Учебник "еврейский народ в эллинистическом мире". Птолемей II Филадельф - Династия Птолемеев - Династии Древнего Египта - Каталог статей - Древний Восток Кампания Антиоха II

Птолемей отличался любознательностью и в силу телесной немощи постоянно искал новых развлечений и увеселений. Элиан утверждает, что Птолемея II образованнейшим человеком сделала болезнь. В его правление Египет часто вёл войны, но воевали полководцы и флотоводцы Птолемея. Лишь во время экспедиции вверх по Нилу Птолемей II сам отправился на войну.

Политическая обстановка в Восточном Средиземноморье в начале царствования Птолемея

Вскоре в роли главы государства Птолемей столкнулся с новыми потрясениями в странах Восточного Средиземноморья. В 281 году до н. э. два последних оставшихся в живых вождя из поколения Александра , оба старики за восемьдесят, Селевк и Лисимах , вступили в свою главную схватку. Лисимах пал, а между Селевком и верховной властью, которой обладал Александр, не осталось явных противников. Ситуация сложилась угрожающая для молодого Птолемея. Его единокровный брат Птолемей Керавн был на стороне Селевка, и, разумеется, Селевк мог поддержать его претензии на египетский трон. Затем, когда Птолемей Керавн убил Селевка у Дарданелл , всё вдруг погрузилось в неразбериху. Это облегчило положение египетского царя. Главной опасностью был Селевк, а теперь честолюбие Птолемея Керавна отвернулось от Египта и обратилось к Македонии . Арсиноя , вдова Лисимаха, сестра Птолемея II и неполнородная сестра Птолемея Керавна, всё ещё находилась в Македонии и решила обеспечить пустующий трон для своего малолетнего сына. Однако Керавн сумел превзойти её в коварстве и свирепости. Сначала он женился на ней, потом убил её ребёнка, сына Лисимаха. Арсиноя укрылась в самофракийском святилище. Но тут возникло новое и пугающее затруднение - вторжение толп диких галатов (галлов) из-за Балкан в Македонию, Грецию и Малую Азию . Птолемей Керавн погиб во время этого варварского нашествия (280 год до н. э.). В Македонии наступил период смуты, во время которого ещё один сын старого Птолемея Мелеагр два месяца сидел на царском троне, но затем снова сгинул во тьме. Антипатр , другой претендент на трон Македонии, занимавший его 45 дней, после свержения нашёл убежище в Александрии; там он был известен под прозвищем Этесий (ветер, который дует сорок пять дней). Наконец Антигону Гонату , как кажется, удалось заключить с Птолемеем какое-то соглашение о дружбе. Македонский царь крайне нуждался в условиях, которые могли бы способствовать укреплению его власти в Македонии; разорительная война с Египтом была бы пагубна для выполнения этой задачи. В свою очередь и Птолемей II не желал пока видеть в Македонии врага, считая для себя актуальными проблемы господства на Востоке. Только такими отношениями можно объяснить «подарок» Антигоном Птолемею 4000 галатов для несения военной службы в Египте.

В Малой Азии и Северной Сирии Антиох I , сын Селевка, сумел занять царский трон отца, хотя свою власть в Малой Азии он мог утвердить только в конфликте с другими новыми державами - местными княжествами, персидскими династиями, греческим государством с центром в Пергаме и кочевыми ордами галатов. В конце концов, после полувека сумятицы, последовавшей за смертью Александра, в Восточном Средиземноморье создалась относительно устойчивая группа держав - в Македонии правила династия Антигона ; в Северной Сирии, большей части Малой Азии, Месопотамии, Вавилонии и Персии - династия Селевка ; в других частях Малой Азии - новые местные династии; в Египте, Палестине, Кирене и на Кипре - династия Птолемея . В самой Греции, на островах и побережье Эгейского моря, Босфора и Чёрного моря старые греческие полисы по-прежнему сохраняли ту или иную степень свободы в зависимости от обстоятельств, которые давали им возможность отсрочить необходимость подчиниться какой-либо монархической державе.

Между всеми этими государствами велись активные политические и военные действия на протяжении всего правления Птолемея II. Эллинистический Египет находился в расцвете силы и славы. Однако исторические источники, которые могли бы поведать нам о том, что сделал этот царь, его военачальники и послы, не сохранились. Лишь по отрывочным упоминаниям в сочинениях более поздних авторов, случайным ссылкам и нескольким единичным надписям мы можем попытаться описать происходившие в то время события.

Из-за честолюбивого стремления Птолемеев расширить свои владения за пределы Египта до некоторых районов Азии, обладать господством на море и успешно вмешиваться в политику греческого мира они не смогли остаться не втянутыми в иностранные дела. Некоторое время, между и 269 годами до н. э. политикой александрийского двора управляла более сильная воля, чем та которой обладал Птолемей II. Его сестра Арсиноя , лишившись малейших перспектив стать царицей Македонии, прибыла в Египет, возможно с чёткими намерениями стать царицей в доме отца. В Египте уже была царица, другая Арсиноя , дочь Лисимаха и жена Птолемея II. Однако это не было препятствием для такой властной и умной женщины, как Арсиноя, дочь Птолемея I, прошедшей великолепную школу интриг при дворе Лисимаха. Она ещё в Македонии, за несколько лет до того, смела со своего пути Агафокла, вынудив отца убить его по ложному обвинению. Другая Арсиноя успела родить мужу трёх детей - двух сыновей, Птолемея и Лисимаха, и дочь Беренику. Теперь её обвинили в заговоре и покушении на жизнь супруга. Двое из её предполагаемых соучастников - некий Аминта и родосец по имени Хрисипп, её врач, были преданы смерти, а сама царица - изгнана в верхнеегипетский Коптос (там сохранилась поминальная стела египтянина Сеннухруда, где он рассказывает, что был её слугой и для неё перестроил и украсил святилище).

Избавившись таким образом от Арсинои, дочери Лисимаха, Арсиноя, дочь Птолемея I, взяла в мужья своего брата и стала египетской царицей. Брак единокровных брата и сестры раньше был чем-то неслыханным в греческом мире, хотя и довольно обычным среди египтян и согласным с фараоновской традицией. Многие были шокированы. Арсиное в то время было около сорока; в любом случае она была лет на восемь старше своего брата-мужа. Грек Сотад , знаменитый в то время автор неприличных стихов, в грубых выражениях отозвался об этом браке как об инцесте . Согласно одному из фрагментов сочинения Афинея , поэт бежал из Александрии сразу же после того, как прочитал свои стихи, но был схвачен флотоводцем царя Патроклом у карийского побережья и брошен в море в свинцовом гробу.

Арсиноя приняла, или ей было дано прозвище Филадельфия («Любящая брата»). Вероятно, она уже не надеялась родить ещё детей и, скорее всего, усыновила детей мужа от другой Арсинои. По-видимому, греческий мир понимал, что курс, которого отныне придерживается египетский двор в международной политике, направляла твёрдая рука Арсинои Филадельфии. Что думал обо всём этом сам Птолемей, никто никогда не узнает. После смерти Арсинои он всячески выражал ей свою преданность, но это мало что доказывает. Даже если он не испытывал любовных чувств к сестре, он мог искренне оплакивать потерю её мощного руководящего ума. Возможно, что брачный союз Арсинои и Птолемея II был нужен не только Арсиное, но и самому царю Египта, рассчитывавшему посредством этого брака приобрести «законные» права на наследие Лисимаха - на те громадные территории, где Арсиноя когда-то была неограниченной владычицей.

Если руководствоваться кратким изложением событий, содержащимся в труде Павсания , то именно при крутом режиме Арсинои Филадельфии неудобные члены царской семьи стали устраняться. Брат Птолемея Аргей был предан смерти по обвинению в заговоре против царя. Когда всем распоряжалась Арсиноя, никто не знал, соответствовали обвинения истине или были сфабрикованны. Потом другой сводный брат, сын Эвридики (имени его нам не сообщают) был обвинён в разжигании беспорядков на Кипре и казнён. Деметрий Фалерский , старый советник Птолемея I Сотера, после смерти последнего, также впал в немилость и был заключён под стражу, впредь до выяснения и особого решения. Причиной этого послужило то, что он в своё время советовал Птолемею Лагу отдать престол в руки своего старшего сына Птолемея Керавна . Так он и доживал жизнь в упадке душевных сил, пока во время сна его не укусила в руку ядовитая змея и он не испустил дух.

Великие опасности и бедствия, постигшие Грецию и Малую Азию, почти вовсе не коснулись Египта. В начале своего правления Птолемей II обратил все силы к тому, чтобы трудности соперников употребить на пользу Египта. Ещё с 301 года до н. э. Египет претендовал на Келесирию , с её богатыми городами и важным стратегическим положением. Но здесь Птолемеи встретились с непреклонной решимостью Селевкидов удержать Келесирию за собой. Поэтому только ослабление позиций Антиоха Сотера на международной арене в первые годы его правления позволяет предположить, что и в Келесирии егитяне имели возможность усилится. Вероятно, весной 276 года до н. э. дело дошло до настоящей войны, когда Птолемей, согласно вавилонской клинописной надписи, вторгся в Сирию. Современные историки назвали её «Первой Сирийской войной» . Её историю составить невозможно. Неясный луч света лишь выхватывает отдельные фрагменты тут и там. Павсаний коротко сообщает: В нашем распоряжении, к сожалению, есть только два современных тому времени упоминания о действиях, предпринятых Птолемеем: одна иероглифическая надпись из Саиса , в основном состоящая из традиционных фраз, унаследованных ещё со времён фараоновских вторжений в Азию, а другое - отрывок из поэмы Феокрита , сочинённой ради того, чтобы заслужить благосклонность в Александрии.

«Птолемей отправил ко всем народам, над которыми властвовал Антиох [своих людей, чтобы они] как грабители прошли через земли более слабых, тех же, которые были более сильными, он хотел задержать военными действиями, чтобы тем помешать походу Антиоха против Египта.»

В стеле, установленной жрецами в Саисе, сказано, что Птолемей «взял дань с городов Азии» , что он наказал кочевников Азии, отрезал множество голов и пролил потоки крови, что враги напрасно выстраивали против него неисчислимые боевые корабли, конницу и колесницы, «многочисленнее тех, которыми владеют князья Аравии и Финикии» , что он отметил свой триумф празднествами и что венец Египта крепко возлежал на его голове. Чем бы не обернулись военные действия за границами Египта, жрецы всё равно описывали бы их примерно в таких же выражениях. А Феокрит, превознося величие Египта, в своей 17-й идиллии пишет следующее:

«Да, он отрезает себе части Финикии, Аравии, Сирии, Ливии и чёрной Эфиопии. Он отдаёт приказы всем памфилянам, киликийским копейщикам, ликийцам и воинственным карийцам и Кикладским островам, ведь его корабли лучшие из тех, что плавают по водам, да, Птолемей царствует над всеми морями и землёй и шумными реками».

Непонятным является молчание Феокрита о египетском господстве в Ионии в конце 270-х годов до н. э. Трудно представить, что Египет не пытался овладеть этой областью Малой Азии, одной из богатейших частей бывшей державы Лисимаха . Милет , тогда ещё значительный порт на побережье Малой Азии, видимо, перешёл под власть Птолемея ещё до Первой Сирийской войны, в -278 годах до н. э. В святилище Дидимы , расположенного по соседству, стояла статуя сестры Птолемея Филотеры, воздвигнутая милетским демосом. О том, что Египет претендовал на господство в Ионии, свидетельствует и письмо Птолемея II в Милет с изложением многих благ и привилегий, даруемых милетянам египетским царём: «Также и теперь, поскольку вы охраняете твёрдо наш город и нашу дружбу и союз, - ибо мой сын и Калликрат (командующий флотом в Эгейском море в примерно с по 266 год до н. э.) и другие друзья написали мне о той демонстрации доброй воли, которую вы проявили ко мне, - мы зная это, ценим вас высоко и будем стремиться отплатить вашему народу благодеяниями …» . Селевкиды и их союзники предприняли, вероятно, какие-то контрмеры в Ионии, с целью не допустить здесь укрепления позиций египтян.

Кажется, что Птолемею удалось прочно овладеть и Финикией . В Сидоне Птолемей посадил на царский трон своего главного флотоводца, видимо, эллинизированного финикийца Филокла . На Делосе этот Филокл устраивал пышные празднества - Птолемайеи. Имеется случайное упоминание у Полиэна о взятии Кавна полководцем Птолемея Филоклом.

«Филокл, стратег Птолемея, расположился лагерем у Кавна и, подкупив деньгами ситофилаков (смотрителями за раздачей хлеба), сделал их своими соучастниками. И они в городе возвестили, что будут выдавать воинам хлеб; те же, оставив охрану стен, стали для себя отмеривать хлеб. Филокл, в то самое время напав на лишённый охраны город, захватили его».

О военных действиях Антиоха свидетельствует «Вавилонская клинописная хроника», где под 36 годом Селевкидской эры ( /274 год до н. э.) обозначено следующее: «В этом году царь оставил свой двор, свою жену и сына в Сардах (Sapardu), чтобы обеспечить прочную защиту. Он явился в провинцию Эбирнари (Заречье, то есть Сирия) и пошёл против египетской армии, которая стояла лагерем в Эбирнари. Египетская армия спаслась бегством от него (?). В месяце адар 24 числа правитель Аккада отправил в Эбирнари к царю много серебра, тканей, мебели и машин из Вавилонии и Селевкии , царского города, и 20 слонов, которых правитель Бактрии послал к царю. В этом месяце мобилизовал главнокомандующий войска царя, которые были размещены в Аккаде, и пошёл к царю в месяце нисан на помощь в Эбирнари…» . Итак, главные военные столкновения Антиоха с Птолемеем произошли в весенние месяцы 274 года до н. э. и, кажется, окончились победой Антиоха. Успехи Антиоха I в Сирии, возможно, нe ограничивались описанной в хронике операцией. Вероятно, тогда же Антиох внезапно захватил Дамаск , занятый египтянами под начальством стратега Диона.

«Антиох, желая захватить Дамаск, который защищал стратег Птолемея Дион, объявил войску и всей области об отмечании персидского праздника, приказав всем своим подданным сделать приготовления к большому пиршеству. Поскольку Антиох со всеми и повсеместно праздновал, то и Дион, узнав о размахе празднества, ослабил бдительность охраны города. Антиох же, повелев взять сухой паёк на четыре дня, повёл войско через пустыню и горными тропами и, неожиданно появившись, взял Дамаск, так как Дион не сумел оказать сопротивление внезапно явившемуся Антиоху».

В Египте явно опасались нападения. На Пифомской стеле сообщается, что в месяце хатире 12 года своего правления (ноябрь 274 года до н. э.) Птолемей II явился в Геронополь на Суэцком перешейке Может быть, из этой надписи следует, что ожидалось вторжение войск Антиоха в Египет, и присутствие Птолемея и Арсинои потребовалось, чтобы организовать оборону.

«со своею женою (она же и сестра его) для защиты Египта от чужестранцев».

Неприятности, в которые ввязался Египет из-за сирийской войны, усугубились из-за нового восстания в Киренаике .

Конец войны нам абсолютно неизвестен. Она завершилась не позднее написания Феокритом своей 17 идиллии, то есть либо в , либо в 272 годах до н. э. Трудно оценить и общие итоги войны. Успехи Селевкидов весьма вероятны, но говорить об их победе едва ли можно. Скорее всего, в результате продолжительных военных действий было достигнуто примирение с изрядной долей компромисса с обеих сторон. На решение Антиоха могла повлиять эпидемия чумы, которая, видимо, в то время поразила Вавилонию.

Также при Птолемее II Филадельфе были обожествлены его родители и основан их культ. Они стали известны под именем Богов Спасителей. В честь обожествлённого Птолемея Сотера в Александрии проводилось празднество с играми - Птолемеи. Оно отмечалось каждые четыре года. Вероятно, впервые праздневство было учреждено в июне или июле 278 года до н. э. , в четвёртую годовщину со дня смерти первого Птолемея. Знаменитое описание праздничной процессии в Александрии , сделанное Калликсеном, почти наверняка относится ко второму праздневству в 274 году до н. э.

По смерти Арсинои правление Птолемея входит в новую эпоху. Примерно через два с половиной года (впервые упоминается от 26 января 266 года до н. э.) в источниках появляется молодой Птолемей, «сын» Птолемея II, который становится соправителем отца. Можно было бы уверенно сказать, что это его сын от другой Арсинои будущий царь Птолемей Эвергет , если бы не случилось так, что имя этого молодого соправителя пропало из документов примерно между маем и ноябрём 258 года до н. э. Отсюда возникает проблема, которая до сих пор вызывает разногласия среди историков. Высказывались разные гипотезы:

Следующая война, в которой участвовал Египет, называется Хремонидовой войной по имени афинянина Хремонида , который возглавил бунт Греции против Македонии . На этот раз противником Птолемея была династия Антигона в лице царя Македонии Антигона Гоната . Многие древние прославленные города Греции вступили в антимакедонский союз, во главе которого встали Афины и Спарта , увидевшие возможность вернуть утраченную век назад свободу. К этому союзу присоединился и Птолемей. В декрете Хремонида, в связи с перечислением всех участников антимакедонской коалиции, сказано, что. Даже после её смерти разум Арсинои продолжал управлять Александрийским двором. Не получив никаких определённых результатов в I Сирийской войне, Птолемей II перенёс центр тяжести борьбы за возрождение державы Лисимаха в Грецию.

«царь Птолемей, согласно с направлением предков и сестры… радеет об общей свободе эллинов»

Войну начали Афины, сбросившие македонское иго (в конце 266 года до н. э.). Безусловно, греки питали большие надежды, рассчитывая на поддержку Египта, чей флот господствовал в Эгейском море . Дальнейший ход событий воспроизводится из кратких повествований Павсания и Юстина , а также из других разрозненных источников. Павсаний сообщает, что «Антигон, сын Деметрия , двинулся походом на Афины и с пешим войском и с флотом… На помощь афинянам прибыл из Египта Патрокл… выступили и лакедемоняне всенародным ополчением, поручив главное командование царю Арею . Но Антигон самым тесным кольцом окружил Афины, так что союзным с афинянами силам не было никакой возможности войти в город». Таким образом Антигон осадил Афины и сдерживал спартанцев на Истме . И всё это время египетский флот под началом египетского флотоводца Патрокла плавал у островка, позднее названного островом Патрокла, неподалёку от побережья Аттики и не делал ничего полезного. Патрокл, сам по происхождению македонец, оправдывал себя, говоря, что его морские войска были набранны из одних урождённых египтян и им-де неудобно сражаться в качестве пехоты. Возможно, однако, что египтяне высадились на восточном берегу Аттики , на полуострове Корони, где найдены остатки временных оборонительных стен, утварь и множество монет Птолемея II. Поэтому Павсаний весьма скептически оценивает вклад Птолемея II в Хремонидову войну: Не была успешной и тактика спартанцев, расположившихся под Коринфом и пытавшихся пробиться через истмийские заграждения. В столь критический для антимакедонской коалиции момент в Мегарах подняли мятеж против Антигона Гоната наёмные отряды галатов, стоявшие здесь гарнизоном. Был ли мятеж результатом собственной инициативы галатов, или он был инспирирован спартанцами и египтянами, неизвестно. Однако выгода новой ситуации для врагов Македонии вполне очевидна. Антигону пришлось принять срочные меры для исправления положения. Македонский царь, по словам Юстина, . Ход битвы Антигона с варварами не излагается, и лишь в конце сообщено с известными преувеличениями: «Галаты были изрублены все до одного». Известно, что каких-то галатов направил к Антигону Антиох I . Были ли они теми же самыми галатами, которые восстали в Мегарах, или это был совсем другой контингент, сказать трудно. Во всяком случае, из эпиграммы в честь вождя галатов Брикко очевидно, что он героически сражался с Ареем и, кажется, был верен Антигону.

«Этот Птолемей … послал флот на помощь афинянам против Антигона и македонян, но это не принесло большой пользы афинянам в деле спасения». «оставив небольшой отряд в якобы укреплённом лагере для защиты от прочих врагов, …с главными силами выступил против галатов»

Победа Антигона Гоната над галатами внесла замешательство в ряды его противников. Патрокл повёл переговоры с Ареем и пытался «побуждать лакедемонян и Арея начать битву против Антигона» . Арей очень холодно отнёсся к этим предложениям. Он. Но, не желая ссорится с египтянами Арей отвёл своё войско под предлогом, что у него кончилось продовольствие. Патрокл также отплыл со своим флотом из аттических вод и с тех пор до конца войны египтяне, кажется, не появлялись в Греции. Результаты раскопок на полуострове Корони показывают, что отход египтян напоминал скорее бегство побеждённых. «Птолемей и спартанцы, - пишет Юстин, -

«считал, что надо беречь храбрость воинов для своих собственных интересов, а не расточать её так нерасчётливо для чужих» уклоняясь от встречи с победоносным вражеским войском, отступили в более безопасные местности».

Возможно, вторжение в Македонию Александра Эпирского , сына и наследника Пирра , в тот момент было успехом дипломатии Птолемеев; но если и так, то этот успех не принёс никакой пользы, поскольку египетские силы оказались не способными им воспользоваться. Антигону удалось вернуть Македонию и разгромить Эпир , не снимая осады с Афин. Царь Спарты, пытавшийся прорваться на помощь Афинам, пал на поле боя. В конце концов Афинам пришлось сдаться (261 год до н. э.). Хремонид и его брат Главкон укрылись в Египте. Хремонидова война самым жалким образом продемонстрировала несостоятельность, нерешительность или некомпетентность Птолемея. Следствием Хремонидовой войны была утрата Египтом того влиятельного положения, какое он занимал раньше на Эгейском море, и значительное усиление Македонии. Тотчас после подписания мира была создана антиегипетская коалиция, куда вошли Антигон Гонат, Антиох II и Родос .

Не без участия Египта развилась и борьба между городами на Крите . Может быть, Египет и Спарта выступили на Крите как сообщники, а на их стороне стояли такие города, как Фаласарна , Полириния (Полиррения), Аптера , Гортина . Птолемей прочно удерживал власть над Критом, где особо тесные связи у него были, видимо, с городом Итаном. Патрокл упоминается в надписи как стратег острова.

Годы, прошедшие между Хремонидовой войной и восшествием Антиоха III на селевкидский трон в 223 году до н. э. , - один из самых неясных периодов греческой истории, так как не сохранилось ни одного исторического сочинения, которое говорило бы о них, и мы можем лишь по кусочкам составить некоторую общую картину происходившего из случайных упоминаний у более поздних авторов и нескольких неофициальных надписей и папирусов. В регионе Эгейского моря самым выдающимся событием лет, последовавших сразу же после Хремонидовой войны, стала борьба между Египтом и Македонией за превосходство на море. Интересен исторический анекдот приведённый в связи с этим Афинеем :

«Небезызвестен мне и рассказ Филарха о громадных рыбах и зеленых смоквах, которые как загадку послал царю Антигону полководец Птолемея Патрокл. Патрокл послал смоквы и рыб, как пишет о том в третьей книге „Истории“ Филарх. Царю доставили их за выпивкой, и все вокруг смутились от таких даров, однако Антигон рассмеялся и сказал друзьям, что ему всё понятно: или владейте морем, говорит Патрокл, или грызите зеленые смоквы (пищу нищих)».

Известно, что имели место два крупных морских сражения - битвы у Коса и Андроса - и что в первой из них Антигон Гонат разгромил египетский флот. Кроме того, произошла морская битва у Эфеса , в которой египетский флот под началом Хремонида был разгромлен родосским флотом; предположительно, Родос состоял в союзе с Македонией. Но кто бился у Андроса, Антигон Гонат или его племянник Антигон Досон , и кто был царём Египта, когда произошли обе битвы, Птолемей II или Птолемей III , чем была битва при Андросе для Египта: поражением или победой - и когда произошла битва при Эфесе - все эти вопросы, по которым нет общего мнения.

Главным источником сведений об этих битвах является Плутарх . Он трижды, в разных произведениях, рассказывает одну и ту же историю: накануне морской битвы некий младший военачальник спросил Антигона: «Разве ты не видишь, что вражеский флот сильнее?» - на что Антигон, якобы, хвастливо ответил: «А за сколько кораблей ты считаешь меня?» Изложение Плутарха во всех трёх вариантах этой истории имеет отличия, ведущие к путанице, противоречиям и породившие немало гипотез. Так, в одном рассказе Плутарх говорит, что битва состоялась при Косе, в другом, что она состоялась при Андросе; в третьем вообще место сражения не указано. Имя царя также преподносится на разный манер: то он Антигон Второй, то просто Антигон, то Антигон Старик. Довольно странную историю, относящуюся к битве при Косе, рассказывает и Афиней : Антигон после победы над полководцами Птолемея у мыса Левколла на Косе, пожертвовал здесь свой флагманский корабль Аполлону . В 27-м прологе Помпея Трога мельком сказано, что «Антигон победил Софрона при Андросе в моском бою» . Наконец, у Диогена Лаэрского тоже говорится о какой то морской победе Антигона Гоната, но не названо место битвы.

Опираясь на эти отрывочные сведения, можно предположить, что было не две битвы, а только одна - в водах между рядом лежащими островами Андросом и Кеосом . «Кос» - ошибка переписчиков рукописей. Кроме того, на Косе нет никакого мыса Левколла и поклонялись здесь в древности не Аполлону, а Асклепию . В самом деле, повторение одной и той же истории у Плутарха применительно и к битве у Коса и к битве у Андроса далеко не случайно: оно может только свидетельствовать, что имела место одна битва, а не две. К тому же совершенно фантастично чтобы слабый македонский флот мог без всяких препятствий пересечь всё Эгейское море, достичь Коса и здесь суметь дать решающее сражение мощной египетской эскадре; напротив, битва в водах Андроса и Кеоса, лежащих поблизости от Аттики, как раз наиболее вероятна.

По поводу времени этой морской битвы - то более всего предпочтительнее датировать её 260 годом до н. э. , что косвенно обосновывается данными одного исторического анекдота Плутарха. В этом анекдоте мы читаем, что сельдерей , растение истмийского венка , сам собой пророс из корпуса флагманского корабля Антигона, за что корабль получил название «Истмия». Наиболее вероятно, что это тот же самый корабль который Антигон пожертвовал Аполлону; из этого можно сделать вывод, что битва состоялась во время Истмийских игр , происходивших один раз в два года. Так как до осени 262 года до н. э. Афины, видимо, ещё были не взяты Антигоном, а около 259 года до н. э. Деметрий Красивый из Македонии совершенно беспрепятственно добрался до Кирены, что вряд ли он мог бы легко сделать, если бы флот египтян ещё владычествовал над морем, то сам собой напрашивается вывод - морское сражение, в котором египтяне потерпели сокрушительное поражение, произошло весной 260 года до н. э. во время Истмийских игр.

Найден египетский папирус содержащий фрагменты какой-то птолемеевской хроники, один из разделов которой был озаглавлен так: «Жизнь Птолемея, по прозванию Андромаха». Папирус сохранился плохо, но всё-таки можно разобрать, примерно, следующее: Самым любопытным в этом тексте явилось совпадение его содержания с одним сообщением Афинея; согласно последнему, Птолемей, сын Филадельфа, командовал в Эфесе, но против него злоумышляли наёмники-фракийцы, от которых он бежал в храм Артемиды , где и был зарезан вместе со своей любовницей. Этот же сын, видимо, назван и в упоминаемой выше надписи из Милета.

«…И сражался на море… Андроса… Став жертвой заговора от… в Эфесе был зарезан… по злому умыслу…»

Одни историки видят в нём сына Лисимаха и Арсинои Филадельфии, усыновлённого царём Птолемеем. Якобы он с помощью египетского флота был должен отвоеваить владения своего отца Лисимаха и стать там царём, подвластным Египту. Он участвовал в битве при Андросе, за что и получил, вероятно, прозвище «Андромах». Тут Птолемей Андромах стал свидетелем гибели своих замыслов и целей, поскольку египетский флот потерпел поражение, Антигон Гонат обрёл господство на море, и всякие надежды на ниспровержение его могущества рухнули. Именно в такой обстановке, видимо, произошёл его разрыв с приёмным отцом, поставивший его перед необходимостью объявить себя независимым правителем Ионии. В конце концов он был убит в Эфесе фракийскими наёмниками. Другие учёные видят в нём сына-соправителя Птолемея Филадельфа от его первой жены Арсинои I, старшего брата Птолемея Эвергета , чья смерть в Эфесе объясняет почему он исчез из египетских источников в 258 году до н. э. Возможен и третий вариант: Птолемей Андромах, сын Лисимаха и сын-соправитель Птолемея Филадельфа были разными людьми, носящими одно имя, и просто так совпало, что умерли они приблизительно в одно время.

К несчастью для Птолемея Филадельфа в эти годы процарствовав пятьдесят лет умер Маг, старый, необыкновенно ожиревший правитель Кирены. С ним у египетского царя сложились отношения, вполне устраивавшие прежде всего египтян. Перед смертью он договорился со своим единокровным братом царём Египта, что его дочь и наследница Береника выйдет замуж за сына Птолемея, престонаследника Египта. Это мог быть удачный способ воссоединить Кирену и Египет. Вдова Мага Апама , настроенная антиегипетски, нашла подходящий повод, чтобы порвать с Птолемеем Филадельфом: она отказала его сыну в чести быть мужем Береники. Тем самым Кирена стала вновь в позицию открытой вражды к Египту. В поисках союзников Апама обратилась прежде всего к Македонии, которая только что успешно воевала с державой Птолемеев на море. Юстин рассказывает, что Апама предложила Беренику в жены Деметрию, по прозвищу Красивый, неполнородному брату Антигона Гоната. Деметрий , сын неполнородной сестры Птолемея Птолемаиды, спешно примчался в Кирену, был здесь обласкан и, кажется, провозглашён царём. Согласно Евсевию , Деметрий не терял времени даром: он много воевал в Кирене и «всю Ливию захватил» . Вряд ли его врагами были только ливийские кочевники; скорее всего, у Евсевия подразумевается непосредственно война Деметрия с египтянами. Македонии было крайне выгодно закрепиться в Киренаике и нанести Египту такие удары, которые могли для него оказаться смертельными. Деметрию сопутствовал несомненный успех; и, видимо, это заставило Птолемея Филадельфа изменить тактику. Юстин изображает дальнейшие события таким образом: . Во время мятежа, который, якобы, возглавила сама юная Береника, Деметрий был убит в спальне Апамы ( /258 год до н. э.), а самой вдове Мага, по настоянию Береники, мятежники сохранили жизнь.

«Однако, уверенный в своей красоте, которая больше, чем следует, начала нравится его будущей тёще, он (Деметрий), гордый от природы, стал слишком надменно вести себя по отношению к царской семье и войску, и притом старался понравиться не столько девушке, сколько её матери. Это показалось подозрительным сначала самой девушке, потом населению и солдатам и вызвало ненависть к нему. Поэтому всеобщее мнение склонилось в пользу сына Птолемея, а против Деметрия составился заговор»

Ниспровергнув македонское влияние в Кирене, Птолемей Филадельф спас своё государство от прямой угрозы с запада, но Кирена ещё долго оставалась непокорной. Сначала её жители призвали для наведения у себя порядка этолийца Ликона, но стали жертвами его тирании . Потом сюда из Греции в или 250 году до н. э. прибыли философы, приверженцы платоновской школы Экдем и Демофан, пытавшиеся дать стране новое законодательство. Города Киренаики стали изображаться на монетах как республиканский союз. Сколько продержался союз и что тем временем происходило с юной царицей - покрыто мраком. Все эти смуты кончились подчинением Кирены Египту, но это случилось не ранее, как через 10-12 лет после смерти Деметрия Красивого. В надписи из Адулиса «Ливия» названа одной из унаследованных, а не завоёванных Птолемеем III Эвергетом стран. Может быть, именно после покорения Киренаики три керенских города получили новые названия: Евгеспериды стали Береникой, Тавхира - Арсиноей, а Барка - Птолемаидой. Хотя, видимо, Береника в какой то степени и до этого признавала Египет своим «сюзереном», на что могут указывать монеты с изображением Береники без покрывала - то есть в виде девственницы - относящиеся к тому периоду. На них значатся имена царя Птолемея и царицы Береники. После подчинения Кирены состоялся брак Береники с Птолемеем III Эвергетом в самом начале его правления, а возможно и ещё до смерти Птолемея II Филадельфа. Почему брак откладывался на 13 или 14 лет после сватовства, может объяснить тот факт, что сначала Береника была просватана за того Птолемея, который был соправителем своего отца в -258 годах до н. э. , а после смерти последнего, через полтора десятка лет вышла за нового наследника престола Птолемея Эвергета.

После окончания Первой Сирийской войны внутренние проблемы селевкидского царства помешали ему предпринять какие-либо решительные действия в Средиземноморье. В 261 году до н. э. Антиох I Сотер пал в битве с Эвменом I Пергамским и был сменён на троне сыном Антиохом II Теосом . Новый селевкидский царь спустя некоторое время после восшествия на престол счёл себя достаточно сильным, чтобы попытаться забрать у Птолемея II то, что потеряла его династия в Первой Сирийской войне. Разразилась война между Египтом и Сирией, которую современные учёные решили назвать Второй Сирийской войной. О датах, ходе и длительности этой войны мы знаем ещё меньше, чем о датах, ходе и длительности Первой. Иероним Стридонский неопределённо говорит, что Антиох «сражался со всей военной силой Вавилона и Востока» и «вёл войну много лет». Но ему, безусловно, не удалось отторгнуть Келесирию от Египта; возможно, он даже не проник в вожделенную провинцию. Наверняка на побережье Малой Азии, у которого египетский флот не мог уже действовать с прежним успехом, утратив превосходство на море, велась запутанная борьба, состоявшая из военных действий и дипломатических интриг. Антиох II, по всей видимости, заключил союз с Антигоном Македонским , с которым был связан двумя династическими браками. Союзниками его считались и родосцы, давно тяготившиеся Птолемеевской гегемонией.

Антиох II и родосцы совместными усилиями осадили Эфес , который, очевидно, после убийства Птолемея Андромаха фракийцами на время перешёл в руки Египта. Египетским флотом, по сообщению Полиэна , командовал в гавани Эфеса афинянин Хремонид .

«Родосцы, воевавшие с царём Птолемеем, были около Эфеса; Хремонид наварх Птолемея, вышел в море, чтобы вступить в морское сражение. Агафострат выстроил родосцев в линию по одному кораблю и, явно показавшись противникам, повернул назад и спустя немного времени вернулся к своей якорной стоянке. Враги же, посчитав, что они не отважились сражаться на море, сами распевая пеаны , вернулись в гавань; Агафострат же, развернув и сомкнув флот с двух флангов, поплыл на врагов, которые выходили на землю около темена Афродиты, и неожиданно напав, победил».

После этой победы родосцы и Антиох атаковали город с двух сторон - с суши и моря - и взяли Эфес (из надписи известно, что к 253 году до н. э. Эфес находился в руках Селевкидов). Птолемей был вынужден уступить родосцам Кавн за 200 талантов.

Вероятно, тогда же Антиох осадил Милет и, овладев этим городом, «уничтожил тирана Тимарха» , за что был прозван «благодарными милетянами» Богом («Теосом»). Едва ли этот Тимарх находился в союзных отношениях с Египтом, так как перед этим он поддержал восстание «сына» Птолемея II известного как Птолемей Андромах.

В Греции Птолемей, кажется, на всём протяжении своего правления продолжал ориентироваться на недружественные, если не сказать, враждебные отношения с Македонией, и, не упускал возможности оказать помощь партиям, противостоящим этой власти. Так за несколько лет до его смерти, успехи Арата и усиление Ахейского союза открыли, перед его политикой новые перспективы в этом направлении. Он поспешил поддержать Арата значительными суммами денег, и оказал ему самой дружественный приём, когда он посетил Александрию лично. Аппианом , о том, что во время Первой Пунической войны между Римом и Карфагеном , когда обе воюющие державы были крайне истощены вследствие то и дело отправляемых в море новых флотов, карфагеняне попытались сделать у Птолемея заём в 2000 талантов (почти 52 тонны серебра). Но поддерживая дружеские отношения с обеими державами, царь постарался примирить их. Когда же это не удалось, то он на предложение карфагенян возразил: «Друзьям мы обязаны помогать против врагов, но не против друзей». Состоя в союзе и с теми и другими, царь вполне пользовался выгодами нейтралитета, так что корабли его беспрепятственно ходили в водах подконтрольных, как одной, так и другой стороне.

Птолемеи не стремились, в отличие от прежних фараонов, присоединить Эфиопию (Нубию) к своим владениям. Будучи греками, они скорее интересовались средиземноморским миром на севере и вполне довольствовались тем, что южная граница Египта проходила в районе первого порога или чуть дальше. Однако Птолемей II уделял огромное внимание в поощрении и расширении своей внешней торговли, особенно со странами бассейна Красного моря и Индии. Одной из первых мер его царствования было принятие действенных шагов по очистке Верхнего Египта от грабителей и бандитов, которых там было особенно много. Не ограничившись этим, Птолемей, как пишет Диодор , отправился в поход в Эфиопию с греческим войском и так открыл для греков страну, до тех пор неизвестную. Создаётся впечатление, что среди мотивов Птолемея II скорее было географическое любопытство и желание добыть необычных зверей, во всяком случае, мы ничего не слышим о попытках присоединить Эфиопию. Он, видимо, установил дружественные отношения с варварскими племенами этой страны и был также первым, кто пытался наладить поставку из этих регионов слонов, с целью их последующего обучения для использования в военном деле, ибо до него боевых слонов доставляли исключительно из Индии.

«Второй Птолемей, который был страстным любителем охоты на слонов и выдавал большие награды тем, кто преуспел в добыче самых доблестных из этих животных, затратив на эту страсть большие суммы денег, не только собрал огромные стада боевых слонов, но и довёл до сведения греков другие виды животных, которых прежде никогда не видели, и которые стали объектами изумления». , связывающий Нил с Красным морем, который в своё время начинали копать ещё фараон

Несмотря на некоторые внешнеполитические неудачи за время правления Птолемея Филадельфа укрепляется политическое и экономическое положение Египта. Этому способствует довольно-таки успешная прагматическая внутренняя политика царя. Птолемей Филадельф продолжил курс своего отца в национальной политике. Одним из первых деяний Птолемея Филадельфа на троне (ещё в период совместного правления) становится освобождение около 100 тысяч иудеев , пленённых и переселённых в Египет в правление Птолемея I Сотера , а также организация перевода на греческий священных книг иудеев - Септуагинты . Этот перевод осуществлялся под руководством Деметрия Фалерского .

Продолжил курс своего отца Птолемея I Сотера на превращение столицы государства Александрии в один из крупнейших центров торговли и ремесел эллинистического мира. Для достижения этой цели в правление Птолемея Филадельфа было завершено строительство портовых сооружений, в том числе знаменитого Фаросского Маяка , который вскоре был причислен к одному из семи чудес света . В экономической сфере чрезвычайно велика была роль государства, в чьей монополии находились земля и ремесла. Имела место также политика раздачи земельных участков крупным вельможам. Доходы царской казны были поистине баснословными. У второго Птолемея под конец царствованья, когда к его владениям принадлежал юг Сирии и южное побережье Малой Азии, войско состояло из 200 000 пехотинцев и 40 000 всадников, 300 слонов, 2000 боевых колесниц; оружейных запасов было на 300 000 человек; 2000 небольших военных судов, 1500 военных кораблей частью о пяти рядах весел, и материалу на двойное число, 800 яхт с позолоченными носами и кормами; а в его казне имелась чрезвычайная сумма в 740 000 египетских талантов (почти 28 572 т серебра); годовой доход его простирался, как говорят, до 14 800 талантов (571,5 т серебра) и 1 500 000 артабов (15 000 т) хлеба. Значительная их часть расходовалась на содержание пышного двора, армии, флота, колоссального чиновничьего аппарата, на дотации жрецам и храмам.

В то же время Птолемей Филадельф огромное внимание уделял развитию наук и искусств. Именно время его правление - время расцвета Александрийского Мусейона и Библиотеки , на содержание которых выделялись значительные суммы. Царь проявлял личную заинтересованность в пополнении книжного фонда Александрийской Библиотеки, который к началу царствования Птолемея Филадельфа составлял около 200 тысяч книг, а впоследствии достигало будто бы полумиллиона экземпляров. Он лично писал царям, со многими из которых состоял в родстве, чтобы ему присылали всё, что имеется из произведений поэтов, историков, ораторов, врачей. По поручению Птолемея Филадельфа был составлен каталог Александрийской Библиотеки - знаменитые «Таблицы» Каллимаха в 120 книгах-свитках. Цец сообщает, что Птолемеем II в Серапеуме была основана вспомогательная библиотека, в которой хранилось 42 800 свитков.

При Александрийском Музейоне при Птолемее II Филадельфа появились обсерватория, анатомический театр, зоопарк и ботанический сад. Оказывалось всемерное содействие учёным занятиям, сотрудниками Александрийского Музейона были достигнуты значительные успехи в филологии и поэзии, математике, астрономии, механике и медицине. Впервые было позволено производить вскрытие трупов в научных целях. Более того, Эрасистрату, механик и математик, 25-го числа македонского месяца диос, то есть 27 января Птолемей II Филадельф скончался в возрасте почти шестидесяти трёх лет. Перед смертью он повредился в уме, сильно страдал из-за болезней и был разочарован жизнью. Иосиф Флавий утверждает, что этот Птолемей правил 39 лет.

Позднее греческие авторы сообщают нам имена многих его любовниц. Одна была урождённой египтянкой, хотя называлась греческим именем Дидима («Близнец»). Другая, которую звали Миртион , была актрисой, игравшей в пошлых комедиях; её дом, после того как она завладела благосклонностью царя, прославился как один из самых изысканных в Александрии. Мнесида и Пофина были флейтистками и тоже были известны великолепием своих домов. Ещё одной была Клино , и статуи и статуэтки, безусловно пользовавшиеся спросом в Александрии, изображали её одетой в один

Первым представителем и основателем династии был Птолемей Лаг или Птолемей I Сотер («спаситель»). Предположительно он родился около 360 года до н. э. и был сыном Лага и Арсипои. Семья его матери была более знатной, чем семья отца, поскольку состояла в родстве с династией македонских царей. Отец Птолемея – Лаг относился к одной из почтенных македонских семей, материальное благосостояние которых основывалось на землевладении.

Важнейшим событием, изменившим жизнь юного Птолемея, был Восточный поход Александра, который открыл македонянам совершенно новый мир. Они впервые увидели горы и долины Малой Азии, покрытый снегом Тавр, приморские равнины Финикии с ее крупнейшими городами Тир и Сидон. В ту пору Птолемей еще не принадлежал к ближайшему окружению Александра. Тем не менее, он участвовал в битве при Иссе (333 г. до н. э.) и вместе с Александром вступил на землю Египта. Особенно он проявил себя уже в конце Восточного похода, он был способным воином, отличавшимся осмотрительностью и личной храбростью. Но еще одной его отличительной чертой была хитрость и предусмотрительность, без которой он, скорее всего, не смог бы стать в будущем фараоном Египта. Жизнь Птолемея полностью изменилась со смертью Александра. В 323 году до н. э. он стал сатрапом Египта. Еще при Александре (332-331 гг.) Птолемей смог оценить преимущества, связанные с положением и населением этой страны. 5

Птолемей I объявил себя царем (фараоном) Египта в 305 году до н. э. Он проявил себя как осторожный и настойчивый владыка, как зачинатель во всех областях своей деятельности. Он вел активную завоевательную политику, начиная с 322 года, чтобы не только расширить границы своего царства, но и максимально обезопасить его рубежи в Средиземном море. Он сделал очень много для своей империи: ввел монетную систему, привлекал в Египет эллинов, старался удержать в войне наемников, наделяя их земельными участками – клерами. Он начал проводить политику сотрудничества между греками и коренным населением, также как это делал Александр, предложив им для почитания нового бога – Сараписа, который одинаково почитался как египтянами, так и македонянами. Так же он уделял большое внимание и покровительствовал развитию культуры и наук. Так он основал в Александрии Египетской Великую Александрийскую Библиотеку и Музей. 6

Сорок лет его правления знаменовали собой период бурного развития и расцвета государства. Птолемей I умер в конце 283 г. до н. э. За два года до своей смерти он назначил соправителем своего сына Птолемея. Именно так без всяких трудностей произошла смена правителя в державе Лагидов. Среди потомков Птолемея I, позднейших правителей и правительниц Египта, он навсегда остался образцом, преклонение перед которым было возведено в священный культ, а память о нем сохранялась и чтилась во все времена существования эллинистического Египта. 7

Его сын Птолемей II, правивший в 283-246 гг. до н. э., был женат на своей сестре Арсиное отсюда он и получил свое прозвище Филадельф («любящий сестру»). Он продолжил дело своего отца и также, как и он, вел активную внешнюю политику, которая была основана как на династических браках, так и на войнах, в частности с державой Селевкидов (1-я и 2-я Сирийские войны) и Антигонидов. В период наивысшего могущества Египта под властью Птолемея II находились Кирена, Кипр, Памфилия и др. Также он мог оказывать влияние на конфедерацию полисов Кикладских островов. Птолемей II дал Египту новую административную систему, которая позволила более эффективно эксплуатировать страну благодаря царским монополиям и строгой налоговой политике. Он реформировал монетную систему, которую когда-то ввел его отец, запретив при этом использование внутри страны иностранных денег, приказал восстановить канал Нехо, вернул к жизни Фаюмский оазис. При его дворе собирались самые знаменитые поэты, ученые и врачи эллинистического мира, а Музей и Александрийская Библиотека процветали и достигли во время его правления своего наивысшего расцвета.

Птолемей III Эвергет I (246-221гг. до н. э.) – «благодетель», сын Птолемея II, был женат на дочери царя Кирены – Беренике. Во второй половине своего царствования вел войну с державой Селевкидов (3-я Сирийская война). Его двор был не менее блестящим, чем у его отца Птолемея II. Он расширил Библиотеку Александрии, приказал организовать и отправить экспедицию в Персидский залив, создал необходимые условия для работы Эратосфена.

Но уже в это время начались народные волнения, из-за все более нарастающего социального напряжения, и так называемая порча монеты. Особенно обострились эти проблемы в период правления первых двух приемников Птолемея III: Птолемея IV Филопатора («любящий отца»), который воевал с Антиохом III Великим – правителем государства Селевкидов (4-я Сирийская война), и Птолемея V Эпифана («славный»), при котором Египет потерял Келесирию – и в итоге от всех внеегипетских владений остались только Кипр и Кирена.

После смерти Птолемея V Эпифана начался долгий период упадка, охвативший II и I вв. до н. э. Былое величие и могущество Египту попытаются вернуть последние представители династии Лагидов, в частности последняя царица Египта – Клеопатра VII. 8

Каждый правитель Египта из династии Лагидов внес свою лепту и вписал свое имя в мировую историю. Птолемей I, как один из наследников первого поколения Александра, относится к числу основателей эллинистических государств, а его потомки продолжали начатое им. Их дела пережили столетия. Именно они направляли судьбы государств в Македонии, Передней Азии и Египте, именно они открыли путь новым идеям и методам в политической и экономической областях, которые в будущем были восприняты римлянами и доведены до совершенства. Египет стал эллинистическим государством одним из первых и на нем же и закончится история эпохи эллинизма. 9

Птолемей II Филадельф (308-246 гг. до н.э.) - сын Птолемея I, царь Египта. В 283 г. он унаследовал от отца египетский трон. Птолемей II пытался превратить Египет в сильнейшую державу Восточного Средиземноморья.
После смерти Селевка I в 281 г. Птолемей II вторгся в Сирию и захватил Дамаск. В Малой Азии он занял Галикарнас, Минд, Кавн и оккупировал Карию. На Балканском полуострове Птолемей II поддерживал греческие государства и Эпир против Македонии, на Ближнем Востоке стремился сохранить контроль над Келесирией вопреки притязаниям Селевкидов.
В 275 г. началась I Сирийская война. Египетский флот безраздельно господствовал на всем восточном побережье Средиземного моря. Вскоре положение изменилось. Антиох II разбил египтян в Сирии и отобрал у Птолемея II Дамаск. В Киренаике поднял восстание Мегас, а Пирр погиб в Аргосе. В 272 г. I Сирийская война закончилась, был подписан мир.
Союзники Птолемея II в Греции потерпели поражение от Антигона Гоната в Хремони-
довой войне (268-262 гг.). Тотчас после подписания мира была создана антиегипетская коалиция, куда вошли Антигон Гонат, Антиох II и Родос. В 261 г. началась II Сирийская война. Антиох II отобрал у Птолемея II ряд городов в Малой Азии, его войска вторглись в Келесирию. В битве при Косе в 258 г. египетский флот был разгромлен Антигоном Гонатом. Птолемей II признал свое поражение и подписал в 255 г. мирный договор.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Птолемей II Филадельф (Ptolemaios, Любящий сестру) (308-246 гг. до н.э.). Царь Египта в 283/282-246 гг. до н.э., сын Птолемея I и Береники I. Родился на острове Кос. Ок. 289/288 г. до н.э. женился на Арсиное I (дочери Лисимаха). В 285 г. до н.э. стал соправителем своего отца, а в 283/282 г. до н.э. - полновластным царем. Ок. 281 г. до н.э. развелся с Арсиноей I и ок. 276/275 г. до н.э. женился на своей сестре Арсиное II и сделал ее своей отправительницей. Для греков этот брак явился скандалом, хотя среди египетских фараонов браки между братом и сестрой были вполне нормальным явлением. Во время Первой Сирийской войны против Антиоха I (ок. 274/273-271 гг. до н.э.) вторгся в Сирию и Малую Азию, одержав победу в 271 г. до н.э. Обожествив себя и Арсиною II в 272/271 г. до н.э., учредил культ Птолемеев. Позднее принял титул и культовое имя Арсинои - Филадельф.

Во время Хремонидовой войны понес определенные потери, поддерживая Афины и Спарту в борьбе против Македонии (286- 263/262 гг. до н.э.). Во Второй Сирийской войне против Антиоха II (260-253 гг. до н.э.) потерял обширные территории в Малой Азии и для заключения мира был вынужден выдать свою дочь Беренику Сиру за Антиоха II. Вместе со своими советниками сделал многое для эллинизации Египта. Создал большинство институтов строгой финансовой администрации Птолемеевского государства и основал много греческих поселений, особенно по берегам Меридского озера. Построил Фаросский маяк и существенно расширил музей и библиотеку в Александрии. Организовал строительство канала, соединяющего Красное море с Нилом. Александрия, его столица, стала культурным и интеллектуальным центром греческого мира.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 88.

Птолемей II Филадельф - царь Египта из рода Птолемеев, правивший в 283-246 гг. до Р.Х. Сын Птолемея I и Береники. Род. в 309 г. до Р.Х. + 246 г. до Р.Х. Жены: 1) Арсиноя, дочь фракийского царя Лисимаха; 2) Арсиноя, дочь Птолемея 1 (его родная сестра); 3) неизвестная.

Птолемей стал править страной еще при жизни отца (Юстин: 16; 2). Влюбившись в Арсиною, свою родную сестру и по отцу и по матери, он женился на ней, совершив то, что у македонцев ни в коем случае не позволялось, но что было в обычае у египтян, над которыми он властвовал. Затем он убил своего брата Аргея, будто бы посягавшего на его жизнь. Он же перевез прах Александра из Мемфиса в Александрию. Птолемей убил и другого брата, рожденного Эвридикой, заметив, что тот побуждает жителей Кипра к отпадению от Египта (Павсаний: 1; 17).

В 280 г. до Р.Х., воспользовавшись тяжелым положением Сирийского царства, Птолемей отнял у Антиоха 1 самые южные области Сирии, овладел даже Дамаском (Дройзен: 3; 1; 3). Брат Птолемея по матери, Мага, получивший благодаря Беренике наместничество в Кирене, в 274 г. до Р.Х. повел войско из Кирены на Египет. Птолемей, укрепив проходы, ожидал наступления киренских войск, но Мага так и не напал на него, так как вынужден был покорять отпавшие от него племена кочевых ливийцев. Птолемей хотел преследовать его, но тоже не смог этого сделать из-за начавшегося восстания наемников-галатов. Мага не успокоился на этом и втянул в войну азиатского царя Антиоха 1. В 265 г. до Р.Х. Птолемей посылал к берегам Греции свой флот, чтобы действовать против македонского царя Антигона II Гоната (Павсаний: 1; 17). Но флот этот был разбит при Косе (Дройзен: 3; 1; 3). Позже Птолемей вел успешную войну с сирийским царем Антиохом II, отвоевал у него в Азии побережье Киликии и Ликии (Дройзен: 3; 2; 1).

Дети у Птолемея родились не от сестры Арсинои, а от дочери Лисимаха. Сестра же его умерла бездетной (Павсаний: 1; 17). По свидетельству Страбона, Птолемей отличался любознательностью и в силу телесной немощи постоянно искал новых развлечений и увеселений (Страбон: 17; 1; 5). Иосиф Флавий добавляет, что Птолемей основал в Александрии замечательную библиотеку, стараясь собрать в ней и перевести на греческий язык все книги, существовавшие на свете. Число книг в этом уникальном хранилище достигало будто бы полумиллиона экземпляров. Среди прочих на греческий язык была переведена и еврейская библия. Заинтересовавшись судьбой еврейского народа, Птолемей повелел освободить 100 000 пленных, выведенных его отцом из Иудеи (Флавий: «Иудейские древности»: 12; 2).

Все монархи мира. Греция, Рим, Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001.

Далее читайте:

Птолемей I Cотер - правитель и царь Египта в 324- 283 гг. до Р.X., отец Филадельфа.

Птолемей III Эвергет - царь Египта из рода Птолемеидов, в 246-222 гг. до Р.Х. , сын Филадельфа.

Исторические лица Греции (биографический справочник).

С о. Кос и философ-перипатетик из Лампсака. Образованием Птолемея Филадельфа, по-видимому, занимались и другие видные ученые и сотрудники , созданного в 295 г. до н.э. по инициативе и .

В Птолемей II Филадельф (возможно, в день своего рождения) указом был назначен соправителем Египта вместо законного престолонаследника , сына . После смерти в - единовластный правитель Египта.

В целях укрепления личной власти не только проводил политику противодействия и изоляции законного наследника , находящегося в изгнании, но также убил своих братьев (от других браков своего отца Птолемея Сотера) Аргедея, обвиненного в заговоре против царя, и мятежника (имя не сохранилось) на о. Кипр.

Стремился продолжать политику своего отца по укреплению господства на море и доступу к ключевым торговым центрам северо-африканского и малоазийского побережья. Однако, в 282 г. до н.э. от Египта отпадает Киренаика, где у власти стоит , сын матери Филадельфа от первого брака. В 275/4 г. до н.э. предпринимает попытку напасть на Египет, но вместо этого вынужден покорять отпавшие от него племена кочевых ливийцев.

В 280 г. до н.э. Птолемей Филадельф завоевывает подчиненные южные области Сирии, овладевая в том числе и Дамаском. В 278 г. египетским владением становится Милет.

В 274 г. до н.э. начинается Первая Сирийская война между Птолемеем II Филадельфом и за господство в Сирии и Финикии, борьба за которые с переменным успехом продолжается во все время царствования Птолемея II Филадельфа.

Во время Хремонидовой войны между и Македонией, Египет выступает главным союзником афинян в их борьбе с . Однако, попытки Птолемея Филадельфа усилить свое влияние в материковой Греции заканчиваются провалом. В уничтожает египетский флот у о.Кос, а 263/2 г. до н.э. захватывает и разрушает стены города. Безраздельному господству птолемеевского флота в восточном средиземноморье приходит конец.

Несмотря на некоторые внешнеполитические неудачи за время правления Птолемея Филадельфа укрепляется политическое и экономическое положение Египта. Этому способствует довольно-таки успешная прагматическая внутренняя политика молодого царя. Птолемей Филадельф продолжает курс своего отца в национальной политике. Одним из первых деяний Птолемея Филадельфа на троне (еще в период совместного правления) становится освобождение около 100 тысяч иудеев, плененныхи переселенных в Египет в правление , а также организация перевода на греческий священных книг иудеев - . Этот перевод осуществлялся под руководством , который советовал молодому царю прочесть книги о царской власти и искусстве править, ибо «в книгах написано то, чего друзья не решаются говорить царям в лицо» .

Продолжил курс своего отца а на превращение столицы государства в один из крупнейших центров торговли и ремесел эллинистического мира. Для достижения этой цели в правление Птолемея Филадельфа был основательно обновлен канал между Красным морем и Нилом, завершено строительство портовых сооружений, в том числе знаменитого . В экономической сфере чрезвычайно велика была роль государства, в чьей монополии находились земля и ремесла. Имела место также политика раздачи земельных участков крупным вельможам. Доходы царской казны были поистине баснословными. Значительная их часть расходовалась на содержание пышного двора, армии, флота, колоссального чиновничьего аппарата, на дотации жрецам и храмам.

В то же время Птолемей Филадельф огромное внимание уделял развитию наук и искусств. Именно время его правление - время расцвета и , на содержание которых выделялись значительные суммы. Царь проявлял личную заинтересованность в пополнении книжного фонда , который к началу царствования Птолемея Филадельфа составлял около 200 тысяч книг. Он выкупил у афинян списки древних трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, а также лично писал царям, со многими из которых состоял в родстве, чтобы ему присылали все, что имеется из произведений поэтов, историков, ораторов, врачей. По поручению Птолемея Филадельфа был составлен каталог - знаменитые «Таблицы» в 120 книгах-свитках.

При Птолемее Филадельфе в была сооружена усыпальница , а его тело перенесено из Мемфиса в . При нем же было положено начало обожествлению царей птолемеевской династии, были основаны культы и I , родителей Птолемея II Филадельфа.

Браки Птолемея II Филадельфа также не в последнюю очередь имели целью укрепление власти птолемеевской династии и лично Птолемея II Филадельфа на египетском престоле. Первой его женой была дочь диадоха , брак с которой был заключен, по-видимому, в 288 г. до н.э. , когда складывалась коалиция четырех царей , , и

Иудея под властью Птолемеев

Птолемей I Лаг

Недолго просуществовала великая империя Александра Македонского, разбросанная в трех частях света - Европе, Азии и Африке. После его смерти в 323 г. до н. э. полководцы Александра стали воевать друг с другом за обладание покоренными землями. Эти войны вошли в историю под названием "войны диадохов" (диадох - в переводе с греческого - наследник).

Птолемей был одним из ближайших друзей Александра. Не раз он выполнял самые трудные поручения великого полководца. После смерти Александра он считал, что держава должна перейти в крепкие руки. Птолемей I Лаг, по прозвищу Сотер, был правителем Египта в 324-283 гг. до н. э. Около 20 лет потребовалось ему на то, чтобы отвоевать Иудею у Селевкидов. Боевые действия велись на территории Эрец Исраэль. Иерусалим несколько раз переходил то к одному правителю, то к другому. По рассказу летописцев, Птолемей I легко овладел городом, напав на него в субботу, когда евреи не могли сопротивляться врагу с оружием в руках. В 301 г. до н. э. Иудея окончательно перешла под власть Птолемея I.

После многолетних смут земли Передней Азии и Северной Африки были разделены между двумя греческими полководцами: Египет и Иудея остались за Птолемеем I, а Сирия, Малая Азия и Вавилония достались военачальнику Селевку. Столицей Птолемеев была выбрана Александрия Египетская, а Селевкидов - Антиохия, в Малой Азии. Сирийские правители из рода Селевка не могли смириться с мыслью, что Иудея досталась египтянам, и всегда искали случая отвоевать эту землю. Но египетские цари еще долго удерживали Иудею под своей властью.

Историки утверждают, что с покоренными народами Птолемей I Лаг обращался справедливо. Уведенных из Иудеи пленных поселил в Александрии и предоставил им все гражданские права. Способных еврейских воинов он назначил начальниками армии и доверил им охрану крепостей. Многие добровольно приходили из Иудеи в Египет и поселялись там. Но сами египтяне враждебно относились к евреям, как к иноплеменникам, пришедшим в их страну вместе с завоевателями греками.

В самой Иудее Птолемей I оставил за жителями ту же свободу управления, что и при персах. Внутренними делами заведовал первосвященник при помощи Санѓедрина. Первосвященник был представителем Иудеи перед египетским правительством, он отвечал за своевременную выплату налогов и поддержание мира в Эрец Исраэль.


Птолемей II Филадельф. Септуагинта - перевод семидесяти

После Птолемея I царем Египта стал его сын - Птолемей II Филадельф (царствовал в 283-247 гг. до н. э.), при котором положение евреев стало еще лучше. Новый правитель окружил себя греческими учеными и поэтами, заботился о развитии в своей стране наук и искусств. При его дворе в Александрии находился величайший в мире музей, где были собраны литературные и художественные произведения всех народов.

Предание рассказывает, что Птолемей II Филадельф, узнав о высоких достоинствах еврейских священных книг, пожелал с ними познакомиться и получить точный греческий перевод их для своего богатого книгохранилища. Несмотря на то, что в Египте было много еврейских мудрецов, Птолемей II обратился к первосвященнику Иерусалима Элазару и попросил прислать в Александрию знающих людей, способных перевести еврейские книги на греческий язык. Элазар прислал 70 ученых, которые привезли с собой для перевода подлинники Торы.
Переводчики удостоились блестящего приема. Царь много беседовал с ними и удивлялся их мудрости. Ученым отвели дворец на острове Фарос, недалеко от Александрии, и там, в полной тишине, они начали свой труд. По одному из существующих преданий, каждый получил отдельную комнату и не мог общаться в процессе работы с другими переводчиками. По окончании работы выяснилось, что все 70 переводов совершенно одинаковы.
Другое предание повествует, что переводчики постоянно советовались друг с другом, подолгу обсуждая детали перевода Священного текста.

Перевод был вручен Птолемею II в присутствии старейшин египетских евреев. Эти старейшины попросили разрешения списать копию с перевода для распространения его в своих общинах, где евреи в основном говорили по-гречески. Многие из них уже не могли читать Тору на родном языке. Позднее были сделаны переводы и остальных книг Танаха. Через эти переводы эллинистический мир открыл для себя совершенно иную религию, культуру и философию. Впоследствии этот перевод получил название "Септуагинта" - "перевод семидесяти".

До сих пор отношение к этому событию в еврейском мире неоднозначно. Одни считают, что перевод Торы обеспечил ее распространение в эллинистическом мире и оказал на него большое влияние. К тому же перевод Торы на греческий язык дал возможность евреям, утратившим знание своего языка, оставаться верными религии предков.

Другие считают перевод Торы катастрофическим событием в жизни еврейского народа. По их мнению, миру была открыта книга, которую Бог даровал только еврейскому народу. Добавим, что тексты, подобные Священному писанию, невозможно точно перевести на любой другой язык.


Птолемей III Эвергет

При Птолемее III Эвергете, правившем в 246-221 гг. до н. э., Иудее угрожала большая опасность. Сирийские цари хотели вернуть себе Иудею. Они склонили на свою сторону первосвященника и знать и уговорили их отказаться от платежей египетскому царю. Птолемей III отправил в Иудею посла со строгим требованием немедленной уплаты 20 талантов серебра (1 талант 21,5 кг), грозя наказать непокорных.

В Иерусалиме вновь разгорелись споры. Сторонники египетского владычества отправили молодого племянника первосвященника Йосефа, сына Товии, в Александрию, чтобы смягчить гнев Птолемея III. Льстивыми речами и богатыми подарками Йосеф сумел расположить к себе царя и убедить его в верности иудейского народа.
Птолемей III назначил Йосефа главным сборщиком податей в Палестине. В его распоряжение был отдан отряд из 2000 солдат. Двадцать два года Йосеф заведовал сбором податей и усердно выполнял свои обязанности. За это время он не только значительно обогатил египетскую казну, но и сам обогатился. Как царский уполномоченный, он имел большое влияние на управление делами в Иудее и способствовал установлению в ней греческих порядков. Евреи из богатых слоев общества стали все больше подражать жизни греков, предавались роскоши и праздности и все более отдалялись от еврейских обычаев.


Птолемей IV Филопатор

Враждебное отношение к евреям впервые проявилось при Птолемее IV Филопаторе, который правил в 221-205 гг. до н. э. Сирийский царь Антиох III Великий угрожал Иудее. Он уже завладел Галилеей и землями к востоку от Иордана. Птолемей IV сумел разбить сирийцев и вернуть завоеванные земли. Современники полагали, что после этого удачного сражения Птолемей IV мог начать успешное наступление и отобрать все земли у Антиоха III. Но царь больше любил веселье и праздники, чем военные походы.

Послы от иудейского народа пришли поздравить египетского царя с победой. Предание сообщает, что царь изъявил желание посетить Иерусалим и принести жертву в Храме.

Вскоре Птолемей IV прибыл в Иерусалим и поднялся на Храмовую гору. Войдя в передние помещения Храма, он захотел идти дальше, в Святая Святых, куда по закону разрешался доступ только первосвященникам. Ни просьбы священнослужителей, ни ропот собравшегося народа не смогли изменить его намерения. Иосиф Флавий рассказывает, что как только царь ступил на порог священного покоя, ноги его подкосились, и он упал в изнеможении, так что из Храма его пришлось выносить на руках. С тех пор, согласно преданию, он возненавидел евреев и их веру.

Сведения об этих событиях сохранила для нас Третья Книга Маккавеев, которая была написана египетским евреем и посвящена евреям этой страны в царствование Птолемея IV Филопатора. Главной целью автора книги было возвеличивание Храма, рассказ о проявлениях Божественной силы, а не изложение строгих исторических фактов. Вот почему книга больше похожа на литературное произведение и не все изложенные в ней события можно считать научно подтвержденными.


Изменения в хозяйственной жизни Иудеи

Военные действия между Египтом и Сирией приносили с собой гибель и разорение для жителей Эрец Исраэль. Даже когда военные действия не велись на ее территории, экономические потери были огромны. Армии воинов в сопровождении бесконечных обозов, купцов, женщин, детей и собственных рабов солдат захватывали города, присваивали запасы, грабили деревни. При обычной численности армий в 80 000 пеших солдат и 8000 всадников Эрец Исраэль вынуждена была кормить около 300 000 человек и огромное количество скота - лошадей, ослов, мулов и верблюдов.

Все население было обязано платить налоги на землю и урожай, которые доходили до 1/3 от урожая зерновых и 1/2 от урожая фруктов. При греческом владычестве изменилось и положение рабов. Если раньше человек за долги поступал в зависимость к местному хозяину и оставался жить в своем поселении, то теперь продажа рабов за пределы Эрец Исраэль стала массовым явлением.

Но вместе с завоевателями в Иудею пришли и технические усовершенствования. Примитивная ручная мельница, в которой зерно мололи с помощью каменного жернова, была вытеснена греческой мельницей, в которой ручной труд был необходим только в начале работы.

В это же время появляются масличные давильные машины и прессы для производства вина. Появляется и вертикальный ткацкий станок. Воду поднимали с помощью ворота и "бесконечной" веревки. Возможно, к этому времени относятся и некоторые усовершенствования плуга.

В гончарном деле произошли серьезные изменения - гончары стали работать на круге, который приводился в движение ногами. Руки освободились для создания изысканных форм. Для небогатых покупателей гончары стали покрывать изделия из глины глазурью - и их с трудом можно было отличить от серебряной и золотой посуды, которая была в моде у аристократов.

Даже в освещении произошли перемены. Традиционно в Палестине использовали открытое блюдце, край которого слегка загибался, чтобы поддерживать фитиль, - в блюдце наливалось масло, и светильник был готов. Теперь же стали появляться "греческие лампы" - маленькие, черно-глазированные, с насадкой для фитиля, они дольше горели, экономили масло и фитили, были более безопасными.

Вопросы к главе
1. Попытайся выделить в рассказе о создании перевода Торы на греческий язык исторические и мифические элементы.
2. Узнай у учителя традиции, какие еще существуют мнения по поводу перевода книг Танаха на греческий язык.
3. Составь общее описание жизни еврейского народа под властью династии Птолемеев.
4. Кто был главным противником Птолемеев в борьбе за обладание Иудеей?
5. Расскажи об основных занятиях евреев Эрец-Исраэль.
6. Найди на карте столицу царства Птолемеев Селевкидского царства.


Исторические источники

Греческий историк Агафархид о причинах падения Иерусалима

При чтении отрывка обрати внимание на отношение историка Агафархида к соблюдению евреями предписаний Торы.

[…] Существует народ, называемый иудеями, которые, обладая укрепленным и большим городом Иерусалимом, допустили его занятие Птолемеем только потому, что не желали взяться за оружие. Вот вследствие такого несвоевременного и неуместного суеверия им пришлось предпочесть столь сурового деспота. […]
Иосиф Флавий

1. Каково отношение Агафархида к Птолемею Лагу? Объясни свое предположение.


Описание захвата Иерусалима у Иосифа Флавия

Сравни этот отрывок с описанием Агафархида.

[…] Птолемей овладел хитростью и обманным образом также и Иерусалимом, а именно, вступив в город в субботу под предлогом принести жертву, он не встретил со стороны иудеев не малейшего к тому препятствия (они нисколько не предполагали в нем врага) и вследствие того, что они ничего не подозревали и проводили этот день в беззаботном веселье, без труда овладел городом и стал жестоко править над ним. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 1:1.

1. Чем отличается это описание от предыдущего?
2. Как оно характеризиует Птолемея I?


Описание заселения евреями Александрии Египетской

При чтении отрывка обрати внимание на положение пленников в Александрии.

[…] Затем Птолемей, забрав в плен множество народа из гористой части Иудеи, из окрестностей Иерусалима, […] повел их всех в Египет и поселил их здесь. Когда же он узнал, что жители Иерусалима отличаются особенной надежностью в соблюдении клятв и сдержании данного ими слова […] он многих из них разместил по гарнизонам и сделал их равноправными с александрийскими македонянами, причем взял с них клятву, что они будут сохранять эту верность также его потомкам. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 1:1.

1. Какие качества жителей Иерусалима отмечены в отрывке?


Книга Маккавеев III о посещении Храма Птолемеем IV

При чтении отрывка обрати внимание на то, как изменялось отношение Птолемея к святости Храма.

[…] 9. Прибыв же в Иерусалим, Птолемей принес жертву великому Богу, воздал благодарение и прочее исполнил, приличествующее священному месту;
10. И когда вошел туда, то изумлен был величием и благолепием и, удивляясь благоустройству Храма, пожелал войти в святилище.
11. Ему сказали, что не следует этого делать, ибо никому и из своего народа не позволительно входить туда, и даже священникам, но только одному начальствующему над всеми первосвященнику, и притом однажды в год; но он никак не хотел слушать.
12. Прочитали ему закон, но и тогда не оставил он своего намерения, говоря, что он должен войти: пусть они будут лишены этой чести, но не я, и спрашивал, почему, когда он входил в Храм, никто из присутствующих не возбранил ему?
13. И когда некто неосмотрительно сказал, что это худо было сделано, он отвечал, раз это уже сделано, то не должно ли ему войти, хотят ли они того, или не хотят. […]
22. Но, исполненный дерзости и все пренебрегший, он уже делал шаг вперед, чтобы совершенно исполнить сказанное прежде.
23. Видя это, и бывшие с ним начали призывать вместе с нашими Всевышнего, чтоб Он помог в настоящей нужде и не допустил такого беззаконного надменного поступка. […]
25. Казалось, что не только люди, но и самые стены и все основания стонали, как бы умирая уже за осквернение священного места. […]
Книга Маккавеев III, 1:9-25

1. Найди в тексте слова, которые показывают отношение автора к происходящим событиям.
2. Почему Птолемей IV так стремился попасть в святилище еврейского Храма?



Просмотров