Продовольственная служба вооруженных сил и направления ее совершенствования. Крупная взятка за заказы технических средств продовольственной службы Начальник центрального продовольственного управления мо рф

Эффективность управления продовольственной безопасностью достигается проведением системной и целенаправленной продовольственной политики, обеспечиваемой системой принимаемых органами государственной власти мер экономического, правового, организационного и иного характера. Целью проведения продовольственной политики является рост потребления населением Российской Федерации основных видов продовольствия до рекомендуемых размеров потребления. Основными задачами управления продовольственной безопасностью являются:

1) создание условий, при которых реальные денежные доходы и система социальной защиты жителей России позволяют им приобретать основные продукты питания в необходимом количестве и должного качества;

2) обеспечение роста производства продовольствия, оптовой и розничной торговли продовольствием в целях обеспечения доступности пищевых продуктов для удовлетворения потребностей российских граждан;

3) организация координационных действий органов различных ветвей власти, включая органы контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов, а также с производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по вопросам обеспечения продовольственной безопасности.

Важнейшей составляющей эффективного управления продовольственной безопасностью является разработка долгосрочной продовольственной стратегии государства. Эта стратегия направлена на достижение продовольственной безопасности как важнейшего условия сохранения суверенитета и независимости, экономической стабильности и социальной устойчивости страны. Она заключается в оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих факторов, ориентированных на более полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий, аминокислот и микроэлементов. Задача правительства состоит в том, чтобы на основе объективных экономических процессов разработать долгосрочные цели продовольственного обеспечения и принять соответствующие меры социально-экономического регулирования для их достижения.

Теоретические и методологические основы управления продовольственной безопасностью в России сформированы исходя из сущности продовольственной безопасности, из научных принципов эффективного использования ресурсного потенциала с учетом самодостаточности собственного сельскохозяйственного производства и эффективности сбыта сырья и продовольствия. Управление продовольственной безопасностью государства призвано базироваться на концепции обеспечения национальной продовольственной безопасности.

В механизме управления продовольственной безопасностью России соединяются узловые проблемы экономики, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, рынка продовольствия, изменения степени его зависимости от мирового рынка, социального положения, платежеспособности населения в целом и потребителей в различных регионах. На формирование и создание необходимого уровня продовольственной безопасности оказывает влияние совокупность двух групп диаметрально противоположных факторов. С одной стороны – негативные, снижающие общий уровень развития, а с другой – позитивные, соответствующие эволюционному прогрессу экономической системы. Первая группа факторов включает в себя:

  • часто меняющуюся нормативную правовую базу, регламентирующую экономическую деятельность организаций;
  • отсутствие действенного механизма ценообразования;
  • диспаритет цен на сырье, средства производства, готовую продукцию и услуги в различных сферах деятельности;
  • насыщение продовольственного рынка импортными товарами, оттеснение отечественных товаропроизводителей в рыночной среде;
  • невысокий уровень совокупного спроса на отечественные товары;
  • низкие темпы повышения уровня жизни населения;
  • несоответствие между темпами роста цен на товары (услуги) и доходов населения, наличие безработицы;
  • невысокий уровень нововведений в сфере материального производства и, в частности, в организациях пищевой и перерабатывающей промышленности;
  • моральное и физическое старение действующего оборудования, незначительный удельный вес принципиально новых разработок и “ноу-хау”, отсутствие механизма, стимулирующего появление новшеств;
  • слабое развитие инфраструктуры рынка;
  • недостаточную эффективность торгово-рыночных комплексов из-за слабого контроля за их деятельностью;
  • неэффективную приватизацию государственного имущества;
  • низкую эффективность кредитно-денежной, налоговой и таможенной политики;
  • отсутствие четких принципов и действенных методов планирования и стратегического прогнозирования в условиях рыночных отношений;
  • отсутствие точного учета и контроля использования ресурсов и факторов производства субъектами хозяйствования различных сфер;
  • отсутствие достоверной отчетности об их деятельности;
  • слабую информационную базу, не позволяющую правильно оценивать резервы и возможности различных структур экономики.

Преодоление негативных явлений предполагает развитие позитивных изменений. Ко второй группе факторов, оказывающих влияние на формирование и создание необходимого уровня продовольственной безопасности, исходя из опыта передовых стран и отечественной практики, можно отнести следующие:

  • создание стабильной нормативной правовой базы, позволяющей нормализовать функционирование экономической системы;
  • разработка механизма ценообразования и создание паритетной системы цен на продовольственное сырье и товары, потребляемые в аграрном секторе;
  • ограничение ввоза в страну импортных товаров, аналоги которых производятся или могут производиться отечественными организациями;
  • рост уровня доходов и общего материального обеспечения населения;
  • развитие отечественного производства и увеличение его объемов на основе повышения инновационной активности организаций агропромышленного комплекса;
  • повсеместная разработка нововведений, широкое внедрение достижений научно-технического прогресса;
  • квотирование экспорта дефицитного продовольствия;
  • разработка стратегии единой товарной политики, создание прогрессивных каналов движения товаров, развитие эффективных производственно-торговых структур и инфраструктуры рынка;
  • планирование и прогнозирование деятельности субъектов хозяйствования и всей экономической системы на основе принципов рыночных условий;
  • усиление интеграционных процессов между сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями, создание крупных специализированных организаций с превалирующей долей государственного капитала;
  • содействие развитию частного предпринимательства в области производства продовольствия;
  • внедрение эффективных и достоверных информационных систем;
  • определение посевных площадей гарантированного производства сельскохозяйственной продукции, достаточного для удовлетворения потребности населения и повышение урожайности сельскохозяйственных культур путем использования мирового опыта обработки земли и поддержания ее продуктивности;
  • применение элитных семенных форм при производстве продукции и использование местных видов ресурсов;
  • систематическое повышение качества продукции до уровня, соответствующего мировым аналогам.

В качестве основной формы государственного управления продовольственной безопасностью, все более широкое распространение должны получить федеральные, региональные, муниципальные целевые программы, стимулирующие в частности производство тех видов сельскохозяйственной продукции, которые наиболее конкурентоспособны на российском и мировом продовольственных рынках. Такие программы призва-ны содержать новую концепцию финансовой политики в аграрной сфере и методы государственной поддержки, адекватные условиям современного этапа развития России. Объемы и механизмы государственной поддержки необходимо тесно увязывать с другими направлениями государственного регулирования (ценообразование, кредитная политика, страхование, регулирование внешнеэкономической деятельности) и учитывать уровень платежеспособного спроса различных групп населения РФ, тенденции развития мирового аграрного рынка. Решение оперативных задач должно исходить из обязательного обеспечения стратегических интересов государства, прежде всего устойчивости агропромышленного производства и аграрного рынка, национальной продовольственной, энергетической и экологической безопасности, достижения паритета доходов урбанизированных и сельских территорий и т.д.

В целях повышения экономической доступности продуктов питания необходимы государственные программы развития производства новых видов пищевых продуктов улучшенного качества с низкой себестоимостью. Внешнеэкономическая политика государства призвана обеспечить защиту интересов отечественных товаропроизводителей и содействовать продвижению на мировой рынок тех видов продукции агропромышленного комплекса, по которым имеются экспортные возможности. Внешняя торговля сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольственными товарами должна стать одним из существенных финансовых источников развития агропромышленного комплекса. Для этого имеет смысл использовать такие механизмы государственной поддержки и регулирования, как компенсационные платежи, целевые сборы, акцизы, пониженные ставки налогов, пошлины на импортную сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, производимые в РФ в достаточных объемах.

Механизмы обеспечения продовольственной безопасности разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в рамках перспективной программы социально-экономического развития государства, а также специальных программ. При этом используются различные инструменты управления.

Представленные в схеме инструменты управления продовольственной безопасностью широко используются не только органами государственной власти, но и городскими органами управления. Так, в городе Москве в рамках управления продовольственной безопасностью на постоянной основе прово-дится мониторинг ее состояния, который имеет целью:

1) выявить эффективность исполнения городских целевых программ, договоров и соглашений в продовольственной сфере;

2) оценить финансово-экономическое состояние и имущественного комплекса организаций оптового продовольственного комплекса, поставщиков и производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, осуществляющих поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в город Москву с использованием средств бюджета города;

3) гарантировать качество и безопасность пищевых продуктов для населения города.

Cовременное управление продовольственной безопасностью должно базироваться на следующих основных направлениях:

  • научном обеспечении аграрного комплекса в целом и каждой отрасли в отдельности, способствующим конкурентоспособному ведению хозяйства, использованию ресурсосберегающих технологий и применению прогрессивных методов хозяйствования;
  • информатизации агропромышленного комплекса, означающей информационное и техническое обеспечение управленческих и технологических процессов, становлении разветвленной системы экономической и технологической информации, формирование эффективных средств получения, обработки, передачи, накопления и использования информации;
  • расширении сферы и видов агросервиса агропромышленного комплекса;
  • достижении сбалансированности производственных ресурсов и услуг.

К этому следует добавить постоянную разработку и внедрение в практику самых разнообразных нововведений, обеспечивающих позитивные результаты в качестве важного фактора построения инновационной экономики в России.

В результате опроса руководителей ОАО “Тракторная компания “Волго-градский тракторный завод”, нижегородского завода “Мельинвест”, Государственной агропромышленной лизинговой компании “Росагролизинг” автором диссертационного исследования было выяснено, что залогом успешности управления процессами продовольственной безопасности призван служить учет следующих факторов:

1) поддержание экологического равновесия сельскохозяйственного производства и недопущение ухудшения качества природной среды;

2) формирование благоприятных условий для концентрации капитала и усиления притока инвестиций в развитие сельского хозяйства, преобладающий объем которых должен формироваться за счет собственных средств организаций;

3) усиление государственного экономического воздействия на аграрную экономику. В связи с этим важно расширение возможностей централизованного субсидирования сельскохозяйственного производства, льготного кредитования основных программ и налогообложения организаций.

Здесь следует добавить организацию тесного взаимодействия производителей продовольственного сырья и предприятий, его перерабатывающих, для лучшего использования имеющихся ресурсов и более полного учета изменений спроса на рынке.

Залогом государственной продовольственной устойчивости России является сегодня восстановление целостности отрасли сельского хозяйства и ее управляемости, поддержка властными структурами инвестирования в отечественное производство продуктов питания. Созданию эффективной системы управления продовольственной безопасностью способствует начатая в настоящее время административная реформа, которая способствует повышению управляемости процессами продовольственной безопасности как на государственном, так и на местном уровнях, обеспечивая постепенный переход на интенсивные и ресурсосберегающие технологии в обеспечении продовольствием населения РФ, росту окупаемости ресурсов и производительности труда. Тут, однако, следует отметить, что серьезные недостатки в реализации административной реформы существенно сдерживает развитие этих положительных процессов.

Таким образом, можно заключить, что управление продовольственной безопасностью затрагивает не только непосредственное обеспечение населения качественными продуктами питания, но и способствует, например, опре-делению целесообразных методов реформирования агропромышленного комплекса, созданию современных форм переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, объединению усилий государственных органов и сельскохозяйственных организаций в выработке и претворении мер многоаспектного развития деревни и устойчивого повышения качества жизни сельского населения.

Обозначенные направления являются важными, но не исчерпывают всего многообразия факторов, обеспечивающих эффективное управление продовольственной безопасностью. По мере конкретизации задач по временным периодам они призваны дополняться рядом других характеристик.

Так, реализация целевой стратегии развития агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность, предполагает коренное преобразование его экономики. Эти изменения видимо будут происходить поэтапно: переход от состояния кризиса к стабилизации (первый этап) и от стабилизации к экономическому росту (второй этап).

В целом стратегия развития агропромышленного комплекса, базирующаяся на рыночных принципах, обязана обеспечить решение двуединой задачи: высокий уровень жизни и благоприятная среда обитания сельских жителей, с одной стороны, и достижение продовольственной безопасности государства – с другой.

Одной из главных задач аграрной политики государства является, как известно, создание эффективного агропромышленного производства в целях обеспечения населения продовольствием, а промышленности – сельскохозяйственным сырьем в объемах, необходимых для устойчивого экономического роста и социального развития страны. Формировать ее предстоит как систему экономических и правовых мер по обеспечению продовольственной безопасности страны за счет отечественного производства, а также по созданию благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности сельского населения.

Аграрная политика должна обеспечить преобразование системы экономических отношений, переход их на основу разнообразных форм собственности на продукцию, средства производства и землю, на всемерное развитие предпринимательства и создание условий для привлечения в него отечественных и иностранных инвестиций. Рациональная аграрная политика предполагает сбалансированное реформирование всего комплекса общественных отношений в цепи собственность – формы хозяйствования – хозяйственный механизм – воспроизводство. Сельское хозяйство в перспективе должно быть не только социально ориентированным, обеспечивать продовольственную безопасность государства и удовлетворять потребительский спрос, но и способным включиться в международное разделение труда, привлекать необходимые валютные средства и капиталы для дальнейшего наращивания производственного потенциала.

Проблема продовольственной безопасности также связана с задачей инновационного развития агропромышленного комплекса. Анализ новейших процессов, протекающих в российской экономике в последние два года, особенно эволюция агропромышленного сектора, показывает, что сегодня Россия находится в заметно более высокой степени готовности к модернизации, к приему масштабных инвестиций. Рассмотрим опыт инвестиционного сотрудничества государства и бизнеса на примере Краснодарского агропромышленного комплекса. В результате внедрения систем геоинформационных технологий в сельскохозяйственное производство и переработку удалось повысить уровень продовольственной безопасности края на 4,9%. Приведем основные области применения ГИС в сельском хозяйстве, имеющие влияние на показатели продовольственной безопасности.

Анализируя приоритеты аграрной политики, необходимо акцентировать внимание на всех ее важнейших аспектах – продовольственном, сельскохозяйственном, агропромышленном и внешнеторговом, а также на показателях, их характеризующих.

1. Продовольственный аспект является исходным в анализе приоритетов, поскольку служит количественным выражением генеральной цели аграрной политики – продовольственной безопасности. В то же время он определяет физиологические и платежеспособные границы спроса на продукты питания на внутреннем рынке, поэтому характеризуется показателями физиологической нормы потребления; сложившейся структуры потребления; обеспечения страны продовольствием, в том числе за счет собственного производства.

2. Сельскохозяйственный аспект определяет аграрный потенциал страны в получении продовольствия, характеризует фактическое состояние произ-водства и включает соответствующие показатели эффективности сельского хозяйства (продуктивность угодий, производительность труда, урожайность культур, продуктивность животных, окупаемость кормов, рентабельность производства, дотации, оплата труда, величина дотаций сельскому хозяйству, фондоотдача, соотношение уровней заработной платы сельскохозяйственных производителей и средней заработной платы в стране и другие факторы).

3. Агропромышленный аспект позволяет, с одной стороны, провести анализ материально-технической базы сельского хозяйства, а с другой, – оценить эффективность маркетинговой сферы. Наиболее важные показатели для оценки – укрупненная структура издержек производства, баланс производства продукции и коэффициенты товарности, использования продукции на различные цели.

4. Внешнеторговый аспект отражает взаимосвязь мирового и внутреннего сельскохозяйственных рынков. Он включает показатели зависимости от импорта по каждому из продуктов; баланс ввоза и вывоза сельскохозяйственной продукции; баланс ввоза и вывоза продуктов питания; соотношение уровня внутренних и мировых сельскохозяйственных цен, оптовых и розничных цен на сопоставимую продукцию собственного и импортного производства, реализуемую на внутреннем рынке и т.д.

Только всесторонний анализ с учетом действия и взаимодействия этих факторов, их динамики и перспектив может показать наиболее правильные пути решения задач в области продовольственной безопасности.

Эффективность реализации политики государства, связанной с обеспечением продовольственной безопасности неотделима, на наш взгляд от решения проблемы рационального использования трудового потенциала в агропромышленном комплексе РФ. Отметим, что несмотря на недостаток трудовых ресурсов в России в силу недостаточного развития трудоемких отраслей, концентрации, специализации производства, а также других факторов, в ряде сельских районов РФ определенная часть труда не используется, а значительная часть затрачивается неэффективно. Вместе с тем, от уровня организации сельскохозяйственного производства, от качества трудового потенциала, задействованного в решении задач продовольственного обеспечения РФ, зависит достижение продовольственной безопасности государства. При разработке политики обеспечения продовольственной безопасности объективно необходимо опираться на механизм регулирования и повышения эффективности использования трудовых ресурсов в аг-ропромышленном секторе. Этот механизм необходим для: увеличения производства продукции; реализации полной занятости населения; формирования благоприятных условий для жизнедеятельности работников; комплектования кадров, их подготовки и переподготовки; рационального соотношения производственных ресурсов и их использования; связи с формирующимся рынком труда; возрождения поселений, стабилизации сельского населения.

Надежное обеспечение продовольственной безопасности в РФ невозможно без создания современной инфраструктуры продовольственного рынка, координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. Необходимо также усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления.

Важное значение для формирования основ управления продовольствен-ной безопасностью РФ имеет законодательная база. В 2006 году был принят ряд федеральных законов, регулирующих различные аспекты отношений в аграрной сфере, в области земельных отношений, а также необходимых для реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Самый важный из них – Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264 ФЗ «О развитии сельского хозяйства», который регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Этот закон устанавливает также правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности – сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий. Однако, анализ убеждает, что в нем имеются недостатки.

Анализируя состояние обеспечения продовольственной безопасности, нельзя не обратить внимание на еще слабо используемые внутренние ресурсы, в частности, садоводства. Обеспечение населения плодами, разными фруктами, ягодами, то есть полноценным витаминным набором, – сегодня не менее акту-альная задача, чем выращивание зерна и овощей. Согласно данным ученых-биологов, нехватка витаминов особенно в период беременности женщин ведет к появлению слабых, порой недоношенных новорожденных. И если у населения нет достаточного количества витаминов, это означает, что страна не получит полноценного поколения. Таким образом, управление продовольственной безопасностью на уровне государства должно быть направлено в том числе и на решение обозначенной проблемы с учетом исторически сложившейся роли садоводства в жизнедеятельности человека. Однако эта отрасль выделяется в аграрно-промышленном комплексе страны значительными затратами трудовых и денежных средств и низкой рентабельностью.

Поэтому одна из существенных задач – при активной государственной ресурсной и правовой поддержке повысить уровень престижности труда садовода, сделать его привлекательным путем эффективного использования новых сортов плодовых и ягодных культур, реализации энергосберегающих технологий их возделывания и создания специализированных технических средств нового поколения для промышленного садоводства.

Таким образом, можно заключить, что управление продовольственной безопасностью государства – сложный процесс, в котором управленческое воздействие оказывается и на доходы сельхозпроизводителей, и на структуру сельхозпроизводства, и на аграрные рынки, и на социальную структуру села, и на межотраслевые и межхозяйственные отношения. И все это подчинено единой цели – созданию стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития национального агропромышленного производства, удовле-творения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально приемлемым ценам. Инструменты воздействия, применяемые для достижения поставленной цели, находятся на государственном уровне. Это налоговые льготы, государственное субсидирование и т.п.

При всей огромной значимости роли государства в обеспечении общена-циональной продовольственной безопасности следует отметить, что даже в ХХI веке деятельность человека, связанная с работой на земле, не только не потеряла свою значимость в производстве продуктов, но служит все более важным фактором обеспечения здоровья людей. Урбанизация привела к тому, что доля физического труда повсеместно резко сокращается. Стало привычным: то, что необходимо все чаще делают машины, техника, причем ее производительность в условиях научно-технической революции быстро растет. Человек только управляет техникой без особых физических усилий. В результате он отвыкает от силовой работы. Возможность работы в сельском хозяйстве не только дает дополнительные ресурсы для потребления и консервации, но позволяет гораздо больше сделать для упрочения физического состояния людей, нежели различные оздоровительные лекарства и добавки, которые нередко, как показывают исследования, не просто бесполезны, но все чаще оказываются вредными для организма.

Соглашение между Департаментом продовольственных ресурсов г. Москвы, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве и федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по г. Москве" от 30.03.2005 "О взаимодействии в области снижения рисков проникновения в оптовый продовольственный комплекс города Москвы недоброкачественных пищевых продуктов"

СОГЛАШЕНИЕ
от 30 марта 2005 года
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ
ПРОНИКНОВЕНИЯ В ОПТОВЫЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
ГОРОДА МОСКВЫ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Департамент продовольственных ресурсов города Москвы в лице руководителя Бабурина Александра Ивановича, действующего на основании Положения (далее - департамент), территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в лице исполняющего обязанности руководителя Филатова Николая Николаевича, действующего на основании Положения (далее - управление), федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по городу Москве" в лице главного врача Иваненко Александра Валентиновича, действующего на основании Положения (далее - центр), Российский союз предприятий холодильной промышленности в лице президента Антонова Анатолия Алексеевича, действующего на основании устава (далее - Союзхолод) и Союз предприятий плодоовощного комплекса в лице исполнительного директора Синицына Александра Дмитриевича, действующего на основании устава (далее - Союзплодоовощ), именуемые совместно "стороны", заключили настоящее соглашение о нижеследующем.
1. Предмет соглашения
1.1. Настоящее соглашение заключено в целях координации работ и взаимодействия сторон в области снижения рисков проникновения на оптовый продовольственный рынок города недоброкачественных пищевых продуктов.
1.2. Осуществляемая в пределах компетенции сторон координация работ достигается следующими путями:
- совместное планирование и рассмотрение результатов, выработка совместных предложений по вопросам обеспечения требуемого уровня качества и безопасности;
- совместное участие в мониторинге, обмене информацией по вопросам качества и безопасности продукции, находящейся в оптовом продовольственном комплексе города.
2. Взаимодействие сторон при осуществлении мониторинга
2.1. Стороны участвуют в проведении мониторинга:
- движения ресурсов в оптовом продовольственном комплексе Москвы;
- предприятий и организаций - участников оптового продовольственного рынка;
- состояния материально-технической базы предприятий и организаций оптового продовольственного комплекса.
2.2. Департамент информирует управление, центр, Союзхолод, Союзплодоовощ о мероприятиях, проводимых по формированию и выполнению закупок по годовым программам, а также о закупках продукции в городской резерв и городской заказ, по их дислокации, обслуживанию и выпуску, об организованных поставках.
2.3. Управление совместно с центром направляет департаменту, Союзхолоду, Союзплодоовощу сведения о результатах проводимого мониторинга качества ресурсов.
2.4. Стороны сотрудничают в следующей работе:
- создание и ведение реестра складских помещений Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров;
- создание и поддержание системы добровольной сертификации хранилищ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров "Моспродоптхранение".
2.5. Департамент, Союзхолод, Союзплодоовощ принимают меры к устранению выявленных управлением нарушений при проведении контрольных и надзорных мероприятий на предприятиях, в организациях оптового продовольственного комплекса и в случае необходимости на основании предписания управления готовят предложения предприятиям оптового продовольственного комплекса о расторжении договоров аренды складских помещений с организациями, допустившими грубые нарушения.
3. Взаимодействие сторон по обмену информацией
3.1. Департамент предоставляет информацию управлению, Союзхолоду, Союзплодоовощу о движении продовольственных ресурсов, находящихся в оптовом продовольственном комплексе Москвы.
3.2. Управление и центр информируют департамент, Союзхолод и Союзплодоовощ о следующем:
- факты выявления на предприятиях оптового продовольственного комплекса пищевых продуктов и сырья, не отвечающих требованиям нормативной и технической документации, факты несоблюдения предприятиями оптового продовольственного комплекса требований санитарно-эпидемиологических нормативных документов;
- запрещение на ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов и сырья из стран дальнего и ближнего зарубежья, неблагополучных в санитарно-эпидемиологическом отношении, не прошедшей регистрацию пищевой продукции и отмена запретов на ввоз продукции.
3.3. Стороны обмениваются информацией о предприятиях и организациях оптового продовольственного комплекса Москвы, систематически нарушающих требования законодательства в области качества и безопасности пищевых продуктов в рамках договоров поставки, бюджетного кредита, аренды помещений, и направляют предприятиям и организациям списки недобросовестных участников оптового рынка в целях исключения их функционирования на других объектах оптового продовольственного комплекса до устранения отмеченных недостатков.
3.4. Стороны определяют перечень вопросов, информация по которым может быть доведена до участников и операторов оптового продовольственного рынка Москвы.
3.5. Стороны обязуются не разглашать третьим лицам информацию, полученную друг от друга в рамках реализации настоящего соглашения и признанную сторонами конфиденциальной.
4. Полномочия сторон по обеспечению взаимодействия в области
снижения рисков проникновения в оптовый продовольственный
комплекс недоброкачественной продукции
4.1. В целях снижения рисков проникновения в оптовый продовольственный комплекс недоброкачественной продукции осуществляется следующее:
- департамент включает по согласованию с Союзхолодом и Союзплодоовощем требования по качеству и безопасности в условия квалификационного отбора поставщиков, договоры бюджетного кредита (финансовая поддержка) для выполнения программы закупок основных социально значимых видов продовольствия;
- Союзхолод и Союзплодоовощ рекомендуют предприятиям оптового продовольственного комплекса Москвы, предоставляющим услуги по аренде складских помещений, включать в соответствующие договоры на аренду помещений условия и требования по качеству и безопасности продукции, производственной санитарии и контролю;
- Союзхолод и Союзплодоовощ рекомендуют предприятиям оптового продовольственного комплекса включать соответствующие требования и условия по качеству и безопасности продукции в договоры на поставку (закупку) продукции;
- департамент, Союзхолод, Союзплодоовощ, управление и центр способствуют разрешению вопросов, возникающих при оценке качества и безопасности продукции.
4.2. Стороны разрабатывают совместные мероприятия по недопущению проникновения в оптовый продовольственный комплекс Москвы недоброкачественных пищевых продуктов.
4.3. Стороны принимают участие в разработке и осуществлении технических регламентов, стандартов по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов, хранения, переработки, использования пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные источники (в пределах своей компетенции).
4.4. Стороны участвуют в разработке городских целевых программ, генеральных соглашений, условий квалификационного отбора, проведения тендеров и конкурсов, а также проектов договоров бюджетного кредита, поставок и аренды складских помещений с целью обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, повышения ответственности и соблюдения предприятиями требований санитарно-эпидемиологического и производственного контроля.
4.5. Стороны взаимодействуют в области выполнения предприятиями и организациями оптового продовольственного комплекса требований действующих нормативных правовых актов, инструкций и иных документов, регламентирующих вопросы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
4.6. Стороны организуют совместное проведение совещаний и семинаров, а также содействуют обучению специалистов предприятий оптового продовольственного комплекса города по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
4.7. В целях организации вышеупомянутых работ стороны могут создавать временные рабочие органы (штабы, рабочие группы, комиссии и т.д.).
4.8. По договоренности между руководителями сторон их представители могут участвовать в работе совещаний, коллегий, "круглых столов" и других мероприятиях, организуемых по вопросам обеспечения снижения рисков проникновения недоброкачественной продукции в оптово-продовольственный комплекс города.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами.
5.2. Настоящее соглашение заключено на неопределенный срок.
5.3. Настоящее соглашение может быть расторгнуто сторонами по взаимному согласию либо по требованию одной из сторон путем письменного уведомления. В этом случае настоящее соглашение считается расторгнутым через один месяц после получения сторонами письменного уведомления о его расторжении.
5.4. Любые изменения и дополнения к настоящему соглашению должны быть совершены в письменной форме и подписаны сторонами.
5.5. Настоящее соглашение составлено в пяти экземплярах (по одному для каждой стороны), имеющих одинаковую юридическую силу.
Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента
продовольственных ресурсов
города Москвы
А.И. Бабурин
И.о. руководителя территориального
управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия
человека по городу Москве
Н.Н. Филатов
Главный врач Федерального
государственного учреждения
здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
по городу Москве"
А.В. Иваненко
Президент Российского союза
предприятий холодильной
промышленности
А.А. Антонов
Исполнительный директор
Союза предприятий
плодоовощного комплекса
А.Д. Синицын

Ежегодно 18 февраля в нашей стране отмечается День продовольственной и вещевой службы ВС России. Его отмечают все военнослужащие и специалисты, имеющие отношение к данной службе, входящей в систему Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. Данная служба имеет огромнейшее значение как в мирное, так и в военное время, так как известный еще с древнейших времен принцип «сытый солдат – основа армии» остается неизменным и сегодня.

До середины XVII века в нашей стране не существовало организованной системы питания военнослужащих. Государство просто не отпускало армии средств на продовольствие, поэтому все заботы о пропитании возлагались на самих солдат, которые приобретали продукты для себя и корм для лошадей за счет личных средств, в том числе за счет получаемого жалования. При этом служивые люди, которые направлялись на сборы, часть продовольствия приносили с собой из дома, а часть приобретали у местных жителей. Пищу обычно готовили при помощи той посуды, что оказывалась под рукой. К примеру, как отмечали летописцы, при князе Святославе мясо в котлах не варили, а пекли его на углях. Хлеб обычно выпекался в крестьянских печах, а потом просто брался с собой.


Все изменилось кардинальным образом в Петровскую эпоху, после того как Пётр I 18 февраля 1700 году учредил в России специальную должность генерал-провианта, который был ответственен за заготовку и распределение хлебных запасов для нужд армии. Наряду с этим аналогичные должности вводились в составе каждого полка, а назначенных на эти должности людей стали называть провиант-мейстерами. В то же время были сформированы и первые нормы продовольственного довольствия для солдат. На основании указа Петра I на должность «генерал-провианта» был назначен окольничий С. И. Языков.

По сути, в России был создан новый Приказ, который в соответствии с названием должности его начальника начали называть провиантским. Данное событие положило начало централизованному обеспечению армии продовольственными товарами и определило дату зарождения продовольственной (провиантской) службы. С введением для солдат провиантного (крупа, мука) довольствия, а также отпуска им денежных средств на приобретение мяса, овощей и соли в России начинает складываться организованная система питания, одновременно шел процесс формирования органов управления по снабжению войск продовольствием и фуражом.

В тот же день 18 февраля 1700 года в России был образован «Особый приказ», на который Пётр I возложил обязанности по снабжению полков снаряжением, обмундированием и жалованием, а также лошадьми, и обозами. С созданием в России при Петре I по-настоящему регулярной армии все солдаты и офицеры были одеты в единую форму одежды, которая была строго регламентирована и выдавалась на определенный срок. Инициатором коренных изменений в армии нашей страны, особенно в вопросах ее вещевого обеспечения, был генерал-фельдмаршал Д. А. Милютин, занимавший пост военного министра России. Сегодня именно дата 18 февраля отмечается, как День продовольственной и вещевой службы Вооруженных Сил Российской Федерации, совсем недавно данная служба отмечала свой 315-летний юбилей.

За это время служба прошла долгий путь, который вместил в себя все воины и конфликты, в которые были вовлечены вооруженные силы нашей страны. Самым серьезным испытанием для продовольственной и вещевой службы стала Великая Отечественная война, которая потребовала огромного напряжения ресурсов от всей страны. За все годы войны силами Красной Армии лишь на территории Советского Союза было заготовлено 3,6 миллиона тонн зернопродуктов, из которых 2 миллиона тонн было направлено на нужды фронта, а оставшиеся 1,6 миллиона тонн были сданы на обеспечение нужд гражданского населения. За все годы Великой Отечественной войны наши вооруженные силы получили более 38 миллионов шинелей, свыше 11 миллионов пар валенок, 73 миллиона гимнастерок и большое количество иных предметов вещевого имущества, без которых также нельзя было представить себе победу в этой страшной войне.


Столетия сменяют друг друга, меняются названия должностей, нормы довольствия военнослужащих и их состав, но продовольственная и вещевая служба по-прежнему продолжают существовать в Вооруженных Силах нашей страны, выполняя очень важную задачу по организации полноценного и доброкачественного вещевого обеспечения и питания всех российских военнослужащих. Сегодня при всех многочисленных нюансах армейской жизни, никто не будет отрицать того факта, что нормы питания для ВС России установлены в соответствии с требованиями физиологических нормативов, а также отвечают критериям рационального и сбалансированного питания. Организация питания военнослужащих превратилась сегодня в самую настоящую науку.

По информации пресс-службы Минобороны России, в настоящее время в ВС страны военнослужащие обеспечиваются питанием по 21 норме продовольственных пайков. Основные из этих пайков включают в свой состав более 40 различных наименований продуктов питания. Благодаря этому удалось добиться большого разнообразия блюд, а само питание военнослужащих организовано сегодня более чем в двух тысячах столовых и камбузов.

Осуществляется перевод армейских столовых на организацию питания с элементами полноценного «шведского стола». На февраль 2015 года на такую форму было переведено 835 столовых, что потребовало оборудования порядка 1,4 тысяч салат-баров. Каждый год на довольствие российских военнослужащих тратиться более 700 тысяч тонн различного продовольствия. При этом в войсковых столовых сегодня эксплуатируется более 44,5 миллионов единиц посудо-хозяйственного имущества, а также практически 6 тысяч единиц специального оборудования. Специально для улучшения жизни и условий быта военнослужащих российской армии в подразделениях было оборудовано более 6,5 тысяч чайных комнат, для чего в войска поставили 101,3 тысячи чайных пар и 25,7 тысяч чайников.


Внушительными цифрами представлено и вещевое обеспечение военнослужащих. Постоянно в личном пользовании находится более 50 миллионов разных предметов формы одежды, ежегодно их выдается более 15 миллионов единиц. Обеспечение военнослужащих российской армии организовано сегодня по 54 нормам снабжения с использованием более 3 тысяч наименований вещевого имущества. При этом в последние несколько лет все более очевидным представляется прогресс в улучшении вещевого обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. С 2014 года все российские военнослужащие срочной службы, а также курсанты обеспечиваются несессерами – уникальными наборами для личной гигиены военнослужащих.

Также в России был завершен переход ВС на ношение всеми категориями военнослужащих всесезонного комплекта полевого обмундирования (ВКПО). Данный комплект выделяется своей функциональностью и позволяет российским военнослужащим выполнять все виды боевых и специальных задач в самых разных климатических и погодных условиях нашей огромной страны.

18 февраля коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех военнослужащих и гражданских служащих, а также ветеранов продовольственной и вещевой службы ВС Российской Федерации с их профессиональным праздником!

Материалы из открытых источников

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ПЕТРИЧЕНКО Анатолий Петрович

Родился 18 февраля 1952 г. в городе Лозовая Харьковской области. В Вооруженных Силах с 1969 г. В 1972 г. закончил Вольское высшее военное училище тыла, в 1981 г. - Военную академию тыла и транспорта. Службу проходил в должностях начальника продовольственной службы полка, старшего офицера-ревизора, старшего офицера по мобилизационной работе, заместителя начальника продовольственной службы ТуркВО, начальника 2-го отдела Центрального продовольственного управления МО СССР, заместителя начальника 1-го управления Центрального продовольственного управления ВС СНГ, заместителя начальника 1-го управления Центрального продовольственного управления МО РФ, начальника 1-го управления - заместителя начальника Центрального продовольственного управления МО РФ. 14 сентября 1998 г. назначен начальником Центрального продовольственного управления МО РФ. Участник боевых действий в Афганистане и в Чеченской Республике. Награжден орденами "За службу родине в Вооруженных Силах" 3-й степени, "За военные заслуги", медалями.


- Анатолий Петрович, недавно продовольственная служба Вооруженных Сил России отметила 305-летие со дня своего образования, не так ли?

Да, продовольственная, а до января 1918 года - провиантская - служба Российской армии вот уже более трех веков без выходных и праздничных дней несет на себе тяжелейшую ношу - старается сделать все возможное для того, чтобы сытно кормить военнослужащих.

История нашей службы начинается 18 февраля 1700 года. В этот день указом Петра I №1784 была учреждена должность генерал-провианта, первым исполнителем которой стал боярин Языков. Ему было поручено организовать заготовку и распределение хлебных запасов для армии, что положило начало централизованному обеспечению войск продовольствием.

В XIX веке приготовление пищи возлагается на каптенармусов и производится в основном поротно. Горячая пища готовилась 2 раза в сутки: в обед - первое и второе, а ужин состоял из одного блюда.

В годы Гражданской войны порядок питания солдат сохранился. Красноармейцы обеспечивались горячей пищей в обед и ужин, а на завтрак выдавался чай с сахаром и хлеб.

В период Великой Отечественной войны организация питания в действующей армии осуществлялась побатальонно (дивизионно) через отделения хозяйственного довольствия взвода снабжения. Питание офицеров осуществлялось в столовых военторга, самостоятельных столовых, а также из общего солдатского котла с одновременной выдачей дополнительного пайка.

В послевоенный период и до настоящего времени продовольственная служба Вооруженных Сил претерпела значительные изменения как по своей структуре, так и по степени сложности выполнения поставленных задач.

Тому, кого интересует наше прошлое, рекомендую посетить музей продовольственной службы ВС РФ.

Что собой представляет продслужба сегодня?

Для полноценного и качественного питания военнослужащих всех категорий в Вооруженных Силах России создана стройная система органов управления, учреждений и предприятий продовольственной службы. Они состоят из Центрального продовольственного управления (ЦПУ) Министерства обороны Российской Федерации, продовольственных служб видов ВС, родов войск, военных округов (флотов), армий (корпусов), соединений и воинских частей. К учреждениям и предприятиям продовольственной службы относятся Центральная опытно-конструкторская база; продовольственные склады и базы, столовые воинских частей (камбузы, гарнизонные цеха по первичной обработке продуктов); военные хлебозаводы и хлебопекарни; заводы и ремонтные предприятия службы, подсобные хозяйства воинских частей.

Там проходят службу выпускники учебных подразделений младших специалистов; военных школ поваров (учебных рот коков) и учебных хлебопекарен, Вольского высшего военного училища тыла.

Сколько человек кормит ЦПУ?

На продовольственном обеспечении в Вооруженных Силах находятся около 1,2 млн. человек - все категории военнослужащих, а также определенный контингент гражданского персонала Министерства обороны. Государственным оборонным заказом на 2005 год предусмотрены закупка и поставка войскам (силам) продовольственных товаров, выплата денежной компенсации, закупка техники и оборудования на сумму свыше 20 млрд. рублей.

И еще несколько цифр. Всего в Вооруженных Силах Российской Федерации 6460 столовых. Для приготовления пищи личному составу задействовано 25000 поваров (кстати, 7 упомянутых выше военных школ поваров ежегодно выпускают свыше 2,1 тыс. специалистов продовольственной службы). 52 хлебозавода и 78 мини-хлебопекарен снимают проблему с хлебом в отдаленных гарнизонах.

Позволяет ли нынешний уровень финансирования полностью обеспечить личный состав ВС РФ продовольствием?

В настоящее время Вооруженные Силы обеспечены всей положенной номенклатурой продовольственных товаров в установленном ассортименте и количестве. Такая ситуация сохраняется на протяжении последних четырех лет.

В военных округах (флотах) в полном объеме содержатся необходимые запасы продовольствия, качественно и без срывов выполняются задачи по организации его досрочного завоза в районы Крайнего Севера, обеспечения раненых и больных в лечебных учреждениях, спецконтингента ВМФ, летного состава авиации.

Ассортиментный перечень продовольственных товаров, закупаемых для обеспечения ВС РФ, включает в себя более 300 наименований. Это продовольствие - и традиционное (мука, крупа, мясо, рыба и т.д.), и произведенное по современным пищевым технологиям. В частности, кролик и индейка в собственном соку; утка с черносливом; свинина с баклажанами; говядина и мясо цыпленка с цветной капустой; колбаски домашние; рулет с курицей и грибами; плов с курицей; смесь для блинчиков; каша молочная с изюмом "Гурьевская"; консервированные первые и вторые обеденные блюда в мягкой упаковке; картофель, овощи и фрукты, пастеризованные с использованием экологически чистого отечественного консерванта "Супернизо-лакт". Эти блюда в первую очередь включаются в централизованные комплекты для питания экипажей подводных и надводных кораблей, летного состава и больных в военно-медицинских учреждениях.

Объемы продовольствия, планируемые к поставкам для обеспечения Вооруженных Сил, позволяют организовать полноценное и доброкачественное питание военнослужащих всех категорий. Всего в 2005 году планируется закупить (в основном на открытых конкурсах) около 618,8 тыс. тонн продовольствия в ассортименте на сумму 14,2 млрд. рублей, из них 2,1 тыс. тонн для завоза в районы Крайнего Севера.

В целях улучшения питания разработан ряд рекомендаций по расширению и улучшению качества закупаемого ассортимента продовольствия. Так, значительно увеличилась процентовка круп улучшенного ассортимента (гречневая крупа и рис по 35%); макаронные изделия для лечебных учреждений закупаются высшего сорта. Фактически это означает - в столовых выдаются вторые блюда с гарнирами только в виде рисовой или гречневой каши, макарон или картофеля, а поставляемые в незначительном количестве горох (15%), пшено, перловая крупа (14%) используются для приготовления супов, рассольников. В целях наиболее полного доведения норм выдачи цельномолочной продукции закупается молоко цельное в тетрапакетах, сметана и творог в мелкоштучной расфасовке с длительными сроками хранения, фрукты в расширенном ассортименте (груши, апельсины, мандарины, бананы). В войска в широком ассортименте поставляются соки в упаковке "тетра-пак".

Сейчас прорабатывается вопрос о поставках масла коровьего, фасованного по 15 граммов, и в первую очередь для частей постоянной готовности, имеющих большую численность личного состава, чтобы исключить его потери в столовых воинских частей во время деления на порции.

Для курящих военнослужащих теперь предусматриваются сигареты с фильтром, соответствующие современным требованиям по содержанию никотина и смол, для некурящих - карамель леденцовая, молоко цельное сгущенное с сахаром, сахар. Введение карамели снизило до 7% число курильщиков.

Сохраняются ли в армии "военные совхозы"?

Сейчас они называются Федеральные государственные унитарные сельскохозяйственные предприятия (ФГУСП) и принимают самое активное участие в обеспечении военнослужащих скоропортящимися продуктами питания. На 2005 год согласована поставка ими 170 тыс. тонн продовольствия. В основном это мясо, молочные продукты, мука, картофель и свежие овощи.

ФГУСП "Кузьмичевский" и "Луч" на 100% обеспечивают потребность ВС РФ в свежем луке, ФГУСП "Малюс" - на 80% плодово-ягодным соком войска, дислоцирующиеся в Европейской части России. ФГУСП "Поляное" на 100% покрывает потребность СибВО, ДВО и Тихоокеанского флота в коровьем молоке длительного хранения. В 2005 году поставка данной продукции от военных сельхозпредприятий позволит сэкономить для государства миллионы рублей.

Постепенный переход армии на контрактный способ комплектования оказывает какое-то влияние на деятельность ЦПУ?

Опыт 76-й воздушно-десантной дивизии, комплектуемой сейчас контрактниками, наглядно выявил необходимость поиска новых форм и методов в организации питания и освобождения продовольственной службы от не свойственных ей функций. Некоторые из них, связанные, например, с организацией питания личного состава, должны быть переданы гражданским коммерческим предприятиям. Такой подход широко применяется в иностранных армиях, активно прорабатывается в Республике Беларусь.

В 2004 году ЦПУ проведен эксперимент в 1140-м артиллерийском полку 76-й вдд с привлечением предприятия общественного питания единой системы военной торговли. Анализ результатов эксперимента свидетельствует о ряде значительных преимуществ нового способа организации питания военнослужащих. Так, удалось ликвидировать отвлечение личного состава от боевой подготовки, улучшить качество и расширить ассортимент приготавливаемых блюд (средняя оценка питающихся - 4,4 по пятибалльной системе); повысилась культура приема пищи и обслуживания. Медицинские исследования свидетельствуют о более высоком (до 15%) уровне физической подготовки военнослужащих, питающихся данным способом. Все это способствует повышению привлекательности службы по контракту.

В соответствии с решением правительства Российской Федерации, в текущем году планируется расширить эксперимент и внедрить его в 24 воинских частях и организациях (при численности питающихся около 30 тыс. человек). Это позволит сократить 835 должностей гражданского персонала столовых воинских частей и высвободить 542 военнослужащих, привлекаемых в состав суточного наряда по столовой, что снизит расходы Минобороны России на содержание данной категории гражданского персонала и военнослужащих на сумму около 50 млн. рублей.

Предварительный анализ, с учетом результатов эксперимента, показывает, что дополнительные затраты бюджетных ассигнований (в сравнении с действующей системой организации питания военнослужащих по призыву) возрастают на 25-29 рублей в сутки на одного человека, но 60% из них возвращается в бюджет в виде налогов.

На выставке "Российские производители и снабжение Вооруженных сил" ежегодно появляются новые образцы индивидуальных рационов питания. Чем объясняется такое разнообразие пайков?

Использующиеся в ВС РФ пайки разработаны для различных контингентов военнослужащих, исходя из их профессиональной деятельности и энерготрат. В целом, существующие нормы продовольственных пайков обеспечивают потребности организма в основных питательных веществах, восполняют энерготраты личного состава и компенсируют воздействие отрицательных факторов внешней среды. Однако они все-таки не в полной мере отвечают требованиям сбалансированного питания. Так, в общевойсковом пайке до 70% энергетической ценности приходится на хлебо-крупяную группу.

Поэтому, исходя из результатов ранее проведенных исследований, ЦПУ МО РФ подготовлен и согласован с Главным военно-медицинским управлением проект норм продовольственных пайков, в которых учтены требования сбалансированного и адекватного питания для всех контингентов военнослужащих. В данных нормах увеличено количество продуктов белкового происхождения, являющихся основой жизнедеятельности человеческого организма: мяса, колбасы, сыра, молока, куриных яиц.

В плане дальнейшего совершенствования организации питания военнослужащих в полевых условиях ЦПУ МО РФ продолжаются работы по модернизации индивидуальных рационов питания по следующим основным направлениям:

Расширению ассортимента продуктов с возможностью широкого использования принципа их взаимозаменяемости по функциональному предназначению;

Разработке новых видов потребительской упаковки для специальных продуктов "армейского" назначения;

Изготовлению новых специальных продуктов направленного действия с использованием специальных биологически активных добавок природного происхождения, современных антиоксидантов, консервантов и эмульгаторов.

В результате проведенных научных исследований ЦПУ МО РФ разработаны консервированные первые и вторые блюда в мягкой упаковке, изготовленной с использованием комбинированного материала "полиэтилен-алюминиевая фольга-полипропилен". По своим вкусовым качествам и пищевой ценности эти блюда приближены к пище, приготовленной из свежих продуктов. Мягкие режимы стерилизации сохраняют в консервированных обеденных блюдах биологическую ценность продуктов, а также весь витаминно-минеральный комплекс. Также разработаны концентрированные первые и вторые обеденные блюда в мягкой упаковке (они изготавливаются по современным пищевым технологиям с использованием экологически чистых продуктов и со сроком годности не менее 2-х лет), концентрированные компоты и кисели, молочные продукты (сметана, творог, масло коровье, сыр плавленый и простокваша). Срок их годности - не менее двух лет.

С принятием этих изделий на обеспечение будет решена проблема с заменой дорогостоящих сублимированных продуктов, а также расширен ассортимент блюд при минимальной трудоемкости.

На основе новых видов продуктов проведена модернизация индивидуальных рационов питания ИРП-Б, ИРП-П, а также для экипажей самолетов и вертолетов на запасных аэродромах, бортового аварийного рациона, малогабаритного рациона питания, дополнительного для доноров и профилактического. В их состав введены концентрированные первые обеденные блюда, которые позволили приблизить состав данных рационов к нормам продовольственных пайков для военнослужащих в стационарных условиях.

Также надо отметить, что в рамках подготовки к празднованию 60-й годовщины Победы ЦПУ для чествования ветеранов войны разработан праздничный рацион питания, в состав которого включены пищевые продукты в сочетании с сувенирами.

Известно, что во время проведения стратегических учений "Безопасность-2004" в феврале прошлого года Владимир Путин похвалил паек для подводников БПК-90. Расскажите, пожалуйста, подробнее о продовольственном снабжении моряков и летчиков.

Для совершенствования продовольственного обеспечения экипажей атомных подводных лодок в автономном плавании ЦПУ Минобороны России разработан бортовой подводный комплект БПК-90. В течение 3 лет его централизованно поставляют на Северный и Тихоокеанский флоты.

Расширенный до 150 наименований ассортимент продовольствия в составе данного комплекта и наличие максимально готовых к употреблению продуктов в удобной упаковке позволяют добиться большого разнообразия блюд и качества их приготовления, повысить усвояемость пищи, обеспечить максимальное поступление пищевых веществ в организм подводников, снизить нагрузку на корабельных коков, расширить возможность индивидуального питания, рационально использовать объем провизионных кладовых.

Учитывая многолетний опыт применения бортовых подводных комплектов, ЦПУ МО РФ разработаны аналогичные комплекты для экипажей надводных кораблей и судов обеспечения в автономном плавании, летного состава дежурных смен ВВС и РВСН, больных, находящихся на излечении в военно-медицинских учреждениях.

Результаты экспериментальной поставки данных централизованных комплектов в 2003-2004 годах, а также их войсковая (флотская) апробация показали целесообразность их применения для обеспечения войск.

В современных условиях, к сожалению, сохраняется проблема призыва в армию молодых людей с дефицитом веса. Какие меры ЦПУ предпринимает для приведения в норму физического состояния новобранцев?

Действительно, проведенными исследованиями установлено, что 10-15% призывников, направленных в воинские части для прохождения службы, имеют пониженную и недостаточную массу тела. Поэтому проблема реабилитации военнослужащих с недостаточным статусом питания (а это предрасполагающий фактор в развитии заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а особенно - инфекционных заболеваний) является весьма актуальной.

В настоящее время питание военнослужащих с дефицитом массы тела организовано как в условиях воинской части (они получают полуторную норму довольствия, действующую для данного контингента), так и военно-лечебных учреждениях (выдается норма лечебного пайка).

Но проведенные клинические и войсковые испытания показали, что такая система питания не позволяет в полном объеме решить проблему дефицита массы тела и не является достаточно эффективным способом реабилитации военнослужащих с белково-энергетической недостаточностью. Результаты испытания показали, что для успешной реабилитации в условиях воинской части достаточно провести частичную замену продуктов в полуторной норме довольствия (хлеба из смеси ржаной обдирной и пшеничной муки 1 сорта, картофеля и овощей, жиров животных, крупы) на продукты с повышенным содержанием животного белка (молоко, масло коровье, яйцо). Данная замена продуктов в сочетании с натуральными плодовыми и ягодными соками, обладающими витаминно-минеральным комплексом, обеспечивает избыток энергопотребления и больший прирост массы тела, превышающий в 1,5 раза прирост массы тела военнослужащих, питающихся полуторной нормой довольствия без специальной замены.

Для питания военнослужащих с дефицитом веса, находящихся на стационарном лечении в военно-медицинских учреждениях, разработаны специализированные продукты повышенной биологической ценности, которые способствуют нормализации функционального обмена веществ и иммунорезистентности организма, стимулируют анаболические процессы, улучшают усвоение пищи и т. п. Включение специализированных продуктов питания в норму лечебного пайка обеспечивает значительно более эффективную реабилитацию военнослужащих с дефицитом массы тела по сравнению с простым увеличением количества пищевых продуктов и, кроме того, обеспечивает экономию средств за счет сокращения сроков лечения и реабилитации.

В современном мире даже работа повара требует использования техники. Насколько полно ваши подчиненные обеспечены техническими средствами?

В настоящее время обеспеченность Вооруженных Сил техникой и имуществом продовольственной службы составляет от 94 до 100%. Для производства и ремонта полевых технических средств продовольственной службы в ВС Российской Федерации имеются 2 военных завода, подведомственных Центральному продовольственному управлению, и 5 окружных (флотских) мастерских. Кроме того, поставки техники и ее ремонт осуществляются гражданскими предприятиями на конкурсной основе.

Для обеспечения войск в 2004 году поставлено предприятиями Минобороны и промышленности более 1100 единиц (100% от плана подачи на выделенные ассигнования) полевых технических средств приготовления пищи, хлебопечения, подвоза продовольствия и воды, полевых холодильных средств и другой техники. Отремонтировано 869 единиц техники. При этом ремонт был совмещен с модернизацией, в частности, внесены изменения в конструкцию полевых кухонь для улучшения их эксплутационных характеристик.

Для технического оснащения войсковых столовых мы внедряем новое технологическое и тепловое оборудование, отвечающее жестким условиям реальной войсковой эксплуатации (3-4-разовое приготовление пищи) и соответствующее мировым стандартам. Если в 2003 году для нужд ВС РФ было закуплено такого оборудования 20% (760 единиц) от общего объема закупок, то в 2004 году полностью приобреталось только современное (3800 единиц). В 2003-2004 годах новым технологическим оборудованием оснащены более 20 столовых воинских частей и военно-лечебных учреждений, в частности гарнизон "Каменка" в ЛенВО, Гаджиево на Северном флоте, Военная академия РВСН, 2 ЦВКГ МО РФ имени Мандрыки, Пятигорский военный санаторий, Читинский окружной госпиталь, Военно-медицинская академия.

Какие технические средства, уже использующиеся ЦПУ или только планируемые, можно назвать наиболее современными и перспективными?

Одним из перспективных направлений в автоматизации процессов контроля поставок продовольствия от предприятия-изготовителя до воинской части является внедрение технологии штрихового кодирования.

Параллельно исследуется возможность применения смарт-карт (пластиковых карт) для индивидуального учета питающихся из числа военнослужащих, проходящих службу по контракту. Это создает возможность для кардинального изменения системы питания, когда военнослужащий, состоящий на довольствии, может практически в любое время в соответствии с распорядком дня самостоятельно прибыть в столовую для приема пищи и, кроме питания по норме, приобрести за счет собственных средств, имеющихся на личном счете, дополнительно продукты или блюда.



Просмотров