Методике новиковой иванцовой тн часть 1. Методика развития для неговорящих малышей новиковой-иванцовой. Этапы логопедической работы

Семинар «Начальные этапы работы с неговорящими» (запуск речи) по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н. Часть1

Для того, чтобы наши дети заговорили им нужна предметная деятельность , которую могут обеспечить дефектологи и воспитатели. Второе, что нужно нашим детям — это говорящий социум. По всем законом развития человека он должен заговорить, два главных условия существует, но почему же он не говорит?

Причины могут быть самые разные — от умственной отсталости, аутизма до незрелости нервной системы и органических причин.

Мы все с вами знаем, что алалия — поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития или в период до года, которое приводит к тому что ребенок вовремя не начинает говорить. Значит в коре головного мозга должен быть какой-нибудь субстрат, новообразования — может быть гематома, — может быть киста в определенной области и тогда ребенок не будет разговаривать.

Но как показывают обследования на сегодняшний день детей с диагнозом алалия только лишь 2% детей имеет эти явления, а у остальных мозг очень чистый. Тем не менее они не говорят. Мы обратили внимания на то, что у наших детей нет координации, в артикуляции они могут посмотреть на нас и сделать что-то губами и языком, или могут кричать, верещать. Вроде смотришь голосовые складки работают, а одновременно сложить в нужную позу органы артикуляции и подать струю и голос они не могут.

Давайте обратимся в онтогенез, в онтогенезе гуление — это явления биологическое и там нет четких звуков, там все усредненное. Многие исследователи пишут, что по гулению нельзя узнать какой национальности ребенок, потому что гуление по своему окрасу у все одинаковое. Далее идет лепет — это явление социальное. Гуление присутствует у глухих, у слепых, у умственно отсалых, у всех, а лепет только когда ребенок дозревает до определенного момента и у него есть среда.

По лепету можно определить национальность, в лепете есть интонация , в лепете есть ритм , в лепете есть звуки, которые схожи или присущи данному языку. Лепетные цепочки сначала однородные и очень длинные. Затем цепочки становятся неоднородными. Чем не однороднее они становятся, тем ближе к слову. Потом из этой цепочки рожденное слово переходит в предположения, к двум годам должна быт фраза, если к двум года нет фразы, то мы должны бить в колокола.

Если у ребенка в 3 года нет речи и нет фразы, то мы должны с вами понимать, что нет общения — нет коммуникации, не развивается мышления,а значит вторичная умственная отсталость сформируется после трех лет, а в пять она уже есть, если нет полноценной речи.

Очень важно в детском возрасте заниматься развитием речи. Ведь именно в младшем возрасте вы закладываете фундамент успешного развития ребенка. Есть категория детей с различными нарушениями речи, и среди них есть и те, кто не разговаривает. И с такой группой специалист использует методику работы с неговорящими детьми Новиковой-Иванцовой.

Цели и задачи

Автор этой методики - заслуженный учитель России и логопед с большим стажем Т. Н. Новикова-Иванцова. Цель этого пособия - научить детей с тяжелыми нарушениями речи произносить звуки, слова, фразы и предложения. К ее работе даны рекомендации, которые помогут не только опытным специалистам, но и начинающим педагогам. Также это пособие написано доступным языком, что позволяет работать по нему родителям.

В основе методики Новиковой-Иванцовой лежат следующие принципы:

  • нужно сформировать благоприятную среду для речевого развития;
  • выполнять практические занятия по говорению нужно регулярно.

Успех от занятий по данному пособию зависит от того, насколько систематично вы будете выполнять эти правила. Ведь только постоянные занятия помогут достичь нужного результата. Нужно не просто "запустить" речь ребенку, но и создать подходящую для этого среду.

Факторы, влияющие на развитие речи

Чтобы успешно применить методику Новиковой-Иванцовой, вы должны создать комфортную речевую среду для ребенка. На развитие речи влияет состояние высших психических функций ребенка, т. е. у него должны быть развиты мышление, внимание, память и другие когнитивные процессы. Если какой-либо из этих процессов отстает в развитии, то это влияет и на речевое развитие.

Также ребенок должен достаточно много двигаться. Это улучшает кровоснабжение и работу головного мозга. Поэтому часто детям с речевыми нарушениями рекомендуют посещать бассейн или заниматься гимнастикой. Также чтобы сформировать благоприятную речевую среду, вы должны выполнить следующие условия:

  • стараться разговаривать с ребенком на разнообразные темы;
  • использовать новые слова;
  • ваша речь должна быть эмоционально окрашенной;
  • вы должны проговаривать слова четко и ясно;
  • озвучивайте ваши действия;
  • используйте наглядный материал и проговаривайте то, что показываете.

Один из важных нюансов в работе по методике Новиковой-Иванцовой - это музыкальные занятия. Благотворно на развитие речи влияют прослушивание и пение различных песен (на родном языке). Это помогает сформировать темпо-ритмическую сторону речи и улучшить фонетическое восприятие.

Этапы речевого развития

Методика Новиковой-Иванцовой построена на онтогенетическом принципе, т. е. в ее основе лежат этапы формирования речи. Ребенок с нормальным речевым развитием проходит все этапы, а у не говорящих детей это развитие идет с отставанием. Поэтому перед началом занятий нужно провести диагностику, чтобы определить, с какого этапа нужно начинать работу.

  1. Крик - это самая первая рефлекторная речевая реакция ребенка. С его помощью он общается с окружающим миром. В норме он должен быть чистым и звонким. У детей с нарушением речевого развития он приглушен или его вовсе нет.
  2. Гуление - это произнесение гласных звуков, поэтому взрослым кажется, что ребенок поет. Иногда к гласным добавляются и согласные звуки. Малыш уже пытается подражать интонациям взрослого, на этом этапе важно поддерживать его стремление к общению.
  3. Лепетание - это повторение одного слога или слова. Некоторые родители принимают лепетание за слово. Но считать так можно только тогда, когда ребенок осознанно это использует. После лепета ребенок начинает говорить словами.

К году-полутора у ребенка в словарном запасе должно быть несколько слов, из которых он может составлять фразы. Если у ребенка было отставание на каком-либо этапе, значит, согласно методике Новиковой-Иванцовой, с ребенком нужно его отработать. Благодаря этому малыш сможет научиться складывать слова, потом составлять фразы и предложения.

Использование сенсорных сфер

В самом начале работы по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н. на занятиях задействуют различные сенсорные сферы:

  • зрительный - ребенку показывают картинки-символы звуков;
  • тактильные - нужно не просто говорить, как работает артикуляционный аппарат, ребенок должен почувствовать работу губ, языка и голосовых связок;
  • слуховое восприятие - в работе используют мелодии-ритмы.

Особый упор в работе делают именно на темпо-ритмическую составляющую и слуховое восприятие. Поэтому в методике Новиковой-Иванцовой содержится много заданий с использованием музыки. Это помогает сформировать не только артикуляционный аппарат, но и правильное речевое дыхание.

Этапы логопедической работы

Методика Новиковой-Иванцовой - "вызывание речи" - направлена на то, чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями овладеть фразовой речью. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов.

  1. Предъязыковой уровень - упор делают на формирование пассивного словаря, т. е. на понимание речи. Он включает такие задания, как работа над темпо-ритмической составляющей, отработка интонации. На этом уровне отрабатывают стадию лепета. Также на этом этапе учат различать неречевые звуки и делают постепенный переход к речевым.
  2. На следующем этапе ведут работу по формированию и развитию звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.

Чтобы логопедическая помощь была эффективной, нужно соблюдать последовательность, занятия должны быть регулярными.

Особенности методики

Существуют различные методики, которые направлены на то, чтобы помочь неговорящим детям. Что же выделяет работу Новиковой-Иванцовой?

  1. С первых занятий включают задания на работу над темпо-ритмической стороной речи и интонацией.
  2. В работе используют 6 мелодий, которые соответствуют 6 слоговым ритмам русского языка.
  3. Также на начальных этапах работают над формированием правильного речевого дыхания и обучению ребенка пению.
  4. Согласные звуки вызываются не изолированно, а в сочетании с гласными, т. е. в виде слогов.
  5. На первых занятиях упор делают на тактильных ощущениях от произношения звуков.

Именно эти особенности отличают методику Новиковой-Иванцовой.

Результаты

Довольно часто логопеды используют методику Новиковой-Иванцовой для работы с неговорящими детьми. И многие восхищаются достигнутыми результатами, отмечая прогресс детей с алалией. Но некоторые среди недостатков отмечают, что нужно несколько месяцев заниматься только "пропеванием", поэтому не всем детям и родителям нравятся такие занятия. Другие включают понравившиеся задания в занятия. Но главное - это соблюдать последовательность и учитывать все особенности этой методики.

Занятия по пособию Новиковой-Иванцовой - это возможность для детей с тяжелыми нарушениями речи научиться общаться с людьми. Эта методика учитывает онтогенез речи, что позволяет максимально эффективно построить логопедическую работу.

Полностью ее название звучит как методика формирования языковой системы или коротко мфяс , направлена на исправление задержек в речи детей , которые могут возникнуть при алалии, проявлениях заикания, интеллектуального развития, синдрома Дауна, раннем детском аутизме и проч. Именно в борьбе с этими нарушениями методика Новиковой-Иванцовой наиболее эффективна.

Принципы методики


Тамара Новикова-Иванцова — автор методик исследования и исправления речевых дефектов у детей

Тамара Никифоровна — заслуженный учитель России, логопед с тридцатилетним стажем в области работы с системными речевыми патологиями у детей.

В ее методе содержатся рекомендации, имеющие ценность не только для профессиональных логопедов, но и только начинающих специалистов. Помимо этого, информация в пособии излагается доступным языком, что также будет полезно мамам и папам, планирующим заниматься с малышом дома.

Стоит обозначить общие принципы , которые на первый взгляд могут показаться слишком простыми. Но вся суть методики заключается в системности их выполнения .

Чтобы ребенок был готов заговорить, нужно :

  • сформировать среду , благоприятную для развития речи;
  • проводить обучающие занятия по практике говорения на регулярной основе.

Факторы, влияющие на качество речевого развития ребенка


Психика ребенка, уровень его физической активности, среда, располагающая к общению, — три важнейших условия успешного речевого развития

Стоит учитывать, что на развитие речевых навыков оказывает влияние состояние психики малыша . Способность говорить зависит от того, насколько развиты его мыслительные процессы, запоминание, концентрация и проч. Проблемы разного уровня сложности могут решить врачи-специалисты, от логопеда до нейропсихолога.

Развитие речи также неразрывно связано и с физической нагрузкой , которую ежедневно испытывает ребенок. Двигательная активность обеспечивает улучшение кровообращения и насыщение мозга кислородом. Особенно полезно детям с речевой задержкой ходить в бассейн и заниматься гимнастикой.

Большую роль в развитии речевых способностей играет погружение ребенка в речевую среду . Чтобы сформировать вокруг малыша необходимые условия

  • общайтесь с ним на разные темы,
  • используйте разные слова,
  • меняйте интонации,
  • говорите четко и ясно, проговаривайте свои действия,
  • показывайте ребенку иллюстрации или объемные фигуры, комментируя их словесно.

Благотворное влияние оказывает прослушивание песен на родном языке в исполнении мамы или близких родственников.

Это активизирует речевой механизм, налаживает систему ритма и такта, фонематического восприятия слов. Поэтому один из ключевых элементов МФЯС – музыка , которая так или иначе влияет на душевное состояние, может вызвать смену настроения и сопроводить ее речевым оформлением.

Этапы речевого развития по МФЯС


Крик, гуление, лепет — важнейшие этапы развития речи ребенка

Крик

Это рефлекторная реакция человека на влияние внешних раздражителей . Ребенок кричит, когда ему некомфортно, когда он испытывает боль, голод, жажду, любые неприятные ощущения. Крик характеризуется звонкостью и громкостью, коротким вдохом и продолжительным выдохом, в течение которого и производится звук.

Дети, которые имеют некоторые отклонения в нервной системе, издают или оглушающий звук, или заменяют его на тихие возгласы с прерывистыми всхлипываниями. Однако крика может и не быть. Чаще всего период активного «кричания» заканчивается после 2-х месяцев со дня рождения ребенка .

Гуление

Это долгое и распевное извлечение гласных звуков . При этом часто оно может сопровождаться и воспроизведением согласных. Здесь ребенок уже улавливает интонацию родителей, пытается сопровождать ее своими звуками, он хочет управлять своим речевым аппаратом, чтобы донести мысль. Но аппарат к этому еще не готов, поскольку находится в переходном состоянии.

Задача родителя – активно поддерживать эмоциональную связь с ребенком, общаться с ним при помощи интонации, ее тональности, ритма, но не стоит забывать и о словах.

Лепетание

В возрасте пяти — девяти месяцев развитие речи ребенка переходит на новую стадию лепета . Это многократное повторение одного и того же слова или звукосочетания, слога, которые могут составлять элементарные слова. Например, «ма», «па», «дя», и других. Пока ребенок учится воспринимать на слух некоторые выражения, формируется глубина выдоха, которую малыш учится контролировать. В 10 месяцев некоторые дети могут уже составлять слова из одинаковых слогов – «мама», «дядя», «тятя» и т.д.

В один год дети имеют в своем багаже около 10 слов и больше . При этом примечательно, что быстрее новые слова осваивают девочки.

К полутора годам малышам уже доступны для произношения некоторые короткие фразы .

Возможно, что на каком-либо из этапов у ребенка возникнет нарушение или задержка . Это влечет деформацию системы речи и затруднения, вызывающе беспокойства у близких. Чтобы восстановить последовательность в этапах, рекомендуется следовать методике Новиковой-Иванцовой и пройти поочередно все необходимые уровни крика, гуления и лепета. Затем появится возможность произносить звуки, слоги, слова и целые фразы.

Значение методики

Разработка Новиковой-Иванцовой не только помогает заговорить детям, она служит необходимым инструментом в руках логопедов, которые занимаются изучением нарушений в области структуры слов, темпа, тембра, ритмики, звукоизвлечения вообще.

Ее пособие вобрало в себя собрание приемов, которые направлены на коррекцию речеслухового восприятия — в частности — и на устранение проблем речевого аппарата — в целом.

По МФЯС выделяется несколько этапов :

  • предварительный , на котором проводятся занятия на чувство ритмики;
  • непосредственно практика , в ходе которой выполняются упражнения на развитие памяти, моторики, произношение гласных, изучение слогов, слов, песен с сопровождающим визуальным материалом.

Более подробно и комплексно о работе с неговорящими детьми можно ознакомиться в видеоматериале самого автора методики в двух частях.

Часть 1

Часть 2

Заключение

Методика Новиковой-Иванцовой используется многими логопедами мира. В ее основе заложен базис эффективного разрешения проблем, с которыми сталкивается большой процент детей. Если вовремя обратиться к грамотному методу, изучить необходимую литературу и согласовать разработанный комплекс со специалистом, который учтет индивидуальные особенности вашего ребенка, результат будет положительным.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

работа с неговорящими детьми, развитие речи у неговорящих детей, алалия. «Методы формирования языковой системы» методика Новиковой-Иванцовой Т.Н.

"Методика формирования языковой системы" (МФЯС), разработанная московским логопедом-практиком Новиковой-Иванцовой Тамарой Никифоровной.

Логопеды, как правило, ориентированы на формирование речевой системы, а необходимо - прежде всего в случае с алалией - формировать языковую систему. В своих размышлениях о речевых и языковых явлениях Тамара Никифоровна говорит: "Задача логопедии исправить не только артикуляцию, темп, ритм, произношение, но и содержательную сторону. А это возможно только тогда, когда мы знаем структуру языковых кодов."

"Всего существует 4 кода: лексический, фонетический, морфемный и синтаксический. Грамотная организация логопедической работы возможна только при знании структуры данных кодов, и тогда логопед охватывает не только артикуляционные, но и языковые явления." Основной стержень МФЯС - опора на онтогенетический принцип развития речи и отработка-формирование языковых кодов.

Уровни развития речи

Предметная среда Социум Соединить артикуляцию, дыхание и голос Преобразование гуления (дать фонацию звука) Получить слог –лепетание (соединить артикуляцию гласного и согласного; переключить с одного слога на другой Условия Этапы 3 канала получения информации: Тактильный Зрительный Слуховой

Языковая система Фонетический-умение различать звуки(винарные признаки звуков: глухие, звонкие…) Лексический-система ассоциаций, основанная на классификации и категоризации объектов мира 1 код 2 код 3 код Синтаксический-формирование предложения с выходом на связную речь 4 код Морфемный (морфологический)- система морфем, которые зависят от количества, пространства (падежи и предлоги) и времени.

Этапы работы Получить произвольное дыхание соединенное с голосоподачей и артикулированием Сделать их более длительными по времени Пропевание с переключением: а-а-а-о-о-о-и-и-и. Таким образом гласные структурируются и определяют структуру слова, а согласные вносят смысл. 1 этап 2 этап

Занятия Занятия Мелодии: первый ударный, второй ударный, третий ударный. Символы звуков (по Фомичевой М.Ф.) Конспекты

Источники http://logosystem.ru/ Занятие №1 http://www.youtube.com/watch?v=ms2Eb0JnbdU Занятие №2 http://www.youtube.com/watch?v=VMl-HL5wAvM Занятие №3 http://www.youtube.com/watch?v=mNsk_hWVd98 Ответы на вопросы после лекции http://www.youtube.com/watch?v=i38qn3p1hQY


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "...Уж постоим мы головою за Родину свою..." Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Новиковой Натальи Петровны воспитателя МБДОУ ДС № 27 г. Железнодорожный

Презентация может быть использована для знакомства детей с событиями Отечественной войны 1812 года, а так же на родительских собраниях и методических обЪединениях, как представление опыта работы педаг...

Консультация воспитателя старшей группы ГБОУ детский сад №2092 ВАО И.Н.Новиковой

Дошкольный возраст и социальный мир Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со в...

ДР-р Мороз (старшая группа) музыкальный руководитель Новикова Г.Г.

ДР-р Мороз(старшая группа) музыкальный руководитель Новикова Г.Г. Действующие лица: Взрослые:ДР-р МорозСнегурочкаДед МорозДва космических пирата Дети:Инопланетян...

Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Новиковой Марины Анатольевны: "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста"

Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Новиковой Марины Анатольевны: "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста"....

Что делать, когда ребенок молчит? К какому специалисту обращаться? Какая методика самая эффективная?

Если ваш ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников. Наша статья посвящена наиболее перспективным методикам запуска речи у неговорящих детей.

Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:

  • непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;
  • одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
  • улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна;
  • речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями.

Методика Новиковой-Иванцовой

Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.

Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.

Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.

У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.

Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.

Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.

Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.

«Мои первые слова» Н. А. Шишкиной

Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.

На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.

Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.

Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:

  • Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.
  • Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
  • На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
  • Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.

Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:

  • «Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;
  • «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
  • «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
  • «Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.

В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.

Методика Татьяны Грузиновой

Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно.Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.

Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.

Запуск речи происходит в три этапа:

  • Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
  • Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
  • На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.

Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.
Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.



Просмотров