Правила обеспечения безопасности в легковом автомобиле. Советы водителям на случай экстренных ситуаций во время движения автомобиля. Видео — активные системы безопасности

Жизнь современного общества невозможна без транспорта, современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде (табл. 3.7).
К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железно-дорожный, авиационный, водный (рис. 3.9).

Для того чтобы сократить число чрезвычайных ситуаций на транспорте и минимизировать последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Таблица 3.7
Динамика роста числа смертельных несчастных случаев на транспорте в России (1997 - 2005 гг.)


Вид
транспорта

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Автомобильный

Авиационный

Железнодорожный

Рис. 3.9.

Автомобильный транспорт

Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 - 200 км) является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок. В 2003 г. автомобильным транспортом было перевезено около 25 млрд пассажиров, что составляет 52% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 млн чел., становятся инвалидами 8 млн чел., экономические потери составляют в среднем 500 млрд долл. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. Каждые сутки в России происходит более 400 ДТП, в них погибает более 80 чел., травмируется около 500 чел. Ежегодно на дорогах России регистрируется более 160 тыс. ДТП, в которых участвуют транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тыс. россиян, инвалидами становятся около 200 тыс.

По данным МВД России, в 2005 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 223 342 ДТП, в которых погибло 33 957 и ранено 274 864 чел. Основное количество дорожно-транспортных происшествий (160 970, или 72,1%) зарегистрировано в городах и населенных пунктах. На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло 61 763 ДТП (27,7%), в результате которых смертельные травмы получили 17 из каждых 100 пострадавших (табл. 4.10).

В России количество погибших в ДТП в 5 - 10 раз больше, чем в странах Европы. Социально-экономический ущерб от ДТП в России огромен, он исчисляется сотнями миллиардов рублей. ДТП происходят в результате столкновения - 37,9%, наезда -37,1%, опрокидывания - 16,1%.

Таблица 3.10
Число ДТП и пострадавших в России (1998-2005гг.)

Показатель

Количество ДТП

Погибло, чел.

Ранено, чел.

Доля происшествий в результате ДТП (2005 г .)
Наезды на пешеходов 41,3%
Столкновения транспортных средств 30,6%
Нарушение водителями правил дорожного движения 80,9%
Плохие дорожные условия 23,9%

ДТП - это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Участник ДТП - лицо, имеющее к нему непосредственное отношение: водители, пешеходы, пассажиры, сотрудники ГИБДД, велосипедисты, дорожные рабочие.

В последние годы в нашей стране отмечен устойчивый рост числа ДТП, погибших и раненых, материальных потерь; риск оказаться в ДТП, получить травму или погибнуть имеет довольно высокую степень вероятности.

Источником повышенной опасности на дорогах является совокупность факторов, среди которых на одном из первых мест стоят автомобили. Это связано с огромным их количеством, большой скоростью движения и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человеческого фактора», невозможностью мгновенной остановки в случае возникновения опасной ситуации. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, то после начала торможения он проходит путь в 15 м, при скорости 100 км/ч тормозной путь увеличивается в четыре раза и составляет 60 м. Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания, деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т. д.
Причины ДТП:

  • незнание или нарушение правил дорожного движения;
  • превышение скорости;
  • вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии;
  • неисправность транспортного средства;
  • плохое состояние дороги;
  • переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
  • наезд на пешехода;
  • неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке;
  • неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Правила поведения
Если вы попали в аварию:

  • сохраняйте самообладание в любой ситуации;
  • пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;
  • покиньте автомобиль только после полной его остановки;
  • после аварии быстро оцените обстановку, положение транспортного средства, наличие факторов опасности;
  • определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;
  • постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим покинуть его. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте резких движений, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей;
  • покиньте автомобиль через двери, окна, люки;
  • отойдите на безопасное расстояние от места аварии;
  • вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков; окажите помощь пострадавшим;
  • при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь под ручными средствами или вызвать специалистов;
  • сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;
  • при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;
  • если вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нельзя, то необходимо прыгнуть на его капот или лобовое стекло и защитить голову руками.

Авиационный транспорт

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят.

В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Поражающие факторы на авиатранспорте:

  • сила, возникающая от удара воздушного судна при падении;
  • пожар, взрыв, отравляющие газы;
  • декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

Правила поведения
Если в самолете возникла аварийная ситуация:

  • быстро примите безопасное положение: сгруппируйтесь, сцепите руки под коленями, голову положите на колени; нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом - в момент удара они могут быть травмированы;
  • оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте паники, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

  • нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
  • категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;
  • запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;
  • запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противо-показания по здоровью;
  • запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий - места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.
Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. Покинув транспортное средство, необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 м.
Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Взрыв или пожар на самолете вызывает необходимость оперативного проведения эвакуации людей, поскольку одной из главных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и, в первую очередь, двуокисью углерода - через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня.

Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожа ра не следует снимать верхнюю одежду и обувь - они защитят от ожогов и битого стекла.
Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Железнодорожный транспорт

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий.

В 2005 г. на железнодорожном транспорте произошло 11 ЧС, погибло 5 и пострадал 1 чел.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.
Причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте:

  • сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;
  • пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;
  • наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т. д.;
  • воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте приводят к травмам и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 м, переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом; в последнее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Правила поведения
Меры безопасности на железной дороге:

  • нельзя ходить по железнодорожному пути; во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;
  • нельзя переходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;
  • опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;
  • нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок) - в случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними; нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;
  • в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;
  • на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железнодорожные пути;
  • заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;
  • нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;
  • нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;
  • запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузовом вагоне.

Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27 500 В. Напряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии 2 м образуется электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе Юм.

Пожары на железнодорожном транспорте представляют чрезвычайную опасность. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах.

Причины возгорания:

  • неосторожное обращение пассажиров с огнем;
  • неисправность электрооборудования;

Нарушение требований противопожарной безопасности.

Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе - 2,5 м/мин, в течение 15 - 20 мин после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С.
Поражающие факторы пожара в пассажирском поезде:

  • открытый огонь;
  • высокая температура;
  • отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

Если в вагоне возник пожар:

  • сообщите проводнику или начальнику состава;
  • до прибытия специалистов постарайтесь организовать тушение пожара с помощью огнетушителей;
  • в случае невозможности потушить огонь остановите поезд с помощью стоп-крана, предупредите всех о пожаре и незамедлительно покиньте вагон через двери, люки, окна или перейдите в соседний вагон;
  • нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке - в этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены;
  • если поезд приходится покидать во время движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

Городской наземный транспорт

Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения чрезвычайных ситуаций. Это приводит к травмам и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

Правила поведения
Меры безопасности на городском наземном транспорте:

  • ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных площадок - на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;
  • входите или выходите из транспортного средства только после его полной остановки;
  • при движении не высовывайтесь из окон и люков;
  • нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.

Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, связанные со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, высокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП.

Если возникла чрезвычайная ситуация:

  • соблюдайте спокойствие, не паникуйте;
  • быстро покиньте транспортное средство через двери, люки, оконные проемы и отойдите на безопасное расстояние;
  • выполняйте команды водителя;
  • в случае пожара незамедлительно сообщите об этом водителю, попытайтесь погасить огонь с помощью огнетушителя;
  • быстро покиньте горящее транспортное средство и отойдите на безопасное расстояние.

Метрополитен

Метро - это большая, сложная, техническая система, чрезвычайные ситуации в которой связаны с травмами и гибелью людей.

Повышенную опасность для пассажиров метро представляет эскалатор. Самой частой и чрезвычайно опасной ситуацией на эскалаторе является падение людей вниз по лестнице, это может случиться в результате неожиданной остановки эскалатора или падения тяжелого предмета. Внизу у места схода эскалатора быстро образуется давка, травмируются и погибают люди.

Правила поведения
На эскалаторе:

  • стойте с правой стороны лицом по направлению движения;
  • держитесь за поручень;
  • проходите с левой стороны;
  • не прислоняйтесь к неподвижным частям эскалатора;
  • не сидите на ступеньках;
  • не ставьте вещи на ступеньки и поручень;
  • не допускайте падения вещей на эскалатор.

Чрезвычайная ситуация может произойти на платформе: человек может упасть с платформы на железнодорожные пути, попасть в пространство между вагонами.

На платформе:

  • не заходите за оградительную линию у края платформы до полной остановки поезда;
  • при падении предметов на железнодорожные пути сообщите дежурному по станции. Не пытайтесь достать свои вещи самостоятельно.

Если вы упали на рельсы:

  • не пытайтесь выбраться самостоятельно, позовите на помощь;
  • быстро передвигайтесь к началу платформы, где находятся часы, - в этом месте машинист сделает остановку;
  • в случае приближения поезда нужно лечь между рельсами - глубина лотка рассчитана так, что элементы поезда не травмируют человека.

Если в вагоне возник пожар или взрыв:

  • сообщите об этом машинисту поезда по громкоговорящей связи, укажите точно номер вагона;
  • незамедлительно приступите к тушению огня - в каждом вагоне есть огнетушители.

Если пассажир упал между вагонами стоящего поезда:

  • находящиеся рядом люди должны подать сигнал машинисту круговыми движениями руки над головой;
  • заблокировать входную дверь любым предметом;
  • сообщить о случившемся дежурному по станции.

Если в отъезжающем поезде остались ваши вещи:

  • запомните, в каком по счету вагоне состава это произошло;
  • запомните номер поезда, который написан на лобовом стекле последнего вагона;
  • сообщите об этом дежурному по станции - информация будет передана машинисту поезда и дежурному следующей станции.

Если поезд остановился в тоннеле:

Современный образ жизни невозможен без использования различных транспортных средств. Транспорт является связующим звеном современного народного хозяйства. Но любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека, окружающей природной среде и экономике.

Транспортная авария – это авария с уничтожением или повреждением транспортных сооружений и средств, повлекшая за собой гибель людей или причинившая им тяжкие телесные повреждения.

Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами.

Транспортные аварии и катастрофы подразделяются по видам транспорта и по поражающим факторам перевозимых опасных грузов :

    Катастрофы на автомобильном и других видах общественного транспорта, аварии на мостах, в туннелях и пр.

    Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена.

    Авиационные катастрофы.

    Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных.

    Аварии на транспорте с выбросом радиоактивных веществ или сильнодействующих ядовитых веществ.

    Аварии на магистральных газо-, нефте- и продуктопроводах.

Катастрофы на автомобильном транспорте

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) это транспортная авария в процессе дорожного движения, повлекшая за собой человеческие жертвы или телесные повреждения, а также повреждения транспортных средств, дорог, грузов или иной материальный ущерб.

Ежегодно в мире в ДТП погибают более 300 тыс. человек и более 15 млн. получают травмы. В РБ ежегодно в ДТП погибают более 2000 чел.

ПРИЧИНЫ ДТП:

Около 75 % всех ДТП происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Наиболее опасным видом нарушений остаётся превышение скорости, выезд на полосу встречного движения. Каждое десятое ДТП - по вине пьяного водителя. Растет уровень ДТП также по вине пешеходов (беспечность, несобранность), неисправности машины, плохих дорог, и в значительной степени – неблагоприятных метеорологических условий.

Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов.

В РБ более 6 тыс. км ж/д путей и их грузонаполненность в 8 – 15 раз выше по сравнению с другими развитыми странами. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в вагонах. При возгорании опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

При перевозке опасных грузов , таких как легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ХОВ и РВ, происходят взрывы, пожары, загрязнение окружающей среды. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

Аварии в метрополитене.

Сегодня метро стало одним из наиболее распространённых и надёжных видов транспорта. Ещё на заре появления этого вида транспорта самой крупной катастрофой считался пожар в 1902 г. в Парижском метро - в деревянных вагонах сгорели заживо 80 чел. В 1975 г. крушение электропоезда Лондонской подземки стало причиной гибели 43 чел. и ранения 74 пассажиров. 28 октября 1995 г. - крупнейшая за всю историю мировой подземки катастрофа в Баку. За считанные минуты в ядовитом дыму от возникшего пожара задохнулись почти 300 человек и среди них 28 детей!

Причины : ЧС на станциях, в тоннелях и вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине членов экипажа; Это возможно в результате столкновения между судами, посадке судна на мель, течи корпуса судна и др. Много аварий и катастроф происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов.

Вот только несколько крупнейших морских катастроф: 1912 г. – затонул "Титаник", погибло более 1500 чел. В 1939 г. та же участь постигла пароход "Индигарка″ - погибло 1500 чел. В 1986 г. ушёл на дно лайнер "Адмирал Нахимов", погибло более 400 чел. В 1994 г. погиб морской паром ″Эстония″, погибло 900 человек. Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

К работам по ликвидации последствий аварий и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. При необходимости капитан может обратиться и к пассажирам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи :

Спасение людей, терпящих бедствие;

Борьба за живучесть корабля; ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению людей и судна привлекаются специальные судоспасатели, буксиры, экипажи других плавсредств.

Аварии на авиационном транспорте .

В РБ имеется 7 аэропортов со статусом Международных.

На воздушном транспорте в авиакатастрофах прошлого столетия погибло около 100 тыс. человек в мире. Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается.

Основные причины аварий и катастроф .

1. Разрушения отдельных конструкций самолётов.

2. Отказ двигателей.

3. Нарушение работы систем управления, связи, пилотирования.

4. Недостаток топлива и др.

5. Человеческий фактор – более 50% всех причин .

Поражающие факторы : декомпрессия, (резрежение воздуха в салоне) при разгерметизации самолета, пожар в самолете, удар при падении или посадке

Аварии на трубопроводном транспорте.

В РБ общая протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов около 6 тыс. км, газопроводов – 5 тыс. км. При авариях опасен выброс под давлением опасных химических и взрывопожароопасных веществ, в результате чего возможна гибель людей, материальный ущерб и экологические бедствия.

Предупреждение транспортных аварий и катастроф : это мероприятия по борьбе и устранению тех факторов и причин, которые приводят к росту транспортных аварий :

* своевременное устранение технических неполадок транспортного средства, улучшение качества дорог и диспетчерского контроля;

* изучение с раннего детского возраста правил дорожного движения, борьба с беспечностью и невнимательностью пешеходов и водителей, воспитание культуры дорожного движения у населения;

* повышении уровня подготовки и профессионализма водителей, их своевременное мед. обследование;

* это также своевременное прогнозирование неблагоприятных метеоусловий и оповещение населения об этом и пр.

Правила поведения при транспортных авариях

Как действовать при неизбежности столкновения в ДТП?

Безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой по бамперу .

Во время столкновения с препятствием все мышцы должны быть напряжены!!! При этом нужно, если автомашина идет на малой скорости упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен упереться руками и ногами в переднее сиденье и прижмите головы к рукам. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем. Если Вы едете на переднем месте пассажира , упритесь руками в передний щиток, но не в стекло (закройте голову руками и завалитесь набок на сидении).

Как действовать после аварии?

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Постарайтесь как можно быстрее выбраться из автомобиля (м.б. взрыв, пожар). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв. При ДТП, оказав первую помощь пострадавшим, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Как действовать при падении автомобиля в воду

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть. Или дождаться, пока вода заполнит салон, вдохнуть остатки воздуха и выбраться вплавь (через дверь?).

Помните, что при дорожно-транспортном происшествии главное - бе­речь голову от травм. Не пытайтесь покинуть машину во время движения навстречу препятствию (шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании);

В момент удара, сидя в кресле, упритесь руками и ногами в переднее сиденье;

Если в момент удара вы стоите, постарайтесь ухватиться за поручень и удержаться, присев на корточки; если приходится падать, постарайтесь не удариться головой;

Все мышцы должны быть напряжены и не должны ослабляться до пол­ной остановки;

После аварии или катастрофы постарайтесь быстрее выбраться из транспортного средства, так как оно может загореться. Обычно в дверях при аварии бывает давка или дверь заклинивает. Поэтому лучше выбираться че­рез аварийное окно (выдернув шнур из резинового уплотнителя окна и выда­вить стекло) или через аварийный выход. Можно проще - разбить стекло мо­лотком; можно выбраться и через форточку, если позволяют габариты вашего тела. В автобусах и троллейбусах можно эвакуироваться через верхние вен­тиляционные люки;

При возникновении пожара в салоне, приготовьте носовой платок, часть ткани одежды для защиты органов дыхания; если в салоне находится огнету­шитель или ящик с песком приступайте к тушению пожара (если нет реальной угрозы вашей жизни);

В случае короткого замыкания, вспышки в салоне трамвая или трол­лейбуса покидать транспортное средство лишь тогда, когда водитель остано­вит его и отключит электрические цепи;

Если вы упали в воду как пассажир общественного транспорта, то глав­ная опасность для вас не вода, а другие пассажиры. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбирайтесь через форточку или верхние вентиляционные люки. Если нет рядом открытой форточки, выбейте ногой или другим предметом окно. До за­полнения салона автобуса водой дышите глубже и чаще, чтобы насытить орга­низм кислородом.

Как действовать при аварийной обстановке на борту авиалайнера:

Безопасность как полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и пр. Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и им пользоваться.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д.

Обычно экипаж самолета успевает оповестить пассажиров о возможной аварии. Тогда пассажир перед аварией должен принять безопас­ную фиксированную позу (согнуться, плотно сцепить руки под коленями, макси­мально наклонив голову или упереться руками в переднее кресло, голову поло­жить на руки, а ногами упереться в пол). В момент удара максимально напрячь­ся и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. После остановки самолета необходимо уходить через ближайший путь вы­хода. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. При аварийном выходе из самолета соблюдают следующие правила:

Открыть аварийный люк, достать спасательный канат и выбросить его наружу;

Прежде чем покинуть самолет, надо снять обувь на высоком каблуке;

Соблюдать правила выхода: сначала ноги, потом голова,

Растянуть матерчатый желоб, сесть на порог надувного трапа и спус­титься по нему вниз;

Пожар в самолете.

Не дышите дымом, защищайте дыхательные пути одеждой;

Двигайтесь к выходу после того, как самолет остановился,

Если в салоне много дыма, двигайтесь по полу на четвереньках; помните, что дым, а не огонь - главная опасность;

Не стойте в толпе у выхода; если очередь не двигается, помните что есть другие выходы;

Не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;

Помните, что самолет надо покинуть за 5 минут и удалиться от самоле­та на расстояние до 1,5 км, пока не взорвалось топливо.

При декомпрессии самолета (из салона выходит воздух) срочно воспользоваться кислородной маской. На высоте до 3 км состояние декомпрессии устраняется.

Действия при высадке с судна:

Решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила: в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам; перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя больше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду; если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет; так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м)

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Действия при железнодорожной аварии :

Наиболее распространенными железнодорожными авариями и катастро­фами являются: столкновения поездов, их крушение, пожары в вагонах.

При крушении или экстренном торможении поезда:

Закрепиться, чтобы не упасть. Для этого нужно схватиться за поручни и упереться в стену или сиденье ногами;

Помните, что после первого удара могут быть другие, поэтому не расслаб­ляйтесь,

После окончания ударов срочно покинуть вагон, так как высока вероят­ность пожара. Если поезд остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся люди, то можно использовать окна-аварийные выходы, расположенные в 3 и 6 купе . Там необходимо повернуть рукоятку на себя, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку-защелку окна;

Можно выбраться из вагона и через окно любого купе, но помните, что разбить стекла трудно, они прочные,

После остановки – срочно покинуть вагон, взяв самое необходимое, т.к. высока вероятность пожара,

Выбравшись из вагона, помогите выбраться другим.

При пожаре в вагоне :

При задымлении или пожаре срочно подготовить защиту для дыхания - шарф, любую ткань, намочить их любой жидкостью;

Постоянно дышать через смоченную в жидкости ткань, выделяемый при горении малминита (облицовка вагона) газ является токсичным;

Покидать вагон используя один из вариантов, описанных выше;

Если эвакуация проводится в соседний вагон, действуйте по указанию проводника;

Выбравшись из вагона, включайтесь в спасательные работы, соблю­дайте меры безопасности при прохождении встречных поездов.

| Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 14
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле




Давайте рассмотрим, как безопасно вести себя в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и автомобиле .

Автобус - один из самых распространённых видов транспорта. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров. 

Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.

В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна.

После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу .

Ситуация затопления салона редка. Однако, оказавшись в ней, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока он частично наполнится водой - выбираться будет легче.

Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности - наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создаёт опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. В 1996 г. в Москве несколько раз по этой причине выходило из строя до 40% троллейбусов, что вызывало перебои в обслуживании пассажиров.

Иногда это приводило к травмированию людей.

Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать троллейбус (трамвай), находящийся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли.

Метро - транспортное средство повышенной опасности. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать правила пользования метрополитеном.

Первая зона опасности в метро - турникеты на входе. Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок. Для взрослых такой удар практически безопасен, ребёнку он может нанести серьёзную травму.

Вторая зона опасности - эскалатор. Причиной опасной ситуации на нём могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора. Не удержавшись при резкой остановке на ногах, надо сгруппироваться и как можно быстрее встать. В случае резкого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор, перепрыгнув или перекатившись через ограждение и не задерживаясь на нём. Не стоит и самим создавать опасные ситуации на эскалаторе: усаживаться на его ступени, устраивать соревнования по бегу, загораживая при этом проход, ставить на поручни предметы или бросать монеты, другие вещи и наблюдать, как они летят вниз. Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подмётки могут застрять в его гофрированных ступенях.

Третья зона опасности - перрон. Потоки входящих и выходящих пассажиров, к тому же с сумками, чемоданами, рюкзаками, могут создать опасную ситуацию. Зайдя за ограничительную линию и находясь у края платформы, можно упасть на пути. К такому же результату может привести попытка достать самостоятельно упавшую с перрона вещь. Упав на пути, нельзя сразу же подниматься на платформу (под ней находится высоковольтный контактный рельс), надо бежать по ходу поезда к её началу (там есть лестница). Если показался поезд, следует лечь между рельсами головой навстречу поезду, закрыв уши руками и открыв рот.

Четвёртая зона опасности - вагон поезда. Во время его движения возможны резкое торможение и остановка, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление. В движущемся поезде эти ситуации становятся опаснее вдвойне. Надо помнить, что каждый вагон оборудован экстренной связью с машинистом. В любых опасных ситуациях надо пользоваться ею: нажать кнопку, не торопиться, сказать, что произошло, и назвать номер вагона.

Как вести себя в метро:

Не надо пытаться пройти в метро бесплатно: удар створок турникета может быть достаточно сильным;
не бежать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной;
не задерживаться на выходе с эскалатора, не создавать давки;
не подходить к краю платформы;
не подходить к вагону до полной остановки поезда;
рюкзак или сумку снять с плеча: они помешают развернуться в вагоне;
не поднимать самостоятельно упавший на рельсы предмет, позвать для этого дежурного по станции;
не паниковать, если поезд остановился в тоннеле;
ждать объявлений и выполнять все распоряжения работников метрополитена;
не спешить заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщить о них дежурному по станции;
помнить: от вашей воспитанности зависит безопасность других пассажиров (брошенная на платформу банановая кожура может для кого-то стать причиной травмы, не придержанная за собой входная дверь вестибюля ударит следующего за вами человека).

Легковой автомобиль. Большинство людей время от времени пользуются этим видом транспорта, даже если в семье нет автомобиля. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:

■ многие автолюбители, в отличие от профессионалов, не имеют хорошей подготовки;
■ автомобили обладают высокой скоростью движения;
■ в потоке машин легковой автомобиль может столкнуться с тяжёлым грузовиком, в этом случае его водитель и пассажиры подвергаются большей опасности, чем люди, находящиеся в грузовике.

Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:

■ во время движения нельзя открывать двери;
■ нельзя ездить без пристёгнутых ремней безопасности;
■ в машине надо иметь аптечку и огнетушитель;
■ во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю;
■ нельзя отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.

Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него - полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности.

Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками - в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.

Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство - блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об одном из известных вам городских маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая. Опишите подробно маршрут, расскажите об опасных местах, через которые он проходит (перекрёстки, крутые подъёмы, спуски, эстакады на транспортных развязках), режим движения машин на этом маршруте в разное время дня и в различные дни недели.
2. Изложите правила безопасного поведения в автобусе.
3. Расскажите о правилах поведения в троллейбусе и трамвае в сырую, ненастную погоду.
4. Пользуясь городским транспортом, изучите конструкции входных дверей автобусов, трамваев. Расскажите, почему нельзя прислоняться к ним во время движения. Как можно использовать их в качестве аварийного выхода?
5. Расскажите о средствах безопасности в метро. Какие опасные ситуации могут возникнуть в вагоне поезда метро? Расскажите о своих действиях в этих случаях.
6. Изучите схему метрополитена в вашем городе. Найдите возможные варианты объезда для ситуации, когда один из участков перекрыт вследствие аварии. Знаете ли вы, каким видом наземного транспорта можно воспользоваться в случае аварии на станции, которой вы обычно пользуетесь?
7. Расскажите, какие устройства для обеспечения безопасности в легковых автомобилях вы знаете.

ЗАДАЧА 18. Вы едете вечером в поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий дедушка. Вдруг поезд остановился в пролёте между станциями. Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Разбудить дедушку и удалиться вместе с ним в другой конец вагона или укрыться за сиденьями.
2. Открыть коробку и посмотреть, что там.
3. Сообщить машинисту.
4. Выкинуть коробку в окно.

ЗАДАЧА 19. Вы едете в школу в переполненном вагоне метрополитена и находитесь у двери. Вдруг у вас закружилась голова и заболел живот. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Выйти на ближайшей станции и посидеть.
2. Выйти на ближайшей станции и зайти к врачу.
3. Поехать в поликлинику.
4. Попросить кого-нибудь уступить вам место.

ЗАДАЧА 20. Вас с мамой пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29 °С. От станции метрополитена вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаёте, что автобусы начнут ходить только через два часа. Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия.

1. Стоять на остановке и ждать автобус.
2. Пойти через лес.
3. Попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине.
4. Вернуться домой.
5. Попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус).

ЗАДАЧА 21. Вы с другом едете в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зелёный сигнал семафора. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Отправиться искать сотрудника транспортной полиции.
2. Остановить пассажира от необдуманного поступка.
3. Посмотреть, что будет дальше.
4. Подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.

ЗАДАЧА 22. Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. По внутренней связи передать информацию машинисту.
2. Попытаться открыть двери вагона и окна, чтобы поступал свежий воздух.
3. Найти под сиденьем в вагоне огнетушитель.
4. Сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью ко взрослым.
5. При остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути.

ЗАДАЧА 23. Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со столбом освещения. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Кричать, давать советы водителю.
2. Собраться, сгруппироваться, упереться ногами в спинку переднего сиденья.
3. Лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками.
4. Сидя упереться руками в спинку переднего сиденья.
5. Постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их.
6. При остановке покинуть машину.

Согласно статистике, порядка 80–85% всех дорожно-транспортных происшествий приходятся на долю автомобилей. Именно поэтому автопроизводители, при разработке конструкции авто, уделяют максимум внимания его безопасности – ведь от безопасности отдельно взятого автомобиля напрямую зависит и общая безопасность движения на дорогах. Необходимо предусматривать весь спектр потенциально опасных ситуаций, в которые теоретически может попасть автомобиль, а зависят они от множества различных факторов.

Современные предусматривают как активную, так и пассивную безопасность автомобиля и включают в себя целый ряд устройств: подушки безопасности автомобиля, антиблокировочную систему колес (АБС), противобуксовочные и противозаносные системы и многие другие средства. Надежность конструкции автомобиля поможет водителю не попасть в беду и обезопасить свою жизнь и жизнь пассажиров в непростых условиях современных дорог.

Активная и пассивная безопасность автомобиля

В целом безопасность транспортного средства подразделяют на активную и пассивную. Что же обозначают эти термины? Активная безопасность включает в себя все те свойства конструкции авто, при помощи которых предотвращается и/или снижается сама . Благодаря таким свойствам, водитель может менять – другими словами, автомобиль не станет неуправляемым в экстренной ситуации.

Рациональная конструкция машины является залогом ее активной безопасности. Здесь большую роль играют так называемые «анатомические» сидения, повторяющие форму человеческого тела, обогрев ветрового стекла и зеркал заднего вида во избежание их замерзания, стеклоочистители на фарах, противосолнечные козырьки. Кроме того, активной безопасности способствуют различные современные системы – противоблокировочные, контролирующие скорость движения авто в целом и работу его отдельных механизмов, сигнализирующие о неисправностях и т.д.

Кстати, цвет кузова также имеет большое значение для активной безопасности авто. Наиболее безопасными в этом плане считаются оттенки теплого спектра – желтый, оранжевый, красный – а также белый цвет кузова.

Повышение заметности автомобиля в ночное время достигается и другими способами – например, на номерные знаки и бампер наносится специальная световозвращающая краска. Также в целях повышения активной безопасности необходимо хорошо продуманное расположение приборов на приборной панели и качественный обзор с водительского места. Следует помнить, что, согласно дорожной статистике, при авариях чаще всего повреждается рулевое управление, двери, ветровое стекло и приборная панель.

В случае если авария все-таки происходит, ведущая роль в ситуации переходит к приемам пассивной безопасности.

В понятие пассивной безопасности входят такие свойства конструкции транспортного средства, которые помогают уменьшить степень тяжести ДТП, если таковое случится. Пассивная безопасность проявляет себя, когда водитель все же не в силах изменить характер движения машины для предотвращения аварии, несмотря на принятые меры активной безопасности.

Зависит пассивная безопасность, как и активная, от множества нюансов конструкции. Сюда можно отнести, например, устройство бампера, наличие дуг, ремней и подушек безопасности, уровень жесткости кабины и прочие условия.

Передняя и задняя части транспортного средства, как правило, менее прочны, чем средняя – это также делается из соображений пассивной безопасности. Средняя часть, где размещены люди, обычно защищена более жестким каркасом, а передняя и задняя смягчают удар и тем самым уменьшают инерционную нагрузку. У из тех же соображений обычно бывают ослаблены поперечины и лонжероны – их делают из хрупких металлов, которые разрушаются или деформируются при ударе, принимая на себя его основную энергию и, таким образом, смягчая его.

Кстати, именно для повышения показателей пассивной безопасности, двигатель машины, обычно, устанавливается на рычажной подвеске – такая конструкция служит для того, чтобы при ударе избежать перемещения двигателя в салон. Благодаря подвеске мотор опускается вниз, под пол кузова.

Жесткое рулевое колесо также представляет опасность для водителя, особенно при встречном столкновении. Именно поэтому рулевые ступицы изготавливаются большого диаметра и покрываются специальной упругой оболочкой – мягки накладки и сильфоны частично поглощают энергию удара.

Одним из самых эффективных и несложных средств безопасности при небольших затратах остаются ремни безопасности. Установка этих ремней является обязательной в соответствии с законодательством многих стран (в том числе и Российской Федерации). Не менее широкое распространение получили также подушки безопасности – еще одно простое средство, которое призвано ограничивать резкое перемещение людей в салоне в момент удара. Подушки безопасности автомобиля срабатывают только непосредственно при ударе, предохраняя от повреждений головы людей и верхние части туловища. К недостаткам подушек безопасности можно отнести достаточно громкий звук в процессе наполнения их газом – этот шум способен даже повредить барабанные перепонки. Кроме того, подушки безопасности недостаточно защищают людей при опрокидывании авто и при боковых ударах. Именно поэтому поиск способов их усовершенствования постоянно продолжается – например, ставятся эксперименты по замене подушек так называемыми сетками безопасности (которые также должны ограничивать резкое перемещение человека в салоне при аварии) – и прочими подобными средствами.

В качестве еще одного простого и эффективного противотравматического средства при аварии также можно назвать надежное крепление сидений – в идеале оно должно выдерживать многократную перегрузку (до 20g).

При заднем столкновении шею пассажира защищают от серьезных травм подголовники сидений. Ноги водителя в случае аварии защищает от повреждений травмобезопасный педальный узел – в таком узле, при столкновении, педали отделяются от своих креплений, смягчая жесткий удар.

Помимо перечисленных мер предосторожности, современные автомобили оборудованы безопасными стеклами, при разрушении рассыпающимися на неострые осколки и триплекс.

От размера авто и целостности его каркаса также зависит общая пассивная безопасность транспортного средства. при столкновении не должны менять свою форму – энергия удара поглощается другими деталями. Для проверки всех этих свойств, перед тем, как выйти в производство, каждый автомобиль подвергается специальным проверкам, называемым краш-тестами.

Итак, система пассивной безопасности автомобиля в своей полной комплектации значительно повышает возможность выживания для водителя и пассажиров в случае аварии и помогает им избежать серьезных травм.

Современные системы активной безопасности

Развитие автоиндустрии в последнее время подарило автолюбителям много новых систем, значительно повышающих полезные качества активной безопасности автомобиля.

Особенно распространенной в этом перечне является система АБС – антиблокировочная система тормозов. При она помогает предотвратить случайную блокировку колес и, таким образом, избежать потери управления машиной, а также его скольжения. Благодаря системе АБС значительно сокращается тормозной путь, что позволяет сохранять контроль над движением машины при экстренном торможении. Другими словами, при наличии АБС у водителя появляется возможность совершать необходимые маневры в процессе торможения. Электронный блок антиблокировочной системы через гидромодулятор воздействует на тормозную систему машины, на основании анализа сигналов, поступающих от датчиков вращения колес.

Наиболее часто, благодаря интенсивному торможению, водитель может предотвратить ДТП – поэтому любой автомобиль нуждается в исправно работающей тормозной системе в целом, и АБС в частности. Машина должна эффективно замедляться в любых ситуациях, тем самым уменьшая риск опасности для водителя, находящихся в салоне пассажиров, окружающих людей и других транспортных средств.

Безусловно, активная безопасность транспортного средства значительно повышается, если на нем установлена АБС. Кстати, кроме непосредственно автомобилей, этой системой оснащаются также прицепы, мотоциклы и даже колесные шасси самолетов! АБС последних поколений часто оборудованы также противопробуксовочной системой, электронным контролем устойчивости и вспомогательной системой для экстренного торможения.

АПС, антипротивобуксовочная система (ASR, Antriebs-Schlupf-Regelung), которая также называется системой контроля тяги, служит для устранения опасной потери сцепления с дорогой, благодаря контролю буксования ведущих колес машины. Особенно полно оценить полезные свойства АПС можно при управлении автомобилем на скользкой и/или влажной дороге, а также в прочих условиях, где проявляется недостаточное сцепление. Антипробуксовочная система напрямую связана с АБС, за счет чего получает всю необходимую информацию о скорости вращения ведущих и ведомых колес автомобиля.

СКУ, система курсовой устойчивости, называемая также электронным контролем устойчивости, тоже относится к активным системам безопасности автомобиля. Ее работа помогает предотвратить занос автомобиля. Этот эффект достигается благодаря тому, что компьютер управляет моментом силы колеса (или нескольких колес). Система курсовой устойчивости служит для стабилизации движения транспортного средства в наиболее опасных ситуациях – например, когда становится опасно высокой вероятность потери управления авто, или даже когда управление уже потеряно. Именно поэтому электронный контроль устойчивости считается одной из самых эффективных механизмов активной безопасности автомобиля.

РТС, электронный распределитель тормозных сил также является логическим дополнением системы АБС. Эта система распределяет тормозные усилия между колесами таким образом, чтобы водитель имел возможность управлять транспортным средством постоянно, а не только при экстренном торможении. РТС помогает сохранить устойчивость машины при торможении, поровну распределяя тормозное усилие между всеми ее колесами, анализируя их положение и дозируя тормозную силу наиболее эффективно. Кроме того, распределитель тормозных сил значительно уменьшает риск заноса или сноса в процессе торможения – особенно при повороте и на смешанных дорожных покрытиях.

ЭБД, электронная блокировка дифференциала, тоже связана с системой АБС и играет немаловажную роль в обеспечении активной безопасности автомобиля в целом. Как известно, дифференциал передает крутящий момент с КПП на ведущие колеса и корректно работает при условии прочного сцепления этих колес с дорогой. Однако бывают ситуации, когда одно из колес может оказаться на льду или в воздухе – тогда оно будет вращаться, а другое колесо, стоящее на поверхности твердо, потеряет свою силу вращения. Вот тогда-то и подключается ЭБД, благодаря работе, которой дифференциал блокируется, а крутящий момент передается всем его потребителям, в т.ч. и неподвижному ведущему колесу. То есть электронная блокировка дифференциала притормаживает буксующее колесо до тех пор, пока его частота вращения не уравняется с небуксующим. Особенно влияет ЭБД на безопасность машины при резком разгоне и движении на подъем. Также она значительно повышает уровень безаварийности движения в сложных погодных условиях и даже при движении задним ходом. Однако следует помнить, что ЭБД не срабатывает при прохождении поворотов.

АПС, акустическая парковочная система, относится к вспомогательным системам активной безопасности транспортного средства. Также она известна под такими названиями, как парктроник, акустическая парковочная система, PDC (Parking distance control), ультразвуковой датчик парковки… Терминов для определения АПС существует немало, однако служит это устройство одной главной цели – контролю дистанции между автомобилем и препятствиями во время парковки. С помощью ультразвуковых датчиков, парктроник способен измерять дистанцию от машины до близлежащих объектов. По мере того, как эти объекты приближаются к автомобилю, характер акустических сигналов АПС меняется, а на дисплее отображается информация об оставшемся до препятствия расстоянии.

АКК, адаптивный круиз-контроль – это устройство, также относящееся к вспомогательным системам активной безопасности автомобиля. Благодаря работе круиз-контроля, поддерживается постоянная скорость машины. При этом скорость автоматически снижается в случае ее увеличения, и, соответственно, повышается в случае понижения.

Кстати, всем известный стояночный ручной тормоз (в просторечии – ручник) тоже входит в число вспомогательных устройств для активной безопасности транспортного средства. Старый добрый ручник удерживает машину в неподвижности относительно поверхности опоры, придерживая ее на склонах и помогая затормаживанию на стоянках.

Системы помощи при подъеме и спуске, в свою очередь, также существенно повышают показатели активной безопасности автомобиля.

Прогресс ради жизни

К сожалению, полностью избегать случаев дорожно-транспортных происшествий пока не представляется возможным. Однако с каждым годом с конвейеров сходят сотни и тысячи автомобилей, все более совершенных в плане активной и пассивной безопасности. Новые поколения машин, по сравнению с предыдущими, укомплектованы гораздо более совершенными системами безопасности, позволяющими значительно снизить риск вероятности аварии и минимизировать ее последствия в тех случаях, когда избежать аварии не удастся.

Видео — активные системы безопасности

Видео — пассивная безопасность автомобиля

Заключение!

Безусловно, важнейшим определяющим фактором активной и пассивной безопасности автомобиля, является безотказность всех его жизненно важных систем, . Наиболее серьезные требования предъявляются к безотказности тех элементов машины, которые позволяют ей осуществлять разнообразные маневры. К таким устройствам относятся системы тормозов и рулевого управления, трансмиссия, подвеска, двигатель и т.д. Чтобы повысить показатели безотказности всех систем современных автомобилей, с каждым годом применяются все новые и новые технологии, используются не используемые ранее материалы и совершенствуется конструкция автомобилей всех марок.

  • Новости
  • Практикум

Генпрокуратура начала проверку автоюристов

Как утверждают в Генпрокуратуре, в России резко возросло количество судебных разбирательств, которые ведут «недобросовестные автоюристы», которые работают «не для защиты прав граждан, а для извлечения сверхприбылей». Как сообщают «Ведомости», информацию об этом ведомство направило в правоохранительные органы, ЦБ и Российский союз автостраховщиков. В Генпрокуратуре поясняют, что посредники пользуются отсутствием должной осмотрительности...

Владельцы кроссовера Tesla пожаловались на качество сборки

По словам автомобилистов, проблемы возникают с открытием дверей и стеклоподъемниками. Об этом в своём материале сообщает The Wall Street Journal. Стоимость Tesla Model X составляет около 138 000 долларов, но, если верить первым владельцам, качество кроссовера оставляет желать лучшего. К примеру, сразу у нескольких владельцев заклинили открывающиеся вверх...

Парковку в Москве можно будет оплатить картой Тройка

Пластиковые карты «Тройка», использующиеся для оплаты общественного транспорта, этим летом получат полезную для автомобилистов функцию. С их помощью можно будет оплатить стоянку в зоне платной парковки. Для этого паркоматы оборудуют специальным модулем для связи с центром обработки транспортных транзакций Московского метрополитена. Система сможет проверять, достаточно ли средств на балансе...

О пробках в Москве будут предупреждать за неделю

На такую меру специалисты центра пошли из-за работ в центре Москвы по программе «Моя улица», сообщает Официальный портал Мэра и правительства столицы. В ЦОДД уже сейчас анализируют автомобильные потоки в ЦАО. На данный момент на дорогах в центре бывают затруднения, в том числе на Тверской улице, Бульварном и Садовом кольце и Новом Арбате. В пресс-службе ведомства...

Отзыв Volkswagen Touareg добрался до России

Как сказано в официальном сообщении Росстандарта, причиной отзыва послужила вероятность ослабления фиксации стопорного кольца на опорном кронштейне педального механизма. Ранее компания Volkswagen объявила об отзыве 391 тысячи «Туарегов» по всему миру по той же причине. Как поясняет Росстандарт, в рамках отзывной кампании в России на всех автомобилях будет...

Владельцы Mercedes забудут, что такое проблемы с парковкой

По словам Цетше, которые приводит Autocar, в ближайшем будущем автомобили станут не просто транспортными средствами, а персональными помощниками, которые здорово упросят жизнь людям, перестав провоцировать стрессы. В частности, гендиректор Daimler заявил, что вскоре на автомобилях Mercedes появятся специальные датчики, которые «будут отслеживать параметры организма пассажиров и корректировать ситуацию...

Названа средняя цена нового автомобиля в России

Если в 2006 году средневзвешенная цена машины составляла примерно 450 тыс. рублей, то в 2016 - уже 1,36 млн рублей. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», изучившее ситуацию на рынке. Как и 10 лет назад, самыми дорогими на российском рынке остаются иномарки. Сейчас средняя цена нового автомобиля...

Mercedes выпустит мини-Гелендеваген: новые подробности

Новая модель, призванная стать альтернативой изящному Mercedes-Benz GLA, получит брутальную внешность в стилистике «Гелендевагена» - Mercedes-Benz G-класса. Немецкому изданию Auto Bild удалось разузнать новые подробности об этой модели. Итак, если верить инсайдерской информации, то Mercedes-Benz GLB будет отличаться угловатым дизайном. С другой стороны, полного...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Какой автомобиль купить новичку Когда долгожданные водительские права наконец-то получены, наступает самый приятный и волнительный момент — покупка автомобиля. Автопром наперебой предлагает покупателям самые навороченные новинки и неискушенному водителю очень сложно сделать правильный выбор. А ведь часто именно от первого...

Какой внедорожник выбрать: Juke, C4 Aircross или Mokka

Что снаружи Глазастый и экстравагантный «Нисан-Джук» не старается даже выглядеть солидным вседорожником, поскольку от этого автомобиля так и тянет мальчишеским задором. Эта машина никого не может оставить равнодушным. Она или нравится, или нет. Согласно свидетельству он является легковым универсалом, однако...

Какая машина является самым дорогим джипом в мире

Все автомобили мира можно разделить по категориям, в которых будет непременный лидер. Так можно выделить самый быстрый, мощный, экономичный автомобиль. Существует огромное количество подобных классификаций, но одна всегда пользуются особым интересом – самый дорогой автомобиль в мире. В этой статье...

КАК выбрать машину, Покупка и продажа.

Как выбрать машину Сегодня рынок предлагает покупателям огромный выбор машин, от которого просто разбегаются глаза. Поэтому прежде чем купить автомобиль, стоит учесть много важных моментов. В итоге, определившись с тем, что именно вы хотите, вы сможете выбрать авто, которое будет...

КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.

Как выбрать марку автомобиля При выборе машины необходимо изучить все плюсы и минусы автомобиля. Поищите информацию на популярных сайтах автомобильной тематики, на которых делятся опытом владельцы машин, и тестируют новинки профессионалы. Собрав всю необходимую информацию, вы можете вынести решение в...

Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире

К ним можно относиться как угодно - восхищаться, ненавидеть, любоваться, испытывать отвращение, но равнодушным они не оставят никого. Часть из них - это просто памятник человеческой бездарности, выполненный из золота и рубинов в натуральную величину, часть настолько эксклюзивны, что при...

Что только люди не придумают, чтобы ощутить незабываемую минуту азарта от езды на своём автомобиле. Сегодня мы познакомим вас с тест-драйв пикапов не простым способом, а соединив его с воздухоплаванием. Нашей целью было обследовать характеристики таких моделей, как Ford Ranger, ...

2018-2019 год: рейтинг страховых компаний КАСКО

Каждый владелец автомобиля стремится обезопасить себя от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на дорогах или иного причинения вреда своему ТС. Одни из вариантов - заключение договора КАСКО. Однако в условиях, когда на рынке страхования присутствуют десятки фирм, предоставляющих услуги по...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Перевозите детей только в детских удерживающих устройствах.

Правилами дорожного движения установлено, что: «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств» (пункт. 22.9 Правил дорожного движения).

Обязательно пристегнитесь.

Пользоваться ремнями безопасности обязательно должны как водитель, так и пассажиры . Простой пример: если человек не пристегнут, столкновение на скорости всего 50 км/ч равносильно для него падению с третьего этажа. Ремень снижает эту скорость до 7 км/ч.
Водитель обязан настаивать, чтобы все пассажиры пристегивались: и сидящий на переднем месте, и сидящие на задних сидениях. Потому что непристегнутый пассажир на заднем сидении подвергает опасности не только себя, но и других пассажиров. Надо понимать, что ремень защищает не только при лобовых столкновениях транспортных средств, но и при других типах ДТП, например, при опрокидывании. Остаться на месте в салоне при аварии — это уже во многом остаться в живых. Ведь 75 процентов тех, кого выбросило из машины, гибнут. В целом же использование ремня снижает риск погибнуть или получить серьезные травмы.

Ремень должен быть пристёгнут правильно.

Ремень, кроме того, что он должен быть пристегнут, должен быть пристёгнут правильно. Правильно — это так: ремень располагается вдоль груди, ближе к шее. Это важно, поскольку плечевая и грудная часть туловища принимает на себя основную силу удара. Нижняя часть ремня удерживает таз, а ни в коем случае не живот, поэтому ремень должен опоясывать бедра. Застегнув ремень, обязательно натяните его. Ремень следует располагать как можно ближе к телу.

Первый шаг к снижению травматизма и смертности на дороге должны сделать мы сами. Пристегнуться сами, усадить в правильно установленное детское кресло ребенка. Использование ремней безопасности в несколько раз снижает тяжесть последствий ДТП и спасает от тяжелейших травм. При столкновении на большой скорости непристегнутого водителя сначала бросает грудью на руль, а в следующие доли секунды — головой в лобовое стекло. При ударе о руль обычные последствия — травма грудной клетки, нередко с переломами ребер и грудины, не говоря уже об обширных гематомах… Но это еще не самое страшное. Есть немалый риск получить ушиб легких, хуже того — ушиб сердца, который приравнивается медиками к инфаркту миокарда. Он может привести к смертельному исходу, и не сразу, а спустя несколько месяцев после аварии. Кроме того, не исключено, что удар о нижнюю часть руля, пришедшийся в солнечное сплетение, вызовет мгновенную рефлекторную остановку сердца. Не менее ужасно страдают непристегнутые водители и пассажиры, брошенные силой инерции в лобовое стекло. На стекле в местах столкновения остаются характерные «паутинки» — примерно такой же эффект будет, если ударить по нему молотком. Можете себе представить, насколько хуже приходится голове. Как минимум — сотрясение мозга и гематомы, но чаще всего такие аварии оборачиваются открытыми или закрытыми черепно-мозговыми травмами, повреждениями глаз и органов слуха, сильными порезами лица. Еще серьезнее последствия, когда сидящих в машине при ДТП выбрасывает через лобовое стекло на капот.

Достаточно пристегнуться — и во многих случаях можно избежать тяжелого вреда своему здоровью.



Просмотров