Определение и повышение квалификации работника согласно законодательству. Что такое квалификация работника? Виды повышения квалификации Квалификация работ определяется

Квалификация (от лат. qualis - какой по качеству и facio - делаю)

1) степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы. К. работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его К. того или иного тарифного разряда). Присвоение тарифного разряда свидетельствует о пригодности работника к выполнению данного круга работ. В СССР К. работников, как правило, устанавливается специальной квалификационной комиссией в соответствии с требованиями тарифно-квалификационного справочника. Показателем К. работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). В СССР на предприятиях, в учреждениях и организациях создана система подготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, где рабочие и служащие обучаются новым профессиям и специальностям и проходят обучение по повышению своей квалификации (см. Баланс трудовых ресурсов , Трудовые ресурсы). 2) Характеристика определённого вида работы, устанавливаемая в зависимости от её сложности, точности и ответственности. В СССР К. работы обычно определяется разрядом, к которому данный вид работы отнесён тарифно-квалификационным справочником. Определение К. работ важно при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников. К. инженерно-технических работ и работ, выполняемых служащими и др. лицами, не занятыми непосредственно на производстве, определяется требованиями, предъявляемыми к занимаемой должности. 3) Характеристика предмета, явления, отнесение его к какой-либо категории, группе, например Квалификация преступления .

Л. Ф. Бибик.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Квалификация" в других словарях:

    - (ново лат., см. пред. слово). Обозначение качеств каких либо предметов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КВАЛИФИКАЦИЯ [ср. лат. qualificatio Словарь иностранных слов русского языка

    квалификация - КВАЛИФИКАЦИЯ, КАЛИФИКАЦИЯ и, ж. qualification f.,> нем. Qualifikation <лат. 1. Определение предмета, вещи, отнесение его к какой л. группе. Пока Академия не понимает, что доказывается сравнением черепов перелетных птиц и другими..,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В трудовом праве различают КВАЛИФИКАЦИЮ работы и КВАЛИ ФИКАЦИЮ отдельных работников. КВАЛИФИКАЦИЯ работы характеристика дан ного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом, к… … Финансовый словарь

    Разряд, опыт, мастерство, умение, умелость, искусность, искусство, техника, сноровка; мастеровитость, навык, высокая квалификация, профессия, специальность Словарь русских синонимов. квалификация 1. см. мастерство 2. 2. см … Словарь синонимов

    - (англ. quality качество, в смысле степень проявления достоинств) в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни. Квалификация (образование) уровень подготовки… … Википедия

    КВАЛИФИКАЦИЯ, квалификации, жен. (спец.). 1. только ед. Действие по гл. квалифицировать. Заниматься квалификацией труда. 2. Оценка и обозначение сортов и качеств товара (торг.). 3. Степень годности к какому нибудь ремеслу, виду труда,… … Толковый словарь Ушакова

    - (от латинского qualis какой по качеству и...фикация), 1) характеристика предмета, явления, отнесение его к какой либо категории, группе. 2) Уровень подготовленности, степень годности к какому нибудь виду труда. 3) Профессия, специальность… … Современная энциклопедия

    - (от лат. qualis какой по качеству и...фикация) 1) определение качества чего либо, оценка чего либо.2) Уровень подготовленности, степень годности к какому нибудь виду труда.3) Профессия, специальность (напр., квалификация токаря) … Большой Энциклопедический словарь

    Квалификация - – уровень подготовленности, степень годности к какому – нибудь виду труда. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, Москва, 2007 г. 110 стр.] Квалификация –… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы, включающей теоретические знания и практические навыки, которые должны соответствовать нормам Единого тарифно квалификационного справочника. Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов

    - (от лат. qualis качество) профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь

Книги

  • Квалификация и расследование преступлений в сфере оборота наркотиков , М. Х. Гельдибаев. Квалификация и расследование преступлений в сфере оборота наркотиков…
  • Квалификация преступлений против общественной безопасности. Учебное пособие , Устинова Т.. Учебное пособие подготовлено в соответствии с федеральным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 03090 (171;Юриспруденция 187;…

Уровень компетентности работника все чаще выходит на первый план, ведь каждая компания желает видеть в своих рядах профессионалов. Квалификация работника – это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы. Расскажем, какие есть формы повышения квалификации работников, об организации обучения за счет работодателя.

Работодатели, заинтересованные в развитии своей сферы деятельности, нуждаются в . Наличие профессионального персонала является залогом успешной деятельности любой организации. Поэтому одна из основных задач работодателя сегодня – это поддержание соответствия профессионального уровня работников динамично повышающимся квалификационным требованиям. В соответствии с от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК), выделяют следующие формы профессионального обучения :

  • повышение квалификации – форма профессионального обучения, позволяющая поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретённые профессиональные знания, умения и навыки;
  • профессиональная подготовка – , направленного на развитие личности для приобретения новых или изменённых профессиональных навыков, необходимых для выполнения определённого вида работ;
  • переподготовка – форма профессионального обучения, позволяющего освоить другую профессию или специальность;
  • дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами обучения и практики на предприятии и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося.

ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС

Нужно ли издавать приказ о повышении квалификационного разряда работнику?

Светлана Сергеенко эксперт электронной системы «ACTUALIS: Кадровое дело», руководитель тематического направления «Охрана труда, кадры и делопроизводство» цифрового издательства «МЦФЭР–Казахстан», юрист-правовед

Организация обучения работодателем работника

В соответствии с указанными требованиями, каждая организация должна иметь:

1) в Уставе (Положении) организации нормы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для организаций, которые непосредственно , переподготовку и повышение квалификации работников;

2) рабочие учебные планы и программы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;

3) учебники и учебно-методические комплексы по соответствующим профессиям (специальностям);

4) договор обучения (письменное соглашение между работодателем и обучаемым) либо договор об оказании образовательных услуг (письменное соглашение между работодателем и организацией, проводящей обучение).

Типовая форма договора на оказание образовательных услуг утверждена «Об утверждении форм типового договора оказания образовательных услуг и типового договора на проведение профессиональной практики».

Договор на обучение

Обучаемых по направлению работодателя осуществляются за счёт средств работодателя или иных средств , не запрещённых законодательством Республики Казахстан, в соответствии с договором на обучение (п. 3 ст. 118 ТК РК).

    1.Понятие и значение квалификации преступлений. Этапы квалификации.

    2. Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм.

    3. Убийство: уголовно-правовая характеристика.

    4. Виды вреда здоровью.

    5. Понятие и общая характеристика преступлений против свободы, чести и достоинства личности.

    6. Понятие и общая характеристика преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности личности.

    7. Преступления, посягающие на нормальное половое развитие несовершеннолетних (ст. 134, 135 УК РФ).

    8. Понятие и общая характеристика преступлений против несовершеннолетних.

    9. Понятие и общая характеристика преступлений против собственности.

    1 0. Понятие и признаки хищения.

    11. Преступления против собственности, не связанные с хищением.

    12. Понятие и общая характеристик а преступлений в сфере экономической деятельности.

    13. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов. (ФЗ)!

    14. Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия.

    15. Уголовно-правовая характеристика преступлений против общественной нравственности.

16. Понятие и общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

    17. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

    18. Понятие и виды должностного лица.

    19. Злоупотребление должностными полномочиями.

    20. Уголовная ответственность за взяточничество.

21. Понятие и общая характеристика преступлений против правосудия.

    22. Преступления против правосудия, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов.

    23. Понятие и общая характеристика преступлений против порядка управления (глава 32 УК РФ).

    24. Преступления, посягающие на нормальный документооборот.

25. Толкование оценочных признаков в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

    26. Умышленное убийство при смягчающих обстоятельствах (ст.ст. 106, 107, 108 УК РФ).

    27. Понятие и общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (глава 19 УК РФ).

    28. Понятие и общая характеристика преступлений против безопасности.

    29. Понятие и общая характеристика преступлений против общественного порядка.

30. Понятие, значение и основные правила квалификации преступлений.

1.Понятие и значение квалификации преступлений. Этапы квалификации.

Квалификация преступления – это установление и юридическое закрепление тождества между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления. Квалификация преступления – это:

процесс установления признаков того или иного преступления в деянии лица;

результат этой деятельности – официальное признание и закрепление в соответствующем юридическом акте.

Основание квалификации – совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления.

Предпосылками квалификации преступления является установление всех фактических обстоятельств дела и уяснение признаков состава преступления, содержащихся в диспозиции статьи Особенной части.

В процессе квалификации преступлений:

выясняется, является ли данное деяние преступным (ст. 14 УК РФ );

выясняется объект (а в ряде случаев и предмет) преступного посягательства;

производится анализ признаков, входящих в его объективную и субъективную стороны;

выясняются необходимые правовые требования, предъявляемые к субъекту преступления.

Субъекты квалификации – дознаватель, следователь, суд.

Виды квалификации:

официальная (легальная) – правовая оценка деяния по конкретному уголовному делу специально уполномоченными на то органами и должностными лицами (дознавателем, следователем, прокурором, судом);

неофициальная (доктринальная) – правовая оценка конкретного деяния, отражает научно обоснованные взгляды и мнения авторов монографий, учебников, комментариев, судей в постановлениях Пленума Верховного Суда, студентов на практических занятиях.

Значение правильной квалификации заключается в том, что она:

обеспечивает охрану интересов человека, общества и государства;

обеспечивает реализацию справедливой уголовно-правовой политики государства;

позволяет дать содеянному соответствующую отрицательную социальную оценку;

является непременным условием осуществления законности;

означает официальное признание уголовно-правовых отношений между лицом, совершившим преступление, и государством;

является предпосылкой назначения виновному заслуженного наказания;

обеспечивает объективность судебной статистики для выработки эффективных мер по предупреждению преступлений.

Процесс квалификации преступлений – это сложная мыслительная деятельность, подчиненная законам логики и состоящая из нескольких последовательных этапов.

Квалификация преступлений осуществляется в несколько этапов. К ним относятся:

Установление фактических обстоятельств дела

Установление конкретной нормы уголовного закона, которая предусматривает ответственность за данное преступление

Установление конкретного состав преступления

Закрепление результатов квалификации преступления в процессуальном акте

Квалификация проводится на разных этапах уголовного судопроизводства , и ее промежуточные результаты закрепляются в соответствующих процессуальных документах и актах (постановление о возбуждении уголовного дела, обвинительный акт, обвинительное заключение и т.п.) .

2.Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм .

Конкуренция норм – наличие двух или нескольких уголовных законов, в равной мере предусматривающих наказуемость данного деяния.

Виды конкуренции уголовно-правовых норм:

в содеянном одновременно усматриваются признаки двух и более составов, один из которых предусмотрен общей, другой – специальной нормой Особенной части УК РФ. Одна из норм (специальная) с большей детализацией отражает признаки преступления, по которой и наступает уголовная ответственность;

конкуренция части и целого, при которой должна применяться норма, с наибольшей полнотой охватывающая все фактические признаки совершенного деяния;

конкуренция составов с отягчающими и смягчающими обстоятельствами – приоритет отдается статье, предусматривающей более мягкую меру наказания;

конкуренция специальных норм с различными отягчающими обстоятельствами (особо квалифицирующими признаками) – окончательная квалификация должна быть осуществлена по наиболее тяжкому обстоятельству.

Общее правило квалификации преступления при конкуренции уголовно-правовых норм состоит в том, что применяется та норма, которая с наибольшей точностью, детализацией и полнотой охватывает все фактические признаки совершенного преступления.

Основным видом конкуренции является содержательная конкуренция норм уголовного права. Она также делится на виды :

    конкуренция общей и специальной нормы

    конкуренция части и целого

Конкуренция общей и специальной нормы

Из этих видов основным является конкуренция общей и специальной нормы. Как правило, такая конкуренция разрешается в пользу специальной нормы. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 17 УК РФ , если преступление предусмотрено одновременно двумя нормами уголовного закона: общей и специальной, содеянное квалифицируется только по специальной норме.

Специальной является норма, конкретизирующая признаки общего деяния применительно к конкретному объекту посягательства: например, состав посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ ) является специальным по отношению к составу убийства (ст. 105 УК РФ ); при этом конкретизации подвергаются характеристики потерпевшего , мотив и цель посягательства . Специальную норму также образует квалифицированный или привилегированный состав преступления по отношению к основному составу .

В конкуренцию также могут вступать несколько специальных норм. В случае, если конкурируют несколько квалифицированных составов (например, ч. 2 и ч. 4 ст. 158 УК РФ ), применению подлежит состав, устанавливающий наиболее строгую ответственность. Напротив, если в конкуренции находятся два привилегированных состава, применению подлежит наиболее мягкий (например, при конкуренции убийства в состоянии аффекта и при превышении пределов необходимой обороны деяние квалифицируется только по последнему составу) .

Если в конкуренцию вступают квалифицированный и привилегированный состав, применению подлежит норма о привилегированном составе: даже если, допустим, убийство будет совершено с особой жестокостью, но в состоянии аффекта , применению подлежит не ч. 2 ст. 105, а ст. 107 УК РФ.

Конкуренция части и целого

Конкуренция части и целого имеет место в тех случаях, когда одна из уголовно-правовых норм охватывает всё деяние целиком, а вторая лишь его часть. При конкуренции простых и сложных составов (части и целого) применяется норма со сложным составом, если в содеянном содержатся все её признаки, так как сложный состав полнее отражает деяние, чем каждый из включённых в него простых.

Трудности в квалификации вызывают ситуации, когда описание квалифицирующих обстоятельств одного состава даётся неконкретно, с использованием оценочных понятий: тяжкие последствия (в УК РФ - ч. 2 ст. 167, ч. 3 ст. 285, ч. 3 ст. 286 и так далее), применение насилия без уточнения его характера (в УК РФ - ч. 3 ст. 286, ч. 2 ст. 330 и так далее). Решающим фактором является соотношение санкций. Если санкция сложного состава меньше или равна санкции простого, деяние не охватывается сложным составом и требуется квалификация по совокупности ; если наоборот - квалификация идёт по сложному составу.

Конкуренция части и целого имеется также в случаях, когда деяние может квалифицироваться как оконченное причинение менее тяжкого вреда или неоконченное - более тяжкого. В подобных случаях налицо конкуренция части и целого, которая разрешается в пользу квалификации как покушения , поскольку оно полнее отражает содеянное за счёт того, что учитывается направленность умысла .

Как ТК определяет понятие «квалификация»

Понятие квалификации используют в трудовом законодательстве как критерий, по которому оценивают наличие у работника необходимых:

  • знаний и умений;
  • профессиональных навыков;
  • опыта работы по специальности.

Квалификация работников - это совокупность перечисленных качеств, которая позволяет объективно ценить профессионализм, то есть, способность выполнять трудовую функцию по конкретной профессии, специальности. Характеристикой квалификации является профессиональный стандарт, в котором устанавливают конкретные требования к наличию и уровню профессиональных качеств (ст. 195.1 ТК РФ).

Уровни квалификации, установленные профстандартами

В настоящее время разработано и утверждено более 1200 профессиональных стандартов, в каждом из которых для определения способности работника к трудовой деятельности по данной профессии используют уровень квалификации.

На сегодняшний день существует 9 уровней квалификации (приказ Минтруда России от 12.04.2013 №148н (далее – Приказ № 148н)). Каждый из них - это описание таких показателей, как:

  • Полномочия и ответственность. Они определяют способность работника к самостоятельной профессиональной деятельности и умению принять управленческих решений, а также зону его ответственности.
  • Характер умений . Определяющий уровень сложности выполняемых заданий - от стандартных, связанных с физическим трудом, до решения проектных и исследовательских задач, связанных с повышением производительности и эффективности туда.
  • Характер знаний. Определяет наличие и уровень специального образования.
  • Основные пути достижения уровня квалификации. Рекомендуемые для достижения конкретного уровня квалификации опыт, программы обучения и инструктажей, основные и дополнительные программы профессиональной подготовки.

Таблица. Уровни квалификации работников

Как проверить квалификацию соискателя

Квалификация работника - это один из важнейших показателей, который необходимо учитывать при кадровом планировании. Грамотное планирование потребности в кадрах позволяет получить четкие ответы на вопросы, сколько и какой квалификации работников потребуется компании в определенный момент времени и как подобрать нужных и наиболее квалифицированных специалистов, отвечающих всем требованиям вакансий.

При подборе на вакансию, к которой предъявляют профессиональные требования, используют описание квалификации, установленной соответствующим профстандартом. Чтобы адаптировать эти требования к конкретным условиям производства, на предприятии разрабатывают должностные инструкции. Это существенно облегчает задачу, стоящую перед менеджером по подбору - основной его функцией становится проверка соответствия квалификации потенциального работника требованиям инструкции.

Должностная инструкция бухгалтера с учетом требований профстандарта «Бухгалтер»

Эксперты советуют: на позиции, для которых установлен невысокий уровень квалификации, целесообразно привлекать молодежь, готовую к дальнейшему обучению, а вот на позиции руководителей - кандидатов, обладающих необходимой квалификацией.

Вопросы для оценки уровня квалификации специалиста по продажам

Как повысить квалификацию сотрудников компании

В условиях существующей на рынке труда конкуренции, работники сами заинтересованы в том, чтобы как можно выгоднее продать свой труд. Это касается и тех специалистов, которые уже трудоустроены. Если на предприятии, где существует внутренний рынок труда, разработана эффективная система мотивации, сотрудники не откажутся повышать квалификацию. Они видят прямую зависимость оплаты труда от уровня профессионализма. Повышая свою квалификацию они, тем самым, повышают производительность труда и прибыльность предприятия.

Повышение квалификации новых сотрудников

Новички - та часть коллектива, для которой повышение квалификации является насущной необходимостью, особенно, если это молодые специалисты. Да и те новобранцы, которые уже имеют опыт практической работы по профессии, должны адаптироваться и привести в соответствие имеющиеся знания и навыки с теми требованиями, которые установлены на предприятии.

Повышение квалификации этой категории работников компания может обеспечить своими силами, с помощью наставников или мастеров производственного обучения.

Повышение квалификации действующих сотрудников

На предприятии где соответствующая профстандарту квалификация работника - это гарантия достойной оплаты и получения иных, нематериальных благ, основной задачей HR-службы становится правильный подбор программ обучения. Для этого нужно провести аттестацию сотрудников и определить текущий уровень их квалификации.

При выборе программ обучения и повышения квалификации работников следует учитывать:

  • стратегические цели компании;
  • развитие техники и технологий;
  • будущую потребность компании в специалистах определенной квалификации;
  • существующий уровень профессионализма сотрудников;
  • финансовые возможности предприятия.

Большинство российских организаций по-прежнему вкладывают средства в обучение персонала. По данным исследования, шансы пройти профподготовку, курсы повышения квалификации или получить стажировку выше у работников промышленных предприятий (74%), транспортных и коммуникационных компаний (65%), строительных фирм (64%). Наименее охотно занимаются повышением квалификации персонала торговые организации (49%).

В 40 процентах случаев в России обучают сотрудников с помощью внешних организаций, например, тренинговых. На них компании тратят до 30 процентов всего бюджета на обучение, еще 17 процентов приходится на курсы повышения квалификации внутри фирмы.

Дополнительное соглашение о повышении квалификации

В современных условиях особое внимание уделяется уровню компетентности работника. И это неудивительно, ведь каждая компания желает видеть в своих рядах профессионалов, которые будут своим трудом служить на пользу организации. Квалификация работника - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы. Уровень подготовки очень важен при приёме на работу. Каждый работодатель ищет лучшего сотрудника в свою компанию, и поэтому квалификация в настоящее время выходит на первый план.

Образовательный процесс

Современная жизнь такова, что каждый человек, который хочет устроиться на хорошую работу и прилично зарабатывать, должен получить образование: высшее или среднее специальное. После окончания учебного заведения студент получает диплом, но это не значит, что он теперь является квалифицированным работником. Свидетельство о получении образования - уровень знаний. Квалификация работника - это, прежде всего, опыт.

Но где его взять? Во многих заведениях студентов старших курсов отправляют на практику, чтобы они смогли узнать немного о профессии не только в теоретическом плане. Далее вся ответственность ложится на плечи самого человека: его квалификация будет зависеть от личностных качеств.

Каждый студент обладает разным уровнем знаний и умений, поэтому при приёме на работу работодатель проводит личное интервью с целью выяснить, подходит ему в качестве работника тот или иной человек. Квалификация работников образования определяет уровень подготовки бывших школьников, поэтому работодатель выбирает себе сотрудников из лучших вузов страны.

Научные степени квалификации

Сейчас в России действует новая система деления выпускников. Ранее все были специалистами, а в данный момент появились бакалавр и магистр. По поводу данной системы мнения разделились: одни считают её провалом, другие, наоборот, - лучшей. Такую степень квалификации, как бакалавр, может получить студент, обучающийся 4 года, специалистам необходимо получать знания в течение 5 лет.

Если же человек намерен стать учёным, для начала необходимо получить научную степень магистра. Для этого нужно провести в учебном заведении 6 лет. Квалификация педагогических работников оказывает огромное влияние на уровень образования студентов. Профессора и доценты способны научить студентов их специальности, тем самым подготовив для страны грамотных экспертов.

По окончании учебного заведения каждый студент обязан написать выпускную дипломную работу, по результатам которой ему будет присвоена квалификация. Данный труд определит теоретические и практические знания учащегося, а также уровень его навыков.

Уровни квалификации

Качество рабочей силы в нашей стране определяется с помощью квалификационных разрядов. Они присваиваются рабочим по результатам решения аттестационной комиссии. На заводах у промышленных работников есть разряд. Всего их насчитывается 6 видов, первый - самый низкий, а шестой - самый высокий.

Институт повышения квалификации работников делит их на категории. От этого напрямую зависит оклад сотрудника. Он определяется с помощью тарифных ставок. У инженера они распределены от 0 до 1. Это те значения, на которые умножается оклад в зависимости от категории работника. У инженеров степень разряда определяется наоборот: первый - самый высокий, второй - менее квалифицированный и т. д.

У каждого работника есть своя должностная инструкция, где чётко расписаны его права и обязанности. К ней прилагается список квалификационных требований, которые представляют собой знания и умения сотрудника. Они необходимы для успешного выполнения работы.

Профессиональная квалификация работника не вызывает сомнений, если он всё делает качественно. Такой персонал руководители ценят, и стремятся улучшить условия труда. В случае каких-либо споров, мнение квалифицированных работников является определяющим.

Группы в соответствии с квалификацией

Для определения уровня знаний того или иного человека существует специальная единая тарифная сетка. В связи с этим выделяют четыре основные группы работников исходя из уровня квалификации:

  1. Неквалифицированные (разнорабочие). Такие сотрудники не обладают специальными знаниями, в большинстве случаев имеют среднее специальное образование. Часто занимают низкие должности, вроде уборщика, грузчика и т. д.
  2. Малоквалифицированные. Такие работники обучались примерно месяц, могут выполнять несложные задачи.
  3. Квалифицированные. Проходят обучение в течение 1-2 лет, также являются практикующими специалистами. Выполняют работы сложного уровня, некоторые способны руководить группой людей.
  4. Высококвалифицированные. Такие работники имеют высшее образование, большой практический опыт, часто занимают руководящие должности.

Повышение квалификации медицинских работников, сотрудников сферы образования особенно актуально в наше время. Ведь от них зависит два главных фактора в жизни: здоровье и уровень знаний.

Виды повышения квалификации

Этот вид обучения персонала довольно популярен, ведь совершенствование знаний и умений пойдёт на пользу не только работнику, но и организации в целом. Повышение квалификации работников образования и других сфер деятельности бывает краткосрочным, средним и длительным.

Краткосрочное обучение занимает не более 72 часов и проводится обычно по месту работы. Высококвалифицированные сотрудники делятся с новичками своими знаниями. После этого учащиеся сдают экзамен, в случае успешного результата им выдаются свидетельства о повышении квалификации.

Среднее по длительности обучение проводится от 72 до 100 часов. Оно актуально, если компания внедряет новые технологии или меняет сферу деятельности. Повышение квалификации такого вида проводится в виде тренингов или семинаров.

Длительное обучение эффективно для опытных сотрудников, которым необходимо получить новые знания для выполнения практических задач. Такое повышение квалификации может проводиться и с отрывом от производства. Иногда работников отправляют в другой город, но при этом сохраняется должность и зарплата сотрудника.

Особенности повышения квалификации

У каждой профессии есть свои отличительные черты. Если говорить о государственных работников, то можно отметить их деление на руководителей, помощников и советников. Также в соответствующих органах есть и обслуживающий персонал, который выполняет простейшие задачи.

Существует также деление должностей по группам, вроде младших, старших, ведущих и высших. Но не везде это актуально. Повышение квалификации педагогических работников направлено на изучение учителем современных технологий. Кроме этого, необходимо успешно применять знания на практике и иметь положительный результат работы. Только в этом случае преподаватель может получить высшую категорию.

Институт повышения квалификации работников образования предполагает серьёзную подготовку для учителей, ведь обучение на данный момент является неотъемлемой частью жизни людей. Требовательность к педагогам обусловлено желанием повышения уровня знаний учеников.

Проблема студентов

Работодатели ценят высококвалифицированных работников, которые имеют за плечами большой опыт и знают всё о профессии. Но как быть вчерашним студентам? Ведь понятно, что компания выберет себе в качестве сотрудника более опытного представителя. В настоящее время мало организаций, которые готовы дать шанс молодым, но что же делать?

Если студент хочет добиться высокого положения и стать профессионалом в своём деле, сначала придётся работать на низких должностях. Желательно на последних курсах начать трудиться в качестве лаборанта или помощника менеджера, чтобы освоить практическую часть специальности. В современных реалиях осень важно знание иностранного языка. Практически во всех сферах требуется умение разговаривать по-английски. Главное - цепляться за все возможности повышения квалификации, ведь от этого зависит компетентность специалиста.

Подготовка кадров

Первоначальная подготовка осуществляется в учебных заведениях: институтах, колледжах и т. д. Будущие руководители должны иметь высшее образование, для рабочих хватает и среднего специального. Квалификация работника - это уровень подготовки, необходимый для выполнения обязанностей. Для её приобретения сотрудник обучается всегда и везде.

Новые работники часто слышат фразу: «забудь то, чему тебя учили в институте». Конечно, делать этого не стоит, но дело в том, что в большинстве случаев теория и практика значительно разнятся между собой. Поэтому работодатели вынуждены проводить обучение на производстве, чтобы новичок понял, что от него требуют. Кроме практики, в организации рассказывают свою теорию, тем самым подготавливая сотрудников к работе.

Переподготовка кадров

Данный вид обучения актуален для рабочих, которые осваивают новую специальность. По сути, между подготовкой и переподготовкой нет принципиальной разницы. Обучение может проводиться как на территории предприятия, так и на выезде. Особенности переподготовки работников:

  • Она необходима в случае планового продвижения кадров: человек осваивает, например, руководящую должность, так как до этого никогда её не занимал.
  • Этот вид обучения характерен тем, что происходит изучение второй профессии. То есть человек будет компетентен уже в двух специальностях.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников, педагогов и представителей других профессий положительно влияет на уровень образования в стране. Ведь чем больше квалифицированных специалистов, тем качественнее их услуги.

Заключение

Делая вывод, необходимо отметить, что роль обучения возрастает с каждым днём. Квалификация работника - это степень его компетентности в конкретной профессии. Система образования России позволяет людям вырастать из обычных студентов в востребованных специалистов. Упорная работа над собой и постоянное самосовершенствование способны из любого самого рядового работника сделать профессионала своего дела.



Просмотров