнесении особой словесной формулы кредитором, в которой определялась суть обязательства должника (сумма долга).

Ответственность за неисполнение должного по обязательству вообще носила в древнейшем праве личный характер. После того как суд (или сами стороны сделки) признавал обязательство действительным и что наступил срок уплаты, должнику давалась отсрочка в месяц.

Если должник не выполнял и в этот срок обязательство, кредитор мог «наложить на него руку» и держать его в течение 60 дней в заточении в своем доме, посадить его на хлеб и воду и даже наложить оковы. За это время должник трижды выводился в базарные дни к претору на форум, где объявлялась сумма его долга (в расчете на выплату ее сородичами), а затем он продавался в рабство за границу.

В Законах XII таблиц говорилось даже о том, что должник, не вернувший деньги сразу нескольким кредиторам, мог быть разрублен ими на части (III. 6). Вероятно, в таких случаях использовались и особые соглашения об отработке долга. Но наиболее характерная черта этого договора состояла в том, что взыскание было направлено все-таки на саму личность должника. Такая личная ответственность была неизменным дополнением всех обязательств древнейшего права.

В глубь истории к религиозным клятвам восходит и другой древнейший контракт - стипуляция (stipulatio ). Формальный характер этого договора проявился в произнесении строго определенных словесных формул. Кредитор задавал должнику вопрос о том, обязуется ли последний совершить какое-то действие, на, что должник отвечал в утвердительной форме, использовав при этом те же слова. Первоначально в вопросе и ответе можно было пользоваться только одним глаголом - spondeo («торжественно клянусь»), а сама стипуляция носила название «спонсия» (sponsio ).

Естественно, что в древнее время, когда обман считался делом более законным и разумным, чем исполнение обещанного, такое обязательство требовало подкрепления. Во-первых, обмен спонсиями сопровождался также религиозной клятвой. Во-вторых, заем давали не просто так: предполагалось либо чье-то поручительство, либо залог; обещание возвратить залог также обретало форму спонсии. Для предотвращения излишнего разорения небогатых Законы XII таблиц запретили брать при займе более 1 % в месяц (т.е. 10 % годовых); раньше брали и до 100 % годовых.

Как и нексум, стипуляция представляла собой абстрактный контракт, т.е. могла включать в себя различные обязательства: заем, передачу вещи в ссуду, на хранение и т.д. Однако стипуляция могла совершаться только в отношении неманципируемых вещей. Исполнение обязательства по стипуляционному договору было строго ограничено лишь тем, что было упомянуто в вопросе и ответе. Исполнение стипуляции, наряду с совершением предусмотренного в ней действия, требовало вновь торжественной процедуры в обратном порядке.

Уже в древнейший период, как это можно видеть из Законов XII таблиц, обязательства возникали не только из договоров, но и из деликтов (правонарушений). Большинство предусмотренных в квиритском праве деликтов еще не считались нарушением общественного интереса, а рассматривались как посягательство на права частного лица, как частный деликт (delictum privatum ), совершение которого как бы ставило обидчика (правонарушителя) в положение должника потерпевшего.

Простой ущерб, нанесенный имуществу гражданина, требовалось возместить: либо в размере прямой стоимости поврежденного имущества, либо по собой таксе, установленной законами (так за злостную порубку чужих деревьев полагалось уплатить штраф по 25 медных ассов за дерево). Некоторым извиняющим обстоятельством совершения деликтов признавалась неосторожность: в этом случае просто возмещался ущерб.

Несмотря на содержащиеся в законах требования об уравнении в правах, Законы XII таблиц распространяли привилегии только на отношения между римскими гражданами. Всеми имущественными правами и обрядами: манципиум, манципация, нексум - могли пользоваться в свою пользу только полноправные граждане Рима. Если приезжий или перегрин заключал сделку через манципацию, никаких прав он затем требовать не мог и защиты в суде не получил бы. Законы XII таблиц заключали в себе право-привилегию - квиритское право древних римлян - которое в итоге стало важнейшим источником формирования гражданского права Древнего Рима.

2.3 Семейное право

Правовой регламентации семейных отношений Законы XII таблиц уделяют очень большое внимание, т.к. большая патриархальная семья была основной производительной и социальной единицей.

Личностью, субъектом прав в древнейшем праве считался далеко не всякий человек и далеко не всякий житель Рима. Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриахальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через его главу (pater familias ). «Отец семейства» был носителем юридических полномочий внутри фамилии и единственно правомочным лицом из всех ее членов перед общиной.

Древнюю римскую фамилию составляли не только родственники по крови или вследствие брачных связей. Законы указывали, что и вольноотпущенники входили в состав семьи, в тесных отношениях с семьей в целом находились рабы и клиенты. Глава семейства единственно должен был отвечать за правонарушения, совершенные членами его фамилии: от него же зависело, выдать ли виновных головой обиженному или, взяв вину на себя, возмещать ущерб.

Типичной формой брака был брак с властью мужа (cum manu mariti ). Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не был лицом sui iuris , т.е. имел самостоятельный семейный статус. Она полностью порывала со своими кровными родственниками (когнатами), подпадала под власть нового домовладыки и становилась связанной родственными отношениями с членами семьи мужа (агнатами).

Древнейшей формой брака был строгий брак, который устанавливал власть мужа над личностью жены (хотя она чаще всего оказывалась под властью отца мужа). Муж или домовладыка имели над ней неограниченную власть, вплоть до предания смерти. Впрочем, наличие неограниченной власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и согласие самих брачующихся. Брачный возраст для жены был 12 лет, для мужа - 14 лет. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели перегрины и латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, этот запрет нашел свое отражение в Законах XII таблиц, но в 445 г. до н.э. был отменен законом Канулея.

Строгий брак мог заключаться двумя способами:

1) в религиозной форме - для патрициев;

2) в форме сделки - для плебеев, когда предметом купли и продажи была невеста (по аналогии с манципацией).

Наряду со строгим браком в Законах XII таблиц выделяли и брак «без власти мужа» - нестрогий брак (sine manu ). Женщина оставалась под властью родного отца, распоряжалась своим имуществом, не передавая его мужу. Если же женщина не покидала дом мужчины в течение года, то супружеская общность и являлась признаком этого брака. Если же она уходила на три дня из мужнего дома, то тем самым прерывала срок давности.

В соответствии с этим, римская семья была основана на:

1) агнатическом родстве, т.е. родстве, основанном на власти и подчинении членов римской семьи домовладыке;

2) на когнатическом родстве (кровном родстве). Степень родства определялась как по прямой (сын, отец), так и боковой (брат и сестра) линиям.

Брак прекращался в случае смерти одного из супругов или утраты им правоспособности, а также в силу развода, который был в древнейший период редким явлением и допускался только по инициативе мужа в строго ограниченных случаях (прелюбодеяние жены или изгнание плода).

Для древнеримской семьи характерной была такая сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни (ius vitae ac necis ). Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца. Но потерпевший мог привлечь отца к имущественной ответственности в случае деликта, совершенного подвластным членом семьи.

Власть главы семейства в отношении своих домочадцев была значительной: он мог лишить жизни младенца, «отличавшегося исключительным уродством», мог троекратно продавать сына в рабство (после чего сын выходил из под власти отца), мог изгнать из дома жену (предположительно за какие-либо поступки). Считалось, что распоряжения главы семейства относительно своего «домашнего имущества» ненарушимы.

Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов. Усыновление осуществлялось также путем троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабство, а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца. Древнейшее римское право знало также опеку, которая устанавливалась над малолетними и женщинами, не вышедшими замуж, а также попечительство над сумасшедшими и расточителями.

Власть главы семейства имела разное юридическое содержание в отношении членов фамилии: одни считались как бы находящимися «под рукой», другие - под его опекой, третьи - в обладании сродни имущественными правами; наибольшими полномочиями право наделило главу семейства, конечно же, в отношении рабов и детей. Права эти были настолько значительными и своеобразными, что позднейший римский юрист Гай отметил: «Ни один другой народ не имеет столько власти над детьми как римский».

В римском праве архаического периода существовало два способа наследования имущества умершего домовладыки:

По закону и

По завещанию.

По общему правилу оно переходило к детям умершего («подвластным») или к ближайшим агнатам. Только в случае отсутствия ближайших агнатов имущество передавалось сородичам умершего.

Очень рано в Риме возникает и передача наследства по завещанию. Такое завещание утверждалось на народных собраниях. Законы XII таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми (Таблица V. 3). В завещании наряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое получало право истребовать эту вещь у наследника. Тексту завещания следовали слепо и свято придерживались его буквального текста.

В значительной степени общинно - родовые основы древнейшего римского права определили своеобразие ранних отношений граждан по поводу вещей.

2.4 Система преступлений и наказаний

Многие из частных деликтов, известных Законам XII таблиц, стали рассматриваться как преступления только в классическом периоде. А по квиритскому праву к категории частных правонарушений относились личная обида (iniuria ), а также воровство (furtum ).

Законы XII таблиц различают три степени личной обиды. Во-первых, самую тяжкую степень составляет членовредительство - для этого случая в законах сохраняется еще старый порядок - мщение по принципу око за око, зуб за зуб, если не состоялось добровольного соглашения между сторонами.

Вторую степень составляли другие, менее тяжкие, ранения. Здесь уже мщение запрещается, и, наконец, третий вид обиды состоит в нанесении иной, но все же физической, обиды: в побоях без повреждений, оскорбительных ударах и т.д. Обязательство, ложившееся на виновного (строго говоря, по Закону XII таблиц на вину не обращалось внимания, достаточно было самого факта совершения деликта), выражалось чаше всего в обязанности уплатить штраф в пользу потерпевшего (от 25 до 200 ассов).

Кража, когда вор был пойман с поличным, влекла за собой бичевание. После бичевания вор выдавался потерпевшему, который, вероятно, мог поступить с ним так же, как с неоплатным должником. Вор, совершивший ночную кражу, мог быть убит на месте.

Но государственная власть еще не берет на себя обнаружение и преследование преступника - все это остается еще делом самого потерпевшего, вследствие этого ему должны быть предоставлены и необходимые для этого средства. Одним из важнейших средств обнаружения вора являлся обыск. Но производство обыска было связано с вторжением в дом подозреваемого, а дом римлянина считался неприкосновенным: даже для того, чтобы позвать в суд, надо было выжидать ответчика перед его домом, т.к. войти в дом, против его воли было нельзя.

Законы XII таблиц содержат даже положения об обысках, при этом они знают два вида обысков. Один обыск строго формальный, обставленный несколько странной с нашей нынешней точки зрения процедурой - тот, кто желал произвести обыск, должен был войти в дом раздетым, лишь имея повязку вокруг бедер и держа в руках сосуд. Второй вид обыска - обыск простой с пониженной ответственностью - он происходил со свидетелями.

Цивильному праву, в частности и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты (delictum publicum ), т.е. собственно преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились, прежде всего, преступления против республики.

Так, предавались смертной казни лица, которые подстрекали «врага римского народа к нападению на Римское государство» или же предавали «врагу римского гражданина» (Таблица X. 5). Среди прочих преступлений также выделялись:

Убийства;

Сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц;

Лжесвидетельство;

Умышленный поджог;

Тайное истребление чужого урожая;

Потрава чужого урожая или жатва в ночное время и т.д.

Хотя в самих Законах XII таблиц (в пересказе римских юристов) утверждается, что смертная казнь применялась «за небольшое число преступных деяний», последняя упоминалась в целом ряде статей. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы.

Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства («лишением огня и воды»). Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религиозные проклятья.

При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (преступлений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, степень участия в преступлении). Лишь в редких случаях различались умышленные (преднамеренные) и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные юридические последствия (наказания).

В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время - Таблица VIII. 9; за кражу с поличным - Таблица VIII. 14). Уголовное право уже в древности обнаружило свои классовые подходы: по общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди. Они нередко приговаривались к смертной казни.

В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную (от лат. inquisitio - разыскивать, расследовать) процедуру. В течение всего процесса он поддерживал обвинение, вел допрос. Если магистрат выносил смертный приговор, то для приведения его в исполнение требовалось одобрение народного собрания.

Заключение

Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum ), один из древнейших сводов римского обычного права, являлись одним из первых писаных источников права. Структура ХII таблиц включала, кроме имущественных правил, нормы, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права.

Законы XII Таблиц закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты, семейные отношения). Систематизация правовых норм была примитивна, не всегда четко выделялись правовые институты, но тем не менее Законы XII таблиц можно рассматривать как единственный из древних правовых актов, отличавшийся относительным лаконизмом и чёткостью. Законы XII таблиц стали образцом последующей систематизации законов.

Законы XII таблиц зафиксировали частную собственность и узаконили рабство. Всякое посягательство на частную собственность каралось, виновных подвергали смертной казни. Бросается в глаза доминирующий объем норм, регулирующих имущественные сделки, и способы их обеспечения. Частно-правовые отношения становились двигателем публичных. Семейные отношения строились на главенстве домовладыки (патерфамилиас).

Дальнейшая судьба первого римского правового акта неоднозначна. Вплоть, до середины III в. до н.э безраздельно господствующей правовой системой было цивильное (квиритское) право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнейшим правом (квиритскими обычаями и ритуалами), нашедшим свое отражение в Законах XII таблиц. Квиритское право несло в себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства - общины, и даже с постепенным усилением в нем светского начала оно многое сохранило от религиозной торжественности и ритуальности, в силу чего форма права в этот период превалировала над его содержанием, а судебный процесс - над материальным правом. Формализм был одним из условий поддержания в раннеклассовом обществе устойчивого правопорядка, способствовавшего сохранению и воспроизводству патриархального уклада жизни. И именно Законы XII таблиц служили основой всего патриархального уклада жизни архаичного периода истории римского права.

Но объективно патриархальный уклад жизни тормозил развитие не только частнособственнических отношений, но и демократических форм общественной и политической жизни. К III в. до н.э. консервативное по своей социальной роли цивильное право стало превращается в препятствие на пути роста торговых отношений и пришло в противоречие с потребностями быстро развивающейся рабовладельческой системы, сохраняя, однако, ещё долгое время свою силу и значение.

Законы XII таблиц формально продолжали действовать и в дальнейшем, в классический период. Они были официально лишь отменены в VI в. н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана. Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц.

Список использованных источников

1. Байгутлин Р.И. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2013. 286 с.

2. Вологдин А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 575 с.

3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: Т.1; Древний мир и Средние века / Под ред. Н.А. Крашенниникова, О.А. Жидкова. - М.: Норма, 2006. - 720 с.

4. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 863 с.

5. Покровский И.А. История римского права. - Мн.: Харвест, 2002. - 528 с.

6. Римское частное право: Учебник/Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. - М.: Юристъ, 2004.

7. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2000. - 576 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ Законов XII таблиц - источника римского права древнейшего периода. Основные правовые институты, регулируемые Законами XII таблиц. Обязательственное право, имущественные отношения, семейное право, система преступлений и наказаний в римском праве.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2013

    История создания и структура Законов XII таблиц. Основные черты римского права по Законам XII таблиц. Право собственности, обязательственное право, обязательства из договоров, обязательства из деликтов, семейно-брачное право, наследственное право.

    реферат , добавлен 13.12.2016

    Характеристика римского права, обозначающего право Римского государства рабовладельческой формации. История возникновения кодекса, известного под названием Законов XII таблиц. Древнейший свод римского права, составленный коллегией мужей – децемвиров.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    Источники Римского права. Первые источники Римского права. Деятельность римских юристов, как источники римского права. Законы XII таблиц. Право собственности. Семейное право. Семья. Правовое положение главы семьи и подвластных. Родство. Усыновление.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2007

    Место римского права в правовой истории человечества. Происхождение Законов XII таблиц. Вещное, обязательственное и семейное право по Законам XII таблиц. Рассмотрение дел: легисакционный процесс и основные легисакционные формулы в римском праве.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Предпосылки и цели создания Законов XII таблиц. Характеристика общественных отношений в Римской империи во времена ранней республики. Правовое регулирование судебного производства, кредитно-денежных и семейных отношений, прав собственности, погребения.

    реферат , добавлен 06.07.2013

    История создания, структура и содержание Законов XII таблиц - основного источника публичного и частного права. Правонарушения и санкции, предусматриваемые в случае их совершения. Виды собственности и их охрана законом. Способы заключения браков у римлян.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Рассмотрение содержания законов XII таблиц как первого проявления основ римского права: регулирование посягательств на личность, воровство, повреждение или уничтожение чужих вещей. Изучение сущности обязательств из договоров в примитивном обществе.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Источники римского права, его законы, принципы, институции. Законы Двенадцати таблиц, роль в борьбе патрициев и плебеев реформ Аппия Клавдия. Свод римского гражданского права - Кодекс Юстиниана, справедливость как основной принцип правореализации.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2012

    Общая характеристика источников римского права. Обычаи и законы в римском праве. Деятельность римских юристов. Магистратское право (эдикты магистратов) и постановления императора. Законы XII Таблиц. Римская юриспруденция, виды императорских распоряжений.

Законы XII таблиц как основа цивильного права

Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э. Законы XII таблиц были первоначально записаны на 12 деревянных досках. Впоследствии после пожара консулы приказали отлить эти законы на медных таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным.

Причиной для создания законов XII таблиц послужило недовольство плебеев в неясности действующего обычного права. Применение права находилось в то время исключительно в руках патрицианских магистратов, что открывало возможность для всяких злоупотреблений с их стороны. Поэтому первою потребностью плебеев было установить действующее право в форме ясных писанных законов. С этой целью еще в 462 г. до Р. Х. плебейский трибун Терентилий Арса внес проект о назначении комиссии для составления кодекса, однако комиссия была собрана только спустя 8 лет. Особое посольство из трех человек отправили в Грецию для ознакомления с греческим правом и с законодательством Солона. В 451 г. была избрана комиссия из 10 человек, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.

Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. Возможно, что те или другие детали в изложенной выше истории возникновения законов XII таблиц переданы нам не совсем верно, но отрицать на этом основании самое существование их, как прямого законодательного памятника, и притом приблизительно указанного времени, невозможно.

(Итальянский ученый Паис в своей «Истории Рима», приходит к заключению, что Законы XII таблиц, есть не что иное, как частный юридический сборник, составленный в начале III в. до н.э. неким Кн. Флавием. Еще дальше пошел в этом направлении французский ученый Ламбер. По его мнению XII таблиц как особый законодательный памятник так же мало достоверен как 2 доски Моисеевых заповедей. Эти попытки опровергнуть даже само существование законов XII таблиц встретили серьезный и вполне убедительный отпор со стороны всех наиболее видных представителей современной науки. Так, например, Жирар среди многих других соображений усматривает невозможность позднего появления XII таблиц уже ввиду самого характера содержащихся в них положений: положения эти предполагают общество мелких земледельцев, архаический процесс, небольшую территорию (venditio trans Tiberim было бы бессмыслицей не только в начале II в. до Р. Х., но и значительно ранее) и т. д. Затем, с гипотезой Пайса или Ламбера совершенно не вязались бы многочисленные довольно ранние законы, отменяющие или дополняющие правила XII таблиц (например, lex Aquilia, lex Furia de legatis и т. д.).)

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой для общего для патрициев и плебеев единого цивильного (квиритского) права, предназначенного исключительно для римских граждан.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Небольшое влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов. Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".

Современные ученые неоднократно пытались собрать воедино все положения Законов XII таблиц и расположить их в таком порядке, в каком они находились на каждой из первоначальной таблиц. При этих попытках реконструкции руководствовались следующими соображениями. В дошедшем до нас Юстиниановском своде сохранились выдержки из комментариев к XII таблицам, написанного Гаем и состоявшего из шести книг. Предположив, что Гай следовал порядку таблиц и каждую книгу своего комментария посвящал двум таблицам подлинного законодательства, на основании содержания известных нам отрывков Гая ученые пришли к следующему выводу. Таблицы располагаются следующим образом:

Таблица I - «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право, судебный процесс).

Таблица II - «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).

Таблица III - «О займах и правах кредитора» (заём, кредит и кредитные ставки).

Таблица IV - «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей).

Таблица V - «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).

Таблица VI - «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).

Таблица VII-VIII - «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).

Таблица IX - публичное право, об общественных делах (равных).

Таблица Х - погребальное (церемониальное) право.

Таблица XI - божественное право (религиозные обряды).

Таблица XII - брачное право (мужа).

Из приведенного перечня общего содержания видно, что Законы XII таблиц касались почти исключительно гражданского права и процесса. Из других областей (права государственного или уголовного) есть только несколько совершенно разрозненных постановлений.

Законы XII таблиц были построены, с одной стороны, по древнему казуистическому принципу, с другой - по приемам религиозной заповеди: большинство норм начиналось с повелительного запрета, или напротив, разрешения («Да будет свободен...», «Пусть не уплативший...» и т.д.). Там, где полагалось наказание или конкретное решение правовой ситуации законы были строго определенны и формальны: заинтересованным лицам или суду не предлагалось никаких вариантов правовой оценки, никаких возможностей учесть какие-то случайные, но существенные для дела обстоятельства.

Уголовно-правовые постановления отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай «с обработанного плугом поля». Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство). Оскорбление, побои и членовредительство - компенсировались штрафом. Государственные преступления - устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др.Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту.

Собственность. Разделение вещей на две категории: res mancipi - земля, рабы, рабочий скот; res пес mancipi - все остальные вещи.

Отчуждение res mancipi должно было совершаться в строго установленной форме - mancipatio (манципация): продавец и покупатель приглашали не менее пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот раб принадлежит мне и я купил его за эту медь» . Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде были достаточными основаниями для признания сделки недействительной. Уплата денег без манципации было еще недостаточно, для возникновения права собственности.

Все другие вещи переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся в манципации» res пес mancipi.

Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn (кабала). По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку» (заточение в оковах). Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство. В 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено.

Семейные отношения - неограниченная власть домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим. Все живущие под крышей его дома были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства». По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).

В Риме существовали три формы заключения браков. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационноой форме). Третья форма брака «сине манну» - возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями. Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке «сине манну» жена приносила приданое (в «правильном» браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось. С течением времени именно браку «сине манну» было обеспеченно наибольшее распространение. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке «сине манну».

Вывод

Квиритское право несло в себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства - общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством, и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина. Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества, и даже с постепенным усилением в нем светского начала оно многое сохранило от религиозной торжественности и ритуальности.

Квиритское право отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в архаическом праве регулировались имущественные отношения и в первую очередь - отношения собственности. Большое значение имело строжайшее соблюдение торжественных процедур и обрядов. Формализм был одним из условий поддержания в раннеклассовом обществе устойчивого правопорядка, способствовавшего сохранению и воспроизводству патриархального уклада жизни. И именно Законы XII таблиц служили основой всего патриархального уклада жизни архаичного периода истории римского права.

Законы XII таблиц формально продолжали действовать в классический период. И были официально отменены в VI в. н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана.



Просмотров